ПК 4.1
материал

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

Нет

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

Да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

Нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

Нет

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

Да

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

Да

содержание учебного предмета

Да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

Да

место и роль учебного предмета в обучении

Да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

Да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

Нет

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Нет

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

Да

необходимое количество часов для изучения раздела

Да

содержание учебного раздела

Да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

Да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Нет

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

Нет

технические средства обучения

Нет

цифровые образовательные ресурсы

Нет

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

Нет

 

Вывод: Рабочая программа частично соответствует требованиям: отсутствует титульный лист, есть и несущественные недостатки, которые требуют доработки для полного соответствия требованиям ФГОС.

1. Титульный лист:

Не указаны название образовательной организации, сведения об авторе (авторах) программы, год разработки программы. Это затрудняет понимание актуальности программы. Указаны название рабочей программы, уровень образования. В целом, можно утверждать, что титульный лист отсутствует, так ка главные его составляющие отсутствуют.

2. Пояснительная записка:

Пояснительная записка имеется, приведен перечень нормативно-правовых документов, использованных при разработке программы (ФГОС, примерные программы, локальные акты и т.д.). Это является обязательным требованием ФГОС.

Указано наименование примерной или вариативной программы, на основе которой разработана рабочая программа. Указаны цели и задачи рабочей программы.

3. Общая характеристика учебного предмета, курса:

Указаны структура учебного предмета, а также представлено содержание учебного предмета.

Указана предметная область, в которую входит данный предмет («Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература»). Описаны место и роль учебного предмета в обучении.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

Указаны количество часов, выделяемое на изучение предмета (в неделю, за учебный год, за уровень образования) и сроки реализации рабочей программы.

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

Не указаны ценностные ориентиры начального образования. Необходимо указать, на формирование каких ценностей направлено изучение предмета.

Не описано обоснование тематики содержания в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Рабочая программа должна учитывать особенности образовательного учреждения и региона.

6. Результаты освоения учебного предмета, курса:

Представлены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

7. Содержание учебного предмета, курса:

Представлен перечень и названия разделов учебного предмета и содержание каждого учебного раздела. Указано необходимое количество часов для изучения каждого раздела.

8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:

Представлен перечень разделов и тем, последовательность их изучения. Указано количество часов, выделяемых на изучение каждого раздела и темы.

Отсутствует указание вида занятий (теоретические или практические) и количества часов, отведённых на каждый вид занятий.

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Отсутствует список учебно-методической литературы. Не указаны технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы

10. Система оценки достижения планируемых результатов:

Не представлена характеристика видов контроля.

Рабочая программа по русскому языку требует значительной доработки для полного соответствия требованиям ФГОС.

Дополнить титульный лист: включить наименование образовательной организации, сведения об авторе (авторах) и год разработки, уточнить учебно-методическую литературу, ТСО и Э(Ц)ОР, виды контроля.

Оформление:

Поля соответствуют требованиям. Левое поле – 30 мм. Правое поле – 10 мм. Верхнее и нижнее поля соответствуют требованиям, как правило, они должны быть одинаковыми (20 мм).

Кегль не соответствует требованиям. В программе использован кегль 12. Рекомендуемый кегль для основного текста в большинстве случаев составляет кегль 14.

Междустрочный интервал не соответствует требованиям. Одинарный интервал делает текст сжатым. По требованиям основной текст должен записывать с полуторным интервалом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 76 г. Челябинска» (филиал)

454078, г. Челябинск, ул. Вагнера, 90, тел. +7(351) 218-35-75, e-mail gym76@inbox.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 3 триместр 4 класса

2024-2025 учебного года

Челябинск, 2025

Тема и тип урока

Темы НРЭО

Э(Ц)ОР

Формы контроля

Раздел «Морфология»

Роль глаголов в языке.

УР

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный опрос

Изменение глаголов по временам.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Неопределённая форма глагола.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Неопределённая форма глагола.

УР

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Изменение глаголов по временам.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

УРК

Изложение отрывка из сказа П.П. Бажова или исторической хроники об освоении Урала, строительстве завода.

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменная

работа

Анализ изложения. Спряжение глаголов.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Спряжение глаголов.

УР

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Сочинение по картине И, И, Левитана «Весна. Большая вода».

УРК

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

I и II спряжение глаголов будущего времени.

УР

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Раздел «Орфография»

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

УР

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

УР

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Списывание с

орфографическим

заданием

Возвратные глаголы.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Правописание –тся и ться в возвратных глаголах.

