ПК 4.3
методическая разработка

Гиззатова Айназ Рафиловна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в основе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели.

Дидактические цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;

Воспитывающие цели: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

Развивающие цели: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

Социализирующие цели: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

        −         целеполагания;

        −         планирования;

        −         реализации цели;

− анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

        −         роли, взятые на себя играющими;

        −         игровые действия как средства реализации этих ролей;

− игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

        −         реальные отношения между играющими;

− сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

  1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

        −         дидактическим целям;

        −         организационной структуре;

−         возрастным возможностям их использования; −         специфике содержания.

  1. По характеру педагогического процесса бывают:

        −         обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

        −         познавательные, воспитательные, развивающие;

        −         репродуктивные, продуктивные, творческие;

− коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

  1. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

различают игры с предметами и без них;

настольные;

комнатные;

уличные;

на местности;

компьютерные и с ТСО;

с различными средствами передвижения.

Таким образом, условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений.

Примеры применения приемов игровых технологий на уроках в начальной школе.

Учебный предмет: Русский язык Класс: 2

Тема урока: «Раздельное написание предлогов со словами»

Актуа лизац ия

знани й и

мотив ация

(5

мин) 

Готовность мышления и осознание

потребности к

построению нового

способа действий

 

 

 

Ф: фронтальная М:  

Устный счет П:

«Математиче

Организует устный счет. Создает проблемную ситуацию.

- Ребята, наш урок я бы хотела начать с игры

«Математический футбол». Для этого разделимся на 2 команды. Игрок первой команды называет пример, игрок второй команды решает его. Если ответ правильный, мяч отбит, если нет, команда пропустила мяч, ей засчитывается гол. Затем игрок второй команды

Выполняют задания. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Играют.

УУПД:

Выявлять причинноследственные связи.

УУКД:

Принимать цель совместной коммуникативной деятельности, строить действия по её

 

Вклю чение в

систе му

знани й,

повто рение

(5

мин)

Включени

е

"открытия

" в

систему знаний,

повторени

е и

закреплен ие ранее

изученног

о

Ф

М: игровой технологии П: дидактическа я игра

ВК

Повторяет материал урока.

  • Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательный?». На слайде будут появляться слова, ваша задача быстро определить, перед ними стоит приставка или предлог. Если вы считаете, что перед словом стоит предлог, то поднимаете правую руку. Если это одно целое слово, то есть слово с приставкой, то поднимаете левую руку. 
  • Всем понятны правила игры?
  • Приступаем к игре.

(В)летел, (по)дороге, (за)бежал, (по)небу, (во)двор, (про)шептал, (по)плыли, (про)себя, (по)реке, (от)берега.

  • Молодцы! Поднимите руку те, кто немного запутался. Почему?
  • Прекрасно! Впредь будьте более внимательны.
  • Ребята, что мы с вами сейчас выполнили?
  • Оцените себя на своём листе самооценивания.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

  • Да.
  • Левая, правая, левая, правая, правая, левая, левая, правая, правая, правая.

Ответы обучающихся.

  • Сыграли         в         игру         «Кто

внимательный?»

Оценивают свою деятельность.

 

 

 

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

 

 

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

 

 

 

 

Проектор с презентацией

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

(листы самооцениван

ия)

Учебный предмет: Математика Класс: 2

Тема урока: «Деление на три»

ский футбол»

 

Внешний контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

называет пример, а игрок первой команды решает его.

 

- Отлично!  Ребята, после каждого задания мы будем себя оценивать и рисовать кружочки на полях тетради. Если вы думаете, что справились с этим заданием отлично, нарисуйте первый кружочек зеленым цветом. Если у вас возникали трудности, то желтым, а если было очень тяжело, то красным.

 

 

 

 

 

Оценивают выполнение задания.

 

 

 

 

 

достижению.

УУРД:

Уметь контролировать процесс и результаты

 своей деятельности. УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

 

 

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: «Эни Хогарт «Мафин и паук»

 

Актуа лизац ия

знани й и

мотив

ация

(6

мин)

Готовност

ь

мышления

и

осознание потребнос ти к

построени ю нового способа действий

Ф

М: беседа

П: опрос

 

 

 

 

 

 

М: упражнение

Организует актуализацию знаний.

