Доклад на МО "Коррекционные упражнения на уроках в начальных классах"
опыты и эксперименты

 Кулакова Ирина Александровна

В Педагогической энциклопедии понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».

Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  казенное

общеобразовательное учреждение  Краснодарского края специальная (коррекционная)  школа - интернат   ст-цы Костромской

Доклад на МО учителей

на тему

«Коррекционные упражнения на уроках в начальных классах»

Подготовила: учитель нач.классов

Кулакова И.А.

Декабрь, 2023 г.

Коррекционные упражнения на уроках

в начальных классах  

  В Педагогической энциклопедии понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».

Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации.

Обучение в начальной школе носит практическую и коррекционную направленность, которая заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков детей с отклонениями в развитии. Одним из основных условий успешной коррекционной работы является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом ведущего нарушения в его развитии, состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций. Для этого изучаются психофизические возможности учащихся, планируется и осуществляется разноуровневый дифференцированный подход в обучении через урок, кружковую и внеклассную работу. Разрабатывается комплексный план коррекционной работы с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда.

Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов: к числу таких предметов, кроме математики и русского языка, относятся  речевая практика , изучение окружающего мира, трудовое обучение. Введение специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Основная коррекционная задача – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации учащихся, подготовка к равноценному участию детей в различных видах деятельности. Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на:

I. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
-развитие навыков каллиграфии; 
-развитие артикуляционной моторики;
II. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. 
-развитие зрительного восприятия и узнавания; 
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина) 
-развитие пространственных представлений ориентации; 
-развитие представлений о времени; 
-развитие слухового внимания и памяти; 
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
III. Развитие основных мыслительных операций. 
-навыков соотносительного анализа; 
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными 
родовыми понятиями); 
-умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 
-умение планировать деятельность; 
-развитие комбинаторных способностей (творческих, креативных способностей).
IV. Развитие различных видов мышления. 
-развитие наглядно-образного мышления; 
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать 
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
V. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
VI. Развитие речи, овладение техникой речи, развитие артикуляционной моторики.
1. скороговорки; 
2. чистоговорки; 
3.  анализ  правильного произношения звука р р л л (язык, зубы, губы, воздух) 
VII. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
VIII. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Виды коррекционных упражнений:

Развитие мелкой моторики (коррекция)
1. вращение кистей; 
2. сжимание и разжимание пальцев в кулаках; 
3. «погладим котёнка» (поглаживающие движения рук) 
4. массаж подушечек пальцев; 
5. нанизывание мелких предметов на нитку (бусы, бисер); 
6. застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнурков; 
7. лепка, резание ножницами, раскраски, аппликация; 
8. складывание мозаики; 
9. змейка (дорожка, провести линию не касаясь её стенок и не пересекая); 
10.рисование узоров.
Психическая деятельность.
— зрительная память и внимание  (точно срисовать картинку, выбрать и найти слоги и слова, которые написаны до тире :
Где — дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, где. 
Слон — носл, лосн, слон, слол, лосм, слон, слом).
— зрительный диктант;
- развитие фонематических представлений, звуковой анализ; 
-анализ и синтез;

а)  склеенное слово (клей пролился, слово склеилось - былазимаморозщипалщёки); 
б) буквенный диктант; 

в) предметное лото; 

г) близкие по звуковому составу, но различные по смыслу (крыша — крыса); 
д) слова с двумя оппозиционными звуками (сушка); 
е) назови слова из 3, 4, 5 звуков, начинающиеся на определённый звук.
Пространственная ориентация.
Правый, левый, на, над. 
- составление узоров из геометрической мозаики; 
- конструктор; 
- написание слов справа налево; 
- узнавание по контуру и т. д.
Развитие мыслительных операций
- классификация (раздели на 2 группы следующие числа: 11, 12, 13, 14, 15, ...20)                                                                                                                                                                                                                                                         
- раздели слова на две группы ( с безуд. гласи. и пари. зв./глух. согл.) 
- инструкция, алгоритм.

  Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа, которую учитель проводит через урок

 Целью этой работы является:

- социализация воспитанников;

- выработка положительных качеств;

- формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;

- повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

  Практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы   при соответствующей коррекционно-развивающей работе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

Практическое использование развивающих упражнений на уроках в начальных классах

Использование  на  уроках  в начальных классах развивающих  упражнений  оказывает  своё  положительное  влияние  на  развитие  творческого...

Статья "Дыхательные упражнения на уроках в начальных классах"

Статья знакомит с разнообразными дыхательными упражнениями для детей....

Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_

Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_...