ПК 4.1
учебно-методический материал
При написании данного блока для меня было важно совершенствовать умение выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Литературное чтение
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | да |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | да |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | да |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | да |
место и роль учебного предмета в обучении | да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | да |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | да |
необходимое количество часов для изучения раздела | да |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | нет |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | да |
технические средства обучения | да |
цифровые образовательные ресурсы | да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | да |
Выводы:
Проанализировав рабочую программу по литературному чтению, можно сделать вывод, что она составлена согласно основным требованиям. Нормативно-правовых документов которые использовался при разработке рабочей программы, состоит из ФГОС НОО, ФУП и ФОП НОО. . В описании ценностных ориентиров содержания учебного предмета не указана информация о части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Структурно и достаточно полно описаны все результаты освоения учебного предмета и курса, указаны результаты по всем универсальным учебным действиям, по учебным и личностным ориентирам предмета. Для каждого класса в содержании учебного предмета указаны дидактические единицы, с которым будут знакомиться и работать обучающиеся. В тематическом планировании таблица составлена с указанием разделов, тем, отводимых часов и цифровых (электронных) образовательных ресурсов. Не указывается информация о контрольных работах и практических работах, указания вида деятельности обучающихся также нет. Соблюдены три основных раздела рабочей программы, это:
1. планируемые результаты освоения предмета;
2. содержание учебного предмета;
3. тематическое планирование.
В пояснительной записке указаны: общая характеристика учебного предмета; развивающие и воспитательные цели.
Так же указаны учебно-методическое обеспеченье образовательного процесса, используемых в образовательном процессе; оборудование и приборы; дидактический материал; литература, рекомендованная для обучающихся; литература, использованная при подготовке программы.
В рабочей программе не наблюдается ошибок в форматировании.
Выравнивание, шрифт и интервал единообразны. Заполонены все графы, доступные для редактирование через конструктор программ, это означает, что программа составлена технически верно. Делаю вывод о том, что данная рабочая программа по «Литературному чтению» соответствует основным пунктам, которые представлены во ФГОС НОО, ФОП НОО и ФРП НОО. То есть, полностью соответствует нормативным документам
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» 456811, Челябинская область, г.о. Вернеуфалейский, п. Нижний Уфалей, ул. Советская, д. 1А +7(351)643-47-79 school7403@mail.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «литературное чтение»
на 4 четверть 2024-2025 учебного года
2025 год
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля | |
Раздел: Произведения о детях (14 часов) | |||||
Кол-во часов | |||||
«Ландыш» | 1 | Библиотека ЦОК | Определять учебную задачу, работать с текстом, выразительно читать. Воспринимать текст на слух, моделировать обложку, читать выразительно и наизусть. |
Слушание и работа с детскими книгами С.Я. Маршака «Кошкин дом» | 1 | Библиотека ЦОК | Воспринимать на слух произведение, отвечать на вопросы (развитие читательского восприятия). |
Произведения и книги С.Я.Маршака | 1 | Библиотека ЦОК | Работа по рубрике «Книжная полка»; выразительное чтение стихов С.Я. Маршака. |
«Честное слово» | 2 | Библиотека ЦОК | Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа». Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу. |
«Камилл и учитель» | 2 | Библиотека ЦОК | Воспринимать на слух произведение, отвечать на вопросы (развитие читательского восприятия). |
Слушание и работа с детскими книгами Леонида Пантелеева «Фенька», «Новенькая» | 1 | Библиотека ЦОК | Читать текст, отвечать на вопросы, оценивать поступки героев, делать выводы применительно к собственной жизни и поведению. |
«Проверь себя» | 1 | Библиотека ЦОК | Самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль. |
«Горячий камень» | 1 | Библиотека ЦОК | Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради. |