  • Посмотрите на экран, чьи произведения здесь представлены? На самом деле, вы уже знаете этого автора и познакомились с ним на прошлых уроках. Кто может назвать нам автора?
  • Всё верно! Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом авторе с помощью игры «Правда или ложь». Правила игры очень просты. На экране появляется вопрос, вы, по поднятой руке, отвечаете, правда это или ложь.
  • Давайте начнем!

1. Г.Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 года (правда).

Актуализируют знания. Отвечают на вопросы учителя.

- Это Ганс Христиан Андерсен.

К:         конструировать утверждения,

проверять         их истинность.

Интерактивна я панель с

презентацией

 

 

 

Интерактивна я игра:

«Правда или ложь»

 

 

П: игра «Правда или ложь» Внешний контроль

2. Г.Х. Андерсен родился в Великобритании (ложь).

- Кто нам скажет, в какой стране родился писатель?

Отвечаем по поднятой руке.

  1. Г.Х. Андерсен – знаменитый ДЕТСКИЙ сказочник (правда).
  2. Г.Х. Андерсен является автором сказки «Кот в сапогах» (ложь).

- А кто же является автором этой сказки?

  1. Одно из произведений Г.Х. Андерсена называется «Принцесса на горошине» (правда).
  2. В одном из произведений Г.Х. Андерсена принцесса спала на кусочке сахара. (ложь).
  • А на чём на самом деле спала принцесса в произведении Г.Х. Андерсена?
  • Всё верно, молодцы! 

 

  • Дания.

 

 

 

 

 

  • Шарль Перро.

 

 

 

  • На горошине.

 

П:         проявлять способность ориентироваться         в учебном материале разных         разделов курса литературного чтения.

 

 



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе.

В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, с нарушением осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:

  1. «Не навреди».
  2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  4. Соответствие содержания обучения возрасту.
  5. «Успех порождает успех». То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  6. Ответственность за свое здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов.

Данную технологию эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

  • Физкультурная         минутка         —         динамическая         пауза         во         время

интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Время - 23 минуты.

  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые – развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Посадка учащихся. Неправильная посадка, которую принимает ребенок во время уроков, может привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, которые помогают снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка (беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях).

Фрагменты уроков

Учебный предмет: Обучение письму

Тема урока: «Письмо строчной и заглавной буквы «Рр» 

Учебный предмет: Окружающий мир. Класс: 2

Тема урока: «Млекопитающие»

 

Учебный предмет: Математика. Класс: 3

Тема урока: «Единица массы — грамм; соотношение между     килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в»

 



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалоговая технология на уроках в начальной школе Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  1. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  2. Поиск решения - этап формулирования нового знания.

Структурными элементами урока являются:

  1. Актуализация прежних знаний учащихся, что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новый ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);
  2. Усвоение новых знаний и способов действия, в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);
  3. Формирование умений и навыков, включающих и специальное повторение, и закрепление).

Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, то есть не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

  1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
  2. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
  3. Доказательство гипотезы;
  4. Проверка правильности решения проблемы.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

 Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

Фрагменты уроков

Учебный предмет: Английский язык, 4 класс

Тема урока: «Do You Draw Pictures?»

        

Постановка учебной задачи

(1-2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Организует постановку темы и целей урока.

-Look at the screen, tell me what it is

- Why do you think some words are highlighted? Do you know these words?

- What are we going to learn at the lesson today?

- Yes, you are absolutely right!

- To find out today's topic, open page 59, please read.

-  Good for you!

Отвечают на вопросы.

It is a letter

No, we don’t know

At the lesson today we are going to learn new words

«Do You Draw Pictures?»

ПУУД: с помощью учителя формулировать цель;

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Учебный предмет: Русский язык. Класс: 3

Тема урока: «Изменение глаголов по временам».

Учебный предмет: Английский язык. Класс: 3

Тема урока: «Построение предложений в Present Continuous»



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

РЕФЕРАТ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ М. МОНТЕССОРИ

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах Выполнили: Батурина М.М.,

Гиззатова А.Р.

Курс: 4, группа: 45

Челябинск, 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3

1. История возникновения педагогической технологии М. Монтессори             4

2. Особенности педагогической технологии М. Монтессори                               6

3. Использование в начальной школе педагогической технологии М.                      

