ПК 4.4
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра математики, информатики и технологии

Темирова Рушания Руслановна

 СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

 ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)  

«_____» _____________ 2022 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 25

Руководитель: Чернышева  С.А. преподаватель МДК 05.01 Теоретическое и методическое обеспечение процесса углублённого изучения дисциплин в начальных классах (технология)

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сплочение коллектива младших школьников как психолого-педагогическая проблема

 6

 

1.2 Общепедагогические средства сплочения коллектива младших

1.3 Взаимосвязь форм коллективной деятельности и освоения технологии лепки из пластилина                                                                

10

14

1.4 Классификация и технология лепки из пластилина в начальной школе

15

1.5 Методика преподавания лепки из пластилина во внеурочной деятельности

17

Выводы по главе 1

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для современной системы начального общего образования проблема сплочения детского коллектива и отбор эффективных способов ее решения является особенно важной. Значительную часть времени школьник проводит в классном коллективе, где протекает его учебная, трудовая и творческая деятельность, а также складываются отношения. Поэтому важную роль в формировании подрастающего человека играет школьный класс. Младшие школьники нуждаются в навыках взаимодействия, умении работать в команде, которые закладываются и развиваются в классном коллективе. Детский коллектив является значимым фактором развития личности [15].

Целью создания коллектива является получение определенных знаний и основной деятельностью является учение. На данный момент ситуация изменилась. Многие учителя стали уделять больше внимания развитию эмоционально-психологических отношений в классе, организации совместной деятельности детей и коррекции отношения между ними, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка. 

В ФГОС НОО сказано, что одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО является: «развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [1].

Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа. Младший школьник впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебной деятельности, первым учителем, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус, как на основе своих достижений в учебной деятельности, так и на основе личностных качеств. Будучи внушаемым и зависимым  еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательному влиянию. В современных условиях классный коллектив должен рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе.

Многие психологи, рассматривая малую группу, отмечали, что ведущим ее фактором является совместная деятельность. Следовательно, этапы формирования коллектива и его развитие зависят не столько от эмоциональной привлекательности, сколько от включения членов группы в совместную деятельность.

В работах Б. Ф. Ломова, Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина отмечено, что групповая работа - это основание для развития эмоциональных взаимоотношений и ценностей коллектива [2]. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание[8, с. 491].

Как бы ни была важна существующая научная концепция, вопрос о развитии коллектива младших школьников во внеурочной деятельности считается мало исследованным. Это приводит к возникновению противоречия между признанием важности этой проблемы и не разработанностью данного вопроса на программном и методическом уровне.

Цель: На основе анализа современной психолого-педагогической и специальной литературы проанализировать особенности сплочения коллектива младших школьников в процессе изучения лепки из пластилина во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Проанализировать ключевое понятие исследования «сплочение коллектива младших школьников».
  2. Рассмотреть общепедагогические средства сплочения коллектива младших школьников.
  3. Описать формы коллективной деятельности, применяемые при освоении технологии лепки из пластилина.
  4. Изучить классификацию и технологию лепки из пластилина в начальной школе.
  5. Изучить методику преподавания лепки из пластилина во внеурочной деятельности.
  6. Сделать вывод по итогам проведенного исследования.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сплочение коллектива младших школьников как психолого-педагогическая проблема

          Опираясь на требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), можно сделать заключение, что итогом должна быть не только всесторонне сформированная личность, но и личность способная социализироваться в нынешнем мире, что становится допустимым только при создании навыков группового взаимодействия.

           Не секрет, что в настоящее время проблема формирования крепких и дружных коллективов является достаточно актуальной. Научные исследования А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и других видных педагогов и общественных деятелей показали необходимость формирования коллективизма у школьников в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы. Есть разные авторы, и они выделяют разные стороны данного определения. Рассмотрим некоторые определения в таблице 1.

Таблица 1 - Определение понятия «детский коллектив»

Автор

Определение «детский коллектив»

А.С.Макаренко [5, с.42]

группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения

А.В. Петровский [8]

группа людей с общими целями и задачами, которые объединяются в процессе социально ценной совместной деятельности для достижения высокого уровня развития.

В.А Сластенин [7]

организованная группа людей с общими ценностями и целями деятельности, значимым для всех детей; в которой межличностные отношения определяются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

С.Т. Шацкий [9]

группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению, различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы.

         Проанализировав данные определения, можно сделать вывод, что детский коллектив — это объединение школьников с общими целями организации разнообразной совместной деятельности, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

         Изучая закономерности становления малых групп как комплекс процессов массового разделения и объединения, большинство психологов считают одним из ключевых признаков становления малой группы - ее единство, сплоченность.

          Даже несмотря на различия в понимании сущности сплоченности различными специалистами, для них самой типичной является тенденция выхода на психологический уровень анализа. Только в этом случае педагоги, психологи, историки, политологи наиболее полно приближаются к раскрытию подлинной сущности данного явления.

         Под сплоченностью коллектива понимается единство мнений, представлений, оценок, позиций и отношений сотрудников к наиболее значимым факторам, событиям, явлениям, затрагивающим жизнь группы или отдельных ее членов, которые во взаимосвязи реализуются на практике, обеспечивая слаженность, хорошее морально-психологическое состояние, организованность и дисциплину [6]. Сплоченность трудового коллектива выступает одновременно показателем и результатом достижения конкретного уровня групповой психологии.

        Сплоченность - конечная цель процесса сплочения. Чтобы понять сущность и содержание этого процесса, организовать его и управлять им, необходимо хорошо представить себе, что такое сплоченность, каковы ее социальные нормативы. Сплоченность как цель сплочения представляет собой такое состояние коллектива, которое характеризуется ценностно-ориентационным единством его членов, прочностью межличностных взаимоотношений, согласованностью деятельности и поведения членов коллектива в решении практических задач.

