ПК 4.1
методическая разработка (3 класс)
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Русский язык
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | нет |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | нет |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | да |
место и роль учебного предмета в обучении | да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | да |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | да |
необходимое количество часов для изучения раздела | нет |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | нет |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | нет |
технические средства обучения | нет |
цифровые образовательные ресурсы | да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы:
Проанализировав Рабочую учебную программу по предмету «Русский язык», можно сделать вывод, что Рабочая программа частично соответствует требованиям ФГОС, поскольку из 28 пунктов 10 ответов «нет».
В «Титульном листе» отсутствует «сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)». Этот элемент не всегда обязателен по ФГОС, но его наличие повышает качество оформления программы и соответствует общепринятым нормам документооборота.
В «Пояснительной записке» отсутствуют такие элементы, как: «перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса» и «наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса». По ФГОС прямого требования включать эти элементы в пояснительную записку нет, но они важны для подтверждения соответствия программы нормативным актам обеспечения прозрачности и обоснованности программы, упрощения проверки программы на соответствие стандартам.
В «Общей характеристике учебного предмета, курса» отсутствует «структура учебного предмета». По ФГОС прямого требования включать «Структуру учебного предмета» в рабочую программу нет, но это важный элемент для полноты и логичности программы.
В «Описании места учебного предмета, курса в учебном плане» отсутствует элемент «сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса». Этот элемент важен, так как он определяет временные рамки освоения учебного материала и позволяет корректно организовать учебный процесс.
В «Содержании учебного предмета, курса» отсутствует элемент «необходимое количество часов для изучения раздела». Это является нарушением требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), так как напрямую связан с планированием и организацией учебного процесса.
В «Тематическом планировании с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» отсутствует «вид занятий (теоретические или практические, количество часов)». Отсутствие данного элемента является серьезным нарушением требований ФГОС. Это критически важно для организации учебного процесса, обеспечения баланса между теорией и практикой и контроля за выполнением программы.
В «Описании материально-технического обеспечения образовательного процесса» отсутствуют: «учебно-методическая литература» и «технические средства обучения». Их отсутствие является серьезным нарушением требований ФГОС. Это критически важно для организации учебного процесса, обеспечения условий реализации образовательной программы и контроля за выполнением программы.
В «Системе оценки достижения планируемых результатов» отсутствует «характеристика всех видов контроля». Это критически важно для организации системы оценивания, обеспечения объективности и прозрачности контроля, а также для своевременной коррекции учебного процесса.
Таким образом, Рабочая программа по предмету «Русский язык» частично соответствует требованиям ФГОС, но имеет существенные недостатки. Отсутствие ключевых элементов, таких как сроки реализации программы, количество часов для изучения разделов, виды занятий, материально-техническое обеспечение и характеристика видов контроля, нарушает требования ФГОС и затрудняет организацию учебного процесса.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная организация №2 с.Новобелокатай
452580, с. Новобелокатай, ул. Ленина, д.24, тел.8(34750) 2-15-85,e-mail b_shcola2@mail.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Русский язык»
на 4 четверть 2024-2025 учебного года
Челябинск, 2025
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля | ||
Раздел «Орфография и пунктуация» | ||||||
1 | «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». УР. | Проверочная работа, Самопроверка | ||||
2 | "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных". УР. | Проверочная работа, Самопроверка, Устный опрос | ||||
3 | "Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе". УР. | Проверочная работа, Самопроверка, Устный опрос | ||||
4 | «Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ». УР. | Вербальные и невербальные знаки этикета в Республике Башкортостан. | ||||
Раздел «Развитие речи» | ||||||
5 | «Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста». УР | |||||
6 | «Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста». УР | |||||
7 | «Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок». УР. | |||||
8 | «Определение типов текстов». УОНЗ | |||||
9 | «Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение)». УРК | |||||
10 | «Определение типов текстов: обобщение». УОМН | |||||
11 | «Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений». УР | |||||
12 | «Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев». УР | |||||
13 | «Знакомство с жанром письма». УОНЗ | |||||
14 | «Учимся писать письма». УОНЗ. | |||||
15 | «Пишем поздравительную открытку». УОНЗ | |||||
16 | «Знакомство с жанром объявления». УОНЗ | |||||
17 | Ключевые слова в тексте | |||||
18 | План текста | |||||
19 | Составление плана текста | |||||
20 | Продолжаем учиться составлять план текста | |||||
21 | Изложение текста с опорой на коллективно составленный план | |||||
22 | Изложение текста с опорой на коллективно составленный план | |||||
23 | Изложение текста с опорой на коллективно составленный план | |||||
24 | Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план | |||||
25 | Написание текста по заданному плану | |||||
26 | Наблюдение за связью предложений в тексте | |||||
27 | Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но | |||||
28 | Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но | |||||
29 | Создание собственных текстов-повествований | |||||
30 | Создание собственных текстов-описаний | |||||
31 | Создание собственных текстов-рассуждений | |||||
32 | Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным | |||||
33 | Ознакомительное чтение: когда оно нужно | |||||
34 | Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами | |||||
34 | «Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами» | |||||
Предварительный просмотр:
Анализ УМК «Школа России»
Особенности УМК «Школа России»:
- приоритет духовно-нравственного развития школьников;
- личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода; - эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса.
Структура и содержании учебников УМК «Школа России» ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка.
Проанализировав учебники УМК «Школа России», мы можем сделать вывод:
- Они все оформлены в одном стиле, но различается только цветовая гамма, и рисунки на обложке.
- В каждом учебнике присутствуют условные обозначения, единое оформление разделов, оглавление, задания повышенной сложности.
- На задней части учебников присутствуют названия комплектов, которые с ними приходятся.
Математике 2 класс, 1 часть.
Учебник оформлен в едином стиле с другими учебниками УМК. Отличительные отличия обложки учебника: преобладание голубых оттенков, наличие рисунков избушки и вороны с цифрами, что показывает на предмет, к которому относится учебник.
Форзац оформлен информативно. Есть подсказки по написанию цифр. Что означают десятки и единицы. Таблица сложения, которая оформлена удобно для использования детьми.
Следующая страница учебника условные обозначения. Удобство для учеников: объясняются знаки, которые используются в заданиях (вставьте пропущенное число, пропущенную цифру, знаки), условное обозначение нового материала, детям сразу будет понятно, чем они будут сегодня заниматься на уроке, так же "рассмотри рисунок на полях" помогает быстро найти задание, которое нужно выполнить. Проверь себя и оцени свои успехи, рефлексия ребёнка в конце урока, помогает сделать выводы на сколько новый материал был понятен и как ты его усвоил.
Удобство для учителя: условное обозначение " Начало урока", помогает правильно выстроить урок. Так же благодаря условным обозначениям " Работа в паре", "задание повышенной сложности", " Тетради для проверочных работ" учитель может выстроить урок с использованием разных форм работы, включая самостоятельную работу.
Каждый раздел выведен на новую страницу, которая украшена красивыми и интересными рисунками, показывающими то, что будет изучаться в разделе. Так же рубрика "Что узнаем. Чему научимся"
В каждой новой теме правило или новый материал выделены красной вертикальной линией, которая помогает привлечь внимание и не запутаться во всей информации. Алгоритм выделен другим цветом, что помогает сразу найти и запомнить его. Задания, после объяснения, новой информации соответствуют теме урока, так же есть задания по прошлым темам, что позволяет не забыть уже изученный материал.
Основных героев в учебнике нет, которые сопровождали бы учащихся на протяжении всего урока, зато есть герои, которые встречаются на различных заданиях: ребусы, каких фигур не хватает, найди лишнее и т.д.
Так же в учебнике есть странички для любознательных, которые помогают интересно вспомнить, закрепить, узнать новое. Оформлены ярко, интересно, с сопровождением животных.
Есть раздел "Что узнали. Чему научились", который помогает закрепить изученный материал. Также есть раздел «Проектные задания», «Странички для любознательных», «Проверим себя и свои достижения»
Русский язык 2 класс, 1 часть
- Перед каждой главой имеется страница, где для детей написано: что вспомним, что обсудим, чему научимся.
- В учебнике присутствует картинная галерея, по которым дети пишут сочинения.
- На стр. 143 начинается справочный материал, то есть памятки и словари.
- Оформление учебника совпадает с предметом, например у учебника русского языка можно увидеть шута, который играет на дудочке.
- На форзаце учебника представлен материал по темам урока , условные обозначения которыми пользуются на уроке: работа в паре , работа со словарём.
- Развитие речи у детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. В учебнике по русскому языку используются различные группы приемов и типов речевых упражнений, которые включают в себя словарную работу, работу над словосочетаниями и предложениями, логическую работу и носящих тренировочный характер.
