ПК 4.3
методическая разработка

Зобова Анастасия Олеговна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс.

Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика. Ситуация win-win: в выигрыше не только дети, но и школа, ведь благодаря безвредному образовательному процессу эффективность ее деятельности тоже повышается.

На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.

Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию.

Виды здоровьесберегающих технологий

Есть несколько классификаций технологий сбережения здоровья. Все они предполагают влияние на ребенка через окружающее его пространство, физическую или умственную нагрузку, взаимодействие с другими субъектами.

В ДОО и начальной школе здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:

Технологии стимулирования и сохранения здоровья: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды.

Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем.

Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, артикуляционная гимнастика.

Применение здоровьесберегающих технологий в школе

Здоровьесберегающие технологии может применять администрация школы на уровне всего учреждения или каждый педагог индивидуально.  

На первом этапе руководство проводит диагностику имеющихся проблем с помощью мониторинга и опросов. В зависимости от того, какие именно задачи необходимо решить, выбирают и соответствующие технологии для внедрения в образовательный процесс.

При этом стоит учесть три обязательных условия: обеспеченность учреждения методическими материалами, подготовка или переподготовка кадров, наличие финансов для выполнения плана.

Задачи, которые помогут решить технологии здоровьесбережения:

создание оптимальных условий для образования: гигиенических, медицинских и других;

обеспечение в организации эффективного образовательного процесса;

предоставление школьникам питания на время их пребывания в учебном заведении;

формирование культуры здоровья в школе;

обеспечение педагогического состава информацией о культуре здоровья, переподготовка кадров, повышение квалификации;

обеспечение здоровой учебной среды для детей и педагогов;

мониторинг состояния здоровья учащихся;

создание тематических занятий для педагогов, детей, родителей.

Решения о внедрении технологий принимаются совместно директором, советом школы, педагогическим составом и родительским комитетом.

Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.  

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, Тема урока «Согласные звуки [в’], [в]. Буква В», 1 класс

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: изображение скелета.

Приёмы: организация учебного общения.

1.Формулировака темы, целей и плана урока.

- Давайте прочитаем скороговорку:

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

- Давайте прочитаем её по рядам. Первый ряд- медленно, второй- быстрее, третий- ещё быстрее.

- Скажите, как звук в скороговорке встречается чаще всего?

- А какой это звук: гласный или согласный?

- Докажите это.

- Попробуем сформулировать тему урока.

- Попробуем составить цель на наш урок.

Познакомиться…

- Наш Винни перепутал пункты плана, давайте определим верную последовательность.

1. Выполним задания.

2. Подведём итоги урока.

3. Узнаем характеристику звуков [в], [в’].

1.Формулируют тему, цели и план урока.

- Звук В.

- Согласный

-Согласный звук нельзя пропеть.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Согласные звуки [в’], [в]. Буква В».

- Познакомиться с согласными звуками [в’], [в] и буквой В.

  1. Узнаем характеристику звука [в], [в’].
  2. Выполним задания.
  3. Подведём итоги урока.

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке.

Учебная презентация

УРОК ТРУДА, Тема урока: «Конструирование игрушки-марионетки», 3 класс

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

игра

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

- Ещё раз проверьте, всё ли у вас есть, что вам нужно для работы. Если чего-то не хватает, поднимите руку

-Ребята, перед началом работы, давайте вспомним технику безопасности.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем:

1.Используй клей только по назначению;

2.Не бери слишком много клея;

3.Если это клей ПВА, то используй кисточку для работы;

4.Держи своё рабочее место в чистоте;

5.Не оставляй клей открытым.

Правила безопасной работы с иголкой:

   1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Картинки

Картинка

УРОК МАТЕМАТИКИ, Тема урока «Сложение и вычитание в пределах 1000», 3 класс



Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Игровые технологии в педагогике — это совокупность методов, средств и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  

Использование игровых технологий способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности.  

Некоторые функции игровых технологий в педагогике:

Мотивация и самореализация. С помощью игровых технологий можно пробудить в детях интерес к полезному процессу, развлечь их и вдохновить на новые достижения.

Социализация. Безопасная и интересная среда помогает преодолеть зажимы и стеснение, научиться понимать других, легче идти на контакт и не бояться его.

Коммуникация, в том числе межнациональная и межкультурная. Играя, детям проще понять людей со взглядами и устоями, отличными от их собственных.

Терапия и коррекция. Используя игровые технологии, можно разрешить трудную ситуацию, проецируя её на эмоционально комфортную и понятную ситуацию.

Диагностика. Игровые приёмы упрощают для педагога определение склонностей, характеристик личности ребёнка. Это помогает подбирать эффективные воспитательные, образовательные методики.

Игровые технологии в педагогике можно классифицировать по разным признакам. Некоторые виды:

По задействованным ресурсам учеников:

физические;

мыслительные;

эмоционально-психологические;

комбинированные.

По типу педагогического процесса:

учебные;

коммуникативные;

познавательные;

репродуктивные.

По типажу и способу организации процесса:

анкетирование и тестирование;

соревнование и конкурс;

театрализованное действо и игра-драматизация;

праздник;

тренинг.

По уровню строгости правил:

с заранее установленными рамками;

с условиями, определяемыми по ходу игры;

импровизационные.

По построению процесса:

сюжетные;

ролевые;

предметные;

имитационные;

деловые.

По содержанию:

музыкальные;

математические;

социализирующие;

логические и другие.

По игровому оборудованию:

настольные;

театрализованные;

сюжетно-ролевые;

режиссёрские и другие.

Игровые технологии положительно влияют на развитие детей, например:

Создают мотивацию к обучению. Игровая форма подачи материала делает процесс обучения более увлекательным и интересным.  

Помогают достигать успеха. Когда дети видят, что могут успешно справляться с заданиями в игре, они начинают верить в свои способности и стремятся к новым достижениям.

Обеспечивают индивидуальный подход. В процессе игры дети могут работать в своём темпе, что способствует более глубокому усвоению материала.  

Развивают креативность. Игровые технологии предоставляют детям возможность свободно выражать свои мысли и идеи, придумывать правила, создавать новые персонажи и разрабатывать собственные сценарии.  

Формируют навыки командной работы. В процессе совместной игры дети учатся слушать друг друга, обсуждать идеи и находить компромиссы.  

Помогают развивать мышление. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения.  

УРОК МАТЕМАТИКИ, Тема урока «Сложение и вычитание в пределах 1000», 3 класс

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

С: беседа, опрос

Н: учебник

П: задание

Внешний контроль

Самоконтроль

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Итак, ребята, настроились на работу.

- Открываем тетради. От прошлой записи отступаем 4 клеточки вниз. Записываем число и «Классная работа».

Выполним устный счет.

-Наша задача — узнать код замка, чтобы открыть его. Нам известно, что код равен произведению чисел на его деталях. Назовите выражение и найдите его значение.

-Давайте продолжим и откроем ещё один замок! Что же скрывается за ним? Назовите выражение и найдите его значение.

-Остался последний замок, который нужно открыть. Назовите выражение и найдите его значение.

- Расположите числа в порядке возрастания и узнайте зашифрованное слово. Ребята первого варианта пользуются синей табличкой, ребята второго варианта — фиолетовой.

1. Отвечают на вопросы учителя.

234+103+312=649

547-245+550=852

356+110+100=566

2. Выполняют задание.

УУПД: формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

.

Тетради.

Слайд 2-9.

Интерактивная доска

Слайд

10-11.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, «Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части», 3 класс

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный:

Беседа

Приёмы:

организация учебного общения

Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята!

-Проверьте, чтобы на партах у вас лежало все необходимое для урока и давайте начнем.

-Посмотрите на экран, это волшебное колесо. Наша задача: продолжить фразу, которая нам попадется.

1. У меня хорошее настроение, потому что…

2. Я хочу получать новые знания, потому что…

3. Я рад/рада прийти сегодня на урок, потому что…

4. У меня всё получится, потому что…

- За вашу активную работу на уроке и за каждый правильный полный ответ, я буду выдавать вам наклейки. В конце урока, мы посчитаем их, и кто наберет наибольшее количество наклеек, получит оценку.

Организуют свое рабочее место.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

 УУКД:

Уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

УУРД:

Выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций

Слайд 1

Слайд 2

УРОК РУССОГО ЯЗЫКА, «Что такое обращение? Предложения с обращениями.», 3 класс

Обобщение и систематизация знаний и умений

Повторение детьми изученных способов действий и формирование способности к его выполнению        

Повторение детьми изученных способов действий и формирование способности к его выполнению        Ф, И, П

Словесный:

беседа

Наглядный: Презентация

Практическ ий: Практическа я работа с учебником

Ф, И, П

Словесный:

беседа

Наглядный: Презентация

Практическ ий: Практическа я работа с учебником

-Сейчас мы поработаем в группах. Разделитесь в группы по 5 человек. Посмотрите на экран.

-Нам необходимо помочь лягушке перейти на другой берег. Для этого нам нужно выполнить все задания. Начнем с 1 команды.

1. Найдите обращение.

Лиза, будь аккуратна!

2. Выделите обращение запятой.

Мама я получил пятерку!

3. Вставьте обращение.

Пока, ______, ещё увидимся.

4. Выделите обращение запятой.

Пойдем собирать ягоды Маша?

5. Найдите обращение.

Петя, ты молодец!

6. Составьте предложение.

Вы, были, ребята, лугу, на?

7. Вставьте обращение.

Здравствуй, ______!

-Отлично! Вы справились с заданием, и лягушка смогла перейти на другой берег.

1. Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Выполняют задание.

1. Лиза

2. Мама, я получил пятерку!

3. Пока, друг (возможен другой вариант ответа), ещё увидимся.

4. Пойдём собирать ягоды, Маша?

5. Петя

6. Ребята, вы были на лугу?

Вы были на лугу, ребята?

Вы были, ребята, на лугу?7. Здравствуй, Женя (возможен друго



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения.

Проблемное обучение целесообразно применять:

  • когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
  • когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
  • когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

  1. Проблемное изложение знаний.
  2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
  3. Исследовательский метод обучения.

А также И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения – утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала

на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, «Правописание частицы «не» с глаголами», 3 класс.

УРОК МАТЕМАТИКИ, «Письменное умножение на однозначное число в пределах 100», 3 класс

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, «Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части», 3 класс