ПК 4.4
материал

Лавыгина Надежда Сергеевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра естественно-научных, общественных дисциплин и эстетического воспитания

Лавыгина Надежда Сергеевна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-СТАДИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2023 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 23

Руководитель: Лебедева Е.Ю.

преподаватель

МДК 01.09 обществознания с методикой преподавания

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-СТАДИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1.1. Определения и виды познавательных универсальных учебных действий по ФГОС 2021

6

1.2 Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

12

1.3 Общая характеристика «кейс-стади»

1.3.1 Характеристика кейс-стади

16

17

Выводы по первой главе

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

25

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) одной из важнейших функций начальной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий обучающегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования [1].

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников — одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников.

На современном этапе, когда идет поиск путей решения проблем образования, всё актуальнее становится вопрос об обосновании выбора инновационных педагогических технологий, одной из которых является кейс-стади.

Сase-study – разбор конкретной ситуации или обучающего практического случая, содержащего проблему, относится к методам активного проблемно-ситуационного анализа, а в образовании применяется как инструмент для решения практических задач, способствующих развитию у обучающихся самостоятельного мышления, коммуникативной компетентности и метапредметных умений.

Дж. Саймон: «Специфика метода case study зависит от природного ума, здравого смысла и воображения личности, проводящей исследование... Исследователь создает процедуры по мере своего продвижения вперед, [197, 6].

В России применяются и другие названия метода case-study: метод конкретных ситуаций (КС), метод изучения ситуаций или деловых историй, кейс-технология.

Метод case-study формулируется методистами неоднозначно: одними он относится к технологии проблемного обучения, другими – к проектному обучению [6]. В переводе с англ. «case» - «коробка», «ящик», «чемодан» - портфель типа чемодана, "дипломат" [8].

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Все инновационные педагогические технологии  изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результате обучения на будущую профессиональную деятельность. Данное утверждение и определяет актуальность применения «Кейс – стади» в практике образования.

Анализ ситуаций начал использоваться в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др. [15]

Анализируя психолого-педагогическую литературу, было установлено, что в современных исследованиях определение «универсальные учебные действия», классификация, вопрос их формирования рассматривается в 7 трудах таких ученых, как: Асмолов А.Г., Скрипко З.А., Артемова Н.Д., Федотова А.В., Кабанова Т.А., Мартынец М.С., Воровщиков С.Г..

Цель исследования: теоретическое обоснование продуктивности использования кейс-стади как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1.  Проанализировать теоретические основы развития познавательных универсальных учебных навыков младшего школьника;
  2. Описать возрастные особенности младших школьников;
  3. Дать характеристику понятия «кейс-стади»;
  4.  Сформулировать вывод и итоги исследования.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС МЕТОДА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

  1.  Определения и виды познавательных универсальных учебных действий по ФГОС 2021

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей [59, 44].

Одной из основных целей образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», то есть развитие у учащихся способности самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

 УУД – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования УУД.

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного и успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей, включая умение учиться [13].

Анализируя психолого-педагогическую литературу, было установлено, что в современных исследованиях определение «универсальные учебные действия», классификация, вопрос их формирования рассматривается в 7 трудах таких ученых, как: Асмолов А.Г., Скрипко З.А., Артемова Н.Д., Федотова А.В., Кабанова Т.А., Мартынец М.С., Воровщиков С.Г..

В настоящее время перечень универсальных учебных действий составляется различными учёными, психологами, педагогами; единого списка того, что должно быть сформировано, не существует. Одной из самых распространённых классификаций видов универсальных учебных действий, которой пользуются многие школы Российской Федерации при составлении программ формирования УУД, является классификация А. Г. Асмолова (рисунок 1). К сожалению, учёные сходятся во мнении, что любая классификация видов УУД условна, такие классификации разрабатываются для того, чтобы педагогам было «легче» ориентироваться в том многообразии универсальных действий, которым необходимо научить обучающихся [40, 117].

Виды УУД

Рисунок 1 – схема «Классификация видов УУД А.Г. Асмолова »

Таким образом, универсальные учебные действия предназначены, прежде всего, для саморазвития и самореализации личности учащихся на основе готовности к непрерывному образованию. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать способы и средства их достижения, контролировать и оценивать результаты деятельности. И тогда, универсальные учебные действия обеспечат успешность обучения.

Более подробно остановимся на познавательных УУД.

Познавательные УУД являются основополагающими среди всех универсальных учебных действий, выделенных в ФГОС 2021 года, так как это один из ведущих видов деятельности человека, направленный на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности и конкретных знаний.

Что значит «познавательные»? Что бы получить ответ на вопрос: от какого слова образовано слово познавательный?

Обратимся к словообразовательному словарю. Познавательный-познавать-познать-знать. В словаре С. И. Ожегова найдем значения этих слов [14].

Знать - 1. Иметь сведения о ком-чем-нибудь; 2. Обладать какими-нибудь познаниями.

Познание - 1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Исходя из этого, можно сделать вывод что, познавательные УУД — это совокупность различных способов познания окружающего нас мира, а также самостоятельное построение процесса исследования, поиска, и совокупность операций по систематизации, обобщению, обработке и использованию полученной информации. Познавательные УУД — это общеучебные, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. Они включают действия поиска, исследования, отбора и структурирования.

Рассмотрим определения данного понятия авторов, работы которых посвящены изучению познавательных универсальных учебных действий.

Таблица 1 – анализ понятия «универсальные учебные действия»

Автор высказывания

Определение понятия УУД

Л.И. Боженков - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения математике МПГУ

Раскрывает понятия «познавательные действия» через понятие «познание», которое характеризуется как умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Действия, входящие в состав познавательных универсальных учебных действий, не отражены в данном определений.

А.Г. Асмолов -  советский и российский психолог, педагог, публицист и доктор психологических наук

«Познавательные универсальные учебные действия – это сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления» [3, С.11].

Заслуженный учитель России Н.А. Чуланова и кандидат педагогических наук Т.Н. Черняева

«Познавательные УУД – это умственные действия, направленные 6 на планирование, осуществление анализа своей познавательной деятельности и управление ею, на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [5, С.186]».

Из всех представленных определений, наиболее точным нам показалось формулировка А.Г. Асмолова.

Овладение познавательными УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Таким образом, «умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2021 года познавательные УУД подразделяются на 3 блока: овладение базовыми логическими действиями, овладение базовыми исследовательскими действиями и овладение работой с информацией. На уроках начальной школы предполагают следующие умения учеников:

1.Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в материалах учебников, тетрадях, дополнительной литературе.

2.Формулировать причинно-следственные связи, выполнять аналитические, сравнительные, синтезирующие, классификационные операции, делать выводы, обобщения.

3.Осознавать поставленную задачу.

4.Осуществлять познавательные УУД в умственной и материализованной формах.

5.Использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных задач учебного процесса, понимать сведения, представленные с модельным, схематичным, изобразительным видах [1].

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования  познавательных логических УУД.

Большими возможностями в формировании познавательных УУД обучающихся располагают уроки окружающего мира. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

В курсе «Окружающий мир» УМК «Школа России» дети учатся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить их к известным понятиям.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Необходимо, чтобы в процессе овладения логическими приемами учащийся был субъектом учебной деятельности, отношения строились на основе сотрудничества, [11].

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

- наблюдение и эксперимент;

- осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

- осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение давать определение понятиям;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщение понятия — осуществление логических операций перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- осуществление сравнений, классификаций, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- структурирование текстов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Согласно всему вышеперечисленному, можно сделать вывод, что познавательные УУД – это умственные действия, направленные на планирование и анализ своей познавательной деятельности, а также управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса. Универсальная характеристика познавательных УУД проявляется в том, что они обеспечивают интеллектуальное развитие ребенка, который учится учиться, чтобы применить знания на практике.

1.2 Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от нагляднообразного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у обучающихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т.п. [9].

Как уже отмечалось, мышление младших школьников неразрывно связано с восприятием. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уловил самое существенное, основные внутренние зависимости имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения задания.

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. [14]  

По словам А.М. Матюшкина советского и российского психолога, доктора психологических наук, профессора и академика Российской академии образования, мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, вес и др. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводят к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. [13].

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность [3, с. 426]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным, т.е. «чувствительный», наиболее готовый к узнаванию чего-либо периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность [6, с. 340]. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина - советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности» отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [6, с. 341]. Это в свою очередь организует внимание школьника.

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [3, с. 423]. Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [6, с. 337]. Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти [3, с. 428].

Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [3, с. 18]. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения [4, с. 100].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

1.3 Общая характеристика «кейс-стади»

Перед современным педагогом стоит проблема поиска способов и приемов организации деятельности младшего школьника, всё актуальнее становится вопрос об обосновании выбора инновационных педагогических технологий, одной из которых является кейс-метод.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

К кейс-технологиям относятся 6 методов: метод инцидентов, игровое проектирование, метод разбора деловой корреспонденции, ситуационно-ролевая игра, кейс-стади, метод дискуссии. Но мы более подробно остановимся на кейс-стади.

Сase-study – разбор конкретной ситуации или обучающего практического случая, содержащего проблему, относится к методам активного проблемно-ситуационного анализа, а в образовании применяется как инструмент для решения практических задач, способствующих развитию у обучающихся самостоятельного мышления, коммуникативной компетентности и метапредметных умений.

Дж. Саймон: «Специфика метода case-study зависит от природного ума, здравого смысла и воображения личности, проводящей исследование... Исследователь создает процедуры по мере своего продвижения вперед, [197, 27].

В России применяются и другие названия метода case-study: метод конкретных ситуаций (КС), метод изучения ситуаций или деловых историй, кейс-технология.

Метод case-study формулируется методистами неоднозначно: одними он относится к технологии проблемного обучения, другими – к проектному обучению [6]. В переводе с англ. «case» - «коробка», «ящик», «чемодан» - портфель типа чемодана, "дипломат" [8].

Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Все инновационные педагогические технологии  изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результате обучения на будущую профессиональную деятельность. Данное утверждение и определяет актуальность применения «Кейс – стади» в практике образования.

1.3.1 Характеристика кейс-стади

В основе метода кейс-стади лежит разбор разных ситуаций. Его ценность в том, что слушатели (ученики) учатся действовать в команде.

Отдельные типы кейс стади, вписываясь в общее определение, тем не менее, могут нести значимые различия. Многие исследователи сходятся на том, что кейс стади должен удовлетворять трем основным условиям качественной методологии. Он должен способствовать:

1. Описанию;

2. Пониманию;

3. Объяснению.

Примерная структура кейса:

1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.

2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3. Комментарий ситуации, представленный автором.

4. Вопросы или задания для работы с кейсом.

5.Приложения.

Рисунок 2 – схема «Виды кейс-стади по целям и задачам обучения»

По степени воздействия источников выделяют следующие типы кейс-стади:

  1. Практические кейсы.  

Представляют собой реальные жизненные ситуации. Основная задача такого типа кейса – детально и подробно описать обстоятельства. Таким образом, он представляет собой практическую модель ситуации. Как правило, учебное назначение заключается в закреплении знаний, умений и модели принятия решений в конкретно обозначенной ситуации. Такие кейсы отличаются максимальной детализацией и наглядностью. Их суть заключается в формировании способности к наиболее рациональной деятельности.

  1. Обучающие кейсы.

Их основная задача заключается именно в обучении. Такие кейс-стади представляют собой типичные ситуации, с которыми ученику предстоит столкнуться в реальной жизни и в профессиональной деятельности. При этом жизненные обстоятельства здесь достаточно условны, так как на первом месте стоит воспитательная задача. Предлагаемый сюжет может быть не реальным, а гипотетическим, но при этом соответствующим жизненным реалиям.

  1. Научно-исследовательские кейсы.

Предназначены для проведения исследовательской деятельности. При этом представленная модель направлена на получение новых знаний о вариантах её развития и наиболее грамотного поведения в ней. Такой кейс-стади строится в соответствии с принципами создания исследовательской модели и применяется чаще всего как способ повышения квалификации специалистов, а также для профессиональной переподготовки.

Кейс-стади опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

1) индивидуальный подход к каждому учащемуся, учёт его потребностей и стиля обучения;

2) максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора задач и способа их выполнения);

3) обеспечение учащихся достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и CD-диски и т.д.);

4) оптимальность посильности учащихся большим объемом теоретического материала, умение концентрироваться лишь на основных положениях;

5) возможность активного сотрудничества учителя и учащихся;

6) формирование у учащихся навыков менеджмента, умения работать с информацией;

7) акцентирование внимания на развитии сильных сторон учащихся.

Медленное внедрение кейс-стади в систему школьного образования определено рядом проблем, вот некоторые из них:

- многие учителя не владеют методикой проведения кейс-технологии;

- не все учителя хотят работать с интерактивными технологиями, предпочитая классическое обучение инновационному;

- кейс-стади требует много учебного времени, поэтому в строго нормированном учебном процессе внедрение ситуационных задач осуществить довольно сложно;

- методические пособия с ситуационными задачами как предметного, так и  интегративного содержания отсутствуют, а составление кейсов – процесс сложный, требующий много личного времени преподавателя;

- при групповом обучении всегда есть учащиеся, не принимающие участие в работе группы, иногда мешающие ей, или те, кто перекладывает решение ситуационной задачи на других, прячется за спинами лидеров.

Хотя применение ситуационных задач в образовательном процессе на данном этапе вызывает ряд трудностей, но пути решения ищутся довольно успешно. Особенностью метода является его постоянное развитие, протекающее одновременно с быстро изменяющимися объективными факторами, реагирующее на все изменения в окружающей среде, способствующее не только активной адаптации к новым условиям, но влиянию на них. «Метод выступит как важнейшим каналом наполнения творчеством содержания учебно-воспитательного процесса, так и средством развития человеческих ресурсов» [6, С.274].

Методы кейс-технологии активно применяются  в образовании. Этот современный подход к обучению очень эффективен и показывает высокие результаты. Если сравнивать с традиционными способами, то данная технология имеет ряд плюсов:

  1. Практическая направленность.

Такой вид организации обучения позволяет использовать теоретическую базу знаний для решения практических проблем. Кейс-стади в обучении позволяет более полно погрузиться в понятия и проблемы, связанные с организацией и развитием бизнеса. Он более эффективен, чем прослушивание лекций или практика, предусмотренная обучением, так как она предполагает исключительно узкий участок работ.

  1. Интерактивный формат.

Использование кейс-стади делает усвоение материала более эффективным. Ученики максимально вовлечены в решение проблемы и вынуждены активно участвовать в разработке концепции для выхода из ситуации. Если работа идёт в команде, то все участники решают проблему от лица главного героя кейса. Важно, что педагогический метод кейсов направлен именно на совершенствование способности к выработке знаний, а не просто на их получение.

  1. Конкретные навыки.

Использование кейс-стади позволяет получить те навыки, которых нет в обучающем курсе, но которые окажутся необходимыми при выполнении работы. Это так называемые «мягкие навыки».

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

В первой главе нами было рассмотрено понятие «познавательные универсальные учебные действия». С точки зрения Асмолова А. Г «познавательные УУД – это совокупность различных способов познания окружающего нас мира, а также самостоятельное построение процесса исследования, поиска, и совокупность операций по систематизации, обобщению, обработке и использованию полученной информации» [2].

Кейс-стади активно используется в организациях, деятельность которых направлена на обучение людей. Выявлено, что он существенно увеличивает результативность образовательного процесса и учит применять теоретические знания на практике. Кроме того, кейс-стади формирует мотивацию для получения новой информации.

Особенностью кейс стади обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.

Классификация познавательных универсальных учебных действий включает:

1. Общеучебные;

2. Логические;

3. Универсальные действия;

4. Постановку и решение проблем.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от нагляднообразного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления, мышление ребенка в шесть-семь лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных источников информации, мы пришли к следующим выводам:

1) Познавательные УУД - это сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления.

2) Одной из эффективных форм развития познавательных УУД и повышении мотивации учащихся к учебной деятельности являются уроки с применением или с элементами кейс-стади. Они позволяют разнообразить и сделать интересным и более эффективным образовательный процесс.

3) Кейс-стади играет развивает практическую направленность, конкретные навыки и создает интерактивный формат. Использование кейс-стади формирует у детей потребности в получении полного представления об окружающем мире при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию.

4) Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе, и в частности развития познавательных УУД.

В курсовой работе мы планируем изучить особенности применения кейс-стади, подобрать и создать конспекты уроков окружающего мира с помощью кейс-метода с целью развития познавательных УУД младших школьников. Данный формат позволит обучающимся опробовать новый метод обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные официальные материалы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Москва: Просвещение, 2021. 18 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

Книги одного автора

  1. Адонина, Н.П. Кейс-стади: история и современность / Н.П. Адонина. Высшее образование сегодня .— 2012 .— №11 . – С. 43-48
  2. Андреева, И.В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И.В. Андреева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. – С. 21-25.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
  4. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
  5. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2015. -№ 4,С.13-18
  6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
  7. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.

Книги двух авторов

  1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Санкт-Петербург, 2005. — 940 с.

Интернет – ресурсы

  1. Доклад - выступление "Применение кейс - метода как современного активного метода обучения на учебных занятиях" | Образовательная социальная сеть URL: https://clck.ru/34ZqzM (дата обращения: 21.03.2023)
  2. История возникновения понятия «кейс-технология» и «кейс-метод» URL: https://clck.ru/34ZqvA (дата обращения: 13.04.2023)
  3. Кейс-метод: суть и правила использования URL: https://clck.ru/34Zqw9 (дата обращения 18.03.2023)
  4. Степанова, О. В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема / О. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 851-853. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25198/ (дата обращения: 15.04.2023).
  5. Выступление на тему "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира". URL: https://clck.ru/34ZqqH (дата обращения 24.03.2023)
  6. Особенности мышления младших школьников. URL: https://clck.ru/34ZqsJ (дата обращения 18.03.2023)



Предварительный просмотр:

Модульная технология обучения представляет собой одну из современных педагогических технологий, которая активно используется в образовательных учреждениях, включая начальные классы. Эта технология основывается на принципах модульного обучения, которое позволяет организовать образовательный процесс более гибко и эффективно. В данном реферате будет рассмотрена история создания модульной технологии, ее особенности, специфика применения в начальных классах, а также методы и приемы, используемые в рамках данной технологии.

1. История создания модульной технологии

Модульная технология обучения начала развиваться в середине XX века. В 1960-х годах в США и Европе возникли первые эксперименты по модульному обучению, которые были направлены на улучшение качества образования и адаптацию учебного процесса к индивидуальным потребностям учащихся. Одним из первых исследователей в этой области был американский педагог Р. М. Грэй, который предложил концепцию модульного обучения как способа организации учебного процесса.

В 1970-х годах модульная технология начала активно внедряться в образовательные учреждения различных стран. В России модульное обучение стало популярным в 1990-х годах, когда началась реформа образования и возникла необходимость в новых подходах к обучению. В результате были разработаны различные модели модульного обучения, которые адаптировались к российским условиям.

2. Особенности модульной технологии

Модульная технология обучения имеет несколько ключевых особенностей:

1. Модульность: Образовательный процесс делится на отдельные модули, каждый из которых представляет собой завершенный блок знаний и умений. Это позволяет учащимся осваивать материал в удобном для них темпе.

2. Индивидуализация: Модульное обучение учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, что способствует более глубокому усвоению материала.

3. Практическая направленность: Модули часто включают практические задания и проекты, что позволяет учащимся применять полученные знания на практике.

4. Гибкость: Модульная технология позволяет легко изменять содержание и структуру учебного процесса в зависимости от потребностей учащихся и требований образовательной программы.

3. Специфика модульной технологии для начальных классов

В начальных классах модульная технология обучения имеет свои особенности:

1. Игровая форма: Модули могут включать игровые элементы, что делает обучение более увлекательным для детей и способствует их мотивации.

2. Многообразие методов: В рамках модульного обучения используются различные методы и приемы, такие как проектная деятельность, работа в группах, индивидуальные задания и т.д.

3. Развитие ключевых компетенций: Модульная технология способствует развитию у детей ключевых компетенций, таких как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество и креативность.

4. Оценка результатов: В модульном обучении акцент делается на формирующее оценивание, что позволяет отслеживать прогресс учащихся и корректировать учебный процесс.

4. Методы и приемы модульной технологии

В рамках модульной технологии обучения используются различные методы и приемы:

1. Проектный метод: Учащиеся работают над проектами, которые позволяют им применять полученные знания на практике.

2. Групповая работа: Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации.

3. Индивидуальные задания: Учащиеся могут выбирать задания в зависимости от своих интересов и уровня подготовки.

4. Игровые технологии: Использование игр и игровых элементов делает обучение более увлекательным и мотивирующим.

5. Кросс-дисциплинарный подход: Модули могут объединять различные предметы, что способствует более глубокому пониманию материала.

Заключение

Модульная технология обучения представляет собой эффективный подход к организации образовательного процесса, который позволяет учитывать индивидуальные потребности учащихся и развивать у них

ключевые компетенции. В начальных классах модульное обучение способствует созданию увлекательной и мотивирующей образовательной среды, что в свою очередь положительно сказывается на качестве усвоения материала. Внедрение модульной технологии в образовательный процесс требует от педагогов гибкости, креативности и готовности к постоянному саморазвитию.

Тема урока: "Экосистемы и их значение"

Класс: 4-й

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием экосистемы, ее компонентами и значением для природы и человека.

Структура урока:

1. Введение (10 минут)

   • Учитель начинает урок с обсуждения: "Что такое экосистема?" и "Где мы можем встретить экосистемы в нашей жизни?".

   • Учащиеся делятся своими мыслями, что помогает активизировать их интерес и вовлеченность.

2. Модуль 1: Теоретическая часть (15 минут)

   • Учитель объясняет основные компоненты экосистемы: биотические (живые) и абиотические (неживые) факторы.

   • Используются визуальные материалы: презентация с изображениями различных экосистем (лес, водоем, пустыня).

   • Учащиеся делают заметки и задают вопросы.

3. Модуль 2: Групповая работа (20 минут)

   • Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание: создать постер, на котором они должны изобразить одну из экосистем (например, лес, океан, пустыня).

   • Группы получают материалы: цветные бумаги, маркеры, картинки из журналов.

   • В процессе работы учащиеся обсуждают, какие компоненты экосистемы они хотят включить в свой постер, что развивает навыки сотрудничества и коммуникации.

4. Модуль 3: Презентация проектов (15 минут)

   • Каждая группа представляет свой постер классу, объясняя, какие компоненты экосистемы они выбрали и почему.

   • Учитель задает вопросы, чтобы углубить понимание темы и стимулировать обсуждение.

5. Модуль 4: Игровая активность (10 минут)

   • Учитель организует игру "Экосистемный квест", где учащиеся должны найти карточки с изображениями различных животных и растений, соответствующих экосистемам, которые они изучали.

   • Игра помогает закрепить знания в игровой форме и делает урок более увлекательным.

6. Заключение (10 минут)

   • Учитель подводит итоги урока, обсуждая, что нового узнали учащиеся о экосистемах и их значении.

   • Учащиеся могут задать вопросы и поделиться своими впечатлениями о работе в группах и о проведенной игре.

Оценка результатов

• В конце урока учитель проводит формирующее оценивание, предлагая учащимся оценить свою работу в группах и поделиться, что они узнали. Это может быть сделано через короткий опрос или обсуждение в классе.

• Учитель также может предложить учащимся заполнить рефлексивный лист, где они напишут, что им понравилось, что было сложно и что они хотели бы узнать больше.

Заключение

Использование модульной технологии на этом уроке позволяет не только эффективно передать знания о экосистемах, но и развивать у учащихся навыки работы в команде, критического мышления и креативности. Такой подход делает обучение более увлекательным и мотивирующим, что положительно сказывается на усвоении материала.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Кол-во опрашиваемых - 4

Алгоритм отчета:

  1. Из четырех опрошенных учителей трое имеют высшее образование, в то время как один учитель обладает средним специальным образованием. Это разнообразие в уровне образования может влиять на подходы к обучению и методические практики, применяемые в классе.
  2. Средний педагогический стаж учителей варьируется от 1 года до 39 лет. Один из учителей имеет всего 1 год стажа, что может свидетельствовать о его недостаточном опыте в преподавании и, возможно, о необходимости дополнительной поддержки и наставничества. В то же время, учителя с 31 и 39-летним стажем могут обладать значительным опытом и знаниями, что позволяет им эффективно справляться с различными ситуациями в классе.
  3. Стаж работы в данном учреждении также варьируется: от 7 месяцев до 13 лет. Учителя с большим стажем работы в учреждении, вероятно, лучше знакомы с его культурой, методами и подходами, что может положительно сказаться на их взаимодействии с коллегами и учениками. Учитель с 7-месячным стажем может испытывать трудности в адаптации к новым условиям, что также требует внимания со стороны администрации.
  4. Методическая тематика учителей разнообразна и охватывает такие направления, как формирование навыков учебного сотрудничества, современные приемы формирования функциональной грамотности, развитие критического мышления и финансовой грамотности. Это разнообразие тем свидетельствует о стремлении учителей к внедрению современных подходов в обучение и адаптации к требованиям времени.
  5. Учителя активно участвуют в различных мероприятиях, таких как семинары, открытые уроки и стажировки. Однако, среди опрошенных есть различия в уровне вовлеченности: один учитель не указал никаких мероприятий, что может свидетельствовать о недостаточной активности или нехватке времени. Остальные учителя активно участвуют в мероприятиях, что говорит о стремлении к профессиональному развитию.
  6. Формы повышения профессионального мастерства также разнообразны: от участия в конкурсах, таких как «Учитель года», до мастер-классов и чтения специальной литературы. Это разнообразие форм позволяет учителям выбирать наиболее подходящие для себя способы повышения квалификации. Однако, отсутствие упоминания о некоторых формах, таких как онлайн-курсы, может указывать на необходимость расширения возможностей для профессионального роста.
  7. Учителя применяют широкий спектр педагогических технологий, включая информационно-коммуникативные, игровые и здоровье сберегающие технологии. Это разнообразие позволяет адаптировать обучение под потребности учеников и создавать более интересную образовательную среду. Однако, стоит отметить, что не все учителя могут быть одинаково подготовлены к использованию всех технологий, что может привести к различиям в качестве обучения.
  8. Учителя работают с различными образовательными программами, такими как «Школа России» и «Перспективная начальная школа» совместно с «Начальная школа 21 века». Это разнообразие программ может влиять на подходы к обучению и методические практики, применяемые в классе. Учителя, работающие с разными программами, могут обмениваться опытом и находить лучшие практики для своих учеников.
  9. Учителя активно участвуют во внеурочной деятельности, что свидетельствует о их стремлении развивать учеников не только в рамках учебного процесса, но и за его пределами. Однако, один из учителей не указал участия в внеурочной деятельности, что может говорить о недостаточной вовлеченности или нехватке времени.
  10. Качество обученности учеников варьируется от 60% до 100%. Это разнообразие может указывать на различия в подходах к обучению и методах, используемых учителями. Учитель с 60% может столкнуться с трудностями в обучении, в то время как учитель с 100% показывает высокие результаты, что может быть связано с его опытом и методами работы. Также есть детальной ответ по каждой дисциплине, что позволяет улучшать качество образования в данном классе зная «сильные» и «слабые» стороны.
  11. Учителя сталкиваются с различными трудностями, такими как недостаток времени и подготовленность знаний к школе. Эти трудности могут влиять на качество обучения и требуют внимания со стороны администрации. Учитель с 1 годом стажа может испытывать больше трудностей, чем более опытные коллеги, что также требует поддержки.

         В результате опроса выявлено значительное разнообразие в ответах учителей, что свидетельствует о различиях в их опыте, подходах к обучению и профессиональном развитии. Это разнообразие может быть как преимуществом, так и вызовом для образовательного учреждения. Рекомендуется создать условия для обмена опытом между учителями, что позволит повысить качество обучения и профессиональное мастерство.



Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения педагогического опыта образовательного учреждения

1. История образовательного учреждения.

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Сокращённое наименование образовательной организации

МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска»

Учредитель образовательной организации

Администрация города Челябинска

Дата создания образовательной организации

1 сентября 1988г.

Языки образования

Русский

Информация о местах осуществления образовательной деятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Академический лицей № 95 г. Челябинска", расположено по адресам:

  • 454021, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Молдавская, д. 23 «б»
  • 454021, Челябинская область, г. Челябинск, Комсомольский проспект, 91 "б"
  • 454001, Челябинская область, г. Челябинск, проспект Победы, дом 307 "а"

Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 95 Курчатовского района г. Челябинска, расположенная по адресу: ул. Молдавская, 23 `б`, была основана в 1988 году как базовая школа Челябинского государственного педагогического училища № 1.

В момент открытия в школе обучалось 830 человек.

С 1994 года школа - городская экспериментальная площадка по реализации модели `Школа мобильных систем`.

В 1998 году создан Центр лечебной педагогики, который объединил следующих специалистов: педиатра, фельдшера, врача - фитотерапевта, врача - окулиста, ортоптистку, специалистов служб сопровождения: социальных педагогов, психологов, дефектолога, логопедов, среди которых 1 кандидат наук, 1 доктор медицинских наук.

В 2000 году школа показала лучшие результаты независимой экспертизы знаний третьеклассников по русскому языку и математике.

С 2001 года школа включилась во Всероссийский эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

С 2003 года МОУ № 95 работает как городская экспериментальная площадка по теме `Совершенствование педагогических аспектов здоровьесберегающих условий освоения модифицированного содержания общего образования`.

В 2002-2003 году коллектив принимал участие:

- Окружной семинар - совещание `Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования` (23-25.10.2002г.);

- Областной научно - практический семинар `Здоровьесберегающая деятельность в процессе эксперимента по совершенствованию и содержанию общего образования` (20.03.2003г.);

- Всероссийская конференция `Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Здоровьесберегающие технологии`. (2-5.12.2002г.);

- Российский образовательный форум (апрель 2003г.);

- Областной семинар `Реализация здоровьесберегающего подхода в рамках эксперимента `Совершенствование структуры и содержания общего образования` (4 ноября 2003г.);

- Всероссийская конференция `Формирование здорового образа жизни в образовательной среде` (10.11.12.2003г.);

2. Приоритеты образовательной стратегии школы

Среди основных стратегических направлений деятельности начальной школы № 95 - сохранение психического и физического здоровья младших школьников и профилактика `школьных заболеваний`.

Для реализации данной цели созданы соответствующие условия: оборудованы процедурный кабинет, фитобар, кабинет `Охраны зрения`, кабинет психологической разгрузки, два спортивных зала, кабинет ЛФК, стоматологический кабинет, медицинский кабинет, созданы два хореографических зала, шахматный клуб, логопедический пункт, установлен очиститель воды, приобретена посуда `Цептер`.

588 учащихся (68,7%) приобщаются к спорту и физической культуре через занятия по ОФП (222 чел.), каратэ (100 чел.), хореографии (44 чел.), шахматами (222 чел.) Занятость в спортивных секциях вне школы составляет 346 учащихся (40,4%).

В рамках `Программы развития воспитания в начальной школе до 2003 года` реализуется комплекс спортивно - оздоровительных мероприятий: профилактическая акция `За здоровый образ жизни`, `Береги себя`, КТД `Береги здоровье смолоду`, семейные эстафеты, `Веселые старты`, лыжная эстафета `Олимпиада - 95`, соревнования по подвижным играм, показательные выступления спортсменов школы.

3. Реализация социальных программ

Программа `Дети  инвалиды`

Направление работы: Улучшение возможностей для комплексной психолого - педагогической и социальной реабилитации детей - инвалидов.

Программа `Дети - сироты`

Направление работы: Расширение правовых гарантий, защита жилищных, имущественных и др. интересов детей, оставшихся без родителей.

Программа `Индустрия детского питания`

Направление работы: Обеспечение детей полноценным питанием.

Программа `Социальная защита малоимущих семей с детьми`

Направления работы:

- Улучшение материального положения малоимущих семей с детьми, сокращение числа безнадзорных детей;

2. Структура методической службы в образовательном учреждении.

Методическая служба в нашем образовательном учреждении состоит из двух человек, один из которых работает на полставки. Это позволяет эффективно распределять обязанности и обеспечивать поддержку педагогам в их профессиональной деятельности.

В структуре методической службы выделяются следующие ключевые роли:
• Методист (основной): отвечает за организацию методической работы, координацию мероприятий, разработку и внедрение новых методик обучения.
• Методист (на полставки): поддерживает основного методиста, участвует в проведении семинаров и тренингов, а также занимается индивидуальной работой с молодыми педагогами.

Кроме того, в учреждении функционирует методическое объединение по параллелям, что позволяет учителям обмениваться опытом и находить оптимальные решения для образовательного процесса.

3. Основные направления деятельности методической службы.

• Поддержка и развитие педагогического мастерства: методисты организуют семинары и тренинги для учителей, направленные на повышение квалификации и освоение новых методик.
• Координация работы по реализации единой ФГОС программы: методическая служба обеспечивает соответствие образовательного процесса требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
• Организация открытых уроков и взаимопосещений: методисты способствуют обмену опытом между педагогами через открытые уроки и взаимопосещения, что позволяет внедрять новые техники и подходы в обучение.
• Работа с молодыми педагогами: методисты уделяют особое внимание новым учителям, проводя для них семинары и предоставляя необходимую методическую поддержку.
• Анализ и отчетность: методическая служба собирает и анализирует данные о результатах работы педагогов, готовит отчеты о проведенных мероприятиях и итогах работы.

4. Формы методической работы в образовательном учреждении.

Методическая работа в образовательном учреждении осуществляется через различные формы, включая:
• Заседания методического объединения: проводятся раз в модуль (каждые 5 недель) и включают обсуждение текущих вопросов, планирование работы, анализ КТП (календарно-тематического планирования), самообразование, эмоциональный интеллект, конкурсы и мероприятия.
• Открытые уроки и взаимопосещения: учителя имеют возможность наблюдать за уроками коллег, что способствует обмену опытом и внедрению новых методик. • Семинары и тренинги: проводятся для повышения квалификации педагогов, особенно для молодых специалистов, которые нуждаются в поддержке и наставничестве.
• Индивидуальная работа с педагогами: методисты проводят консультации и индивидуальные занятия с учителями, помогая им в решении конкретных вопросов и проблем.
• Отчеты и анализ работы: методическая служба подготавливает отчеты о проведенных мероприятиях и итогах работы, которые представляются руководству методического объединения.

5. Условия эффективности организации методической работы учителя.

Для обеспечения эффективности организации методической работы учителя необходимо учитывать следующие условия:
• Поддержка со стороны администрации: наличие поддержки со стороны руководства образовательного учреждения, что способствует созданию благоприятной атмосферы для профессионального роста педагогов.
• Регулярное обновление знаний: постоянное повышение квалификации учителей через участие в семинарах, тренингах и курсах, что позволяет им быть в курсе современных методик и технологий.
• Создание условий для обмена опытом: организация открытых уроков и взаимопосещений, что способствует обмену опытом и внедрению новых подходов в обучение.
• Индивидуальный подход к каждому педагогу: методическая служба должна учитывать потребности и интересы каждого учителя, предоставляя индивидуальную поддержку и консультации.
• Анализ и обратная связь: регулярный анализ результатов работы педагогов и предоставление обратной связи, что позволяет выявлять сильные и слабые стороны в методической работе и вносить необходимые коррективы.
Эти условия способствуют созданию эффективной методической службы, которая поддерживает педагогов в их профессиональной деятельности и обеспечивает высокое качество образования.



Предварительный просмотр:

Отчет по сайту МАОУ "Гимназия №96 г. Челябинска"

Сайт МАОУ "Гимназия №96" имеет современный и привлекательный дизайн. Основные цветовые решения включают в себя сочетание светлых и темных тонов, что создает гармоничную атмосферу. Использование графических элементов, таких как фотографии учащихся и мероприятий, делает сайт более живым и интересным. Шрифты выбраны четкие и читаемые, что способствует легкости восприятия информации. В целом, оформление сайта соответствует современным требованиям и создает положительное первое впечатление.

Сайт обладает удобной навигацией, что позволяет пользователям легко находить необходимую информацию. Главное меню расположено в верхней части страницы и содержит основные разделы, такие как "О гимназии", "Новости", "Учебный процесс" и "Контакты". Шрифт выбран достаточно крупным и читаемым, что облегчает восприятие текста. Страницы открываются быстро, а информация структурирована по разделам, что позволяет пользователям легко ориентироваться. Также стоит отметить наличие адаптивного дизайна, что делает сайт доступным для людей с ограниченными возможностями.