        Уровень сплоченности коллектива определяется устойчивостью межличностных взаимодействий. Следовательно, рассмотрение сплоченности и ее влияния на группу, должно быть реализовано через освоение коммуникативных действий между участниками группы в процессе общения.

Факторы, влияющие на формирование сплоченности коллектива:

  1. единые взгляды, интересы и направления членов группы;
  2. высокий уровень однородности состава коллектива,                                    особенности по возрастному показателю;
  3.  благоприятная атмосфера;
  4.  активная совместная работа, которая направлена на достижение общих целей и задач;
  5. притягательность руководящего члена группы;
  6. работа руководителя на высшем уровне. Использование различных психологических приемов и упражнений для эффективности группы;
  7. наличие конкурирующей группы;
  8. наличие противопоставляющего себя группе человека [3].

       Отечественными социальными психологами была предпринята попытка обосновать групповую сплоченность с точки зрения совместной деятельности. Одна из наиболее развернутых моделей была предложена российским психологом А.В.Петровским. Он представлял группу из трех слоев:

1. Первый слой называется – «Внешний уровень», под ним понимается эмоциональные, психологические межличностные отношения в коллективе.

2. Второй слой – «Ценностно-ориентационное единство» подразумевает опосредованные отношения совместной работы, после чего появляется единство ценностей.

3. Третий слой – «Ядро», на этом этапе развиваются отношения, основанными на принятии единых целей совместной деятельности.

Исходя из этого, можно предложить модель групповой сплоченности (Рис.1)

Рис.1. Структура групповой сплоченности

Подводя итог по первому параграфу, под сплочением детского коллектива мы понимаем процесс объединения, налаживания межличностных отношений в классе, формирования общего пути и установка общих целей для дальнейшего совместного развития группы.

1.2 Общепедагогические средства сплочения коллектива младших школьников

К средствам сплочения можно отнести:

  1. организацию разнообразной совместной деятельности;
  2. организацию самоуправления.

Рассмотрим каждое средство подробнее.

Совместная деятельность. Ей принадлежит особая роль в развитии классного коллектива, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный и самоуправляемый коллектив. Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, желающих сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Исследования отечественных психологов показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным [4].

Одной из форм является Сингапурская система — это набор приёмов, из которых строится урок. Каждый из них имеет определённые рамки и собственное название, а всего их порядка 250. Вот некоторые:

«Manage mate» — работа в команде из четырёх человек, которые сидят за одним столом (две соединённые парты). Дети в такой команде являются партнёрами: «партнёры по лицу», «партнёры по плечу».

        «Clock buddies» («друзья по времени») — работа в команде по выполнению конкретного задания за конкретный промежуток времени. После сигнала об окончании выполнения задания состав группы меняется.

«Simultaneous round table» — все участники команды индивидуально выполняют письменные задания, а по окончании передают его по кругу соседу на проверку.

В сингапурской системе обучения дети самостоятельно, в команде, изучают новый материал, педагог осуществляет «включённый контроль», наблюдая за работой каждой команды, делая пометки в листах с критериями и слушая по очереди одного из представителей команды. Роль учителя здесь — оценить, скорректировать, помочь и направить.

Работа команды оценивается по трём направлениям:

  1. Коммуникативная грамотность проявляется в умении всей командой решать задание, отсеивать продуктивные решения от непродуктивных.
  2. Учебная грамотность — в умении фиксировать проблему во время анализа текста, искать обоснование в тексте, строить схемы, план ответа, проверять правильность гипотезы или решения учебной задачи.
  3. Информационная грамотность — в умении вычленить нужную информацию, правильно работать в поисковой системе, формулировать запрос и другое.

        Как видим, сингапурская система построена на командной работе, творческом и нестандартном подходе и самостоятельном изучении темы. Как понять, что ребёнок умеет работать в команде? Существуют критерии, по которым можно оценить эту способность:

  1. Коммуникабельность, способность быстро адаптироваться к новому коллективу, активность.
  2. Умение вести конструктивный бесконфликтный диалог с любым членом команды, помогать.
  3. Способность принять чужую точку зрения, сдерживать личные амбиции, управлять эмоциями.
  4. Умение аргументированно убеждать в правильности решения.
  5. Вовлечение других членов команды в процесс взаимодействия без подавления инициативы других.
  6. Умение обобщать, анализировать, создавать новое, строить модели решения, схемы, таблицы.
  7. Способность к формулировке целей и задач в виде желаемого результата, умение видеть проблему, строить гипотезу/предположение.
  8. Высокий общий уровень предметной подготовки.

        Если у ребёнка есть все эти качества (с учётом возраста, естественно!), то он не только умеет работать в команде, но и может поучаствовать в метапредметной олимпиаде.

Если он этих качеств не проявляет — не страшно. Работе в команде можно научиться. Ещё есть дети, которые индивидуально работают эффективнее, чем в команде, это необходимо учитывать учителям, применяющим элементы сингапурской методики обучения в практике[14].

Сплочение классного коллектива через ученическое самоуправление. Вовлечение обучающихся любого возраста в различные формы классного и общешкольного ученического самоуправления, органов государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением, в детские и подростковые общественные организации. При этом возможны:

— проведение церемонии выборов органов ученического самоуправления;

— организация в игровой форме отчетов органов ученического самоуправления, детских и подростковых общественных организаций;

— выпуск информационных вестников, листовок, журналов (как виды средств массовой информации) детских и подростковых общественных организаций и органов ученического самоуправления;

— организация церемонии отчетных конференций или форумов (за учебный или академический год) органов ученического самоуправления, детских и подростковых общественных организаций.

В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях детские и подростковые общественные организации (объединения) тесно переплетены со структурой ученического самоуправления.

