ПК 4.1
методическая разработка

Катаева Наталья Николаевна

Выбрать учебно-методический комплект, разработать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Русский язык

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

нет

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

да

содержание учебного предмета

да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

нет

место и роль учебного предмета в обучении

нет

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

нет

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

нет

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

да

необходимое количество часов для изучения раздела

нет

содержание учебного раздела

да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

нет

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

да

технические средства обучения

да

цифровые образовательные ресурсы

да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

нет

Выводы:

Рабочая программа включает в себя основные элементы в соответствии с ФГОС (2021г.) - содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование.

В одном из основных элементов структуры рабочей программы - пояснительной записке, отсутствуют важные её составляющие (наименование примерной и вариативной программы, цели и задачи РП). Цели изучения учебного предмета представлены в разделе ниже, не входящем в пояснительную записку.

Предметная область, в которую входит данный учебный предмет, указана лишь в пояснительной записке и в других разделах рабочей программы не указывается. Место и роль учебного предмета в обучении так же отсутствует.  

Информация о количестве часов, выделяемом на изучение предмета за учебный курс, год, неделю можно узнать с помощью опоры на таблицу тематического планирования и раздела, посвященного месту учебного предмета в учебном плане.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета отсутствуют, хотя являются важными для дальнейшей работы. Они, как и планируемые результаты описывают требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Содержание учебного предмета не включает в себя информацию о необходимом количестве часов для изучения раздела. В тематическом планировании присутствуют перечень тем для изучения (без определения основных видов учебной деятельности обучающихся), количество часов, отводимое на их изучение, а также информация об использовании Э(Ц)ОР по каждой теме (то есть обязательные элементы тематического планирования). В рабочей программе отсутствует система оценки достижения планируемых результатов.  

Некоторые разделы из содержания учебного предмета не указываются в тематическом планировании, т.к. изучение этих тем происходит параллельно с другими (пояснение к этому указано в РП в сносках).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 1»

641230, р.п. Варгаши, ул. Социалистическая, д. 114, тел. +7(35233)2-10-50, e-mail vargashischoola1@yandex.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2024-2025 учебного года

Варагши, 2025

Тема и тип урока

Темы НРЭО

Э(Ц)ОР

Формы контроля

Раздел «Орфография и пунктуация»

1

«Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе», УОНЗ

Составление предложений с использованием прилагательных, описывающих красоту природы Зауралья

https://multiurok.ru/files/uprazhnenie-v-napisanii-padezhnykh-okonchanii-imen.html

Диктант с грамматическим заданием

2

«Закрепление знаний о написании окончаний имён прилагательных», УР

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6306/start/200764/

Устный опрос

Практическая работа

3

«Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных», УОНЗ

https://multiurok.ru/files/pravopisanie-padezhnykh-okonchanii-imion-prilaga-5.html

Фронтальный опрос

Словарная работа

4

«Обобщение знаний о написании имён существительных и имён прилагательных», УОМН

Работа со словами, которые используются для обозначения мест культурного наследия России

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/train/

Устный опрос

Практическая работа

Раздел «Морфология»

5

«Общее представление о местоимении», УОНЗ

Знакомство со стихотворениями зауральских поэтов

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16161_mestoimenie-obshchee-predstavlenie

Тест по теме

6

«Личные местоимения», УОНЗ

https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/lichnye-mestoimeniya

https://yandex.ru/video/preview/12423625801405099891

Фронтальный опрос

Творческое задание

7

«Как изменяются личные местоимения?», УОНЗ

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazyka-kanakina-izmenenie-lichnyh-mestoimenij-po-rodam-3-klass-5711835.html

Устный опрос

Практическая работа в парах

8

«Закрепление знаний об изменении личных местоимениях», УР

https://videouroki.net/video/57-izmenenie-mestoimenij-po-rodam.html

Самостоятельная работа

9

«Употребление личных местоимений в речи», УОНЗ

Употребление местоимений в русско-народных сказках. Знакомство с устаревшими словами

https://www.youtube.com/watch?v=XSESEZBcoRk

https://yandex.ru/video/preview/17567115317992963900

Рассказ докладов

Фронтальный опрос

10

«Правописание местоимений с предлогами», УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16239_pravopisanie-mestoimeniy-s-predlogami

Тест по теме

11

«Знакомство с жанром письма», УОНЗ

Рассказ о развитии почтовой службы Курганской области

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-chto-takoe-pismo-818476.html

