ПК 4.4
учебно-методический материал

Кудряшова Анна Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра математики, информатики и технологии

Кудряшова Анна Вячеславовна

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛУОБЪЁМНОЙ АППЛИКАЦИИ ИЗ БУМАГИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2022 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 25

Руководитель: Чернышева С.А.,

преподаватель МДК 05.01 Теоретическое и методическое обеспечение процесса углублённого изучения дисциплин в начальных классах (технология)

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛУОБЪЕМНОЙ АППЛИКАЦИИ ИЗ БУМАГИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        6

1.1 Формирование самостоятельности у младших школьников как педагогическая проблема        6

1.2 Средства развития самостоятельности у младших школьников        11

1.3 Полуобъёмная аппликация как средство формирования самостоятельности        16

1.4 История возникновения и развития полуобъемной аппликации из бумаги        19

1.5 Классификация и технология полуобъемной аппликации из бумаги        21

1.6 Методика преподавания технологии полуобъемной аппликации во внеурочной деятельности        24

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        29

ПРИЛОЖЕНИЕ А        31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………...32

ВВЕДЕНИЕ

Формирование самостоятельности является актуальной проблемой начального общего образование. Сегодня востребован выпускник начальной общеобразовательной школы самостоятельно мыслящий, способный стать субъектом деятельности, умеющий решать учебные задачи, приближенные к жизненным. Младший школьный возраст – благоприятный период для формирования самостоятельности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

В ФГОС НОО сказано, что личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе [1].

Данной проблемой занимались следующие ученые и педагоги Г.К.Селевко, Д.Б.Эльконин, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, П.И.Пидкасистый и др.

Самостоятельность – это качество личности, которое приводит к независимым действиям и суждениям, осуществляемых своими силами без посторонней помощи и руководства, умениям регулировать свои отношения с окружающими и ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами, адекватной самооценке и чувству личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Формирование самостоятельности — это целенаправленный процесс, с одной стороны, а с другой — необходимое условие для личностного развития и дальнейшего обучения учащегося в средней и высшей школе.

Средствами развития самостоятельности в младшем школьном возрасте являются создание проблемных ситуаций, групповые работы и прикладная деятельность.

Одним из средств мы можем назвать систему заданий по освоению аппликации, например, полуобъемной аппликации из бумаги.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников?

Объект исследования: внеурочная деятельность в начальной школе.

Предмет исследования: формирование самостоятельности у младших школьников.

Цель исследования: выявление возможностей полуобъемной аппликации из бумаги для формирования самостоятельности у младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1)  рассмотреть особенности формирования самостоятельности у младших школьников как педагогическую проблему;                                                                                    

2)  охарактеризовать средства формирования самостоятельности у младших школьников;

3) изучить технологии полуобъёмной аппликации и выявить возможности ее использования для формирования самостоятельности у младших школьников;

4) описать историю возникновения и развития полуобъемной аппликации из бумаги;

5) рассмотреть классификацию и методику преподавания технологии полуобъемной аппликации во внеурочной деятельности;

                                                                                                                                                             В работе использовались теоретические методы исследования: анализ литературных источников, анализ данных, сравнение, систематизация, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛУОБЪЕМНОЙ АППЛИКАЦИИ ИЗ БУМАГИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Формирование самостоятельности у младших школьников

как педагогическая проблема

Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является наиболее важным для развития у детей различных качеств, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни, таких как: творческая активность, самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность и ответственность. Одним из главных направлений становления ребенка в этом возрасте является развитие самостоятельности, ведь именно это качество определяет его успешность в дальнейшей жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что учебный процесс необходимо строить, таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника [1]. Педагог в первую очередь должен организовывать учебный процесс так, чтобы он проходил эффективно и результативно. Самостоятельность, как раз то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, ее формирование необходимо начинать еще с начальной школы.

Процесс развития самостоятельности младших школьников во всех видах деятельности образовательного процесса на сегодняшний день считается актуальной проблемой современной педагогической теории и практики.  

Самостоятельность формируется постепенно по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В то же время на каждом этапе необходимо рационально поощрять независимость детей, развивать необходимые навыки и способности. Ограничение самостоятельной деятельности детей приводит к подавлению личности, порождает негативные реакции. В задачи процесса формирования самостоятельности исследователи включают не только совершенствование знаний, умений и навыков, но и развитие соответствующих мотивов.

