ПК 4.1
методическая разработка

Гончаренко Александра Алексеевна

Выбирать учебно - методический комплект, разрабатывать учебно - методические материалы (рабочие программы, учебно - тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ УМК “Гармония”

Программа «Гармония» разрабатывалась под ФГОС-2009. В редакцию федерального стандарта 2016 года она не вошла, преподавание по ней в государственных школах не ведётся с 2021 года. При этом учиться по «Гармонии» не запрещается в частных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и на семейной форме обучения.

Общие особенности учебников:

1. Оформление учебников выполнено в ярких цветах, изображения хорошие по качеству. Текст крупный и удобный для восприятия, шрифт без засечек, чёрного цвета.

2. В каждом учебнике представлены уникальные условные обозначения и / или персонажи.

3. Все задания в системе развивающего обучения. Направлены на развитие логики, поощрение самостоятельности, применение опыта, комфортное обучение, нравственное воспитание и оздоровление.

Особенности учебника по предмету “Окружающий мир”:

Авторский состав: Ольга Тихоновна Поглазова - автор программы и учебных пособий по курсу "Окружающий мир", кандидат педагогических наук, доцент, с 1997 года преподает методику обучения естествознанию в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова.

Зинаида Николаевна Ворожейкина — советский российский востоковед-иранист, литературовед, специалист по иранской литературе, доктор филологических наук, научный сотрудник Института востоковедения АН СССР.

Оформление учебника выполнено в ярких цветах, изображения хорошие по качеству. Текст крупный и удобный для восприятия, шрифт без засечек, чёрного цвета. Номера заданий выделены зелёным цветом.

На форзаце изображена солнечная система, но во 2 части учебника - карта вымышленного города; на первых страницах обозначены условные знаки; вопросы к теме урока находятся в цветной рамке; иллюстративный материал и цветные схемы буквально на каждой странице; разный цвет рамок заданий; в конце учебника изображена карта Российской Федерации, но во 2 части учебника всемирная карта; каждый раздел учебника “Человек, Природа, Общество, Родина“ соответствует разному цвету;

Задания интересные: большое количество вопросов для рассуждения “подумай, догадайся, объясни, какие ещё советы ты дашь, предположи”; во 2 части учебника есть карта, которую можно использовать для игр.

Особенности учебника по предмету “Математика”:

Авторский состав: Наталья Борисовна Истомина закончила Псковский педагогический институт, специальность - учитель математики и физики, автор учебников и рабочих материалов по математике.

Оформление учебника выполнено в ярких цветах, изображения хорошие по качеству. Текст крупный и удобный для восприятия, шрифт без засечек, чёрного цвета. Номера заданий выделены синим цветом.

Форзац и нахзац учебника содержит теоретические материалы для уроков математики. Оформление яркое, шрифт крупный.

Расшифровка для условных обозначений отсутствует в этом учебнике, видимо они есть в учебнике для 1 класса. Присутствуют такие обозначения, как "книжка", "линейка", "калькулятор", "циркуль".

В учебнике присутствуют два героя, которые помогают разобраться в правилах и в решении номеров.

Правила выделены светло голубым цветом. Задания имеют понятные формулировки. Схемы к задачам понятны для взрослого и ребёнка.

Содержание учебника математики соответствует получаемым знаниям во 2 классе.

Особенности учебника по предмету “Русский язык”:

Авторский состав: Марина Сергеевна Соловейчик - кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, автор учебников русского языка и учебно-методических пособий по обучению грамоте.

Кузьменко Надежда Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, соавтор М.С. Соловейчик учебника «Русский язык» для 1-4 классов и всех пособий к нему, член коллектива авторов «Букваря» и прописей «Хочу хорошо писать».

В первой части учебника даётся вводная история, в которой представлены два героя - Антон и мальчик-иностранец.

Также представлены условные обозначения, используемые в учебнике, например: "расскажи другим, что теперь знаешь, умеешь" - организация групповой работы, "рисуй словами" - устный ответ, "внимание: есть ошибки" - исправление ошибок в задании.

Правила представлены в цветовых рамках, а также главное выделено курсивом и жирным шрифтом, это обращает внимание.

На форзаце учебника расположен русский алфавит как с печатными, так и с прописными буквами, а также подписаны их верное произношение. На другой стороне расположены правила об опасных местах в словах и как их искать. На нахзаце представлены наглядное представление, что такое слово, предлоги текст.

