ПК 4.4
методическая разработка

Катаева Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра иностранных языков и туризма

Катаева Наталья Николаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКТА ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовой проект допущен к защите

«____» декабря 2023 г.

Заместитель директора по НМР

______________/ Анищенко И.Л.

«_____» _____________ 2023 года

Курсовой проект допущен

с оценкой_________________

«____» декабря 2023 г.

Председатель комиссии:

______________/

Члены комиссии:

______________/

______________/

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 3, группа: 33

Руководитель: Гуськова Е.А.,

преподаватель ОГСЭ 04. Иностранный язык

первой квалификационной категории

Челябинск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

      6

1.1 Общая характеристика понятия «слухо-произносительный» навык

6

1.2 Возрастные особенности развития слухо-произносительного навыка у младших школьников на уроках английского языка

9

1.3 Роль использования интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка

12

1.4 Виды интерактивных презентаций и их применение на уроках

14

Выводы по первой главе

18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКТА ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

19

2.1 Современные подходы к развитию слухо-произносительного навыка на уроках английского языка

19

2.2 Анализ программного материала 3 класса начальной школы на наличие упражнений для развития слухо-произносительного навыка

22

2.3 Критерии и уровни оценки состояния развития слухо-произносительного навыка

26

2.4 Методика работы с комплектом интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка

27

Выводы по второй главе

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

32

ВВЕДЕНИЕ

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого сообщества. Весь мир постепенно превращается в единое полиэтническое сообщество, это связано в первую очередь с процессом глобализации. Мы можем смело утверждать, что XXI век – это век коммуникаций. Изучение иностранного языка – это процесс долгий и требующий немалых трудов и усилий. Иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации. В современном мире иноязычное общение предопределило необходимость владения такими видами речевой деятельности, как говорение и понимание иноязычной речи на слух.

Фонетика является одним из важнейших аспектов в изучении английского языка, так как именно она лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности. Работа над фонетикой является первостепенной, поскольку без овладения фонетическим навыком обучающиеся не смогут выполнять разные виды речевой деятельности.

Не зная фонетики, учащиеся не смогут понять современное письмо и разобраться в грамматике. По словам Выготского Л.С., обучение произношению – это важная ступень как в практическом овладении механизмом произношения и произносительной нормой, так и в выработке речевых умений [12].

На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которая предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования речи учащихся. Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их для реализации говорения как вида речевой деятельности.

Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. К сожалению, многочисленные школьные устные вводные курсы, уроки иностранного языка не решили эту проблему, свидетельством чего является тот факт, что в настоящее время произношение наших учащихся оставляет во многом желать лучшего. Между тем, как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Методические основы создания комплекта интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка у младших школьников на уроках английского языка в 3 классе».

Цель исследования: обосновать важность развития слухо-произносительного навыка в младшем школьном возрасте, проанализировать учебно-методические комплекты на наличие фонетического материала и разработать комплект интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка у младших школьников на основе данного исследования.

Объект исследования: развитие слухо-произносительного навыка у младших школьников.

Предмет исследования: использование интерактивных презентаций на уроках английского языка.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие «слухо-произносительный навык».
  2. Изучить возрастные особенности младшего школьника в процессе развития слухо-произносительного навыка.
  3. Рассмотреть виды интерактивных презентаций и их применение на уроках.
  4. Выяснить роль использования интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка на уроках английского языка.
  5. Рассмотреть подходы к развитию слухо-произносительного навыка  у младших школьников на уроках английского языка.
  6. Проанализировать программные материалы начальной школы на наличие фонетического материала.
  7. Рассмотреть критерии и уровни оценки состояния развития слухо-произносительго навыка.
  8. Разработать комплект интерактивных презентаций.

В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение, систематизация.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

  1. Общая характеристика понятия «слухо-произносительный» навык

Язык как средство общения возник и существует, в первую очередь, как звуковой язык, и владение его звуковым строением, то есть наличие произносительных навыков, является обязательным условием общения в любой форме. Произношение является основой для всех видов речевой коммуникации.

В условиях неязыковой среды, или, проще говоря, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделить значительное внимание [10].

Во ФГОС НОО главной целью английского языка является формирование коммуникативной компетенции [2].

ФГОС  НОО третьего поколения и новые примерные программы закрепляют навык на раннем обучение, что положительно скажется на развитии коммуникативной компетенции, а также позволит достичь более высоких результатов [3].

Без приобретения произносительных навыков акт коммуникации не может иметь места даже на самом элементарном уровне. Работа над произношением в процессе обучения английскому языку в младших классах имеет огромное значение для выработки умений и навыков  устной речи, чтения и понимания читаемого и воспринимаемого на слух материала, прочного его усвоения. Под обучением произношению обычно понимают самые различные виды работ, ставящие своей целью создать у обучающихся устойчивые произносительные навыки. При этом произносительные навыки должны доводиться до такой степени совершенства, которая обеспечила бы их полную автоматичность, независимо от произносительных навыков родного языка [14].

Становится очевидно, что в основе формирования коммуникативной компетенции лежат успешно сформированные и развитые виды речевой деятельности, формирование и развитие которых, в свою очередь, невозможно без своевременно сформированного слухо-произносительного навыка. Слухо-произносительный навык позволяют не только общаться на английском языке, но и отвечают за адекватное восприятие речевого сообщения, точность оформления мысли с использованием английского языка, что позволяет выполнить требуемую коммуникативную функцию. Сформированность слухо-произносительного навыка является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции [13].

Развитие фонетических или слухо-произносительных навыков является основной целью при обучении английскому языку в младшей школе.

Слухо-произносительные навыки – это навыки фонемно-правильного произнесения всех звуков в потоке речи, а также узнавание, различение и понимание всех звуков при восприятии речи других людей [12].

Слухо-произносительный навык – это способность правильно, в соответствии с нормами изучаемого языка, воспринимать услышанный звуковой образец и адекватно его воспроизводить. Показателем сформированности слухо-произносительных навыков является доведение указанной способности до автоматизированного восприятия и воспроизведения [12].

Согласно методике М. З. Биболетовой, обучение произносительной стороне речи - это овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения, а именно:

  1. Умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха;
  2. Навыками произношения,  доведенное до автоматизма владение

артикуляторной базой английского языка, способами интонирования

  1. Развитие внутренней речи как психофизиологической основы для

внешней речи [15].

От умения слушать и слышать зависит умение произносить. И то и другое влияет на развитие внутренней речи, а последнее во многом определяет развитие произносительных навыков и внешней речи в целом.

Успешность формирования слухо-произносительного навыка обуславливается не только умением произносить отдельные звуки английского языка в процессе речевой деятельности. Обучающемуся также необходимо дать четкое представление о том, как соответствующие звуки корректно соединяются в словах, которые впоследствии объединяются в предложения. На уроках английского языка в младших классах формированию и развитию слухо-произносительных навыков необходимо уделять большое внимание. Слухо-произносительные навыки в данном случае делятся на две большие группы:

1. Ритмико-интонационные навыки, подразумевающие знание грамотной постановки ударения, интонем (логических и экспрессивных);.

2.  Непосредственно слухо-произносительные навыки, которые – в свою очередь – разделяются на аудитивные и собственно произносительные.

Аудитивные или слуховые навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений .

Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее, безусловно, требует и правильного ударения, паузации и интонирования. Успешность развития слухо-произносительного навыка у обучающихся напрямую связана с развитостью речевого слуха, что подразумевает включение его фонетической и фонологической разновидностью [20].

Фонетический слух, являясь разновидностью речевого слуха, подразумевает наличие у обучающихся развитой способности грамотно воспринимать и воспроизводить «несмыслоразличительные фонетические свойства речи, что является обязательным условием владения аутентичным безакцентным произношением». В свою очередь, фонематический слух подразумевает наличие у учащихся развитой способности грамотно воспринимать и воспроизводить смыслоразличительные свойства фонем, что обуславливает разницу между фонетическим и фонематическим слухом [16].

Таким образом, развитие слухо-произносительных навыков является важнейшим элементом в процессе обучения младших школьников английскому языку и заключается в способности восприятия и правильной ассоциации слышимого звука или интонемы с присущим им значением и воспроизводить звуки и интонемы, которые соответствуют заданным значениям.

  1. Возрастные особенности развития слухо-произносительного навыка у младших школьников на уроках английского языка

Основываясь на «Рабочую программу начального общего образования по английскому языку»  обучающийся в конце 4 класса должен научиться коммуникативным умениям говорения и аудирования.

 Говорение:

1) вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) на основе вербальных и/или зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (не менее 4—5 реплик со стороны каждого собеседника);

2) вести диалог — разговор по телефону с опорой на картинки, фотографии и/или ключевые слова в стандартных ситуациях неофициального общения с соблюдением норм речевого этикета в объёме не менее 4—5 реплик со стороны каждого собеседника;

3) создавать устные связные монологические высказывания (описание, рассуждение; повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 4 класса (объём монологического высказывания — не менее 4—5 фраз);

4) создавать устные связные монологические высказывания по образцу; выражать своё отношение к предмету речи;

5) передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и/или зрительными опорами в объёме не менее 4—5 фраз.

6) представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления, в объёме не менее 4—5 фраз.

Аудирование:

1)  воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников, вербально/невербально реагировать на услышанное;

2) воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста/текстов для аудирования — до 1 минуты) [4].

Безусловно, слухо-произносительный навык формируется и развивается корректно на основе грамотного введения фонетического материала на уроках английского языка. В данном случае необходимо строго следовать принципу последовательности и посильности – подача материала идет от легкого к более сложному, от знакомого к новому и неизвестному, от явлений, сходных с родным языком, до тех явлений, которые в родном языке обучающихся аналогов не имеют.

Проблема особенностей развития слухо-произносительных навыков младших школьников тесно связана со спецификой звуковой системы английского языка, особенностями методов и подходов к обучению англоязычного произношения.

Обучение произношению иноязычным звукам в методике преподавания английскому языку используются упражнения на рецепцию, упражнения на репродукцию, тесно связанные между собой и направленные на формирование и слуховых (фонематический слух) и в тоже время произносительных (или артикуляционных) навыков [11].

Основная сложность в обучении произношению заключается в межъязыковой интерференции. Приступая к изучению иностранного языка, учащиеся, даже второклассники обладают устойчивыми навыками слушания и произнесения звуков родного языка, они владеют основными интонемами.

Интерференция возникает за счет того, что слухо-произносительные навыки родного языка переносятся на иностранный, то есть звуки иностранного языка уподобляются звукам родного. В центре внимания должны находиться при этом те явления, которые составляют специфику артикуляционной базы изучаемого языка [17].

Итак, из сказанного вытекает, что развитие слухо-произносительных навыков должно осуществляться в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи, чтобы каждая из этих сторон служила опорой для других. Но при этом, соблюдая особенности детей и их возраст, в котором происходит обучение.

  1. Роль использования интерактивных презентаций при развитии слухо-произносительного навыка

В наше время владение нужной информацией становится одним из главных инструментов в любой сфере человеческой деятельности. Использование компьютера раскрывает широкие возможности, способствует формированию информационной грамотности личности, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.  Важно научить молодое поколение находить правильно нужную информацию из большого числа таковой. Влияние информационной революции на образование велико [9].

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с требованиями ФГОС прописывается понятие «средства обучения», под которым понимается «приборы, оборудование, учебно-наглядные пособия, компьютеры, необходимые для организации образовательной деятельности» [1].

В эти средства обучения и включены интерактивные презентации.

В образовании информационные технологии органично включаются в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей. Владение информационными коммуникационными технологиями  также даёт возможности в совершенствовании языковой компетенции и межкультурной коммуникации.

Использование компьютерных технологий – требование нашего времени и один из методов современного обучения.

На компьютер переносятся те виды работ, которые вызывают наибольшие сложности формирования слухо-произносительного навыка. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, тексты рифмовок, пословиц, анимированные образы, они лучше усваивают и воспринимают фонетический материал.

В учебно-воспитательном процессе одной из самых актуальных и сложных проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока.

Презентация – набор слайдов с логически выстроенной информацией и направленной на достижение конкретной цели обучения [8].

Презентация – одна из самых практичных мультимедийных технологий, на основе которой можно добиться достижения цели обучения [19].

Образовательный потенциал компьютерной презентации может эффективно использоваться на уроке иностранного языка для развития слухопроизносительных навыков обучающихся.

Преимущество презентации в:

  1. Сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности.
  2. Возможности использования презентации как своеобразной

интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый фонетический материал.

  1. Возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок.
  2. Активизации внимания всего класса.
  3. Поддержании познавательного интереса, усилении мотивации, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала.
  4. Осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала.
  5. Формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Систематическое использование ПК на уроке приводит к:

  • Повышению уровня использования наглядности на уроке.
  • Повышению производительности урока.

Преподаватель, создающий, или использующий презентации вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом складывается на уровне знаний обучающихся. Учитель, который часто применяет современные технологии на уроке, способствует изменению к лучшему взаимоотношению с учениками далекими от иностранного языка, но у которых есть  увлечение к компьютерам. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу». Следовательно, повышается мотивация изучения иностранного языка.

Презентация позволяет: повысить эффективность обучения, вовлекая в образовательный процесс все виды чувственного восприятия обучаемого с помощью мультимедийных функций;

  1. Обучать учащихся всех возрастов.
  2. Обучать всех равноценно.
  3. Обеспечить обратную связь в процессе обучения
  4. Обеспечить индивидуализацию учебного процесса.
  5. Обеспечить моделирование изучаемых процессов или явлений.

Являясь инновационным методом, интерактивные презентации могут быть использованы как на «открытых» занятиях, так и на текущих благодаря своей простоте и доступности [19].

  1. Виды интерактивных презентаций и их применение на уроках

Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения меняет характер традиционного учебного занятия, делает его более живым и интересным. Применение интерактивных презентаций на занятиях способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.

Следует отметить, что мультимедийная презентация – это не только ещё один источник информации. Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего, внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучающимся необходимо приложить определённые усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала. Однако, неправильно подготовленная презентация может негативно сказаться на достижении целей урока [18].

Отметим, что существует несколько подходов к классификации презентаций.

Презентации можно классифицировать по назначению:

Учебные презентации. Применяются преимущественно в сфере образования: во время изложения нового материала, для контроля знаний учащихся, при самостоятельном освоении учебного материала обучающимися и в других учебных ситуациях.

Научно-исследовательские. Часто такие презентации можно увидеть во время выступлений исследователей. Цель таких презентаций – заявить о своих научных достижениях.

Портфолио. Обычно это авторские презентации, содержащие перечень достижений автора. На слайдах таких презентаций обычно представлены различные грамоты, свидетельства о публикации и проч.

Исходя из способа изложения учебного материала, выделяют 2 вида презентаций:

1) Линейные презентации. Это самый распространённый вид презентаций – они сопровождают лектора, методиста, исследователя. Технически такие презентации выглядят очень просто – слайды последовательно сменяют друг друга: от титульного до последнего. Удобство таких презентаций очевидно – легко выстроить логику повествования и донести материал до учащихся.

Основным недостатком таких презентаций является заданность, невозможность изменить последовательность подачи материала.

2) Нелинейные или интерактивные презентации. Материал таких презентаций предназначен для самостоятельного освоения учеником. Интерактивная подача делает такое изучение наглядным и интересным.

Как правило, нелинейная презентация готовится для изучения конкретной темы и технически выглядит так: после титульного слайда идёт оглавление, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы; в такой презентации обычно присутствуют задания для самостоятельного выполнения (обычно используются тесты), а правильные или неправильные ответы сопровождаются обратной связью.

Рассмотрим ещё одну классификацию – по типу формата, в котором сохраняется и демонстрируется презентация.

Презентации, выполненные и сохранённые в формате программы Microsoft PowerPoint. Такие презентации могут содержать все элементы мультимедийной презентации. 

Презентации, сохранённые в формате PDF. Могут быть сохранены из программы PowerPoint для демонстрации на компьютере без установленного офисного пакета. В этом формате эффекты анимации не воспроизводятся. Часто этот формат используется для защиты информации презентации от копирования.

Презентации, выполненные в формате Flash. Создание таких презентаций является наиболее сложным процессом, но зато результат – красочная презентация, которая может быть выполнена с использованием сложных анимационных эффектов. Может быть как линейной, так и нелинейной [8].

В целом, знание видов презентаций и поэтапная подготовка учебных материалов помогают как начинающему, так и опытному педагогу выстроить процесс обучения наиболее эффективно, сам учебный материал сделать наглядным и интересным, а процесс обучения ярким и динамичным.

Выводы по первой главе

Изучение любого языка всегда начинается с фонетики. Обучение иностранному языку детей также традиционно начинается с постановки звуков. Дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают звучащей речью.            

Правильная фонетика создает детям психологический комфорт в другом языке. В младшем школьном возрасте дети делают ошибки естественно, удачно преодолевая их и, таким образом, значительно быстрее обучаясь. В этот период у детей ярко выражается способность к имитации. Обучение фонетическому материалу предусматривает овладение учащимися всеми звуками и звукосочетаниями иностранного языка, овладение ударением и основными интонационными моделями наиболее распространенных типов простых и сложных предложений.

В последнее время многие задумываются о необходимости использования новых интерактивных средств обучения, в том числе интерактивные презентации, для обучения иностранным языкам в школах. Это не только новые интерактивные  средства, но и новейшие методы преподавания, новые взгляды и подходы к процессу обучения иностранным языкам.

Слухо-произносительный навык – это способность правильно, в соответствии с нормами изучаемого языка, воспринимать услышанный звуковой образец и адекватно его воспроизводить. Показателем сформированности слухо-произносительных навыков является доведение указанной способности до автоматизированного восприятия и воспроизведения.  Сегодня, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы и формы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, свою индивидуальность, такие как технические средства обучения, игровые формы, проектные методики.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКТА ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1. Современные подходы к развитию слухо-произносительного навыка на уроках английского языка

В последнее время многие задумываются о необходимости использования новых современных подходов обучения иностранным языкам в школах. Это не только новые технические средства, но и новейшие методы преподавания, новые взгляды и подходы к процессу обучения иностранным языкам.

Подход к обучению – это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения.

Современные подходы обучения – это способы реализации учебной программы, которые предусматривают разнообразие форм, методов, средств обучения, благодаря которым наиболее эффективно достигаются ранее поставленные цели, которые соответствуют интенсивно развивающемуся современному обществу.

Сегодня, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающего, выбрать такие методы и формы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, свою индивидуальность.

В методике известны два основных подхода к обучению данному аспекту языка. Современные методы построены на электике или различных вариантах сочетания основных положениях этих двух подходов.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Первый подход это артикуляторный. Основные теоретические положения данного подхода были разработаны советскими учеными-лингвистами И. А. Грузинской и К. М. Колосовым. Они были одними из первых, кто придавал формированию и развитию фонетических навыков большое значение.

Согласно их теории, выделяются три основные типологические группы фонем:

  1. Совпадающие в обоих языках.
  2. Несовпадающие.
  3. Частично совпадающие.

Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.

Основные положения данного подхода:

  1. Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков. Для этого необходим вводный фонетический курс.
  2. Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.
  3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.
  4. Формирование произносительных и слуховых навыков идёт раздельно.

Однако у этого подхода есть и значительные недостатки, которые справедливо отмечаются современными методистами. Так, профессор Р. К. Миньяр-Белоручев считает, что подобные вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих, а чистоты навыка при этом не дают.

Этот подход не утратил своей актуальности и сегодня. Его по-прежнему широко используют при работе, но с определенной аудиторией.

Широкое применение в методике преподавания иностранных языков нашел и другой подход. Он стал основой разработки многих методов, в том числе и популярных интенсивных методик. Это акустический подход.

Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит повторение, или имитация. Чистоте фонетического навыка в данном случае не придается большого значения.

За 1-2 месяца слушатель подобных курсов должен освоить разговорный язык, чтобы суметь выжить в стране изучаемого языка.

Для общеобразовательной школы в чистом виде этот подход не годится. Слишком велик процент ошибок, иногда он неоправданно велик».

Существует и другие подходы к обучению фонетики. Одним из наиболее популярных подходов можно назвать дифференцированный подход. Построен на грамотном сочетании обоих рассмотренных выше подходов.

Этот подход предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Предпочтение в данном случае отдается более доступным и понятным объяснениям. Особый акцент делается на аудирование, но не только аутентичной речи, но и специальной адаптированной дидактической речи.

Именно данный подход характерен для большинства школ и других учебных заведений.

Применение современных подходов предполагает самостоятельное решение учебных и творческих задач обучающимися через критическое переосмысление и приумножение знаний и умений; позволяет реализовать условия формирования у них познавательных универсальных действий: создание атмосферы сотворчества в общении, включение эмоциональной сферы ребенка, личной заинтересованности ученика, 31 совместного поиска истины, самооценивание, самокоррекцию, самодостаточность. Современные подходы их методы и приёмы являются эффективным средством вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на уроке иностранного языка. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, учатся общаться друг с другом на уроке, слушать собеседника, помогать ему.

2.2. Анализ программного материала 3 класса начальной школы на наличие упражнений для развития слухо-произносительного навыка

В ходе изучения вопросов использования интерактивных презентаций при работе со слухо-произносительным навыком в условиях начального общего образования стоит проанализировать учебно-методические комплексы 3 класса для уроков английского языка на наличие фонетического материала.

Для изучения программного материала были выбраны УМК «Spotligt», УМК «Rainbow English» и УМК «Forward».

В рабочей программе УМК «Forward» автора М. В. Вербицкой сказано:  «Рабочая программа по иностранному (английскому) языку для 3 класса начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования и Универсального кодификатора распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и элементов содержания по английскому языку» [5].

В структуре УМК учтены психологические особенности младших школьников: в рамках одного урока учитель имеет возможность комбинировать задания разных типов, позволяющие чередовать активные виды работы с более спокойными формами работы, поддерживая мотивацию обучающихся и регулируя их степень активности на уроке.

Данный курс способствует расширению компетенций обучающихся в области иноязычной коммуникации.

В обучении по данному УМК используются наглядные, практические и проектные методы обучения. 

В учебнике «Forward» большое количество занимательных диалогов, проектов и упражнений, которые помогут детям учиться с удовольствием и видеть реальные результаты своей работы.

В начале каждого урока дается диалог с картинками, обучающимся нужно его послушать и ответить на вопрос. Затем разыграть подобный диалог. В следующем задании идёт работа со звуком, например, дается транскрипция слова с каким-то звуком, и обучающимся нужно найти это слово в тексте диалога. Дальше в заданиях идёт работа с разными звуками. Например, соотнести транскрипцию с нужным словом. Если представлено два звука, краткий и долгий, обучающимся нужно разделить слова на 2 столбика. Материал учебников организован по тематическому принципу, однако последовательность изложения в каждой главе довольно нелогична, что препятствует легкому ориентированию в материале при самостоятельной работе, однако этот недостаток компенсируется системой условных обозначений, единой для всей линии учебников.

Итак, проанализировав УМК «Forward» можно сделать вывод, что комплект насыщен фонетическим материалом, а также сопровождается аудиозаписями, что упрощает запоминание произношения новых звуков и слов младшим школьникам. А интерактивная рабочая тетрадь делает уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими как по форме, так и по содержанию. Главный недостаток данного УМК – несоответствие фонетического материала и формы презентации возрасту и уровню владения иностранным языком учащихся. Однако стоит отметить регулярность выполнения упражнений и их большое разнообразие.

УМК «Rainbow English» авторы О. А. Афанасьева и И. В. Михеева. УМК для начальной школы нацелен на приобретение обучающимися начальных навыков общения в устной и письменной форме на английском языке, а также на освоение правил речевого поведения.

Интегративной целью УМК «Rainbow English» является формирование элементарной коммуникативной компетенции в совокупности пяти её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной компетенций.  

УМК «Rainbow English» строится на принципах холистического и гуманистического подхода к преподаванию иностранных языков. Сущность холистического подхода состоит в выборе таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной, сбалансированной работе обоих полушарий мозга и преодолению некоторых характерных трудностей в обучении. УМК «Rainbow English» уделяет внимание развитию всех видов речевой деятельности с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы.

Коммуникативные умения учащихся формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из речевых потребностей и возможностей. Материалы для аудирования содержат обширную лингвострановедческую информацию [7].

В данном УМК достаточно много диалогов, которые можно послушать и выполнить задания, например, послушай, что говорят люди, и соотнеси фразы с картинками. Послушай аудиозапись, и прочитай слова, словосочетания, предложения за диктором.

Таким образом, проанализировав УМК «Rainbow English», можно сделать вывод, что данная серия совмещает инновационные технологии с традиционными, что создает условия для свободного общения на английском языке и его применения в той или иной деятельности. У обучающихся на доступном для них уровне формируются и развиваются системные языковые представления.

УМК «Spotlight» авторы Е. Ю. Ваулина и Н. И. Быков.

Данный УМК предназначен для обучающихся 3 класса общеобразовательных организаций.

Интегративная цель обучения английскому языку младших школьников включает развитие у обучающихся начальной школы коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма, то есть, основных четырёх видах речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция элементарного уровня представляет собой ограниченный программой комплекс умений, необходимых для межличностного и межкультурного общения на английском языке с носителями иных языков и культур, с помощью усвоенных устных и письменных языковых средств, в соответствующих возрасту и достигнутому уровню социализации типичных коммуникативных ситуациях, доступных учащимся начальной школы [6].

Данная серия учебников построена с опорой на овладение лексической стороной языка, грамматические правила не поясняются, а лексический материал не всегда соответствует возрасту учащихся.

Авторы УМК «Spotlight», следуя принципам дифференциации и интеграции, спланировали модули так, что они разделены на части a, b, c. Каждый пункт развивает что-то одно, например, пункт a-говорение, b-аудирование,  c-письмо. Специально для обучающихся младшего школьного возраста разработана сюжетная игра.

Вся структура учебника пронизана аудио сопровождением. Оно состоит из прослушивания и повторения лексических единиц, диалогов, текстов, песен и стихов. Аудиоматериалы содержат в себе задания на отработку произношения новых слов.

Итак, УМК «Spotlight» для 3 класса является отличным средством для обучения английскому языку. Такие компоненты как аудио и видео приложения дополняют темы и закрепляют пройденный материал. В целом, УМК достаточно эффективен, но при отсутствии возможности использовать технические средства обучения, его эффективность снижается.

2.3. Критерии и уровни оценки состояния развития слухо-произносительного навыка

Нами были разработаны критерии, согласно которым мы будем определять уровень развития слухо-произносительного навыка у обучающихся 3 класса:

Таблица 1 – Критерии и уровни оценки состояния развития слухо-произносительного навыка

Критерии

Показатели

Уровни

Артикуляция

Правильная постановка органов речи

Высокий: ученик грамотно воспроизводит звуки, слова, понимает смысл услышанного, правильное положение органов речи.

Произношение

Правильное произношение звуков

Средний: ученик верно произносит звуки, но частично понимает услышанное, положение органов речи частично верное.

Низкий: в произношении слов имеются значительное количество ошибок, которые препятствуют пониманию услышанного, неправильное расположение органов речи.

Восприятие

Правильное понимание услышанного

Данные критерии в дальнейшей  работе помогут нам оценить уровень состояния развития слухо-проиносительного навыка у младших школьников на уроках английского в 3 классе.

2.4. Методика работы с комплектом интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка

На основе проведённого анализа рассмотренных УМК по английскому языку для 3 класса, мы выяснили, что представленный в них фонетический материал недостаточен для развития слухо-произносительных навыков. Комплект интерактивных презентации для развития слухо-произносительного навыка - это комплект упражнений и фонетических зарядок в форме интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка у обучающихся начальной школы.

Фонетические задания должны быть интересными для обучающихся.

Наиболее удобной для работы с детьми, на наш взгляд, является следующая классификация звуков: короткие, долгие, дифтонги, звонкие, глухие, сонорные. Наиболее подходящие для уроков английского языка в начальной школе такие задания, где можно проверить: различает ли ребёнок похожие звуки, например [p] [b], умеет ли правильно определять какой конкретно звук в слове, например: сонорный [m]  или дифтонг[ei]. Именно этот принцип мы и взяли за основу для нашего комплекта презентаций.  

Всего в комплекте будет 6 презентаций, которые будут разделены на звуки по произношению: короткие, долгие, дифтонги, звонкие, глухие, сонорные.

Методика работы с комплектом для всех презентаций будет одна.

  1. Объявление звука. Правильна постановка органов речи при

произношении этого звука. Повторение за учителем.

  1. Отработка данного звука. Чтение скороговорок, стихов.
  2. Закрепление данного звука при помощи интерактивного задания.

Во время фонетической зарядки может встречаться не знакомая лексика, с которой дети также познакомятся, и затем отработают эту лексику, а закрепят в интерактивном задании.

Выводы по второй главе

Подводя итоги анализа УМК, можно сказать, что фонетического материала в учебниках по английскому языку недостаточно. Значит, эта проблема носит довольно актуальный характер.

Мы рассмотрели современные подходы для  развития слухо-произносительного навыка на уроках английского языка у младших школьников. В настоящее время есть разнообразие подходов, с помощью которых можно  развить слухо-произносительный навык, но к сожалению, не все они подходят для уроков английского языка именно в младших классах.

Проводя исследование, мы смогли заметить, что в разных УМК представлен разный объём фонетических упражнений, соответственно в разных программах развивается фонетический навык в разной степени. Для достижения определённых целей в изучении фонетики стоит серьёзно подходить к выбору УМК, так как от этого существенно зависит правильное понимание и усвоение учениками иноязычной фонетики, которую необходимо изучать на начальном этапе обучения.

Составленные нами критерии помогут при выявлении уровня развития слухо-произносительного навыка у обучающихся начальной школы. А также при дальнейшем решении исследуемой проблемы.

Таким образом, мы полностью изучили область методики развития слухо-произносительного навыка через использование интерактивных презентаций у младших школьников на уроках английского языка. Теперь мы сможем  верно создать комплект презентаций, в форме упражнений для развития слухо-произносительного навыка.

Предлагаемый нами комплект «Интерактивные презентации для обучению фонетики», направленное на развитие слухо-произносительного навыков у младших школьников, будет способствовать повышению интереса к изучаемому языку и может быть использовано как на уроке, так и во внеурочной деятельности учителями английского язык

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования данной темы нами была достигнута поставленная цель. Для её достижения мы проанализировали различные источники психолого-педагогической литературы, пришли к следующим выводам:

Слухо-произносительный навык – это навык фонемно-правильного произнесения всех звуков в потоке речи, а также узнавание, различение и понимание всех звуков при восприятии речи других людей .

Интерактивная презентация – это простой, легкий и интересный в использовании материал, который может сделать урок эффективным и занимательным.

Мы доказали, что очень важно заложить основу хорошего произношения именно на начальном этапе обучения,  исходя из возрастных особенностей младших школьников. Так же, мы выяснили, что устойчивое правильное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала и способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма. Работа над навыками произношения способствует развитию свободной речи у младших школьников. 

Анализ программного материала начальной школы на наличие фонетических упражнений позволил нам сделать вывод, что в разных УМК объём фонетического материала представлен в разном объёме. Авторы рассмотренных УМК предлагают очень мало упражнений, способствующих наиболее эффективному усвоению фонетического материала.

Учитывая, что в рассмотренных и проанализированных  нами  УМК упражнения, направленные на развитие слухо-произносительного навыка представлены довольно однообразно, и количество их явно недостаточно для развития  устойчивого нормативного произношения у обучающихся, нами  будет разработано методический комплект  «Интерактивные презентации для обучении фонетике», содержащее упражнения, направленные на развитие слухо-произносительного навыка у обучающихся начальной школы. Данный комплект может оказаться полезным для  учителей английского языка.

Нами запланирована дальнейшая работа по созданию комплекта «Phonetics for children» на 4 курсе в выпускном проекте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральные законы

1)   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.10.2023).

Иные нормативные правовые акты

2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Москва: Просвещение, 2021. — 57 с.

3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Предметные результаты освоения программы начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2021. — 33с.

4)     Рабочая программа начального общего образования предмета

«Английский язык». Москва: Просвещение, 2021.

5)  Рабочая программа по английскому языку для 3 класс УМК «Forward».  — Москва: Российский учебник, 2021.

6)   Рабочая программа по английскому языку для 3 класса УМК «Spotlight». — Москва: Просвещение, 2021.

7)   Рабочая программа по английскому языку для 3 класса УМК «Rainbow English». — Москва: Дрофа, 2021.

Монография, учебники, учебные пособия алфавит

8)    Губина, Г. Г. Использование электронных технологий в процессе обучения иностранному языку / Г. Г. Губина. Ярославль: Директ-Медиа, 2019. –  211 с.

9)   Куклина, С. С. Сотруднические технологии для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в общеобразовательной школе / С. С. Куклина. Киров:  Изд-во Радуга-Пресс, 2017. 158 с.

10)    Никитенко, З. Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика / З. Н. Никитенко. Москва: Флинта, 2020. – 327 с.

11) Никитенко, З. Н. Личностно-развивающее иноязычное образование в начальной школе / З. Н. Никитенко. Москва: Прометей, 2018. – 554 с.

12)   Трубицина, О. И. Методика обучения иностранному языку / О. И. Трубицина. Москва: Изд-во Юрайт, 2023. 384 с.

Статьи из журналов

13)  Барышников, Н. Некоторые аспекты реинновации концепции обучения иностранным языкам / Н. Барышников // Вестник Московского государственного лингвистического университета.  – 2021. – № 1. – С. 63 – 74.

14)  Гальскова,  Н.  Д. Урок иностранного языка и интерес как показатель его результативности / Н.  Д.  Гальскова, З.  Н.  Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 12. – С. 15 – 23.

15)   Колесникова, А. Классификация иноязычных произносительных ошибок / А. Колесникова // Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2018. – № 1. – С. 126 – 134.

 16) Скуратова, А. О. Формирование фонетических навыков у младших школьников / А. О. Скуратова. // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1.  – С. 27 – 31.

17) Романовская,  Е.  Формирование у младших школьников иноязычной фонологической способности /  Е. Романовская // Иностранные языки в школе. 2019. – № 10. – С. 46 – 50.

Интернет – ресурсы  

18)    Интерактивные средства обучения // Справочник: [сайт]. 2023 –URL:https://spravochnick.ru/pedagogika/sredstva_obucheniya_i_ih_klassifikaciya/interaktivnye_sredstva_obucheniya/?ysclid=lhj09i0jwx127081093 (дата обращения: 30.03.2023).

19) Применение мультимедийных презентаций на уроках английского языка // Учительский портал: [сайт]. 2021 – URL: https://www.uchportal.ru/publ/30-1-0-7182?ysclid=lqkiwgvsdt513415050  (дата обращения: 2.12.23).

20)     Певцова, А. А. Роль фонетических упражнений в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку / А. А. Певцова // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/111/26475/ (дата обращения: 19.11.2023).



Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте, уважаемая комиссия, меня зовут Катаева Наталья. Я студентка 33 группы.  Представляю вам курсовой проект на тему: «Методические основы создания комплекта интерактивных презентаций для развития слухо-проиносительного навыка у младших школьников на уроках английского языка в 3 классе».

Руководитель Гуськова Елена Анатольевна. 

2-3 слайд

В современном мире иноязычное общение предопределило необходимость владения такими видами речевой деятельности, как говорение и понимание иноязычной речи на слух.

Фонетика является одним из важнейших аспектов в изучении английского языка, так как именно она лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности. 

Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. К сожалению, многочисленные школьные  уроки иностранного языка не решили эту проблему, свидетельством чего является тот факт, что в настоящее время произношение наших обучающихся оставляет во многом желать лучшего.

4 слайд

5- 6-7

слайд

В связи с этим нами сформулирована тема исследования: «Методические основы создания комплекта интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка у младших школьников на уроках английского языка в 3 классе».

Целью исследования является: обосновать важность развития слухо-произносительного навыка в младшем школьном возрасте, проанализировать учебно-методические комплекты на наличие фонетического материала и разработать комплект интерактивных презентаций   для развития слухо-произносительного навыка у младших школьников на основе данного исследования.

8

слайд

В теории нами рассмотрены данные вопросы.

1) Общая характеристика понятия «слухо-произносительный» навык.

2) Возрастные особенности развития слухо-произносительного навыка у младших школьников на уроках английского языка.

3)Роль использования интерактивных презентаций для развития слухо-произносительного навыка.

4)Виды интерактивных презентаций и их применение на уроках.

9-10

слайд

Во ФГОС НОО главной целью английского языка является формирование коммуникативной компетенции.

Успешность формирования слухо-произносительного навыка обуславливается не только умением произносить отдельные звуки английского языка в процессе речевой деятельности. Обучающемуся также необходимо дать четкое представление о том, как соответствующие звуки корректно соединяются в словах, которые впоследствии объединяются в предложения.

Обучение произношению иноязычным звукам в методике преподавания английскому языку используются упражнения на рецепцию, упражнения на репродукцию, тесно связанные между собой и направленные на формирование и слуховых  и в тоже время произносительных  навыков.

Развитие слухо-произносительных навыков должно осуществляться в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи, чтобы каждая из этих сторон служила опорой для других. Но при этом, соблюдая особенности детей и их возраст, в котором происходит обучение.

11 слайд

12 слайд

Презентация – одна из самых практичных мультимедийных технологий, на основе которой можно добиться достижения цели обучения.

Использование интерактивных презентаций в процессе обучения меняет характер традиционного учебного занятия, делает его более живым и интересным. Применение интерактивных презентаций на занятиях способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.

Образовательный потенциал компьютерной презентации может эффективно использоваться на уроке иностранного языка для развития слухо-произносительных навыков обучающихся.

13 слайд

14 слайд

Современные подходы их методы и приёмы являются эффективным средством вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на уроке иностранного языка. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

15 слайд

16 слайд

Для изучения программного материала были выбраны УМК «Spotlight», УМК «Rainbow English» и УМК «Forward».

Анализ программного материала начальной школы на наличие фонетических упражнений позволил нам сделать вывод, что в разных УМК объём фонетического материала представлен в разном объёме. Авторы рассмотренных УМК предлагают очень мало упражнений, способствующих наиболее эффективному усвоению фонетического материала.

Поэтому нами  будет разработан методический комплект  интерактивных презентаций «Fonetics for children», содержащее упражнения, направленные на развитие слухо-произносительного навыка у обучающихся начальной школы.

Всего в комплекте будет 6 презентаций, которые будут разделены на звуки по произношению: короткие, долгие, дифтонги, звонкие, глухие, сонорные.

Методика работы с комплектом для всех презентаций будет одна.

Объявление звука. Правильна постановка органов речи при

произношении этого звука. Повторение за учителем.

Отработка данного звука. Чтение скороговорок, стихов.

Закрепление данного звука при помощи интерактивного задания.

17-18 слайд

Нами запланирована дальнейшая работа по созданию комплекта «Phonetics for children» на 4 курсе в выпускном проекте.

Спасибо за внимание. Мы готовы ответить на ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

        

После проведения анкетирования учителей в МБОУ «Варгашинской средней общеобразовательной школе №1», могу предоставить отчет о проделанной работе. Образование учителей в школе в основном высшее, но также довольно много преподавателей со средним профессиональным образованием. Педагогический стаж учителей разнообразный и по результатам анкетирования варьируется от 8 до 31-ти года. В среднем это 24 года. Стаж работы в данном учреждении не сильно отличается от общего стажа – 21 год в среднем.

 Методические темы учителей включают различные направления деятельности, например: формирование читательской грамотности, через работу с текстом; развитие речи; активизация познавательной деятельности  обучающихся; использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

Самые популярные посещаемые учителями мероприятия – это семинары, педагогические советы и открытые уроки. Регулярно учителей школы отправляют на курсы повышения квалификации, они проводят открытые уроки, участвуют в конференциях, конкурсах и мероприятиях по обмену опытом. Все эти формы работы повышают профессиональное мастерство педагогов.

Учителя используют развивающее, проблемное и разноуровневое обучение, а также игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные (и не только) технологии. В основном школа работает по образовательной программе «Школа России». Занятость во внеурочной деятельности у учителей достаточно высокая. Можно выделить следующие занятия – РОВ, Орлята России, мир профессий, Моё любимое Зауралье.

Качество обученности учеников у педагогов, принявших участие в анкетировании, в среднем составляет 58,5%.

Мнение по поводу трудностей, возникающих в работе, у педагогического коллектива достаточно сходно. В основном это работа с родителями учащихся, а также большой объем заполняемой документации, которая дублируется в бумажном и цифровом формате, также нет оснащения более новыми учебниками по программе.



Предварительный просмотр:

Анализ сайта МБОУ «Гимназия №48 им. Н. Островского г. Челябинска»

  1. Оформление сайта.

В сайте присутствует цветовая гармоничность, каждый блок информации отчетливо виден, благодаря выделению отдельных элементов цветом. Текст контрастный, цвета приятные для восприятия. Важные элементы сайта отмечены более крупным текстом для обращения внимания пользователей. Общее оформление хорошее, выполнено в одном стиле и не перегружено картинками, либо текстом. Качество используемых изображений хорошее. В минусах хотелось бы отметить, что для компьютерной версии сайта текст недостаточно крупный.

