ПК 4.4
методическая разработка

Погорелова Виктория Игоревна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра математики, информатики и технологии

Погорелова Виктория Игоревна

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАБОТЫ В КОМАНДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ 3-Д КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2022 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 25

Руководитель: Чернышева С.А .,

преподаватель МДК 05/06.01

Теоретическое и методическое обеспечение процесса углублённого изучения дисциплин в начальных классах(технология)

Челябинск, 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.  ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА  РАБОТЫ В КОМАНДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ 3-Д КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Формирование интереса к 3-Д конструированию у младших школьников как педагогическая проблема

5

1.2  Средства развития работы в команде у младших школьников

6

1.3 3-Д конструирование из бумаги в начальной школе  

9

1.4 История возникновения и развития 3-Д конструирования  из бумаги

1.5 Классификация и технология 3-Д конструирования  из бумаги

16

Выводы по 1 главе

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Проблема человеческих способностей вызывала  и вызывает огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчеством людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса.

Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

3

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности было отмечено, что воображение, внимание, любознательность развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя [7].

На основании актуальности проблемы нами  сформулирована тема исследования: « Формирование навыка работы в команде при изучении   3-Д конструирования во внеурочной деятельности».

Цель исследования: на основании психолого-педагогических литературы изучить как при помощи 3-Д  сформировать у детей навык работы в команде.

Задачи исследования:

  1. Изучить  и обосновать понятия «творческие способности» и «конструирование из бумаги»;
  2. Рассмотреть общую характеристику работы в команде младших школьников;
  3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

4

ГЛАВА 1.  ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА  РАБОТЫ В КОМАНДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ 3-Д КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Формирование интереса к 3-Д конструированию у младших школьников как педагогическая проблема

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

Наиболее эффективным для формирования и развития творческой активности детей является конструирование, которое дает возможность реального изобретения и моделирования, с раскрытием творческого потенциала. Но для того чтобы обучение стало результативным необходимо создавать условия для младших школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Сформулированы следующие психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструкторских умений:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
  2. Учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний.
  3. Реализация системно-деятельностного подхода к формированию конструкторских умений.
  4. Подбор заданий по технологии на до конструирование и переконструированние изделий.
  5. Использование разных видов учебного конструирования.

Раскроем их более подробно.

Младший школьный возраст характеризуется остротой и непосредственностью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, которую учитель и родители должны поддерживать и создать все условия для повышения интереса к обучению.

Наиболее характерная черта восприятия учащихся младших классов – это слабая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в различиях при восприятии похожих объектов. Следующей особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является плотная связь его с действиями школьника, его с практической деятельностью. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, как-либо изменить его, произвести действия: взять, потрогать его, т.е. преобладание практической деятельности, восприятие на сенсорном уровне.

Младший школьник обладает несколькими формами представлений с видами ощущений и восприятий. Большинство представлений связано со зрительным и слуховым восприятием, что является немаловажным фактором для творческой деятельности – продуктивной формы деятельности обучающихся начальной школы.

Отличительная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. При развитии творческой активности следует большое внимание уделять формированию эмоционально положительной среды в классе. Поскольку «эмоция предшествует мышлению», в результате чего ребенку будет легче решать поставленные вопросы при изготовлении конструкции какого либо изделия.

Как отмечает Н.М. Конышева при обучению конструированию «в младших классах целесообразнее основываться на природном интересе и любопытстве детей, и делать упор на формирование обще учебных навыков, навыков общения и внутренней мотивации». Например, индивидуальные задания, задания с учетом интересов детей, опора на практику и пространственные представления, которые сформированы в этом возрасте.

Для учителя начальных классов важны индивидуальные характеристики со стороны динамических особенностей психической деятельности каждого обучающегося (темп, быстрота, ритм, интенсивность) особенно на уроках технологии, имеющих в основном практико-ориентированную направленность, поскольку большая часть времени отводится на работу руками. Младший школьник выражает свои эмоции через форму, композицию и цвет. Если обучающийся не может самостоятельно решить поставленные задачи, то учитель предлагает ему подготовленные заготовки, шаблоны, трафареты, инструменты, создает все необходимые условия для сохранения положительного эмоционального фона у обучающихся. Так как любая эмоция мотивирует, вызывает и направляет мыслительную и психическую деятельность и поведение, что является важным для развития творческой активности и конструкторских умений таких, как:

  1. Умение узнать и выделить объект (видеть существенное);
  2. Умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов;
  3. Умение расчленять, выделить составные части (анализировать);
  4. Умение видоизменить или преобразовать объект по заданным параметрам;
  5. Умение из преобразованного или видоизменённого объекта, или его отдельных частей собрать новый.

Для обучающихся младших классов присущи общие представления. Этот фактор является немаловажным для полного развития обучающихся информирования подхода к выполнению той или иной работы, связанной с моделированием и конструированием объекта из целых и составных деталей. Конструкторская деятельность, в которую включен ребенок, предполагает наличие достаточно широкого кругозора. Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, где происходят новообразования возрастного развития, такие как произвольность, внутренний план действий и конечно рефлексия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление. Память развивается на воспроизведении представлений. Психологические исследования показывают, что в период младшего школьного возраста именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

Выделяются такие виды мышления:

предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;

наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста).

Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле, имея образ, не учитывая внутренних характеристик и взаимодействий объекта. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием приобретают осознанный и произвольный характер.

Обучение в школе позволяет младшему школьнику научиться регулировать, управлять своим мышлением. Такие способности формируются при выполнении обязательных заданий, регулярно ставящихся учебных задач учителем в классе и в качестве домашнего задания. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

Важной особенностью младшего школьного возраста является фантазия – это их мифотворчество. Дети рассматривают «смысловые метки» в предметном и пространственном мире, который осваивают. Поэтому они в этом возрасте без особого труда могут воплощать в жизнь увиденный объект, составляя его из предложенных деталей, подбирая формы, необходимые для создания образов, проводят ассоциационную параллель с предметами по описанию, которые имеют определенные пространственные виды: форму, цвет, размер.