Особенности учебника по предмету “Литературное чтение”:

Авторский состав: Ольга Владимировна Кубасова - кандидат педагогических наук, доцент, автор учебников и учебно-методических пособий по литературе и литературному чтению.

В дизайне преобладают зелёный, голубой, оранжевый цвета. На страницах большое количество иллюстраций. Все задания выделяются в голубую рамочку.

На всех страницах шрифт в едином стиле и кегель соответствует СанПиНу. Отсутствуют сюжетные герои.

Учебник представлен в 2 частях. На заключительных страницах находится содержание.

Условные обозначения:

1. Игра "Радиотеатр" (чтение по ролям)

2. Начало урока

Принципы программы

Создатели УМК «Гармония» выделяют следующие цели своей программы:

  • Развитие логики. Научить ребёнка анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, нахождению аналогий, дедукции и индукции. На формирование этих навыков направлены курсы многих предметов — от математики до окружающего мира. 
  • Поощрение самостоятельности. Создать учебную среду, где ребёнку было бы интересно самому добывать информацию на уроке и дома. По замыслу авторов программы, одна из основных задач учителя — раскрепостить детей и привить им вкус к самостоятельному поиску ответов.
  • Применение опыта. Научить ребёнка использовать для решения задач собственный опыт, а не только теоретические знания. Повторение пройденного не сводится к рутинной проверке знаний, а всегда служит фундаментом для освоения новой темы.
  • Комфортное обучение. Сделать учебный процесс максимально дружественным для школьника. Например, в методике программы прямо прописано, что оценки не должны травмировать психику ученика. На уроках ребятам нередко предлагают оценить себя самостоятельно, и их оценка учитывается при аттестации. 
  • Нравственное воспитание. Привить детям духовно-нравственные ценности и сформировать эстетический вкус. За это в программе отвечают гуманитарные дисциплины: литературное чтение, музыка и изобразительное искусство.
  • Оздоровление. Укрепить физическое здоровье школьников. Это относится не только к курсу физкультуры, но и к остальным дисциплинам: для снятия напряжения в середине урока проводятся физкультминутки.

Как и другие развивающие программы, «Гармония» уделяет большое внимание работе в малых группах. Учитель делит класс на команды, равномерно распределяя «слабых» и «сильных» учеников, и даёт им общее задание, в процессе выполнения которого каждая группа может прийти к собственному выводу. На уроках педагог регулярно предлагает ребятам поразмышлять, как можно применять полученные знания. 

Главным показателем успеха в учебной программе «Гармония» является портфолио школьника. В него включают все работы, которые ребёнок сделал в ходе уроков, на дополнительных занятиях и в качестве самостоятельной работы. 

Все учебники направлены на духовно-нравственное воспитание младших школьников. При этом в рамках различных учебных предметов делаются акценты на разных компонентах работы.

В каждом из учебников системы «Гармония» решение задач личностного развития младших школьников, их духовно-нравственное воспитание в единстве с формированием предметных и метапредметных умений осуществляется за счёт особого построения курса, отбора и логики подачи учебного материала, способов организации учебной деятельности детей, системы учебных заданий, используемых средств обучения.

Двумя главными отличиями программы от аналогов разработчики называют:

  • Целостность. Программа призвана объединить подходы традиционных и развивающих систем обучения, сочетать достижения советского образования с инновациями, чтобы выстроить максимально гармоничный рабочий процесс. На практике это выражается в нестандартном подходе к освоению некоторых тем и использованию на уроках возможностей мультимедиа.  
  • Гуманизм. Ориентация на личность ребёнка, а не на условного ученика как единицу системы образования. Используя гуманные методы и применяя личностный подход, программа учит детей человечности.

Возможные трудности при реализации программы и пути их решения:

- отсутствие программы в редакции федерального стандарта 2016 года. Как следствие преподавание по ней в государственных школах не ведётся с 2021 года.

Разработка обновленной версии: При необходимости можно обратиться к разработчикам программы с предложением обновить её в соответствии с требованиями последних стандартов образования.

Подготовка дополнительных материалов: Педагоги могут разработать и использовать дополнительные материалы, которые учитывают современные образовательные стандарты, но основываются на принципах программы "Гармония".

- необходимость предварительной подготовки дошкольника к обучению по программе «Гармония».