  1. Удобство работы с сайтом и информацией.

Работа с сайтом достаточно удобна, информация представлена по отдельным тематическим блокам, что значительно упрощает ее поиск. Текст виден четко. Нет возможности перейти в формат для слабовидящих. Меню обозначается привычным для многих пользователей значком, в мобильной версии с дополнительной подписью, находится легко. Присутствует общий поиск по сайту (на главной странице и в меню). Все вкладки сайта рабочие и имеют удобный формат для использования (продумана четкая структура). Главная страница имеет общую информацию о гимназии и указатели на дополнительные необходимые разделы. В компьютерной версии очень удобным является закрепление основного меню в шапке сайте, вне зависимости от того, на какой странице находится пользователь (главной или второстепенной). Такое закрепление не затрудняет последующее возвращение к странице.

  1. Информативность сайта.

Информация об образовательной организации полная и включает в себя много подразделов: основных документов, контактов руководства, полного списка педагогического состава школы, реализующих образовательные программы НОО, ООО, СОО и дополнительного образования. А также разделы по материально-техническому обеспечению школы, структура и органы управления, стипендии, меры поддержки обучающихся и многое другое. Информация разнообразная и может использоваться всеми участниками образовательного процесса.

Образовательная организация работает с сайтом постоянно. Это можно заметить по часто обновляющейся новостной ленте. В основном в ленте новостей представлена информация о предстоящих событиях, которые могут быть полезны для учителей, обучающихся и их родителей (информация о приёме в 1класс, конкурсы, марафоны и олимпиады, встречи, в которых можно принять участие не только в рамках школы, но и за её пределами). Такая информация является актуальной для всех участников образовательного процесса. Представленные нормативные документы соответствуют идущему учебному году.

  1. Регулярность работы с сайтом.  5. Соответствие нормативным документам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 октября 2021 г. N 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) на сайте присутствуют и соответствуют требованиям:

  1. информация о структуре и об органах управления представлена подробно и доступно, с указанием ФИО руководителей, адресов электронных почт. Структурных подразделений у организации нет;

  1. образовательные программы. Размещены с указанием уровня образования, формы, нормативном сроке обучения. Представлена информация об аккредитации. Образовательные программы также размещены на сайте и доступны к скачиванию;

  1. информация о руководителе образовательной организации, его заместителях: ФИО, должности, номера телефонов, адреса электронных почт;

  1. информация о педагогическом коллективе (занимаемая должность, преподаваемые учебные предметы, ученая степень, уровень образования и др.);

  1. полная информация о местах организации образовательной деятельности;

  1. подробная информация о техническом оснащении образовательного процесса представлена в отдельных вкладках. Учтены требования об указании ТСО для учеников с особенностями здоровья;

  1. новая информация размещается не позднее 10дней (за исключением случаев, описанных в предыдущем пункте).

  1. Востребованность информации для родителей.

Основного раздела для родителей не представлено. Отчетная документация и нормативные документы, организация питания, расписание звонков и родительских собраний, полезная информация и памятки, ссылки на сведения об администрации это всю информацию нужно находить в других вкладках.

В разделе «Порядок приёма обучающихся» представлены документы, на основании которых осуществляется прием детей в школу. Представлены подразделы о приеме в 1й, 5й и 10е классы, а также в классы с изучением предметов на углублённом уровне, где указаны графики приема документов. Раздел удобен в использовании и понятна вся представленная информация, график приема представлен на 2025-2026 учебный год.

Также информация для родителей есть во вкладке «Дистант». Здесь можно познакомиться с домашним заданием, найти контакты учителей и локальные нормативные акты, регламентирующие условия реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

  1. Востребованность информации для детей.

Для детей сайт будет так же актуален, Основные вкладки для них называются: ГИА, акции и мероприятия, конкурсы, олимпиады. Не имеется отдельной вкладки об объявлениях, расписание звонков и уроков. Есть возможность ознакомиться со справочными материалами и дополнительными образовательными ресурсами. Информация о ГИА представлена за 2024/2025 год. Ссылки на сетевой город присутствует, она размещена почти в самом низу сайта, что на наш взгляд не очень удобно. Дети также могут работать с вкладкой «дистант», узнать в ней расписание, домашнее задание и др. Информацию о конкурсах, мероприятиях и встречах можно узнать с помощью новостной ленты.

Вывод: анализ сайта МБОУ «Гимназия №48 им. Н. Островского г. Челябинска» показал, что сайт соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 20 октября 2021 г. N 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). На странице действительно можно найти полную, актуальную информацию об образовательной организации.

Несмотря на это, некоторое освещение мероприятий хотелось бы дополнить, представить больше информации, фотографий и видео, возможно, создать дополнительный раздел медиа. Так можно будет более подробно ознакомиться с воспитательной деятельностью школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что МБОУ «Гимназия №48 им. Н. Островского г. Челябинска» уделяет достаточно внимания ведению официальной страницы учреждения в сети Интернет. Все участники образовательного процесса смогут найти актуальную информацию, ответы на вопросы или дополнительные контакты для индивидуального уточнения.



Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию выступление по итогам обобщения педагогического опыта на тему «Функционирование методической службы» МБОУ «Варгашинская СОШ №1».        

История образовательного учреждения.

        Открытие состоялось 13 декабря 1926 году, как массовая школа І ступени. В 1939 году школе присвоен статус средней. В 1975 году построено новое современное 4-х этажное здание. С 2000 года школа является региональной экспериментальной площадкой. С 2002 года в школе осуществляется предпрофильная подготовка и профильное обучение. С 2013 года Варгашинская школа №1 является образовательным комплексом, в состав которого входят два филиала: Лихачевская основная и Варгашинская начальная школы. Общая численность школьников – 865 человек. Сейчас для учащихся с 1 по 4 класс в школе осуществляется деятельность по программам специального (коррекционного) образования VII вида для детей с задержкой психического развития.

        

        Структура методической службы в образовательном учреждении.

Школа с каждым годом повышает уровень деятельности в различных направлениях, в том числе и в рамках работы методической службы, которую регулирует директор МБОУ «Варгашинская СОШ №1». Его заместители по учебно-воспитательной работе в начальной и средней школе, методисты и руководители методический объединений входят в состав научно-методического совета на постоянной основе, одним из направлений его деятельности выступает регулирование и контроль методической работы.

Компонентами методической службы также являются методические объединения учителей и методическое объединение классных руководителей, их координируют руководители МО, которые подчиняются заместителям директора по УВР. Методические объединения учителей представляют собой 6 направлений – МО учителей начальных классов, МО математических наук, МО филологических дисциплин, МО естественно-научных дисциплин, МО учителей физической культуры, МО учителей музыки, ИЗО, технологии. В старшей и младшей школах также есть должность методиста. Они посещают уроки учителей и работают на одной ступени с заместителями директора по УВР.

В педагогический состав школы входят учителя, которые также являются неотъемлемой частью работы методической службы.