- Используются различные виды изложений (изложение по вопросам, изложение по рисунку и серии рисунков).
- Учебник оформлен красочно как снаружи, так и внутри, иллюстрации внутри учебника соотносятся с упражнениями, которые предстоят к выполнению. Каждый новый раздел оформлен красочными иллюстрациями.
- Основные герои отсутствуют. После каждой главы, есть рубрика " проверь себя", где есть упражнения по темам, которые проходили дети, в основном это 3-4 упражнения.
- Также на некоторых страницах учебника можно найти страничку о любознательных, где рассказываются о понятиях слов, например на стр. 43 рассказывается о словах " погода" и " непогода".
- Есть рубрики " вспомните " и " обратите внимание", где учащиеся вспоминают материал, который они проходили либо во 1 классе, либо в прошлой части. Так же присутствует такой раздел как «Странички для любознательных».
- Текст в учебнике понятный, понятно, где находится правило, номера упражнения выделены чёрным цветом, темы выделены синим цветом.
- Также в учебнике присутствуют проекты, которые могут выполнять учащиеся, проекты разные по разным темам.
Литературное чтение 2 класс, 1 часть
- Оформление: учебник имеет приятную цветовую гамму; яркую обложку, которая заинтересует учащихся; на форзаце отсутствует какаялибо информация; текст читабельный; достаточное количество рисунков, которые по смыслу соответствуют определенной теме.
- Условные обозначения: есть 2 прямоугольника разных цветов: синий найди слово в «Толковом словаре» в конце учебника, красный - найди слово в Толковом словаре или энциклопедии; «Книга» - работа в «Рабочей тетради»; «2 звёздочки» - работаем в паре; «Восклицательный знак» - задание повышенной сложности, «3 звездочки» - работа в группе, «Диск» - работа с аудиохрестоматией.
- Содержание:
Весь материал в учебнике разделен на разделы: самое великое чудо на свете, устное народное творчество, люблю природу русскую (осень), русские писатели, о братьях наших меньших, люблю природу русскую (зима). Для оповещения раздела предоставлена страница, на которой написана общая информация о том, с чем ребята познакомятся/чему научатся.
Темы соответствуют разделам.
После каждого раздела есть рубрика «Проверь себя», где ребята могут проверить свои знания по изученным темам.
Присутствует раздел «Советуем прочитать», где написаны произведения, которые не вошли в учебник.
Есть раздел «Толковый словарь», в котором написаны определения непонятных для учащихся слов.
Перед изучением стихотворений каждого поэта, есть определенная страничка, с их портретами, картинками, по которым учитель может рассказать биографию.
Присутствует раздел «Наши проекты» - на весь учебник 1 проект.
Учащиеся могут выбрать проект на одну любую тему из представленных.
- Темы:
Все темы выделены красным жирными шрифтом и в конце темы есть вопросы для учащихся по пройденному материалу. Следовательно, можно понять, где начинается и где заканчивается тема.
- Задания:
После каждой темы есть индивидуальные задания, задания в паре и задания повышенной сложности. Конкретного распределения заданий нет, но почти везде одинаковая последовательность: сначала индивидуальное, в паре и повышенной сложности. Заданий достаточное количество. Если, это сказка или произведение, то количество заданий может доходить до 15 В рубрике «Проверим себя» много интересных дополнительных заданий:
вопросы, кроссворды, игры, скороговорки.
Окружающий мир 2 класс, 1 часть
Учебник оформлен в едином стиле всего УМК. Именно окружающий мир оформлен в зеленых оттенках, как обложка, так и все страницы в учебнике. На форзацах учебника отсутствует какая-либо информация. Также героями являются Муравьишка, который всегда предлагает узнать что-то новое и чему-то научится, а черепаха предлагает сделать какие-то выводы. К способам самостоятельной деятельности относятся такие рубрики, как «Проверь себя» и «Задания для домашней работы», так ж присутствуют практические работы, которые учащийся может выполнить самостоятельно или в паре. В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой. Также в учебнике есть странички для любознательных и проектные задания, которые содержат интересные задания и тексты.
На первой странице учебника имеются условные обозначения, необходимые для дальнейшей работы с упражнениями. В содержании учебника есть рисунки.
В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый. В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий.
Учебник имеет достаточное количество иллюстраций. Рисунки помогают усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.
Положительными качествами анализируемого учебника являются системность и доступность изложения. Упражнения и вопросы являются не сложными, и позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их.