Всё это говорит о том, что младший школьник имеет психологическую базу для обучения и самостоятельной продуктивной деятельности на уроках технологии. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей в процессе обучения.

Конструирование – это «стены» для готового фундамента навыков при работе с бумагой, тканью, природным материалом, металлическими и пластмассовыми деталями из набора «Конструктор». Это направление необходимо поэтапно включать в тематику уроков технологии и, конечно, развивать творческий подход к выполнению работы, а также предлагать всевозможные самостоятельные варианты для выполнения заданий, вызывающих интерес у младшего школьника и позволяющие мотивировать его к учению.

В процессе конструирования основное развивающее воздействие в практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу. Главная, наиболее значимая работа при этом, совершается с применением системно-деятельностного подхода в процессе обучения. Разумеется, для ребенка, познающего мир, важными являются не только теоретические, но и практические действия, направленные на воплощение умозрительных конструктивных идей: овладение инструментами, приемами обработки материалов и прочее. Они позволяют накапливать сенсорный опыт, формируют координацию и точность движений, учат строить осознанную систему действий. Однако нельзя сводить сложный процесс конструирования лишь к обогащению практических действий с предметами. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, должны более тесно взаимодействовать с процессами мышления, которые в дальнейшем станут опорой для выполнения заданий с дополнительными моментами в работе, таких как доконструирование и переконструирование изделия.

Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей, как правило, не возникает; для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому в младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт. В построение более сложных познавательных процессов необходимо включать в практическую деятельность разновидовое конструирование.

Исходя из этого, нельзя признать отвечающими научным требованиям такие методики преподавания технологии, которые разъединяют практическую и умственную деятельность обучающихся. Подобное разделение имеет место во всех тех случаях, когда ребенок механически работает от начала до конца по инструкции, шаг за шагом выполняя разработанные кем-то действия. Такая организация работы фактически исключает деятельность обучающегося и ограничивает для него возможность мышления, познания и развития главное, ради чего и существует обучение. Целесообразно предлагать обучающимся задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут способствовать поиску и стимулированию их познания.

Именно с таких позиций мы должны подходить к определению учебного конструирования: этот процесс включает активное мышление обучающегося, направленное на решение интеллектуально-педагогической задачи. Дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.

Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка никаких затруднений, то при его выполнении не требуется мыслительного сопровождения. Здесь решающую роль играют прочно закрепленные в его памяти соответствующие навыки и элементарные технологические операции.

Конструкторские способности младших школьников учителю предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать в работе. Чтобы предметно-практическая деятельность могла получить название конструирование, имела бы образовательный и развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе условия и задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

Хочется отметить, что планирование практических действий, направленных на получение вещественного результата изделия для обучающегося может иметь определенный смысл: оно учит «охватывать» данную часть процесса конструирования целиком, анализировать взаимосвязь действий и их результатов, находить наиболее рациональную последовательность. С учетом вышесказанного, прием планирования обучающимися своих действий можно и нужно использовать в организации работы при конструировании на уроках технологии. Неоправданное использование этого приема может нанести существенный вред, превращая творческий процесс решения конструктивной задачи в цепочку механических практических действий.

21

22



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Погорелова Виктория Игоревна

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗОЧНЫЕ ПОСИДЕЛКИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовая работа допущена к

Специальность: 44.02.02

защите

Преподавание в начальных классах

«_____» декабря 202 г.

Курс: 3, группа: 35

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Подгорная Ю. Н.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель психологии

первой квалификационной категории,

Курсовая работа защищена

к.псих.н.

с оценкой___________________

«_____» декабря 2022 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ  САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе

5

1.2 Возрастные особенности формирования самооценки  у младших школьников

9

1.3  Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников

14

Выводы по первой главе

18

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В КУРСЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «СКАЗОЧНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

2.1 Методические основы создания программы курса внеурочной деятельности «Сказочные посиделки»

19

2.2 Методика реализации курса  внеурочной деятельности «Сказочные посиделки» как средства формирования адекватной самооценки у младших школьников

19

2.3 Диагностический инструментарий отслеживания формирования самооценки у младших школьников

Выводы по второй главе

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

33

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность проблемы исследования. Известно, что психологическим фундаментом развития личности, способной найти свое место в мире, является адекватная самооценка. Самооценка является важнейшим личностным образованием, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности личности и начинает она формироваться в раннем возрасте. Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. По мере развития дети учатся понимать себя, своё «Я», давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент «Я» и называется самооценкой. Она является ядром самосознания.

Особое значение для процесса формирования самооценки имеет период младшего школьного возраста. Именно на этом возрастном этапе появляются психические новообразования, расширяются виды деятельности и социальные контакты, которые создают условия для того, чтобы в дальнейшем самооценка. Стала дифференцированной, устойчивой, обобщенной и адекватной.

Проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготского. В работах B.С. Мухиной, И.И. Чесноковой самооценка рассматривается как составляющая самосознания личности. Исследования А.И. Липкиной, Д.Б. Эльконина позволили выявить некоторые особенности самооценки детей школьного возраста и педагогические основы ее формирования.

         Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

        На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Методические основы разработки курса внеурочной деятельности «Сказочные посиделки» как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников.

