ПК 4.3
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.94 КБ | |
| 26.41 КБ | |
| 20.43 КБ | |
| 47.34 КБ | |
| 19.57 КБ | |
| 83.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
на уроках в начальной школе
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни стоит перед учителем как одна из главных задач по ФГОС. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Теперь важно обеспечить общее здоровье обучающихся, включая физическое, психическое, эмоциональное, нравственное и социальное благополучие. Учитель должен создавать благоприятную атмосферу в школе, а не только проводить физкультминутки. Одно из требований к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Последнее время здоровье обучающихся сильно ухудшается. Помимо негативного воздействия социальных и экологических факторов, школа также оказывает отрицательное влияние на здоровье детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Учителю необходимо сохранять и укреплять здоровье учеников после поступления в школу, когда возрастает нагрузка на их психологическое и физическое состояние. Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетом для педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста.
К сожалению, в настоящее время около 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми младшего школьного возраста. Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья обучающихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспеччивающее возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:
- Соответствие содержания обучения возрасту.
- «Не навреди».
- Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
- Непрерывность (работа по сохранению и защите здоровья должна вестись постоянно).
- «Успех порождает успех» (нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов).
- Ответственность за свое здоровье.
Здоровьесберегающие технологии для школы:
Физкультурная минутка. Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время – 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика. Применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.
Время – 2-3 минуты.
Смена видов деятельности. Целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального
напряжения.
Игры. Призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация. Проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки – это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье. Стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни.
Работа с родителями. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях.
Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса.
Предварительный просмотр:
Примеры здоровьесберегающей технологии
Урок обучения грамоте и письму, 1 класс, «Звуки [м] и [м’]. Буква М, м», УМК «Азбука»
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовно сть мышле ния и осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й | Ф М: репродук тивный П: пальчико вая разминка |
собой - слегка под наклоном. Локоть на столе. Стул придвинуть, между столом и телом расстояние в один кулак. Подготовимся к письму. Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде. (плавные движения кистями) | Выполняют пальчиковую разминку. . | УУРД: проявлять готовность выполнять поручения. |
ВК | То сожмутся, разожмутся, | ||||
(сжимаем кулаки) | |||||
То зароются в песке. | |||||
(«моют» руки) - Откройте тетради и пропишите строчную | УУРД: ответственно выполнять свою часть | ||||
букву М до конца строчки. | работы. | ||||
- Подчеркните ту букву, которая написана | |||||
правильно и аккуратно. Соответствует образцу: | |||||
ширина и высота буквы, наклон. | |||||
Аккуратность: плавное движение руки, | |||||
написано без помарок. |
Урок математики, 3 класс, «Сложение трехзначных чисел», «Школа 2100»
Динамическая пауза | - Ребята, встаньте со своих мест. Вам нужно меня внимательно слушать. | Выполнение упражнения Приседают Поднимают руки Поднимают руки Приседают Поднимают руки Приседают Приседают Поднимают руки | УУРД: проявлять готовность выполнять поручения. УУРД: ответственно выполнять свою часть работы. | ||
(1 мин) | - Ели я называю двухзначное число - вы приседаете, а если трехзначное – | ||||
поднимаете руки вверх. Давайте проверим | |||||
вашу внимательность! | |||||
- 22,384,883,56,560,51,92,101. | |||||
- Молодцы! Занимайте свои места. |
Технология, 4 класс, «Ракетостроение»
Самостоя тельная работа с самопрове ркой (20 мин) | Интериориза ция (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуаль ная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практиче ский метод: выполнен ие заданий (группова я работа) ; Форма контроля: внешний контроль |
(экономим бумагу и обводим шаблоны с бесцветной стороны, изнаночной)
| Повторяют технику беопасности.
данном этапе.
салфеткой, осторожно прижимая ее.
| УУКД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. УУПД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; УУКД: формулировать собственное мнение и позицию |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
на уроках в начальной школе
Качество обучения и воспитания в школе зависит от того, насколько учителя учитывают психологию развития ребенка и используют игровые технологии как эффективный метод обучения. Игры помогают сделать учебный процесс интересным и увлекательным, особенно в начальных классах, когда формируются основные психические свойства учеников. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в основе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания.
