ПК 4.1
методическая разработка
Выбрать учебно-методический комплект, разработать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.04 КБ | |
| 22.06 КБ | |
| 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Русский язык
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | нет |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | да |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | нет |
место и роль учебного предмета в обучении | нет |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | нет |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | нет |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | да |
необходимое количество часов для изучения раздела | нет |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | нет |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | да |
технические средства обучения | да |
цифровые образовательные ресурсы | да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы:
Рабочая программа включает в себя основные элементы в соответствии с ФГОС (2021г.) - содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование.
В одном из основных элементов структуры рабочей программы - пояснительной записке, отсутствуют важные её составляющие (наименование примерной и вариативной программы, цели и задачи РП). Цели изучения учебного предмета представлены в разделе ниже, не входящем в пояснительную записку.
Предметная область, в которую входит данный учебный предмет, указана лишь в пояснительной записке и в других разделах рабочей программы не указывается. Место и роль учебного предмета в обучении так же отсутствует.
Информация о количестве часов, выделяемом на изучение предмета за учебный курс, год, неделю можно узнать с помощью опоры на таблицу тематического планирования и раздела, посвященного месту учебного предмета в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета отсутствуют, хотя являются важными для дальнейшей работы. Они, как и планируемые результаты описывают требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Содержание учебного предмета не включает в себя информацию о необходимом количестве часов для изучения раздела. В тематическом планировании присутствуют перечень тем для изучения (без определения основных видов учебной деятельности обучающихся), количество часов, отводимое на их изучение, а также информация об использовании Э(Ц)ОР по каждой теме (то есть обязательные элементы тематического планирования). В рабочей программе отсутствует система оценки достижения планируемых результатов.
Некоторые разделы из содержания учебного предмета не указываются в тематическом планировании, т.к. изучение этих тем происходит параллельно с другими (пояснение к этому указано в РП в сносках).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 1»
641230, р.п. Варгаши, ул. Социалистическая, д. 114, тел. +7(35233)2-10-50, e-mail vargashischoola1@yandex.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Русский язык»
на 4 четверть 2024-2025 учебного года
Варагши, 2025
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля | |
Раздел «Орфография и пунктуация» | |||||
1 | «Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе», УОНЗ | Составление предложений с использованием прилагательных, описывающих красоту природы Зауралья | https://multiurok.ru/files/uprazhnenie-v-napisanii-padezhnykh-okonchanii-imen.html | Диктант с грамматическим заданием | |
2 | «Закрепление знаний о написании окончаний имён прилагательных», УР | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6306/start/200764/ | Устный опрос Практическая работа | ||
3 | «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных», УОНЗ | https://multiurok.ru/files/pravopisanie-padezhnykh-okonchanii-imion-prilaga-5.html | Фронтальный опрос Словарная работа | ||
4 | «Обобщение знаний о написании имён существительных и имён прилагательных», УОМН | Работа со словами, которые используются для обозначения мест культурного наследия России | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/train/ | Устный опрос Практическая работа | |
Раздел «Морфология» | |||||
5 | «Общее представление о местоимении», УОНЗ | Знакомство со стихотворениями зауральских поэтов | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16161_mestoimenie-obshchee-predstavlenie | Тест по теме | |
6 | «Личные местоимения», УОНЗ | https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/lichnye-mestoimeniya https://yandex.ru/video/preview/12423625801405099891 | Фронтальный опрос Творческое задание | ||
7 | «Как изменяются личные местоимения?», УОНЗ | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazyka-kanakina-izmenenie-lichnyh-mestoimenij-po-rodam-3-klass-5711835.html | Устный опрос Практическая работа в парах | ||
8 | «Закрепление знаний об изменении личных местоимениях», УР | https://videouroki.net/video/57-izmenenie-mestoimenij-po-rodam.html | Самостоятельная работа | ||