УР

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Правописание –тся и ться в возвратных глаголах.

УР

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

УРК

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменная

работа

Правописание глаголов в прошедшем времени.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

УОНЗ

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Контрольный диктант по теме «Глагол».

УРК

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменная

работа

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Обобщение по теме «Глагол».

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Раздел «Синтаксис»

Язык. Речь. Текст.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Предложение и словосочетание.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Лексическое значение слов.

УОМН

Лексическое значение слов Уральского региона.

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Итоговый контрольный диктант.

УРК

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменная

работа

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Состав слова.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Состав слова.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Части речи.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание

Части речи.

УОМН

https://go.11klasov.net/20418-russkij-jazyk-4-klass-uchebnik-v-2-ch-kanakina-vp-goreckij-vg.html

Устный опрос

Письменный

опрос

Грамматическое

задание



Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Школа России»

Нами был проанализирован комплект учебников «Школа России» по предметам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир» за 2 класс.

«Школа России» – это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. Научный руководитель проекта – Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

Ведущий принцип «Школы России» — применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.  

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Учебники выполнены в спокойной цветовой гамме: преобладают пастельные оттенки (голубые, зелёные, бежевые), чтобы не перегружать восприятие учащихся. Иллюстрации качественные, реалистичные, способствуют лучшему восприятию учебного материала. Дизайн страниц прост и удобен для восприятия детьми младшего школьного возраста: крупные шрифты, чёткая структура текста. Все учебники содержат теоретический материал, практические задания и контрольные вопросы для закрепления знаний. Включены элементы метапредметных связей: например, уроки литературного чтения часто перекликаются с окружающим миром. Задания разного уровня сложности позволяют развивать самостоятельность учеников. Упражнения на развитие логического мышления, внимания и памяти. Практические задания включают творческие работы, такие как составление рассказов, рисунков, моделей.

Рассмотрим подробнее каждый из учебников.

Учебник по русскому языку, авторы В. П. Канакина; В. Г. Горецкий

1.Выполнен в единой цветовой гамме, по контурам страниц идет оранжева окантовка, номера заданий имеют единый черный цвет, рубрики выполнены в пастельной гамме, картинки насыщенных цветов.

2. В учебнике представлены следующие условные обозначения

Также присутствует обьяснение выделенных букв, нак которые необходимо  обратить внимание.
3. Учебник предполагает работу со словарем, с дополнительной информацией.

4. В данном учебнике не предусмотрена сюжетная линия, а также не используются  герои  
5. Представлены основные и повышенной сложности задания, проектные задания, задания для любознательных как отдельные разделы.

6. Многие задания направлены на самостоятельное рассуждение детьми и высказывание своего мнения. Пример:

 

Учебник по окружающему миру, авторы А. А. Плешаков:

1. Учебник выполнен в единой гамме, с зеленными окантовками по бокам страниц, номера заданий имеют единый черный цвет, рубрики выполнены в постельной гамме, картинки насыщенных цветов.

2. В учебнике присутствуют следующие условные обозначения

3. Учебник предлагает различные вид работ, например: Работа в паре, в команде, со взрослыми, работу с дополнительной информацией, использование атласа и моделирование.

4. В данном учебнике представлены 2 персонажа, которые обозначают задания: сделай вывод, что узнали, чему научились. Есть персонажи, которые встречаются в течении всего учебника: Сережа, мама,  папа, Лена, попугай и собака.

5. Представлены основные задания, вопросы после каждой темы, проектные задания, странички для любознательных, проверим себя и оценим свои достижения.

6. Многие задания направлены на  работу и детские рассуждения.

 

Учебник по математике, авторы Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.

1. Выполнен в единой цветовой гамме, преимущественно свето-синие, голубые цвета,

2. На 2 странице в двух частях учебника представлены условные обозначения:

1.Начало урока: этот значок указывает на то, что задание (или материал) знаменует собой начало урока или определенной его части.

2.Внимание! Новый материал: этот значок сигнализирует о том, что начинается изучение нового правила или нового понятия.

3.Задание повышенной сложности: это задание труднее, чем другие, и требует больше усилий и внимания.

4.Вставь пропущенное число, чтобы равенство или неравенство стало верным: в задании нужно найти и вставить число, чтобы математическое выражение стало правильным.

5.Вставь вместо кружка (О) один из этих знаков, чтобы равенство или неравенство стало верным: в задании нужно выбрать подходящий математический знак (+, -, *, /, <, >, =) и вставить его в выражение, чтобы оно стало правильным.

