ПК 4.4
методическая разработка
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов и выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра естественно – научных, общественных дисциплин и эстетического воспитания
Зобова Анастасия Олеговна
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОСОБИЯ
ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Курсовой проект допущен к | Специальность: 44.02.02 |
защите | Преподавание в начальных классах |
«_____» декабря 2023 г. | Курс: 3, группа: 31 |
Заместитель директора по НМР | Руководитель: Буторина В.В., |
____________ / Анищенко И.Л. | преподаватель МДК 05.01. |
Теоретическое и методическое | |
Курсовой проект защищен | обеспечение процесса углублённого |
с оценкой___________________ | изучения дисциплин в начальных |
«_____» декабря 2023 г. | классах (изобразительное искусство) |
высшей квалификационной категории | |
Председатель комиссии: | |
_______________ / | |
Члены комиссии: | |
_______________ / | |
_______________ / |
Челябинск, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСОБИЙ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА | |
1.1 Сущность и содержание понятия «творческие способности» | |
1.2 Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства | |
1.3 Использование интерактивных пособий по цветоведению как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства | |
Выводы по первой главе | |
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОСОБИЯ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА | |
2.1 Современные подходы к организации уроков изобразительного искусства в начальной школе | |
2.2 Методика создания и использования интерактивного пособия по цветоведению для уроков изобразительного искусства с младшими школьниками | |
2.3 Подходы к оценке уровня развития творческих способностей у младших школьников | |
Выводы по второй главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время развитие творческой личности приобретает особую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость в области современной педагогики.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [1].
Как отмечала Бухарова И.С.: «Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие творческих способностей – залог будущих успехов» [3, с 4].
Занятия изобразительным искусством являются наиболее эффективным средством развития творческой личности. Наиболее лучшее время развития творческих способностей – годы обучения в начальной школе [4]; [9]; [15]; [16]. Об этом говорится в исследованиях психологов и педагогов, например, Л.С. Выготского, В. С. Кузина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и т.д.
Однако, несмотря на большое количество исследований в области изобразительного творчества школьников, вопросы взаимосвязи личности и творчества детей, а также развития творческих способностей детей в возрасте от семи до десяти лет разработаны недостаточно [8].
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время существует серьезное противоречие между требованиями общества к развитию творческих способностей учащихся и условиями, в которых организуется творческая деятельность обучающихся.
Мы считаем, что изобразительная деятельность в младшем школьном возрасте предстает как средство самовыражения, но из-за недостатков знаний и умений, необходимых для создания рисунка, обучающиеся не всегда могут точно передать какой - либо образ.
Существуют различные способы развития творческих способностей младшего школьника. В данной научно-исследовательской работе мы уделим внимание на одной из науки, которая помогает развивать творческие способности: цветоведение.
«Цветоведение» – наука о цвете. Знание цвета и цветовых техник также необходимо для изучения основ живописи. Цвет очень важен в современной жизни людей. Каждый человек должен знать основы цветоведения, так как это важно в повседневной жизни. Умение видеть и чувствовать гармонию цвета помогает учащимся развивать свои творческие способности.
На уроках изобразительного искусства учащимся предлагаются не только теоретические знания, но и умения, помогающие пользоваться ими в повседневной жизни. Для того чтобы младшие школьники научились разбираться в цветовом разнообразии, понимать значение цвета, использовать в своем творчестве, нужно развивать умение самостоятельно выбирать нужные цвета и составлять необходимые оттенки.
Одна из главных целей уроков изобразительного искусства – это развитие творческих способностей учащихся. Этого можно достичь, если в образовательный процесс включать различные методические средства, приемы, методики, которые будут привлекать обучающихся. Например, в графике учителя предлагают ученикам овладеть различными видами штрихов линии, точки. Когда учитель начинает знакомить учащихся с живописью, то он ставит задачу перед собой: научить изображать красками, видеть красоту в окружающем нас мире. На уроках, где изучается цветоведение, учитель предлагает обучающимся изучить принципы и методы работы с основными и составными, холодными и теплыми цветами, светлыми и темными тонами. Важной частью является освоение цветовых отношений, где вводится теория, наглядные демонстрации и разнообразные творческие задания. Мы считаем, что в настоящее время самым эффективным средством для развития творческих способностей является интерактивное пособие.
Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему: «Методические подходы к созданию интерактивного пособия по цветоведению для развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Цель исследования: на основе анализа современной психолого – педагогической литературы описать подходы к созданию интерактивного пособия по цветоведению для развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства и приступить к разработке блока интерактивных пособий по цветоведению.
Объект исследования: развитие творческих способностей у младших школьников.
Предмет исследования: методическое обеспечение на уроках изобразительного искусства в начальной школе для развития творческих способностей.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику понятия «творческие способности»;
- описать возрастные особенности младших школьников в развитии творческих способностей;
- изучить современные подходы к организации уроков и методические рекомендации по созданию и использованию интерактивного пособия по цветоведению для уроков изобразительного искусства с младшими школьниками;
- провести анализ подходов к оценке уровня творческих способностей у младших школьников;
- обобщить итоги проведенного исследования, обозначить перспективу развития темы курсового проекта в выпускной квалификационной работе.
Методы исследования, которые использовались в ходе выполнения исследовательской работы: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСОБИЙ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА |
1.1 Сущность и содержание понятия «творческие способности» |
Исследованием развития понятия «творческие способности» занимались многие ученые, педагоги, психологи. Научные работы Л.С. Выготского, В.С Кузина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова раскрыли этапы развития творческих способностей у младших школьников, показали, как развиваются творческие способности в зависимости от обучения младшего школьника [4]; [9]; [14]; [15].
В отечественной психологии проблема творческих способностей изучалась Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым. Эти исследования были посвящены социокультурной природе творческих способностей, т.е. влиянию художественных произведений и средств выражения на формирование творческой личности, ее культурного сознания и само восприятия. [2]; [10].
В своем труде «Гений и творчество» С.О. Грузенберг отстаивает свою теорию творчества. Он писал: «Творчество, как деятельность – есть, в сущности, творение или созерцание чего-либо нового. Без нового результата, полученного, из тех или других данных, нет, вообще, творчества» [5, с. 228].
Отечественный педагог Е.А. Флерина писала, что детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому [4].
Для того чтобы дать понятие «творческие способности», для начала мы разберем понятия «способности» и «творчество». Начнем с понятия «способности».
Понятие «способности» изучают целый ряд наук, включая социологию, философию, медицину и т.д. Однако ни одна из них не занимается вопросом способностей так тщательно и всесторонне, как психология.
Понятие о способностях ввел в науку Платон (428-348 гг. до н. э.). Он говорил, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны: одни рождены для управления, другие — для вспомоществования, а иные — для земледелия и ремесленичества» [18].
Когда мы думаем о качествах человека как о способностях, это означает, что они определяют, насколько быстро он учится и насколько успешен в своей деятельности. Такое понимание согласуется с определением «способности», которое дал С.Л. Рубинштейн: «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [14].
Это высказывание можно дополнить мнением Б.М. Теплова, который определил, что успех в деятельности должен согласоваться с «субъективной ценой» или теми психологическими затратами, которые были необходимы для достижения этого успеха. Чем легче дается успех, тем соответственно способности выше [11].