Монтессори                                                                                                                 8

4. Критика и современные адаптации метода М. Монтессори                             15

5. Влияние метода Монтессори на развитие личности ребенка.                          17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                21


ВВЕДЕНИЕ

Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.

Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) — психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученогоисследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное — это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами.

Обаятельная, как детство, педагогика Монтессори, ворвавшись в XX в. «негаданным метеоритом среди рассчитанных светил», продолжает собственный путь, вовлекая в свой шлейф все большее количество стран, учителей, детей. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную «Педагогическую антропологию», к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное, школьное, семейное воспитание.

Цель: показать специфику технологии Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе начальной школы.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения педагогической технологии М. Мантессори;
  2. рассмотреть особенности педагогической технологии М. Мантессори;
  3. ознакомиться с использованием в начальной школе педагогической технологии М. Мантессори.

1. История возникновения педагогической технологии М. Мантессори

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщинврачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны.

Уникальная авторская методика в первые была применена в начале XX века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.

Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".

Это обосновывается такими тезисами:

  • Ребенок от рождения — уникальная личность;
  • Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд;
  • Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей;
  • Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо;

Оформление идей Марии Монтессори в виде педагогической системы того, что мы называем сегодня Монтессори-педагогикой, - следует отнести к периоду начала первой мировой войны. В это время методы педагогики Марии Монтессори и тематическая литература по этому вопросу быстро распространились во многие страны мира, в том числе и в Россию. Татьяна Львовна Толстая, дочь писателя Л. Н. Толстого, разделяла педагогические воззрения Монтессори и заказывала у нее отдельные упражнения, активно использовала их для занятий с детьми в Ясной Поляне. С 1911 года в Петербурге работала педагог Юлия Фаусек, также применявшая метод Марии Монтессори. Она опубликовала несколько книг на русском языке, в которых предложила интересные варианты использования, развития и адаптации упражнений Монтессори, особенно в области освоения родного языка, школьных навыков, разработала пособия для школьников для работы по системе Монтессори. В дневниковых записях Фаусек, датированных 1941 годом, сделанных в блокадном Ленинграде, есть фрагменты, подтверждающие наблюдения Марии Монтессори, которые описывают удивительную способность детей к самоконцентрации. Ребята, посещавшие Монтессоригруппу, могли часами заниматься упражнениями, забывая о чувстве голода.

Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих «подготовленную среду» для развития ребенка, - одна из сильных сторон Монтессори-педагогики. Производство этих материалов для упражнений стало выгодным бизнесом. Наиболее ценны и качественны Монтессори-материалы, производимые в Голландии, Италии. Уже несколько лет в России налажено производство сопоставимых по качеству Монтессориматериалов в Омске. Монтессори-педагоги постоянно совершенствуют развивающую среду, собирают коллекцию материалов, вкладывают свой талант и способности, многое делая своими руками.

2. Особенности педагогической технологии М. Монтессори

Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.

Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.

Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.

Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.

Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.

В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

Основная идея системы Монтессори выражается в принципе «Помоги мне это сделать самому». Проще говоря, в детях и так заложен огромный потенциал для саморазвития, нужно только помочь ему включиться, создать для этого условия.

Если ребёнок выбирает занятие сам, экспериментирует, то он по-настоящему увлекается и благодаря этому концентрируется на занятии больше, чем на том, которое ему навязали. И проявляет больше упорства. В этом и заключается секрет развивающего эффекта.

Преимущества и недостатки системы Плюсы:

  • Дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы;
  • На занятиях не скучно, малыши любознательны и инициативны;
  • Они могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями;
  • Дети знают, что такое «личные границы» и «кто Я есть».

Минусы:

  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник;
  • Пособия довольно дорогостоящие, и они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество:
  • Сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.

3. Использование в начальной школе педагогической технологии М. Монтессори

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается: сравнение детей;

  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям; применение поощрений и наказаний; принуждения.
  • Принуждение исключается естественным образом:
  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами;
  • Всегда уважать выбор ребенка;
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание;
  • Создавать комфортную окружающую среду;
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал);
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями;
  • Не создавать себе подобных личностей;
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Ребёнок в возрасте 6–12 лет начинает понимать, что мир – это огромное и увлекательное место. Ему интересно изучать континенты, культуры, научные концепции и великую литературу. Весь мир становится его классной комнатой.

Тщательно разработанная программа начальной школы Монтессори даёт ребёнку возможность определения, классификации и исследования всех интересных понятий в выбранных областях знаний. В классе 6–12 представлены зоны практической жизни, языка, математики, геометрии, ботаники, зоологии, географии и истории вместе с соответствующими материалами, которые ведут ребёнка к абстракции основных понятий в каждой сфере.

Практическая жизнь и язык

Упражнения практической жизни, бывшие отдельной зоной в классе 3–6, интегрируются теперь в ежедневную заботу о классе и его обитателях. Задания могут включать в себя приготовление закусок и больших блюд, полив цветов и заботу о животных. Ученики начальных классов вытирают пыль, приводят в порядок и раскладывают материалы, моют пол и пылесосят, поддерживают классную комнату чистой и аккуратной.

Языковая зона включает комплексные занятия по орфографии, изучение слов (включая антонимы, синонимы, омонимы и сложносоставные слова, а также части речи), творческие сочинения и приобретение исследовательских навыков. Всесторонне поддерживается чтение любого рода: дети знакомятся с поэзией, народными сказками, научно-популярной и классической литературой. Дети также имеют много возможностей для чтения вслух – собственных сочинений, презентаций, докладов – или разыгрывания произведений других авторов.

Математика и геометрия

Зона математики начинается с материала «Золотые Бусины», которые знакомят с элементарными математическими понятиями (значение разряда, связь количества с символами и конкретно сложение, вычитание, умножение и деление). Материалы привносят наглядность в классную комнату, дети учатся путём проб и ошибок, через процесс самопознания и от других детей. Материалы быстро помогают ребёнку постичь абстрактные математические понятия, такие как решение задач, дроби, принцип перегруппировки «в уме», построение графиков, измерение, деление столбиком и алгебраические уравнения.

Геометрия – интереснейшая область в Монтессори-классе. Наглядные деревянные формы используются для овладения терминологией всех плоских и объёмных фигур. Сравнительные карточки необходимы, чтобы ввести типы и расположение линий, виды и позиции углов, особые характеристики геометрических фигур. Экспериментирование с другими материалами помогает ребятам сделать свои собственные открытия пространственных отношений, включая конгруэнтность, симметрию и равенство.

Изучение гуманитарных и естественных наук

Ботаника и зоология охватывают широкую область изучения биологии. Сравнительные карточки используются, чтобы изучить характеристики многих растений и животных, а таблицы помогают в классифицировании флоры и фауны. Получив первичные знания, дети начинают свои собственные исследования, используя знания отдельных видов растений и животных.

География и история включают в себя знакомство со странами и цивилизациями. Изучаются деревянные карты-пазлы каждого континента; дети узнают названия, флаги, животных, культуру и географические особенности каждого государства. История начинается с изучения времени – часов, календарей и временных шкал. Дети изучают и вносят в таблицы фундаментальные потребности людей, такие как жильё, перевозки, еда и одежда, их изменения в разных эпохах и культурах с течением времени.

Отслеживание хода работы

Ученики начальных классов начинают вести учёт своей работы. Это может быть в форме журнала, рабочего плана или таблицы. В некоторых классах дети заключают контракты, в которых они соглашаются выполнять определённую работу в течение недели или месяца. Так же, как и в детском саду, в школе 6–12-летние дети обладают свободой выбора занятий, места работы и формы индивидуально, в паре или в группе. Отслеживание хода своей работы помогает ребёнку сделать правильный выбор занятия и позволяет учителю увидеть, какие презентации были освоены, а какие ещё нужно показать.

Найти своё место в мире

Мария Монтессори охарактеризовала класс для 6–9-летних детей таким образом: «Ученик начальной школы достигает нового уровня развития. Раньше он интересовался вещественным: работать руками, изучать названия. Теперь его больше интересуют вопросы «как?» и «почему?», проблемы причины и следствия». Задача учителя начальных классов – обеспечить ребёнка материалами и информацией для открытия взаимозависимостей во вселенной.

Систему Монтессори называют одной из наиболее эффективных для современных детей — у выпускников раньше развиваются учебные навыки, они привыкают к самостоятельности и быстрее достигают образовательных результатов.

