ПК 4.3
учебно-методический материал

Жанабаева Индира Маратовна

 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС

 Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять:

• когда содержание учебного материала содержит причинноследственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

• когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

• когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

 2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

 3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Фрагмент урока по математике тема: «Письменные деления».

Постанов ка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма работы: Ф

Словесный:

Беседа

Форма контроля:

внешний

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока

- Разложите число 645 на удобные слагаемые и разделите его на 5

- Разделите 645 на 5 письменно по алгоритму

- Разделите число 65 892 на 3. Рационально ли в данном случае раскладывать делимое на удобные слагаемые?

- Как вы будете решать пример?

- Сформулируйте тему урока

- верно, какую цель поставим?

Выдвигают варианты

формулировки темы, цели

- 645:5=( 500+100+45):5= 500:5+100:5+45:5=100+20+9=129

- нет, число очень большое, можно запутаться в вычислениях

- можно выполнить деление столбиком, но мы еще не умеем делить многозначные числа столбиком

- письменные деления

- познакомимся с приемом письменного деления

УУПД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

УУКД: выражение своих мыслей;

УУРД: постановка

учебной задачи;

Учебная

презентация

Фрагмент урока окружающего мира тема: « В центре Европы»

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

 1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Чтобы определить тему урока посмотрите на слайд, скажите что вы увидели?

- Верно, это карта ,посмотрите  и скажите что это за страны?

- Да, это Европа, а где она расположена?

- Совершенно верно. Так какая тема урока?

- Теперь определим цель урока.

- У вас есть опорное слово

 Узнать …

- Составим план урока, поставьте в правильном порядке

1. Подвести итоги

2. Узнать, какие страны входят в состав центральной Европы

3. Выполнить самостоятельную работу

1.Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- закрашенные цветом страны

- Европа

- В центре

- тема урока «В центре Европы»

- Узнать о странах Центральной Европы

  1. Узнать, какие страны входят в состав центральной Европы
  2. Выполнить самостоятельную работу
  3. Подвести итоги

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Фрагмент урока по математике тема: «Приемы письменных вычислений»

Постановкаучебнойзадачи(3мин)

Выявлениеместа ипричинызатруднения,постановкацелиурока

Формаработы:Ф

Словесный:

Беседа

Форма контроля:

самоконтроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока

- Рассмотрите группы выражений.

34+45   340+450   345+457

76-56   760-540   761-543

67+22   670+220   678+225

- Чем они отличаются?

- Выполните вычисления в первом столбике устно.

- Как вычисляли?

- Попробуйте таким же способом вычислить ответы во втором столбике.

- Как вы вычисляли?

- Попробуйте устно выполнить вычисления в третьем столбике.

- Что вы предлагаете?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Выдвигаютварианты

формулировкитемы,цели

- В первом столбике примеры па сложение и вычитание двузначных чисел, во втором — трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, в третьем — трехзначных чисел, не оканчивающихся нулями

Учащиеся называют ответы

Единицы складывали с единицами, десятки — с десятками.)

Учащиеся называют ответы.

Десятки складывали с десятками, сотни — с сотнями

Учащиеся пробуют и приходят к выводу, что выполнить такие вычисления устно трудно

Такие примеры нужно решать письменно, в столбик

 

Приемы письменных вычислений

Научиться вычислять примеры и задачи при помощи нового приема



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".   Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

1. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

 2. Снижение уровня заболеваемости учащихся;

3. Сохранение работоспособности на уроках;

4. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

5. Формирование системы спортивно-оздоровительной работы. В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья. Здоровьесберегающих технологий для школы:

1. Физкультурная минутка - динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время - 2-3 минуты. 2. Пальчиковая гимнастика - применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

3. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты.

4. Смена видов деятельности - это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

 5. Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

6. Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые - игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

 7. Релаксация - проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

 8. Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

9. Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

10. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

11. Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

12. Эмоциональные разрядки - это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

13. Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

14. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное - обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

15. Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях- это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Первичноезакрепление

(4мин)

Усвоениеновогоспособадействий

Формаработы:И,Ф

Словесный:Беседа, опросНаглядный:Учебник

Формаконтроля:внутреннийвнешний

Динамическая пауза

Два, три, четыре, пять ...

Из-за парт пора уж встать

На месте быстро пошагать,

Головою повращать,

Пора нагнуться, разогнуться,

Вправо, влево повернуться

А ещё поулыбаться

И к уроку возвращаться!

Первично е закреплен ие

(4 мин)

Усвоение нового способа действий

Форма работы: И, Ф

Словесный: Беседа, опрос Наглядный: Учебник

Форма контроля: внутреннийвнешний

Динамическая пауза

- По дорожке шли, шли

(шаги на месте)

Много камешков нашли.

Присели ,собрали,

(присесть, затем встать.)

Дальше пошли

(шаги на месте)

- Молодцы. Садитесь

Первичное закрепление
(7-8 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Индивиду альная

парная

Словесный:

учебный

диалог

Практический:написание слогов и слов

Наглядный:

демонстрация.

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок .

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились)

- Посмотрите на следующую строку. Прочитайте про себя. А теперь все вместе вслух: “ Вот зоопарк.” Что это? Почему?
- Сколько слов в этом предложении? Скажите, все ли слова здесь написаны? Какое слово не прописано?
- произнесите слово “ зоопарк” На какой слог падает ударение? Произнесите с ударением.

- Ребята, скажите вы были в зоопарке?

-каких животных вы там видели?

- что интересного можете о них рассказать?

- какие книги о животных читали?

- Оцените свою работу  в листе самооценивания  на этапе «Закрепление новых знаний»

 Проводит динамическую паузу



Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Интересные уроки в начальной школе это стремление всех учителей работающих на данной ступени обучения ребят. Образование в начальной школе фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, то и в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы ребята показывали хорошие результаты в обучении. Детям 6-9 лет очень неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому многие учителя используют игровую технологию в начальной школе, которая позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.

Цель игровых технологий в начальной школе: первоначальная цель игровой технологии в начальной школе - мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные использовать их в решении различных задач в будущем. Второй целью игры можно назвать укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами.

Особенно это важно для ребёнка, который не уверен в себе. Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:

1. Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса;

 2. Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.

3. Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе. Большинство учителей, работающих с ребятами 6 - 10 лет, считает, что игровая технология в начальной школе может п должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса для ребят младшего возраста.

Все игры, которые можно использовать в процессе обучения, разделяют на группы:

1. Обучающие;

2. Развивающие;

3. Репродуктивные;

4. Диагностические.

Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу:

  В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее.

 Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически.

 Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью.

Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и должна включать: сюжет, игровые действия п роли, которые берут на себя играющие (учитель п ребята). Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности для ребят. Лучшего результата достигает педагог, которому удаётся совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, зная, что он пройдет в нестандартной форме.

"Открытие" детьми нового знания
  (10 мин)




















Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Методы:

Словесный: беседа

Практический: наблюдение,

демонстрация

опыта

1.Организовывает        «открытие» новых знаний. 

-Откройте учебники по закладке.

-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)

Характеристика нового звука. (Слайд. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий)

- Нам нужно охарактеризовать  звук  [ж] .

- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?

- Кто согласен?

(Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ)

- Почему он согласный? Как вы это определили?

- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите наушники. Какой?

- Почему звонкий?

(Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ)

- Давайте одевать нашего звуковичка.

- Что ещё нам нужно определить?

-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук

-Какой первый звук везде был?

-Попробуйте его произнести мягко.  (…)  Получилось? (нет)

- Вывод…

(Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)

- Обуваем звуковичка

- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж.  

(Пустой слайд)

- Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете.

(Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)

- Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?  Повторите Ж.

- Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)

- На кого похожа буква Ж?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)

-(Показ Ж в алфавите) (Слайд) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки  (Ж-Ш) Садитесь.

- Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)

- Какие они у вас получились?

(слайд – Жж из полосок)

- У кого такие буквы получились? Молодцы.

- Для чего нужна заглавная Ж?

- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.

-Теперь слова на строчную ж.

- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? ( Слайд)

Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

            Сможем мы прочесть слоги и слова.

- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву.  Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

- Найдите слоги.(Слайд)  Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)

-А следующие  2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)

- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.

- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.