ПК 4.1
методическая разработка

Нацвлишвили Анастасия Сергеевна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Русский язык

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

нет

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

нет

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

да

содержание учебного предмета

да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, в которую входит данный учебный предмет

нет

место и роль учебного предмета в обучении

нет

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

нет

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

нет

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

да

необходимое количество часов для изучения раздела

нет

содержание учебного раздела

да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

нет

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

нет

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

да

технические средства обучения

нет

цифровые образовательные ресурсы

да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

нет

 

 

 

Выводы:

Рабочая программа включает в себя основные элементы в соответствии с ФГОС (2021г.) - содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование.

На титульном листе отсутствуют сведения об авторе и уровне образования, для дальнейшей работы с программой особо важными эти компоненты не являются.

В одном из основных элементов структуры рабочей программы - пояснительной записке, отсутствуют важные её составляющие (наименование примерной и вариативной программы, цели и задачи РП). Цели изучения учебного предмета представлены в разделе ниже, не входящем в пояснительную записку.

Предметная область, в которую входит данный учебный предмет, указана лишь в пояснительной записке и в других разделах рабочей программы не указывается. Место и роль учебного предмета в обучении так же отсутствует.  

Информация о количестве часов, выделяемом на изучение предмета за учебный курс, год, неделю можно узнать с помощью опоры на таблицу тематического планирования и раздела, посвященного месту учебного предмета в учебном плане.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета отсутствуют, хотя являются важными для дальнейшей работы. Они, как и планируемые результаты описывают требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Содержание учебного предмета не включает в себя информацию о необходимом количестве часов для изучения раздела. В тематическом планировании присутствуют перечень тем для изучения (без определения основных видов учебной деятельности обучающихся), количество часов, отводимое на их изучение, а также информация об использовании Э(Ц)ОР по каждой теме (то есть обязательные элементы тематического планирования). В рабочей программе отсутствует система оценки достижения планируемых результатов.  

Некоторые разделы из содержания учебного предмета не указываются в тематическом планировании, т.к. изучение этих тем происходит параллельно с другими (пояснение к этому указано в РП в сносках).

 

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 города Челябинска», 454016, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Университетская Набережная, 30А,

тел. +7(351)742-22-75, e-mail mousosh25@list.ru

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2024-2025 учебного года

 

 

Челябинск, 2025

Тема и тип урока

Темы НРЭО

Э(Ц)ОР

Формы контроля

Раздел «Орфография и пунктуация»

1

«Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе», УОНЗ

Составление предложений с использованием прилагательных, описывающих красоту природы Южного Урала

https://multiurok.ru/files/uprazhnenie-v-napisanii-padezhnykh-okonchanii-imen.html

Диктант с грамматическим заданием

2

«Закрепление знаний о написании окончаний имён прилагательных», УР

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6306/start/200764/

Устный опрос

Практическая работа

3

«Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных», УОНЗ

https://multiurok.ru/files/pravopisanie-padezhnykh-okonchanii-imion-prilaga-5.html

Фронтальный опрос

Словарная работа

4

«Обобщение знаний о написании имён существительных и имён прилагательных», УОМН

Работа со словами, которые используются для обозначения мест культурного наследия России

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/train/

Устный опрос

Практическая работа

Раздел «Морфология»

5

«Общее представление о местоимении», УОНЗ

Знакомство со стихотворениями уральских поэтов

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16161_mestoimenie-obshchee-predstavlenie

Тест по теме

6

«Личные местоимения», УОНЗ

https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/lichnye-mestoimeniya

https://yandex.ru/video/preview/12423625801405099891

Фронтальный опрос

Творческое задание

7

«Как изменяются личные местоимения?», УОНЗ

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazyka-kanakina-izmenenie-lichnyh-mestoimenij-po-rodam-3-klass-5711835.html

Устный опрос

Практическая работа в парах

8

«Закрепление знаний об изменении личных местоимениях», УР

https://videouroki.net/video/57-izmenenie-mestoimenij-po-rodam.html

Самостоятельная работа

9

«Употребление личных местоимений в речи», УОНЗ

Употребление местоимений в русско-народных сказках. Знакомство с устаревшими словами

https://www.youtube.com/watch?v=XSESEZBcoRk

https://yandex.ru/video/preview/17567115317992963900

Рассказ докладов

Фронтальный опрос

10

«Правописание местоимений с предлогами», УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16239_pravopisanie-mestoimeniy-s-predlogami

Тест по теме

11

«Знакомство с жанром письма», УОНЗ

Рассказ о развитии почтовой службы на Южном Урале

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-chto-takoe-pismo-818476.html

