ПК 4.3.
методическая разработка

Попкова Анна Андреевна

Методические разработки, документация, обеспечивающая процесс музыкального образования в общеобразовательной организации и дошкольной образовательной организации.

В процессе учебно-исследовательской деятельности были разработаны работы:

1. Реферат: "Развитие представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста на основе тематического песенного материала"

2. Курсовой проект: "Развитие представлений о мире профессий на основе тематического песенного материала у детей старшего дошкольного возраста"

3. Дипломный проект: "Создание сборника детских песен "Мир Профи" для развития представлений о профессиях на основе тематического материала"

 

Ниже представлены мои разработки: 

1. Статьи: "Развитие представлений о мире профессий у старших дошкольников на основе песенного материала", "Доступность и качество образования".

2. Сборники произведений педагогического репертуара вокального жанра для детей младшего школьного возраста и детей дошкольного возраста.

3. Фрагменты уроков музыки в области начального общего образования и фрагменты музыкальных занятий в дошкольной образовательной организации с использованием образовательных технологий:

- здороьесберегающая технология на музыкальном занятии в средней группе,

- здоровьесберегающая технология на музыкальном занятии в подготовительной группе, 

- здоровьесберегающая технология на уроке музыки в 4 классе, 

- игровая технология на уроке музыки в 3 классе.

4. Презентации с информацией о сайтах онлайн-олимпиад по музыке для:

- детей дошкольного возраста,

- детей школьного возраста.

5. Презентация по предмету "Музыка" для учеников 3 класса на тему урока: "Обобщающий урок-концерт"

(с помощью проведения интеллектуальной игры "Своя игра")

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. А. Попкова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

(г. Челябинск, Челябинская область, Россия)

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ                            У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

Рассматриваются возможности ранней профориентации детей в старшем дошкольном возрасте на музыкальных занятиях с помощью песенного материала – разучивание песен, постановка танцев, игра на детских музыкальных инструментах. Использование тематических песен о профессиях в работе с детьми старшего дошкольного возраста – это эффективный способ расширить их представления о мире труда, развивать познавательные способности, воображение и творческие навыки.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является знакомство с миром профессий. Мир профессий – это среда, включающая в себя многообразие профессий взрослых [3]. Развитие представлений о мире профессий в дошкольном возрасте носит информационный характер.

Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов считают: «Задачи трудового воспитания дошкольников: познакомить детей с трудом взрослых, с профессиями, обучить доступным трудовым умениям и навыкам, воспитать любовь и интерес к труду, трудолюбие, умение трудиться в совместной и коллективной деятельности» [2, с. 60].

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное и музыкальное восприятие [6]. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определённый элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

В современном мире важно формировать у детей правильное представление о различных профессиях уже с самого раннего возраста. Дошкольное учреждение является первой важной ступенью знакомства детей дошкольного возраста с профессиями, что расширяет общую осведомлённость об окружающем мире и формирует у них определённый элементарный опыт. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии [7].

В детском саду малыши знакомятся с разными профессиями через сказки, игры, через общение со взрослыми. Музыка и песни играют значительную роль в жизни детей, они помогают им лучше усваивать информацию и развивать представления о различных аспектах окружающего мира [4].  Использование тематического песенного материала в обучении детей старшего дошкольного возраста позволяет им не только развивать музыкальные способности, но и узнавать о различных профессиях, их функциях и особенностях. Песни о врачах, учителях, пожарных, полицейских и других профессиях помогают детям понять, как важно и нужно каждое звено в обществе.

Песни – это яркий и доступный инструмент для обучения и развития детей [5]. Тематические песни о профессиях могут стать отличным средством для формирования у старших дошкольников представлений о мире труда.

Преимущества использования песен в работе с детьми:

  1. Эмоциональное воздействие: песни легко запоминаются и вызывают положительные эмоции, что способствует более глубокому усвоению информации.
  2. Развитие речи: тексты песен развивают словарный запас, интонацию, ритмику и артикуляцию.
  3. Формирование представлений: песни знакомят детей с различными профессиями, их особенностями и результатами труда.
  4. Стимулирование воображения: песни побуждают детей фантазировать, представлять себя в роли разных специалистов.
  5. Развитие музыкальных способностей: пение развивает слух, чувство ритма, умение петь в унисон.

