ПК 4.1.
материал

Лежнева Ульяна Григорьевна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учереждения, особенностей группы/класса и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

Да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

Да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

Нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

Нет

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

Нет

содержание учебного предмета

Нет

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

Да

место и роль учебного предмета в обучении

Да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

Да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

Да

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Да

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

Да

необходимое количество часов для изучения раздела

Нет

содержание учебного раздела

Да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

Да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Да

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

Да

технические средства обучения

Нет

цифровые образовательные ресурсы

Да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

Нет

 

Выводы:

Проанализированная мной рабочая программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Трубненская средняя общеобразовательная школа» для 1-4 класса по предмету «Русский язык» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, Федеральной образовательной программы, Федеральной рабочей программы. Проанализированная рабочая программа содержит следующие элементы: титульный лист, пояснительная записка, содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование, поурочное планирование, список учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Сделана данная рабочая программа с помощью Конструктора рабочих программ, поэтому она соответствует требованиям всех вышеперечисленных документов.  

На титульном листе проанализированной мной рабочей программы отсутствуют сведения об авторе данной рабочей программы, но в данном случае в них нет необходимости, поскольку она составлялась через Конструктор рабочих программ в соответствии с Федеральной рабочей программой и не является авторской. Остальные данные на титульном листе необходимы, и они присутствуют. В пояснительной записке отсутствует наименование примерной и вариативной программы, и здесь в них тоже нет необходимости, поскольку они не предписаны как обязательные в содержании Федеральной рабочей программы. В общей характеристике учебного предмета отсутствуют структура учебного предмета и содержание учебного предмета. Считаю, что в этих данных нет необходимости, поскольку они раскрываются в последующих разделах рабочей программы. Описание места учебного предмета в учебном плане дано полно, имеется вся необходимая информация о данном учебном предмете. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета также описаны полно, нет излишней информации. Результаты освоения учебного предмета представлены в полном объеме и соответствуют требованиям Федеральной рабочей программы, Федерального государственного образовательного стандарта. В содержании учебного предмета отсутствует указание необходимого количества часов для изучения темы/раздела. Я считаю, что здесь эта информация была бы излишней, поскольку она полностью раскрывается в тематическом и поурочном планировании. Остальные входящие сюда элементы излишними не являются. Тематическое планирование представлено достаточно полно, в нём легко ориентироваться. В описание материально-технического обеспечения образовательного процесса отсутствует информация о технических средствах обучения. Я считаю этот пункт важным при составлении рабочей программы, поэтому его стоило бы добавить в данную рабочую программу. Также отсутствует характеристика видов контроля, что также является важной составляющей рабочей программы, поэтому её тоже стоило бы добавить в данную рабочую программу.

Техническое оформление рабочей программы также выполнено в соответствии с требованиями вышеуказанных документов, поскольку она составлялась с помощью Конструктора рабочих программ, и она уже подстроена под требования современного Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной рабочей программы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Трубненская средняя общеобразовательная школа»

456525, Челябинская область, Сосновский район, п. Трубный, ул. Комсомольская д.3,

тел. +7(351)444-54-05, e-mail trubn.school@mail.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2024-2025 учебного года

Челябинск, 2025

Тема и тип урока

Темы НРЭО

Э(Ц)ОР

Формы контроля

Раздел «Развитие речи»

1

Диктант на изученные правила (орфограммы корня)

УРК

Письменная работа (диктант)

2

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

УР

Письменная работа, устный опрос

3

Имя прилагательное как часть речи

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

4

Имя прилагательное: значение

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

5

Обобщение знаний об имени прилагательном

УР

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

6

Роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имён прилагательных

УОМН

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

7

Текст-описание

УОНЗ

Знакомство с текстом-описанием на примере текста, описывающего красоту Южного Урала

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

8

Составление текста (рассказа или сказки) на тему «Путешествие снежинки на землю»

УОМН

Письменная работа (написание текста)

9

Особенности текстов-описаний

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

10

Учимся сочинять текст-описание. Составление текста-описания натюрморта

УОМН

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Письменная работа (написание текста)

11

Диктант на изученные орфограммы в корне слова

УРК

Письменная работа (диктант)

12

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

УР

Письменная работа, устный опрос

13

Составление текста о своём любимом домашнем питомце по вопросам

УРК

Письменная работа (написание текста)

14

Составление текста по рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью

УОМН

Использование изображения, связанного с Южным Уралом

Письменная работа (написание текста)

15

Текст-рассуждение

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

16

Особенности текстов-рассуждений

УР

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

17

Предлог. Отличие предлогов от приставок

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

18

Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

19

Раздельное написание предлогов с именами существительными

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

20

Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление

УР

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

21

Части речи: обобщение. Тренинг

УОМН

Письменная работа

22

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы

УОМН

Устный опрос

23

Части речи. Тренинг

УОМН

Письменная работа

24

Различие текстов-описаний и текстов-повествований

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

25

Тренинг. Отработка темы «Предлоги»

УРК

Письменная работа

26

Части речи: систематизация знаний

УОМН

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Письменная работа, устный опрос

27

Роль имён существительных в тексте

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

28

Роль глаголов в тексте

УОНЗ

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос

29

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова: систематизация

УОМН

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос, письменная работа

30

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова: обобщение

УОМН

Презентации к урокам

https://goo.su/EhgTldd

Устный опрос, письменная работа

31

Развитие речи: проверочная работа

УРК

 

Письменная работа

32

Отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг «Правописание имён собственных»

УР

Использование в качестве имён собственных географические названия, имена людей, связанные с Южным Уралом

Письменная работа, устный опрос

33

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов существительных; правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова

УОМН

Устный опрос, письменная работа

34

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным мягким знаком

УОМН

Устный опрос, письменная работа

35

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками

УОМН

Устный опрос, письменная работа

36

Отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

УРК

Письменная работа, устный опрос

37

Проверочная работа по разделу «Части речи»

УРК

Письменная работа

38

Проверочная работа по разделу «Орфография»

УРК

Письменная работа

39

Проверочная работа по разделу «Орфография»

УРК

Письменная работа

40

Контрольный диктант

УРК

Письменная работа (диктант)



Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Школа России»

Нами был проанализирован комплект учебников «Школа России» по предметам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир» за 2 класс.

«Школа России» – это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования. Научный руководитель проекта – Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.

Ведущий принцип «Школы России» — применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.  

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Учебники выполнены в спокойной цветовой гамме: преобладают пастельные оттенки (голубые, зелёные, бежевые), чтобы не перегружать восприятие учащихся. Иллюстрации качественные, реалистичные, способствуют лучшему восприятию учебного материала. Дизайн страниц прост и удобен для восприятия детьми младшего школьного возраста: крупные шрифты, чёткая структура текста. Все учебники содержат теоретический материал, практические задания и контрольные вопросы для закрепления знаний. Включены элементы метапредметных связей: например, уроки литературного чтения часто перекликаются с окружающим миром. Задания разного уровня сложности позволяют развивать самостоятельность учеников. Упражнения на развитие логического мышления, внимания и памяти. Практические задания включают творческие работы, такие как составление рассказов, рисунков, моделей.

Рассмотрим подробнее каждый из учебников.

Учебник по русскому языку, авторы В. П. Канакина; В. Г. Горецкий

1.Выполнен в единой цветовой гамме, по контурам страниц идет оранжева окантовка, номера заданий имеют единый черный цвет, рубрики выполнены в пастельной гамме, картинки насыщенных цветов.

2. В учебнике представлены следующие условные обозначения

Также присутствует обьяснение выделенных букв, нак которые необходимо  обратить внимание.
3. Учебник предполагает работу со словарем, с дополнительной информацией.

4. В данном учебнике не предусмотрена сюжетная линия, а также не используются  герои  
5. Представлены основные и повышенной сложности задания, проектные задания, задания для любознательных как отдельные разделы.

6. Многие задания направлены на самостоятельное рассуждение детьми и высказывание своего мнения. Пример:

 

Учебник по окружающему миру, авторы А. А. Плешаков:

1. Учебник выполнен в единой гамме, с зеленными окантовками по бокам страниц, номера заданий имеют единый черный цвет, рубрики выполнены в постельной гамме, картинки насыщенных цветов.

2. В учебнике присутствуют следующие условные обозначения

3. Учебник предлагает различные вид работ, например: Работа в паре, в команде, со взрослыми, работу с дополнительной информацией, использование атласа и моделирование.

4. В данном учебнике представлены 2 персонажа, которые обозначают задания: сделай вывод, что узнали, чему научились. Есть персонажи, которые встречаются в течении всего учебника: Сережа, мама,  папа, Лена, попугай и собака.

5. Представлены основные задания, вопросы после каждой темы, проектные задания, странички для любознательных, проверим себя и оценим свои достижения.

6. Многие задания направлены на  работу и детские рассуждения.

 

Учебник по математике, авторы Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.

1. Выполнен в единой цветовой гамме, преимущественно свето-синие, голубые цвета,

2. На 2 странице в двух частях учебника представлены условные обозначения:

1.Начало урока: этот значок указывает на то, что задание (или материал) знаменует собой начало урока или определенной его части.

2.Внимание! Новый материал: этот значок сигнализирует о том, что начинается изучение нового правила или нового понятия.

3.Задание повышенной сложности: это задание труднее, чем другие, и требует больше усилий и внимания.