Творческое сообщение

Устный опрос  

12

«Учимся писать письма», УОНЗ

Написание письма героям Российской Федерации

 https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16265_uchimsya-pisat-pisma

Фронтальный опрос

Письма

13

«Использование личных местоимений для устранения повторов в тексте», УРК

Работа с текстом, отражающим тематику национальных особенностей  

https://www.youtube.com/watch?v=68jZJpIxR7A

https://foxford.ru/wiki/nachalnaya-shkola/lichnye-mestoimeniya-sklonenie-lichnyh-mestoimeniy

Самостоятельная работа с текстом

14

«Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но», УОМН

Составление предложений с использованием слов-синонимов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам, в том числе о малой Родине

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16277_nablyudenie-za-svyazyu-predlozheniy-v-tekste-s-pomoshchyu-lichnykh-mestoimeniy-sinonimov-soyuzov-i-a-no

Устный опрос

Практическое задание в парах

15

«Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи» УОНЗ

https://videouroki.net/video/58-glagol-znachenie-i-upotreblenie-glagolov-v-rechi.html

Тест по теме

16

«Значение и употребление глаголов в речи. Составление текста по сюжетным рисункам», УР

Составление собственного  рассказа о любви к Родине

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4553/conspect/

Творческое задание

17

«Неопределённая форма глагола» УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16168_neopredelyonnaya-forma-glagola

Устный опрос

18

«Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов», УОНЗ

Работа с текстом, отражающим тематику национальных особенностей  

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4401/conspect/

https://www.youtube.com/watch?v=ukzX6wIAZiA

Диктант с грамматическим заданием

19

«Настоящее время глаголов», УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16276_nastoyashchee-vremya-glagolov

Тест по теме

20

«Настоящее время глаголов», УОНЗ

https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/conspect/204791/

Практическое задание

21

«Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме», УОНЗ

Составление рассказа с опорой на пейзажи русских художников

https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/conspect/204791/

Устный опрос

Творческое задание

22

«Род глаголов в прошедшем времени. Знакомство с правописанием окончаний», УОНЗ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6342/conspect/

https://www.youtube.com/watch?v=ObbUC-ryjgE

Самостоятельная работа

Фронтальный опрос

23

«Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени», УР

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16277_nablyudenie-za-svyazyu-predlozheniy-v-tekste-s-pomoshchyu-lichnykh-mestoimeniy-sinonimov-soyuzov-i-a-no

Работа в группах

24

«Обобщение знаний по теме глагол», УОМН

https://onlinetestpad.com/ru/test/142399-glagol-3-klass

https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-obobschenie-znaniy-o-glagole-v-klasse-shkola-rossii-2763665.html

Доклады по теме

Устный опрос

Практическое задание

25

«Частица не и её значение», УОНЗ

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/135525-otkrytyy-urok-upotreblenie-otricatelnoy-chasticy-ne-3-klass.html

Творческое сообщение

Самостоятельная работа

26

«Правописание частицы не с глаголами», УОНЗ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5347/conspect/93297/

Тест по теме

Устный опрос

27

«Создание собственных текстов-рассуждений. С использованием глаголов с частицей НЕ», УРК

Работа с картинами русских художников

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16282_sozdanie-sobstvennykh-tekstov-rassuzhdeniy-sostavlenie-soveta-rassuzhdeniya-s-ispolzovaniem-pobuditelnykh-predlozheniy-i-glagolov-s-chastitsey-ne

Словарная работа

Устный опрос

28

«Правописание глаголов», УР

Употребление глаголов в русско-народных сказках. Знакомство с устаревшими словами

https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-glagolov.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2022/11/28/interaktivnaya-prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-v-3

https://book-cook.ru/articles/okonchanie-glagola-pravilo-3-klass/

Словарная работа

29

«Обобщение пройденной темы», УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16242_pravopisanie-glagolov

Творческая работа в группах (кластер)

Раздел «Развитие речи»

30

«Части речи: систематизация изученного в 3 классе», УОМН

Определение части речи у географических объектов малой Родины

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6303/conspect/

https://urok.1sept.ru/articles/685313

Контрольная работа

31

«Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев», УР

Составление предложений по

вопросам, в том числе о малой Родине

https://showslide.ru/rr-korrektirovanie-tekstov-narushennim-poryadkom-predlozhenij-abzacev-807403

Устный опрос

Групповое практическое задание

32

«Написание изложения повествовательного текста», УРК

Написание подробного изложения с

использованием текста, отражающего тематику национальных особенностей  

https://www.youtube.com/watch?v=ziM5ghgUKVk

https://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-pisat-izlozheniya-v-nachalnoy-shkole/