Проведение адаптационных курсов: Организация курсов или занятий для дошкольников, направленных на ознакомление с основными принципами программы и развитие необходимых навыков.

Поддержка семейного обучения: Предоставление родителям информации и рекомендаций о том, как подготовить ребёнка к обучению по программе "Гармония", чтобы они могли провести соответствующую подготовку дома.

- сложность домашних заданий для родительского контроля.

Подготовка родителей: Организация встреч и семинаров для родителей, на которых они могут получить инструкции и поддержку по выполнению домашних заданий.

Предоставление пособий для родителей: Использование рекомендательных пособий для родителей с инструкциями к различным видам заданий и с образцами их выполнения.

- недостаточное количество времени на разбор заданий высокой трудности, которые предлагаются для самостоятельного решения.

Индивидуальная поддержка: Предоставление дополнительного времени для индивидуальной работы с учениками, которым может потребоваться дополнительная помощь в решении сложных заданий.

Оптимизация учебного процесса: Пересмотр расписания уроков с целью выделения дополнительного времени на разбор сложных заданий или организацию дополнительных занятий для групп учеников с особыми потребностями.

Причины оставить УМК «Гармония» в образовательном процессе:

  1. Развитие критического мышления: Программа "Гармония" активно стимулирует развитие логического мышления у детей, что необходимо в современном мире, где умение анализировать, сравнивать и делать выводы играет ключевую роль в успешной адаптации к изменяющимся условиям.
  2. Самостоятельное обучение: Поддержка самостоятельного обучения формирует у детей навыки активного поиска информации, что не только способствует более глубокому усвоению материала, но и развивает инициативу и ответственность.
  3. Практическое применение знаний: Программа стимулирует использование личного опыта для решения задач, что помогает детям осознать практическую ценность учебного материала и его применимость в реальной жизни.
  4. Поддержка эмоционального благополучия: Учебная среда, ориентированная на комфорт и отсутствие психологического давления, способствует эмоциональному благополучию учеников, что важно для их общего развития и успеха.
  5. Нравственное воспитание: В фокусе программы лежит не только умственное, но и нравственное развитие детей, что формирует в них осознанное отношение к моральным ценностям и этическим нормам.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доценко М., Серебрякова К., Елисеева Е., Чинчалинова А., Эпова В., 42 группа.

Анализ УМК «Начальная школа XXI века»

Русский язык

С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, «Вентана-Граф» 2003г.

На форзаце отсутствует справочная информация.

Условные обозначения:

  • Ключик — тайны языка: формулировка закона или правила
  • Восклицательный знак — обрати внимание: это важно знать
  • Открытая книга — вспомни материал: вспомни материал, излучавшийся ранее
  • Перо — пиши правильно
  • Гиря — трубная тема (задание)
  • Велосипед с 2 сидениями — работа в парах
  • Указывает пальцем в сторону — подсказка (в учебнике подсказка еще выделена серой рамкой)

В учебнике все темы идут по порядку как уроки. 1 тема — 1 урок.

Темы/уроки отделены чертой, обозначены номером урока, а также сверху черты написано и выделено курсивом название раздела, к которому этот урок относится. Сама тема урока выделена жирным шрифтом.

Упражнения в учебнике так и обозначены: упражнение 1, 2, 3 и т.д. Нумерация упражнений внутри самой темы. В новой теме нумерация происходит сначала.

К некоторым упражнениям дается несколько заданий. Основное — в начале упражнения, дополнительное — после упражнения с отступом первой строки.

Информация, которую важно знать, обозначена соответствующим условным обозначением и выделена в бежевую рамку.

В учебнике присутствуют картинки. Так как данный учебник предназначен для 4 класса, картинки здесь встречаются не слишком часто: максимум 2 акварельные картинки на странице по теме задания.

В учебнике есть рубрика «Путешествие в прошлое», где размещена интересная информация о происхождении чего-либо. Например, история и значение имен людей.

Также есть рубрика «давай подумаем», где находятся задания и вопросы по теме урока для рассуждения.

Есть задания повышенной сложности, обозначенные гирей. В данном учебнике они встречаются достаточно редко.

Правила обозначены ключиком, в рамку не выделены. Основные моменты правила выделены жирным шрифтом и/или курсивом.

В учебнике в некоторых упражнениях встречаются таблицы.