Творческое сообщение

Устный опрос  

12

«Учимся писать письма», УОНЗ

Написание письма героям Российской Федерации

 https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16265_uchimsya-pisat-pisma

Фронтальный опрос

Письма

13

«Использование личных местоимений для устранения повторов в тексте», УРК

Работа с текстом, отражающим тематику национальных особенностей  

https://www.youtube.com/watch?v=68jZJpIxR7A

https://foxford.ru/wiki/nachalnaya-shkola/lichnye-mestoimeniya-sklonenie-lichnyh-mestoimeniy

Самостоятельная работа с текстом

14

«Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но», УОМН

Составление предложений с использованием слов-синонимов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам, в том числе о малой Родине

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16277_nablyudenie-za-svyazyu-predlozheniy-v-tekste-s-pomoshchyu-lichnykh-mestoimeniy-sinonimov-soyuzov-i-a-no

Устный опрос

Практическое задание в парах

15

«Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи» УОНЗ

https://videouroki.net/video/58-glagol-znachenie-i-upotreblenie-glagolov-v-rechi.html

Тест по теме

16

«Значение и употребление глаголов в речи. Составление текста по сюжетным рисункам», УР

Составление собственного  рассказа о любви к Родине

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4553/conspect/

Творческое задание

17

«Неопределённая форма глагола» УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16168_neopredelyonnaya-forma-glagola

Устный опрос

18

«Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов», УОНЗ

Работа с текстом, отражающим тематику национальных особенностей  

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4401/conspect/

https://www.youtube.com/watch?v=ukzX6wIAZiA

Диктант с грамматическим заданием

19

«Настоящее время глаголов», УОНЗ

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16276_nastoyashchee-vremya-glagolov

Тест по теме

20

«Настоящее время глаголов», УОНЗ

https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/conspect/204791/

Практическое задание

21

«Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме», УОНЗ

Составление рассказа с опорой на пейзажи русских художников

https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/conspect/204791/

Устный опрос

Творческое задание

22

«Род глаголов в прошедшем времени. Знакомство с правописанием окончаний», УОНЗ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6342/conspect/

https://www.youtube.com/watch?v=ObbUC-ryjgE

Самостоятельная работа

Фронтальный опрос

23

«Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени», УР

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16277_nablyudenie-za-svyazyu-predlozheniy-v-tekste-s-pomoshchyu-lichnykh-mestoimeniy-sinonimov-soyuzov-i-a-no

Работа в группах

24

«Обобщение знаний по теме глагол», УОМН

https://onlinetestpad.com/ru/test/142399-glagol-3-klass

https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-obobschenie-znaniy-o-glagole-v-klasse-shkola-rossii-2763665.html

Доклады по теме

Устный опрос

Практическое задание

25

«Частица не и её значение», УОНЗ

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/135525-otkrytyy-urok-upotreblenie-otricatelnoy-chasticy-ne-3-klass.html

Творческое сообщение

Самостоятельная работа

26

«Правописание частицы не с глаголами», УОНЗ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5347/conspect/93297/

Тест по теме

Устный опрос

27

«Создание собственных текстов-рассуждений. С использованием глаголов с частицей НЕ», УРК

Работа с картинами русских художников

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16282_sozdanie-sobstvennykh-tekstov-rassuzhdeniy-sostavlenie-soveta-rassuzhdeniya-s-ispolzovaniem-pobuditelnykh-predlozheniy-i-glagolov-s-chastitsey-ne

Словарная работа

Устный опрос

28

«Правописание глаголов», УР

Употребление глаголов в русско-народных сказках. Знакомство с устаревшими словами

https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-glagolov.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2022/11/28/interaktivnaya-prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-v-3

https://book-cook.ru/articles/okonchanie-glagola-pravilo-3-klass/

Словарная работа

29

«Обобщение пройденной темы», УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16242_pravopisanie-glagolov

Творческая работа в группах (кластер)

Раздел «Развитие речи»

30

«Части речи: систематизация изученного в 3 классе», УОМН

Определение части речи у географических объектов малой Родины

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6303/conspect/

https://urok.1sept.ru/articles/685313

Контрольная работа

31

«Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев», УР

Составление предложений по вопросам, в том числе о малой Родине

https://showslide.ru/rr-korrektirovanie-tekstov-narushennim-poryadkom-predlozhenij-abzacev-807403

Устный опрос

Групповое практическое задание

32

«Написание изложения повествовательного текста», УРК

Написание подробного изложения с

использованием текста, отражающего тематику национальных особенностей  

https://www.youtube.com/watch?v=ziM5ghgUKVk

https://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-pisat-izlozheniya-v-nachalnoy-shkole/

Изложение

33

«Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях», УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16244_povtoryaem-pravopisanie-slov-s-izuchennymi-v-1-3-klassakh-orfogrammami-v-korne-pristavkakh-okonchaniyakh

Самостоятельная работа

Устный опрос

34

«Отработка орфограмм, вызывающих трудности», УР

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16245_povtoryaem-pravopisanie-slov-s-izuchennymi-v-1-3-klassakh-orfogrammami

Словарная работа

Устный опрос

35

«Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе?», УОМН

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16254_rezernyy-urok-po-razdelu-orfografiya-proverochnaya-rabota-chemu-my-nauchilis-na-urokakh-pravopisaniya-v-3-klasse

Проверочная работа

36

«Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным?», УОНЗ

Роль родного языка в жизни человека

https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16283_kak-pomoch-vesti-dialog-cheloveku-dlya-kotorogo-russkiy-yazyk-ne-yavlyaetsya-rodnym

Творческие сообщения

Устный опрос



Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Школа России»

Выполнили: Алена Грушинская, Арина Ковтун, Наталья Катаева, Алина Хабилова

В учебниках "Школы России" материал излагается с учетом сисиемно-деятельностного подхода: он не даётся в готовом виде, сначала прилагаются задания для наблюдения, самостоятельных рассуждений и выведения правила, и только потом обучающееся знакомятся с правилом, данным в учебнике. Далее предлагаются задания или вопросы на отработку и закрепление нового материала.

Однако, в учебниках математики обучающиеся не везде выводят правила сами, в некоторых темах они даются сразу в готовом виде без предварительных заданий.

Во всех учебниках в начале изучения каждого раздела представлены его цели, обучающиеся знакомятся с информацией о том, чему они научатся.

Также в учебниках по всем предметам, кроме предмета "Русский язык", есть цели на каждый урок, они располагаются в самом начале страницы, вынесены в рамочку или выделены жирным шрифтом.

В учебниках присутствует большое количество творческих заданий, в которых обучающимся необходимо проявить фантазию и воображение. Тем не менее, в учебниках нет заданий повышенной сложности, не реализуются принцип дифференциации обучения, все задания базовые и подходят для "среднего ученика".

Существенной особенностью системы учебников «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех предметов.

Условные обозначения в учебниках УМК "Школа России" играют важную роль, помогая ученикам ориентироваться в материале и эффективно его усваивать.

Из общих условных обозначений всех четырех предметов можно выделить следующие: работаем в паре и задание повышенной сложности.
В литературном чтении и окружающем мире присутствует: работаем в группах.
Все остальные условные обозначения, которые встречаются в учебниках отличаются. Рассмотрим каждый предмет по отдельности.
В математике присутствуют такие условные обозначения: Начало урока;
Вставь пропущенное число, чтобы равенство или неравенство стало верным;
Вставь вместо кружка (О) один из этих знаков, чтобы равенство или неравенство стало верным;
Рассмотри рисунок на полях;
Работа в паре;
Выполни задание, используя разрезной материал из
Приложения;
Задание повышенной сложности;
Проверь себя и оцени свои успехи;
Проверь себя, выполнив задания на указанных страницах тетради для проверочных работ.
В русском языке используются: сведения о языке;
высказываем своё мнение;
развиваем свою речь;
задание повышенной сложности;
работаем со словарём;
работаем в парах.
В окружающем мире: что узнаем, чему научимся;
работаем в паре;
работаем в группе;
работаем со взрослыми;
задание повышенной сложности;
моделирование;
рабочая тетрадь;
сделаем вывод;
И в литературном чтении: работаем в паре;
работаем в команде;
задание повышенной сложности;
работаем с энциклопедией;
работаем с дополнительной информацией;
работаем в «Рабочей тетради»;
найди слово в толковом словаре или энциклопедии;
определение слова приводится в
«Толковом словаре» в конце учебника.

Те условные обозначения, которые не повторяются в других учебниках, характерны изучаемому предмету.