Самостоятельность тесно связана с таким психологическим аспектом как воля, где ребенок сознательно регулирует свое поведение и деятельность, которая выражается в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

Младший школьник настроен оптимистично, чаще всего любит играть и фантазировать. Это натура интересующаяся, личность в целом независимая, которая имеет свои собственные мнения и суждения и не всегда принимающая мнение другого человека без доказательств. В то же время авторитет взрослого, его мнение, по-прежнему в значительной степени определяет поведение младшего школьника. Все это напрямую влияет на взаимодействие ребенка с окружающим его миром. Тем не менее, ребенку трудно поддерживать постоянное добровольное внимание в течение длительного времени, чтобы запомнить значительное количество материала.

Принимая во внимание данную особенность, педагог вполне может использовать в обучении младшего школьника самостоятельную работу, которая поможет ребенку запомнить необходимый ему объём материала.

Отличительная черта любого младшего школьника - интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его окружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому учителю важно приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми знаниями. Помощью в этом ему будут служить разнообразные формы самостоятельной работы, которые помогут ребенку поэтапно изучать окружающий мир.

Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младшего школьника, как целостное восприятие мира.

Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Тем не менее, познание окружающего мира должно происходить только после формирования самопознания, тесно связанного с самостоятельностью.

Согласно периодизации В.И.Слободчикова [11], данный этап относится к ступени персонализации. Но сам по себе он, несомненно - целая эпоха. Поставьте рядом первоклассника и одиннадцатиклассника - разница впечатляющая; один - еще ребенок, другой - практически взрослый человек. Несмотря на то, что и тот и другой ребенок являются школьниками, уровни их миропонимания, объективно личностного развития значительно различаются. Именно на ступени персонализации проходят существенные изменения в овладении искусством быть личностью, происходят новые открытия своего внутреннего мира. Особенно важно, чтобы это развитие сопровождалось поддержкой со стороны взрослых.

Впервые эта идея была высказана в отечественной науке и практике Г.Л.Бардиер, Т.А.Чередниковой в книге «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» [2], а развита и обоснована М.Р.Битяновой [3]. Затем понятие «сопровождение» стало использоваться и в более широком контексте, особенно когда речь заходила о проблемах психолого-педагогического сопровождения процессов самопознания и саморазвития личности.

Идея саморазвития оказалась настолько привлекательной для современной науки и практики, что смогла стимулировать разработку специальных технологий. Одной из таких технологий является технология саморазвития школьника, разработанная Г.К.Селевко [12]. Ученый определяет главную цель педагогического коллектива – ввести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя.

Осознавая, что самостоятельность одна из важнейших составляющих личности, многие современные ученые обратились к выявлению ее сущности.

Действительно, проблема воспитания самостоятельности предполагает четкое определение этого феномена. Систематизируем определения понятия «самостоятельность» в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ понятия «Самостоятельность»

Автор

Определение

Ожегов С.И.

Независимый, свободный; способный к независимым действиям, суждениям; обособленный от других; осуществляемый своими силами без посторонней помощи и руководства; свободный от постороннего влияния, оригинальный

Жарова Л.В.

Независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других

Оспенникова Е.В.

Интегральное качество личности, которое отражает единство когнитивных и волевых структур психики и проявляется в сознательной саморегуляции явлений психической активности как деятельного отношения субъекта к окружающему миру

Селевко Г.К.

Интегративное качество личности, характеризующее уровень умений регулировать свои отношения с окружающими и самим собой

Бим-Бад Б.М.

Качество личности и объективная необходимость жизни и деятельности человека

Леонтьев А.Н., Выготский Л.С.,

Рубинштейн С.Л.

Одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами 

Альмуханова А.Б.

Обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Педагогический энциклопедический словарь[5]

Одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами.

Для нашего исследования актуальным мы считаем определение самостоятельности – качество личности, которое приводит к независимым действиям и суждениям, осуществляемых своими силами без посторонней помощи и руководства, умениям регулировать свои отношения с окружающими и ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами, адекватной самооценке и чувству личной ответственности за свою деятельность и поведение.

 Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Она связана с общим свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать действия не только элементарного, но и высшего уровня.

Рассмотрим, где и каким образом может наиболее полно проявляться и развиваться самостоятельность младших школьников.

Ведущим видом деятельности младшего школьника, по утверждению отечественных психологов Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукермана является учебная деятельность [17]. Самостоятельность в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению.

Таким образом, в младшем школьном возрасте формирование самостоятельности происходит наиболее эффективно, так как дети в этом возрасте настроены оптимистично, у них присутствует интерес к окружающему миру и начинает проявляться потребность в самостоятельности, но в то же время авторитет взрослого остается значимым для ребенка, что позволяет педагогу или родителю направлять деятельность ребёнка в нужное русло.

Необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и степень проявления самостоятельности у всех разный.

1.2 Средства формирования самостоятельности у младших школьников

Формирование самостоятельности как личностного качества - длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе (уроки, внеклассные мероприятия, общественно - полезный труд), так и в семье. Рассмотрим возможности формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на общее развитие, формирование психических процессов, состояний и свойств, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, в том числе и рассматриваемого нами качества. Д.Б.Эльконин отмечает, что обучение как основа усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, задач и мотивов человеческой деятельности, нормальных отношений между людьми, всех достижений культуры и науки - всеобщая форма развития ребенка, вне обучения не может быть никакого развития [15]. Понимание смысла учебной деятельности обеспечивает участие младшего школьника в ней по собственной инициативе.

Одним из средств формирования самостоятельности младших школьников является самостоятельная работа, определения которой представлены таблице 2.

Таблица 2 - Анализ понятия «Самостоятельная работа»

Автор

Определение

П.И. Пидкасистый

Это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее, как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации

А.И. Зимняя

Есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделено 4 типа самостоятельных работ, каждый из которых них свои дидактические цели. Рассмотрим виды самостоятельных работ в таблице 3.

Таблица 3 - Типы самостоятельных работ (Приложение Б)

Вид с/р

Содержание

По образцу

Необходимы для формирования умений и навыков, их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные

Учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Вариативные

Формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие

Являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Формирование самостоятельности младших школьников происходит в различных видах деятельности. Чем в большем количестве видов развивается самостоятельность, тем более успешным будет ее становление. Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и тому подобное - это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию самостоятельности является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [7].

 Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект (ученик) хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.

Действенным средством при формировании самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность. Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом формировать в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности.

Особая роль в формировании творческой, самостоятельной личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, отводится трудовой деятельности. Чтобы уроки трудового обучения способствовали развитию трудовой активности младших школьников, необходимо при выборе методов обучения ориентироваться на те, которые стимулируют познавательную и активную деятельность детей, расширяют кругозор, способствуют развитию самостоятельности и содействуют развитию творческой личности. Такими методами являются проблемно - поисковые, частично-поисковые, проблемные, исследовательские. Они в совокупности с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами способствуют качественному усовершенствованию трудовых процессов при выполнении учебных заданий.

Формирование самостоятельности - один из ведущих факторов развития детского творчества, поскольку творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Общеизвестно, что основное препятствие в организации творческой деятельности на уроках трудового обучения - низкий уровень самостоятельности учащихся. Следует создавать условия, позволяющие школьникам самостоятельно выполнять и искать пути реализации творческих заданий. В процессе решения поставленных задач у младших школьников формируется умение анализировать условие и на основе этого строить свою практическую деятельность, создавать и воплощать интересные замыслы.

Особое значение в формировании творческой самостоятельной активности младшего школьника играет прикладная деятельность, характеризующаяся свободой реализации замыслов через использование разнообразных материалов, технологий в создании оригинальных изделий. Художественно - конструкторская деятельность позволяет расширить представления ребенка об окружающей действительности, обогатить его жизненный опыт, ориентирует на преобразующее отношение к миру. Системный подход в освоении детьми художественно-конструкторской деятельности дает им возможность накопить эстетический, технологический, социальный, трудовой опыт, тем самым обеспечивает развитие творческой активности ребенка на самом высоком уровне.

