ПК 4.3
методическая разработка

Систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе        в условиях реализации ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе.

В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, с нарушением осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным

направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:

  1. «Не навреди».
  2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  4. Соответствие содержания обучения возрасту.
  5. «Успех порождает успех». То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  6. Ответственность за свое здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов.

Данную технологию эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

  • Физкультурная минутка —        динамическая      пауза        во время

интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей.

Время - 23 минуты.

  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.

Время — 2-3 минуты.

  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты).

Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые – развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков

природы.

  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Посадка учащихся. Неправильная посадка, которую принимает ребенок во время уроков, может привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, которые помогают снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания,

следят        за        физическим        здоровьем        ребенка        (беседы        на        классных        часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях).

Результаты от внедрения в обучение здоровьесберегающей

технологии:

  • снижение показателей заболеваемости детей;
  • улучшение психологического климата в коллективах;
  • повышение мотивации к учебной деятельности;
  • прирост учебных достижений.

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

«Уравнение»

(Математика, 3 класс)

Урок «Открытие нового знания»

Поднимает руки класс—

Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова —

Это «два». (Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри -

Это «три».

(Приседания.)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять». (Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть». (Ходьба на месте.)

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке.

«Истоки Древней Руси»

(Окружающий мир, 4 класс.)

Урок «Открытие нового знания»

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!



Предварительный просмотр:

Технология игрового обучения.

Игровое обучение - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Фрагмент урока математики в 1 классе

по теме: «Повторение состава чисел 6, 7, 8, 9»



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Павленко Анна Яковлевна

Темирова Рушания Руслановна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В.Ф. ШАТАЛОВА

РЕФЕРАТ

Челябинск, 2024

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ТЕХНОЛОГИИ В.Ф. ШАТАЛОВА

1.1 История развития педагогической технологии В.Ф. Шаталова 5

1.2 Сущность педагогической системы В.Ф. Шаталова

1.3 Роль опорных конспектов в освоении учебного предмета

8

10

Выводы по 1 главе 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Результатом внедрения в практику школьного образования технологического подхода стало ускорение развития технологий обучения по сравнению с технологиями воспитания. Это обусловлено тем, что технология обучения является более объективной. В то время, как воспитательная технология существенным образом зависит от субъективных факторов. Многие утверждают, что в какой-то мере такой подход является насильственным методом, поскольку существует множество факторов, природа, происхождение и механизм развития которых не зависят от волевых качеств, усидчивости и отношения учащихся [1].

Впервые технологический подход был применен на практике в 70-х годах прошлого столетия. Он был адаптирован под систему общего школьного образования украинским педагогом Виктором Федоровичем Шаталовым. Его по праву можно считать основоположником технологического подхода к обучению в рамках стран СНГ. Он разработал технологию, которая позволяет каждому учащемуся освоить школьную программу в полном объеме, вне зависимости от уровня его подготовленности и исходных данных по предмету. Он утверждает, что школьная программа под силу каждому учащемуся – и слабому, и среднему, и сильному в равной степени.

Методика Шаталова нашла широкое применение в педагогической практике, поскольку способствует активному усвоению школьного материала, и как следствие – формированию у школьников таких личностных качеств, как организованность, самоуважение, добросовестное отношение к своим обязанностям, к окружающему миру. У учащегося неизбежно формируется уважительное отношение к учителю, между учеником и учителем складываются доверительные отношения [2].

Методика Шаталова основана на применении конспекта, который включает значки, формулы, любые другие условные знаки, способные вызывать в сознании ребенка ряд ассоциативных связей. Это способствует образному отражению каких-либо знаний, фактов. В результате, информация откладывается надолго в памяти. С точки зрения технологического подхода определенный интерес представляет тот факт, что в сознании ребенка формируется определенная логическая цепочка, которая используется в процессе организации обучения и воспитания.

Начальным звеном этой цепочки является проблемное изложение материала. В ходе объяснения, учитель фиксирует на доске основные моменты, подходящие по смыслу условные обозначения, символы, выступающие в роли опорных конспектов. Поскольку изучаемые разделы всегда достаточно большие по размеру, объяснение неоднократно повторяется в ходе обучения.

В конечном итоге, к концу занятия уже на доске полностью появляется опорный конспект, в котором схематически отображена основная информация по исследуемой теме. Это дает возможность учащимся выучить дома конспект, а затем многократно воспроизводить в течение определенного промежутка  времени. Конспект в сжатой форме содержит основную суть изучаемой темы. В результате ученик осваивает ее основные моменты, что дает возможность применения полученной информации на практике [3].

Цель исследования – апробировать на практике и доказать актуальность утверждений В.Ф. Шаталова и эффективность применения разработанной им педагогической технологии.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности педагогической системы Шаталова

2. Рассмотреть роль опорных конспектов в освоении учебного предмета.

3. Обобщить полученные результаты проведенного исследования и сформулировать выводы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методика Шаталова представляет собой универсальную психолого-педагогическую организационно-методическую систему, которая проявляет высокую эффективность в отношении практически любого предмета, будь то гуманитарное, естественнонаучное направление, точная наука, иностранные языки. Несмотря на то, что все предметы объединяются общностью идеи и технологии преподавания, все же каждый предмет имеет свою, определенную специфику, и это важно учитывать при подготовке школьного урока [4].

Как утверждает Шаталов, многочисленные педагогические черты, общие для всех предметов, можно условно подразделить на определенные категории, выделив при этом определенную структуру педагогического процесса. Так, он выделяет в общем процессе преподавания ряд основных подсистем (табл.1).

Табл.1. Подсистемы организационно-методической системы

Перспектива. Опережение. Качественно новый подход к перспективно-опережающему структурированию и планированию программного учебного материала.

Опорные сигналы. Крупноблочное введение программных тем с использованием опорных сигналов как основа интенсификации учебного процесса.

Инспекция и контроль знаний. Постоянное отслеживание и коррекция учебных достижений учащихся на основе постоянной обратной связи и принципа открытых перспектив.

Соуправление. Организация соуправления учебным процессом на основе принципов педагогики сотрудничества. Соучастие родителей в контроле и коррекции учебных достижений учащихся.

Повторение. Сквозное вариативное повторение изученного материала на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях.

Свободная домашняя работа.

Создание психологически комфортного фона обучения.

Приведем подробную характеристику каждой подсистемы.

Перспектива и опережение подразумевает интенсификацию учебного процесса. Так, сам Шаталов и его последователи, доказали эффективность опережающего принципа в обучении и его важную роль в сокращении сроков школьного обучения. В основе принципа лежат многочисленные психолого-педагогические исследования, и суть метода заключается в том, что обучение должно проходить с определенным уровнем опережения имеющихся возможностей учащегося.

Шаталов многократно подчеркивал в своих исследованиях, что развитие головного мозга ребенка и окончательное формирование его клеточной структуры заканчивается примерно к 11 годам. Поэтому именно это время следует рассматривать как тот этап, когда ребенка можно чему-то максимально научить. В соответствии с этим показателем, нетрудно предположить, что дети на уроках в школе недогружены учебным материалом. Это существенным образом тормозит естественное развитие ребенка [5].

При разработке своих программ и педагогических систем, Шаталов опирается на труды Выготского, который подчеркивает необходимость обучения школьников в рамках зоны ближайшего развития. При этом, под зоной ближайшего развития подразумевают область вполне созревших, но не созревающих процессов.

При этом обучение на этом уровне подразумевает решение таких задач, которые определенным образом затрагивают возрастные особенности ребенка, темнее менее, остаются сложными и недосягаемыми для ребенка. Справиться с решением подобных задач ребенок самостоятельно не способен. Тем не менее, с помощью учителя, эти задачи поддаются решению, и вполне осваиваются ребенком. Такое обучение подразумевает постоянное сотрудничество с учителем, при котором учитель оказывает помощь ученику в решении основных задач и постоянно ведет его за собой, опережая возрастные рамки учащегося.

Этот принцип имеет определенную связь и с дидактическим принципом Л.В. Занкова, который выступает за обучение ребенка на высоком уровне трудности. Принцип подразумевает решение на уроке тех задач, с которыми ребенок может справиться только при помощи учителя, в ходе совместной деятельности [6].

В основе такой интенсификации образования лежат опорные сигналы. Сегодня есть множество информации об опорных сигналах как методе обучения. При этом до сих пор нет четкой систематизации этого процесса, единого подхода к терминологии. Как утверждает Шаталов, под опорным конспектом следует подразумевать определенный символ, вызывающий ассоциации у ребенка. Этот ассоциативный смысл способен заменять определенное смысловое значение. Известно, что он способствует быстрому восстановлению в памяти ребенка пройденного материала, известного ребенку ранее. Постепенно ассоциации усваиваются достаточно прочно и переходят в информацию, усвоенную ребенком, вполне доступную и понятную ему.

Под опорным конспектом он понимает определенную систему опорных сигналов, которые выстроены в структурную связь. В целом эти элементы взаимосвязаны и определяют систему значений, которая помогает освоить учебный материал, и представляют собой определенную учебную конструкции, заменяющую систему значений, понятий и идей [7].

Под обучением при помощи опорных конспектов подразумевают активную мыслительную деятельность учащихся. При этом в первую очередь, развивается навык быстрого восприятия учебного материала. Также формируется и совершенствуется способность осваивать учебный материал, сортировать, группировать и классифицировать его, выделять главное [8].

Опорный конспект выступает в роли дидактического материала. Применение опорного конспекта способствует лучшему усвоению школьником полученных знаний, наглядности, иллюстративности преподаваемой информации. У ученика появляется возможность проанализировать материал, проследить возможности применения теоретических аспектов на практике, проработать конкретные ситуации и разработать пути их решения.

Опорный конспект выступает своеобразной схемой, в которой при помощи опорных сигналов закодированы основные теоретические сведения, касающиеся изучаемой теме. Обратившись к схеме, можно определенным образом восстановить в памяти всю необходимую информацию, касающуюся изучаемой темы. Это один из принципов эффективной подачи крупноблочного материала.

Инспекция и контроль знаний.  Как утверждает Шаталов, не менее важным инструментом реализации утвержденного плана является контроль. Контроль необходим на всех стадиях обучения. Основная задача – произвести оценку качества выполнения текущих заданий. Данные, полученные в ходе контроля, результаты тестирования и контрольных работ, - это необходимые инструменты для реализации всех последующих шагов в принятии дальнейшего решения [9].

 Контроль направлен на оценку уровня выполнения плановых заданий. Данные контроля, наряду с информацией о состоянии студентов, их мотивированности, являются необходимыми для разработки плана на следующий плановый период. Таким образом, функция контроля заключает данный цикл обучения и в то же время дает информацию для начала следующего цикла [10].

В ходе обучения преподаватель обязательно должен проводить контроль знаний, в ходе которого определяются те моменты, на которых стоит акцентировать внимание для достижения целей. Также выясняются моменты, которые остаются сложными и непонятными для школьника. Кроме того, преподаватель может применять не только открытые приемы обучения. Часто важное практическое значение имеют скрытые приемы обучения. Они основаны на том, что школьник не понимает цели обучения. К примеру, ученик может не понимать, для чего он выполняет задание преподавателя. Для успешной реализации скрытых приемов применяют упражнения. Упражнение – это специально разработанная система действий, основанная на необходимости повторять в определенной последовательности некоторые действия. При этом происходит закрепление и полное усвоение отрабатываемых навыков. Целей некоторых упражнений ученик может также не понимать [11].

Важной группой методов является также контроль и самоконтроль, который позволяет выявить проблемы и определить недостающие знания и навыки и в дальнейшем скорректировать план и содержание обучения. Методы обучения реализуются при помощи различных средств обучения. Они различны для преподавателя и студента. Для преподавателя это в первую очередь план и программа курса, план урока, для школьника – учебные пособия, методические рекомендации, словари, аудиовизуальные материалы, схемы, опорные конспекты [12].