Словарные слова обозначены пером из условных обозначений, они помещены в цветную рамку, в них выделено ударение.

Упражнения продуктивные, во многих из них задание требует доказать свой выбор, аргументировать мнение, подумать насчет спорного момента, найти ошибки и т.д. То есть, учат детей думать, развивают мышление.

После всех тем в учебнике расположены «твои помощники»: различных видов словари, памятки.

После «твоих помощников» находится содержание учебника, где к каждой теме приписан номер урока, к которому эта тема относится. Номер урока выделен курсивом. В темах, которые с правописанием чего-либо, то, что дети должны научиться писать, выделено жирным шрифтом. Например, «ться и тся» в теме «Правописание ться и тся в глаголах» выделены жирным шрифтом.

После содержание есть страничка для учителя, где кратко описаны методические рекомендации в общих чертах, а также на особо трудных темах.

Окружающий мир

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

«Окружающий мир»

Открыв форзац черника, можно увидеть несколько картинок.

По условным обозначениям можно сказать, что работа направлена на задания.

Каждый раздел начинается с шмуцтитула с планами и целями для учеников: мы узнаем, мы научимся.

Каждая новая тема выделена жирным шрифтом и подчеркнута чертой. Перед началом изучения новой темы детям предлагается высказать своё предположение по какому-либо вопросу. После завершения каждой темы присутствует условное обозначение «этот удивительный мир», где можно узнать какую-либо информацию по теме урока.

В учебнике представлено достаточное количество красочных иллюстраций, что как раз характерно для 4-го класса.

В конце учебника есть словарик, где представлены слова, которые дети изучали в течение года.

Математика

Учебник красочный. Картинки присутствуют не на каждой странице, но встречаются часто. В учебнике присутствуют текстовые и внетекстовые материалы. Текстовые материалы представлены материалами по теме с объяснением, правилами, заданиями по теме урока. Внетекстовые материалы представлены картинками, условными обозначениями, схемами, таблицами, картами. В начале учебника есть условные обозначения. Темы прописаны к каждому уроку и выделены жирным шрифтом. В каждой теме содержится достаточно много заданий. В каждой теме есть задания на новый материал и упражнения на повторение. В учебнике не предусмотрены задания для парной, групповой и самостоятельных работ. Все правила выделены оранжевым цветом. В учебнике в некоторых темах присутствуют герои: волк, заяц, белка, еж, жираф, лиса, медведь. Форзац учебника не оформлен, на нем отсутствует какая-либо информация. В конце учебника представлен справочный материал в виде таблиц с названиями, изображений, которым удобно пользоваться. В учебнике есть рубрика это интересно, в которую входят старинные задания , факты про учёных. Шрифт в учебнике достаточно мелкий. В одной теме задания разнообразные по содержанию. В целом, материал в учебнике достаточно интересный и объемный, он позволяет детям получать новые знания и расширять свой кругозор. Присутствуют продуктивные задания.

Литературное чтение

В учебнике литературного чтения произведения и новые авторы идут непрерывно, не начинаясь с новой страницы. Перед содержанием темы есть актуализация знаний.

Работа с текстом подразумевает представление событий, рассуждение, сравнение, рассказ, выражение собственного отношения, чтение выразительно.

Новое знание выделено в цветную рамку.

Значения слов указаны сразу после произведения.

Иллюстрации небольшие, соответствуют произведениям, иногда встречаются фотографии.

Текст преобладает над иллюстрациями, страницы некрасочные, что соответствует учебнику четвёртого класса и уровню обучения данной программы.

В учебнике есть задания по выбору. Очень много творческих заданий, которые обозначены условным знаком "проба пера". Представлены рубрики "книжная полка" с рекомендациями книг и произведений для самостоятельного ознакомления и рубрика "проверь себя".


Вывод

Обложки учебников имеют неяркое оформление, картинки в учебниках маленькие, которые не отвлекают внимание ученика. В учебниках нет героев. Шрифт в учебнике читабельный. Обложка твёрдая. Справочные материалы выделены цветом. Учебники маленькие, компактные, что удобно использовать в работе и носить с собой. Задания продуктивные.

Особенности:

  • Учебники значительно доработаны в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Содержание учебного материала ориентировано на духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся;
  • Система учебников направлена на всестороннее развитие личности младшего школьника;

Материал к уроку в учебниках по математике не определен границами.