Цель исследования: разработать и описать методические основы  разработки курса внеурочной деятельности «Сказочные посиделки» как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования адекватной самооценки у младший школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: программа курса внеурочной деятельности «Сказочные посиделки» как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие самооценки у младших школьников как педагогическую проблему;
  2. описать возрастные особенности формирования самооценки  у младших школьников
  3. раскрыть условия формирования самооценки младших школьников во внеурочной деятельности;
  4. разработать методику реализации курса  внеурочной деятельности «Сказочные посиделки» как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников;
  5. подобрать диагностический инструментарий для оценки сформированности самооценки у младших школьников.

Методы исследования: анализ литературных источников, анализ данных, сравнение, систематизация, обобщение.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе

В психологической литературе, как в  отечественной, так  и  зарубежной  самооценке  уделено большое внимание. А.М. Колышко отмечает, что наиболее устоявшимся в психологии является термин «общая» или «глобальная самооценка». Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости.

Глобальная самооценка стала предметом исследовательского интереса психологов благодаря работам У. Джеймса, который отнёс самооценку к «первичным эмоциям», поставив её  в один ряд с болью и гневом. Самооценка, согласно мнению У. Джеймса – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение.

Р. Бернс рассматривает самооценкув структуре «Я-концепции», которая связана с самооценкой как совокупностью установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе и определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой».

По мнению А.И. Липкиной, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [7].

Самооценка начинает активно формироваться в младшем школьном возрасте. В этот период она формируется под воздействием педагога, который оценивает деятельность учащихся, показывая им уровень их познавательного развития и интеллектуальных способностей. Потому, положительная оценка вызывает желание и стремление развиваться. Кроме того, в младшем школьном возрасте, учащийся желает общего признания своей деятельности, а именно, он желает, чтобы положительная оценка его деятельности педагогом, была признана всеми участниками образовательной деятельности. На начальном этапе школьного обучения у учащегося складывается представление о собственной личности и своих способностях. Эти представления лежат в основе формирования самооценки учащихся. Она формируется как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.

Проблема формирования самооценки и ее влияние на успешность обучения школьников – одна из самых важных проблем становления ребенка как личности. Самооценка младшего школьника постоянно находится в динамике, подвергается изменениям под влиянием внешних факторов, в частности, в образовательном процессе [3].

Значимостью изучения проблемы самооценки младшего школьника обусловлена тем, что имеются различные противоречия между сензитивностью младшего школьника в данный возрастной период, его самоописанию, самооцениванию и между потребностью сформировать оптимальную самооценку младшего школьника.

Актуальность изучения данной проблемы определяется необходимостью в развитии способностей ребенка в соотношении своих поступков, действий с общепринятыми морально-этическими нормами, что определяется Федеральным государственным стандартом, также определяется противоречием в необходимости развития самооценки младших школьников и владением педагогами необходимыми навыками, средствами, приемами и методами для формирования адекватной самооценки ребенка. Особенности личности определяют эффективность нашего взаимодействия в окружающем нас обществе. Составляющих личностных особенностей множество: мотивация, темперамент, характер, самооценка [4].

Потребность в определенной, удовлетворяющей человека самооценке составляет основу его уровня притязаний. После того как уровень притязаний ребенка сложился, каждую оценку взрослых он сопоставляет со своей собственной самооценкой. Таким образом, сложившаяся самооценка и уровень притязаний начинают опосредствовать отношение ребенка к другим людям.

Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как сложатся отношения между его самооценкой и притязаниями, с одной стороны, и его реальными достижениями – с другой. Требования к себе, притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных достижений ребенка, и тогда в процессе развития он не реализует своих возможностей. Может случиться и так, что притязания потребуют напряжения всех сил и это приведет к интенсивному развитию всех способностей ребенка.

Оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в учебной деятельности, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка. Только демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, педагог формирует тем самым у него уверенность в себе и стремление к успеху; обращая его внимание на ошибки в учебной деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно оценивать свои действия.

Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей младшего школьного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.

А.В. Аркушенко выделяет три основных вида самооценки:

  • адекватная самооценка;
  • завышенная самооценка;
  • заниженная самооценка.

Под адекватностью понимается соответствие самооценки объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности – совпадение самооценки с уровнем практического осуществления учебного задания. Если ребёнок недооценивает себя по сравнению с тем, что в действительности он есть, мы говорим о наличии у него заниженной самооценки, и, наоборот, когда он переоценивает свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества – о завышенной.

Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность [4].

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, по мнению К. Аспер, часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Из-за представления о себе как о неспособных к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности у детей с низкой самооценкой часто возникают трудности в школе и дома [6].

Младшие школьники большую часть времени проводит в школе. Основной его деятельностью становится учебная деятельность, поэтому главным фактором воздействия на самооценку ребёнка влияет оценка педагога. Оценивая ребенка, педагог оценивает личность, её возможности и место среди окружающих. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки педагога, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных [5].

  1. Возрастные особенности формирования самооценки у младших школьников

Рассмотрим особенности развития самооценки у младших школьников от класса к классу. В первом классе большинству обучающихся свойственна высокая самооценка, но она не всегда адекватна. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно. Неудачи склонны связывать только с объективными обстоятельствами. Они склонны переоценивать и собственные моральные качества и недооценивать их у своих сверстников. С другой стороны, часто самооценка первоклассника зависит от оценок и поведения взрослых. Кроме того, поскольку первый год  в школе является для детей периодом адаптации к социальным условиям, то накопление изменений в их развитии может носить латентный характер, имеющий как конструктивные, так и деструктивные последствия. В становлении самооценки это сказывается на её конфликтном строении, «скачкообразном» формировании её показателей [11].