9 | «Употребление личных местоимений в речи», УОНЗ | Употребление местоимений в русско-народных сказках. Знакомство с устаревшими словами | https://www.youtube.com/watch?v=XSESEZBcoRk https://yandex.ru/video/preview/17567115317992963900 | Рассказ докладов Фронтальный опрос | |
10 | «Правописание местоимений с предлогами», УОНЗ | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16239_pravopisanie-mestoimeniy-s-predlogami | Тест по теме | ||
11 | «Знакомство с жанром письма», УОНЗ | Рассказ о развитии почтовой службы Курганской области | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-chto-takoe-pismo-818476.html | Творческое сообщение Устный опрос | |
12 | «Учимся писать письма», УОНЗ | Написание письма героям Российской Федерации | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16265_uchimsya-pisat-pisma | Фронтальный опрос Письма | |
13 | «Использование личных местоимений для устранения повторов в тексте», УРК | Работа с текстом, отражающим тематику национальных особенностей | https://www.youtube.com/watch?v=68jZJpIxR7A https://foxford.ru/wiki/nachalnaya-shkola/lichnye-mestoimeniya-sklonenie-lichnyh-mestoimeniy | Самостоятельная работа с текстом | |
14 | «Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но», УОМН | Составление предложений с использованием слов-синонимов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам, в том числе о малой Родине | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16277_nablyudenie-za-svyazyu-predlozheniy-v-tekste-s-pomoshchyu-lichnykh-mestoimeniy-sinonimov-soyuzov-i-a-no | Устный опрос Практическое задание в парах | |
15 | «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи» УОНЗ | https://videouroki.net/video/58-glagol-znachenie-i-upotreblenie-glagolov-v-rechi.html | Тест по теме | ||
16 | «Значение и употребление глаголов в речи. Составление текста по сюжетным рисункам», УР | Составление собственного рассказа о любви к Родине | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4553/conspect/ | Творческое задание | |
17 | «Неопределённая форма глагола» УОНЗ | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16168_neopredelyonnaya-forma-glagola | Устный опрос | ||
18 | «Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов», УОНЗ | Работа с текстом, отражающим тематику национальных особенностей | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4401/conspect/ https://www.youtube.com/watch?v=ukzX6wIAZiA | Диктант с грамматическим заданием | |
19 | «Настоящее время глаголов», УОНЗ | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16276_nastoyashchee-vremya-glagolov | Тест по теме | ||
20 | «Настоящее время глаголов», УОНЗ | https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/conspect/204791/ | Практическое задание | ||
21 | «Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме», УОНЗ | Составление рассказа с опорой на пейзажи русских художников | https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/conspect/204791/ | Устный опрос Творческое задание | |
22 | «Род глаголов в прошедшем времени. Знакомство с правописанием окончаний», УОНЗ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6342/conspect/ https://www.youtube.com/watch?v=ObbUC-ryjgE | Самостоятельная работа Фронтальный опрос | ||
23 | «Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени», УР | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16277_nablyudenie-za-svyazyu-predlozheniy-v-tekste-s-pomoshchyu-lichnykh-mestoimeniy-sinonimov-soyuzov-i-a-no | Работа в группах | ||
24 | «Обобщение знаний по теме глагол», УОМН | https://onlinetestpad.com/ru/test/142399-glagol-3-klass https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-obobschenie-znaniy-o-glagole-v-klasse-shkola-rossii-2763665.html | Доклады по теме Устный опрос Практическое задание | ||
25 | «Частица не и её значение», УОНЗ | https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/135525-otkrytyy-urok-upotreblenie-otricatelnoy-chasticy-ne-3-klass.html | Творческое сообщение Самостоятельная работа | ||
26 | «Правописание частицы не с глаголами», УОНЗ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5347/conspect/93297/ | Тест по теме Устный опрос | ||
27 | «Создание собственных текстов-рассуждений. С использованием глаголов с частицей НЕ», УРК | Работа с картинами русских художников | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16282_sozdanie-sobstvennykh-tekstov-rassuzhdeniy-sostavlenie-soveta-rassuzhdeniya-s-ispolzovaniem-pobuditelnykh-predlozheniy-i-glagolov-s-chastitsey-ne | Словарная работа Устный опрос | |
28 | «Правописание глаголов», УР | Употребление глаголов в русско-народных сказках. Знакомство с устаревшими словами | https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-glagolov.html https://book-cook.ru/articles/okonchanie-glagola-pravilo-3-klass/ | Словарная работа | |
29 | «Обобщение пройденной темы», УОМН | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16242_pravopisanie-glagolov | Творческая работа в группах (кластер) | ||
Раздел «Развитие речи» | |||||
30 | «Части речи: систематизация изученного в 3 классе», УОМН | Определение части речи у географических объектов малой Родины | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6303/conspect/ https://urok.1sept.ru/articles/685313 | Контрольная работа | |
31 | «Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев», УР | Составление предложений по вопросам, в том числе о малой Родине | https://showslide.ru/rr-korrektirovanie-tekstov-narushennim-poryadkom-predlozhenij-abzacev-807403 | Устный опрос Групповое практическое задание | |
32 | «Написание изложения повествовательного текста», УРК | Написание подробного изложения с использованием текста, отражающего тематику национальных особенностей | https://www.youtube.com/watch?v=ziM5ghgUKVk https://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-pisat-izlozheniya-v-nachalnoy-shkole/ | Изложение | |
33 | «Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях», УОМН | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16244_povtoryaem-pravopisanie-slov-s-izuchennymi-v-1-3-klassakh-orfogrammami-v-korne-pristavkakh-okonchaniyakh | Самостоятельная работа Устный опрос | ||
34 | «Отработка орфограмм, вызывающих трудности», УР | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16245_povtoryaem-pravopisanie-slov-s-izuchennymi-v-1-3-klassakh-orfogrammami | Словарная работа Устный опрос | ||
35 | «Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе?», УОМН | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16254_rezernyy-urok-po-razdelu-orfografiya-proverochnaya-rabota-chemu-my-nauchilis-na-urokakh-pravopisaniya-v-3-klasse | Проверочная работа | ||
36 | «Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным?», УОНЗ | Роль родного языка в жизни человека | Творческие сообщения Устный опрос | ||
Предварительный просмотр:
Анализ УМК «Школа России»
Выполнили: Алена Грушинская, Арина Ковтун, Наталья Катаева, Алина Хабилова
В учебниках "Школы России" материал излагается с учетом сисиемно-деятельностного подхода: он не даётся в готовом виде, сначала прилагаются задания для наблюдения, самостоятельных рассуждений и выведения правила, и только потом обучающееся знакомятся с правилом, данным в учебнике. Далее предлагаются задания или вопросы на отработку и закрепление нового материала.
Однако, в учебниках математики обучающиеся не везде выводят правила сами, в некоторых темах они даются сразу в готовом виде без предварительных заданий.
Во всех учебниках в начале изучения каждого раздела представлены его цели, обучающиеся знакомятся с информацией о том, чему они научатся.
Также в учебниках по всем предметам, кроме предмета "Русский язык", есть цели на каждый урок, они располагаются в самом начале страницы, вынесены в рамочку или выделены жирным шрифтом.
В учебниках присутствует большое количество творческих заданий, в которых обучающимся необходимо проявить фантазию и воображение. Тем не менее, в учебниках нет заданий повышенной сложности, не реализуются принцип дифференциации обучения, все задания базовые и подходят для "среднего ученика".
Существенной особенностью системы учебников «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех предметов.
Условные обозначения в учебниках УМК "Школа России" играют важную роль, помогая ученикам ориентироваться в материале и эффективно его усваивать.
Из общих условных обозначений всех четырех предметов можно выделить следующие: работаем в паре и задание повышенной сложности.
В литературном чтении и окружающем мире присутствует: работаем в группах.
Все остальные условные обозначения, которые встречаются в учебниках отличаются. Рассмотрим каждый предмет по отдельности.
В математике присутствуют такие условные обозначения: Начало урока;
Вставь пропущенное число, чтобы равенство или неравенство стало верным;
Вставь вместо кружка (О) один из этих знаков, чтобы равенство или неравенство стало верным;
Рассмотри рисунок на полях;
Работа в паре;
Выполни задание, используя разрезной материал из
Приложения;
Задание повышенной сложности;
Проверь себя и оцени свои успехи;
Проверь себя, выполнив задания на указанных страницах тетради для проверочных работ.
В русском языке используются: сведения о языке;
высказываем своё мнение;
развиваем свою речь;
задание повышенной сложности;
работаем со словарём;
работаем в парах.
В окружающем мире: что узнаем, чему научимся;
работаем в паре;
работаем в группе;
работаем со взрослыми;
задание повышенной сложности;
моделирование;
рабочая тетрадь;
сделаем вывод;
И в литературном чтении: работаем в паре;
работаем в команде;
задание повышенной сложности;
работаем с энциклопедией;
работаем с дополнительной информацией;
работаем в «Рабочей тетради»;
найди слово в толковом словаре или энциклопедии;
определение слова приводится в
«Толковом словаре» в конце учебника.
Те условные обозначения, которые не повторяются в других учебниках, характерны изучаемому предмету.
Условные обозначения в учебниках УМК
"Школа России" являются важным инструментом для организации учебной деятельности младших школьников.
