Приемы формирования математической грамотности в начальной школе
план-конспект занятия (3 класс)

Маслакова Оксана Анатольевна

Тема занятия:  «Приёмы формирования математической грамотностиво внеурочной   деятельности»   составлен в соответствии ФОП,«Школа России» г.Санкт-Петербург для учащихся 3 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya29.03.2024_doklad_1.docx36.48 КБ
Файл konferentsiya29.03.2024_doklad_1.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:
«Приёмы формирования математической грамотности
во внеурочной
деятельности»

Пояснительная записка

Конспект занятия составлен в соответствии с ФОП, «Школа России»

г.Санкт-Петербург для учащихся 3 класса.

Математическая грамотность определяется “как способность человека понимать роль математики в мире, в котором он живет,

выражать хорошо обоснованные математические суждения,

использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому,

заинтересованному и мыслящему гражданину”.

Под финансовой грамотностью понимается способность учащихся:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые

можно решить средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

Финансовая грамотность предполагает использовать математические знания,

приобретенные учениками за время обучения в школе для успешной социализации в обществе. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии и приемы, которые он выбирает,формируют функциональную математическую грамотность учащихся.

Игровые приемы, которые я использую на занятиях способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, что дает возможность быстро

включить детей в работу.

При этом формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию и выражать свое мнение.

Очень удобно использовать в работе Лэпбук.

Это небольшая папка с разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоили дети.

Дословно переводят с английского как «наколенная книга».

Лэпбук – это результат конкретной изученной темы. Его изготовлению должны предшествовать выполнения различных заданий. Только так ребенок будет готов к изготовлению тематической папки.

Лэпбуки имеют небольшие размеры,

Вся информация размещается на формате А4.

Включает в себя все основные сведения по изученной теме.

Этот прием позволяет учащимся овладеть умениями собирать, анализировать и обрабатывать информацию.

Самостоятельно использовать различные виды деятельности , как на уроке, так и на внеурочных занятиях.

Его можно изготовить

  • во время индивидуальной работы,
  • работы в парах
  • группах, использовать, как проектную деятельность.

Сегодня хочу поделиться опытом проведения тематического внеурочного занятия по финансовой грамотности, проведенного в рамках предметной недели, и остановиться более конкретно на примерах заданий , которые способствуют формированию и развитию математической грамотности у детей.

Занятие «Приёмы формирования математической грамотности
во внеурочной деятельности»
было подготовлено и проведено ко Всемирному дню картошки.

Был организован:

#1057;бор информации о картофеле ( ребята заполняли лепбук: интересные факты,загадки, пословицы,песни,рецепты…)

#1055;роращивали картофель(наблюдали за ростом и развитием растений)

#1048;зготавливали поделки из картошки.

4. Делились видео рецептами из картофеля.

Для занятия предложила к просмотру видео приготовления блюда

«Картошка-гармошка».

Спросила у ребят. Хотели бы они приготовить такое же блюдо дома?

Какие продукты им для этого нужны?

Какая сумма ? Предложила ребятам рассчитать стоимость такого блюда, если продукты покупать в разных магазинах.

Задача№1

Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:

1 кг картофеля 30р. , 400г грудинки 55р. ,1 кг соли 8р., 1 пачку шпажек 100р., 1 рулон фольги -20р.

Сколько стоит вся покупка?

Задача №2

Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:

1 кг картофеля , 400г грудинки ,1 кг соли , 1 рулон фольги .

В каком магазине было бы выгоднее сделать покупку?

Ребята объединяются в группы и считают стоимость покупки в каждом магазине.

Обсуждаем и выбираем наиболее грамотный вариант.

Продукты

Стоимость в «Магните»

Стоимость в «5»

Стоимость в «Светофоре»

Картофель

30р.

40р

21р.

Грудинка

55р

120р.

40р.

Соль

8р.

20р.

8р.

фольга

20р.

20р.

35р.