Как использовать тематические песни о профессиях:

  1. Подбор песен: выбирайте песни с простым текстом, яркой мелодией и доступными для детей образами.
  2. Создание атмосферы: создайте игровую атмосферу, используя костюмы, атрибуты, декорации.
  3. Активное участие: вовлекайте детей в пение, игры, связанные с темой песни.
  4. Обсуждение: после разучивания песни обсуждайте с детьми содержание, профессию.
  5. Творческие задания: предложите детям нарисовать, рассказать о профессии, о которой они узнали из песни.

Примеры тематических песен о профессиях:

  1. «Песня о поваре» (о профессии повара, о продуктах, о процессе приготовления пищи).
  2. «Песня о строителе» (о профессии строителя, о строительных материалах, о строительстве дома).
  3. «Песня о враче» (о профессии врача, о помощи людям, о лекарствах).
  4. «Песня об учителе» (о профессии учителя, о знаниях, о школьных принадлежностях).
  5. «Песня о музыканте» (о профессии музыканта, о музыкальных инструментах, о музыке).

Основная форма образовательной деятельности с детьми – музыкальные занятия, в ходе которого осуществляется всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребёнка. Тематический песенный материал о мире профессий можно включить в разные этапы музыкального занятия. С помощью песен, посвященных различным профессиям, дети могут не только узнать о специфике каждой из них, но и погрузиться в атмосферу труда и творчества. Занимаясь разучиванием песен, они развивают свои вокальные навыки, а также способность к коллективной деятельности, что в свою очередь укрепляет их коммуникативные навыки. Кроме того, песни о профессиях способствуют развитию воображения и творческого мышления у детей. Они могут вживаться в роли различных профессий, играть ситуации из жизни работников разных сфер деятельности, что способствует развитию их эмоциональной сферы и социальных навыков.

Песенный материал может быть разнообразным: от народных песен, рассказывающих о трудовых буднях, до современных музыкальных произведений, отражающих актуальные профессии. Использование таких методов способствует активному вовлечению детей в процесс обучения, а также формирует у них интерес к профессиям, что может существенно повлиять на их последующий жизненный выбор.

Необходимо дополнять знакомство с миром профессий и другими видами деятельности:

  1. Беседы о профессиях:  Обсуждение с детьми различных видов деятельности, их значения для общества.
  2. Ролевые игры:  Игры, в которых дети могут примерять на себя различные роли и пробовать себя в разных профессиях.
  3. Экскурсии: Посещение предприятий, учреждений и организаций, чтобы дети могли увидеть профессии «в действии».

Таким образом, использование тематического песенного материала в сочетании с другими методами может стать эффективным инструментом для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире профессий, их ценности и важности для общества.

В последние годы наблюдается значительный интерес к знакомству с миром профессий, так называемой ранней профориентацией [1]. Одним из эффективных средств, способствующих этому процессу в ДОУ, является работа музыкального руководителя на музыкальных занятиях с использованием  тематического песенного материала. Песни, содержащие описания различных профессий, не только развлекают детей, но и служат инструментом обучения, формируя у них представления о разнообразии занятий.

Развитие представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей, способствующей формированию их социальной идентичности и понимания окружающей действительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

Монографии, учебники, учебные пособия, справочники, статьи

  1. Азизова,  Л. О., Виноградова, А. М. Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду / Л. О. Азизова, А. М. Виноградова // Молодой ученый. – 2023. - № 3. – С. 1-4.
  2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. -3-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 1998. – 240 с.
  3. Панина, С. В. Профессиональная ориентация : учебник и практикум для СПО / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 312 с. – (Профессиональное образование).
  4. Кондрашов, В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников / В. П. Кондрашов. – Саратов : Изд-во СГУ, 2001. – 136 с.
  5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова,  А. И. Катинене, М. Л Палавандишвили – 3-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2000. – 240 с.

Интернет-ресурсы

6. Афонина, Л. Н. Организация ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ / Л. Н. Афонина // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [текст]. – 2023. - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/09/08/organizatsiya-ranney-proforientatsii-detey-mladshego-doshkolnogo (дата обращения 15.09.2023).

7. Сорокина, Е. Н. Ранняя профориентация, формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых / Е. Н. Сорокина // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [текст]. – 2023. - https://goo.su/zcqqetJ  (дата обращения 10.10.2023)



Предварительный просмотр:

А. А. Попкова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

(г. Челябинск, Челябинская область, Россия)

ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Образование всегда занимало важное место в жизни общества и государства. С давних пор за образованием закрепились следующие функции:

  1. Мировоззренческая – формирование картины понимания мира.
  2. Нравственная – передача опыта поколений, культура, формирование принципов поведения.
  3. Социальная – вхождение человека в общество, функционирование и взаимодействие в нем.

        В настоящее время, в России образование является общедоступным. Его доступность понимается, как возможность гражданина получать желательное для него образование. Также доступность подразумевает под собой и равенство образовательных возможностей, т.е. возможность поступления в учебное заведение и успешное его завершение.

Доступность образования является основным принципом государственной образовательной политики нашей страны, предусматривающей предоставление населению возможности получить образование до начала трудовой деятельности и продолжать его в более взрослом возрасте. Эффективным средством реализации этого принципа служит предоставление оплачиваемых отпусков, частичные платы за обучение из регионального и муниципального бюджета. Часто государственные субсидии формируют вектор направления развития образования в регионах.

Бюджетное обучение – это возможность получать образование бесплатно, благодаря госбюджету. В Конституции Российской Федерации (статья 43) прописано о праве на общедоступное и бесплатное образование. Государство дает гарантию общедоступности и бесплатности дошкольного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. А также каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Современное представление о доступности образования еще включает в себя и требования к условиям его предоставления: безопасности, благоустройства, наличию современного учебного оборудования, доступа к сети Интернет.

Важную роль в развитии и воспитании всесторонне-развитой личности играет не только доступность образования, но и качество. Требования общества к качеству образования следующие: достижение максимальным количеством обучающихся порогового уровня функциональной грамотности, сокращение разрыва в качестве образовательных результатов между группами учащихся с разным социально-экономическим положением, развитие определенных навыков.

В Федеральном законе  «Об образовании РФ» (№ 273 –ФЗ) под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Комплексный подход, который позволяет обеспечить сбалансированность и максимальную объективность оценки, заключается в использовании широкого спектра инструментов, таких как международные сопоставительные исследования, национальные независимые исследования качества образования, опросы населения. Например, оценку качества школьного образования в России осуществляет Рособрнадзор по нескольким критериям: оценка является составной частью учебного процесса; оценка должна быть объективной; оценивается ядро содержания образования; результаты оценивания должны использоваться корректно.

В современном понимании качество образования предполагает не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении качества обучения и воспитания.

Таким образом, качество образования имеет важное значение для развития человека. В современных условиях качество образования применительно к системе образования, отдельным образовательным учреждениям, каждому субъекту образования.

Доступность и качество образования – это социальная стабильность общества и гарантия его развития.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Детский сад № 457 г. Челябинска

Музыкальный руководитель: Богданова Валерия Юрьевна

Дата: 24.10.23

Руководитель практики ЧПК № 1: Маханцева Елена Михайловна

Группа: средняя

Преподаватель фортепиано: Литвяк Анна Владимировна

ФИО: Попкова Анна Андреевна

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»  

                                                               Тема НОД: «Наш быт - мебель»

Цель: расширить представления детей о быте через разные виды музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Обучающая: формировать умение импровизировать мелодию на детских музыкальных инструментах.
  2. Развивающая: развивать творческие способности, внимание и моторную память.
  3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.

Тип занятия: тематическое

Форма занятия: музыкальное занятие

Вид занятия: фронтальное

Методы и приёмы: словесный, наглядный, художественно-практический, метод активного слушания музыки, наглядно-слуховой метод, практический, слуховой, метод музыкальной импровизации.

Материалы, оборудование: компьютер, флешка с аудиоматериалом, аппаратура, колонка, фортепиано, стульчики по количеству детей, изображения различной мебели.

Музыкальный репертуар: попевка «Здравствуйте, ребята» музыка и слова А. А. Попковой; песня «Новый дом» музыка Р. Бойко, слова                    Л. Дербеневой; логоритмическая песня «Мебель» музыка и слова С. Родиной; завершение музыкального занятия, слова А. А. Попковой.

Структура занятия:        

  1. Орг. момент
  2. Музыкально-ритмические движения
  3. Игра на детских музыкальных инструментах
  4. Слушание
  5. Пение
  6. Итог

Этап

Методы и приемы

Цели и задачи

Ход занятия

Хронометраж

Музыкально- ритмические движения

Художественно-практический метод

Развивать чувство ритма, внимательность, развивать координацию движений.

Музыкальный руководитель: сейчас вместе - разомнём наши ручки и ножки.

Логоритмическая песня «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

(Хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

(Загибают пальчики, начиная с большого).

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

(Дети сидят на стульях и топают поочерёдно разными ногами)

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

Много мебели в квартире.

Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас вспомним русско-народный танец, который называется - «хоровод».

        

Музыкально-ритмические движения –                                                                 хороводная «По малину в сад пойдём»

5 минут



Предварительный просмотр:

Детский сад № 457 г. Челябинска

Музыкальный руководитель: Богданова Валерия Юрьевна

Дата: 03.10.23

Руководитель практики ЧПК № 1: Маханцева Елена Михайловна

Группа: подготовительная ТНР (тяжёлые нарушения речи)

Преподаватель фортепиано: Литвяк Анна Владимировна

ФИО: Попкова Анна Андреевна

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»  

                                                               Тема НОД: «Мир животных»

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей через 4 вида музыкальной деятельности (слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения).

Задачи:

  1. Обучающая: расширить и закрепить знания детей о мире животных, обогащать музыкальное впечатление детей.
  2. Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать способности переключаться с одного вида деятельности на другой, совершенствовать координацию движений.
  3. Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе и животным.

Тип занятия: тематический

Форма занятия: фронтальная

Методы и приёмы: словесный, наглядный, художественно-практический, метод размышления о музыке, наглядно-слуховой метод, практический, слуховой.

Материалы, оборудование: компьютер, флешка с аудиоматериалом, аппаратура, фортепиано, мягкие игрушки: белка и гусь, видеофрагмент песни «Про козлика».

Музыкальный репертуар: попевка «Здравствуйте, ребята», музыка и слова А. А. Попковой; «Белка и орешки» музыка и слова                                                                                                   А. А. Логачевской; «Полька» музыка и слова Ю. Чичкова, «Марш гусей» музыка Б. Канэда; песня «Про козлика» музыка Г. Струве,                                  слова В. Семернина.

Структура занятия:        

  1. Орг. момент
  2. Игра на детских музыкальных инструментах
  3. Музыкально-ритмические движения
  4. Слушание
  5. Пение
  6. Итог

Этап

Методы и приемы

Цели и задачи

Ход занятия

Хронометраж

Орг. момент

Словесный, наглядно-слуховой, практический

Замотивировать детей на предстоящую музыкальную деятельность  

Дети заходят в музыкальный зал под спокойную музыку.

Попевка «Здравствуйте, ребята», А. А. Попкова

Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здрав – ствуй – те!»

Музыкальный руководитель: Вы знаете, какой месяц наступил после Сентября?

Предполагаемые ответы детей: Да, Октябрь!

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. А сейчас мы проведём дыхательную гимнастику, я раздам вам листья и покажу движения, а затем мы вместе выполним их.        

        

Музыкальный руководитель поёт и выполняет движения:

Ветерочек покачает маленький листок, (в левой руке листок качается сверху вниз)

Оторвался с ветки он и на ладошку лёг (листок ложится на правую руку)

Отдохнёт немножко и тихо полежит, (лист лежит на руке)

Ветерок подует, листочек улетит (музыкальный руководитель дует на лист и тот падает на пол)

5 минут



Предварительный просмотр:

Школа №154

Учитель музыки: Бардин С. Д.

Дата: 16.04.24

Руководитель практики: Шелепова Д.  А.

Класс: 4 «В»

Преподаватель фортепиано: Литвяк А. В.

Студентки 30 группы

Попковой Анны Андреевны

Преподаватель вокала: Муталиева Л. С.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема: «Музыкальные инструменты - гитара»

Цель: формирование представлений о музыкальном инструменте – гитара, знакомство с историей появления гитары на основе анализа авторских песен Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», В. С. Высоцкий «Песня о друге», О. Г. Митяев «Изгиб гитары жёлтой».

Задачи:

  1. Образовательная: познакомиться с понятием «бард», повторить и проработать интонацию в песне «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы, привлечь внимание обучающихся к трём основным видам деятельности: сочинение (композитор) – исполнительство (исполнитель) – слушание (слушатель).
  2. Развивающая: развивать навык слушания произведений, развивать умение анализировать прослушанное произведение, развивать четкую дикцию во время разучивания и пения произведений.
  3. Воспитательная: воспитывать культуру слушания и нравственную культуру детей, познавательный интерес к музыке.

Тип урока: тип «открытия» новых знаний

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный метод, метод моделирования художественно-творческого процесса.

Материалы, оборудование: раздаточный материал (картинка с изображением гитары), портреты музыкантов, классическая гитара, компьютер, флешка, экран, презентация.

Музыкальный репертуар: «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы, Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», В. С. Высоцкий «Песня о друге», О. Г. Митяев «Изгиб гитары жёлтой».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог урока

Челябинск, 2024

Этап

Задачи:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

Организация исполнительской деятельности

Развивать певческие навыки

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

на музыку

Учитель музыки: сейчас мы с вами отвлечемся, встаем со своих мест и повторяем за мной.

Физминутка

1. Маршируем на месте (раз-два, раз-два)

2. Выполним наклоны головой в одну сторону, затем в другую

3. Не поворачивая голову, глазами посмотрим вправо, затем влево

4. Поморгаем глазами

5. Поднимаем глаза вверх, затем опускаем вниз

6. Зажмурим глаза и откроем

7. Посмотрите вдаль

8. Присаживайтесь, ребята!

Учитель музыки: а так же давайте проведем разминку не только тела, но и нашего артикуляционного аппарата. Повторяйте за мной!

1. языком сначала прокалываем левую щеку, затем правую; 2. улыбаемся широко, затем вытягиваем губы трубочкой;

3. надуваем щёки, затем медленно сдуваем;

4. проговорим скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит» - ускоряемся

 

Дети выполняют физминутку

10 минут



Предварительный просмотр:

Школа №154

Учитель музыки: Бардин С. Д.

Дата: 12.03.24

Руководитель практики: Шелепова Д.  А.

Класс: 3 «А»

Преподаватель фортепиано: Литвяк А. В.

Студентки 30 группы

Попковой Анны Андреевны

Преподаватель вокала: Муталиева Л. С.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема: «Обобщающий урок-концерт»

Цель: закрепление полученных знаний детьми на прошлых уроках о театре, концерте и опере с помощью проведения интеллектуальной игры «Своя игра»

Задачи:

  1. Образовательная: повторить понятия: концерт, миф, опера, фурии, увертюра; повторить оперы: «Снегурочка», «Орфей и Эвридика»; повторить концерт №1 П. И. Чайковского; повторить и проработать интонацию в песне «Вместе весело шагать» музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского.
  2. Развивающая: развивать навык слушания произведений, развивать умение анализировать прослушанное произведение, развивать четкую дикцию во время разучивания и пения произведений.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, воспитание культуры слушания, воспитывать нравственную культуру детей.

Тип урока: урок систематизации знания

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный метод, метод моделирования художественно-творческого процесса.

Материалы, оборудование: фортепиано, компьютер, флешка, экран, презентация.

Музыкальный репертуар: 3 часть концерта фортепиано с оркестром №1 П. И. Чайковского, украинская песня-закличка «Веснянка», ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков, «Хор фурий» опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк, «Вместе весело шагать» музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского.

 

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог урока

Челябинск, 2024

Этап

Задачи:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

Организация слушательской деятельности

Развивать способность анализировать прослушанные произведения

- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, помните ли вы, с чем мы знакомились на наших прошлых уроках, с какими операми, понятиями?