Кроме этого само обучение происходит в комфортных условиях:

  • ребенок ориентируется не на указания учителя, а на свой интерес;
  • опираясь на свои потребности, ученик взаимодействует со специально подготовленной развивающей средой.
  • дети занимаются в разновозрастных группах и за счет этого осваивают разные социальные роли.
  • в монтессори-группах не действуют оценки, внешние награды и наказания.
  • ребенок осваивает навыки, повторяя одни и те же действия, и постепенно овладевает ими в совершенстве.

Все принципы монтессори-педагогики сложно перенести в обычную школу, но некоторые вполне приживутся и на традиционных занятиях.

Особая образовательная среда

Мария Монтессори считала, что порядок — это основа мироздания. Структура и организованность в учебной среде помогают сконцентрироваться, создают чувство безопасности и предсказуемости. Для этого в монтессоришколах создаются специальные зоны, в каждой из которых ученик может заниматься каким-то одним конкретным направлением деятельности.

На традиционных уроках сложно создать развивающую среду, но это получится сделать дома. Например, создать особую учебную зону в комнате, которая сама будет подталкивать к порядку и учебным занятиям. Важно, чтобы это пространство было структурировано: место для учебников, полка для тетрадей, ящики для канцтоваров. Так школьнику проще следить за порядком и концентрироваться на выполнении учебных занятий.

Свобода выбора

Метод Монтессори дает ученику возможность самостоятельно выбирать предмет изучения, а также время и компанию одноклассников, которые ему для этого понадобятся.

Определенную свободу действий своим ученикам может предоставлять и «обычная школа»: например, создать условия для самоорганизации детей в среднем и старшем звене. Так, учеников можно подключать к решению бытовых вопросов, организации мероприятий и даже, пусть и частично, — к планированию учебной программы. А контроль за результатами этих занятий и, соответственно, дисциплиной в процесс осуществляет учитель.

Самостоятельная работа

По системе Монтессори, учитель выдает необходимый материал детям каждый день, объясняет теорию, а ребенок сам выбирает, каким образом ему обучаться и закреплять материал.

Дидактический материал можно составить так, чтобы ученик сам проверял и исправлял свои ошибки. Пригодится и геймификация — дать тест, где результаты дети могут узнать сами и вписать свои достижения в турнирную таблицу, получив сертификат за лучшие показатели. Безоценочность

В системе Монтессори педагог не только не оценивает знания ребенка, но и не сравнивает его с другими учениками.

Балльную систему в обычных школах никто не отменял, и ставить отметки в журнал и дневник учитель обязан. Но это не мешает объяснить ученикам, что отметка и реальные знания — не всегда одно и то же. И что все можно исправить.

Вариант — чаще использовать для контроля знаний тестовые системы, которые сами выдают сведения об ошибке и правильный ответ. Так у ученика не развивается чувство несправедливости и он сам сможет понять, где ему нужно подтянуть свои знания.

Разновозрастные группы

В образовательных учреждениях «по Монтессори» в одной группе могут учиться дети разных возрастов, это считается естественным и полезным.

В государственной российской школе учащиеся разбиты по классам, в которых учатся дети примерно одного возраста. Тем не менее, общение младших и старших детей вполне можно организовать на внеклассных и общешкольных мероприятиях, и не только с образовательной, но и с воспитательной целью.

Начальная Монтессори-школа – это тёплое сообщество: разновозрастные группы, стимулирующая среда с высококвалифицированными преподавателями и материалами, побуждающими исследовать и изучать. Дети учатся встречать трудности с уверенностью в собственных силах и находить своё место в окружающем мире.


4. Критика и современные адаптации метода М. Монтессори

           Метод Монтессори, разработанный более века назад, продолжает оставаться одной из самых востребованных педагогических систем в мире. Однако, как и любая методика, он не идеален и сталкивается с критикой. В то же время современные педагоги активно адаптируют его к новым реалиям, устраняя слабые места и расширяя возможности применения.

           Одним из главных упрёков в адрес классической системы Монтессори является её ограниченное внимание к развитию творческих способностей и воображения. Первоначальная методика сознательно исключала сказки и спонтанные игры, делая акцент на практическом обучении, что, по мнению современных психологов, может тормозить развитие креативности.

           Другой важный аспект критики касается социализации. Индивидуальный формат занятий, хотя и способствует самостоятельности, иногда приводит к недостатку взаимодействия между детьми. Это вызывает вопросы о готовности выпускников Монтессори-школ к традиционным образовательным моделям, где важны командная работа и умение следовать общим правилам.