Возможен следующий вариант формирования общественной организации для учащихся начальных классов — принцип самоопределения детей в организации добровольный, допускается возможность перехода ребенка из одной микрогруппы в другую. Это может быть формирование микрогрупп по интересам («сказочники», «фантазеры», «любители мультяшек», «попрыгунчики» и т. д.). Помощь в сформировании микрогруппы оказывает классный руководитель (учитель начальных классов). В совет класса входят лидеры каждой микрогруппы, которые могут меняться, тогда совет класса приобретает «подвижный» характер, право на участие в самоуправлении класса предоставляется всем достойным ученикам, проявившим особые коммуникативные, организаторские способности и высокий интеллектуальный уровень развития[13].

Правильно мотивировать сотрудников на выполнение планов — задача руководителя, который следит за активностью и заинтересованностью коллектива в работе. Важно, чтобы каждый член команды понимал важность совместной деятельности и осознавал причастность к общему делу.

        Данные средства были выявлены при более конкретизированном рассмотрении определения понятия детского коллектива, что указывает на неотъемлемость этих условий при формировании сплоченности коллектива.

1.3 Взаимосвязь форм коллективной деятельности и освоения технологии лепки из пластилина

К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Примером взаимосвязи коллективной деятельности и лепки может служить такое проявление коллективной деятельности как лепка совместной работы.

Как мы уже знаем, одним из средств сплочения коллектива является организация совместной деятельности, поэтому коллективная творческая работа будет параллельно решать, рассматриваемую нами проблему.

Какая коллективная творческая деятельность имеет место быть в данной ситуации? Совместный проект – создание общими усилиями класса одной целостной работы. К примеру, «Пластилиновый зоопарк», когда каждый создаёт своё животное, а в конце работы их объединяют и итогом является зоопарк, сформированный из готовых пластилиновых животных и оформленный определенным образом.

Лепка и коллективная работа легко совмещаются, при этом образуя очень хорошую основу, для сплочения коллектива.

1.4 Классификация и технология лепки из пластилина в начальной школе

         Мы составили классификацию видов лепки по критериям объёмности и занесли их в таблицу (Таблица 1)

Таблица 1. – Классификация видов лепки

Вид

Плоская

Полуобъёмная

Объёмная

Разновидность

Пластилиновая живопись

Барельеф

Горельеф

Аппликация из деталей

Лепка из жгутов

Лепка из пластов

Скульптурная лепка

Аналитическая лепка

Аналог в искусстве

Живопись

Архитектура, скульптура

Архитектура, скульптура

Аппликация, народное искусство

Керамика, посуда

Керамика, посуда

Скульптура

Народное искусство

Приёмы работы

Размывание

Разрезание примазывание

Разрезание примазывание

Отщипывание, скатывание, примазывание

Скручивание, скатывание

Раскатывание, разрезание, примазывание

Вытягивание из куска

Отщипывание, скатывание, примазывание

        Предлагаем ближе ознакомиться с разновидностями лепки.

  1. Пластилиновая живопись, пластилинография — рисование пластилином на плотной основе, относится к нетрадиционной технике лепки. В зависимости от метода рисования, пластилиновые картины напоминают работы масляными красками, могут быть объёмными, содержать выпуклые, рельефные элементы.
  2. Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона[12]
  3. Горельеф — это полуобъемное изображение на плоскости какого-либо объекта. Для пластилина подойдет и фанерка, и сложная округлая форма, например, вазочка, стакан, коробка.
  4. Аппликация из деталей - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале.
  5. При жгутиковой технике формовки изделий из глины (пластилина) раскатываются жгуты одинаковой толщины.
    Лепка посуды начинается с донышка. Для сосудов донышко можно вырезать из пласта глины (пластилина), а к нему рядами по спирали нарастить боковые стенки. Жгуты скрепляют между собой и замазывают места соединения пальцами или стекой.
    Для открытой посуды (тарелок или мисок) донышко, переходящее в боковые стенки, также выполняют из жгутов. Причём для придания большей декоративности из жгутиков можно формировать различные фигуры, из которых выполняют узоры, подчёркивающие задуманную форму. Спирали, волны, зигзаги, завитки должны плотно прилегать друг к другу в изделии, не образуя просветов[12]
  6. Лепка из пласта: кусок глины раскатывается в пласт, обрезается все лишнее и придается форма. Также, если необходимо - наносится декор. Декорировать можно по-разному: лепка, оттиск и т.д. но в основном пользуются оттиском.
  7. Скульптура - это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале - глине, пластилине, так и в твердом - дереве, камне. Скульптуру в мягком материале называют лепкой, пластикой, а в твердом - ваянием.
  8. Аналитическая лепка - означает схематическое, неточное изображение чего-либо, лепка силуэта.

Эта классификация позволяет нам увидеть, многообразие видов лепки из пластилина и возможность её использования в своей работе.

1.5 Методика преподавания лепки из пластилина во внеурочной деятельности

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Натура, прежде всего, облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит детей создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный.

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями. Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный. Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелесообразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения.

Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

  1. Раскатывание;
  2. Сгибание с соединением концов;
  3. Сгибание со сплетением.

Материал и оборудование.

Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детского пластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, то в отношении глины этого сказать нельзя. Сравнительно редко используется этот материал в специальной коррекционной школе. А между тем, глина по многим своим качествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.

Технические приёмы лепки.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения[11].

Выводы по главе 1

  1. Детский коллектив — это объединение школьников с общими целями организации разнообразной совместной деятельности, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

Сплоченность – это единство мнений, представлений, оценок, позиций и отношений сотрудников к наиболее значимым факторам, событиям, явлениям, затрагивающим жизнь группы или отдельных ее членов, которые во взаимосвязи реализуются на практике, обеспечивая слаженность, хорошее морально-психологическое состояние, организованность и дисциплину.

