Доклад на МО "Коррекционные упражнения на уроках в начальных классах"
опыты и эксперименты
В Педагогической энциклопедии понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».
Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа - интернат ст-цы Костромской
Доклад на МО учителей
на тему
«Коррекционные упражнения на уроках в начальных классах»
Подготовила: учитель нач.классов
Кулакова И.А.
Декабрь, 2023 г.
Коррекционные упражнения на уроках
в начальных классах
В Педагогической энциклопедии понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».
Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации.
Обучение в начальной школе носит практическую и коррекционную направленность, которая заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков детей с отклонениями в развитии. Одним из основных условий успешной коррекционной работы является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом ведущего нарушения в его развитии, состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций. Для этого изучаются психофизические возможности учащихся, планируется и осуществляется разноуровневый дифференцированный подход в обучении через урок, кружковую и внеклассную работу. Разрабатывается комплексный план коррекционной работы с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда.
Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.
Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов: к числу таких предметов, кроме математики и русского языка, относятся речевая практика , изучение окружающего мира, трудовое обучение. Введение специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Основная коррекционная задача – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации учащихся, подготовка к равноценному участию детей в различных видах деятельности. Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на:
I. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики;
II. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина)
-развитие пространственных представлений ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
III. Развитие основных мыслительных операций.
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
-умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умение планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей (творческих, креативных способностей).
IV. Развитие различных видов мышления.
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
V. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
VI. Развитие речи, овладение техникой речи, развитие артикуляционной моторики.
1. скороговорки;
2. чистоговорки;
3. анализ правильного произношения звука р р л л (язык, зубы, губы, воздух)
VII. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
VIII. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Виды коррекционных упражнений:
Развитие мелкой моторики (коррекция)
1. вращение кистей;
2. сжимание и разжимание пальцев в кулаках;
3. «погладим котёнка» (поглаживающие движения рук)
4. массаж подушечек пальцев;
5. нанизывание мелких предметов на нитку (бусы, бисер);
6. застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнурков;
7. лепка, резание ножницами, раскраски, аппликация;
8. складывание мозаики;
9. змейка (дорожка, провести линию не касаясь её стенок и не пересекая);
10.рисование узоров.
Психическая деятельность.
— зрительная память и внимание (точно срисовать картинку, выбрать и найти слоги и слова, которые написаны до тире :
Где — дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, где.
Слон — носл, лосн, слон, слол, лосм, слон, слом).
— зрительный диктант;
- развитие фонематических представлений, звуковой анализ;
-анализ и синтез;
а) склеенное слово (клей пролился, слово склеилось - былазимаморозщипалщёки);
б) буквенный диктант;
в) предметное лото;
г) близкие по звуковому составу, но различные по смыслу (крыша — крыса);
д) слова с двумя оппозиционными звуками (сушка);
е) назови слова из 3, 4, 5 звуков, начинающиеся на определённый звук.
Пространственная ориентация.
Правый, левый, на, над.
- составление узоров из геометрической мозаики;
- конструктор;
- написание слов справа налево;
- узнавание по контуру и т. д.
Развитие мыслительных операций
- классификация (раздели на 2 группы следующие числа: 11, 12, 13, 14, 15, ...20)
- раздели слова на две группы ( с безуд. гласи. и пари. зв./глух. согл.)
- инструкция, алгоритм.
Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.
Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа, которую учитель проводит через урок
Целью этой работы является:
- социализация воспитанников;
- выработка положительных качеств;
- формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;
- повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы при соответствующей коррекционно-развивающей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

Доклад "Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах"
для педагогов начальных классов...

Практическое использование развивающих упражнений на уроках в начальных классах
Использование на уроках в начальных классах развивающих упражнений оказывает своё положительное влияние на развитие творческого...
Статья "Дыхательные упражнения на уроках в начальных классах"
Статья знакомит с разнообразными дыхательными упражнениями для детей....
Доклад: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школе VIII вида
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

Доклад "Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах"
для педагогов начальных классов...

Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_
Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_...