Несмотря на некоторые различия в зависимости от предмета, они имеют общую цель - помочь ученикам ориентироваться в учебном материале, понимать задания и эффективно их выполнять. Использование четких и понятных обозначений способствует повышению самостоятельности учащихся и формированию у них учебной компетенции. Анализ использования условных обозначений в разных учебниках позволяет выявить специфику каждого предмета и разработать более эффективные методические приемы обучения.
В учебниках «Школы России» присутствует проектная деятельность. В учебниках часто предлагаются задания, которые ученики выполняют самостоятельно или в группах в течение длительного времени.
Пример: окружающий мир - «Составь рассказ о своей семье», русский язык - «Создайте сказку о буквах алфавита».
Мини-исследования. Предполагают сбор информации, анализ данных, представление результатов.
Окружающий мир - "Изучи свойства воды и представь результаты опыта".
Также во всех учебниках «Школы России» есть страницы для любознательных.
Это дополнительная информация в конце разделов или в отдельных рубриках. Представлены интересные факты, занимательные задания, головоломки, ребусы, кроссворды, расширяющие кругозор учеников.
Присутствуют творческие задания. Предлагается выполнить творческие работы (нарисовать, смастерить, сочинить), связанные с темой урока.
Самостоятельные работы.
Упражнения на закрепление изученного материала: В учебниках и рабочих тетрадях много упражнений, направленных на отработку конкретных навыков и умений (письмо, чтение, решение задач и т.д.).
Тесты и проверочные работы: Для контроля усвоения материала предлагаются тесты и проверочные работы, которые ученики выполняют самостоятельно.
Задания повышенной сложности. Предназначены для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету и быстро осваивающих материал.
УМК "Школа России" предоставляет широкие возможности для организации разнообразной и эффективной самостоятельной деятельности учащихся во 2 классе.
Математика (М.И. Моро, С.И. Волкова)
В учебнике по математике «Школа России» система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности, таких как: работа в паре, задание повышенной сложности, проверь себя и оцени свои успехи, рассмотри рисунок на полях.
Сосчитай сколько кругов на рисунке, сколько красных фигур, сколько всего фигур. (Рубрики «рассмотри рисунок на полях», «проверь себя и оцени свои успехи»).
Сколько треугольников на чертеже? Сколько квадратов? (Рубрика «задание повышенной сложности»).
Сравни отрезки по длине. (Рубрика «Выполни задание, используя разрезной материал из Приложения».
Это игра в домино. Какие числа пропущены? (Рубрика «Работа в паре»).
УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума, таким образом, формируется детская самостоятельность.
У Милы было 4 игрушки для елки. Ей подарили еще 3 такие же игрушки. Поставь вопрос и реши задачу.
Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя». Материал учебников и печатных тетрадей в УМК «Начальная школа XXI века» помогает активизировать внимание, память и мышление школьника, что способствует выработке самоконтроля, самостоятельности.
Например, в ходе обучения математики, для того, чтобы у ученика правильно сформировался в памяти образ изучаемой цифры и умение писать, в рабочих тетрадях существуют, так называемые «помощники» в виде точек и стрелочек. В ходе такого обучения, ориентируясь на указатели, ученик догадывается, что нужно сделать: глазами найти центр точки, поставить туда ручку, вести линию в соответствии с указателями, заканчивать линию, ориентируясь на длину линии-образца.
УМК создает условия для мотивации ученика к учению. УМК побуждает ребенка идти вперед, помогая и направляя его.
Расскажи, как мальчику дойти до школы. А как дойти до кинотеатра?
В комплекте существуют пособия «Для тех, кто любит математику», которые обеспечивают индивидуальное развитие учащихся.
Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Учебники по русскому языку представлены в 2-х частях, цветовое оформление лаконичное, выполнено в белых, красных, голубых цветах. На форзацах расположены правила «Секреты письма». В учебнике есть следующие условные обозначения: «сведения о языке», «высказываем свое мнение», «развиваем свою речь», «задание повышенной сложности», «работа со словарем», «работаем в парах». Героев в учебнике нет.
В данном учебнике содержатся 5 разделов, разделы начинаются с задач данного раздела, наглядно представляется новое знание. В конце раздела рубрика «Проверь себя». В конце учебника расположены словари и памятки, справочный материал.
Работа с учебником: сначала дается языковой материал для анализа с вопросами, после - правило, и репродуктивные задания. Информация структурирована в виде схем и таблиц.