113

200

104

Для этого блюда выгоднее сделать покупку в «Светофоре»

Задачу №3 ребята читают и выполняют самостоятельно. Вносят данные в таблицу. Выполняют вычисления.

Мама отправляет сына в магазин за продуктами. Рядом с домом есть магазин, а через две улицы – супермаркет. Мальчик знает, что цены в супермаркете ниже, чем в магазине у дома. Он знает, что в магазине у дома продается его любимая шоколадка и конфеты. Шоколадка стоит 120 рублей, а конфеты 140 рублей.

Зная набор продуктов, который по просьбе мамы Дима должен купить, выясните стоит ли ему идти в супермаркет для того, чтобы сэкономить себе на шоколадку или даже на конфеты, а может, время тратить и не стоит?

Мама сказала купить Диме: 1) Яйца куриные (30 шт.), 2) Хлеб (1 шт.), 3) Картофель (2 кг), 4) Зубную пасту (2 шт.), 5) Салфетки (2 шт.).

Товар

Магазин у дома

Супермар

кет

Картофель 1кг

70 р.

65 р.

Салфетки 1шт.

25 р.

20 р.

Хлеб 1шт.

65 р.

50 р.

Зуб.паста 1 шт.

140 р.

130 р.

Яйца кур.10шт.

90 р.

70 р.

Соотносят с эталоном. Проверяют выполнение задания.

  • 70∙2 + 90•3 + 140•2 + 25•2 + 65 ∙ 2 = 870 р
  • 65∙2 + 70•2 + 130•2 + 20•2 + 50∙2 = 740 р. Находят РАЗНИЦУ:
  • 870 - 740 = 130 р.

Обсуждают и делают вывод.

Заполняют оценочный лист. Определяют степень своей успешности (неуспешности) .Намечают пути исправления, если необходимо.

Для формирования финансовой грамотности можно использовать

задачи , содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках ,рисунках и т.д.). На занятиях по финансовой грамотности ребята учатся грамотно распоряжаться личными денежными средствами.



Предварительный просмотр:

Тема занятия:
«Приёмы формирования математической грамотности
во внеурочной
деятельности»

Пояснительная записка

Конспект занятия составлен в соответствии с ФОП, «Школа России»

г.Санкт-Петербург для учащихся 3 класса.

Математическая грамотность определяется “как способность человека понимать роль математики в мире, в котором он живет,

выражать хорошо обоснованные математические суждения,

использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому,

заинтересованному и мыслящему гражданину”.

Под финансовой грамотностью понимается способность учащихся:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые

можно решить средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

Финансовая грамотность предполагает использовать математические знания,

приобретенные учениками за время обучения в школе для успешной социализации в обществе. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии и приемы, которые он выбирает,формируют функциональную математическую грамотность учащихся.

Игровые приемы, которые я использую на занятиях способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, что дает возможность быстро

включить детей в работу.

При этом формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию и выражать свое мнение.

Очень удобно использовать в работе Лэпбук.

Это небольшая папка с разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоили дети.

Дословно переводят с английского как «наколенная книга».

Лэпбук – это результат конкретной изученной темы. Его изготовлению должны предшествовать выполнения различных заданий. Только так ребенок будет готов к изготовлению тематической папки.

Лэпбуки имеют небольшие размеры,

Вся информация размещается на формате А4.

Включает в себя все основные сведения по изученной теме.

Этот прием позволяет учащимся овладеть умениями собирать, анализировать и обрабатывать информацию.

Самостоятельно использовать различные виды деятельности , как на уроке, так и на внеурочных занятиях.

Его можно изготовить

  • во время индивидуальной работы,
  • работы в парах
  • группах, использовать, как проектную деятельность.

Сегодня хочу поделиться опытом проведения тематического внеурочного занятия по финансовой грамотности, проведенного в рамках предметной недели, и остановиться более конкретно на примерах заданий , которые способствуют формированию и развитию математической грамотности у детей.