«Тимур и его команда» (отдельные главы) УОНЗ | 2 | Библиотека ЦОК | Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказ о дружбе ребят (по выбору). |
С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» | 1 | Библиотека ЦОК | Слушать чтение учителя, выполнять задания в тетради. |
Слушание и работа с детскими книгами о детях. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | Библиотека ЦОК | Воспринимать на слух текст, моделировать обложку, работать с текстом, определять главную мысль. |
Раздел: О Родине и её истории (7 часов) | |||
«Моя Родина» | 1 | Библиотека ЦОК | Слушать чтение учителя, выполнять задания в тетради. |
«Двойной след» | 1 | Библиотека ЦОК | Определять положительных и отрицательных героев, формулировать главную мысль, характеризовать поступки героев. |
«Выскочка», | 2 | Библиотека ЦОК | Читать текст, отвечать на вопросы, оценивать поступки героев, делать выводы применительно к собственной жизни и поведению. |
«Жаркий час» | 1 | Библиотека ЦОК | Аналитическое чтение, составление плана. Пояснение заглавия словами из текста. |
Слушание и работа с детскими книгами о природе. В. Бианки «По следам» | 1 | Библиотека ЦОК | Определять положительных и отрицательных героев, формулировать главную мысль, характеризовать поступки героев |
«Проверь себя» | 1 | Библиотека ЦОК | Выполнять комплексную контрольную работу, проверять свою работу, объяснять ответы, доказывать свою точку зрения с опорой на текст произведения. Оценивать свою работу по двум критериям: правильность выполнения и аккуратность. Оценка правильности: «у меня всё верно», «у меня одна ошибка», «у меня более двух ошибок». Оценка культуры работы. |
Раздел: Зарубежная литература (5 часов) | |||
Джек Лондон «Волк» УОНЗ | 2 | Библиотека ЦОК | Читать текст, отвечать на вопросы, оценивать поступки героев, делать выводы применительно к собственной жизни и поведению. |
Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | 2 | Библиотека ЦОК | Определять положительных и отрицательных героев, формулировать главную мысль, характеризовать поступки героев. |
Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 1 | Библиотека ЦОК |
|
«Проверь себя» | 1 | Библиотека ЦОК |
|
Комплексная разноуровневая контрольная работа | 1 | Библиотека ЦОК | Выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров. |
Библиотечный урок «Летнее чтение» | 1 | Библиотека ЦОК | Работать с текстом, высказывать свое мнение, аргументировать его. |
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ – урок открытия нового знания.
УР – урок рефлексии.
УОМН – урок общеметодологической направленности.
УРК – урок развивающего контроля
Предварительный просмотр:
Батурина М., Ефимова Т., Заколяпина Я., Лопаткина А., Сафарова Р.
АНАЛИЗ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Общие особенности учебников УМК «Школа России»
Цветовое решение/дизайн | Все учебники УМК «Школа России» выполнены в едином стиле. Особенностью оформления является яркие гармоничные цвета, большое количество иллюстраций. У каждого предметного курса есть своя цветовая гамма, но преобладают натуральные теплые оттенки. На обложке расположен QR-код для заказа учебников |
Герои | В программе УМК «Школа России» имеются оригинальные персонажи, сопровождающие учащихся во время всего обучения по учебникам. |
Наполняемость материала | Все учебники УМК «Школа России» содержат задания системно-деятельностного подхода. Все задания в учебниках имеют разный уровень сложности. Каждый учебник имеет отдельную страницу с названием раздела и результатами обучения по данному разделу. Имеется подраздел, выделенный ярким цветом, что делает его заметным. В конце каждого учебника имеется содержание и различные рубрики. Каждый учебник содержит теоретический блок и блок вопросов. А также присутствует рубрика «Наши проекты» после каждого учебного раздела. |
Способы самостоятельной деятельности | Каждый учебник содержит задания для самостоятельной деятельности, поэтому дети в случае самостоятельной работы с легкостью справятся, пользуясь учебником, независимо от предмета. |
Внутреннее содержание | Внутреннее содержание УМК «Школа России» имеет аннотацию, единые условные обозначения, доступные для понимания. |
Принципы | В каждом учебнике учебный материал построен от более легкого, к более сложному. Одна из функций УМК заключается в передаче знаний, умений и навыков, собранных предшествующими поколениями. Формат данного учебника можно использовать на уроке и дома при самостоятельном изучении тем. |
Особенности учебника математики УМК «Школа России»