  1. Мы выделили два основных средства сплочения коллектива: организацию разнообразной совместной деятельности и организацию самоуправления.
  2. Лепка из пластилина и формы коллективной деятельности взаимосвязаны и при их сочетании, открывается возможность решения проблемы сплочения коллектива младших школьников.
  3. Нами были систематизированы данные о классификации видов лепки и даны понятия каждого вида. Мы выделили их по критерию объемности:  объемные, полуобъемные, плоские.
  4. Так же была поверхностно рассмотрена методика обучения технологии лепки из пластилина во внеурочной деятельности. Были выявлены основные приёмы: словестные, практические, технические и наглядные.

Заключение

Коллектив, в отличие от группы, имеет определенную цель, на достижение которой направлена их совместная деятельность. Главной детерминантой сплочения группы выступает совместная деятельность. Сплоченность выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Участники коллектива связаны определенной системой отношений, они способны выполнять согласованные действия для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Для воспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младший школьный возраст. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Развитие групповой сплочённости в младшем школьном возрасте зависит от многих факторов, таких как влияние учителя на личные отношения детей, стиль педагогического руководства, межличностные отношения в коллективе младших школьников. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

 Для сплочения коллектива младших школьников очень важно совместное переживание ребят. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность младших школьников, способствуют формированию групповой сплоченности, сближают между собой учащихся, учат их чувствовать боль и радость другого

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы  начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2011. — 33 с.
  2. Банных Н.М. Сплочѐнный коллектив – залог успешного обучения / Н.М. Банных // Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 52-53.
  3. Ивонтьева, А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. 42 Макаренко//Современная педагогика. - 2014.-№11.-С.37-40
  4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1977. – 187 с.
  5. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - Москва: Педагогика, 1972. - 334 с
  6. Проблемы групповой сплоченности. - М.: МГУ,1979. - 324 с
  7. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - Москва: Гардарики, 2003. 
  9. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. — Москва: Просвещение, 1962—1965.
    Т. 1: [Автобиографические работы. Труды дореволюционного периода] / Сост. Г. Ф. Морозова. — 1962. — 503 с., 1 л. портр. — Указ.: с. 497—502.
  10. Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики начинающих – URL: https://sdelaisam.mirtesen.ru/blog/43710131754/ZHgutovaya-tehnika-lepki,-master----klass-izgotovleniya-podelok (дата обращения 28.05.22)
  11. Методы и приёмы обучения лепки. - Лидванова Татьяна Сергеевна- URL: https://www.sites.google.com/site/lidvanovatatanasergeevna/6-metody-i-prieemy-obucenia-lepke (дата обращения 29.05.22)
  12. Презентация "Барельеф из пластилина" (3 класс) – URL: https://infourok.ru/prezentaciya-barelef-iz-plastilina-klass-3889229.html (дата обращения 28.05.22)
  13. Приёмы сплочения коллектива – URL:https://ped-kopilka.ru/pedagogika/pri-my-splochenija-klasnogo-kolektiva.html (дата обращения 29.05.22)
  14. Сингапурская система обучения: командное творчество- URL:  https://mel.fm/blog/olga-katayeva/48053-singapurskaya-sistema-obucheniya-komandnoye-tvorchestvo (дата обращения 29.05.22)
  15. Статья на тему: Детский коллектив, его специфика, этапов 43 становления и развития\Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] –URL: https://nsportal.ru/detskiysad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/detskiy-kollektiv-ego-spetsifiki-etapovstanovleniya( дата обращения 28.05.22)



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра математики, информатики и технологии

Темирова Рушания Руслановна

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО СПЛОЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                       В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ        ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА                                           ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

защите

«_____» декабря 2022 г.

Заместитель директора по НМР

____________ / Анищенко И.Л.

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«_____» декабря 2022 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 3, группа: 35

Руководитель: Чернышева С.А.

преподаватель МДК 01.06

Теоретическое и методическое

обеспечение процесса углублённого

изучения дисциплин в начальных

классах (технология) высшей

квалификационной категории

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ                                            СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ               ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сплочение коллектива младших школьников как психолого-педагогическая проблема

1.2 Общепедагогические средства сплочения коллектива младших

1.3 Проблема определения уровня сплоченности коллектива младших школьников

1.4 Основные формы и методы коллективной деятельности при освоении технологии лепки из пластилина

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 История лепки из пластилина

2.2 Классификация видов лепки из пластилина в начальной школе

2.3 Технология лепки из пластилина в начальной школе

2.4 Методика изучения лепки из пластилина в начальной школе

2.5 Примерная программа внеурочной деятельности для сплочения коллектива при изучении технологии лепки из пластилина

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для современной системы начального общего образования проблема сплочения детского коллектива и отбор эффективных способов ее решения является особенно важной.

В ФГОС НОО сказано, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: «развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций»; метапредметные результаты должны отражать «готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества»; предметные результаты: «приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации» [1].

А так как значительную часть времени школьник проводит в классном коллективе, где протекает его учебная, трудовая и творческая деятельность, а также складываются отношения, важную роль в формировании подрастающего человека играет школьный класс. Младшие школьники нуждаются в навыках взаимодействия, умении работать в команде, которые закладываются и развиваются в классном коллективе. Детский коллектив является значимым фактором развития личности [15].

Многие учителя стали уделять больше внимания развитию эмоционально-психологических отношений в классе, организации совместной деятельности детей и коррекции отношения между ними, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка.

Будучи внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательному влиянию. В современных условиях классный коллектив должен рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе.

Некоторые из психологов при рассмотрении малой группы отметили, что ведущим ее фактором является совместная деятельность. Поэтому этапы создания и развития группы зависят не столько от эмоциональной привлекательности, сколько от вовлечения членов коллектива в совместные действия.

Проблемами сплочения коллектива занимались

В работах Б. Ф. Ломова, Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина отмечено, что групповая работа — это основание для развития эмоциональных взаимоотношений и ценностей коллектива [2]. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание [8, с. 491].

Основными общепедагогическими средствами сплочения являются организация разнообразной совместной деятельности и организация самоуправления.