Занятие «Приёмы формирования математической грамотности
во внеурочной деятельности»
было подготовлено и проведено ко Всемирному дню картошки.

Был организован:

#1057;бор информации о картофеле ( ребята заполняли лепбук: интересные факты,загадки, пословицы,песни,рецепты…)

#1055;роращивали картофель(наблюдали за ростом и развитием растений)

#1048;зготавливали поделки из картошки.

4. Делились видео рецептами из картофеля.

Для занятия предложила к просмотру видео приготовления блюда

«Картошка-гармошка».

Спросила у ребят. Хотели бы они приготовить такое же блюдо дома?

Какие продукты им для этого нужны?

Какая сумма ? Предложила ребятам рассчитать стоимость такого блюда, если продукты покупать в разных магазинах.

Задача№1

Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:

1 кг картофеля 30р. , 400г грудинки 55р. ,1 кг соли 8р., 1 пачку шпажек 100р., 1 рулон фольги -20р.

Сколько стоит вся покупка?

Задача №2

Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:

1 кг картофеля , 400г грудинки ,1 кг соли , 1 рулон фольги .

В каком магазине было бы выгоднее сделать покупку?

Ребята объединяются в группы и считают стоимость покупки в каждом магазине.

Обсуждаем и выбираем наиболее грамотный вариант.

Продукты

Стоимость в «Магните»

Стоимость в «5»

Стоимость в «Светофоре»

Картофель

30р.

40р

21р.

Грудинка

55р

120р.

40р.

Соль

8р.

20р.

8р.

фольга

20р.

20р.

35р.

113

200

104

Для этого блюда выгоднее сделать покупку в «Светофоре»

Задачу №3 ребята читают и выполняют самостоятельно. Вносят данные в таблицу. Выполняют вычисления.

Мама отправляет сына в магазин за продуктами. Рядом с домом есть магазин, а через две улицы – супермаркет. Мальчик знает, что цены в супермаркете ниже, чем в магазине у дома. Он знает, что в магазине у дома продается его любимая шоколадка и конфеты. Шоколадка стоит 120 рублей, а конфеты 140 рублей.

Зная набор продуктов, который по просьбе мамы Дима должен купить, выясните стоит ли ему идти в супермаркет для того, чтобы сэкономить себе на шоколадку или даже на конфеты, а может, время тратить и не стоит?

Мама сказала купить Диме: 1) Яйца куриные (30 шт.), 2) Хлеб (1 шт.), 3) Картофель (2 кг), 4) Зубную пасту (2 шт.), 5) Салфетки (2 шт.).

Товар

Магазин у дома

Супермар

кет

Картофель 1кг

70 р.

65 р.

Салфетки 1шт.

25 р.

20 р.

Хлеб 1шт.

65 р.

50 р.

Зуб.паста 1 шт.

140 р.

130 р.

Яйца кур.10шт.

90 р.

70 р.

Соотносят с эталоном. Проверяют выполнение задания.

  • 70∙2 + 90•3 + 140•2 + 25•2 + 65 ∙ 2 = 870 р
  • 65∙2 + 70•2 + 130•2 + 20•2 + 50∙2 = 740 р. Находят РАЗНИЦУ:
  • 870 - 740 = 130 р.

Обсуждают и делают вывод.

Заполняют оценочный лист. Определяют степень своей успешности (неуспешности) .Намечают пути исправления, если необходимо.

Для формирования финансовой грамотности можно использовать

задачи , содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках ,рисунках и т.д.). На занятиях по финансовой грамотности ребята учатся грамотно распоряжаться личными денежными средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Материалы семинара -практикума для педагогов по теме "Формирование математической грамотности в начальной школе"

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это направление функциональной грамотности, которое тесно взаимосвязано с другими ее направлениями. Сегодня функциональная грамотность – один из главных результатов ...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Мастер-класс на тему "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...

мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Перед   учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...