У ребенка младшего школьного возраста происходит формирование эмоциональной и мотивационно-ценностных сфер личности, для которых характерны познавательная активность, любознательность, потребность в принятии самостоятельных решений и их практической реализации. В детском творчестве различают два типа конструирования: техническое и художественное, которые дают возможность детям выразить свое отношение к изображаемому объекту, проявить свою фантазию и тем самым самостоятельность.

Усвоение данного комплекса знаний формирует чувство стиля, эстетического отношения к миру вещей, особую манеру мышления. Такой вид мышления называется продуктивным. Продуктивность мышления обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, успешность выполнения учебной деятельности. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.

1.3 Полуобъёмная аппликация как средство формирования самостоятельности

Возможности полуобъёмной аппликации, как продуктивной деятельности в формировании самостоятельности у детей безграничны. Как говорит Н.Н.Поддьяков: «Продуктивная деятельность ориентирована на воспроизведение и моделирование окружающих ребенка предметов в разных материалах, поэтому продуктивные виды деятельности содержат колоссальный потенциал для проявления самостоятельности, инициативы, творчества младшего школьника, поскольку они эмоциональны по характеру, результативны, выражают впечатления ребенка в образах, красках, формах, ритмических сочетаниях» [10].

Как продуктивный вид творческой деятельности, полуобъемная аппликация из бумаги во внеурочной деятельности является эффективным способом формирования самостоятельности у школьников. Приобретая навыки работы в технике объемной аппликации из бумаги, дети овладевают определенным набором трудовых операций, учатся быть аккуратными, усидчивыми, развивают творческое мышление, а главное - формируется самостоятельность. Все это поможет ребенку в будущем на следующих этапах обучения. Рассмотрим подробнее возможности объемной аппликации из бумаги в формировании самостоятельности детей. Прежде всего, объемная аппликация из бумаги дает возможность развивать выдержку, силу воли, что помогает ребенку не обращаться за помощью к взрослому при каждом затруднении.

 По словам Т.В.Гуськовой: «Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценивать свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше: прочнее, устойчивее, красивее, аккуратнее и т.д., так, чтобы сделанный предмет мог использоваться ребенком в последующей игре [4].

В процессе ручного труда дети знакомятся с простейшими техническими устройствами, осваивают навыки работы с простейшими инструментами, учатся бережно относиться к материалам, у детей формируется потребность в творчестве, желание самостоятельно что-то сделать, причем сделать качественно, аккуратно, при этом, если потребуется поправить или переделать сделанный предмет. При помощи творческой работы ребенок учится самостоятельно находить решения, делать выбор цвета и формы.

 Кроме того, ребенок учится творческому подходу к созданию своих поделок, развивает воображение, учится выделять главное из всех объектов и видеть целое, которое состоит из деталей. В то же время, ребенок сам является мастером, учится создавать, и может потом использовать свои работы для подарков или украшения (например, открытки, выполненные в виде аппликаций). Объемная аппликация из бумаги оказывает большое влияние на формирование самостоятельности детей, как одного из ведущих качеств личности при подготовке к школе, которое выражается в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами.

Дети становятся более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в понимании значения слова «самостоятельность», свободно оперируют этим понятием, применяют к себе и сверстникам. Более объективной становится оценка детьми своих возможностей, повышается с самоорганизации. По словам С.А.Козловой, «Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности» [16].

Формирование самостоятельности преследует цель закрепить и довести до автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно вырезать из бумаги, использовать аккуратно клей и т.д. - важные умения школьника. Свидетельством успешного формирования самостоятельности младших школьников является качество выполнения процессов аппликации, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить в порядок рабочее место, умение заметить ошибки сверстника, указать на это, помочь устранить. Привычка к самостоятельности способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение. Высшей ступенью в развитии самостоятельности школьников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной аппликативной деятельности.

На начальном этапе данного вида работы необходимо объединять детей в небольшие группы по 2-3 ребенка, для того, чтобы дети учились сотрудничать, делать задание сообща, разделяя работу поровну, но при этом, помогая друг другу, определять общую цель, правильно распределять время. Полуобъемная аппликация из бумаги, и самостоятельное ее выполнение, дает возможность детям подготовиться к более сложным видам творческой деятельности, например, таким как конструирование из бумаги. Исходя из этого, В.Е.Сыркина говорит «о важности умения «переноса» способов работы с одного вида заданий на другие, умении изменить при этом метод работы в связи с особенностями нового материала» [13]. Рассмотрим определение «формирования» в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ понятия «Формирование»

Автор

Определение

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности.

Процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).

Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания) 

Е. О. Бурачевская, Н. Ю. Скороходова, Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Целенаправленное воздействие на ребенка с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств.

Формирование самостоятельности — это целенаправленный процесс, с одной стороны, а с другой — необходимое условие для личностного развития и дальнейшего обучения учащегося в средней и высшей школе.

Таким образом, формирование самостоятельности младшего школьника - важный показатель готовности к школьному обучению. Объемная аппликация из бумаги помогает дошкольнику научиться выделять цель, управлять своим поведением, учиться доводить свое дело до конца, преодолевая различные трудности. В процессе изготовления аппликации формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам.

1.4 История возникновения и развития полуобъемной аппликации из бумаги

Важным компонентом происходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образования и воспитания детей с учетом объективных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формирования личности. К таким факторам относятся материальные и психологические условия, в которых развиваются и растут дети; та среда, где происходит становление личности. Особое место в развитии ребенка занимает аппликация. Она предусматривает овладение ребятами простейшими способами и приемами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание дошкольников.

Первые упоминания об аппликациях появились в далеком XVIII веке. Тогда сельские жители украшали свои дома наложением различных материалов. Изображения, составленные из аппликаций, отображали преимущественно красоту цветов, растений и животных. Популярностью при украшении своего жилища пользовались и различные виды орнамента.

Кроме того, в композициях для декорирования различных предметов интерьера и мебели использовали кусочки металла и дерева, а также соломенную ленту. Появлялись первые мастера аппликации, нарезавшие фигурки из соломенной ленты и приклеивавшие их на украшаемый объект.

Спустя некоторое время все чаще вместо соломенной ленты стали применять кусочки ткани или кожи. Для дополнительного украшения композиций использовались природные материалы, такие, как крупы, семена, сухие листья, орехи.

 Большой шаг в развитии искусства аппликации был сделан при появлении бумаги. Распространенными стали однотонные изображения людей, животных и первые виды абстракции.

Бумага является достаточно удобным материалом для вырезания, группировки и приклеивания к основанию, поэтому в настоящее время бумажные аппликации наиболее актуальны среди всех остальных.

Термин «аппликация» в переводе с латинского означает «присоединение» или «прикладывание». Именно поэтому в наше время под аппликацией принято понимать технологию получения изображения путем накладывания и приклеивания отдельных частей из какого-либо материала на прочную основу.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

1.5 Классификация и технология полуобъемной аппликации из бумаги

Детям младшего школьного возраста нравится проводить время за играми и творческими занятиями, которые помогают развивать их фантазию. Закрепить практические навыки в игровой форме помогут разные виды аппликаций, в которых можно использовать определенные шаблоны и всевозможные идеи. Лучшим материалом для таких поделок остается цветная бумага, легкая в обработке, которую можно приклеивать и пришивать к основе. Нередко для творчества используются и другие материалы, такие как ткань и шерстяные нитки, обычные салфетки и креповая бумага, атласные ленты.

Аппликация – это вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

В аппликациях есть своя классификация (таблица 5).

Таблица 5 – Классификация аппликаций

В зависимости от содержания

Предметная

Осуществляется путем наклеивания на базовый лист с фоном отдельных, заготовленных ранее предметных изображений

Декоративная

Применяется для декорирования открыток, обложек книг идр.

Сюжетная

Это несколько объединенных различных фигур, для создания картин

В зависимости от объемности изображения

Плоские

Крепятся полностью на всю поверхность

Полуобъемные

Крепятся на основу всех деталей только одной своей частью, таким образом достигается объемность

По цвету аппликации

Монохромные

Одноцветные

Многохромные

Разноцветные

По технике выполнения

Симметричная

Создается путем наклеивания на основание изображений симметричных предметов

Обрывная

Разрывается бумага на кусочки и составляется из них изображение

Ленточная

Складывается широкий лист бумаги гармошкой и вырезается изображение

Силуэтная

Вырезаются сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру

Квиллинг

Аппликации из скрученной бумаги

По разнообразию использованных материалов

Более подробно следует остановиться на полуобъемной аппликации, т.к. данная работа посвящена именно ей, а также рассмотреть её технологию.

