ПК 4.1.
методическая разработка
В методических разработках решены следующие цели: выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | нет |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Общая характеристика учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | нет |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, в которую входит данный учебный предмет | нет |
место и роль учебного предмета в обучении | да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | нет |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и названия разделов учебного предмета | да |
необходимое количество часов для изучения раздела | да |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | нет |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | нет |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | нет |
технические средства обучения | нет |
цифровые образовательные ресурсы | да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы: рабочая программа по русскому языку представляет собой организованный документ, который определяет цели, задачи и содержание обучения данному предмету. Важным аспектом программы является её соответствие ФГОС, что обеспечивает высокое качество образования и эффективное развитие языковых и речевых навыков у учащихся. Однако в данном варианте программы отсутствуют некоторые ключевые элементы.
Программа включает в себя содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения и тематические планы (как требует того ФОП), охватывающие основные аспекты русского языка, такие как: графика, фонетика, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация. Также предусмотрены разделы, направленные на развитие речевых умений, литературное чтение и анализ текстов. Но в тематическом планировании программы отсутствует необходимая детализация для понимания значимых моментов реализации: нет определения ключевых видов деятельности в темах и разделах, а также отсутствует информация о видах контроля. Не указаны виды занятий, что может привести к неопределенности в планировании учебного процесса.
Кроме того, отсутствуют некоторые структурные элементы, необходимые для эффективной реализации рабочей программы. Отсутствие рекомендаций по учебно-методической литературе ограничивает доступ учителей к ресурсам, необходимым для углубленного изучения программы. Также не указан год разработки программы, что может создать трудности при внедрении программы в практику.
Описание реализации регионального компонента в программе также отсутствует.
Содержание и планируемые результаты данной рабочей программы находятся на том же уровне, что и соответствующие показатели ФРП. Наименование рабочей программы соответствует названию в учебном плане, как соответствует и количество часов на реализацию программы заявленному в учебном плане. Результаты освоения программы расписаны по годам обучения и классам.
Отсутствует грамотно составленный титульный лист, на котором должны были быть написаны название и сроки освоения предмета/модуля. Страницы данной рабочей программы не пронумерованы.
Техническая часть документа соответствует стандартным требованиям: соблюдено выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, кегль 12-14, соблюдены интервалы в пределах 1–1,5, отступы.
В заключение, данная рабочая программа по русскому языку является полезным инструментом для организации учебного процесса, но требует доработки и дополнения ключевыми элементами для повышения её эффективности и практической применимости.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №28 имени Молодова С.Г. г. Челябинска»
454015, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Молодова, 15, тел. +7(351)214-52-53, e-mail: shk.28@yandex.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «русский язык»
на 4 четверть 2024-2025 учебного года
Челябинск, 2025
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля | |
Орфография и пунктуация | |||||
1 | Проверочная работа “Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе?” УРК | Задания составлены на основе произведений П.П. Бажова | https://rutube.ru/video/4d0efaea3159b46eb1096a294bcadb72/ | Письменное тестирование | |
Развитие речи | |||||
2 | Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ УОМН | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434a54 | Взаимоконтроль, внешний контроль | ||
3 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста УОМН | Использование текстов Н.В. Пикулевой | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84228ae | Самопроверка, внешний контроль | |
4 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста | Использование текстов Н.В. Пикулевой | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422d40 | Внешний контроль, | |
5 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок УОМН | https://rutube.ru/video/685a92c93f6aa5efa22634d18d183bc3/ | Внешний контроль, взаимопроверка | ||
6 | Определение типов текстов | Использование текстов южноуральских писателей | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038 | Самопроверка, внешний контроль | |
7 | Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение) | Использование текстов южноуральских писателей | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422ac0 | Практическая работа | |
8 | Определение типов текстов: обобщение | Использование текстов южноуральских писателей | https://rutube.ru/video/e719673023d7f136c3ec6283466a7701/ | Практическая работа | |
9 | Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений УОМН | Использование текстов-описаний Челябинска | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84239ca | Самопроверка, взаимопроверка, внешний контроль | |
10 | Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев УОМН | Использование текстов-описаний Челябинска | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423b6e | Взаимопроверка, внешний контроль | |
11 | Подробное изложение деформированного текста | https://rutube.ru/video/84c89195a6a486cb10bf20c68c013b0b/ | Практическая работа | ||
12 | Связь между частями текста. Изложение с продолжением по сказке А. Пантелеева «Две лягушки» | https://rutube.ru/video/1b16d07e0629a252e3b0f57516be9503/ | Практическая работа | ||
13 | Знакомство с жанром письма | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8427142 | Самопроверка, внешний контроль | ||
14 | Учимся писать письма | Заочное знакомство с известными представителями профессий, живущими в Челябинске | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84250e0 | Взаимопроверка, внешний контроль | |
15 | Пишем поздравительную открытку УР | Заочное знакомство с ветеранами ВОВ, живущих в Челябинской области | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904 | Практическая работа | |
16 | Знакомство с жанром объявления УОНЗ | https://rutube.ru/video/c9cd41944348afb9e420b1e576260a9d/ | Самопроверка, внешний контроль | ||
17 | Ключевые слова в тексте УОНЗ | Использование исторических текстов о Челябинске | https://rutube.ru/video/71d27121799d5b41bfe6ee0ef6af1e9b/ | Внешний контроль, самопроверка | |
18 | План текста УОНЗ | Использование текстов-описаний Челябинска | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423272 | Внешний контроль, самопроверка | |
19 | Составление плана текста УОМН | Групповая работа: составляем план текста о районе города | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424f28 | Практическая работа | |
20 | Продолжаем учиться составлять план текста УОМН | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84234ca | Взаимопроверка, внешний контроль | ||
21 | Изложение текста-повествования с опорой на коллективно составленный план | Использование текста из “Легенды Южного Урала” | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842900a | Практическая работа | |
22 | Изложение текста-описания с опорой на коллективно составленный план | Использование текстов-описаний Челябинска | https://rutube.ru/video/13415c1c3a5f35900b8b56a4e653d477/ | Практическая работа | |
23 | Изложение текста-рассуждения с опорой на коллективно составленный план | https://rutube.ru/video/9b706f702f2225ef0ffb33abf336098d/ | Практическая работа | ||
24 | Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план | Использование текста их “Легенд Южного Урала” | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842900a | Внешний контроль | |
25 | Написание текста по заданному плану УР | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426238 | Практическая работа | ||
26 | Наблюдение за связью предложений в тексте УОНЗ | Наблюдение за языковым материалом посредством произведений Н.Н. Шилова | https://rutube.ru/video/d0236d721cc1b31cef13177fe2f09425/ | Внешний контроль, самопроверка | |
27 | Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов УОНЗ | Наблюдение за языковым материалом посредством произведений Н.Н. Шилова | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431fd4 | Самопроверка, внешний контроль | |
28 | Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но УОНЗ | https://rutube.ru/video/d0236d721cc1b31cef13177fe2f09425/ | Самопроверка, внешний контроль | ||