Условные обозначения в учебниках УМК

"Школа России" являются важным инструментом для организации учебной деятельности младших школьников.
Несмотря на некоторые различия в зависимости от предмета, они имеют общую цель - помочь ученикам ориентироваться в учебном материале, понимать задания и эффективно их выполнять. Использование четких и понятных обозначений способствует повышению самостоятельности учащихся и формированию у них учебной компетенции. Анализ использования условных обозначений в разных учебниках позволяет выявить специфику каждого предмета и разработать более эффективные методические приемы обучения.

В учебниках «Школы России» присутствует проектная деятельность. В учебниках часто предлагаются задания, которые ученики выполняют самостоятельно или в группах в течение длительного времени.
Пример: окружающий мир - «Составь рассказ о своей семье», русский язык - «Создайте сказку о буквах алфавита».

Мини-исследования. Предполагают сбор информации, анализ данных, представление результатов.
Окружающий мир - "Изучи свойства воды и представь результаты опыта".

Также во всех учебниках «Школы России» есть страницы для любознательных.

Это дополнительная информация в конце разделов или в отдельных рубриках. Представлены интересные факты, занимательные задания, головоломки, ребусы, кроссворды, расширяющие кругозор учеников.
Присутствуют творческие задания. Предлагается выполнить творческие работы (нарисовать, смастерить, сочинить), связанные с темой урока.

Самостоятельные работы.

Упражнения на закрепление изученного материала: В учебниках и рабочих тетрадях много упражнений, направленных на отработку конкретных навыков и умений (письмо, чтение, решение задач и т.д.).

Тесты и проверочные работы: Для контроля усвоения материала предлагаются тесты и проверочные работы, которые ученики выполняют самостоятельно.

Задания повышенной сложности. Предназначены для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету и быстро осваивающих материал.

УМК "Школа России" предоставляет широкие возможности для организации разнообразной и эффективной самостоятельной деятельности учащихся во 2 классе.

Математика (М.И. Моро, С.И. Волкова)

В учебнике по математике «Школа России» система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности, таких как: работа в паре, задание повышенной сложности, проверь себя и оцени свои успехи, рассмотри рисунок на полях.

Сосчитай сколько кругов на рисунке, сколько красных фигур, сколько всего фигур. (Рубрики «рассмотри рисунок на полях», «проверь себя и оцени свои успехи»).
Сколько треугольников на чертеже? Сколько квадратов? (Рубрика «задание повышенной сложности»).
Сравни отрезки по длине. (Рубрика «Выполни задание, используя разрезной материал из Приложения».
Это игра в домино. Какие числа пропущены? (Рубрика «Работа в паре»).

УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума, таким образом, формируется детская самостоятельность.

У Милы было 4 игрушки для елки. Ей подарили еще 3 такие же игрушки. Поставь вопрос и реши задачу.

Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя». Материал учебников и печатных тетрадей в УМК «Начальная школа XXI века» помогает активизировать внимание, память и мышление школьника, что способствует выработке самоконтроля, самостоятельности.

Например, в ходе обучения математики, для того, чтобы у ученика правильно сформировался в памяти образ изучаемой цифры и умение писать, в рабочих тетрадях существуют, так называемые «помощники» в виде точек и стрелочек. В ходе такого обучения, ориентируясь на указатели, ученик догадывается, что нужно сделать: глазами найти центр точки, поставить туда ручку, вести линию в соответствии с указателями, заканчивать линию, ориентируясь на длину линии-образца.

УМК создает условия для мотивации ученика к учению. УМК побуждает ребенка идти вперед, помогая и направляя его.
Расскажи, как мальчику дойти до школы. А как дойти до кинотеатра?

В комплекте существуют пособия «Для тех, кто любит математику», которые обеспечивают индивидуальное развитие учащихся.

Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Учебники по русскому языку представлены в 2-х частях, цветовое оформление лаконичное, выполнено в белых, красных, голубых цветах. На форзацах расположены правила «Секреты письма». В учебнике есть следующие условные обозначения: «сведения о языке», «высказываем свое мнение», «развиваем свою речь», «задание повышенной сложности», «работа со словарем», «работаем в парах». Героев в учебнике нет.

В данном учебнике содержатся 5 разделов, разделы начинаются с задач данного раздела, наглядно представляется новое знание. В конце раздела рубрика «Проверь себя».  В конце учебника расположены словари и памятки, справочный материал.

Работа с учебником: сначала дается языковой материал для анализа с вопросами, после - правило, и репродуктивные задания. Информация структурирована в виде схем и таблиц.