6.Рассмотри рисунок на полях: необходимо обратить внимание на рисунок, расположенный на полях учебника, так как он содержит информацию, относящуюся к заданию.

7.Проверь себя, выполни задания на указанных страницах тетради для проверочных работ: ученикам предлагается выполнить задание из тетради с проверочными работами, чтобы проверить свои знания по теме.

8.Работаем в команде: ученикам необходимо выполнить задание, работая совместно с другими учениками (в группе).

9.Работаем с дополнительной информацией: необходимо использовать дополнительные источники (книги, энциклопедии, интернет и т.д.) для выполнения задания.

10.Проверим себя: это задание для самоконтроля, чтобы убедиться, что хорошо усвоен материал.

3. Каждый новый раздел дополняет предыдущий, усложняя предыдущий материал в зависимости от тем раздела.

4. Правила заключены в красную рамку.


5. В начале, в середине или в конце раздела представлены рубрики «Проверь себя», где предлагаются задания для контрольных работ

6. В начале, в середине или в конце раздела представлены рубрики «Страничка для любознательных», где предлагаются логические задания и задания повышенной трудности, над которыми нужно поразмышлять

7.Также представлены «Проектные задания», где предлагаются творческие задания

8. Во 2 части в конце учебника представлен раздел, в который включены задания для проверки знаний за период обучения во 2 классе

9. В каждом новом разделе представлены задачи изучения этого раздела
Учебник по литературному чтению, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и другие.

  1. Выполнен в единой цветовой гамме, преимущественно розовые, голубые цвета
  2. На 2 странице в двух частях учебника представлены условные обозначения:

1.Работаем в паре: ученикам необходимо выполнить задание, сотрудничая с одним одноклассником (страница 106, 1 часть)

2. Работаем в команде: ученики работают в группе (обычно 3-4 человека или больше) для решения общей задачи. (страница 26, 2 часть)

3.Задание повышенной сложности: это задание более трудное, чем остальные. (страница 125, 1 часть)

4.Работаем с энциклопедией: для выполнения задания необходимо использовать энциклопедию.

5.Работаем с дополнительной информацией: для выполнения задания необходимо использовать дополнительные источники информации, помимо учебника. (страница 126, 1 часть)

6.Работаем в «Рабочей тетради»: для выполнения задания нужно обратиться к рабочей тетради, которая является дополнением к учебнику (страница 106, 1 часть)

7.Найди слово в толковом словаре или энциклопедии: нужно найти и прочитать толкование или определение этого слова в словаре или энциклопедии (страница 11, 2 часть)

8.Определение слова приводится в «Толковом словаре» в конце учебника: определение (толкование) этого слова можно найти в толковом словаре, расположенном в конце данного учебника.(страница 10, 2 часть) 

2. Раздел «И в шутку и всерьёз повторяется и в первой, и во второй части, некоторые разделы распределены по временам года (Люблю природу русскую. Зима. (Осень, Весна)), есть разделы которые присутствуют только в одной из частей (О братьях наших меньших (1 часть), Литература зарубежных стран, (2 часть))
3. Определение некоторых понятий  и памятки отведены в красную рамку (определение слова «Юмор» на странице 92, 2 часть, памятка «Как рассказать об авторе», страница 4, 1 часть)

4.В каждом новом разделе представлены задачи изучения этого раздела, в отдельную рамку отведены новые понятие, которые будут изучены в новом разделе


5. Каждый новый раздел представлен рубрикой «В мире книг», где предложены книги для внеклассного чтения в зависимости от темы раздела


6. Завершение каждого раздела представлено в рубрике «Проверь себя», где предлагается проверить свои знания в различных заданиях.


7. Обращения к ученикам или родителям отсутствует
8. В конце каждой части представлен «Толковый словарь» «Содержание»

9. В конце некоторых разделов представлены «Проектные задания»

Проанализировав комплект учебников, можно выделить следующие преимущества программы:
комплексное обучение по всем предметам,

  • простоту подачи материала,
  • сильный курс русского языка и литературы,
  • насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
  • невысокую нагрузку на учащихся,
  • возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
  • УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».

Также программа имеет трудности и её часто критикуют:

  • за чрезмерную простоту,
  • упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
  • малое количество логических заданий,
  • упрощённый курс математики,
  • хаотичную подачу материала по курсу «Окружающий мир». 

Однако следует помнить, что программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор обучающихся.