4.Вставь пропущенное число, чтобы равенство или неравенство стало верным: в задании нужно найти и вставить число, чтобы математическое выражение стало правильным.

5.Вставь вместо кружка (О) один из этих знаков, чтобы равенство или неравенство стало верным: в задании нужно выбрать подходящий математический знак (+, -, *, /, <, >, =) и вставить его в выражение, чтобы оно стало правильным.

6.Рассмотри рисунок на полях: необходимо обратить внимание на рисунок, расположенный на полях учебника, так как он содержит информацию, относящуюся к заданию.

7.Проверь себя, выполни задания на указанных страницах тетради для проверочных работ: ученикам предлагается выполнить задание из тетради с проверочными работами, чтобы проверить свои знания по теме.

8.Работаем в команде: ученикам необходимо выполнить задание, работая совместно с другими учениками (в группе).

9.Работаем с дополнительной информацией: необходимо использовать дополнительные источники (книги, энциклопедии, интернет и т.д.) для выполнения задания.

10.Проверим себя: это задание для самоконтроля, чтобы убедиться, что хорошо усвоен материал.

3. Каждый новый раздел дополняет предыдущий, усложняя предыдущий материал в зависимости от тем раздела.

4. Правила заключены в красную рамку.


5. В начале, в середине или в конце раздела представлены рубрики «Проверь себя», где предлагаются задания для контрольных работ

6. В начале, в середине или в конце раздела представлены рубрики «Страничка для любознательных», где предлагаются логические задания и задания повышенной трудности, над которыми нужно поразмышлять

7.Также представлены «Проектные задания», где предлагаются творческие задания

8. Во 2 части в конце учебника представлен раздел, в который включены задания для проверки знаний за период обучения во 2 классе

9. В каждом новом разделе представлены задачи изучения этого раздела
Учебник по литературному чтению, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и другие.

  1. Выполнен в единой цветовой гамме, преимущественно розовые, голубые цвета
  2. На 2 странице в двух частях учебника представлены условные обозначения:

1.Работаем в паре: ученикам необходимо выполнить задание, сотрудничая с одним одноклассником (страница 106, 1 часть)

2. Работаем в команде: ученики работают в группе (обычно 3-4 человека или больше) для решения общей задачи. (страница 26, 2 часть)

3.Задание повышенной сложности: это задание более трудное, чем остальные. (страница 125, 1 часть)

4.Работаем с энциклопедией: для выполнения задания необходимо использовать энциклопедию.

5.Работаем с дополнительной информацией: для выполнения задания необходимо использовать дополнительные источники информации, помимо учебника. (страница 126, 1 часть)

6.Работаем в «Рабочей тетради»: для выполнения задания нужно обратиться к рабочей тетради, которая является дополнением к учебнику (страница 106, 1 часть)

7.Найди слово в толковом словаре или энциклопедии: нужно найти и прочитать толкование или определение этого слова в словаре или энциклопедии (страница 11, 2 часть)

8.Определение слова приводится в «Толковом словаре» в конце учебника: определение (толкование) этого слова можно найти в толковом словаре, расположенном в конце данного учебника.(страница 10, 2 часть) 

2. Раздел «И в шутку и всерьёз повторяется и в первой, и во второй части, некоторые разделы распределены по временам года (Люблю природу русскую. Зима. (Осень, Весна)), есть разделы которые присутствуют только в одной из частей (О братьях наших меньших (1 часть), Литература зарубежных стран, (2 часть))
3. Определение некоторых понятий  и памятки отведены в красную рамку (определение слова «Юмор» на странице 92, 2 часть, памятка «Как рассказать об авторе», страница 4, 1 часть)

4.В каждом новом разделе представлены задачи изучения этого раздела, в отдельную рамку отведены новые понятие, которые будут изучены в новом разделе


5. Каждый новый раздел представлен рубрикой «В мире книг», где предложены книги для внеклассного чтения в зависимости от темы раздела


6. Завершение каждого раздела представлено в рубрике «Проверь себя», где предлагается проверить свои знания в различных заданиях.


7. Обращения к ученикам или родителям отсутствует
8. В конце каждой части представлен «Толковый словарь» «Содержание»

9. В конце некоторых разделов представлены «Проектные задания»

Проанализировав комплект учебников, можно выделить следующие преимущества программы:
комплексное обучение по всем предметам,

  • простоту подачи материала,
  • сильный курс русского языка и литературы,
  • насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
  • невысокую нагрузку на учащихся,
  • возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
  • УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».

Также программа имеет трудности и её часто критикуют:

  • за чрезмерную простоту,
  • упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
  • малое количество логических заданий,
  • упрощённый курс математики,
  • хаотичную подачу материала по курсу «Окружающий мир». 

Однако следует помнить, что программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор обучающихся.