Цветовое решение | Переплет учебника мягкий, следовательно, быстро утратит презентабельный вид. Обложка учебника яркая, оформлена в голубом и белом цвете, шрифт – читабельный. Также на обложке имеется эмблема УМК «Школа России». |
Внутреннее содержание | В начале учебника можно обратить внимание на «Условные обозначения». Это помогает ученикам лучше разобраться в работе с предложенным материалом и делает учебник более красочным и доступным. На форзаце учебника имеется теоретическая вставка, необходимая для изучения тем: правописание цифр, таблица «Десятки и единицы», таблица сложения. В конце учебника расположено оглавление для быстрой ориентировки в учебнике. В оглавлении главы выделены жирным шрифтом синего цвета для того, чтобы ребенок мог иметь представление об учебнике и разбираться в изучаемых темах. Внутренняя цветовая гамма состоит из синего, желтого и розового цвета. Шрифт читабелен, крупный. Внутри учебника присутствует большое количество иллюстраций, которые завлекают детей и вызывают большой интерес к получению новых знаний. Страницы оформлены красочно, выделены поля, на которых присутствуют различные интересные задания в виде картинок, ребусов, схем, фигур, цепочек и т.д. Темы выделены жирным шрифтом на цветном фоне. Чётко выделено начало подраздела, темы уроков отсутствуют, но обозначены розовыми флажками по сторонам текстового блока. Каждая тема содержит новый учебный материал, задания для повторения и закрепления ранее изученного, упражнения для закрепления и проверки освоения обучающимися данной темы. |
Наполняемость материала | К каждой теме прилагаются правила, выделенные в тексте розовой рамкой. Рассмотрим внутретекстовые вспомогательные компоненты. Они представлены в виде заданий, таблиц, схем, различных шрифтовых выделений и т.д. Задания представлены в самых разнообразных видах. В виде: задач, неравенств, выражений, таблиц. Также некоторые задания сопровождаются картинками и занимательным материалом (ребусы, лабиринты, схемы, математические сказки, геометрические фигуры, занимательные рамки, цепочки и т.д.), присутствуют странички для любознательных. Есть раздел «Что узнали. Чему научились», где обучающиеся повторяют ранее пройденный материал. |
Способы самостоятельной деятельности | В случае самостоятельной работы, ребёнок сможет работать с учебником, так как правила и задания написаны понятным языком. Для сравнения: вычисли, объясни решение, запиши числа. |
Особенности построения материала | Любой урок начинается с проблемы. Задания носят репродуктивный характер. В учебнике присутствуют изображения, которые являются заданиями. |
Возможности использования учебников | Формат данного учебника можно использовать на уроке и дома при самостоятельном изучении тем. После теории располагаются упражнения для закрепления нового материала, подтверждающиеся практикой. |
Особенности учебника литературы УМК «Школа России»
Внешний вид учебника | Учебник имеет мягкий переплет, следовательно, данный учебник быстро утратит свой презентабельный внешний вид. Обложка учебника яркая, оформлена в розовых тонах, шрифт – читабельный. Также на обложке имеется эмблема УМК и название издательства «Просвещение». |
Внутреннее содержание | Форзацы яркие и красочные, присутствуют условные обозначения. Цветовая гамма в учебнике едина – в розовых тонах. Шрифт читабельный. Использованы разнообразные виды шрифтов: печатный и жирный. Изображения внутри красочные. В конце учебника содержание и толковый словарь. Также в учебнике после изучения каждого блока есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» с целью проверки усвоения материала данного блока. Раздел «Как хорошо уметь читать», в котором перечислены названия книг, которые предлагаются детям для прочтения. Отличительная особенность учебника –тематические страницы, связанные со временем года. Также включены разноцветные страницы. Названия разделов выделены разными цветами. |
Наполняемость материала | Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие с возрастными особенностями младшего школьника. После прочтения произведений в конце даются вопросы с целью проверки усвоения прочитанного. Также в учебнике мы можем встречать задания, повышенной сложности, в которых обучающимся дают возможность подумать и порассуждать над тем, или иным вопросом. В учебнике не обозначено количество часов для изучения разделов. В начале каждого блока на главной странице сразу написано то, с чем они познакомятся, чему будут учиться. Перед стихотворениями можно увидеть изображение самого автора, его имя и фамилию. В начале каждого рассказа также пишется автор. Перед каждой темы ставятся учебные задачи. |