Совместная деятельность при изучении технологии лепки на внеурочных занятиях наиболее подходящее средство, которое можно организовать в различных формах, тем самым разнообразить деятельность и увеличить интерес детей как к самой внеурочной деятельности, так и к коллективной работе.

Цель работы: на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы разработать программу сплочения коллектива младших школьников в процессе изучения лепки из пластилина во внеурочной деятельности и предложить оптимальные решения для этой проблемы.

Объект исследования: внеурочная деятельность в начальной школе.

Предмет исследования: сплочение коллектива младших школьников

Задачи:

  1. Раскрыть сущностную и содержательную характеристику сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
  2.  Рассмотреть особенности формирования сплоченности коллектива младших школьников.
  3. Разработать критерии, показатели, охарактеризовать уровни сформированности сплоченности коллектива младших школьников.
  4. Теоретически обосновать комплекс упражнений, направленный на формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.2 Общепедагогические средства сплочения коллектива младших школьников

К средствам сплочения можно отнести:

  1. организацию разнообразной совместной деятельности;
  2. организацию самоуправления.

Рассмотрим каждое средство подробнее.

Совместная деятельность. Ей принадлежит особая роль в развитии классного коллектива, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный и самоуправляемый коллектив. Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, желающих сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Исследования отечественных психологов показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным [4].

Одной из форм является Сингапурская система — это набор приёмов, из которых строится урок. Каждый из них имеет определённые рамки и собственное название, а всего их порядка 250. Вот некоторые:

«Manage mate» — работа в команде из четырёх человек, которые сидят за одним столом (две соединённые парты). Дети в такой команде являются партнёрами: «партнёры по лицу», «партнёры по плечу».

        «Clock buddies» («друзья по времени») — работа в команде по выполнению конкретного задания за конкретный промежуток времени. После сигнала об окончании выполнения задания состав группы меняется.

«Simultaneous round table» — все участники команды индивидуально выполняют письменные задания, а по окончании передают его по кругу соседу на проверку.

В сингапурской системе обучения дети самостоятельно, в команде, изучают новый материал, педагог осуществляет «включённый контроль», наблюдая за работой каждой команды, делая пометки в листах с критериями и слушая по очереди одного из представителей команды. Роль учителя здесь — оценить, скорректировать, помочь и направить.

Работа команды оценивается по трём направлениям:

  1. Коммуникативная грамотность проявляется в умении всей командой решать задание, отсеивать продуктивные решения от непродуктивных.
  2. Учебная грамотность — в умении фиксировать проблему во время анализа текста, искать обоснование в тексте, строить схемы, план ответа, проверять правильность гипотезы или решения учебной задачи.
  3. Информационная грамотность — в умении вычленить нужную информацию, правильно работать в поисковой системе, формулировать запрос и другое.

        Как видим, сингапурская система построена на командной работе, творческом и нестандартном подходе и самостоятельном изучении темы. Как понять, что ребёнок умеет работать в команде? Существуют критерии, по которым можно оценить эту способность:

  1. Коммуникабельность, способность быстро адаптироваться к новому коллективу, активность.
  2. Умение вести конструктивный бесконфликтный диалог с любым членом команды, помогать.
  3. Способность принять чужую точку зрения, сдерживать личные амбиции, управлять эмоциями.
  4. Умение аргументированно убеждать в правильности решения.
  5. Вовлечение других членов команды в процесс взаимодействия без подавления инициативы других.
  6. Умение обобщать, анализировать, создавать новое, строить модели решения, схемы, таблицы.
  7. Способность к формулировке целей и задач в виде желаемого результата, умение видеть проблему, строить гипотезу/предположение.
  8. Высокий общий уровень предметной подготовки.

        Если у ребёнка есть все эти качества (с учётом возраста, естественно!), то он не только умеет работать в команде, но и может поучаствовать в метапредметной олимпиаде.

Если он этих качеств не проявляет — не страшно. Работе в команде можно научиться. Ещё есть дети, которые индивидуально работают эффективнее, чем в команде, это необходимо учитывать учителям, применяющим элементы сингапурской методики обучения в практике[14].

Сплочение классного коллектива через ученическое самоуправление. Вовлечение учащихся всех возрастов в различные формы классной и общешкольной ученической автономии, общеобразовательного управления, общественных учреждений для детей и подростков. При этом возможны:

— проведение церемонии выборов органов ученического самоуправления;

— организация в игровой форме отчетов органов ученического самоуправления, детских и подростковых общественных организаций;

— выпуск информационных вестников, листовок, журналов (как виды средств массовой информации) детских и подростковых общественных организаций и органов ученического самоуправления;

 организация отчетных встреч или форумов групп ученического самоуправления, общественных детско-юношеских организаций (за учебный, академический год).

В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях детские и подростковые общественные организации (объединения) тесно переплетены со структурой ученического самоуправления.

Возможен следующий вариант формирования общественной организации для учащихся начальных классов — принцип самоопределения детей в организации добровольный, допускается возможность перехода ребенка из одной микрогруппы в другую. Это может быть формирование микрогрупп по интересам («сказочники», «фантазеры», «любители мультяшек», «попрыгунчики» и т. д.). Помощь в сформировании микрогруппы оказывает классный руководитель (учитель начальных классов). В совет класса входят лидеры каждой микрогруппы, которые могут меняться, тогда совет класса приобретает «подвижный» характер, право на участие в самоуправлении класса предоставляется всем достойным ученикам, проявившим особые коммуникативные, организаторские способности и высокий интеллектуальный уровень развития[13].

Правильно мотивировать сотрудников на выполнение планов — задача руководителя, который следит за активностью и заинтересованностью коллектива в работе. Важно, чтобы каждый член команды понимал важность совместной деятельности и осознавал причастность к общему делу.

        Данные средства были выявлены при более конкретизированном рассмотрении определения понятия детского коллектива, что указывает на неотъемлемость этих условий при формировании сплоченности коллектива.