Исходя из выше представленных формулировок понятия «способности», можно сделать вывод, что способности — это свойства личности человека успешно выполнять какую-либо деятельность. Она состоит из компетентности, знаний, навыков, умения применять знания в разных ситуациях, скорости и качества работы. Далее разберем понятие «творчество».
Творчество – далеко не новый предмет изучения, и оно привлекало внимание мыслителей всех эпох. Сегодня, в век технологического и научного прогресса, вопрос творчества стоит наиболее остро. Никто не сомневается, что прогресс цивилизации зависит от людей с творческими талантами [17].
Творчество изучается как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс [3].
«Творчество – деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации. Художественное творчество – разновидность творческого процесса», - так писал доктор педагогических наук И.В. Петрушин [15, с. 9].
В отечественной психологии проблема творчества рассматривается в работах В. М. Бехтерева, Е.Д. Яковлевой, С. О. Грузенберга и других.
С.О. Грузенберг писал: «Творчество – есть ряд рефлексов, сплетенных друг с другом для достижения какой-либо цели, которая, в свою очередь, всегда дана либо в своем прошлом аналогичном опыте, либо в опыте других»[5, с. 229].
В свою очередь, Е.Л. Яковлева рассматривает творчество «как личностную характеристику, как реализацию человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности – это и есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего)» [4].
Основными характеристиками творчества, по ее мнению, являются следующие:
- Творчество развертывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия;
- Творчество всегда в той или иной мере адресована другому человеку.
Эти характеристики логически вытекают из рассмотрения творчества как реализации собственной индивидуальности, так как человеческая индивидуальность проявляется в процессе межличностного общения [4].
Итак, исходя из формулировок понятия «творчество» разных психологов и педагогов, можно сделать вывод, что творчество – это создание чего-то нового, разными способами и в разных масштабах. Творчество характеризуется не только социально значимыми открытиями, но и тем, что мы создаем для себя.
Проанализировав понятия «способности» и «творчество», мы разберем понятие «творческие способности».
В.Д. Шадриковым творческие способности понимаются как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [3].
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества личности ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [10].
Творческие способности будут формироваться быстрее, если младшие школьники будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат [10]. Ниже представлены методы и приемы для развития творческих способностей:
Таблица 1 – Методы развития творческих способностей
Метод | Характеристика метода |
1. Метод «открытий». | Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. |
2. Метод привлечения жизненного опыта детей. | В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль. |
3. Метод диалогичности. | Учитель и ученик – собеседники. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства. |
Продолжение таблицы 1
4. Метод сравнений | Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи. |
5. Метод коллективных и групповых работ | Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты. |
Таблица 2 – Приемы развития творческих способностей
Прием | Характеристика приема |
1. Учебный диалог | Внутреннее содержание личностно-ориентированного обучения. Диалогичность выступает в данном случае одной из сущностных характеристик процесса обучения понимания искусства, не только как средство, но и самоцель обучения, не только как процесс, но и как источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности. |
2. Наблюдение | Лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. |
3. Использование натуры | Репродукция картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ педагогом приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. |
1.2 Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Как отмечает В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования [6].
Дети младшего школьного возраста значительную часть своей активной творческой деятельности осуществляют с помощью воображения. Игры – это плод их буйной фантазии, из-за чего они с большим увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой является творческое воображение.
В младшем школьном возрасте ведущее значение отдается именно воображению, так как именно эта способность нуждается в плане развития.
Дети младшего школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно помогает младшему школьнику в полной мере раскрыть свою личность, так как вся художественная деятельность построена на активном воображении и творческом мышлении. Эти функции помогают младшим школьникам сформировать новый, необычный взгляд на мир.
На развитие ребенка младшего школьного возраста главное значение имеет формирование многих интересов, так как для него характерно познавательное отношение к миру творчества.
Современные педагоги Г.С. Абрамова и Л.А. Большакова считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому важно на уроках в школе создавать педагогические условия для формирования и развития творческих способностей [2].
Известный педагог Л.С. Выготский отмечал: «границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе» [4].
С приходом в школу ребенок попадает в новую социальную ситуацию и сталкивается с новым видом деятельности, который становится ведущим – это учебная деятельность, и одним из главных направлений развития младшего школьника становится развитие эмоционально-волевой сферы, дисциплинированности, организованности, ответственности.
Особенность развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, природы, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения [7].
Дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения [11].
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
В работе Б.М. Неменский довольно четко подчеркивается, что педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования [10]. Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются показателем действенности эстетического воспитания. В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли [10]. Таким образом, младший школьный возраст – это особенный возраст для развития эстетического отношения, где главную роль играет учитель.
Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей. Воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи различных действии. Для воображения характерна высокая степень конкретности и наглядности.
Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области. Как показывают исследования Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом.[4]. Автор делает вывод о необходимости расширения опыта ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это «особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта» [7, с.134]. Воображение у младших школьников имеет два показателя: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи.
Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. К основным критериям проявления творческого воображения ус младших школьников относят:
1. оригинальность выполнения детьми творческих задач;
2. использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретенных ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них новых психологических качеств [13].
Рассмотрим особенности развития творческих способностей по следующему показателю – владение выразительными и изобразительными средствами, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Младший школьный возраст – ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету, форме, отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений. Ребенок должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, т.к. обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работы детей с различным материалом.. Обучающийся получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей [13].
Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в этом случае, доминирующие черты личности.
В процессе учебной деятельности владение цветом, формой, композицией у младших школьников формируется под влиянием ее требований. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся художественные образы [12].
Таким образом, раскрывая возрастные особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, приходим к выводу, что данный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.
1.3 Использование интерактивных пособий по цветоведению как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Один из важнейших принципов обучения – принцип наглядности – обусловлен необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для формирования представлений и понятий [9].
Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Как известно, обучение изобразительному искусству основано на рисовании с натуры. Такое обучение уже является наглядным. Невозможно проводить занятия тематическим и декоративным рисованием, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций картин художников [9].
Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений.
Современные требования предъявляют определенные требования к наглядным пособиям и материалам [9]:
- Безупречность в научном отношении;
- Соответствие требованиям учебной программы;
- Точность отражения реальной действительности;
- Соответствие возрастным особенностям учащихся;
- Ясность и четкость изображения;
- Соответствие эстетическим и гигиеническим требованиям.
Наглядные пособия, которые применяются в начальной школе, можно разделить на несколько групп [9]:
- Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В качестве натуры на уроках могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы.
- Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения, декоративной переработки форм растительного и животного мира.
- Схематические рисунки и таблицы. На этих пособиях может быть показано поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда или даны другие методические указания. Их используют при объяснении законов перспективы, понятий «холодный» и «теплый» цвета, «колорит», «средний цветовой фон», «свет», «тень», «полутень», «рефлекс» и многих других.
- Репродукции картин, рисунков, изображения предметов декоративно-прикладного искусства.
- Педагогический рисунок. Это показ учителем хода выполнения рисунка, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью.
- Экранные наглядные пособия. Демонстрация кинофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах жанра искусства в процессе беседы активизирует мысль школьников, способствует эмоциональному отношению к материалу и в конечном итоге повышает эффективность урока.