Все же Шаталов считает все существующие методы контроля неэффективными. В первую очередь, это обусловлено тем, что контроль носит выборочный характер. Несмотря на то, что методов и способов обучения и контроля достаточно много, возможности их применения на уроке ограничены. Обычно у учителя есть возможность выставить не урок не более 5-7 оценок. При наличии в классе 30 человек и более, 5-7 учащихся, опрошенных в ходе обучения, составляют весьма маленький процент.

В результате, существенно снижается мотивация школьников к обучению. Все больше срабатывает стремление ребенка угадать, вызовут ли его сегодня отвечать, или нет. При несистематической проверке готовности к уроку, подготовка к нему также носит нерегулярный характер, в результате возникают существенные пробелы в знаниях.

Еще одним существенным недостатком Шаталов считает то, что ребенок отвечает не по всему школьному материалу, а лишь по отдельному его фрагменту. Учитель имеет возможность оценить только один фрагмент изучаемой темы, и на основании этого вставляет оценку, что в корне неправильно и формирует ложные представления о качестве знаний ребенка. Выход из ситуации – ответ по всей теме, полностью с применением опорных схем, которые дают возможность ребенку показать общую картину изучаемой темы. При этом учащийся отвечает по каждой теме в целом, временные затраты минимальны.

Таким образом, опорный конспект применяется не только как средство систематизации и обобщения учебного материала, но и как средство проверки знаний. Опорный конспект должен воспроизводиться в течение урока несколько раз. Кроме того, он должен повторяться в течение последующих 3-4 уроков, до полного усвоения учебного материала. Оценки выставляются не в журнал, а в ведомость учета знаний.

Соуправление подразумевает эффективное творческое взаимодействие учащегося с учителем, в ходе которого происходит активная коммуникация, сотрудничество. Также соуправление подразумевает обязательное участие родителей в контроле успеваемости и эффективности обучения ребенка, что позволяет контролировать и корректировать учебные достижения учащихся.

В ходе реализации непосредственно учебного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять приемы моделирования с целью повышения запоминаемости, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий.

Педагогу рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио-визуальных средств. Целесообразно проводить урок в неформальной обстановке, в виде пресс-конференций, круглых столов, семинаров, что позволяет существенно повысить уровень открытости учащихся не только для общения, но и для получения новых знаний. При отсутствии рамок и ограничений в виде стандартной системы обучения возникает более высокая способность к запоминанию информации, активному участию в обсуждениях. При активном участии и переработке полученной информации, возможно не только ее механическое запоминание, но и дальнейшее применение в практических целях. Рекомендуется прорабатывать различные ситуации, касающиеся темы урока, решать практические и ситуационные задачи. Именно этот прием дает человеку возможность максимально усвоить информацию, расширить кругозор, развить мышление [14].

Повторение прямо вытекает из всех предыдущих пунктов и подразумевает воспроизведение изученной ранее информации на различных уровнях. Так, Шаталов выделяет сквозное, многократное, частотное, вариативное повторение. При этом, каждый вид повторения имеет свои особенности и нюансы.

Сквозное повторение подразумевает, что в ходе каждого урока происходит повторение изученного ранее материала. Этот вид повторения сопровождает педагогический процесс первого дня обучения в школе, до последнего.

Многократное повторение имеет свои недостатки. В первую очередь это скатывание к шаблонности, механическому заучиванию информации. Поэтому важно соблюдать частотность обращения у учебному материалу. Важно соблюдать принцип вариативности учебного материала, который состоит в разнообразии учебного материала, используемого для повторения, а также в разнообразии используемых приемов [15].

Повторение может происходить на трех уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом.

Свободная домашняя работа. Несмотря на то, что сегодня есть много сторонников того, что активная работа должна вестись только на уроке, и необходимость в домашних заданиях исчезает, Шаталов такого мнения не разделяет. Его педагогическая система исходит из того, в что в коре головного мозга происходят естественные процессы забывания. Поэтому для того чтобы закрепить информацию и в полном объеме ее усвоить, необходимо постоянное повторение. Это также дает возможность осмыслить информацию, проработать ее и систематизировать, закрепить в долгосрочной памяти.

Тем не менее, Шаталов усовершенствовал и домашнюю работу. Так, он убрал из обихода понятие «Домашнее задание», а ввел именно термин «домашняя работа». Это подразумевает, что у ребенка есть определенный набор упражнений, определенный объем работы, который распределяется на год и ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать какие упражнения, когда и в каком объеме ему выполнять. Это существенно повышает самостоятельность, заинтересованность, вовлеченность в процесс обучения [16].  

Психологически комфортный фон обучения. В методике В.Ф. Шаталова на создание психологически комфортного фона обучения работают все подсистемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шаталов Виктор Федорович разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. При разработке своей педагогической теории, он исходил из утверждения о том, что «все дети способны успешно овладеть школьной программой». Опорный сигнал – это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию [18].

До сих пор мы знали лишь один метод развития мышления – проблемный: мысль вызывается вопросом. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой трудностью.

Педагогика сотрудничества предполагает развитие даже самой малой способности к мышлению. Мы постоянно пользуемся опорами, не задумываясь об их природе и значении. Они окружают нас повсюду. Календарь на стене, звонок будильника, дорожный сигнал – и это лишь видимая верхушка айсберга. Основная масса опор скрыта в океане нашей памяти, которая вся работает на опорах и ассоциациях, сознательных или подсознательных.

По методике В.Ф. Шаталова, успешное обучение основано на 7 основных этапах.

Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов).

Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

Третий этап — изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.

Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

Пятый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.

Шестой этап — ответы по опорным сигналам [19]

Седьмой этап — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Методика имеет ряд преимуществ:

  1. Глубокое понимание теории
  2. Экономия времени (материал собран в блоки)
  3. У студентов появляется желание использовать свои силы и знания на практике
  4. Позволяет увеличить количество решаемых задач
  5. Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  3убенко П.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся средних профтехучилищ. - М.: Высш. шк., 1978.
  2.  Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
  3.  Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.
  4.  Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1966. – 312 с.
  5. Шаталов В. Ф. Город в облаках. повесть, эссе, раздумья / В. Ф. Шаталов. — Донецк: «Донбасс», 2008. — 381 с. — ISBN 966-108-12-7.
  6. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. — М.: «Педагогика», 1979. — 134 с.
  7. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов ; Предисл. В. В. Давыдова. — М.: «Педагогика», 1980. — 134 с.
  8. Шаталов В. Ф. Но улыбкой роковою...: документальная повесть. — Донецк: ООО «РА «Ваш имидж», 2013. — 96 с. — 2000 экз. — ISBN 966-10-82-16-8.
  9. Шаталов В. Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман, А. М. Хаит. — Просвещение, 1989. — 142 с. — ISBN 5-09-002785-4.
  10. Шаталов В. Ф. Опорные сигналы по физике для 6 класса / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман. — К.: Рад. школа, 1978. — 79 с.
  11. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза / В. Ф. Шаталов. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. — 384 с. — ISBN 5-85560-068-8.
  12. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. Из опыта работы школ Донецка. — М.: «Педагогика», 1980. — 94 с.
  13. Шаталов В. Ф. Путь поиска. — СПб.: «Лань», 1996. — 62 с. — ISBN 5-86617-062-0.
  14. Шаталов В. Ф. Сквозь призму сердца / В. Ф. Шаталов. — М.: ГУП ЦРП «Москва — Санкт-Петербург», 2002. — 52 с.
  15. Шаталов В. Ф. Соцветие талантов / В. Ф. Шаталов. — М.: ГУП ЦРП «Москва — Санкт-Петербург».
  16. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. — М.: «Педагогика», 1987. — 158 с.
  17. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: «Университетское», 1990. — 223 с. — ISBN 5-7855-0256-9.
  18. Шаталов В. Ф. Физика на всю жизнь / В. Ф. Шаталов. — М.: ГУП ЦРП «Москва — Санкт-Петербург», 2003. — 51 с.
  19. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. — М.: «Педагогика», 1989. — С. 334. — ISBN 5-7155-0089-3.
  20. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — Донецк: «Сталкер», 1998. — 396 с. — ISBN 966-7104-71-0.