           Также отмечается, что принцип «следования за интересом ребёнка» не всегда готовит детей к выполнению рутинных задач. Отсутствие оценок и чётких требований, с одной стороны, снижает стресс, но с другой — может не формировать навык преодоления трудностей.

            Наконец, практические барьеры: высокая стоимость качественных материалов, необходимость специально обученных педагогов и сложности масштабирования метода в обычных школах.

           Сегодня метод Монтессори переживает своеобразный ренессанс благодаря гибким модернизациям. В ответ на критику о недостатке творчества во многих центрах появились арт-зоны, музыкальные занятия и театральные студии, органично встроенные в подготовленную среду.

            Для решения проблемы социализации педагоги добавляют больше групповых активностей и проектной работы, сохраняя при этом индивидуальный подход. Интересен опыт гибридных школ, где часть дня отводится свободной работе по Монтессори, а часть — структурированным урокам по стандартной программе.

            Технологии тоже меняют метод: цифровые образовательные инструменты (интерактивные доски, приложения-симуляторы Монтессори-материалов) делают его более доступным. Одновременно растёт научная база — нейробиологические исследования подтверждают, например, что свобода выбора действительно усиливает мотивацию и когнитивное развитие.

            В некоторых странах (Германия, США, Скандинавия) принципы Монтессори интегрируют в государственные образовательные системы, особенно в инклюзивных программах. В России метод набирает популярность в частных школах и детских центрах, адаптируясь к местным стандартам.

             Таким образом, критика метода Монтессори во многом отражает не столько его недостатки, сколько эволюцию образовательных запросов общества. Современные интерпретации сохраняют ядро системы — уважение к личности ребёнка и среду, которая учит самостоятельности, — но добавляют то, чего не хватало: больше творчества, социализации и гибкости. Это делает метод не музейным экспонатом, а живой, развивающейся педагогической практикой.

5. Влияние метода Монтессори на развитие личности ребенка.

          Метод Монтессори представляет собой целостную систему воспитания, оказывающую комплексное воздействие на формирование личности ребенка. Его уникальность заключается в том, что он не просто передает знания и навыки, а создает условия для естественного, гармоничного развития всех аспектов человеческой личности - когнитивных, эмоциональных, социальных и волевых.

Фундаментальное влияние метода начинается с формирования базового чувства самостоятельности и независимости. В специально подготовленной среде, где каждый предмет имеет свое место и предназначение, ребенок с самых ранних лет получает возможность действовать автономно. Он сам выбирает занятие, сам определяет продолжительность работы, сам исправляет свои ошибки. Этот опыт самостоятельного принятия решений и ответственности за них создает прочную основу для развития уверенности в себе. Ребенок усваивает важнейший жизненный принцип: "Я могу сделать это сам", который становится краеугольным камнем его личности.

           Особенно значимо влияние метода на развитие познавательной сферы. Монтессори-материалы, разработанные с учетом сензитивных периодов развития, позволяют ребенку не просто усваивать информацию, а глубоко постигать суть явлений через собственный чувственный опыт. Работа с этими материалами развивает не только конкретные навыки (счета, письма, классификации), но и фундаментальные мыслительные способности: умение анализировать, сравнивать, делать выводы. При этом процесс познания всегда связан с положительными эмоциями, так как ребенок следует своим естественным интересам, а не внешнему принуждению. Это формирует особый тип мышления - активный, исследовательский, творческий.

            В социальном плане метод Монтессори создает уникальные условия для развития. Разновозрастные группы, являющиеся обязательным элементом системы, моделируют естественную социальную среду, где младшие учатся у старших, а старшие развивают ответственность и лидерские качества. В такой среде дети осваивают важнейшие социальные навыки: умение договариваться, уважать чужую работу, просить о помощи и помогать другим. Особое внимание уделяется развитию "гражданских" качеств - дети учатся соблюдать правила сообщества, заботиться об окружающей среде, решать конфликты мирным путем.

            Эмоциональное развитие в системе Монтессори происходит особым образом. Ребенок получает возможность свободно выражать свои чувства, при этом учась понимать их и управлять ими. Педагоги не подавляют эмоции детей, а помогают их осознавать и выражать социально приемлемыми способами. Это способствует формированию эмоционального интеллекта - способности понимать свои и чужие эмоции, сопереживать, строить гармоничные отношения. Важно, что в Монтессори-среде ребенок постоянно получает опыт преодоления трудностей, что развивает эмоциональную устойчивость и волю.