Основными направлениями деятельности методической службы являются:

1. Осуществление стратегического планирования научно-методической работы школы. Методическая служба разрабатывает методические рекомендации, материалы и учебные пособия для учителей, содействуя повышению качества образования.

2. Разработка учебных планов и программ, обеспечение их соответствия государственным стандартам и потребностям обучающихся.

3. Определение приоритетных педагогических проблем, укрепление творческих усилий всего педагогического коллектива для их успешного разрешения. Оказание консультативной помощи учителям по вопросам методики преподавания, внедрения новых образовательных технологий.

4. Создание благоприятных условий для проявления педагогической инициативы учителей. Организация мероприятий для педагогов с целью обмена опытом, повышения квалификации и внедрения инноваций в образовательный процесс.

Работа в этих направлениях позволяет достигать цели работы методической службы школы - развитие и совершенствование образовательного процесса, повышение профессионального мастерства и творческого роста педагогов и администрации гимназии.

Применяются разнообразные формы методической работы, например:

1. Заседания научно-методического совета школыи методических объединений. Регулярные встречи педагогических работников под руководством методиста для обсуждения методических вопросов, обмена опытом и планирования образовательного процесса.

2. Педагогические встречи. Здесь с учителями обсуждаются новинки в образовании, а также доклады и сообщения по методике обучения и воспитания, таким образом проходит обмен опытом.

3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, организованные с возможностью взаимопосещения не только методистами, но и другими учителями.

4. Индивидуальные консультации для учителей по работе над методическими темами. Встречи, на которых учитель может получить помощь в разработке уроков, подготовке материалов, связанных с новым технологическим обеспечением и др.

Условия эффективности организации методической работы учителя.

Условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Курганской области и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права и конкретизируются в трудовых договорах работников.

Основными, как и в других образовательных учреждениях, являются следующие выплаты в соответствии с трудовым законодательством:

За интенсивность и высокие результаты работы

1. За сложность, напряженность (До 100%). 

2. За выполнение особо важных (срочных) работ (До 50%). 

За качество выполняемых работ

1. За личный вклад работника в достижение эффективности работы учреждения (До 100%).

За наличие ученой степени, почетного звания

1.  За звание «Отличник просвещения», «Почетный работник общего образования РФ», «Заслуженный работник общего образования РФ» (6%). 

За особенность деятельности учреждения и отдельных категорий работников

1. Педагогическим работникам за 1 квалификационную категорию (3%).

2. За высшую квалификационную категорию (5%).

Некоторые стимулирующие выплаты определяются следующими требованиями, установленными школой:

1. Положительная динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам внешнего мониторинга, промежуточной и итоговой аттестации) – 1 балл.

2. Участие в конференциях, проведение открытых уроков на уровне школы – 3 балла.

3. Участие в конференциях, проведение открытых уроков, мастер-классов, презентаций опыта, семинаров, вебинаров педагогических советов, круглых столов и т.п. на уровне района – 5 баллов.

4. Участие в конкурсах и проведение открытых уроков, мастер-классов, презентаций опыта, семинаров, круглых столов и т.п. на региональном уровне – 7 баллов.

5. Участие в конкурсах и проведение открытых уроков, мастер-классов, презентаций опыта, семинаров, круглых столов и т.п. на региональном уровне – 10 баллов.

Вывод:

В завершении выступления можно сделать вывод, что функционирование методической службы в МБОУ "Варгашинская СОШ №1" осуществляется на высоком уровне с помощью грамотного структурирования процесса и распределения ролей.

Благодаря проведению мероприятий, поддерживающих эффективность работы методической службы, а также за счёт создаваемых для учителей условий, улучшающих качество работы педагогического состава, школа с каждым годом повышает уровень деятельности в различных направлениях.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

На статью «Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»: детский оздоровительный лагерь как источник детско-юношеской читательской активности,  кандидата педагогических наук, доцента кафедры среднего общего образования и социального проектирования, старшего преподавателя кафедры образовательных технологий  Псковского государственного университета

 Петраш Елены Александровны, Прадун Инны Васильевны

В работе авторов представлена концепция формирования детско-юношеской читательской активности в  пространстве современного детского оздоровительного лагеря.

Актуальность затронутой темы вполне очевидна, ведь в современных условиях российского образования возрастает роль учреждений, направленных на организацию досуга и повышения качества здоровья детей. Одним из таких является детский оздоровительный лагерь, который должен создать условия для личностного роста и всестороннего развития отдыхающих. В условиях детского оздоровительного лагеря проблема детско-юношеской читательской активности приобретает особую актуальность и остроту, что обусловлено спецификой лагерной среды и задачами летнего отдыха. Поэтому нам необходимо находить грамотные способы для оптимизации оздоровительной, образовательной и воспитательной работы детского лагеря.

Авторами статьи проведена важная работа по выделению структуры конкретных принципов, методов педагогической деятельности и форм педагогического руководства для формирования детско-юношеский читательской активности в пределах детского оздоровительного лагеря, которая способствует решению задачи воспитания внутренне свободной, творческой и самостоятельной  личности  школьника.

Среди сильных сторон работы можно выделить следующее:

  1. Дана чёткая характеристика особенностей педагогических технологий, методов, применяемых для формирования детско-юношеской читательской активности, подробно описаны принципы работы педагогического коллектива, а также содержание деятельности участников профильных смен.
  2. Формат подробного описания деятельности позволяет читателям, интересующимся данной темой, начать реализацию приведённого в статье подхода сразу после ознакомления с материалом.
  3. Указаны особенности временного детского коллектива современного типа, что позволяет правильно организовать работу с детьми разного возраста,  по их увлечениям и хобби.

В данной статье рассматривается особый вид организации деятельности, при котором воспитательный и социализирующий потенциал летнего лагеря становится предпосылкой для личностного роста детей, благодаря тому, что ребёнок становится активным участником процесса, в котором каждый может реализовать себя в соответствии со своими особенностями и интересами, а также найти единомышленников по интересам в читательстве.

Авторы проявили умение разбираться в рассматриваемой теме. Систематизировали материал, предложив интересную модель организации лагерных смен, позволяющую улучшить детский отдых в летних лагерях, и способствовать лучшему формированию детско-юношеской читательской активности. Авторы углубляет наше представление об исследуемой теме, обосновывают основные принципы работы по предлагаемым методам и приемам, указывают возрастные рамки участников процесса, их особенности и личностный рост.

Существенным недостатком статьи является отсутствие именно статистических исследований и данных, которые помогли бы убедиться в успешности реализуемых программ, методов и приемов. Отмеченный недостаток работы не снижает ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе авторов.

Статья «Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»: детский оздоровительный лагерь как источник детско-юношеской читательской активности,  кандидата педагогических наук, доцента кафедры среднего общего образования и социального проектирования, старшего преподавателя кафедры образовательных технологий  Псковского государственного университета  Петраш Елены Александровны и Прадун Инны Васильевны полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам подобного рода, и  может быть рекомендована к публикации.

Катаева Наталья Николаевна, студентка 43 группы ГБПОУ «ЧПК №1»