Обучающиеся лучше запоминают материал, изученный через игровую деятельность, чем материал, изученный без игр. Это происходит потому, что игры сочетают в себе занимательность и активное участие, делая процесс обучения более увлекательным и помогая усвоить знания более качественно и надолго.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цель игровых технологий в начальной школе: первоначальная цель игровой технологии в начальной школе - мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные использовать их в решении различных задач в будущем.
Второй целью игры можно назвать укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует
укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребёнка, который не уверен в себе.
Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:
- Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса;
- Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.
- Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе.
Функции игровой технологии:
- Развлекательная – процесс игры с точки зрения данной функции рассматривается как развлекательный, направленный на снижение напряженности и просто как процесс отдыха.
- Коммуникативная – с точки зрения данной функции игра рассматривается как процесс общения и взаимодействия.
- Социализирующая – в совокупности с коммуникативной функцией игра рассматривается как процесс интеграции маленького человека в общество и процесс обучения взаимодействию в социуме.
- Самореализации – игра позволяет всем участникам в рамках установленных правил проявить себя и принять на себя те роли, которые наилучших образом им соответствуют.
- Терапевтическую – с этой точки зрения игра рассматривается как процесс, в рамках которого можно проиграть реальную ситуацию и решить возникающие проблемы, найти способ решения спорных вопросов.
- Диагностическую – игра позволяет наблюдать за школьником и анализировать его действия в рамках установленной ситуации, в частности уровень его знаний или его умение взаимодействовать. 7. Корректирующая – игра позволяет устранять пробелы в образовании и поведении учащихся в ненавязчивой форме.
Игра не заменяет традиционные формы и методы обучения, рационализируя их, она позволяет достичь целей и задач более эффективного обучения и всестороннего образовательного процесса. Игра улучшает взаимодействие между участниками и их наставниками, поскольку такое взаимодействие обеспечивает официальную связь и позволяет обоим участникам проявить свои личностные качества.
Предварительный просмотр:
Само | Включен | Приветствие, психологический настрой на | Р: принимать цель совместной деятельности. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность подчиняться | ||
опре | ие в | работу. | Проверяют готовность к уроку. | ||
деле | учебную | Ф | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария | Садятся на места. | |
ние к | деятельн | М: беседа | Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения | ||
деяте льно сти (1-2 | ость на личност но значимо | П: эмоциональны й настрой | грамоте и письму. Занимайте свои места.
| - В лес. | |
мин | м уровне | собирать ягоду – малину. Поднимите руку, если вы | |||
сек) | любите малину. | ||||
- Перед тем, как отправиться в путешествие, | |||||
проверим вашу готовность к уроку. На парте у вас | |||||
должна лежать азбука, прописи, тетрадь, | |||||
маршрутный лист с ягодой - малиной.. | |||||
- Сегодня вас ждет много новых и интересных | |||||
заданий. Если вы выполните задание без ошибок - | |||||
обводите малину в кружок. | |||||
Критерии, которые будут оцениваться: умение | |||||
М: слово | характеризовать звуки, соответствие образцу и | ||||
учителя | аккуратность. | ||||
П: инструктаж | Соответствие образцу: ширина и высота буквы, | ||||
наклон. | |||||
Аккуратность: написание без помарок. | |||||
- Если вы совершите ошибку – малинку не | |||||
обводите. Интересно, кто больше обведет малинок | |||||
во время нашей прогулки по лесу? |
Самоо | Включен | Приветствие, психологический настрой на | Р: принимать цель совместной деятельности. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность подчиняться | ||
предел | ие в | работу. | Проверяют готовность к уроку. | ||
ение к | учебную | Ф | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария | Садятся на места. | |
деятел | деятельн | М: беседа | Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения | ||
ьности (1-2 мин сек) | ость на личностн о значимо м уровне | П: эмоциональны й настрой | грамоте и письму. Занимайте свои места.
|
| |
морские звезды. | |||||
- Перед тем, как отправиться в путешествие, | |||||
проверим вашу готовность к уроку. На парте у вас | |||||
должна лежать азбука, прописи, тетрадь, | |||||
маршрутный лист с морскими звездами. | |||||
- Сегодня вас ждет много новых и интересных | |||||
заданий. Если вы выполните задание без ошибок - | |||||
ставите галочку внутри морской звезды. | |||||
Критерии, которые будут оцениваться: умение | |||||
М: слово | характеризовать звуки, соответствие образцу и | ||||
учителя | аккуратность. | ||||
П: инструктаж | Соответствие образцу: ширина и высота буквы, | ||||
наклон. | |||||
Аккуратность: написание без помарок. | |||||
- Если вы совершите ошибку – звезду не | |||||
закрашиваете. Интересно, кто больше закрасит | |||||
сокровищ во время нашего путешествия? |
Актуали | Готовнос | - Ребята, сегодня нам пришло письмо от одного | Р: принимать цель совместной деятельности. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность подчиняться | ||
зац ия | ть | сказочного героя. Он очень хотел попасть к нам на | Отвечают на вопросы | ||
знаний и | мышлени | Ф | урок, но не смог. Давайте узнаем, почему. | ||
мотивац | я и | М: беседа | Здравствуйте, друзья! | ||
ия (4-5 мин) | осознани е | П: игра | - Свое письмо я пишу из больницы. Вчера на обед, как всегда съел дюжину конфет, кусочек торта, | ||
потребно | запил все любимым лимонадом. И что-то случилось | ||||
сти к | с моим здоровьем: в глазах потемнело, в животе | ||||
построен | колет. Совсем не хочется веселиться и шалить. Да | ||||
ию | еще, как назло, и мотор не заводится. Доктор | ||||
нового способа действий | говорит, что мне нужно правильно питаться. А что значит: правильно питаться? Помогите мне в этом разобраться. - Вы догадались, от кого это письмо? Почему | Это письмо от Карлсона. Карлсон много съел вредного, Для того, чтобы расти здоровыми. | |||
Карлсон попал в больницу? Вы согласны помочь | |||||
Карлсону? Но чтобы научить Карлсона правильно | |||||
питаться, нужно самим этому научиться. | |||||
- Ребята, почему нам самим важно знать, как | |||||
правильно питаться? |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
на уроках в начальной школе
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения.
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
- Проблемное изложение знаний.
- Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
- Исследовательский метод обучения.
А также И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения – утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала
на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал»
Предварительный просмотр:
Актуали зац ия знаний и мотивац ия (4-5 мин) | Готовнос ть мышлени я и осознани е потребно сти к построен ию нового способа действий | Ф М: беседа П: поиск проблемы |
| Отвечают на вопрос учителя.
| Р: принимать цель совместной деятельности. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность подчиняться |
Актуали зац ия знаний и мотивац ия (4-5 мин) | Готовнос ть мышлени я и осознани е потребно сти к построен ию нового способа действий | Ф М: беседа П: поиск проблемы |
заполнить столбцы. В правый столбик выпишите те слова, в которые вы вставите букву Б, а в левый столбик слова, в который вы вставите букву П. На выполнение задания у вас 1,5 минуты! Начинаем.
Совпадает ли произношение и написание согласных в корнях слов?
которая чаще всего обозначает звонкий звук, но при этом звучит глухо и наоборот. Например, ошиБка. Мы слышим глухой звук [П], но на письме используем звонкую букву Б.
|
Отвечают на вопрос учителя. | Р: принимать цель совместной деятельности. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность подчиняться |
Урок русского языка, 2 класс, «Сочинение по серии
![Рыжова Мария Владимировна
[ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»] Челябинский педагогический колледж №1 (г. Челябинск)
Челябинская область Рыжова Мария Владимировна](https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2025/01/11/picture-1540315-1736584699.jpg)