Данный учебник удобен для самостоятельного изучения детьми, так как в теме даются вопросы и задания, на которые обучающиеся смогут ответить с помощью правил.

Литературное чтение (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Цветовое оформление учебников по литературному чтению гармоничное, выполнено в едином стиле. По всему учебнику расположены яркие, красочные иллюстрации, подходящие к представленному материалу.

Наполняемость учебников материалом достаточная, даны произведения различных жанров, которые формируют у обучающихся полноценное представление о русской и зарубежной литературе (для начального этапа образования).
Присутствует большое количество вопросов и заданий по анализу материала, с помощью них можно полностью выстроить работу на уроке. Есть рубрика "Разноцветные страницы, в которой расположен материал для речных разминок.

В учебниках есть постоянная рубрика "Проверим себя", материал из которой учитель может использовать для контроля знаний обучающихся, самостоятельных, проверочных работ.
Рубрика "Проектные задания" позволяет углубиться в изучение материала и расширить кругозор обучающихся, задания оттуда учитель может использовать, чтобы повысить уровень сложности, если обучающиеся легко справляются с основным объёмом материала.
Рубрика "Поговорим о самом главном" раскрывает темы патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных ценностей, ценностей научного познания, экологического, эстетического, трудового воспитания, что соответствует требованиям ФГОС НОО третьего поколения.
Материал учебника разделён на разделы, в начале каждого раздел обучающиеся знакомятся с его целями.
Цели есть и на каждый урок, учебник дает конкретное представление о назначении всего выбранного для изучения материала.
В учебнике представлен толковый словарь, в который вынесены все затрудняющие обучающихся слова.

В учебнике есть условные обозначения, которые указывают на присутствие парной, групповой работы в процессе изучения материала, работы с дополнительной информациями, источниками.
В учебнике есть задания повышенной сложности, которые в основном направлены на творческое развитие обучающихся или на умение самостоятельно находить и подготавливать дополнительную информацию. Такие задания чаще выполняются дома, потому что требуют значительной подготовки, но могут быть выполнены и в классе, если учитель грамотно распределит время урока.
Главная особенность учебников по литературному чтению УМК «Школа России» — это ориентированность на личностно-развивающее образование младших школьников, на их воспитание.

Окружающий мир (А.А. Плешаков)

В учебнике используются условные обозначения: что узнаем, чему научимся, работа в парах, группах, со взрослыми, моделирование, работа с рабочей тетрадью, с атласом-определителем, сделаем вывод. Содержание учебника структурировано по разделам. Каждый раздел начинается с шмуцтитула, на котором расположено крупное, красочное название раздела и иллюстрация, а также рубрики "Вспомним", "Узнаем", "Будем учиться".
Внутри раздела, материал разделен на темы. Темы расположены вверху страницы, в рамке, внутри темы есть пункты под темы. Для наглядности используются выделения цветными рамками, схемы, картинки, рисунки, фотографии. В учебнике представлены странички "Наши проекты", "Проверь себя", "Страничка для самопроверки", "Страничка для любознательных", "Прочитаем и обсудим", "Природы дивная краса", "Давайте научимся".

Учебник закладывает основы для изучения естественных и социальных наук. Учебник содержит актуальную информацию соответствующей научном представлении об окружающем мире. В некоторых тема может не хватать материала для этого потребуется дополнительная информация. Учебник содержит множество заданий и вопросов направленных на развитие навыков самостоятельной работы, это вопросы для обсуждения, задания на наблюдение, сравнение, анализ. В учебнике предлагается выполнение небольших исследовательских проектов, которые позволяют детям самостоятельно изучать интересующие их темы. Также предлагаются простые эксперименты и опыты, которые можно проводить дома или в классе, это помогает детям наглядно увидеть и понять различные природные явления.

Учебник содержит рекомендации по использованию дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, интернет ресурсы. Материал в учебнике структурирован по темам и разделам, каждый из которых посвящен определенному аспекту окружающего мира. Содержит большое количество иллюстраций, фотографий, схем и таблиц, которые помогают визуализировать изучаемый материал и делать его более понятным для детей. В конце каждой темы предлагаются вопросы и задания для повторения и закрепления изученного материала. Материал построен по принципу «от простого к сложному». Учебник используется на уроках для изучения нового материала, выполнение заданий и проведение экспериментов. Также только в учебнике окружающего мира присутствует система самооценки в виде 3 смайликов, зеленый, красный, жёлтый.