Материал к уроку в учебниках русского языка разбит по урокам.

Заданий к теме много, но это не говорит о том, что надо все выполнить.

Темы, предусмотренные программой, материал по каждой теме отражает основные вопросы, а также те вопросы, которые необходимо рассматривать в связи с данной темой.

УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.

УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума.



Предварительный просмотр:

Выполнили: Чинчалинова Аида, Серебрякова Карина, Эпова Вероника,

Елисеева Елизавета

Анализ учебников УМК «Перспектива»

Математика

В учебнике присутствуют текстовые и внетекстовые материалы. Текстовые материалы представлены материалами по теме урока, правилами, заданиями по теме урока. Внетекстовые материалы представлены картинками, условными обозначениями, схемами, таблицами. Картинки присутствуют не на каждой странице учебника. В учебнике есть укрупненные темы, рассчитанные на несколько уроков. Но, имеются также темы, рассчитанные на 1 урок. Каждая тема содержит примерно по 9-10 заданий. В учебнике предусмотрены задания для парной работы, в конце каждой темы есть задания повышенной сложности. Темы прописаны не к каждому уроку. Начало урока в учебнике обозначено знаком «колокольчик». Также, для разграничения тем есть голубая полоса. Все темы в учебнике выделены жирным шрифтом, черным цветом. Шрифт в учебнике достаточно мелкий. Номер каждой страницы выделен в овал. В одной теме задания разнообразные по содержанию. Все правила в учебнике выделены желтым или реже оранжевым цветом. Теоретические материалы оформлены в голубую рамку. Вопросы и задания в учебнике имеют продуктивный характер. В конце каждого раздела есть материал для повторения и самоконтроля. В конце учебника во 2 части есть раздел итоговое повторение за курс. На форзаце учебника отсутствует справочный материал для учащихся. В целом, материал в учебнике достаточно интересный и объемный, он позволяет детям получать новые знания и расширять свой кругозор.

Литературное чтение


В УМК «Литературное чтение» программы "Перспектива" входят учебник в 2 частях, творческая тетрадь, рабочая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов» методические рекомендации. Имеются задания для разных форм работы: парной, групповой, работой со взрослым, индивидуальной. Задания "ищем информацию" подразумевает работу с толковым словарём, энциклопедией, походом в библиотеку. В учебнике есть герои — Аня, Ваня и учитель. Каждый раздел начинается с диалога Ани и Вани, учитель подытоживает их рассуждения. Произведения сопровождаются разноразмерными иллюстрациями, фотографиями, картинами художников. Учебник включает в себя словарь, рекомендации книг для дополнительного чтения, рубрики "Мы идём в музей книги", "Мы идём в библиотеку", "Самостоятельное чтение", "Семейное чтение", "Наш театр", "Маленькие и большие секреты страны литературии". В учебнике выделены изречения, афоризмы, мудрые мысли из произведений, пословицы, которые ученикам предлагается истолковать, выполнить продуктивные и творческие задания с ними. Большинство заданий продуктивные, есть такие задания как написание отзыва о прочитанном произведнии по плану, написание рассказа на тему.

Русский язык

На форзацах учебника присутствует справочный материал в виде справочная таблица с алгоритмами для учащихся. На шмуцтитуле есть письмо от Профессора Самоварова с пожеланиями детям. Профессор Самоваров Иван Иванович, Аня, Ваня и Умный Совенок являются героями учебника. Они присутствуют в каждой теме и ведут диалог для подведения к какому либо заданию, теме, или правилу. В учебнике содержится текстовый и внетекстовый компонент. Текстовый компонент представлен предложениями, правилами, текстами. Шрифт в учебнике русского языка - читабельный. Внетекстовый компонент представлен иллюстрациями, картинками, условными обозначениями, схемами. Присутствуют странички Творческая переменка", где учащимся предлагается выполнить творческое задание, например нарисовать рисунок. Также есть рубрика "Словесное творчество", в которой учащиеся могут прочитать текст, стихотворение или отгадать загадки. В темах присутствуют словарные слова, которые выделены в розовую рамку под названием "Твой словарик", что очень удобно. Также в некоторых темах есть слова "Из толкового словаря", которые выделены в желтую рамку. После каждого изученного раздела есть рубрика «Проверь себя», где содержатся вопросы и задания для проверки усвоения материала учащимися. Они включают в себя задания по пройденному разделу, которые систематизированы по сложности. Темы выделены зеленым цветом, а раздел в желтой рамке. В темах имеются правила, которые также выделены в рамочки под названием "Узелки на память". В конце учебника есть словари: орфографический словарик "Пиши правильно", орфоэпический словарик "Говори правильно", словарик синонимов, словарик антонимов. В учебнике соблюдается последовательное изложение материала, он идёт от простого к сложному. К примеру, сначала изучается тема звуки и буквы, а зачем слог, ударение. Отличительной особенностью является большой объём правил и определений, это направлено на то, чтобы учащиеся не просто выучили материал, но и поняли его. В целом, учебник по русскому языку доступен для восприятия благодаря обилию правил и словарных слов, содержит множество ярких картинок, а также красочное оформление, что вызывает интерес у учащихся.

Окружающий мир

В учебнике присутствуют текстовые и внетекстовые материалы. Текстовые материалы представлены текстами по теме урока, заданиями для домашней работы, вопросами к каждой теме. Внетекстовые материалы представлены иллюстрациями, фотографиями и условными обозначениями. Иллюстрации, фотографии присутствуют на каждой странице учебника. По условным обозначениям можно сказать, что в учебнике окружающего мира осуществляется и парная, и групповая, и самостоятельная работы. Также есть тексты, где можно узнать какую-либо информацию подробнее. Есть задания на сравнение, например: «Каковы связи России с её соседями Беларусью и Монголией? Что в них общего? В чём различия?». Присутствуют задания повышенной сложности, «Странички Умного Совёнка». К учебнику прилагается рабочая тетрадь, где дети выполняют письменные задания и осуществляется работа с атласом-определителем. Каждый раздел начинается с шмутцтитула с планами и целями для учеников: мы узнаем, мы научимся. Перед началом новой темы детям предлагается вспомнить то, что они уже знали ранее. Заканчивается новая тема вопросами по типу: «обсудим. Подумаем! Проверим себя». После завершения изученной темы дети делают по ней вывод. В учебнике представлено достаточное количество красочных иллюстраций, что как раз для 4-го класса. Есть рубрика «За страницами учебника», где детям предлагается лучше узнать природу родного края, посетить с родителями заповедники, музеи и т.д. Также есть рубрика «Странички умного совёнка», где есть приложения к темам. И ещё хочется сказать, что у каждого раздела свой цвет.

Вывод:

Обложки учебников имеют красочное оформление, интересные иллюстрации. На всех учебниках с 1-4 классы в данном УМК на обложке есть изображение героя учебников- Мудрого совенка. У учебников 1 класса основными цветами обложек являются желтый и оранжевый цвета, у учебников 2- голубой, у учебников 3- зеленый, у учебников 4- розовый . Страницы в каждом учебнике имеют определенный цвет. Не все учебники в данном УМК содержат большое количество картинок. В УМК при изучении предметов детей сопровождают такие герои как: профессор Самоваров Иван Иванович, Аня, Ваня и Умный Совенок. Но герои присутствуют не во всех учебниках. Например, в учебниках по математике с 1-4 классы какие-либо упоминания про них, их изображения полностью отсутствуют. В учебниках данного УМК задания имеют, в основном, продуктивный характер. Они направлены на активизацию мыслительных процессов у учащихся. УМК хорошо обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями.

Учебно-методический комплекс «Перспектива»  выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 г. В УМК «Перспектива» входят линии учебников по следующим предметам: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Информатика, Окружающий мир, Основы религиозных культур и светской этики,  Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура. Комплекс создавался параллельно с разработкой ФГОС НОО, требования которого нашли свое теоретическое и  практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».  Концептуальная основа УМК  отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчики ФГОС, выступают такие  известные ученые–педагоги и  методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев,  М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева  и др.

Программа «Перспектива» основана на четырех основных принципах – гуманистическом, коммуникативном, принципе историзма и принципе творческой активности. Таким образом, система обучения обеспечивает базу для самостоятельной деятельности учащегося: формирует стремление к познанию и саморазвитию

Особенности УМК «Перспектива»:

  • информационно-образовательная среда, обеспечивающая включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность;
  • коммуникативно-познавательная основа как условие для достижения образовательных результатов ФГОС НОО.

Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить двусторонний процесс обучения:

  • обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников
  • обучение как цель – получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей, в том числе ресурсами сайта, электронными приложениями, ЭФУ, что способствует возможности реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе и успешной организации речевой практики (устной и письменной).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №146 г. Челябинска"
454139, г. Челябинск, ул. Новороссийская, д. 8,

тел. +7 (351) 253-86-45, e-mail sh146@mail.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2023-2024 учебного года

Челябинск, 2024

Тема и тип урока

Темы НРЭО

Э(Ц)ОР

Формы контроля

Раздел Глагол

1

 

Значение и употребление глаголов в речи. (ОНЗ)

Распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что

делать?» и «что сделать?»;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Устный опрос,

рефлексия

2

Неопределённая форма глагола.
(ОНЗ)
2 ч.

устанавливать (находить) неопределённую форму глагола;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Устный и

письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

3

 

Число глаголов.
(ОНЗ)

определять грамматические признаки глаголов: число.

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Устный и

письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

4

 

Времена глаголов.
(ОНЗ)

определять грамматические признаки глаголов:

форму времени, число, род (в прошедшем времени);

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Устный и

письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

5

 

Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов.
(ОНЗ)

определять грамматические признаки глаголов:

форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по

временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Устный и

письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

6

 

Изменения глаголов по временам.
2 ч.

определять грамматические признаки глаголов:

форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по

временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Устный и

письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

7

 

Обучающее изложение

писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно

составленному плану;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Практическая

работа, рефлексия

8

 

Род глаголов в прошедшем времени.
(ОНЗ)

определять грамматические признаки глаголов:

форму времени, число, род (в прошедшем времени);

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Устный и

письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия



9

 

Правописание частицы НЕ с глаголами.
(ОНЗ)
2ч.

применять изученные правила правописания, в том числе не с глаголами

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Устный и

письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

10

Обобщение изученного материала о глаголе.
(УОМН)

определять грамматические признаки глаголов:

форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по

временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Практическая

работа, рефлексия

11

 

Проверочная работа № 7

(УОМН)

определять грамматические признаки глаголов:

форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по

временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Практическая

работа, рефлексия


  12

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»
(УОМН)

писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных

правил правописания

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Практическая

работа, рефлексия

Раздел Повторение

  13

Части речи
(УР)

-

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

14

 

Обобщение и систематизация изученного о частях речи

(УР)

-

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

15

 

Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант № 9

(УОМН)

правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Практическая

работа, рефлексия

16

Обучающее изложение
(УОМН)

писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно

составленному плану;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия


17
18

 

Обобщение изученного о слове, предложении
(УР)

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной

окраске; определять значение слова в тексте

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия


19

 

Правописание окончаний имён прилагательных
(УР)

изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном

числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

20

Правописание приставок и предлогов
(УР)

различать предлоги и приставки; применять изученные правила правописания, в том числе раздельное написание предлогов со словами;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

21

Правописание парных и непроизносимых согласных
(УР)

применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые

гласные и согласные

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

22

Правописание безударных гласных
(УР)

находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия


23

 

Правописание значимых частей слова
(УР)

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,

приставку, суффикс

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия


24

 

Однокоренные слова (УОНЗ)

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия



25

 

Итоговое контрольный диктант.
(УОМН)


писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных

правил правописания

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Практическая

работа, рефлексия



26

 

Анализ итогового контрольного диктанта
(УОМН)


строить устное диалогическое и монологическое высказывание

на определённую тему, по результатам наблюдений с

соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Практическая

работа, рефлексия



27

 

Обучающее изложение. Работа над ошибками
(УОМН)

находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно

составленному плану;

Портал Учи.ру

https://uchi.ru/

Практическая

работа, рефлексия

28

Текст
(УР)

определять тему текста и основную мысль текста

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Письменный

опрос,

самопроверка,

взаимопроверка,

рефлексия

29

 

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»
(УОМН)

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Практическая

работа, рефлексия

30

КВН «Знатоки русского языка»
(УР)

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать

изученные понятия в процессе решения учебных задач;

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de

Устный и

письменный

опрос,

взаимопроверка,

рефлексия

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УОНЗ – урок открытия нового знания.

УР – урок рефлексии.

УОМН – урок общей методической направленности.

УРК – урок развивающего контроля.