1.3 Проблема определения уровня сплоченности коллектива младших школьников

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и записать его обозначение в бланк.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
    - Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
    - Участвую в большинстве видов деятельности (4)
    - Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
    - Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
    - Живу и существую отдельно от нее (1)
    - Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
  2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
    - Да, очень хотел бы перейти (1)
    - Скорее перешел бы, чем остался (2)
    - Не вижу никакой разницы (3)
    - Скорее всего остался бы в своей группе (4)
    - Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
    - Не знаю, трудно сказать (1)
  3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
    - Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    - Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    - Хуже, чем в большинстве классов (1)
    - Не знаю, трудно сказать (1)
  4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
    - Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    - Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    - Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    - Не знаю. (1)
  5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
    - Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    - Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    - Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    - Не знаю (1)

Обработка результатов и интерпретация


    Уровни групповой сплоченности

  15,1 баллов и выше – высокая;

  11,6 – 15 балла – выше средней;

  7- 11,5 – средняя;

  4 – 6,9 – ниже средней;

  4 и ниже – низкая.

1.4 Основные формы и методы коллективной деятельности при освоении технологии лепки из пластилина

         К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Примером взаимосвязи коллективной деятельности и лепки может служить такое проявление коллективной деятельности как лепка совместной работы.

Как мы уже знаем, одним из средств сплочения коллектива является организация совместной деятельности, поэтому коллективная творческая работа будет параллельно решать, рассматриваемую нами проблему.

Какая коллективная творческая деятельность имеет место быть в данной ситуации? Совместный проект – создание общими усилиями класса одной целостной работы. К примеру, «Пластилиновый зоопарк», когда каждый создаёт своё животное, а в конце работы их объединяют и итогом является зоопарк, сформированный из готовых пластилиновых животных и оформленный определенным образом.

Лепка и коллективная работа легко совмещаются, при этом образуя очень хорошую основу, для сплочения коллектива.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 История лепки из пластилина

Пластилин –от итальянского «лепной»; специальный материал для лепки, состав которого – очищенная и размельченная до однородного состояния глина, воск, вазелин. Также в состав пластилина могут входить и различные высокомолекулярные синтетические вещества – полиэтилен, поливинилхлорид, а также каучуки, озокерит, церезин и животные жиры. 

Впервые материал, похожий по свойствам на пластилин, упоминается еще в шестнадцатом веке в книгах Джордже Вазари. Претендентов на звание изобретателя пластилина несколько. В Германии считают, что немец Франц Колба изобрел первый пластилин. В 1880 году Колба запатентовал свое изобретение. В Великобритании в 1899 году преподаватель школы искусств Уильям Харбут также создает материал, похожий на пластилин. Позже он даже откроет свою фабрику по производству этого материала.

Существует также версия, что изобретатель пластилина – итальянец Джо Маквикер. Причем создал он материал не для лепки, а для очистки обоев от пятен. Но его родственница – воспитательница в детском саду – начала использовать его изобретение вместо глины для создания поделок. Ее идея приняла масштабный размах – и в 1955 году пластилин был введен официально для занятий по лепке в учреждениях дошкольного образования. А сам Маквикер стал долларовым миллионером в 27 лет благодаря пластилину.

Ранее пластилин использовали не по его прямому назначению, а в качестве оконной смазки и выводителя пятен с бумажных поверхностей. Также этот универсальный материал широко использовался скульпторами для изготовления декоративных элементов в интерьере и статуй.

В наше время пластилин используют в основном профессиональные скульпторы и дети – соответственно идет в ход скульптурный и поделочный пластилин.

Скульпторы очень любят этот материал, он занимает второе место после глины по использованию. У пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет и сохраняет гибкость. Именно поэтому скульпторы используют его для изготовления тонких деталей при выполнении сложных кропотливых работ.

У пластилина много плюсов в использовании. Занятия с его использованием очень полезны для детского развития. Ведь когда ребенок лепит, у него развивается моторика рук. Также такие занятия способствуют развитию аккуратности и фантазии, положительно влияют на нервную систему. И на любом этапе творческого процесса можно скорректировать изделие.

Существует множество идей для использования пластилина детьми. Это может быть лепка животных, фруктов, игрушек, цветов. Из пластилина получаются оригинальные картины – для основы берется картон или бумага. Красиво и необычно смотрится сделанная из стекла и пластилина витражная картина. Еще этим пластичным материалом можно обмазать вазу, стакан или доску и прилепить ракушки, бусины и крупу в виде различных узоров.дить и различные высокомолекулярные синтетические вещества – полиэтилен, поливинилхлорид, а также каучуки, озокерит, церезин и животные жиры.

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе (за исключением отдельных разновидностей), практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

Для детских творческих занятий в настоящее время существует широкий выбор различных видов пластилина: шариковый, отскакивающий, восковой, застывающий, плавающий, нано-пластилин, арт-пластилин. Продается он в различных формах: в шариках, брусочках, ведерках, ячейках и колбасках. Хороший пластилин для детей должен быть мягким, нетоксичным, он не должен прилипать к рукам, окрашивать и пачкать их, не должен оставлять жирных следов.

Скульптурный пластилин, как правило, бывает черного или темно-оливкового цвета, и продают его в больших брикетах. Его недостатком является сложность работы с ним: сначала с помощью взрослых необходимо отрезать ножом часть брикета, затем нагреть его в горячей воде в течение 15-20 мин. В процессе работы он более упругий, чем обычный пластилин, и достаточно скучного цвета.

Восковой пластилинСостав воскового пластилина традиционный, но имеет усовершенствованную формулу – добавление большего количества натурального воска. Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. С глубокой древности использовался для лепки. Восковой пластилин идеально подходит для детей.

Шариковый пластилин. Отличительная особенность этого пластилина заключается в том, что он состоит из небольших мягких шариков поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен.