29 | Создание собственных текстов-повествований | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433cda | |||
30 | Создание собственных текстов-описаний | Описываем родной дом и его окрестности | https://rutube.ru/video/a94bef32b2fef3a8bd2776bb0ed3d161/ | ||
31 | Создание собственных текстов-рассуждений УР | https://rutube.ru/video/19331695bd1c452a0f5dc021454fa875/ | |||
32 | Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным | Составляем экскурсию по значимым местам Челябинска | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ef10 | Самопроверка, взаимопроверка, внешний контроль | |
33 | Ознакомительное чтение: когда оно нужно УОНЗ | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843157a | Самопроверка, внешний контроль | ||
34 | Редактирование речевых ошибок в тексте УР | Узнаем, “как говорят уральцы”, что является ошибочной привычкой, а что - нет. | https://rutube.ru/video/b562246e894cce18743540ca7718a66b/ | Самопроверка, взаимопроверка, внешний контроль | |
35 | Сочинение с заданной структурой текста.«Один день в нашем городе» УРК | «Один день в нашем городе» | https://rutube.ru/video/e53b3b373d4a114888e23097878c332e/ | Практическая работа | |
36 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» УРК | https://rutube.ru/video/e53b3b373d4a114888e23097878c332e/ | Практическая работа | ||
37 | Сочинение-рассуждение «Зачем черепахе панцирь?» УРК | https://rutube.ru/video/e53b3b373d4a114888e23097878c332e/ | Практическая работа | ||
Орфоэпия | |||||
38 | Орфоэпия русского языка УОНЗ | Узнаем, “как говорят уральцы”, что является ошибочной привычкой, а что - нет. | https://rutube.ru/video/111e2095972da00d5b98b135dfdc98de/ | Самопроверка, внешний контроль | |
39 | Работа с орфоэпическим словарём УОНЗ | Узнаем, “как говорят уральцы”, что является ошибочной привычкой, а что - нет. | https://rutube.ru/video/f6497771728aeb051c6b68736095bca4/ | Самопроверка, взаимопроверка, внешний контроль | |
40 | Орфоэпия согласных звуков УОМН | https://rutube.ru/video/29d0abf07c500f90b8a346938cbe7f19/ | Самопроверка, внешний контроль | ||
41 | Орфоэпия гласных звуков УОМН | Обсуждение: “на Урале “окают” | https://rutube.ru/video/29d0abf07c500f90b8a346938cbe7f19/ | Самопроверка, внешний контроль | |
42 | Орфоэпия отдельных грамматических форм УОНЗ | https://rutube.ru/video/aac8671a010144044d698e50eed1c2a1/ | Самопроверка, внешний контроль | ||
43 | Орфоэпия заимствованных слов УОНЗ | https://rutube.ru/video/d21e11750e3b50a7ac5756837c1a663c/ | Самопроверка, внешний контроль | ||
44 | Связь фонетики и орфоэпии УР | https://rutube.ru/video/4750234c53390a412e377dac03580168/ | Самопроверка, взаимопроверка, внешний контроль | ||
45 | Нормы произношения и ударения УР | Повторяем, “как говорят уральцы”, что является ошибочной привычкой, а что - нет. | https://rutube.ru/video/111e2095972da00d5b98b135dfdc98de/ | Практическая работа | |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Общие особенности учебников УМК «Школа России»
Цветовое решение/дизайн | Все учебники УМК «Школа России» выполнены в едином стиле. Особенностью оформления являются яркие гармоничные цвета, большое количество иллюстраций. У каждого предметного курса есть своя цветовая гамма, преобладают натуральные теплые оттенки. На обложке расположен QR-код для заказа учебников. |
Наполняемость материала | Все учебники УМК «Школа России» содержат задания системно-деятельностного подхода. Все задания в учебниках имеют разный уровень сложности. Каждый учебник имеет отдельную страницу с названием раздела и результатами обучения по данному разделу. Имеется подраздел, выделенный ярким цветом, что делает его заметным. В конце каждого учебника имеется содержание и различные рубрики. Каждый учебник содержит теоретический блок и блок вопросов. А также присутствует рубрика «Наши проекты» после каждого учебного раздела. |
Способы самостоятельной деятельности | Каждый учебник содержит задания для самостоятельной деятельности, поэтому дети в случае самостоятельной работы с легкостью справятся, пользуясь учебником, независимо от предмета. |
Внутреннее содержание | Внутреннее содержание УМК «Школа России» имеет аннотацию, единые условные обозначения, доступные для понимания. |
Принципы | В каждом учебнике учебный материал построен от более легкого, к более сложному. Одна из функций УМК заключается в передаче знаний, умений и навыков, собранных предшествующими поколениями. Формат данного учебника можно использовать на уроке и дома при самостоятельном изучении тем. |
Особенности учебника математики УМК «Школа России»
