ПК 4.1.
учебно-методический материал

Хуснутдинова Эвелина Даниловна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

Да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

Да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

Нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

Нет

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

Да

содержание учебного предмета

Да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

Да

место и роль учебного предмета в обучении

Да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

Да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

Да

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Да

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета окружающий мир

Да

метапредметные результаты освоения учебного предмета окружающий мир

Да

предметные результаты освоения учебного предмета окружающий мир

Да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

Да

необходимое количество часов для изучения раздела

Да

содержание учебного раздела

Да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

Да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Да

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

Да

технические средства обучения

Да

цифровые образовательные ресурсы

Да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

Нет

 Выводы:

Данная рабочая программа написана по ФГОС  от 31.05.2021 года. В рабочей программе присутствует титульный лист; перечень всех разделов с указанием количества часов на раздел. В программе прописаны все темы уроков развития речи, проверочных работ и проектов, с указанием деятельности обучающихся. Также есть небольшие недочёты: не прописаны наименование примерной и вариативной программы, на основе которых составлена рабочая программа, описаны цифровые образовательные ресурсы.

Однако, подробно описано содержание учебной деятельности с указанием всех видов деятельности обучающихся, дана характеристика контрольно-измерительных материалов, прописаны все критерии оценивания различных по сложности работ. Таким образом, в программе присутствуют следующие основные компоненты: пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир», тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждый раздел (указаны темы и количество часов на каждую тему, как описывалось ранее).

Оформление программы соответствует требованиям, но в некоторых случаях улучшено для повышения удобства использования. Программа имеет четкую структуру, что облегчает ее использование и понимание.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЛУЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

456894, Челябинская  область, Аргаяшский муниципальный район,

с. Кулуево, ул. Школьная, 6. Тел. 8(351 31) 9-52-48,

факс 8(351 31) 9-51-13, эл. адрес 011sch@mail.ru 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Окружающий мир»

на 4 четверть 2024-2025 учебного года

Челябинск, 2025

Тема и тип урока

Темы НРЭО

Э(Ц)ОР

Формы контроля

Раздел «Путешествия»

1

Москва ‒ столица России. Герб Москвы.

Устный опрос, самопроверка, лист продвижения.

2

Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова. Путешествие по Москве.

Устный опрос, письменный опрос, лист продвижения.

3

Строительство Московского Кремля. Московский Кремль и Красная площадь.

Устный опрос, самопроверка, лист продвижение

4

Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание.

Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края.

Сезоны года.

Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности.

Устный вопрос, лист продвижение

5

Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание)

Сезонные наблюдения за живой и неживой природой родного края.

Сезоны года.

Времена года на Южном Урале, их признаки и особенности.

Устный опрос, практическая работа.

6

Древние кремлёвские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск. Города России.

Устный опрос, письменный опрос, лист продвижения.



Предварительный просмотр:

Анализ учебно – методического комплекта «Школа России»

"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 4х-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года. «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно - методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников, выпущенные издательством «Просвещение» по всем основным предметам начального образования:

  • Обучение грамоте и чтению.
  • Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.
  • Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.
  • Математика. Авторы: Моро М.И. и др.
  • Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А.
  • Изобразительное искусство (2 линии). Авторы: Неменская Л.А. (1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Система учебников «Школа России» - это мощный потенциал для духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина; реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задач современного образования; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесс инноваций.

Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

Цели обучения:

1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;

2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;

3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;

4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное.

Отсюда и задачи:

1) развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;

2) обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;

3) формирование естественной мотивации учения.

Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, самостоятельность, проблемно-поисковый подход.

Основной особенностью методов и форм данного учебно-методического комплекта является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

1. Структура учебника. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала.

2. Содержание учебника ориентировано на учащихся младшего возраста. В учебниках в рамках ФГОС весь учебный материал построен так рационально, что помогает детям прочно и сознательно овладеть знаниями, умениями и навыками. Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предлагающая доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме. В соответствии с выше сказанным, вводятся следующие условные обозначения.

Учебники очень красочные, в нескольких частях, если пролистать страницы, то можно увидеть, что очень много ярких иллюстраций, встречаются нетекстовые вспомогательные компоненты (вопросы и памятки). На полях есть условные обозначения, которые помогают сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий. Темы разделены на разделы, это хорошо видно в оглавление.

В начале каждого раздела указано, что учащиеся узнают и чему научатся. В начале каждой темы дается пояснение тому, чем они будут заниматься на уроке. В конце каждой темы даны задания для закрепления усвоенного материала. Выполнив эти задания, ребята должны оценить свои успехи. В конце тем даются упражнения для закрепления, где в самом начале задается вопрос: «Что узнали. Чему научились». Также в соответствии с ФГОС в учебниках появилась страничка для любознательных, где предлагаются интересные задания для учащихся. В конце каждого раздела есть страничка для самопроверки, где учащиеся должны после выполнения задания оценить свои достижения. Особенно выделяют учебники А.А. Плешакова по окружающему миру. В них содержится материал для всестороннего развития ребёнка, есть над чем подумать и поразмышлять (имеются опыты и практические работы). Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. Оптимально определено соотношение классной и домашней работы, организована самостоятельная работа учащихся.

Данный комплект обеспечивает сочетание результатов освоения программы. Предметное содержание и методическое обеспечение УМК «Школа России» направлено на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения ООП посредством формирования у учащихся УУД. Эффективность результатов достигается за счет особой подачи учебного материала в УМК, когда содержание каждого учебника с учетом особенностей предмета органично дополняет работу на результат.

УМК «Школа России» создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников на основе современных научных представлений. Это выражается в содержании и разнообразной подаче учебного материала, его увлекательности, роли иллюстративного материала в решении учебно‐познавательных и практических задач, электронного приложения к каждому учебному пособию, наличии специальной системы навигации учебников и учебных пособий, позволяющей унику ориентироваться внутри УМК «Школа России» и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

В данном УМК формируется детская самостоятельность. В учебных пособиях много заданий, для выполнения которых обучающиеся отвечают на вопросы, наблюдают, сравнивают, обобщают, проводят классификацию и делают выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, межпредметную связь.