ПК 4.1.
материал
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учереждения, особенностей группы/класса и отдельных обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.04 КБ | |
| 17.1 КБ | |
| 778.35 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | Да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | Да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | Нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | Нет |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | Нет |
содержание учебного предмета | Нет |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | Да |
место и роль учебного предмета в обучении | Да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | Да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | Да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Да |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | Да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | Да |
необходимое количество часов для изучения раздела | Нет |
содержание учебного раздела | Да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | Да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | Да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | Да |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | Да |
технические средства обучения | Нет |
цифровые образовательные ресурсы | Да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | Нет |
Выводы:
Проанализированная мной рабочая программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Трубненская средняя общеобразовательная школа» для 1-4 класса по предмету «Русский язык» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, Федеральной образовательной программы, Федеральной рабочей программы. Проанализированная рабочая программа содержит следующие элементы: титульный лист, пояснительная записка, содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, список учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Сделана данная рабочая программа с помощью Конструктора рабочих программ, поэтому она соответствует требованиям всех вышеперечисленных документов.
На титульном листе проанализированной мной рабочей программы отсутствуют сведения об авторе данной рабочей программы, но в данном случае в них нет необходимости, поскольку она составлялась через Конструктор рабочих программ в соответствии с Федеральной рабочей программой и не является авторской. Остальные данные на титульном листе необходимы, и они присутствуют. В пояснительной записке отсутствует наименование примерной и вариативной программы, и здесь в них тоже нет необходимости, поскольку они не предписаны как обязательные в содержании Федеральной рабочей программы. В общей характеристике учебного предмета отсутствуют структура учебного предмета и содержание учебного предмета. Считаю, что в этих данных нет необходимости, поскольку они раскрываются в последующих разделах рабочей программы. Описание места учебного предмета в учебном плане дано полно, имеется вся необходимая информация о данном учебном предмете. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета также описаны полно, нет излишней информации. Результаты освоения учебного предмета представлены в полном объеме и соответствуют требованиям Федеральной рабочей программы, Федерального государственного образовательного стандарта. В содержании учебного предмета отсутствует указание необходимого количества часов для изучения темы/раздела. Я считаю, что здесь эта информация была бы излишней, поскольку она полностью раскрывается в тематическом и поурочном планировании. Остальные входящие сюда элементы излишними не являются. Тематическое планирование представлено достаточно полно, в нём легко ориентироваться. В описание материально-технического обеспечения образовательного процесса отсутствует информация о технических средствах обучения. Я считаю этот пункт важным при составлении рабочей программы, поэтому его стоило бы добавить в данную рабочую программу. Также отсутствует характеристика видов контроля, что также является важной составляющей рабочей программы, поэтому её тоже стоило бы добавить в данную рабочую программу.
Техническое оформление рабочей программы также выполнено в соответствии с требованиями вышеуказанных документов, поскольку она составлялась с помощью Конструктора рабочих программ, и она уже подстроена под требования современного Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной рабочей программы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Трубненская средняя общеобразовательная школа»
456525, Челябинская область, Сосновский район, п. Трубный, ул. Комсомольская д.3,
тел. +7(351)444-54-05, e-mail trubn.school@mail.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Русский язык»
на 4 четверть 2024-2025 учебного года
Челябинск, 2025
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля | |
Раздел «Развитие речи» | |||||
1 | Диктант на изученные правила (орфограммы корня) УРК | Письменная работа (диктант) | |||
2 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте УР | Письменная работа, устный опрос | |||
3 | Имя прилагательное как часть речи УОНЗ | Презентации к урокам https://goo.su/EhgTldd | Устный опрос | ||
4 | Имя прилагательное: значение УОНЗ | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
5 | Обобщение знаний об имени прилагательном УР | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
6 | Роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имён прилагательных УОМН | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
7 | Текст-описание УОНЗ | Знакомство с текстом-описанием на примере текста, описывающего красоту Южного Урала | Презентации к урокам | Устный опрос | |
8 | Составление текста (рассказа или сказки) на тему «Путешествие снежинки на землю» УОМН | Письменная работа (написание текста) | |||
9 | Особенности текстов-описаний УОНЗ | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
10 | Учимся сочинять текст-описание. Составление текста-описания натюрморта УОМН | Презентации к урокам | Письменная работа (написание текста) | ||
11 | Диктант на изученные орфограммы в корне слова УРК | Письменная работа (диктант) | |||
12 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте УР | Письменная работа, устный опрос | |||
13 | Составление текста о своём любимом домашнем питомце по вопросам УРК | Письменная работа (написание текста) | |||
14 | Составление текста по рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью УОМН | Использование изображения, связанного с Южным Уралом | Письменная работа (написание текста) | ||
15 | Текст-рассуждение УОНЗ | Презентации к урокам https://goo.su/EhgTldd | Устный опрос | ||
16 | Особенности текстов-рассуждений УР | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
17 | Предлог. Отличие предлогов от приставок УОНЗ | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
18 | Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. УОНЗ | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
19 | Раздельное написание предлогов с именами существительными УОНЗ | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
20 | Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление УР | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
21 | Части речи: обобщение. Тренинг УОМН | Письменная работа | |||
22 | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы УОМН | Устный опрос | |||
23 | Части речи. Тренинг УОМН | Письменная работа | |||
24 | Различие текстов-описаний и текстов-повествований УОНЗ | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
25 | Тренинг. Отработка темы «Предлоги» УРК | Письменная работа | |||
26 | Части речи: систематизация знаний УОМН | Презентации к урокам | Письменная работа, устный опрос | ||
27 | Роль имён существительных в тексте УОНЗ | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
28 | Роль глаголов в тексте УОНЗ | Презентации к урокам | Устный опрос | ||
29 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова: систематизация УОМН | Презентации к урокам | Устный опрос, письменная работа | ||
30 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова: обобщение УОМН | Презентации к урокам | Устный опрос, письменная работа | ||
31 | Развитие речи: проверочная работа УРК |
| Письменная работа | ||
32 | Отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг «Правописание имён собственных» УР | Использование в качестве имён собственных географические названия, имена людей, связанные с Южным Уралом | Письменная работа, устный опрос | ||
33 | Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов существительных; правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова УОМН | Устный опрос, письменная работа | |||
34 | Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным мягким знаком УОМН | Устный опрос, письменная работа | |||
35 | Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками УОМН | Устный опрос, письменная работа | |||
36 | Отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» УРК | Письменная работа, устный опрос | |||
37 | Проверочная работа по разделу «Части речи» УРК | Письменная работа | |||
38 | Проверочная работа по разделу «Орфография» УРК | Письменная работа | |||
39 | Проверочная работа по разделу «Орфография» УРК | Письменная работа | |||
40 | Контрольный диктант УРК | Письменная работа (диктант) | |||
Предварительный просмотр:
Анализ УМК «Школа России»
Нами был проанализирован комплект учебников «Школа России» по предметам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир» за 2 класс.
«Школа России» – это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. Научный руководитель проекта – Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.
Ведущий принцип «Школы России» — применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.
Основные принципы программы:
- обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
- формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
- создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
- ориентирование работы на результат,
- духовно-нравственное развитие учащихся,
- привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
- воспитание бережного отношения к природе,
- формирование целостной картины мира.
Учебники выполнены в спокойной цветовой гамме: преобладают пастельные оттенки (голубые, зелёные, бежевые), чтобы не перегружать восприятие учащихся. Иллюстрации качественные, реалистичные, способствуют лучшему восприятию учебного материала. Дизайн страниц прост и удобен для восприятия детьми младшего школьного возраста: крупные шрифты, чёткая структура текста. Все учебники содержат теоретический материал, практические задания и контрольные вопросы для закрепления знаний. Включены элементы метапредметных связей: например, уроки литературного чтения часто перекликаются с окружающим миром. Задания разного уровня сложности позволяют развивать самостоятельность учеников. Упражнения на развитие логического мышления, внимания и памяти. Практические задания включают творческие работы, такие как составление рассказов, рисунков, моделей.
Рассмотрим подробнее каждый из учебников.
Учебник по русскому языку, авторы В. П. Канакина; В. Г. Горецкий
1.Выполнен в единой цветовой гамме, по контурам страниц идет оранжева окантовка, номера заданий имеют единый черный цвет, рубрики выполнены в пастельной гамме, картинки насыщенных цветов.
2. В учебнике представлены следующие условные обозначения
Также присутствует обьяснение выделенных букв, нак которые необходимо обратить внимание.
3. Учебник предполагает работу со словарем, с дополнительной информацией.
4. В данном учебнике не предусмотрена сюжетная линия, а также не используются герои
5. Представлены основные и повышенной сложности задания, проектные задания, задания для любознательных как отдельные разделы.
6. Многие задания направлены на самостоятельное рассуждение детьми и высказывание своего мнения. Пример:
Учебник по окружающему миру, авторы А. А. Плешаков:
1. Учебник выполнен в единой гамме, с зеленными окантовками по бокам страниц, номера заданий имеют единый черный цвет, рубрики выполнены в постельной гамме, картинки насыщенных цветов.
2. В учебнике присутствуют следующие условные обозначения
3. Учебник предлагает различные вид работ, например: Работа в паре, в команде, со взрослыми, работу с дополнительной информацией, использование атласа и моделирование.
4. В данном учебнике представлены 2 персонажа, которые обозначают задания: сделай вывод, что узнали, чему научились. Есть персонажи, которые встречаются в течении всего учебника: Сережа, мама, папа, Лена, попугай и собака.
5. Представлены основные задания, вопросы после каждой темы, проектные задания, странички для любознательных, проверим себя и оценим свои достижения.
6. Многие задания направлены на работу и детские рассуждения.
Учебник по математике, авторы Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.
1. Выполнен в единой цветовой гамме, преимущественно свето-синие, голубые цвета,
2. На 2 странице в двух частях учебника представлены условные обозначения:
1.Начало урока: этот значок указывает на то, что задание (или материал) знаменует собой начало урока или определенной его части.
2.Внимание! Новый материал: этот значок сигнализирует о том, что начинается изучение нового правила или нового понятия.
3.Задание повышенной сложности: это задание труднее, чем другие, и требует больше усилий и внимания.
4.Вставь пропущенное число, чтобы равенство или неравенство стало верным: в задании нужно найти и вставить число, чтобы математическое выражение стало правильным.
5.Вставь вместо кружка (О) один из этих знаков, чтобы равенство или неравенство стало верным: в задании нужно выбрать подходящий математический знак (+, -, *, /, <, >, =) и вставить его в выражение, чтобы оно стало правильным.
6.Рассмотри рисунок на полях: необходимо обратить внимание на рисунок, расположенный на полях учебника, так как он содержит информацию, относящуюся к заданию.
7.Проверь себя, выполни задания на указанных страницах тетради для проверочных работ: ученикам предлагается выполнить задание из тетради с проверочными работами, чтобы проверить свои знания по теме.
8.Работаем в команде: ученикам необходимо выполнить задание, работая совместно с другими учениками (в группе).
9.Работаем с дополнительной информацией: необходимо использовать дополнительные источники (книги, энциклопедии, интернет и т.д.) для выполнения задания.
10.Проверим себя: это задание для самоконтроля, чтобы убедиться, что хорошо усвоен материал.
3. Каждый новый раздел дополняет предыдущий, усложняя предыдущий материал в зависимости от тем раздела.
4. Правила заключены в красную рамку.
5. В начале, в середине или в конце раздела представлены рубрики «Проверь себя», где предлагаются задания для контрольных работ
6. В начале, в середине или в конце раздела представлены рубрики «Страничка для любознательных», где предлагаются логические задания и задания повышенной трудности, над которыми нужно поразмышлять
7.Также представлены «Проектные задания», где предлагаются творческие задания
8. Во 2 части в конце учебника представлен раздел, в который включены задания для проверки знаний за период обучения во 2 классе
9. В каждом новом разделе представлены задачи изучения этого раздела
Учебник по литературному чтению, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и другие.
- Выполнен в единой цветовой гамме, преимущественно розовые, голубые цвета
- На 2 странице в двух частях учебника представлены условные обозначения:
1.Работаем в паре: ученикам необходимо выполнить задание, сотрудничая с одним одноклассником (страница 106, 1 часть)
2. Работаем в команде: ученики работают в группе (обычно 3-4 человека или больше) для решения общей задачи. (страница 26, 2 часть)
3.Задание повышенной сложности: это задание более трудное, чем остальные. (страница 125, 1 часть)
4.Работаем с энциклопедией: для выполнения задания необходимо использовать энциклопедию.
5.Работаем с дополнительной информацией: для выполнения задания необходимо использовать дополнительные источники информации, помимо учебника. (страница 126, 1 часть)
6.Работаем в «Рабочей тетради»: для выполнения задания нужно обратиться к рабочей тетради, которая является дополнением к учебнику (страница 106, 1 часть)
7.Найди слово в толковом словаре или энциклопедии: нужно найти и прочитать толкование или определение этого слова в словаре или энциклопедии (страница 11, 2 часть)
8.Определение слова приводится в «Толковом словаре» в конце учебника: определение (толкование) этого слова можно найти в толковом словаре, расположенном в конце данного учебника.(страница 10, 2 часть)
2. Раздел «И в шутку и всерьёз повторяется и в первой, и во второй части, некоторые разделы распределены по временам года (Люблю природу русскую. Зима. (Осень, Весна)), есть разделы которые присутствуют только в одной из частей (О братьях наших меньших (1 часть), Литература зарубежных стран, (2 часть))
3. Определение некоторых понятий и памятки отведены в красную рамку (определение слова «Юмор» на странице 92, 2 часть, памятка «Как рассказать об авторе», страница 4, 1 часть)
4.В каждом новом разделе представлены задачи изучения этого раздела, в отдельную рамку отведены новые понятие, которые будут изучены в новом разделе
5. Каждый новый раздел представлен рубрикой «В мире книг», где предложены книги для внеклассного чтения в зависимости от темы раздела
6. Завершение каждого раздела представлено в рубрике «Проверь себя», где предлагается проверить свои знания в различных заданиях.
7. Обращения к ученикам или родителям отсутствует
8. В конце каждой части представлен «Толковый словарь» «Содержание»
9. В конце некоторых разделов представлены «Проектные задания»
Проанализировав комплект учебников, можно выделить следующие преимущества программы:
комплексное обучение по всем предметам,
- простоту подачи материала,
- сильный курс русского языка и литературы,
- насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
- невысокую нагрузку на учащихся,
- возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
- УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».
Также программа имеет трудности и её часто критикуют:
- за чрезмерную простоту,
- упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
- малое количество логических заданий,
- упрощённый курс математики,
- хаотичную подачу материала по курсу «Окружающий мир».
Однако следует помнить, что программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор обучающихся.