Цветовое решение | Переплет учебника мягкий, следовательно, учебник быстро утратит презентабельный вид. Обложка учебника яркая, оформлена в голубом и белом цветах, шрифт – читаемый. Также на обложке имеется эмблема УМК «Школа России». |
Внутреннее содержание | В начале учебника можно обратить внимание на «Условные обозначения». Это помогает ученикам лучше разобраться в работе с предложенным материалом и делает учебник более красочным и доступным. На форзаце учебника имеется теоретическая вставка, необходимая для изучения тем: правописание цифр, таблица «Десятки и единицы», таблица сложения. В конце учебника расположено оглавление для быстрой ориентации в учебнике. В оглавлении главы выделены жирным шрифтом синего цвета для того, чтобы ребенок мог иметь представление об учебнике и разбираться в изучаемых темах. Внутренняя цветовая гамма состоит из синего, желтого и розового цвета. Шрифт читаемый, крупный. Внутри учебника присутствует большое количество иллюстраций, которые завлекают детей и вызывают большой интерес к получению новых знаний. Страницы оформлены красочно, выделены поля, на которых присутствуют различные интересные задания в виде картинок, ребусов, схем, фигур, цепочек и т.д. Темы выделены жирным шрифтом на цветном фоне. Чётко выделено начало подраздела, темы уроков отсутствуют, но обозначены розовыми флажками по сторонам текстового блока. Каждая тема содержит новый учебный материал, задания для повторения и закрепления ранее изученного, упражнения для закрепления и проверки освоения обучающимися данной темы. |
Наполняемость материала | К каждой теме прилагаются правила, выделенные в тексте розовой рамкой. Рассмотрим внутретекстовые вспомогательные компоненты. Они представлены в виде заданий, таблиц, схем, различных шрифтовых выделений и т.д. Задания представлены в самых разнообразных видах. В виде: задач, неравенств, выражений, таблиц. Также некоторые задания сопровождаются картинками и занимательным материалом (ребусы, лабиринты, схемы, математические сказки, геометрические фигуры, занимательные рамки, цепочки и т.д.), присутствуют странички для любознательных. Есть раздел «Что узнали. Чему научились», где обучающиеся повторяют ранее пройденный материал. |
Способы самостоятельной деятельности | В случае самостоятельной работы, ребёнок сможет работать с учебником, так как правила и задания написаны понятным языком. Для сравнения: вычисли, объясни решение, запиши числа. |
Особенности построения материала | Любой урок начинается с проблемы. Задания носят репродуктивный характер. В учебнике присутствуют изображения, которые являются заданиями. |
Возможности использования учебников | Формат данного учебника можно использовать на уроке и дома при самостоятельном изучении тем. После теории располагаются упражнения для закрепления нового материала, подтверждающиеся практикой. |
Особенности учебника литературы УМК «Школа России»
Внешний вид учебника | Учебник имеет мягкий переплет, следовательно, данный учебник быстро утратит свой презентабельный внешний вид. Обложка учебника яркая, оформлена в розовых тонах, шрифт – читаемый. Также на обложке имеется эмблема УМК и название издательства «Просвещение». |
Внутреннее содержание | Форзацы яркие и красочные, присутствуют условные обозначения. Цветовая гамма в учебнике едина – в розовых тонах. Использованы разнообразные виды шрифтов: печатный и жирный. Изображения внутри красочные. В конце учебника содержание и толковый словарь. Также в учебнике после изучения каждого блока есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» с целью проверки усвоения материала данного блока. Раздел «Как хорошо уметь читать», в котором перечислены названия книг, предлагается детям для внклассного чтения. Отличительная особенность учебника –тематические страницы, связанные со временем года. Также включены разноцветные страницы. Названия разделов выделены разными цветами. |
Наполняемость материала | Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие с возрастными особенностями младшего школьника. После прочтения произведений в конце даются вопросы с целью проверки усвоения прочитанного. Также в учебнике мы можем встречать задания, повышенной сложности, в которых обучающимся дают возможность подумать и порассуждать над тем, или иным вопросом. В учебнике не обозначено количество часов для изучения разделов. В начале каждого блока на главной странице сразу написано то, с чем они познакомятся, чему будут учиться. Перед стихотворениями можно увидеть изображение самого автора, его имя и фамилию. В начале каждого рассказа также пишется автор. Перед каждой темы ставятся учебные задачи. |