Изложение

33

«Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях», УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16244_povtoryaem-pravopisanie-slov-s-izuchennymi-v-1-3-klassakh-orfogrammami-v-korne-pristavkakh-okonchaniyakh

Самостоятельная работа

Устный опрос

34

«Отработка орфограмм, вызывающих трудности», УР

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16245_povtoryaem-pravopisanie-slov-s-izuchennymi-v-1-3-klassakh-orfogrammami

Словарная работа

Устный опрос

35

«Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе?», УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16254_rezernyy-urok-po-razdelu-orfografiya-proverochnaya-rabota-chemu-my-nauchilis-na-urokakh-pravopisaniya-v-3-klasse

Проверочная работа

36

«Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным?», УОНЗ

Роль родного языка в жизни человека

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16283_kak-pomoch-vesti-dialog-cheloveku-dlya-kotorogo-russkiy-yazyk-ne-yavlyaetsya-rodnym

Творческие сообщения

Устный опрос

 

 

 



Предварительный просмотр:

Анализ УМК “Школа России” УМК «Школа России» – это один из самых популярных и широко используемых учебно-методических комплектов для начальной школы в России. Нами был проведён анализ каждого учебника учебно-методического комплекта. Литературное чтение (2021 год, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) Учебник включает произведения различных жанров: сказки (народные и литературные), рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы и поговорки. Это позволяет познакомить детей с широким спектром литературных форм. Темы произведений разнообразны и охватывают важные аспекты жизни: дружба, семья, природа, родина, добро и зло, нравственные ценности. Это способствует формированию у детей широкого кругозора и духовно-нравственных качеств. Произведения подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников. Тексты, как правило, несложные для восприятия, лексика доступна, а сюжеты понятны и интересны детям. В учебник включены произведения классиков русской литературы (Пушкин, Толстой, Чехов, и др.) и произведения устного народного творчества, что способствует приобщению детей к культурному наследию. Также объём текстов соответствует возрасту учеников и позволяет им прочитать произведение на уроке или дома без переутомления. Герои в учебнике отсутствуют. После каждого произведения предлагаются вопросы и задания, направленные на проверку понимания текста, анализ содержания, развитие речи и творческих способностей. Вопросы разного уровня сложности, что позволяет дифференцировать обучение (но из-за небольшого количества таких заданий нет возможности использовать дифференциацию в полной мере). Учебник содержит творческие задания, такие как: придумать продолжение рассказа, нарисовать иллюстрацию, инсценировать отрывок, написать сочинение-миниатюру. Это способствует развитию воображения, креативности и коммуникативных навыков. Учебник предполагает работу со словарями для выяснения значений незнакомых слов. Это формирует навыки самостоятельной работы с информацией. В учебнике есть задания, предполагающие работу над проектами, например, создание книжки-малышки, подготовка выставки рисунков по произведениям, создание презентации о писателе. Это развивает навыки планирования, организации и представления результатов работы. Учебник может включать элементы самооценки, например, вопросы, позволяющие детям оценить свои знания и умения после изучения темы. Материал в учебнике организован по тематическому принципу. Произведения объединены общей темой, что позволяет углубить понимание темы и установить связи между разными текстами. Материал представлен в логической последовательности, от простого к сложному. Сначала предлагаются короткие и простые тексты, затем – более сложные и объемные. В учебнике используются различные рубрики, такие как: "Проверь себя", "Подумай", "Творческая мастерская", "Советуем прочитать". Эти рубрики помогают организовать работу на уроке и дома, акцентировать внимание на важных моментах, стимулировать познавательную активность. Учебник содержит большое количество иллюстраций, которые помогают визуализировать содержание произведений, развивают воображение и делают процесс чтения более интересным. Материалы учебника также можно использовать для организации внеурочной деятельности, например, для проведения литературных викторин, конкурсов чтецов, театральных постановок. Учебник содержит задания для самостоятельной работы дома, которые позволяют закрепить знания и умения, полученные на уроке. Математика (2021 год, авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова) Учебник включает в себя разнообразные темы и разделы, направленные на развитие математических навыков у учащихся. Основные разделы, которые охватываются в этом учебнике: · Числа и счёт: Углубленное изучение чисел до 100, умение сравнивать и упорядочивать числа, а также освоение понятий «больше», «меньше», «равно». · Сложение и вычитание: Основные операции с числами, изучение свойств сложения и вычитания, решение задач на сложение и вычитание в пределах 100. · Умножение и деление: Введение в таблицу умножения, простые задачи на умножение и деление, понимание взаимосвязи между этими операциями. · Геометрия: Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.), а также понятий периметра и площади. · Измерения: Основные единицы измерения длины, массы и времени, а также умение проводить простые измерения. · Задачи и уравнения: Решение текстовых задач различной сложности, составление уравнений и работа с ними. · Работа с данными: Сбор и анализ данных, работа с таблицами и диаграммами. · Творческие задания: Задания на развитие логического мышления, решение нестандартных задач, проекты и игры. · Практические задания: Применение математики в повседневной жизни через практические задачи. Герои в учебнике отсутствуют. В учебнике представлены некоторые способы самостоятельной деятельности: · Практические задания: Учащимся предлагается выполнять задачи, которые требуют применения изученных методов на практике, например, измерять длину предметов, рассчитывать стоимость покупок и т.д. · Игры и задания на внимание: Использование математических игр, головоломок и викторин помогает развивать логическое мышление и интерес к предмету. · Проектные работы: Ученикам могут предлагаться небольшие проекты, например, создать «математический уголок» в классе или провести исследование на тему «Как мы используем математику в повседневной жизни». · Работа в парах или группах: Совместное решение задач с одноклассниками способствует обмену знаниями и опытом. Особенности построения материала Материал подается в логической последовательности, начиная с простых понятий и переходя к более сложным. Это помогает детям постепенно осваивать новые темы. В учебнике часто используются задания, которые требуют от детей активного участия. Это могут быть игры, головоломки и практические задания. Учебник содержит множество иллюстраций, схем и таблиц, которые помогают визуализировать математические концепции и делают материал более доступным. Задачи часто связаны с повседневной жизнью детей, что делает их более понятными и интересными. Возможности использования учебника: Учебник включает в себя множество типов заданий – от простых арифметических задач до более сложных логических и практических задач. Это позволяет учителю разнообразить уроки и адаптировать их под уровень подготовки класса. Визуальные элементы в учебнике помогают детям лучше понять и запомнить материал. Задачи из учебника могут быть связаны с другими предметами, такими как окружающий мир или искусство, что способствует более глубокому пониманию материала. Также учебник включает разделы для подготовки к контрольным работам и итоговым проверкам знаний, что помогает учащимся систематизировать свои знания. Окружающий мир (2021 год, авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова) Учебник охватывает широкий круг тем, соответствующих программе "Окружающий мир" по УМК "Школа России". Материал представлен на доступном для младших школьников уровне, используются наглядные примеры, иллюстрации и схемы. Учебник закладывает основы для дальнейшего изучения естественных и социальных наук. Учебник содержит актуальную информацию, соответствующую современным научным представлениям об окружающем мире. Но в некоторых темах может не хватать материала, для этого потребуется доп. информация от учителя или других источников. В учебнике часто используются вымышленные персонажи (Муравьишка, Черепаха), которые сопровождают учеников в процессе обучения, задают вопросы, проводят эксперименты и предлагают задания. Герои помогают сделать процесс обучения более увлекательным и интересным для детей, стимулируют любознательность и вовлекают в активную познавательную деятельность. В учебнике могут встречаться примеры из жизни известных ученых, путешественников или исследователей, что помогает сформировать у детей представление о вкладе этих людей в изучение окружающего мира. · Учебник содержит множество заданий и вопросов, направленных на развитие навыков самостоятельной работы. Это могут быть вопросы для обсуждения, задания на наблюдение, сравнение, классификацию, анализ и обобщение информации. · Проектная деятельность: учебник предполагает выполнение небольших исследовательских проектов, которые позволяют детям самостоятельно изучать интересующие их темы, собирать информацию из разных источников и представлять результаты своей работы. · Эксперименты и опыты: в учебнике предлагаются простые эксперименты и опыты, которые можно проводить дома или в классе. Это помогает детям наглядно увидеть и понять различные природные явления. · Работа с дополнительными источниками: Учебник может содержать рекомендации по использованию дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы. Материал в учебнике структурирован по темам и разделам, каждый из которых посвящен определенному аспекту окружающего мира. Учебник содержит большое количество иллюстраций, фотографий, схем и таблиц, которые помогают визуализировать изучаемый материал и сделать его более понятным для детей. В конце каждой темы или раздела предлагаются вопросы и задания для повторения и закрепления изученного материала. Материал построен по принципу "от простого к сложному". Учебник используется на уроках для изучения нового материала, выполнения заданий и проведения экспериментов. Материал учебника может быть использован для организации внеурочной деятельности, такой как экскурсии, тематические занятия, конкурсы и викторины. Русский язык (2021 г., авторы: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий) Учебник охватывает основные разделы русского языка. Темы представлены последовательно и систематично. Материал включает правила орфографии и пунктуации, словарную работу, упражнения на развитие речи, задания на формирование навыков анализа и синтеза языковых явлений. Объём материала достаточен для усвоения базовых знаний и формирования необходимых умений и навыков и ориентирован на «среднего» ученика. Герои в учебнике отсутствуют. Учебник содержит, в основном, репродуктивные вопросы, которые помогают обучающимся закрепить материал, но также присутствуют вопросы проблемнотворческого характера. Предлагаются задания, требующие от учеников проведения небольших исследований, наблюдений и экспериментов с языковым материалом. Учебник учит работать с различными источниками информации: словарями, справочниками, таблицами и схемами. В некоторых темах представлены вопросы разного уровня сложности. В учебнике есть творческие задания, стимулирующие учеников к созданию собственных текстов, иллюстраций, проектов. Особенности построения материала: • Принцип доступности: Материал излагается простым и понятным языком, с использованием наглядных пособий и примеров. • Принцип последовательности: Темы изучаются в логической последовательности, от простого к сложному. • Принцип наглядности: Учебник содержит большое количество иллюстраций, схем, таблиц и других наглядных материалов, которые помогают ученикам лучше усваивать материал. • Принцип систематичности: Учебник построен таким образом, что ученики постоянно повторяют и закрепляют ранее изученный материал. • Рубрикация: Материал разделен на рубрики ("Сведения о языке", "Высказываем свое мнение", "Развиваем свою речь", "Задание повышенной сложности", «Работаем со словарем», «Работаем в парах») что облегчает ориентирование в учебнике. • Четкая структура урока: Урок обычно начинается с повторения изученного материала, затем объясняется новый материал, после чего ученики выполняют упражнения на закрепление. Возможности использования учебника: • Реализация различных форм обучения: Учебник позволяет использовать различные формы обучения: фронтальную, групповую, индивидуальную. • Организация проектной деятельности: Некоторые задания из учебника могут быть использованы для проведения внеурочной деятельности. Проведя анализ каждого учебника по отдельности, мы выделили общие особенности: цветовая гамма: УМК "Школа России" использует в основном мягкие, приглушенные цвета. Преобладают светлые оттенки зеленого, желтого, голубого, бежевого. Это создает спокойную и комфортную атмосферу, не перегружающую зрение детей. Яркие цвета используются дозированно, для выделения важных элементов, таких как заголовки, правила, ключевые слова. Иллюстрации в учебниках обычно реалистичные и понятные. Они изображают знакомые детям предметы, явления и ситуации. Рисунки помогают визуализировать материал, делают его более интересным и запоминающимся. Дизайн учебников ориентирован на создание рабочей атмосферы и не содержит излишней креативности, которая может отвлекать от учебного процесса. УМК "Школа России" полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Материал излагается систематично и последовательно, от простого к сложному. Материал, в большинстве своём, ориентирован на «среднего» ученика. Каждый новый раздел опирается на ранее изученный материал. В учебниках много заданий, направленных на формирование практических навыков и умений. Ученики учатся применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Присутствуют различные типы заданий: упражнения, задачи, вопросы, тесты, проекты, творческие работы. Это позволяет поддерживать интерес учеников к обучению и развивать разные виды мышления. В учебниках УМК "Школа России" уделяется внимание формированию нравственных качеств, патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны. Герои представлены только по предмету «Окружающий мир». Это постоянные персонажи Муравьишка и Черепаха, которые помогают ученикам осваивать материал. Персонажи объясняют правила, задают вопросы, предлагают задания, создают игровую ситуацию. Учебник представляет обучающимся некоторые способы самостоятельной деятельности: • Проблемные ситуации: учебники содержат проблемные ситуации и вопросы, которые стимулируют учеников к самостоятельному поиску решений. • Исследовательские задания: предлагаются задания, требующие от учеников проведения небольших исследований, наблюдений и экспериментов. • Работа с информацией: возможность работать с различными источниками информации: текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами. • Творческие задания: УМК содержит творческие задания, стимулирующие учеников к самовыражению и развитию креативности. • Работа в парах и группах: многие задания рассчитаны на совместную работу учеников, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения сотрудничать. В заключение, можно сделать вывод, что УМК "Школа России" представляет собой целостный и хорошо структурированный учебно-методический комплект, ориентированный на традиционные методы обучения. Он обеспечивает прочную базу знаний, формирует необходимые умения и навыки и способствует гармоничному развитию личности ученика. Однако, для достижения максимальной эффективности, учителю необходимо творчески подходить к использованию УМК, дополнять его более трудными заданиями (если позволяет уровень класса), адаптируя его к потребностям конкретного класса и отдельных