             Особого внимания заслуживает влияние метода на развитие волевых качеств. Свободная работа, предполагающая самостоятельный выбор и длительную концентрацию на выбранной деятельности, требует от ребенка значительных волевых усилий. Постепенно он учится ставить цели, планировать свои действия, доводить начатое до конца, преодолевать трудности. Эти качества становятся внутренним достоянием личности, а не просто реакцией на внешние требования взрослых.

             Творческий потенциал в системе Монтессори развивается особым путем. В отличие от традиционных подходов, где творчество часто понимается как выполнение заданий по образцу, здесь оно возникает естественно из потребности ребенка самовыражаться. Дети учатся мыслить оригинально, находить нестандартные решения, воплощать свои идеи в различных формах - от построения конструкций до создания художественных композиций. При этом творчество всегда основано на реальных знаниях и навыках, что делает его осмысленным и продуктивным.

            Нравственное развитие в Монтессори-среде происходит через практический опыт, а не через назидания. Дети учатся уважению, справедливости, заботе о других в реальных ситуациях взаимодействия. Они приобретают привычку приводить в порядок свое рабочее место, помогать товарищам, бережно относиться к материалам - все это формирует моральные основы личности.

            В долгосрочной перспективе метод Монтессори способствует становлению целостной, гармоничной личности, обладающей следующими ключевыми характеристиками:

  • внутренней мотивацией и любознательностью
  • уверенностью в своих силах
  • способностью к самостоятельному мышлению и принятию решений
  • социальной компетентностью
  • эмоциональной устойчивостью
  • творческим подходом к решению задач
  • ответственностью за свои действия

            Эти качества не теряют своей актуальности на протяжении всей жизни человека, позволяя ему успешно адаптироваться к изменениям, непрерывно развиваться и реализовывать свой потенциал в любых условиях. Именно поэтому влияние метода Монтессори на развитие личности ребенка можно считать всесторонним и глубоким, формирующим не просто набор знаний и умений, а фундаментальные качества человеческого характера.

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В ходе работы нами была изучена история возникновения технологии Марии Монтессори, рассмотрены особенности технологии, и вытекающие из этих особенностей потребности обучающегося, педагогические принципы технологии Монтессори, роль педагога в педагогическом процессе начальной школе.

           Можно сделать вывод о том, что Мария Монтессори, признавая наличие у ребенка уникальных способностей к саморазвитию, считает главным делом педагога помощь ребенку в саморазвитии путем невмешательства. Педагог является неназойливым наблюдателем по отношению к ребенку.

            Педагогическая среда Монтессори предоставляет ребенку возможность самостоятельно выбирать то, к чему он стремится и способствует свободному и эффективному  развитию в ребенке всех важных навыков и умений. Дидактические материалы основаны на понимании Монтессори особенностей развития ребенка и его потребностях, и таким образом, являются очень эффективными в развитии ребенка.

             В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. История                 возникновения                 Монтессори-педагогики                 https://studbooks.net/1929020/pedagogika/istoriya_vozniknoveniya_montes sori_pedagogiki;
  2. Какие элементы Монтессори-педагогики подходят и для обычной школы - https://pedsovet-org.turbopages.org/pedsovet.org/s/article/kakieelementy-montessori-pedagogiki-podhodat-i-dla-obycnoj-skoly
  3. Мария Монтессори и ее методика - https://pedsovet.su/publ/188-1-05556?ysclid=lfpq2q5pxp181732614;
  4. Мария Монтессори: кратко о её педагогическом подходе https://skillbox.ru/media/education/mariya-montessori-kratko-o-eyepedagogicheskom-podkhode-sudbe-i-slave/? ysclid=lfpq68wzwo990166693;
  5. Начальная школа Монтессори: обучение детей от 6 до 12 лет https://mchildren.ru/nachalnaya-shkola-montessori/? ysclid=lfpqnpzuae351096825;
  6. Педагогика Монтессори: что это и кому подойдёт - https://externatfoxford-ru.turbopages.org/externat.foxford.ru/s/polezno-znat/metodikarannego-razvitiya-montessori.