Арт-пластилин. Отличается тем, что затвердевает под воздействием тепла, например в микроволновой печи, духовом шкафу или в горячей воде. Бывает двух видов. Мягкий предназначен для плоского моделирования, создания аппликаций и картин. Твердый используют для создания объемных форм, каркасных кукол и игрушек.

Прыгающий пластилин, или «Жвачка для рук» – пластилин, способный принимать любую форму. Изобрели в Америке в 1943 году. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. «Умный пластилин» не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен, гипоаллергенен и целиком безопасен. В упаковке умный пластилин может храниться пять лет и при этом не потерять своих свойств. 

Плавающий пластилин. Настолько легкий, что слепленные из него фигурки не тонут в воде. С ним можно играть даже во время купания

Съедобный пластилин. Съедобный пластилин выпускается в основном зарубежными производителями и состоит из муки, растительных масел и огромного количества соли. Съедобным такой пластилин называют формально. Им не отравишься, но особо и не поешь. Впрочем, для начинающих маленьких скульпторов, отправляющих в рот все предметы без исключения, такой вариант очень удачный.

2.2 Классификация видов лепки из пластилина в начальной школе

Мы составили классификацию видов лепки по критериям объёмности и занесли их в таблицу (Таблица 1)

Таблица 1. – Классификация видов лепки

Вид

Плоская

Полуобъёмная

Объёмная

Разновидность

Пластилиновая живопись

Барельеф

Горельеф

Аппликация из деталей

Лепка из жгутов

Лепка из пластов

Скульптурная лепка

Аналитическая лепка

Аналог в искусстве

Живопись

Архитектура, скульптура

Архитектура, скульптура

Аппликация, народное искусство

Керамика, посуда

Керамика, посуда

Скульптура

Народное искусство

Приёмы работы

Размывание

Разрезание примазывание

Разрезание примазывание

Отщипывание, скатывание, примазывание

Скручивание, скатывание

Раскатывание, разрезание, примазывание

Вытягивание из куска

Отщипывание, скатывание, примазывание

        Предлагаем ближе ознакомиться с разновидностями лепки.

  1. Пластилиновая живопись, пластилинография — рисование пластилином на плотной основе, относится к нетрадиционной технике лепки. В зависимости от метода рисования, пластилиновые картины напоминают работы масляными красками, могут быть объёмными, содержать выпуклые, рельефные элементы.
  2. Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона[12]
  3. Горельеф — это полуобъемное изображение на плоскости какого-либо объекта. Для пластилина подойдет и фанерка, и сложная округлая форма, например, вазочка, стакан, коробка.
  4. Аппликация из деталей - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале.
  5. При жгутиковой технике формовки изделий из глины (пластилина) раскатываются жгуты одинаковой толщины.
    Лепка посуды начинается с донышка. Для сосудов донышко можно вырезать из пласта глины (пластилина), а к нему рядами по спирали нарастить боковые стенки. Жгуты скрепляют между собой и замазывают места соединения пальцами или стекой.
    Для открытой посуды (тарелок или мисок) донышко, переходящее в боковые стенки, также выполняют из жгутов. Причём для придания большей декоративности из жгутиков можно формировать различные фигуры, из которых выполняют узоры, подчёркивающие задуманную форму. Спирали, волны, зигзаги, завитки должны плотно прилегать друг к другу в изделии, не образуя просветов[12]
  6. Лепка из пласта: кусок глины раскатывается в пласт, обрезается все лишнее и придается форма. Также, если необходимо - наносится декор. Декорировать можно по-разному: лепка, оттиск и т.д. но в основном пользуются оттиском.
  7. Скульптура - это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале - глине, пластилине, так и в твердом - дереве, камне. Скульптуру в мягком материале называют лепкой, пластикой, а в твердом - ваянием.
  8. Аналитическая лепка - означает схематическое, неточное изображение чего-либо, лепка силуэта.

Эта классификация позволяет нам увидеть, многообразие видов лепки из пластилина и возможность её использования в своей работе.

2.3 Технология лепки из пластилина в начальной школе

2.4 Методика изучения лепки из пластилина в начальной школе

Метод обучения, согласно принятому в педагогике определению, характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Натура, прежде всего, облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит детей создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный.

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями. Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный. Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелесообразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения.

Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

  1. Раскатывание;
  2. Сгибание с соединением концов;
  3. Сгибание со сплетением.

Материал и оборудование.

Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детского пластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, то в отношении глины этого сказать нельзя. Сравнительно редко используется этот материал в специальной коррекционной школе. А между тем, глина по многим своим качествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.

Технические приёмы лепки.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения[11].

2.5 Примерная программа внеурочной деятельности для сплочения коллектива при изучении технологии лепки из пластилина

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы  начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2011. — 33 с.
  2. Банных Н.М. Сплочѐнный коллектив – залог успешного обучения / Н.М. Банных // Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 52-53.
  3. Ивонтьева, А.К. О технологии коллективного воспитания А.С. 42 Макаренко//Современная педагогика. - 2014.-№11.-С.37-40
  4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1977. – 187 с.
  5. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - Москва: Педагогика, 1972. - 334 с
  6. Проблемы групповой сплоченности. - М.: МГУ,1979. - 324 с
  7. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - Москва: Гардарики, 2003. 
  9. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. — Москва: Просвещение, 1962—1965.
    Т. 1: [Автобиографические работы. Труды дореволюционного периода] / Сост. Г. Ф. Морозова. — 1962. — 503 с., 1 л. портр. — Указ.: с. 497—502.
  10. Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики начинающих – URL: https://sdelaisam.mirtesen.ru/blog/43710131754/ZHgutovaya-tehnika-lepki,-master----klass-izgotovleniya-podelok (дата обращения 28.05.22)
  11. Методы и приёмы обучения лепки. - Лидванова Татьяна Сергеевна- URL: https://www.sites.google.com/site/lidvanovatatanasergeevna/6-metody-i-prieemy-obucenia-lepke (дата обращения 29.05.22)
  12. Презентация "Барельеф из пластилина" (3 класс) – URL: https://infourok.ru/prezentaciya-barelef-iz-plastilina-klass-3889229.html (дата обращения 28.05.22)
  13. Приёмы сплочения коллектива – URL:https://ped-kopilka.ru/pedagogika/pri-my-splochenija-klasnogo-kolektiva.html (дата обращения 29.05.22)
  14. Сингапурская система обучения: командное творчество- URL:  https://mel.fm/blog/olga-katayeva/48053-singapurskaya-sistema-obucheniya-komandnoye-tvorchestvo (дата обращения 29.05.22)
  15. Статья на тему: Детский коллектив, его специфика, этапов 43 становления и развития\Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] –URL: https://nsportal.ru/detskiysad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/detskiy-kollektiv-ego-spetsifiki-etapovstanovleniya( дата обращения 28.05.22)

[18] Конникова, Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. – 402 с


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я бы хотела поднять вопрос о методической деятельности в нашей школе.

Начну с небольшой исторической справки.

До 1934 года в с.Кислянка была начальная школа сельской молодежи. С 1934 г. в с.Кислянка начинает функционировать неполная средняя семилетняя школа, она именовалась школой сельской молодежи.

В 1953 году с 1 сентября неполная средняя школа была реорганизована в среднюю школу.

С осени 1958 года Кислянская средняя общеобразовательная школа из 10-летней была реорганизована в 11-летнюю и стала именоваться Кислянская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением. 

А с осени 1966 года Кислянская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением реорганизована из 11-летней в 10-летнюю и стала именоваться Кислянская средняя школа с производственным обучением.

С началом строительства независимого государства 90-е годы произошло переименование школы, и она стала именоваться Кислянская средняя общеобразовательная школа. В марте 1993 года Постановлением Администрации муниципального образования Целинного района № 60 от 10 марта 1993 года школа была переименована в муниципальное образовательное учреждение Кислянская средняя общеобразовательная школа. В ноябре 2001 года был перерегистрирован Устав школы Постановлением АМО района № 210 от 21 ноября 2001 года /регистрационный № 105/ закрепивший юридический статус школы – Муниципальное образовательное учреждение “Кислянская средняя общеобразовательная школа”. Но какие бы нюансы не вносились в название школы вот уже 50 лет Кислянская средняя школа имеет статус средней школы и дает своим выпускникам прочные и глубокие знания.

Итак, рассмотрев документацию, а именно приказ №80-1 «О структуре методической работы в МКОУ «Кислянская СОШ» в 2023-2024 уч. г.», я узнала, что в главным структурным компонентом является Методический совет. В него входят: председатель в лице замдиректора по УВР, директор школы, руководители школьных МО (естественно- математического и гуманитарного циклов, классных руководителей, учителей начальных классов), психолог и старший воспитатель детского сада «Колосок». Также, как уже было упомянуто выше, в школе созданы школьные методические объединения разной направленности и творческие группы педагогических работников, ну и конечно же, неотъемлемым и обязательным для всех школ является педагогический совет.

Мне был предоставлен план работы метод. совета в соответствии с которым, методический совет собирается 5 раз. На данных заседаниях рассматриваются следующие вопросы: подведение итогов работы за прошлый уч. год, утверждение РП и плана работы МО, подготовка к педсоветам, к итоговой аттестации, к проведению методической декады, проводится анализ успеваемости по школе, обсуждение итогов проверки школьной документации и тетрадей по предметам, а также тем по самообразованию, методической копилке учителя и самоанализе уроков.

К формам методической работы в образовательном учреждении можно отнести: проведение предметных декад, работа школьных МО, методическая копилка (обмен опытом), заседания педсовета и метод. совета.

Для эффективности организации методической работы учителя мы используем перечень выплат стимулирующего характера:

1) выплаты за интенсивность, сложность и высокие результаты работы;

2) выплаты за качество выполняемых работ;

3) выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет;

4) премиальные выплаты по итогам работы

Рассмотрев структуру и деятельность методической службы МКОУ «Кислянская СОШ», я могу сделать вывод, что работа в этой области проводится довольно обширная. В учебном заведении существует множество направлений и форм реализации методической деятельности педагогов. Также применяются стимулирующие выплаты, условия достижения которых разнообразны, что увеличивает возможность их получения членами педагогического состава. Созданы условия для полноценной деятельности и развития методической службы. Благодаря развитию всех структурных единиц метод. службы, деятельность школы усиливается и каждый год приносит хорошие показатели.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

  1. Среди опрошенных учителей трое имеют высшее образование, два из которых преподавание в начальных классах, а также преподавание рисского и литературы, один из учителей имеет средне-специальное образование специализация: преподавание в начальных классах.
  2. Средний педагогический стаж-22 года
  3. У двоих из учителей стаж работы в данном учреждении соответствует общему педагогическому стажу: 35 лет и 14, два педагога со стажем 9 и 20 лет.
  4. Примерной методической темой троих из опрашиваемых является применение современных педагогических технологий,
  5. В списке основных посещаемых учебных, научных и методических мероприятий присутствуют семинары, педсоветы и вебинары.
  6. К формам повышения квалификации среди опрошенных учителей относятся онлайн курсы и вебинары.
  7. Учителя используют различные педагогические технологии, такие как: ИКТ, метод проектной деятельности, исследовательские работы.
  8. В начальной школе данного учебного заведения реализуется образовательная программа «Школа России».
  9. Внеурочная деятельность представлена в следующем виде: разговоры о важном, читательская грамотность.
  10. Было рассмотрено четыре класса, средняя успеваемость среди них 54%. Наивысшая успеваемость составляет 56%, самая низкая- 52%
  11. Одна из трудностей, возникающая у учителе в профессиональной деятельности- работа с детьми с ОВЗ. Однако большинство из опрошенных не описали трудности.