Способы самостоятельность деятельности | Ребёнку будет легко самому познакомиться с произведением и выполнить задания к нему – анализ, пересказ, ответы на вопросы. |
Особенности построения материала | Данный учебник начинается с повторения, затем идет русский фольклор, затем стихотворения, рассказы. |
Возможности использования учебников | Формат данного учебника можно использовать на уроке и дома при самостоятельном изучении тем. После теории располагаются упражнения для закрепления нового материала, подтверждающиеся практикой. |
Особенности учебника окружающего мира УМК «Школа России»
Внешний вид учебника | Учебник в мягком переплете. Обложка оформлена в трех основных цветах учебника: зеленый, голубой, белый. Изображения содержат естественные образы животных. Шрифт крупный, читабельный. На обложке указано издательство «Просвещение», эмблема УМК. |
Внутреннее содержание | Форзац не имеет никакого содержательного блока. Присутствует аннотация, условные обозначения – понятные и доступные для понимания. В данном учебники присутствуют два героя: муравей «Вопросик» и черепаха. Каждый раздел имеет планируемые результаты и помещен на отдельную страницу. Выделение тем соответствует цвету раздела. В конце присутствует содержание. Достаточно понятно, где начинается и завершается тема. |
Наполняемость материала | Вначале каждой темы муравей «Вопросик» задаёт вопрос, над которым дети должны поразмышлять. А после изучения темы, ответ на данный вопрос дает черепаха. Это говорит о том , что выделены четко границы начала темы и ее конца. После каждого теоретического блока имеется блок вопросов. После каждой темы представлена эмоциональная рефлексия, где дети с помощью смайлика оценивают свои ответы. Присутствуют рубрики «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Проверим себя, оценим наши достижения», «Прочитаем и обсудим». |
Способы самостоятельность деятельности | Присутствуют вопросы, основанные на жизненном опыте детей. А также есть практическая работа, которую дети выполняют в паре. «Странички для любознательных» – направлены на самостоятельную деятельность детей с целью повышения уровня знаний. При работе с учебником обучающимсся будет легко, так как материал и задания изложены на доступном языке. |
Особенности построения материала | Перед началом каждой темы обучающимся задается вопрос для размышления, затем изучается теоретический блок, после которого задаются вопросы. |
Возможности использования учебников | Данный учебник можно использовать на уроке, во время выполнения домашней работы и во внеурочное время. |
Особенности учебника русского языка УМК «Школа России»
Внешний вид учебника | Учебник в мягкой обложке. Обложка оформлена в трех цветах голубой, белый, оранжевый. На учебнике представлены карикатурные изображения. Шрифт читабельный. На обложке указана эмблема УМК «Школа России». |
Внутреннее содержание | Форзацы яркие, на них представлен учебный материал, изучаемый в данном курсе. Присутствует аннотация, условные обозначения – доступные для понимания. В данном курсе отсутствуют персонажи. Каждый раздел имеет планируемые результаты и помещен на отдельную страницу. |
Наполняемость материала | Присутствуют 5 разделов, в которых содержатся от 3 до 5 подразделов, в которых представлены темы. В конце присутствует содержание и справочные материалы. В начале темы представлены упражнения, подводящие к формулировке правила, затем в учебниках представлены правила, выделенные оранжевым цветом. И упражнения на отработку правила и прошлого материала. Кроме правил присутствуют вставки «Вспомните», «Обратите внимание». Рубрики «Наши проекты», «Проверь себя», «Странички для любознательных», «Проведите опыт». |
Способы самостоятельность деятельности | Различные задания в парах, работа со словарём, задания повышенной сложности. Сочинение, изложения. Ответы на вопросы, списывание, выполнение проектов. |
Особенности построения материала | Раздел начинается с повторения материала, изученного в прошлом году. Представлены все части речи в таком порядке – существительное, прилагательное, местоимение, глагол. Заканчивается справочными материалами. |
Возможности использования учебников | Использование учебника возможно как на уроке, так и в домашних условиях. |
Вывод: Подводя итог, УМК «Школа России» для 2 класса создает благоприятные условия для всестороннего развития детей, что способствует формированию у них учебной мотивации и интереса к обучению.