- Всё верно, сейчас вам очень пригодятся эти знания. Так как мы сыграем с вами в необычную игру «Музыкальная Своя игра». У нас будет 3 команды: 1, 2 и 3 ряд. Сейчас каждой команде нужно будет придумать свое название. На слайде вы видите разные категории вопросов и разные очки по ним, у нас будут категории «Расскажи об опере» за эту категорию присваивается 100 баллов, «Угадай определение» - за нее дается 300 баллов, и самое сложное «Угадай мелодию» - за эту категорию дается 500 баллов. На слайде пронумерованы вопросы, каждая команда по очереди выбирает вопрос и отвечает на него, когда команда ответила на вопрос, он исчезает. Если команда ответила на вопрос неверно - то она не получает баллы. Другой команде, во время ответа не разрешается кричать, подсказывать и выкрикивать ответ. Выигравшая команда получает приз!

-Начнем нашу игру.

1-2-3 Команда выбирайте вопрос.

Вопросы:

Категория «Расскажи об опере»

1 – Девочка, дочь Весны и Мороза. Опера «Снегурочка». Что вы узнали об этой опере?

2 – Опера, основанная на древнегреческом мифе. Опера «Орфей и Эвридика». Расскажите, что вы узнали об этой опере?

3 – Балет, построенный на сказке о спящей девушке. Балет «Спящая красавица». Расскажите, что вы узнали о нем?

Категория «Угадай определение»

1 – Музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента.

2 – Фантастическое сказание о богах и героях.

3 –Злые ведьмы царства Аида.

4 – Музыкальный спектакль, в котором поют.

5 – Вступление к опере

6 – Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.

Категория «Угадай мелодию» - сказать, какой характер, настроение передаёт мелодия

1 – Ария Снегурочки (Подсказка-картинка из оперы)

2 – Хор фурий (Подсказка-картинка фурий)

3 - 3 часть концерта №1 П. И. Чайковского (Подсказка-последняя часть концерта, включить веснянку)

- Наша игра подходит к концу, по подсчетам баллов у нас выигрывает команда. Все участники этой команды получают заслуженную пятерку. Ну а остальные - не расстраивайтесь, для вас еще будет возможность получить хорошую оценку, выполнив домашнее задание.

Мы знакомились с оперой «Снегурочка», «Орфей и Эвридика», записывали что такое опера, миф, увертюра, балет

Дети выбирают вопрос и отвечают на него

22 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сайты олимпиад по музыке для дошкольников

Слайд 2

Парад талантов в России https :// goo.su/jKOl7B

Слайд 3

Изумрудный город https :// goo.su/vKXE5h (стоимость наградного материала – 110 руб.)

Слайд 4

Эрудит-онлайн https:// goo.su/sLOte (стоимость наградного материала – 130 руб.)

Слайд 5

Odarennie.ru ( Талантливые дети России 2025) https:// goo.su/0UuLxg4

Слайд 6

Мелодинка https:// goo.su/TpZRt (стоимость наградного материала – 100 руб.)

Слайд 7

Ориентир развития https:// lyl.su/tkGn ( стоимость наградного материала – 70 руб .)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сайты олимпиад по предмету «Музыка» для школьников

Слайд 2

Конкурсы и олимпиады по музыке Эрудит-онлайн https:// erudit-online.ru Стоимость наградного материала – 130 руб.

Слайд 3

Онлайн-олимпиады по музыке для школьников Буковкин https:// bykovkin.ru Стоимость наградного материала – 90 руб.

Слайд 4

Олимпиады по музыке для школьников начальных классов Арт-талант https:// lyl.su/M0U4

Слайд 5

Олимпиада по музыке онлайн бесплатно ФГОС онлайн https:// lyl.su/vaUU

Слайд 6

Олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам BlitzOlimp https:// blitzolimp.ru

Слайд 7

Блиц-олимпиада по музыке. 7 класс Odarennie.ru (Талантливые дети России 2025 ) https:// lyl.su/LtBs

Слайд 8

Олимпиады - olimpiada.melodinka Мелодинка https:// lyl.su/g5RC Стоимость наградного материала – 100 руб.