ПК 4.3
материал

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
  • профилактика стрессов:
  • работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально в начальной школе, потому что:

  • дети младшего школьного возраста быстро утомляются;
  • они легко подвержены стрессу;
  • важно с детства формировать правильные привычки.

В практике начальных классов применяют:

Физкультминутки и гимнастику для глаз — через 10–15 минут после начала урока;

Игровые формы работы — смена поз, движений, включение песен, стишков;

Музыкальные паузы и дыхательные упражнения — для снятия напряжения;

Организация пространства — проветривание, зонирование, удобные парты;

Создание эмоционально комфортной среды — через поддержку, похвалу, сотрудничество.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Фрагмент урока математики с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Счёт десятками». 

Фрагмент урока обучения письму с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Звуки [н], [н’]. Буква Нн».

Фрагмент урока обучения грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Звуки [з], [з’]. Буква Зз».



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическая технология

В современном образовании, ориентированном на развитие критического мышления и самостоятельности учащихся, проблемно-диалогическая технология становится особенно актуальной. Она позволяет перейти от пассивного усвоения знаний к активному их "открытию", что соответствует требованиям ФГОС и способствует формированию компетентных и мотивированных учеников. Также в мире огромного потока информации важно не просто владеть знаниями, а уметь их анализировать. Ученики учатся логически рассуждать, искать причинно-следственные связи, сравнивать факты. Формируется навык решения проблем, что необходимо в реальной жизни.

Проблемно-диалогическая технология – это тип обучения, при котором знания усваиваются не путём пассивного восприятия информации, а через активный поиск решений в ходе диалога между учителем и учащимися. Этот метод помогает развивать критическое мышление, самостоятельность и творческий подход к обучению.

Ключевыми элементами технологии являются:

Проблемная ситуация: это ситуация, в которой возникает противоречие между имеющимися знаниями и необходимостью решить новую задачу. Проблемная ситуация должна быть интересной, доступной и соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Побуждающий диалог: это система вопросов и заданий, которые помогают учащимся осознать противоречие в проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Поиск решения: это процесс выдвижения гипотез, их проверки и формулирования нового знания. Учитель направляет этот процесс, но не дает готовых ответов, а стимулирует учащихся к самостоятельному поиску.

Подводящий диалог: это система вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию нового знания. В отличие от побуждающего диалога, подводящий диалог не предполагает выдвижения гипотез, а опирается на уже известные факты и закономерности.

Проблемно-диалогическая технология является универсальной и может применяться на различных возрастных этапах обучения, от начальной школы до старших классов. Важно адаптировать методы и приемы проблемно-диалогической технологии к возрастным особенностям учащихся. Например, в начальной школе можно использовать более простые проблемные ситуации и наглядные материалы, а в старших классах – более сложные и абстрактные.

Фрагмент урока окружающего мира с использованием проблемно-диалогических технологий. Тема: «Экологическая безопасность»

Фрагмент урока математики с использованием проблемно-диалогических технологий. Тема: «Деление чисел»

Фрагмент урока русского языка с использованием проблемно-диалогических технологий. Тема: «Правописание возвратных глаголов»



Предварительный просмотр:

Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением?

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «СИНКВЕЙН»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю./Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём «Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём «Перекрёстная дискуссия»

Фрагмент урока окружающего мира с использованием технологий критического мышления. Приём «Да-нет». Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов»

Фрагмент урока литературного чтения с использованием технологий критического мышления. Приём «Синквейн». Тема: «Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»»

Фрагмент урока окружающего мира с использованием технологий критического мышления. Приём «Да-нет». Тема: «Наша страна – Российская Федерация»