Изменения в современном мире влекут за собой необходимость изменения обучения детей, которым нужно овладеть новыми навыками и умениями. Им придется расти и жить в новом формате: информационной среде.
В нашей исследовательской работе мы рассмотрим наглядные интерактивные средства обучения младших школьников.
Интерактивное пособие – это электронное средство обучения, которое является самостоятельным источником учебной информации или дополняет учебник [20].
Ее основные характеристики: интерактивность, динамизм и мультимедийность.
К наглядным интерактивным пособиям относят экранные пособия: презентации, аудио и видеофильмы [11].
Продолжительность непрерывного использования интерактивных пособий [11]:
• 1-2 кл – не более 20 мин.,
• 3-4 кл. – не более 25 мин.
Обобщая выше сказанное, можно выделить главные особенности применения интерактивных пособий в образовательном процессе [20]:
• информационная насыщенность;
• учёт индивидуальных особенностей обучающихся при изучении и контроле учебного материала;
• имитация отдельных функции преподавателя за счёт диалога обучающихся со средствами обучения и с учебным материалом (например, информативная, результативная и др.);
• включение обучающихся в различные виды учебной деятельности (например, исследование, проектирование, моделирование и др.);
• фиксирование при работе с интерактивными пособиями большего числа параметров (например, количество ошибок или попыток и др.);
• наличие мгновенной обратной связи, которая обеспечивает коррекцию и дополнение знаний обучаемых, например, автоматическая диагностика ошибок, допускаемых обучаемым в ходе работы (рекомендации, указания, комментарии и др.)
На уроках изобразительного искусства также можно и даже необходимо использовать интерактивные средства обучения.
Интерактивные пособия можно использовать практически на всех темах уроков изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского, например: «Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать», «Мир природы полон украшений», «Три основные краски, строящие многоцветие мира», «Пять красок – все богатство цвета и тона», «Изображение и фантазия», «Твои игрушки», «Мамин платок», «Витрины магазинов» и т.д.
Наглядные интерактивные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса:
• При объяснении учителем нового материала;
• при закреплении его учащимися;
• во время повторения изученного материала;
• при проверке учителем знаний учащихся;
• во внеклассной, кружковой работе.
На уроках изобразительного искусства интерактивные пособия можно использовать практически на любом этапе урока.
Например, в уроках изобразительного искусства на этапе «открытия» нового знания можно использовать различные видео - фильмы, видео - экскурсии. Создаются мультимедийные презентации в «Power Point», «Smart». Комментарии учителя, сопровождаемые качественной визуальной информацией, музыкой, анимацией и интерактивными заданиями, играют важную роль в обучении, создавая условия для более глубокого и полного усвоения материала учащимися. Этот инновационный подход не только привлекает внимание учащихся, но и способствует их активному участию в процессе обучения. Элементы анимации, такие как движущиеся изображения, переходы и эффекты, помогают сделать обучающий материал более привлекательным и интересным. Все эти инструменты в совокупности создают более эффективную образовательную среду, стимулирующую интерес учащихся к новой теме и способствующую их активному участию и углубленному пониманию материала. В пример можно привести этап «открытия» нового знания на уроке по теме «Три основные краски, строящие многоцветие мира». На этом этапе учитель может использовать интерактивные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета).
На уроках изобразительного искусства для начальной школы особое внимание уделяется первичному закреплению материала. На этом этапе используются различные методы и практические задания, включая игровые элементы, которые помогают снять излишнее напряжение и повысить интерес учеников к новой теме. Например, при изучении темы «Твои игрушки» ученикам предлагается выполнить задание по лепке игрушек из пластилина или глины. Для этого можно использовать интерактивное пособие, которое содержит разнообразные задания, связанные с пословицами, поговорками и русскими народными сказками. Это позволяет учащимся не только развивать свои творческие навыки, но и погрузиться в культурное наследие своей страны. Использование интерактивной доски также является важным аспектом на данном этапе обучения. Она позволяет ученикам активно взаимодействовать с материалом и проводить практические занятия в более интересной и запоминающейся форме. Например, учитель может показать шаги по созданию игрушки на доске, объяснять особенности каждого этапа и давать полезные советы. Это помогает ученикам лучше усвоить материал и сделать свои творения более качественными. Таким образом, первичное закрепление в разработках уроков изобразительного искусства в начальной школе становится более интересным и эффективным благодаря использованию различных методов, практических заданий и интерактивных пособий. Это помогает ученикам лучше усвоить материал и развивать свои творческие способности, а также погрузиться в культурное наследие своей страны.
При проверке учителем знаний учащихся, учитель может использовать интерактивное пособие, состоящее из заданий по пройденной теме, или даже блоку тем. Например, по теме «Искусство народов мира», где предлагается обобщить и проверить знания по пройденным темам, можно разработать интерактивное пособие, в котором будут собраны задания по прошлым темам. Интерактивное пособие поможет интереснее проверить знания учащихся, потому что оно будет привлекать учащихся к определенной деятельности на уроке изобразительного искусства.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что интерактивные пособия можно использовать на уроках изобразительного искусства. Интерактивные пособия будут уместны практически в любой теме и этапе урока.
Мы считаем, что для изучения основ цветоведения нужно использовать наглядные интерактивные пособия, так как они являются одним из уникальных и удобных средств развития творческих способностей и создания положительного эмоционального фона. Также современные школьники впитывают только ту информацию, которая им наиболее интересна.
Для того чтобы создать наглядное интерактивное пособие по цветоведению, нужно знать его основы. Ниже представлен теоретический материал по цветоведению [17]:
Цветоведение – наука о цвете – изучает многие вопросы, с которыми сталкивается художник, имеющий дело с красками.
Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.
Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов выбранных из него будут хорошо смотреться вместе.
Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами.
Составные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый.
В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир.
Выводы по 1 главе
Познакомившись с теоретическим материалом по данной теме, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема нашего исследования имеет актуальный характер.
В параграфе 1.1 мы рассмотрели основную характеристику понятия «творческие способности». Мы изучили понятия «способности» и «творчество». Также в этом параграфе выделены основные характеристики понятия «творчество». Мы представили методы и приемы, которые помогают развивать творческие способности.
В параграфе 1.2 нами были изучены возрастные особенности развития творческих способностей у младших школьников. Стоит подметить, что младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Мы можем сделать вывод, что самое лучшее время для развития творческих способностей – это младший школьный возраст.
В параграфе 1.3 мы разобрали разновидности современных средств обучения, которые помогают развивать творческие способности на уроках цветоведения. Мы пришли к выводу, что самым удачным из средств обучения является наглядное интерактивное пособие, которое представляет собой электронное средство обучения, являющийся самостоятельным источником учебной информации или дополняет учебник.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОСОБИЯ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Современные подходы к организации уроков изобразительного
искусства в начальной школе
В настоящее время реализация задачи развития ученика в образовательном процессе требует от учителя начальной школы особых умений, знаний, а также осознанного стремления к этому, ценностного отношения к своей профессии, уважение к личности учащихся.(Землянская, 10 стр)
Младший школьник сегодня поставлен в принципиально иные условия развития, чем его сверстник 20-30 лет назад. Основные причины этого: информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве, смена ценностных ориентаций членов общества. Сегодня огромное влияние на ребенка оказывают различные виды средств массовой информации.