Сайт содержит полную информацию об образовательной организации. В разделе "О гимназии" представлена история, миссия и цели учреждения. Также имеется информация о педагогическом составе, учебных планах и программах. Наполняемость сайта разнообразна: представлены новости, мероприятия, достижения учащихся и другая актуальная информация, что делает его полезным для всех участников образовательного процесса.

Сайт обновляется регулярно, что свидетельствует о внимании образовательной организации к актуальности представленной информации. Новостная лента обновляется с определенной периодичностью, что позволяет пользователям быть в курсе последних событий. Нормативные документы также обновляются в соответствии с изменениями в законодательстве, что подчеркивает серьезный подход к ведению сайта.

Сайт соответствует требованиям, установленным нормативными документами, касающимися образовательных учреждений. Вся необходимая информация, такая как лицензии, аккредитации и другие документы, представлена в доступной форме. Рекомендации по оформлению и наполнению сайта соблюдены, что подтверждает его соответствие установленным стандартам.

Сайт предоставляет полную и актуальную информацию для родителей. В разделе, посвященном родителям, можно найти информацию о расписании, родительских собраниях, а также рекомендации по воспитанию и обучению детей. Информация представлена в удобной форме, что делает ее востребованной и полезной для родителей.

Сайт также содержит информацию, актуальную для учащихся. В разделе "Учебный процесс" представлены расписания, учебные материалы и информация о внеклассных мероприятиях. Дети могут легко найти нужную информацию, что делает сайт востребованным среди учащихся. Актуальность и полнота информации способствуют повышению интереса к учебному процессу.

Сайт МАОУ "Гимназия №96" г. Челябинска является эффективным инструментом для взаимодействия с родителями, учащимися и педагогами. Он обладает современным дизайном, удобной навигацией и актуальной информацией, что делает его востребованным среди всех участников образовательного процесса. Регулярное обновление контента и соответствие нормативным документам подчеркивают серьезный подход гимназии к ведению своего сайта.



Предварительный просмотр:

Рецензия на статью

«Концепция воспитания Н.Е.Щуковой»

Журнал: воспитание школьников

Введение

Статья, представленная авторами, представляет собой глубокий анализ концепции воспитания Н.Е. Шурковой, выделяя её вклад в теорию, методику и технологии воспитания. Она актуальна как для специалистов в области педагогики, так и для широкого круга читателей, интересующихся вопросами воспитания молодежи в современном образовательном контексте. Анализируется художественный и теоретический подходы Шурковой, описываются принципиальные аспекты, важные для понимания её работы и метода.

Основные идеи статьи

  1. Многообразие форм воспитания

Авторы подчёркивают, что  пути и методы воспитания различаются в зависимости от этапов развития школьной жизни. Это важное замечание, так как оно отражает необходимость адаптации подходов к возрасту и потребностям обучающихся. Таким образом, воспитание должно быть индивидуализированным, и учитывать личностные особенности каждого ученика.

  1. Контекстуализация воспитания

Ключевым элементом статьи является концепция расширения «смысловых горизонтов». Этот подход представляет собой основополагающую идею воспитания, в рамках которой каждый учащийся формирует свою уникальную картину мира. Статья акцентирует внимание на важности интеграции знаний и опыта, что способствует более глубокому пониманию культурных и социологических аспектов жизни.

  1. Принципы воспитания

Авторы выделяют несколько принципов воспитания, таких как культурологический, социально-психологический и этический. Эти принципы служат ориентиром для теории и практики воспитания. Важно отметить, что такое структурирование принципов помогает создать целостную картину воспитательного процесса, где взаимодействие ученика с окружающим миром становится основой личностного роста.

  1. Направления воспитания

Статья описывает направления философского, диалогического и этического воспитания, которые органично вписываются в общий контекст. Философское воспитание, в частности, акцентирует внимание на развитии критического мышления, что является важным аспектом в современном образовательном процессе.

  1. Социально-ценностные требования

Анализ реализации программы воспитания демонстрирует её положительное влияние на формирование социально-ценностных требований у учащихся. Повышение значимости социальных норм и ценностей в воспитательном процессе актуально для современного общества, где молодое поколение сталкивается с множеством вызовов и противоречий.

Критика и предложения

Несмотря на глубокий анализ, авторы признают, что представленное исследование является лишь частью многогранного вклада Н.Е. Шурковой в педагогику. Это честное признание открывает возможности для дальнейших исследований и осмыслений концепции воспитания. В статье можно было бы подробнее рассмотреть конкретные примеры применения методик, предложенных Шурковой, а также провести сравнительный анализ с другими педагогическими концепциями.

Дополнительно, полезно было бы рассмотреть практические аспекты внедрения описанных принципов и направлений в образовательный процесс, а также примеры успешного их использования в разных контекстах.

Заключение

Статья предоставляет ценный анализ концепции воспитания Н.Е. Шурковой, раскрывая её влияние на теорию и практику воспитания. Понимание воспитания как процесса взаимодействия и поддержки формирования ценностных отношений актуально в условиях современного образования. Авторы делают важный вклад в осмысление педагогических идей, что является необходимым для дальнейшего развития отечественной педагогической науки.

Предложенная статья является полезным ресурсом для исследователей и практиков в области воспитания, а также поможет преподавателям лучше понимать и применять концепции воспитания в своей деятельности. В целом, данный анализ вдохновляет на дальнейшие исследования и практические эксперименты в воспитательной сфере.


Предварительный просмотр: