ПК 4.3
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 266.21 КБ | |
| 361.05 КБ | |
| 364.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
1. Создают нормальные условия для обучения в школе(отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
2. Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
3. Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
4. Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
1. "Не навреди"
2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
4. Соответствие содержания обучения возрасту.
5. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
1. Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и вовремя внешкольных занятий.
4. Коррекционные технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбираяоптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы
1. Физкультурная минутка — динамическая пауза вовремя интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время —2-3 минуты.
2. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
3. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время —2-3 минуты. 4. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
5. Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
6. Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
7. Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини- аутотренинг.
8. Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
9. Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
10. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
11. Технологии, создающие положительный психологический климат уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
12. Эмоциональные разрядки —это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
13. Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровымобразом жизни для упражнений и диктантов.
14. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
15. Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям. Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни— одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя— не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Фрагмент урока русского языка, «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных», 3 класс, УМК «Школа России»
Фрагмент урока окружающего мира, «Пожар», 2 класс, УМК «Школа России»
Фрагмент урока технологии, «Аппликация из бумаги», 1 класс.
Предварительный просмотр:
Технология сотрудничества
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.
Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:
- Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
- Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
- Члена группы, который должен отчитаться за задание, может выбирать учитель или члены команды.
- Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.
В рамках сотрудничества можно рассмотреть несколько разновидностей групповой формы:
- Парная работа — она используется педагогами в рамках всех дисциплин при проверке домашних заданий, взаимопроверке выполненных работ и прочем. Положительным эффектом данной работы является то, что она повышает внимание детей, заставляет более вдумчиво относится к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу соседа. Данная работа служит для укрепления усвоенных знаний, формированию и закреплению навыков самоконтроля, самооценки. Область применения парной работы в начальных классах достаточно широка: при закреплении, повторении изученного материала, на этапе актуализации знаний и при этапе непосредственного изучения новых знаний.
- Парно-коллективная работа включает в себя работу ребёнка на уроке не в одной паре, а в нескольких. Завершив работу с одним одноклассником, он включается в деятельность с другим, который так же закончил работу, таким образом они создают новую пару для дальнейшей работы.
- Единая групповая работа — это такая работа при которой организация работы на учебном занятии проходит относительно малых групп, управляемых их лидерами. Все группы трудятся над одним заданием.
- Дифференцированно-групповая работа — это разновидность групповой работы. Она заключается в том, что группы работают над заданиями различающимся по различному уровню сложности. Следовательно, группы формируются иным образом. В одну группу включаются дети с равными учебными возможностями. Численность групп остается прежней.
Сотрудничество младшего школьника с педагогом и особенно со сверстниками приближает ребёнка к состоянию субъекта учебного процесса, так как позволяет развивать важнейшие психические новообразования: самооценка, самоконтроль, внутренний план работы, активность и заинтересованность в обучении.
Организация сотрудничества обучающихся — это главная задача педагога. Наиболее активно сотрудничество проходит в различных видах групповых работ, так как они включают в себя непосредственное взаимодействие младших школьников и неполную автономность ребёнка по отношению к педагогу.
Фрагмент урока окружающего мира, «Пожар», 2 класс,
УМК «Школа России»
Фрагмент урока математики, «Закрепление таблицы умножения и деления», 3 класс, УМК «Школа России»
Фрагмент урока окружающего мира, «Природа в опасности!», 2 класс, УМК «Школа России»
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.
Существует две основные функции учебной проблемы:
1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
Для учителя она является средством: управления познавательной деятельностью ученика; формирование его мыслительных способностей.
В деятельности ученика – служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения.
Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся:
1) неизвестная цель;
2) неизвестен объект деятельности;
3) неизвестен способ деятельности;
4) неизвестны условия выполнения деятельности.
Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Фрагмент урока изобразительного искусства, «Тёплые и холодные цвета», 2 класс.
Фрагмент урока окружающего мира, «Природа в опасности!», 2 класс, УМК «Школа России».
Фрагмент урока технологии, «Аппликация из бумаги», 1 класс.








