ПК 4.1
материал
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | Нет |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | Да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | Нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | Нет |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | Да |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | Да |
содержание учебного предмета | Да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | Да |
место и роль учебного предмета в обучении | Да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | Да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | Нет |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Нет |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | Да |
необходимое количество часов для изучения раздела | Да |
содержание учебного раздела | Да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | Да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | Да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | Нет |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | Нет |
технические средства обучения | Нет |
цифровые образовательные ресурсы | Нет |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | Нет |
Вывод: Рабочая программа частично соответствует требованиям: отсутствует титульный лист, есть и несущественные недостатки, которые требуют доработки для полного соответствия требованиям ФГОС.
1. Титульный лист:
Не указаны название образовательной организации, сведения об авторе (авторах) программы, год разработки программы. Это затрудняет понимание актуальности программы. Указаны название рабочей программы, уровень образования. В целом, можно утверждать, что титульный лист отсутствует, так ка главные его составляющие отсутствуют.
2. Пояснительная записка:
Пояснительная записка имеется, приведен перечень нормативно-правовых документов, использованных при разработке программы (ФГОС, примерные программы, локальные акты и т.д.). Это является обязательным требованием ФГОС.
Указано наименование примерной или вариативной программы, на основе которой разработана рабочая программа. Указаны цели и задачи рабочей программы.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса:
Указаны структура учебного предмета, а также представлено содержание учебного предмета.
Указана предметная область, в которую входит данный предмет («Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература»). Описаны место и роль учебного предмета в обучении.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Указаны количество часов, выделяемое на изучение предмета (в неделю, за учебный год, за уровень образования) и сроки реализации рабочей программы.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Не указаны ценностные ориентиры начального образования. Необходимо указать, на формирование каких ценностей направлено изучение предмета.
Не описано обоснование тематики содержания в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Рабочая программа должна учитывать особенности образовательного учреждения и региона.
6. Результаты освоения учебного предмета, курса:
Представлены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
7. Содержание учебного предмета, курса:
Представлен перечень и названия разделов учебного предмета и содержание каждого учебного раздела. Указано необходимое количество часов для изучения каждого раздела.
8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:
Представлен перечень разделов и тем, последовательность их изучения. Указано количество часов, выделяемых на изучение каждого раздела и темы.
Отсутствует указание вида занятий (теоретические или практические) и количества часов, отведённых на каждый вид занятий.
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Отсутствует список учебно-методической литературы. Не указаны технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы
10. Система оценки достижения планируемых результатов:
Не представлена характеристика видов контроля.
Рабочая программа по русскому языку требует значительной доработки для полного соответствия требованиям ФГОС.
Дополнить титульный лист: включить наименование образовательной организации, сведения об авторе (авторах) и год разработки, уточнить учебно-методическую литературу, ТСО и Э(Ц)ОР, виды контроля.
Оформление:
Поля соответствуют требованиям. Левое поле – 30 мм. Правое поле – 10 мм. Верхнее и нижнее поля соответствуют требованиям, как правило, они должны быть одинаковыми (20 мм).
Кегль не соответствует требованиям. В программе использован кегль 12. Рекомендуемый кегль для основного текста в большинстве случаев составляет кегль 14.
Междустрочный интервал не соответствует требованиям. Одинарный интервал делает текст сжатым. По требованиям основной текст должен записывать с полуторным интервалом.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 76 г. Челябинска» (филиал)
454078, г. Челябинск, ул. Вагнера, 90, тел. +7(351) 218-35-75, e-mail gym76@inbox.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Русский язык»
на 3 триместр 4 класса
2024-2025 учебного года
Челябинск, 2025
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля | |
Раздел «Морфология» | |||||
Роль глаголов в языке. УР | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос | |||
Изменение глаголов по временам. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Неопределённая форма глагола. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Неопределённая форма глагола. УР | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Изменение глаголов по временам. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Изложение повествовательного текста по цитатному плану. УРК | Изложение отрывка из сказа П.П. Бажова или исторической хроники об освоении Урала, строительстве завода. | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменная работа | ||
Анализ изложения. Спряжение глаголов. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Спряжение глаголов. УР | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Сочинение по картине И, И, Левитана «Весна. Большая вода». УРК | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
I и II спряжение глаголов будущего времени. УР | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Раздел «Орфография» | |||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. УР | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. УР | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Списывание с орфографическим заданием | |||
Возвратные глаголы. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Правописание –тся и ться в возвратных глаголах. УР | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Правописание –тся и ться в возвратных глаголах. УР | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. УРК | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменная работа | |||
Правописание глаголов в прошедшем времени. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. УОНЗ | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Контрольный диктант по теме «Глагол». УРК | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменная работа | |||
Анализ контрольного диктанта. Повторение. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Обобщение по теме «Глагол». УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Раздел «Синтаксис» | |||||
Язык. Речь. Текст. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Предложение и словосочетание. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Лексическое значение слов. УОМН | Лексическое значение слов Уральского региона. | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | ||
Итоговый контрольный диктант. УРК | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменная работа | |||
Анализ контрольного диктанта. Повторение. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Состав слова. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Состав слова. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Части речи. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Части речи. УОМН | https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html | Устный опрос Письменный опрос Грамматическое задание | |||
Предварительный просмотр:
Анализ УМК «Школа России»
Нами был проанализирован комплект учебников «Школа России» по предметам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир» за 2 класс.
«Школа России» – это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. Научный руководитель проекта – Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.
Ведущий принцип «Школы России» — применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.
Основные принципы программы:
- обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
- формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
- создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
- ориентирование работы на результат,
- духовно-нравственное развитие учащихся,
- привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
- воспитание бережного отношения к природе,
- формирование целостной картины мира.
Учебники выполнены в спокойной цветовой гамме: преобладают пастельные оттенки (голубые, зелёные, бежевые), чтобы не перегружать восприятие учащихся. Иллюстрации качественные, реалистичные, способствуют лучшему восприятию учебного материала. Дизайн страниц прост и удобен для восприятия детьми младшего школьного возраста: крупные шрифты, чёткая структура текста. Все учебники содержат теоретический материал, практические задания и контрольные вопросы для закрепления знаний. Включены элементы метапредметных связей: например, уроки литературного чтения часто перекликаются с окружающим миром. Задания разного уровня сложности позволяют развивать самостоятельность учеников. Упражнения на развитие логического мышления, внимания и памяти. Практические задания включают творческие работы, такие как составление рассказов, рисунков, моделей.
Рассмотрим подробнее каждый из учебников.
Учебник по русскому языку, авторы В. П. Канакина; В. Г. Горецкий
1.Выполнен в единой цветовой гамме, по контурам страниц идет оранжева окантовка, номера заданий имеют единый черный цвет, рубрики выполнены в пастельной гамме, картинки насыщенных цветов.
2. В учебнике представлены следующие условные обозначения
Также присутствует обьяснение выделенных букв, нак которые необходимо обратить внимание.
3. Учебник предполагает работу со словарем, с дополнительной информацией.
4. В данном учебнике не предусмотрена сюжетная линия, а также не используются герои
5. Представлены основные и повышенной сложности задания, проектные задания, задания для любознательных как отдельные разделы.
6. Многие задания направлены на самостоятельное рассуждение детьми и высказывание своего мнения. Пример:
Учебник по окружающему миру, авторы А. А. Плешаков:
1. Учебник выполнен в единой гамме, с зеленными окантовками по бокам страниц, номера заданий имеют единый черный цвет, рубрики выполнены в постельной гамме, картинки насыщенных цветов.
2. В учебнике присутствуют следующие условные обозначения
3. Учебник предлагает различные вид работ, например: Работа в паре, в команде, со взрослыми, работу с дополнительной информацией, использование атласа и моделирование.
4. В данном учебнике представлены 2 персонажа, которые обозначают задания: сделай вывод, что узнали, чему научились. Есть персонажи, которые встречаются в течении всего учебника: Сережа, мама, папа, Лена, попугай и собака.
5. Представлены основные задания, вопросы после каждой темы, проектные задания, странички для любознательных, проверим себя и оценим свои достижения.
6. Многие задания направлены на работу и детские рассуждения.
Учебник по математике, авторы Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.
1. Выполнен в единой цветовой гамме, преимущественно свето-синие, голубые цвета,
2. На 2 странице в двух частях учебника представлены условные обозначения:
1.Начало урока: этот значок указывает на то, что задание (или материал) знаменует собой начало урока или определенной его части.
2.Внимание! Новый материал: этот значок сигнализирует о том, что начинается изучение нового правила или нового понятия.
3.Задание повышенной сложности: это задание труднее, чем другие, и требует больше усилий и внимания.
4.Вставь пропущенное число, чтобы равенство или неравенство стало верным: в задании нужно найти и вставить число, чтобы математическое выражение стало правильным.
5.Вставь вместо кружка (О) один из этих знаков, чтобы равенство или неравенство стало верным: в задании нужно выбрать подходящий математический знак (+, -, *, /, <, >, =) и вставить его в выражение, чтобы оно стало правильным.
6.Рассмотри рисунок на полях: необходимо обратить внимание на рисунок, расположенный на полях учебника, так как он содержит информацию, относящуюся к заданию.
7.Проверь себя, выполни задания на указанных страницах тетради для проверочных работ: ученикам предлагается выполнить задание из тетради с проверочными работами, чтобы проверить свои знания по теме.
8.Работаем в команде: ученикам необходимо выполнить задание, работая совместно с другими учениками (в группе).
9.Работаем с дополнительной информацией: необходимо использовать дополнительные источники (книги, энциклопедии, интернет и т.д.) для выполнения задания.
10.Проверим себя: это задание для самоконтроля, чтобы убедиться, что хорошо усвоен материал.
3. Каждый новый раздел дополняет предыдущий, усложняя предыдущий материал в зависимости от тем раздела.
4. Правила заключены в красную рамку.
5. В начале, в середине или в конце раздела представлены рубрики «Проверь себя», где предлагаются задания для контрольных работ
6. В начале, в середине или в конце раздела представлены рубрики «Страничка для любознательных», где предлагаются логические задания и задания повышенной трудности, над которыми нужно поразмышлять
7.Также представлены «Проектные задания», где предлагаются творческие задания
8. Во 2 части в конце учебника представлен раздел, в который включены задания для проверки знаний за период обучения во 2 классе
9. В каждом новом разделе представлены задачи изучения этого раздела
Учебник по литературному чтению, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и другие.
- Выполнен в единой цветовой гамме, преимущественно розовые, голубые цвета
- На 2 странице в двух частях учебника представлены условные обозначения:
1.Работаем в паре: ученикам необходимо выполнить задание, сотрудничая с одним одноклассником (страница 106, 1 часть)
2. Работаем в команде: ученики работают в группе (обычно 3-4 человека или больше) для решения общей задачи. (страница 26, 2 часть)
3.Задание повышенной сложности: это задание более трудное, чем остальные. (страница 125, 1 часть)
4.Работаем с энциклопедией: для выполнения задания необходимо использовать энциклопедию.
5.Работаем с дополнительной информацией: для выполнения задания необходимо использовать дополнительные источники информации, помимо учебника. (страница 126, 1 часть)
6.Работаем в «Рабочей тетради»: для выполнения задания нужно обратиться к рабочей тетради, которая является дополнением к учебнику (страница 106, 1 часть)
7.Найди слово в толковом словаре или энциклопедии: нужно найти и прочитать толкование или определение этого слова в словаре или энциклопедии (страница 11, 2 часть)
8.Определение слова приводится в «Толковом словаре» в конце учебника: определение (толкование) этого слова можно найти в толковом словаре, расположенном в конце данного учебника.(страница 10, 2 часть)
2. Раздел «И в шутку и всерьёз повторяется и в первой, и во второй части, некоторые разделы распределены по временам года (Люблю природу русскую. Зима. (Осень, Весна)), есть разделы которые присутствуют только в одной из частей (О братьях наших меньших (1 часть), Литература зарубежных стран, (2 часть))
3. Определение некоторых понятий и памятки отведены в красную рамку (определение слова «Юмор» на странице 92, 2 часть, памятка «Как рассказать об авторе», страница 4, 1 часть)
4.В каждом новом разделе представлены задачи изучения этого раздела, в отдельную рамку отведены новые понятие, которые будут изучены в новом разделе
5. Каждый новый раздел представлен рубрикой «В мире книг», где предложены книги для внеклассного чтения в зависимости от темы раздела
6. Завершение каждого раздела представлено в рубрике «Проверь себя», где предлагается проверить свои знания в различных заданиях.
7. Обращения к ученикам или родителям отсутствует
8. В конце каждой части представлен «Толковый словарь» «Содержание»
9. В конце некоторых разделов представлены «Проектные задания»
Проанализировав комплект учебников, можно выделить следующие преимущества программы:
комплексное обучение по всем предметам,
- простоту подачи материала,
- сильный курс русского языка и литературы,
- насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
- невысокую нагрузку на учащихся,
- возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
- УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».
Также программа имеет трудности и её часто критикуют:
- за чрезмерную простоту,
- упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
- малое количество логических заданий,
- упрощённый курс математики,
- хаотичную подачу материала по курсу «Окружающий мир».
Однако следует помнить, что программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор обучающихся.