Современный младший школьник немало времени проводит в информационном интернет-пространстве. Это способствует развитию его информационной компетентности (Землянская, 18 стр)
Уроки изобразительного искусства в современной школе и 15 лет назад – это совершенно разные по содержанию и формам. Например, раньше учитель мог повесить на доску примеры работ и показать технику, в которой нужно выполнить творческую работу, то сейчас программа стала более насыщенной и разнообразной. Ученики знакомятся с различными видами и жанрами в изобразительном искусстве. Мы считаем, что необходимо включать в образовательный процесс современные методы обучения, технологии. Учителю необходимо добиться того, чтобы учащиеся получали положительные эмоции от урока.
На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие творческих способностей учащихся, чтобы впоследствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.
В современном учебном процессе одинаково важны четко и грамотно составленные образовательные стандарты и методики. Одновременно с этим в начальной школе необходимо развивать компетенции сотрудничества, взаимной поддержки, взаимопонимания учащихся и педагога.
В современном уроке педагогический процесс выступает, как специально организованное, целенаправленное взаимодействие всех участников этого процесса, направленное на развитие личности при ведущей и направляющей деятельности. (Зем, 39 стр)
Ниже приведены основные компоненты современного урока:
Таблица 3 – Компоненты современного урока
Компонент | Характеристика компонента |
1.Организационный | Организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. |
2. Целевой | Постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. |
3. Мотивационный | Определение значимости изучаемого материала, как на данной теме, так и во всем курсе. |
4.Коммуникативный | Уровень общения учителя с группой. |
5. Содержательный | Подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.д. |
6. Технологический | Выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса. |
7. Контрольно - оценочный | Использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. |
8. Аналитический | Подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. |
В настоящее время на уроках в начальной школе учителя стараются вовлечь учащихся в различные виды деятельности с помощью многообразных форм, методов, приемов и методик, чтобы обучающиеся могли лучше усвоить материал по теме. В пример, мы можем привести ниже представленные методы обучения, используемые на уроках, а также на изобразительном искусстве, которые могут заинтересовать учащихся:
- Дискуссия. Они необходимы, прежде всего, для тренировки обучающихся в поиске информации и обоснования своего мнения, они предоставляют возможность развить навыки коммуникации в образовательном процессе. Дискуссии развивают понимание, признание существующих различий; вовлекают во внимательное и уважительное слушание; помогают ученикам стать связанными с темой, то есть ближе познакомиться с предметом; развивает способность свободного обмена идеями, мнениями. Чтобы провести успешную дискуссию, нужно выполнить ряд условий: прежде всего сам учитель должен понимать, как правильно выстроить дискуссию, у него должны быть реалистичные представления об этом методе; необходимо уделить внимание правилам проведения дискуссии.(Столь, 109 стр) На уроках изобразительного искусства в начальной школе также будут уместны дискуссии, так как при проведении дискуссий развиваются творческие способности. Мы считаем, что в учебный процесс можно вводить дискуссии, например, на последней теме в четверти можно разделить класс на несколько групп и предложить им разные точки зрения по пройденным темам. На последнем уроке в четверти учащиеся будут отстаивать предложенное учителем высказывание, что будет способствовать развитию творческих способностей.
- Игра. Они важны в учебном процессе младших школьников, так как это – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность. Роль игры в процессе обучения очень велика, ведь через игру можно улучшить и развить творческие способности, она является существенной частью учебного процесса. (Столь, 125 стр) К сожалению, игры используются недостаточно активно в силу инерции работы учителя или в силу незнания технологий игр, доступных и уместны для начального образования. На уроках изобразительного искусства можно включать следующие виды игр: «Своя игра», «Риск», «Бинго» и т.д. Эти игры могут развивать творческие способности, так как в них можно включать задания на развитие этих способностей. Игры можно проводить практически на любой теме урока изобразительного искусства.
- Метод кейсов. Это один из обсуждаемых методов эффективного обучения в настоящее время. Метод кейсов представляет собой различные ситуации, которые ученики должны решить, при этом обосновать свое решение. Именно такой вид работы, на наш взгляд, является более эффективным при изучении школьных предметов. Этот метод также целесообразно использовать на уроках изобразительного искусства в начальной школе, потому что ученики при нахождении решения могут творчески к этому подходить. Например, на теме в 1 классе «Изображать можно пятном» в урок можно включить видео-кейс, где ученикам будет предлагаться просмотр видео, в котором будет включена проблемная ситуация. Ученики должны решить эту ситуацию, аргументируя своей точкой зрения.
Проанализировав современные подходы к урокам изобразительного искусства в начальной школе, мы можем сделать вывод, что в образовательный процесс необходимо включать современные методы обучения, так как в век новых технологий, младшие школьники подвержены информатизации, и он немало времени проводит в информационном интернет-пространстве. Учитель не должен отставать от этого, и педагог должен включать в образовательный процесс такие методы, чтобы они привлекали учеников, что впоследствии, учащиеся получали удовольствие от учебного процесса.
2.2 Методика создания и использования интерактивных пособий по цветоведению для развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Современный уровень развития электронных устройств, включая компьютерную технику, открывает новые возможности для создания инновационных технологий в разных научных и практических областях. Образование является одной из сфер, которая активно использует эти технологии для процесса и результатов освоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Образовательная сфера сама является информационной и успешно адаптируется к новейшим техническим достижениям. Новые образовательные ресурсы и нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением, появляются в ответ на эти возможности.
Для достижения успешных результатов в использовании интерактивных пособий на уроках изобразительного искусства, учитель должен обладать тщательно разработанной подготовкой. Прежде всего, это сама разработка интерактивного пособия и создание методики его использование в учебном процессе.
Для создания интерактивного пособия необходимо определиться с программой, в которой будет выполнено пособие. Это могут быть программы: PowerPoint, Canva, Smart и т.д.
Мы считаем, что удобнее всего для разработки пособия по цветоведению будет эффективна программа PowerPoint, потому что благодаря использованию графических и других медиа элементов улучшается восприятие подаваемой информации. С помощью слайдов удается значительно оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность. Есть возможность вернуться к любому слайду и акцентировать внимание на нужном фрагменте. А также именно эта программа является наиболее доступной.
При разработке интерактивного пособия необходимо провести систематизацию информации, чтобы предоставить ученикам максимально целый объем информации в минимальном виде. Это нужно для того, чтобы не перегрузить учеников большим содержанием информации, так как это приводит к потери знаний. Но в это время не стоит сильно структурировать информацию, потому что при недостаточности информации эффективность обучения снижается.
После подготовки информации следует выбор дизайна интерактивного пособия. Цветовая гамма не должна быть слишком яркой или темной. Стоит учитывать особенности восприятия цветов обучающимися. Цвета могут вызывать различные эмоции учеников, например, спокойствие или возбуждение и т.д., поэтому при выборе дизайна для интерактивного пособия следует придерживаться спокойных и не слишком ярких оттенков.
После подготовки информации и выбора цветовой гаммы дизайна пособия необходимо продумать, какие элементы будут включены. Это могут быть различные репродукции картин; наглядные объяснения материала; различные задания, которые будут развивать творческие способности.
Проанализировав учебник по изобразительному искусству Б. М. Неменского, мы определили темы, по которым мы создадим интерактивные пособия по цветоведению: «Теплые цвета», «Холодные цвета», «Что выражают теплые и холодные цвета?», «Тихие и звонкие цвета».
Например, в темах «Теплые цвета» и «Холодные цвета» ученикам предлагается проанализировать репродукции картин; обсудить, какие цвета являются теплыми, а какие холодными, это все можно поместить в пособие. Также ученикам предлагается представить девочек – волшебниц, которые опускают в основные цвета желтый луч или синюю льдинку, и эти цвета становятся теплыми и холодными. Это можно поместить в пособие в виде анимации, чтобы ученики наглядно увидели, как меняются основные цвета с помощью желтого и синего цветов.
В теме «Что выражают теплые и холодные цвета?» учащимся также предлагается проанализировать репродукции картин художников, чтобы они сделали вывод, что в своих творческих работах могут использовать сочетание теплых и холодных цветов. Это также можно поместить в интерактивное пособие, чтобы учащиеся увидели, как можно сочетать теплые и холодные цвета, что сочетание этих цветов делает их творческие работы ярче. Также ученикам предлагается выполнение творческой работы: выполнение горящего костра или пера сказочной жар-птицы на фоне холодного ночного неба. Чтобы ученикам было комфортнее при выполнении творческой работы, в интерактивное пособие можно включить музыкальное сопровождение. Учитель может использовать интерактивное пособие по этой теме при объяснении нового материала; при педагогическом показе творческого задания; при практических заданиях, например, на смешивание цветов.
В теме «Тихие цвета» ученикам предлагается вспомнить пасмурный день. Когда яркие цвета погасли, стали тихими. Это можно подкрепить видео-фрагментом, в котором будет показано, как меняются цвета земли при пасмурной погоде. Также можно вставить анимацию в пособие, которая показывает, какую краску нужно добавить, чтобы цвет стал тихим. Ученикам предлагается проанализировать репродукции картин, это также можно включить в пособие. Учащиеся должны выполнить творческую работу, в которой им нужно изобразить весеннюю землю, пробуждающуюся от зимнего сна, в пособие можно включить музыкальное сопровождение.
Мы считаем, что четких указаний по использованию интерактивных пособий не должно быть, потому что при создании пособия учитель включает различные приемы и методы, которые будут влиять на развитие разных процессов. Учитель в праве сам выстраивать урок, но не должен забывать о программе, по которой работает и требованиях, которые необходимо соблюдать в образовательном процессе.
Интерактивным пособием по цветоведению можно пользоваться на этапе урока «открытие» нового знания, когда учитель предоставляет основной материал по конкретной теме. Невозможно пользоваться интерактивным пособием на протяжении всего урока, потому что это не соответствует основным требованием СанПиН по продолжительности использования электронных средств обучения.
Интерактивные пособия по цветоведению могут быть очень полезными на уроках изобразительного искусства. Они помогают учащимся лучше понять и запомнить основные принципы цветового взаимодействия, тонкости цветового сочетания и влияние цвета на эмоциональное восприятие произведений искусства.
Учитель, обладая обширным опытом и стремясь к эффективному преподаванию, может воспользоваться интерактивным пособием для объяснения нового материала. Это инновационное средство обучения предоставляет возможность ученикам активно включаться в процесс обучения, при этом учитывая их индивидуальные возможности и темпы обучения.
Интерактивное пособие демонстрирует свою эффективность также при педагогическом показе творческого задания. Намного эффективнее, когда учитель сам выполняет педагогический показ и показывает различные техники работы, но иногда у педагога нет возможности выполнить педагогический показ. В этих случаях учитель может воспользоваться интерактивным пособием, в который входит видео с выполнением творческой работы.
Кроме того, использование интерактивного пособия особенно полезно при проведении практических заданий, таких как смешивание цветов. Благодаря этому инструменту учитель может создать интерактивную среду, где ученики имеют возможность непосредственно участвовать в процессе, экспериментировать и изучать окружающий мир в динамичном режиме.
Учитель, обладающий опытом и профессионализмом, в рамках своей педагогической деятельности, может эффективно использовать интерактивные пособия по цветоведению для проведения коллективных работ. Коллективные работы, проводимые с использованием интерактивных пособий, позволяют ученикам учиться вместе, сотрудничать, обмениваться идеями и получать обратную связь от других учащихся. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в группе и принимать коллективные решения.
На уроке интерактивным пособием по цветоведению может пользоваться как учитель так сам ученик. Учитель пользуется, когда рассказывает материал по теме, дает творческие задания, при педагогическом показе. Ученик может пользоваться, когда необходимо выполнить практическое задание. Например, чтобы узнать, как меняются основные цвета на теплые или холодные, можно вызвать ученика к доске. Он нажмет на основной цвет, этот цвет с помощью анимации станет теплым или холодным.
Мы можем со смелостью сказать, что интерактивные пособия по цветоведению способствуют развитию творческих способностей, потому что наглядный показ правильного смешивания цвета дают понять, что смешивать цвета совсем не страшно и не сложно. Ученики начнут смело смешивать цвета, получать различные оттенки и будут выполнять свои творческие работы, наполненные многообразием цвета, то есть станут творческими, потому что каждый ученик будет смешивать цвета по своему ощущению.
Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что при создании и использовании интерактивных пособий учитель должен иметь хорошую подготовку в этой области. Он должен уметь разрабатывать интерактивные пособия и включать их в образовательный процесс. Интерактивные пособия по цветоведению уместно включать в темы по изобразительному искусству, потому что они способствуют развитию творческих способностей.
2.3 Подходы к оценке уровня развития творческих способностей у младших школьников
Для оценки степени развития творческих способностей существуют различные методики, которые позволяют определить уровень творческого потенциала. В данном случае, мы рассмотрим несколько из таких методик, которые наиболее подходят для нашей цели:
1. «Живописная диагностика для проверки сформированности творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста» Р. С. Немова.
Цель: определение уровня сформированности творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: листы бумаги, гуашевые краски, кисти.
Ход выполнения задания: проведение вступительной беседы об умении фантазировать; каждый учащийся получает лист с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов: ствол с одной веткой, круг и квадрат; предлагается дорисовать каждую из фигур так, чтобы получился образ; учащиеся выполняют композицию в цвете.
Ключ:
Низкий уровень (1–4 балла). Учащийся с трудом воспринимает задание, с признаками вялости, пассивности, отсутствует желание фантазировать; не может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, использует шаблонные, форма изображений не отвечает выразительности композиции; в композиции не используется замешанный цвет, цветовая гамма не отвечает выразительности композиции.
Средний уровень (5–8 баллов). Учащийся активно и эмоционально воспринимает задание, но не уверен в выборе сюжета (образа), так как нуждается в помощи со стороны педагога; может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, но ориентируется на действия других; в композиции использует замешанный цвет, но встречается раскраска локальным цветом, цветовая гамма частично отвечает выразительности композиции.
Высокий уровень (9–12 баллов). Учащийся активно и эмоционально воспринимает задание, охотно фантазирует, не нуждается в помощи со стороны педагога, может оригинально отражать впечатления в пластике рисунка, не ориентируется на действия других учащихся, форма изображений отвечает выразительности композиции, преобладает замешанный цвет, цветовая гамма отвечает выразительности композиции.
2. Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.
Цель: выявление уровня развития творческих способностей у младших школьников.
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: листы бумаги, гуашевые краски, кисти.
Показатели:
1. Средства выразительности: цвет, колорит; формообразование; композиция.
2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.
З. Содержание рисунка (дом, дерево, человек, и другие объекты).
4. Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
5. Декор адекватно теме (замыслу).
6. Эстетические суждения и оценки.
7. Художественный образ.
Общий показатель (результат диагностики).
Характеристика уровней:
Высокий – ребенок создает тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки. В ходе диагностики выделено 6-7 показателей.
Средний – ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках. В ходе диагностики выявлено 5-6 показателей.
Низкий – ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями. В ходе диагностики выявлено менее 5 показателей.
Проанализировав эти две методики, мы хотим остановиться на второй, так как: Во-первых, она предлагает достаточно широкий спектр критериев, которые позволяют оценить различные аспекты творческих способностей. Во-вторых, она имеет хорошо разработанную систему оценки, что обеспечивает более точные результаты. Для более точного определения уровня развития творческих способностей, результаты сравниваются с данными, полученными на основе исследований среди схожих возрастных групп. Важно отметить, что оценка творческих способностей является динамичным процессом, и результаты тестирования могут меняться с течением времени. Поэтому рекомендуется проводить повторные измерения через определенные промежутки времени, чтобы отслеживать изменения в развитии творческого потенциала. В заключение, выбранная методика позволяет достаточно точно определить уровень развития творческих способностей.
Выводы по 2 главе
Во второй части исследования мы рассмотрели методические подходы к созданию интерактивного пособия по цветоведению для развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Современные подходы к организации уроков изобразительного искусства в начальной школе предполагают применение на уроках современных методов. Педагог должен включать в образовательный процесс такие методы, чтобы они привлекали учеников, что впоследствии, учащиеся получали удовольствие от учебного процесса.
Методика создания и использования интерактивных пособий по цветоведению для развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства предполагает, что учитель должен иметь хорошую подготовку в этой области. Он должен уметь разрабатывать интерактивные пособия и включать их в образовательный процесс. Интерактивные пособия по цветоведению уместно включать в темы по изобразительному искусству, потому что они способствуют развитию творческих способностей.
Диагностический инструментарий помогает учителям объективно оценить уровень сформированности творческих способностей у младших школьников. Они помогают оценить индивидуальные особенности каждого ученика, что в дальнейшем поможет педагогу работать с учетом этих особенностей и возможностей каждого ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую литературу, нами было выявлено, что на сегодняшний день, развитие творческих способностей очень важно, так как раннее развитие творческих способностей – залог будущих успехов. Творческие способности будут формироваться быстрее, если младшие школьники будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат
Нам удалось установить, что самый благоприятный возраст для развития творческих способностей – это младший школьный возраст. При развитии этих способностей всегда нужно учитывать возрастные особенности творческих способностей.
Также мы познакомились с интерактивными пособиями. Интерактивное пособие – это электронное средство обучения, которое является самостоятельным источником учебной информации или дополняет учебник. Мы сделали вывод, что это средство является самым эффективным для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Мы выяснили, что для изучения основ цветоведения нужно использовать наглядные интерактивные пособия, так как они являются одним из уникальных и удобных средств развития творческих способностей и создания положительного эмоционального фона.
Современные подходы к организации уроков изобразительного искусства в начальной школе дали нам понять, что в уроки необходимо включать современные методы обучения, чтобы образовательный процесс стал наиболее интересен для современных школьников.
В методике создания и использования интерактивных пособий по цветоведению для развития творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства мы выделили то, что мы можем создать интерактивное пособие по любой теме, которая связана с цветоведением.
Диагностический инструментарий помогает педагогам оценить уровень сформированности творческих способностей у младших школьников, что в будущем поможет выстраивать свою работу с учетом получившихся результатов диагностики.
На уроках изобразительного искусства работа с интерактивными пособиями по цветоведению поможет развитию творческих способностей у младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Иные нормативные правовые акты
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». – Москва: Просвещение, 2021. –33 с.
Монографии, учебники, учебные пособия
Книги одного автора
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова – Москва: Академический Проект, Деловая книга, 2009. – 624 с.
- Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста / И. С. Бухарова – Москва: Изд-во «Юрайт», 2023. – 120 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский – Москва: Просвещение, 2011. – 93 с.
- Грузенберг, С. О. Гений и творчество: Основы теории и психологии творчества / С. О. Грузенберг – Москва: ЛЕНАНД, 2016. – 262 с.
- Данилов, М. А. Умственное воспитание / М. А. Данилов – Москва: Сов. Педагогика, 2004. –176 с.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин – Санкт-Петербург: Питер-ком., 2002. – 368 с.
- Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С. Е. Игнатьев – Москва: Академический Проект, Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
- Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей / В. С. Кузин – Москва: Просвещение, 1977. – 208 с.
- Неменский, Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. / Б. М. Неменский – Москва : Просвещение, 2013. – 240 с.
- Неретина, Л. В. Теория и методика обучения изобразительному искусству / Л. В. Неретина – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 170 с.
- Островская, О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы / О. В. Островская – Москва: Изд-во Владивосток, 2012. – 220 с.
- Петрушин, И. В. Психология и педагогика художественного творчества. Учебное пособие для вузов. ГРИФ, 2008. – 490 С.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн – Москва: Педагогика, 1989. – т.1. 488с., т.2. 328с.
- Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов – Москва: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 536 с.
- Шацкая, В. Н. Эстетическое воспитание детей в семье / В. Н. Шацкая – Москва: Академия педагогических наук, 2012. – 209 с.
Интернет – ресурсы
- Изобразительное искусство и дизайн: официальный сайт. – Москва, 2023. – URL: https://oformitelblok.ru/ (дата обращения: 30.04.2023).
- Исторический обзор изучения проблемы способностей. – Отрасли психологии: официальный сайт. – Москва, 2015. – URL: https://www.soulsick.ru/content/view/521/105/ (дата обращения: 01.05.2023).
- Студенческий научный форум: официальный сайт. – Москва, 2020. –URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022873 (дата обращения: 29.04.2023).
- Интерактивные средства обучения: классификация и потенциал. – Москва, 2020. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN321.pdf (Дата обращения: 05.05. 2023).
Предварительный просмотр:
Слайд 1 | Здравствуйте, уважаемые слушатели! Меня зовут Зобова Анастасия, я студентка 21 группы. Моим научным руководителем является Буторина Валентина Владимировна, преподаватель МДК 05.01. Высшей квалификационной категории. Мы хотим представить вам наше исследование на тему «Развитие творческих способностей у младших школьников через использование интерактивных пособий по цветоведению на уроках изобразительного искусства». |
Слайд 2 | Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время развитие творческой личности приобретает особую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость в области современной педагогики. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Занятия изобразительным искусством являются наиболее эффективным средством развития творческой личности. Об этом говорится в исследованиях психологов и педагогов, например, Л.С. Выготского, В.С. Кузина, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Существуют различные способы развития творческих способностей, в нашей работе, мы заострим внимание на одной из науки, которая помогает развивать творческие способности: цветоведение. Важной частью является освоение цветовых отношений, где вводится теория, наглядные демонстрации и разнообразные творческие задания, мы считаем, что эффективным средством является интерактивное пособие. На основании проблемы нами была сформулирована тема: «развитие творческих способностей у младших школьников через использование интерактивных пособий по цветоведению на уроков изобразительного искусства». |
Слайд 3 | Цель нашего исследования: На основе анализа современной психолого-педагогической литературы изучить развитие творческих способностей младших школьников через использование интерактивных пособий по цветоведению на уроках изобразительного искусства. |
Слайд 4 | Задачи исследования и методы, которые использовались в ходе выполнения исследовательской работы вы можете наблюдать на слайде. |
Слайд 5 | В главе 1 мы изучили теоретические основы развития творческих способностей у младших школьников через использование интерактивных пособий по цветоведению на уроках изобразительного искусства. Мы рассмотрели общую характеристику понятия «творческие способности», методы и приемы его развития, описали возрастные особенности младших школьников в развитии творческих способностей, изучили теоретические основы понятия «интерактивные пособия» и выявили возможности этого средства по цветоведению в развитии творческих способностей младших школьников. |
Слайд 6 | Творческие способности – это индивидуальные особенности качества личности ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. |
Слайд 7 | Исследованием развития понятия «творческие способности» занимались многие ученые, педагоги, психологи. В.Д. Шадриковым творческие способности понимаются как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. |
Слайд 8 | На слайде представлены методы, развивающие творческие способности: 1. Метод «открытий». 2. Метод привлечения жизненного опыта детей. 3. Метод диалогичности. 4. Метод сравнений 5. Метод коллективных и групповых работ |
Слайд 9 | На слайде представлены приемы для развития творческих способностей. 1. Учебный диалог. 2. Наблюдение. 3. Использование натуры. |
Слайд 10 | Как отмечает В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно.. Дети младшего школьного возраста значительную часть своей активной творческой деятельности осуществляют с помощью воображения. В младшем школьном возрасте ведущее значение отдается именно воображению, так как именно эта способность нуждается в плане развития. Особенность развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.. Младший школьный возраст – ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету, форме, отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений. |
Слайд 11 | Изменения в современном мире влекут за собой необходимость изменения обучения детей, которым нужно овладеть новыми навыками и умениями. Им придется расти и жить в новом формате: информационной среде. Интерактивное пособие – это электронное средство обучения, которое является самостоятельным источником учебной информации или дополняет учебник. В состав интерактивных пособий входит информационный носитель с интерактивной частью занятия – наглядная презентация по теме занятия, схемы для сборки моделей, различные задания. |
Слайд 12 | Продолжительность непрерывного использования интерактивных пособий: 1-2 кл – не более 20 мин., 3-4 кл. – не более 25 мин. |
Слайд 13 | Один из важнейших принципов обучения – принцип наглядности – обусловлен необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для формирования представлений и понятий. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений. |
Слайд 14 | Современные требования предъявляют определенные требования к наглядным пособиям и материалам: Безупречность в научном отношении; Соответствие требованиям учебной программы; Точность отражения реальной действительности; Соответствие возрастным особенностям учащихся; Ясность и четкость изображения; Соответствие эстетическим и гигиеническим требованиям. Мы считаем, что для изучения основ цветоведения нужно использовать наглядные интерактивные пособия, так как они являются одним из уникальных и удобных средств развития творческих способностей и создания положительного эмоционального фона. Также современные школьники впитывают только ту информацию, которая им наиболее интересна. |
Слайд 15 | Познакомившись с теоретическим материалом по данной теме, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема «развитие творческих способностей младших школьников через использование интерактивных пособий по цветоведению на уроках изобразительного искусства» имеет актуальный характер. В параграфе 1.1 мы рассмотрели основную характеристику понятия «творческие способности». В параграфе 1.2 нами были изучены возрастные особенности развития творческих способностей у младших школьников. В параграфе 1.3 мы изучили теоретические основы понятия «интерактивное пособие». В параграфе 1.4 мы разобрали разновидности современных средств обучения, и мы пришли к выводу, что самым удачным из средств обучения является наглядное интерактивное пособие. |
Слайд 16 | Познакомившись с теоретическим материалом по данной теме, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема «развитие творческих способностей младших школьников через использование интерактивных пособий по цветоведению на уроках изобразительного искусства» имеет актуальный характер. Следуя достижению поставленной цели, нами было выявлено, что на сегодняшний день, развитие творческих способностей очень важно, так как раннее развитие творческих способностей – залог будущих успехов. Нам удалось установить, что самый благоприятный возраст для развития творческих способностей – это младший школьный возраст. Также мы познакомились с интерактивными пособиями, мы сделали вывод, что это средство является самым эффективным для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства. В курсовой работе мы планируем изучить методику использования интерактивных пособий по цветоведению и начать разрабатывать наглядное интерактивное пособие по цветоведению. |
Слайд 17 | Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы. |
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Работа с пословицами в начальной школе»
ассистента кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского К.А Трифоновой
Статья К.А. Трифоновой посвящена актуальной проблеме использования пословиц в начальной школе как средства развития речи и приобщения к народной культуре. Автор рассматривает различные методические подходы к работе с пословицами, предлагая упражнения на объяснение смысла, подбор ситуаций, иллюстрирующих пословицы, и создание собственных текстов на их основе. Автор рассматривает пословицы не просто как элемент фольклора, а как ценный дидактический инструмент.
Актуальность статьи определяется их значимостью в развитии речи, мышления и духовно-нравственном воспитании младших школьников. Пословицы, как концентрированное выражение народной мудрости, несут в себе огромный дидактический потенциал. Использование пословиц в начальной школе способствует расширению словарного запаса учащихся, формированию умения понимать переносные значения слов и выражений, развитию образного мышления. Работа с ними позволяет углубить знания о культуре и истории русского народа, привить любовь к родному языку. Автор рассматривает, что пословицы, как часть народной мудрости, не только обогащают язык детей, но и способствуют развитию их мышления, формированию нравственных ценностей и культурной идентичности.
Автор статьи акцентирует внимание на методических приемах работы с пословицами: анализ содержания, выявление главной мысли, соотнесение с жизненными ситуациями, составление рассказов на основе пословиц.
Особое внимание уделяется дифференцированному подходу к работе с пословицами, учитывающему индивидуальные особенности учащихся. К.А. Трифонова предлагает разнообразные упражнения и задания, направленные на развитие творческого мышления и коммуникативных навыков. Кроме того, автор обсуждает роль пословиц в формировании у детей навыков анализа и интерпретации текста, что является важным аспектом их общего развития. Статья содержит рекомендации по организации внеклассной работы, направленной на углубленное изучение пословиц и их значения в контексте русской культуры.
В статье рассматриваются примеры уроков и заданий, демонстрирующие эффективные способы интеграции пословиц в учебный процесс, учитывая возрастные особенности учащихся.
В целом, работа К.А. Трифоновой является ценным вкладом в методическую литературу и может быть полезна как для педагогов, так и для студентов, изучающих методы преподавания филологических дисциплин. Статья подчеркивает необходимость интеграции традиционных элементов культуры в современное образование, что способствует более глубокому пониманию языка и его богатства.
Вместе с тем вызывает сомнение, что в статье недостаточно внимания уделяется возрастным особенностям детей. Пословицы могут быть сложными для восприятия младшими школьниками.
Научная статья К.А. Трифоновой «Работа с пословицами в начальной школе» полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть готова к публикации.
Зобова Анастасия Олеговна, 41 группа,
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Предварительный просмотр:
Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов
Образование учителей | Высшее |
Средний педагогический стаж
| 12,5 лет |
Стаж работы в данном учреждении | 11,5 лет |
Примерная методическая тематика учителя | 1) методы и приемы на уроках изобразительного искусства 2) практическая экология 3) развитие нравственных качеств у младших школьников 4) развитие познавательных УУД |
Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия | Размещение своих работ на индивидуальном сайте(2); заседания педагогического совета и методического объединения(4); посещение семинаров, вебинаров(4); выступления на педагогических советах(3). |
Формы повышения профессионального мастерства | Курсы повышения квалификации(4), самообразование(2). |
Используемые педагогические технологии | Проектная (2), здорозьесберегающая (3), игровые (4), проблемное обучение (3). |
Образовательные программы | ООП НОО «Школа России» |
Занятость во внеурочной деятельности учителей | «Разговоры о важном» (4), «Практическая экология» (4), «Орлята России» (1), «В мире информации» (2). |
Качество обученности учеников (в %) по всем учителям | 70 %, 83 %, 68 %, 89 %. Примерно 77,5 % |
Трудности, возникающие в профессиональной деятельности | Недостаточное оснащение кабинетов техническим оборудованием (3), нехватка учебников, рабочих тетрадей (2). В одной из анкет в данном пункте стоит прочерк. |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления на педагогическом совете образовательной организации по итогам обобщения педагогического опыта на тему: «Функционирование методической службы МОУ
«Кичигинская СОШ»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы хотим представить Вам своё выступление на тему «Работа методической службы в МОУ «Кичигинская СОШ».
Немного истории образовательного учреждения. Кичигинская средняя общеобразовательная школа- одна из старейших школ Увельского района. Открыта в 1871 году в казачьей станице Кичигинской как церковно-приходская.
Затем стала начальной, 7-летней. В 1962 году состоялся первый выпуск 8-летней школы. В 1963 году школа получила статус средней. В 1974 году переехала в новое трехэтажное здание. Решением Увельского райисполкома ей присвоено имя бывшего директора Кибальника В.П.. На 1 сентября 2012 года в школе 233 учащихся, 13 классов, 23 педагога. Среди учителей один имеет ъххххххххххххххххххххххххххххщшээээээээээээээээээээээлллллллллллллллллллзвание «Заслуженный учитель», 2- «Отличник народного просвещениея», 1- «Старший учитель», 1- «Учитель-методист». Школа имеет богатую историю.
В течении 30-ти последних лет является лауреатом зональных и районных конкурсов самодеятельного творчества учащихся. У истоков художественной самодеятельности стояли В.П.Кибальник, Л.И.Угрюмова, Н.Н.Чермных.
С 1993 года в школе функционирует центр эстетического воспитания учащихся. С 1962 года в школе работает историко-краеведческий музей, основателем которого является Н.Н.Чермных. В музее собраны уникальные материалы по истории села, завода, школы. В школе сложилось несколько педагогических династий. Самая большая из них- Зубовы (Зубова И.А., Зубова Е.В., Очеретная (Зубова) О.В., Цыганова(Зубова)М.В., Сироткина (Зубова) И.В..
Их общий педагогический стаж составляет 153 года. Кичигинская школа- победитель Всероссийского конкурса «Школа года – 2002», победитель областного конкурска»Лучшая школа Челябинской области», в 2006 году стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, получила грант Президента РФ в размере 1 млн.руб.
В структуру методической службы образовательного учреждения входят:
- Педагогический совет;
- Методический совет;
- Методические объединения;
- Система повышения квалификации;
- Самообразование учителей.
Основные направления деятельности методической службы:
Организационно-педагогическая деятельность.
1. | Утверждение плана работы МО на 2024-2025 учебный год. Утверждение графика открытых уроков. |
2. | Проведение заседаний МО. |
3. | Участие в работе МО, педсоветах, методических семинарах, заседаниях РМО, научно-практических конференциях, методических декадах. |
4. | Актуализация нормативных требованиях СанПиНа, охраны труда для всех участников образовательного процесса. |
5. | Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс. |
6. | Создание условий для повышения социально профессионального статуса учителя; создание банка данных об уровне профессиональной компетенции педагогов. |
Учебно-методическая деятельность.
1. | Изучение нормативных документов, программ учебных предметов, инструктивно методических писем. Критерии оценивания. |
2. | Изучение и систематизация методического обеспечения учебных программ по ФГОС. |
3. | Подборка дидактического обеспечения учебных программ. |
4. | Разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности, адаптированных программ по ФГОС. |
5. | Обновление тем и планов самообразования, анализ работы по теме самообразования. |
6. | Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных способностей учащихся. |
7. | Организация и проведение входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся. |
8. | Организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися. |
9. | Организация и проведение методических декад. |
10. | Организация и проведение открытых уроков, внеурочных занятий по ФГОС. |
Повышение качества образовательного процесса.
1. | Мониторинг предметных достижений учащихся. |
2. | Использование активных технологий на уроках, во внеурочной деятельности (обмен опытом). |
3. | Выполнение единых требований к ведению и проверке ученических тетрадей, объему домашних заданий, выполнению практической части программы по ФГОС. |
Профессиональный рост учителя.
1. | Составление тем и планов самообразования. |
2. | Организация и проведение методических декад. |
3. | Аттестация учителей. |
4. | Открытые уроки, внеклассные мероприятия. |
5. | Изучение и внедрение активных методов обучения. |
6. | Курсовая подготовка |
7. | Выступления на педсоветах, семинарах, совещаниях и конференциях. Участие в работе ШМО. |
8. | Участие в профессиональных педагогических конкурсах. |
Поиск и поддержка одаренных детей.
1. | Выявление одаренных детей |
2. | Организация и проведение методических декад, конкурсов, олимпиад. |
3. | Составление графика проведения олимпиад |
4. | Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников |
5. | Участие в заочных и дистанционных олимпиадах. |
6. | Участие в заочных и дистанционных конкурсах. |
Формы методической работы в образовательном учреждении:
Заседания методического объединения;
Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности;
Взаимопосещение уроков педагогами;
Условия эффективности организации методической работы учителя:
Диагностика и выявление проблем;
Повышение квалификации;
Использование информационных технологий.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний. | Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости». Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать и не исключать её из жизни первоклассника. | «Рекомендации учителю по проблеме адаптации ребёнка в 1 классе» Подготовила: Студентка 41 группы Зобова Анастасия |
Рекомендации учителю по проблеме адаптации ребёнка в 1 классе:
|
|
|