Готовое изображение на объемных аппликациях выглядит объемным, благодаря неполному приклеиванию фигурок. Отдельные элементы композиции приклеиваются частично, и не приклеенные части загибаются и выступают над поверхностью основы, создавая необходимый эффект. Такие аппликации могут изображать цветущее дерево, красивый гриб с листочком, милого ежика с пушистыми колючками, единорога или динозавра в окружении травы.

Цветная бумага, чаще всего используемая в детских поделках может быть односторонней и двусторонней и выбор ее вида зависит от того, какая идея понравится ребенку:

  1. плоские и объемные аппликации;
  2. геометрические и предметные поделки;
  3. отрывные и пластические аппликации.

Существует множество разнообразных техник, которые помогут в домашних условиях создать красивые и необычные поделки в технике аппликации. В данной работе будет рассмотрен метод «Торцевания».

Мастер-класс «Аппликация в технике «Торцевание»

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом возможно украшать практически любые предметы, например, фоторамки.

Принцип торцевания

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости. Этапы выполнения аппликации в технике «Торцевание» представлено в таблице 6.

Таблица 6 – Этапы выполнения аппликации в технике «Торцевание» (Приложение А)

Этапы работы

Подготовка материалов

1. Стержень от шариковой авторучки

2. Клей ПВА

3. Ножницы

4. Салфетки (или гофрированная бумага)

5. Картон

6. Шаблон работы

Заготовка

1. Из салфеток нарежьте на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.

2. Нарисуйте на плотной бумаге или картоне любой узор (рисунок)

Сборка

  1. Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора
  2. Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.
  3. Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами
  4. У вас получится цветная трубочка-торцовочка
  5. Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей.
  6. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
  7. Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.
  8. Можно в той же технике заполнить фон вокруг узора.

Конечный результата

Получится маленький пушистый коврик (Приложение 1)

1.6 Методика преподавания технологии полуобъемной аппликации во внеурочной деятельности

Рассмотрим развитие самостоятельности во внеурочной деятельности. Внеурочные учебные занятия подразумевают под себя различные виды. Часть их непосредственно связана с занятиями – выполнение текущих домашних заданий, подготовь докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений, самостоятельной учебной деятельности школьников.  

Другая часть внеурочной деятельности, связана с занятиями опосредовано, и она выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.

 Согласно личностно-гуманному подходу в обучении, внеурочная работа – это составная часть учебно-учительного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

 В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, развитию художественного творчества, технического творчества и др.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [1].

 Цель внеурочной деятельности: создание условий для становления компетентной, творческой, способной к нравственному самоопределению на основе общечеловеческих ценностей личности обучающихся, достижения ими необходимого для жизни в обществе социального опыта.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Реализация творческого потенциала обучающихся через включение их в разнообразные виды общественно – полезной и досуговой деятельности.

2. Удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и родителей.

3. Формирование у обучающихся положительной «Я – концепции», универсальной духовно – нравственной компетенции «становиться лучше».

4. Формирование культуры общения учащихся, развитие навыков организации и самоорганизации, осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Существует множество форм внеурочной деятельности учащихся, рассмотрим основные из них: предметные кружки, факультативные практические. Конечно же, при условии, что педагог сам должен быть увлечен данной техникой занятия, кружковая работа и др.  художественного творчества, изучать необходимую методическую литературу, тема его самообразования должна соответствовать этому направлению.

Для создания кружка необходимо позаботиться о необходимых материалах и инструментах (в данном случае это не потребует особых затрат). Педагог заранее продумывает, какие наглядные пособия понадобятся для занятий. Исследования отечественных и зарубежных ученых говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

Выводы по 1 главе

Формирование самостоятельности преследует цель закрепить и довести до автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно вырезать из бумаги, использовать аккуратно клей и т. д - важные умения школьника. Свидетельством успешного формирования самостоятельности младших школьников является качество выполнения процессов аппликации, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить в порядок рабочее место, умение заметить ошибки сверстника, указать на это, помочь устранить. Привычка к самостоятельности способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение. Высшей ступенью в развитии самостоятельности младших школьников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной аппликативной деятельности.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с бумагой.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия полуобъемными аппликациями из бумаги являются средством формирования самостоятельности в младшем школьном образовательном учреждении. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младших школьников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, объемные фигурки из бумаги имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.