У второклассников самооценка в учебной деятельности резко снижается, что связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Учащиеся оценивают уже не только свои хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда ещё достаточно ограничены. Особенности становления самооценки у второклассников проявляются в «феномене диссонансов вторых классов». Он характеризуется тем, что в становлении самооценки в этот период особенно чётко проявляются две тенденции: а) последовательного нарастания позитивных изменений и угасания негативных; б) дисгармоничного становления ее показателей. Возникновения этого феномена обусловлено тем, что второй год обучения ребёнка в школе в некотором отношении является переломным [4].

От третьего к четвёртому классу резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. С другой стороны, при целенаправленной работе по формированию самооценки младших школьников, уже к четвёртому классу у детей складывается представление о критериях оценки и стремление меняться в положительную сторону, соответствуя этим критериям [2].

Самооценка формируется под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности. По мере того как самооценка складывается, она начинает активно влиять на поведение ребенка.

В школьной жизни особым условием является наличие контроля и оценки, без этого невозможно сформировать самостоятельные навыки в учебной деятельности. В структуру деятельности входят ряд компонентов: мотивы, цели, действия, условия, операции. При выявлении самооценки следует опираться на каждый из этих компонентов.

 Семейное воспитание и мнение родителей на формирование самооценки младшего школьника оказывают большое влияние. Ценности и традиции, закрепленные в семье, а также взаимоотношения между родителями и детьми. К детям с высокой самооценкой в семье относятся без критики. Дети, имеющие низкую самооценку относятся к родителям без доверия, не проявляют положительных эмоций. Они чувствуют вседозволенность, так как родители с равнодушием относятся как к воспитанию ребенка, так и к его начинаниям. Родители в таких семьях косвенно относятся к своим обязанностям [22, с. 32].

Объективное оценивание ребенком своих знаний непосредственно связанно с оценкой одноклассников. Для ученика необходимо понимание позиций учителя. Необходимо постоянно обращать внимание детей на поведение в различных видах деятельности, привлекать всех к наблюдению за этим поведением, формировать в самосознании объективные критерии оценки, приспосабливать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивать динамику каждого ребенка.

В первом классе у ребенка небольшой опыт оценивания. Второклассник уже может анализировать результаты своей учебной деятельности и своих товарищей под руководством педагога. В третьем и четвертом классах ученики уже самостоятельно должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности, а также под влиянием учителя разрабатывать пути коррекции результатов. Это положительно скажется в адаптационном периоде в средней школе. На удачи и неудачи человека влияет определенный жизненный опыт, необходимо ученика научить анализировать причины каждой сложившейся ситуации, делать выводы и заключения.

Приходя в школу, ребенок уже имеет при себе некоторые критерии оценивания себя и других, которые он накопил, находясь в семье, но чуть позже он уже начинает оценивать, опираясь на свой, пока еще не большой жизненный опыт. У детей начинает складываться рефлекс оценивания.

Вместе с этим есть и значительные индивидуальные различия. Следует заметить, что у детей с заниженной или завышенной самооценкой изменить ее достаточно трудно. Рефлективность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития. С рефлексией довольно тесно связано управление собственным поведением [14].

В начале школьной жизни у ребёнка появляется стремление удовлетворить свои возросшие потребности в реальном плане – в учебной деятельности. Новые нормы, новые правила, новый коллектив становится основой для ребенка.

В учебной деятельности осуществляется самопознание ребенка, которое является обязательным, целенаправленным, произвольным, результативным. Оно определяет положение ребенка и оценку окружающих, от этого зависит эмоциональное благополучие, самочувствие, его внутренняя позиция. В учебной деятельности дети познают себя, формируют навыки самоконтроля, саморегуляции, представления о себе, а также самооценка [9].

Ученику младшего школьного возраста в учебной деятельности нужно уметь ставить цели, управлять собой, оценивать себя, контролировать свое поведение. Уровень самооценки зависит от формирования самоконтроля. В этом возрасте дети способны осуществлять самоконтроль, но под влиянием взрослых. Основа самооценки детей данного возраста осуществляется именно в учебной деятельности. В процессе обучения и воспитания младший школьник усваивает определенные нормы и ценности. Ученик под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относится определенным образом, как к самому себе, так и к реальным результатам своей учебной деятельности.

У ребенка в учебной деятельности формируется оценка своих возможностей – это один их компонентов самооценки, в которой ребенок узнает о других и о своих возможностях, все это раскрывает личность.

Низкая самооценка у слабоуспевающих детей, а также оценки учителя, мнения одноклассников зачастую переносят неуспехи этих детей на другие сферы их деятельности. Завышенная самооценка, высокое мнение о себе у учеников уже во 2-ом классе формирует пренебрежительное отношение к своим одноклассникам. У учащихся имеется из года в год возрастающая диспропорция между сложностью научной информации и нагрузкой учебного материала, которую им надлежит преодолеть и те способы, которые нужны для этой цели.

А.И. Липкина говорила, что связь собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать мнение других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности. Важен учет и ценный результат самим учащимся в его деятельности, а не только адекватная, объективная оценка самим учителем [7].

Первоначальная оценка ребенком своих личностных качеств, поступков, есть первичное отражение той оценки, которую дают именно учителя и родители. Эту стадию в развитии самооценки считают «предсамооценкой».

Выделяются два этапа формирования самооценки:

1) «самооценка подвергается внешним действиям;

2) в сферу самооценки включается его внутреннее состояние, личностные качества» [7, с. 35].

Исследования показывают, что те требования, которые удовлетворяются в учебной деятельности ребенка, осуществляются опосредованно через оценку результатов деятельности учителем. Наблюдения говорят о том, что на формирование самооценки учащихся влияет не только оценка учебной деятельности, но и стиль поведения учителя.

В работах психологов и педагогов (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, М.В. Матюхина, Г.А. Собиева) подчеркивается, что оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер [39]. Существуют трудности у многих учителей, профессионально пользующихся пятибалльной оценочной системой.

Некоторые оценки ребенок переносит на самого себя. Наиболее быстро развивается у первоклассника оценка при выполнении учебных материалов. Изо дня в день, ребенку приходится слышать оценки учителя. В ходе это идет формирование критерий оценки и их применение по отношению к другим, а затем и к себе. В учебно-воспитательном процессе у школьников постепенно увеличивается критичность, требовательность к себе. Первокласснику свойственно положительно оценивать свою учебную деятельность, а не успехи только с объективными обстоятельствами. В дальнейшем критичность более возрастает.

Со временем возрастает и самостоятельность самооценок. «Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли)» [17, с. 37]. За годы обучения в начальной школе смысл оценки для ученика меняется, и он находится в прямой связи с мотивами обучения, с нормами, которые ученик сам себе предъявляет. Возрастает потребность иметь достоверные представления о себе, именно через оценку своих достижений.

В младшем школьном возрасте также важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу детей. А отрицательные соответствующим образом перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата.

1.3 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников

Внеурочные занятия должны быть направлены на деятельность и заинтересованность каждого ученика, чтобы он мог почувствовать свою уникальность и востребованность. Должны быть направлены на осуществление различных форм ее организации, отличных от урочных форм. Формы организации внеурочной деятельности, чередование учебной и внеурочной работы в рамках осуществления основной образовательной программы начального общего образования устанавливает образовательное учреждение [11].

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучается материал, развивается познавательная активность. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников

Внеурочная деятельность обладает обширным воспитательным потенциалом. Она позволяет использовать разные формы работы, которые невозможно реализовать на уроках и реализовать удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся. Внеурочная деятельность по ФГОС обеспечивает самореализацию, самовоспитание и необходимые условия профессионального и личностного самоопределения детей; организует содержательный досуг; адаптирует детей к жизни в обществе; развивает творческие способности и включает в полезную социальную деятельность [15].

Формирование адекватной самооценки возможно реализовать в рамках внеурочной деятельности за счет того, что во внеурочное время реализуется вариативность видов и направлений деятельности учащихся: спортивная, оздоровительная, духовно-нравственная, культурная, творческая, исследовательская [3].

Формирование уверенности в себя каждого школьника во внеурочной деятельности каждый школьник становится активным участником деятельности. Никто не остается на второстепенных позициях. Это создает основу признания коллективом, что формирует уверенность в себя у учащихся с любым уровнем развития. Ориентация внеурочной деятельности на творческое развитие учащихся. Оно, в свою очередь, лежит в основе формирования эмоционально-образного, творческого мышления, которые формируют чувство самодостаточности и помогают учащимся в самоутверждении.

В рамках внеурочной деятельности формируются основы коллективного взаимодействия учащихся, формируются чувства коллективизма. Это формирует чувство собственной значимости учащихся, позволяет каждому занять определенную позицию в коллективе, завоевать его признание, найти свое место и роль в системе учебной и внеучебной деятельности [20].

Вариативность видов деятельности позволяет каждому учащемуся познать свои силы и возможности, оценить навыки и знания, выявить сильные и слабые стороны, попробовать себя в разных начинаниях. Все это способствует последовательному формированию адекватной самооценки у учащихся. Использование заданий разных видов и типов, разного уровня сложности позволяет подобрать оптимальную деятельность для учащихся с разным уровнем самооценки т.е. дать сложные задания для учащихся с завышенной самооценки и простые с заниженной, формируя для них ситуации неудачи и успеха.

Чтобы развить адекватную самооценку учащихся и скорректировать ее формирование, во внеурочной деятельности предусмотрено применение следующих методов:

         Игровая деятельность. Игра продолжает занимать важное место в жизнедеятельности учащихся начальной школы. Игровые методы находят активное применение в образовательном процессе и применяются во внеурочной деятельности в качестве средства стабилизации эмоциональной сферы учащихся, развития их коммуникативного взаимодействия. Все это формирует у учащихся уверенность в себе и способствует повышению самооценки.

          Проведение психологических тренингов. Они могут реализовываться в форме групповой и индивидуальной работы. Учащимся предлагается проведение анализа своей деятельности, выявление ее сильных и слабых сторон, решение различных проблем, возникающих в обучении и взаимодействии с коллективом.

        Методы проектного обучения. Они объединяют учащихся единым направлением деятельности, что способствует развитию навыков сотрудничества, проявлению инициативности, актуализирует навыки взаимодействия и демонстрирует собственную значимость в том или ином виде совместной деятельности.

Проведение бесед на разные темы личностного развития. Могут затрагиваться вопросы нравственности, морали, этики поведения, ответственности и самостоятельности;

Аналитические занятия. Они связаны с проведением педагогом исследований уровня самооценки учащихся и факторов, отрицательно сказывающихся на ее формировании, которые присутствуют в жизнедеятельности младшего школьника.

Проведение соревнований разного направления. Они могут носить как спортивный, так и интеллектуальный характер. Это позволяет создать ситуации успеха для неуверенных в себе учащихся, перевести их самооценку на новую ступень развития.

Формирование портфолио учащихся. Оно позволяет проследить динамику развития каждого учащегося, оценить положительные сдвиги в развитии и выявить проблемные моменты. Особенно актуально предоставление учащимся возможности самостоятельного формирования своего портфолио. Это позволяет учащимся сформировать навыки адекватного оценивания собственных навыков и достижений.

Итак, характерной чертой самооценки младших школьников является то, что они могут осуществлять самоконтроль пока только под руководством взрослого. Этот период является сензитивным для становления самооценки. Поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте. В этом возрасте она только формируется, легко подается изменению и развитию. В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится.

Выводы по первой главе

Проблема формирования самооценки и ее влияние на успешность обучения школьников – одна из самых важных проблем становления ребенка как личности. Самооценка младшего школьника постоянно находится в динамике, подвергается изменениям под влиянием внешних факторов, в частности в образовательном процессе.

Под самооценкой по мнению А.И. Липкиной принято понимать оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Таким образом, для младшего школьного возраста характерны следующие особенности формирования самооценки:

1. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

2. Формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представления о себе.

3. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться.

Внеурочная деятельность обладает обширным воспитательным потенциалом. Она позволяет использовать разные формы работы, которые невозможно реализовать на уроках и реализовать удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся. Внеурочная деятельность по ФГОС обеспечивает самореализацию, самовоспитание и необходимые условия профессионального и личностного самоопределения детей; организует содержательный досуг; адаптирует детей к жизни в обществе; развивает творческие способности и включает в полезную социальную деятельность.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ     В КУРСЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                         «СКАЗОЧНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

2.1 Методические основы создания программы курса внеурочной деятельности «Сказочные посиделки»

Программа курса внеурочной деятельности «Сказочные посиделки» была разработана в соответствии с задачами по проектированию и реализации внеурочной деятельности, определенными ФГОС. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), формируемых в том числе в ходе внеурочной деятельности.

Организация адекватной жизненной ситуации в процессе воспитания жизнедеятельности обучающихся превращает школу из школы учебы, оторванной от реальности, в «школу жизни», которая обеспечивает детям естественную социализацию, делает их не пассивными объектами педагогических воздействий, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни.

На основании вышеизложенного, нами была разработана программа внеурочной деятельности школьников по социальному направлению в 1-4 классах «Сказочные посиделки».

Актуальность программы и ее практическая значимость

В основу программы внеурочной деятельности социального направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи.

Действительно, ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться и т.д.).

Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия «Сказочные посиделки».

Данный курс знакомит детей младшего школьного возраста с нормами поведения. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Ребенок, благодаря сказке, может переживать такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни. Поэтому необходимо научить ребенка относиться к сказке не только как к художественному произведению, но еще и уметь анализировать свои собственные переживания. Если наблюдать за поведением детей, то можно заметить, что в игре они часто копируют своего любимого сказочного героя – манерой поведения, жестами, разговорной речью. Из этого следует, что сказка несет в себе скрытое внушение, т.е. на основе сказки может сформироваться определенная модель поведения, жизненные ценности, вкусы. Также с помощью удачно подобранной сказки человек может решить свою проблему, а ребенок – познать окружающий мир.

«Сказочные посиделки» – это процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития души «это еще и процесс воспитания, и возвращения ребенку гармоничного мироощущения». Это «...процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Кроме этого, это процесс «объективации проблемных ситуаций» и «активизации ресурсов потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может реализоваться мечта.

Практическое значение применения сказкотерапии в образовании большое: ученики приобретают ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств. Улучшается общая атмосфера в классе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

В результате работы по программе  учитель получает: положительный эмоциональный настрой класса. Облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снять тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность. Помогает прояснить ученикам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков.

Последовательная систематическая работа по программе развивает воображение детей, их творческую активность, эмоциональное восприятие искусства, музыки и литературы.

2.2 Методика реализации курса внеурочной деятельности «Сказочные посиделки» как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников

Практическая значимость нашей работы состоит в востребованности информации об особенностях развития устойчивой адекватной самооценки у младших школьников. Разработана развивающая программа «Сказочные посиделки» с целью развития адекватной самооценки у учащихся младшего школьного возраста средствами сказкотерапии.

Полученные новые данные могут быть использованы при профессиональной подготовке будущих психологов и педагогов, для индивидуального консультирования педагогов и родителей.

Реализация программы:

Предполагается, что программа рассчитана на  4 года.

Общая продолжительность программы: 116 часов (1 класс – 31 час, 2 класс – 31 час, 3 класс – 30 часов, 4 класс – 24 часов).

Объем программы оправдан комплексным подходом к воспитанию и обучению на I ступени обучения в общеобразовательной школе. Важно, чтобы обучение в начальных классах проходило без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки ребят. Программа предусматривает оказание помощи детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии, способствует к психологическому личностному развитию учащихся.

Режим занятий – один раз в неделю.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Форма занятий: групповые занятия, проводимые в культуре социально-психологического тренинга. Существует несколько вариантов проведения занятий, первый, когда занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей. Выбор и инициатива принадлежат детям. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из нее игрушки.

Опиши структуру занятия.

2.3 Диагностический инструментарий отслеживания формирования самооценки у младших школьников

Для оценки уровня сформированности самооценки младших школьников мы подобрали следующие тесты.

1). Методика «Какой Я» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой).

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка. Обучающемуся предлагается ряд характеристик, наличие которых он должен оценить у себя.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов  очень высокий.

8-9 баллов  высокий.

4-7 баллов  средний.

2-3 балла  низкий.

0-1 балл  очень низкий.

2) Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определение особенностей самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Интерпретация результата: в соответствии с особенностями выполнения задания определяется тип самооценки (завышенная, адекватная или заниженная).

Проведение теста:

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция:

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Таблица 1 – Характеристика стиля способа выполнения задания и соответствующий ему тип самооценки

Способ выполнения задания

Тип самооценки

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

Продолжение таблицы 1

Способ выполнения задания

Тип самооценки

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Анализ результатов:

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Выводы по второй главе

Во 2 главе нами были изучены методические основы формирования адекватной самооценки у младших школьников в курсе внеурочной деятельности  «Сказочные посиделки». Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия.

Данный курс знакомит детей младшего школьного возраста с нормами поведения. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Ребенок, благодаря сказке, может переживать такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни. Поэтому необходимо научить ребенка относиться к сказке не только как к художественному произведению, но еще и уметь анализировать свои собственные переживания. Если наблюдать за поведением детей, то можно заметить, что в игре они часто копируют своего любимого сказочного героя – манерой поведения, жестами, разговорной речью. Из этого следует, что сказка несет в себе скрытое внушение, т.е. на основе сказки может сформироваться определенная модель поведения, жизненные ценности, вкусы. Также с помощью удачно подобранной сказки человек может решить свою проблему, а ребенок – познать окружающий мир. Разработана развивающая программа «Сказочные посиделки» с целью развития адекватной самооценки у учащихся младшего школьного возраста средствами сказкотерапии.

Нами были подобраны две методики для оценки уровня сформированности самооценки младших школьников: Методика «Какой Я» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой) и Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования самооценки и ее влияние на успешность обучения школьников – одна из самых важных проблем становления ребенка как личности. Самооценка младшего школьника постоянно находится в динамике, подвергается изменениям под влиянием внешних факторов, в частности в образовательном процессе.

Самооценка является важнейшим личностным образованием, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности личности и начинает она формироваться в раннем возрасте. Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. По мере развития дети учатся понимать себя, своё «Я», давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент «Я» и называется самооценкой. Она является ядром самосознания.

Ученику младшего школьного возраста в учебной деятельности нужно уметь ставить цели, управлять собой, оценивать себя, контролировать свое поведение. Уровень самооценки зависит от формирования самоконтроля. В этом возрасте дети способны осуществлять самоконтроль, но под влиянием взрослых. Основа самооценки детей данного возраста осуществляется именно в учебной деятельности. В процессе обучения и воспитания младший школьник усваивает определенные нормы и ценности. Ученик под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относится определенным образом, как к самому себе, так и к реальным результатам своей учебной деятельности.

Самооценка помогает адекватно оценивать свои силы и возможности. Также ребенок может оценивать поступки и разделять их на хорошие и плохие. Если ребенка мотивировать правильно, то самооценка помогает ему собраться с силами и не сдаваться при первых неудачах в выполнении того или иного задания. Роль самооценки в жизни ребенка очень велика.

Одно из наиболее обширных исследований влияния семьи на развитие самооценки ребёнка проведено С. Куперсмитом. Он выделил параметры семьи, которые, по его мнению, могут влиять на самооценку. Среди них — размер семьи, порядок рождения, характер отношений с братьями, сёстрами и сверстниками, особенности личности матери и отца, а также их отношения. Большое внимание уделялось родительскому воспитанию как условию становления самооценки ребёнка.

Практическое значение применения сказкотерапии в образовании большое: ученики приобретают ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств. Улучшается общая атмосфера в классе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы детей. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице  педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает отражать на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В выпускной квалификационной работе мы планируем апробировать курс внеурочной деятельности «Сказочные посиделки» как средство формирования адекватной самооценки у обучающихся 1 класса и проверить эффективность программы с помощью подобранного диагностического инструментария.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2021 г.

Учебники, учебные пособия

  1. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология.– М.: Эксмо, 2008.–223 с.
  2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. –368 с.
  3. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт – Петербург: Питер, 2015. – 304 с.
  4. Зинкевич Т.Д. Практикум по сказкотерапии/ Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Санкт – Петербург, Речь,2017.–245 с.
  5. Казаков, В. Г. Самооценка и направленность личности: метод. пособие / В. Г. Казаков.– Москва: Издательство ИПКИППОМО. – 2012. – 28 с.
  6. Ковалева, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Просвещение, 2013. –215 с.
  7. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования/Г.С. Ковалева.  М.: Просвещение, 2015. –120 с.
  8. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина. – Москва: Психология, 2016. – 451 с.
  9. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное  пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2016. – 464 с.
  10. Мурзина, Н.П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
  11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – Москва: Оникс, 2009. – 1359 c.
  13. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое сообщество России, 2017. – 608 с.
  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2017. –384с.
  15. Севенюк С.А., Абаленская З.В. Уроки сказкотерапии с элементами психологического тренинга в начальной школе / Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, методистов, социальных педагогов. – Самара: ООО «Офорт», 2016. – 262 с.
  16. Севенюк С.А. Основы технологии психологического тренинга «Я сам» / Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, методистов, социальных педагогов. – Самара: ООО «Офорт», 2016. – 208 с.
  17. Севенюк С.А. Курс интегрированных уроков в начальной школе «Арт-фантазия» / Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, методистов, социальных педагогов. – Самара: ООО «Инсома-пресс», 2008. – 220 с.
  18. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие/ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев.– М.: Академия, 2017. – 576 с.

  1. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – Москва 2018. – 171с.
  2. Фоминова, А. Н. Педагогическая психология / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова, Флинта – 2012. – 340 с.
  3. Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие / Т.И. Шамова. – Москва: Педагогическое общество России. 2017. −192с.
  4. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология / И. В. Шаповаленко.– Юрайт – 2017. –576 с.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

  1. Андрианова, О. П. Самооценка на уроках в начальной школе / О. П. Андрианова, Г. Н. Васильчикова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 27 (131). – С. 642-645.
  2. Андрущенко, Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / Т.Ю. Андрущенко, А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 2001.  №3 (43). – С. 13 - 19.
  3. Никифорова, Р. Р. Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку / Р. Р. Никифорова, Е. Н. Макаренко, С. А. Калинина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (407). – С. 256-259.
  4. Олийнык, Л. Как помочь школьнику повысить самооценку / Л.Олийнык // Воспитание школьников. – 2007. – №1. – С.29-30.
  5. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся // Начальная школа. /Е.В. Рябкова. – 2012. – №7.
  6. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. – 2003. – №10. – С. 99-102
  7. Витушкина, Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 72-83. – ISSN 1997-9886. – Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.01 / Фатуллаева А. Т. – Махачкала, 2009. – 21с.
  8. Ишмаметьева, Е. В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте/ Е. В. Ишмаметьева // Начальная школа плюс До и После. – 2004. - № 6-7. –С. 16-19.
  9. Яшкова, А.Н. Развитие самооценки и мотивации достижения в младшем школьном возрасте / А. Н. Яшкова, В. В. Королева, Н. А. Вдовина // Учебный эксперимент в образовании. – 2021. – № 4. – С. 8-14. – ISSN 2079-875X. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.
  10. Огольцова, Е. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребёнка / Е. Г. Огольцова, А. А. Лесюнина, А. Г. Овчаренко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46807/ (дата обращения: 26.12.2022).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сборник классических музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов для музыкального сопровождения творческой деятельности детей на уроках технологии


«Творчество – это свобода души»

Данный сборник адресован учителям начальных классов, которые могут использовать его на уроках технологии.

Сборник является инструментом для музыкального сопровождения творческой деятельности обучающихся.

https://gallery.yopriceville.com/var/albums/Free-Clipart-Pictures/Music-PNG/Music_Notes_PNG_Clip_Art.png?m=1506912902

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

Наверное, каждый замечал, что музыка, особенно классическая, помогает расслабиться или, наоборот, собраться.

Современные исследователи приходят к выводу, что за музыкой можно признавать даже способность стимулирования интеллектуальной деятельности!

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

На уроках технологии можно использовать так называемую «фоновую» музыку – музыку, которая звучит без установки на осознанное восприятие, «вторым планом», пока дети работают руками.

При использовании «фоновой» музыки, насыщение детской жизнедеятельности музыкальным звучанием может происходить благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

Музыка помогает не только создать необходимое настроение на уроке, она также помогает поддерживать дисциплину.

«Когда мы работаем – звучит музыка. А если звучит музыка, то её должно быть слышно»

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

Для музыкального сопровождения на уроках технологии был составлен следующий список музыкальных произведений:

  1. Пётр Ильич Чайковский «Времена года».

«Времена года» - это набор из двенадцати коротких характерных пьес для фортепиано.

Каждое произведение характерно для другого месяца года в России:

  • Январь: «У камина»
  • Февраль: «Карнавал»
  • Март: «Песня жаворонка»
  • Апрель: «Подснежник»
  • Май: «Звёздные ночи»
  • Июнь: «Баркарола»
  • Июль: «Песня жнеца»

  • Август: «Сбор урожая»
  • Сентябрь: «Охота»
  • Октябрь: «Осенняя песня»
  • Ноябрь: «Тройка»
  • Декабрь: «Рождество»

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

  1. Франц Шуберт «Вечерняя серенада».

В произведении отражены нега ночи, тепло души, чистота воздуха и искренность любовного восторга. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

  1. Людвиг ван Бетховен Соната для фортепиано №14.

Соната состоит из трёх частей:

  • Adagio sostenuto – это первая часть которая обладает глубокой и медиативной атмосферой.
  • Allegretto – вторая часть, является более лёгкой и бодрой.
  • Presto agitato – заключительная часть с бурными эмоциями.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

  1. Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом».

Это собрание пьес, каждая из которых имеет своё настроение. Альбом включает в себя 24 небольшие пьесы, рассказывающие о разных переживаниях и впечатлениях из жизни детей.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

  1. Людвиг ван Бетховен Ария на струне соль мажор.

Нежное и лиричное произведение, которое излучает спокойствие и красоту.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

  1. Клод Дебюсси «Дворец ветров»

Произведение представляет из себя вихрь звуков, создавая образ ветра, который развевает листья и траву.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png

  1. Модест Мусоргский «Шум времени».

Представляет собой музыкальную интерпретацию часов, тикающих в уединённой комнате. Композиция характеризуется тихим и монотонным звучанием, создающим атмосферу спокойствия.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614551642_16-p-kartinka-noti-na-belom-fone-18.png



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей
  2. Средний педагогический стаж
  3. Стаж работы в данном учреждении
  4. Примерная методическая тематика учителя
  5. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия
  6. Формы повышения профессионального мастерства
  7. Используемые педагогические технологии
  8. Образовательные программы
  9. Занятость во внеурочной деятельности учителей
  10. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям
  11. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности

Нами было проведено анкетирование учителей начальных классов в количестве 5 человек.

Трое учителей имеют высшее образование(большинство), двое среднее-профессиональное. Средний педагогический стаж 20 лет, но есть и молодой специалист со стажем 2 года.

У двух учителей начальных классов 20 и выше. У двух 2 года и у одного из педагогов 11 лет.

У всех учителей методическая тематика разная, вот какие они указали в анкете:

  1. Развитие логики на уроках математики
  2. Использование ИКТ в начальной школе
  3. Адаптивные формы работы в создании благотворительной экологии в детстве
  4. Развитие социального опыта у младших школьников
  5. Решение орфографических задач как средство развития грамотной речи.

Двое из учителей указали метод. Объединения и педсовет, остальные указали курсы, семинары, статьи.

Все учителя проходят курсы для повышения профессионального мастерства.

Учителя начальных классов используют на своих уроках разнообразные педагогические технологии на своих урока.

Основная общеобразовательная программа.

Большинство учителей ведут внеурочную деятельность такую как: «умники и умницы», «веселые светофоры», «законы математики».

У трех из пяти опрощенных учителей процент успеваемости начинается от 80, у двух оставшихся 62% и 70%.

У большинства учителей не возникает трудностей в профессиональной деятельности.