Способы самостоятельность деятельности | Ребёнку будет легко самому познакомиться с произведением и выполнить задания к нему – анализ, пересказ, ответы на вопросы. |
Особенности построения материала | Данный учебник начинается с повторения, затем идет русский фольклор, затем стихотворения, рассказы. |
Возможности использования учебников | Формат данного учебника можно использовать на уроке и дома при самостоятельном изучении тем. После теории располагаются упражнения для закрепления нового материала, подтверждающиеся практикой. |
Особенности учебника окружающего мира УМК «Школа России»
Внешний вид учебника | Учебник в мягком переплете. Обложка оформлена в трех основных цветах учебника: зеленый, голубой, белый. Изображения содержат естественные образы животных. Шрифт крупный, читаемый. На обложке указано издательство «Просвещение», эмблема УМК. |
Внутреннее содержание | Форзац не имеет никакого содержательного блока. Присутствует аннотация, условные обозначения – понятные и доступные для понимания. В данном учебники присутствуют два героя: муравей «Вопросик» и черепаха. Каждый раздел имеет планируемые результаты и помещен на отдельную страницу. Выделение тем соответствует цвету раздела. В конце присутствует содержание. Достаточно понятно, где начинается и завершается тема. |
Наполняемость материала | Вначале каждой темы муравей «Вопросик» задаёт вопрос, над которым дети должны поразмышлять. А после изучения темы, ответ на данный вопрос дает черепаха. Это говорит о том, что выделены четко границы начала темы и ее конца. После каждого теоретического блока имеется блок вопросов. После каждой темы представлена эмоциональная рефлексия, где дети с помощью смайлика оценивают свои ответы. Присутствуют рубрики «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Проверим себя, оценим наши достижения», «Прочитаем и обсудим». |
Способы самостоятельность деятельности | Присутствуют вопросы, основанные на жизненном опыте детей. А также есть практическая работа, которую дети выполняют в паре. «Странички для любознательных» – направлены на самостоятельную деятельность детей с целью повышения уровня знаний. При работе с учебником обучающимся будет легко, так как материал и задания изложены на доступном языке. |
Особенности построения материала | Перед началом каждой темы обучающимся задается вопрос для размышления, затем изучается теоретический блок, после которого задаются вопросы. |
Возможности использования учебников | Данный учебник можно использовать на уроке, во время выполнения домашней работы и во внеурочное время. |
Особенности учебника русского языка УМК «Школа России»
Внешний вид учебника | Учебник в мягкой обложке. Обложка оформлена в трех цветах голубой, белый, оранжевый. На учебнике представлены карикатурные изображения. Шрифт читаемый. На обложке указана эмблема УМК «Школа России». |
Внутреннее содержание | Форзацы яркие, на них представлен учебный материал, изучаемый в данном курсе. Присутствует аннотация, условные обозначения – доступные для понимания. В данном курсе отсутствуют персонажи. Каждый раздел имеет планируемые результаты и помещен на отдельную страницу. |
Наполняемость материала | Присутствуют 5 разделов, в которых содержатся от 3 до 5 подразделов, в которых представлены темы. В конце присутствует содержание и справочные материалы. В начале темы представлены упражнения, подводящие к формулировке правила, затем в учебниках представлены правила, выделенные оранжевым цветом. И упражнения на отработку правила и прошлого материала. Кроме правил присутствуют вставки «Вспомните», «Обратите внимание». Рубрики «Наши проекты», «Проверь себя», «Странички для любознательных», «Проведите опыт». |
Способы самостоятельность деятельности | Различные задания в парах, работа со словарём, задания повышенной сложности. Сочинение, изложения. Ответы на вопросы, списывание, выполнение проектов. |
Особенности построения материала | Раздел начинается с повторения материала, изученного в прошлом году. Представлены все части речи в таком порядке – существительное, прилагательное, местоимение, глагол. Заканчивается справочными материалами. |
Возможности использования учебников | Использование учебника возможно как на уроке, так и в домашних условиях. |
Вывод: Подводя итог, УМК «Школа России» для 2 класса создает благоприятные условия для всестороннего развития детей, что способствует формированию у них учебной мотивации и интереса к обучению.