Данный учебник удобен для самостоятельного изучения детьми, так как в теме даются вопросы и задания, на которые обучающиеся смогут ответить с помощью правил.
Литературное чтение (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Цветовое оформление учебников по литературному чтению гармоничное, выполнено в едином стиле. По всему учебнику расположены яркие, красочные иллюстрации, подходящие к представленному материалу.
Наполняемость учебников материалом достаточная, даны произведения различных жанров, которые формируют у обучающихся полноценное представление о русской и зарубежной литературе (для начального этапа образования).
Присутствует большое количество вопросов и заданий по анализу материала, с помощью них можно полностью выстроить работу на уроке. Есть рубрика "Разноцветные страницы, в которой расположен материал для речных разминок.
В учебниках есть постоянная рубрика "Проверим себя", материал из которой учитель может использовать для контроля знаний обучающихся, самостоятельных, проверочных работ.
Рубрика "Проектные задания" позволяет углубиться в изучение материала и расширить кругозор обучающихся, задания оттуда учитель может использовать, чтобы повысить уровень сложности, если обучающиеся легко справляются с основным объёмом материала.
Рубрика "Поговорим о самом главном" раскрывает темы патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных ценностей, ценностей научного познания, экологического, эстетического, трудового воспитания, что соответствует требованиям ФГОС НОО третьего поколения.
Материал учебника разделён на разделы, в начале каждого раздел обучающиеся знакомятся с его целями.
Цели есть и на каждый урок, учебник дает конкретное представление о назначении всего выбранного для изучения материала.
В учебнике представлен толковый словарь, в который вынесены все затрудняющие обучающихся слова.
В учебнике есть условные обозначения, которые указывают на присутствие парной, групповой работы в процессе изучения материала, работы с дополнительной информациями, источниками.
В учебнике есть задания повышенной сложности, которые в основном направлены на творческое развитие обучающихся или на умение самостоятельно находить и подготавливать дополнительную информацию. Такие задания чаще выполняются дома, потому что требуют значительной подготовки, но могут быть выполнены и в классе, если учитель грамотно распределит время урока.
Главная особенность учебников по литературному чтению УМК «Школа России» — это ориентированность на личностно-развивающее образование младших школьников, на их воспитание.
Окружающий мир (А.А. Плешаков)
В учебнике используются условные обозначения: что узнаем, чему научимся, работа в парах, группах, со взрослыми, моделирование, работа с рабочей тетрадью, с атласом-определителем, сделаем вывод. Содержание учебника структурировано по разделам. Каждый раздел начинается с шмуцтитула, на котором расположено крупное, красочное название раздела и иллюстрация, а также рубрики "Вспомним", "Узнаем", "Будем учиться".
Внутри раздела, материал разделен на темы. Темы расположены вверху страницы, в рамке, внутри темы есть пункты под темы. Для наглядности используются выделения цветными рамками, схемы, картинки, рисунки, фотографии. В учебнике представлены странички "Наши проекты", "Проверь себя", "Страничка для самопроверки", "Страничка для любознательных", "Прочитаем и обсудим", "Природы дивная краса", "Давайте научимся".
Учебник закладывает основы для изучения естественных и социальных наук. Учебник содержит актуальную информацию соответствующей научном представлении об окружающем мире. В некоторых тема может не хватать материала для этого потребуется дополнительная информация. Учебник содержит множество заданий и вопросов направленных на развитие навыков самостоятельной работы, это вопросы для обсуждения, задания на наблюдение, сравнение, анализ. В учебнике предлагается выполнение небольших исследовательских проектов, которые позволяют детям самостоятельно изучать интересующие их темы. Также предлагаются простые эксперименты и опыты, которые можно проводить дома или в классе, это помогает детям наглядно увидеть и понять различные природные явления.
Учебник содержит рекомендации по использованию дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, интернет ресурсы. Материал в учебнике структурирован по темам и разделам, каждый из которых посвящен определенному аспекту окружающего мира. Содержит большое количество иллюстраций, фотографий, схем и таблиц, которые помогают визуализировать изучаемый материал и делать его более понятным для детей. В конце каждой темы предлагаются вопросы и задания для повторения и закрепления изученного материала. Материал построен по принципу «от простого к сложному». Учебник используется на уроках для изучения нового материала, выполнение заданий и проведение экспериментов. Также только в учебнике окружающего мира присутствует система самооценки в виде 3 смайликов, зеленый, красный, жёлтый.