Рассмотрев особенности формирования самостоятельности у младших школьников как педагогическую проблему, можно сделать вывод, что развитие самостоятельности происходит наиболее эффективно, так как дети в этом возрасте настроены оптимистично, у них присутствует интерес к окружающему миру и начинает проявляться потребность в самостоятельности, но в тоже время, авторитет взрослого остается значимым для ребенка, что позволяет педагогу или родителю направлять деятельность ребёнка в нужное русло.

Необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и степень проявления самостоятельности у всех разный, поэтому и средства для формирования самостоятельности на практике необходимо выбирать из числа разнообразных видов самостоятельных работ. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.

Формирование самостоятельности младшего школьника - важный показатель готовности к школьному обучению. Полуобъемная аппликация из бумаги помогает школьнику научиться выделять цель, управлять своим поведением, учиться доводить свое дело до конца, преодолевая различные трудности. В процессе изготовления аппликации формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам.

Именно на занятиях во внеурочной деятельности складывается непринужденная, веселая работа, обеспечивающая большую творческую деятельность для каждого школьника. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает в кружки творческих ребят, а иногда и трудных, запущенных. Они порой доставляют немало хлопот руководителю, но именно на них можно положиться при выполнении больших общественных поручений, где можно проявить инициативу, самостоятельность. Такие ребята обычно не боятся грязной, трудной работы. У преподавателя есть возможность помочь таким школьникам на занятиях, предложить им индивидуальные задания. Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создают в кружке радостный, творческий настрой.

Таким образом, поставленная цель работы была достигнута и можно смело сказать, что работа с полуобъемными аппликациями из бумаги во внеурочной деятельности является истинным средством формирования самостоятельности у младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2009. — 33 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

  1.  Бардиер, Г. Л. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников / Г.Л. Бардиер, Н.А. Розман, Т.А.Чередникова. – 2-е изд. стер. СПб.: Соц.-коммерческий филиал «Человек», 2013.-223 с.
  2. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития/ М.Р. Битянова. – Москва: МГППУ, 2010.-96 с.
  3. Гуськова, Т.В. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017.- 352 с.
  4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011 176 с.
  5. Мандель, Б. Р. Педагогика: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – Москва: Наука, 2014.- 153 с.
  6. Матюшкин, А. М. Психология мышления / А. М.  Матюшкин// Матюшкин А. М. // Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. — Москва: КДУ, 2009. — 11 с.
  7. Панфилова, Г.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе / Г.С. Панфилова. – Москва: Просвещение, 2011.
  8.  Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – Москва: Большая Рос. энцикл., 2015. – 527 с.
  9.  Поддьяков, Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 68-74.
  10.  Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // В.И. Слободчиков. Вопросы психологии. — 2016. — № 2. – С.37-50.
  11.   Селевко, Г.К.  Мышление школьника / Г.К. Селевко.- Москва, 2012  - 93 с.
  12.  Сыркина, В. Е. К психологии самостоятельности Текст. / В. Е. Сыркина // Вопросы педагогики: ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – Кыштым, 1994. С. 3-46.
  13.  Шадриков, В. Д. Методология и методы изучения способностей и одарённости: монография / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 159 с.
  14.  Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — Москва: Издательский центр «Академия», 2015.-384 с.

Интернет - ресурсы

  1.  Козлова, Н. В. Самоорганизация учебной деятельности / Н. В. Козлова, О. Л. Ефимова, Н. Ф. Моисеева, Е. Ю. Терентьева, Н.В. Трофимова, Г. А. Зайцева, Т. П. Петрова//MyShared: [сайт]. – URL: http://www.myshared.ru/slide/1058579/ (дата обращения: 15.05.2022).
  2.  Эльконин, Д. Б. Давыдов, В. В. Цукерман, Г. А. Учебная деятельность младших школьников / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман// Studbooks: [сайт]. - URL: https://studbooks.net/77712/psihologiya/uchebnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Образец аппликации в технике «торцевание»

 

Подготовка материалов

Заготовка

Сборка

Конечный результат

        ПРИЛОЖЕНИЕ Б

      (обязательное)

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: