ПК 4.3
материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов:
- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально в начальной школе, потому что:
- дети младшего школьного возраста быстро утомляются;
- они легко подвержены стрессу;
- важно с детства формировать правильные привычки.
В практике начальных классов применяют:
Физкультминутки и гимнастику для глаз — через 10–15 минут после начала урока;
Игровые формы работы — смена поз, движений, включение песен, стишков;
Музыкальные паузы и дыхательные упражнения — для снятия напряжения;
Организация пространства — проветривание, зонирование, удобные парты;
Создание эмоционально комфортной среды — через поддержку, похвалу, сотрудничество.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Фрагмент урока математики с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Счёт десятками».
Фрагмент урока обучения письму с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Звуки [н], [н’]. Буква Нн».
Фрагмент урока обучения грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Звуки [з], [з’]. Буква Зз».
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалогическая технология
В современном образовании, ориентированном на развитие критического мышления и самостоятельности учащихся, проблемно-диалогическая технология становится особенно актуальной. Она позволяет перейти от пассивного усвоения знаний к активному их "открытию", что соответствует требованиям ФГОС и способствует формированию компетентных и мотивированных учеников. Также в мире огромного потока информации важно не просто владеть знаниями, а уметь их анализировать. Ученики учатся логически рассуждать, искать причинно-следственные связи, сравнивать факты. Формируется навык решения проблем, что необходимо в реальной жизни.
Проблемно-диалогическая технология – это тип обучения, при котором знания усваиваются не путём пассивного восприятия информации, а через активный поиск решений в ходе диалога между учителем и учащимися. Этот метод помогает развивать критическое мышление, самостоятельность и творческий подход к обучению.
Ключевыми элементами технологии являются:
Проблемная ситуация: это ситуация, в которой возникает противоречие между имеющимися знаниями и необходимостью решить новую задачу. Проблемная ситуация должна быть интересной, доступной и соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Побуждающий диалог: это система вопросов и заданий, которые помогают учащимся осознать противоречие в проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Поиск решения: это процесс выдвижения гипотез, их проверки и формулирования нового знания. Учитель направляет этот процесс, но не дает готовых ответов, а стимулирует учащихся к самостоятельному поиску.
Подводящий диалог: это система вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию нового знания. В отличие от побуждающего диалога, подводящий диалог не предполагает выдвижения гипотез, а опирается на уже известные факты и закономерности.
Проблемно-диалогическая технология является универсальной и может применяться на различных возрастных этапах обучения, от начальной школы до старших классов. Важно адаптировать методы и приемы проблемно-диалогической технологии к возрастным особенностям учащихся. Например, в начальной школе можно использовать более простые проблемные ситуации и наглядные материалы, а в старших классах – более сложные и абстрактные.
Фрагмент урока окружающего мира с использованием проблемно-диалогических технологий. Тема: «Экологическая безопасность»
Фрагмент урока математики с использованием проблемно-диалогических технологий. Тема: «Деление чисел»
Фрагмент урока русского языка с использованием проблемно-диалогических технологий. Тема: «Правописание возвратных глаголов»
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением?
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «СИНКВЕЙН»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю./Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да - нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём «Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём «Перекрёстная дискуссия»
Фрагмент урока окружающего мира с использованием технологий критического мышления. Приём «Да-нет». Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов»
Фрагмент урока литературного чтения с использованием технологий критического мышления. Приём «Синквейн». Тема: «Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»»
Фрагмент урока окружающего мира с использованием технологий критического мышления. Приём «Да-нет». Тема: «Наша страна – Российская Федерация»








