ПК 4.3
методическая разработка

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

РЕФЕРАТ

на тему:

«Информационно-коммуникационные технологии»

Выполнили студентки 45 группы: Коновалова А.,

 Низаметдинова Г.

Челябинск, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Понятие «информационно-коммуникационные технологии» и их роль в образовательной деятельности

4

2. Виды информационно-коммуникационных образовательных технологий

9

3. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18


ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации.

Образование, будучи неотъемлемой частью жизни человека, является одновременно источником новых знаний в данной области и сферой применения этих знаний. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика [1].

Совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования являются актуальным.


1. Понятие «информационно-коммуникационные технологии» и их роль в образовательной деятельности

Методы, производственные процессы и программно-технические средства, которые применяют, чтобы собрать, обработать, сохранить, распространить, отобразить или использовать информацию в интересах пользователей, называют информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

В образовании ИКТ выполняют следующие функции:

  1. образовательную (формирование знаний и навыков для подготовки учеников к дальнейшему освоению программы и к осознанному приобретению новых знаний);
  2. развивающую (развитие у школьников восприятия, концентрации, внимания, памяти, мыслительных процессов, фантазии и творческих способностей);
  3. воспитательную (создание благоприятных условий для освоения детьми и подростками нравственных, эстетических, культурных, экологических и правовых норм, принятых в обществе, развитие познавательной активности).

Основная цель ИКТ в образовании – облегчить работу учителя и повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам [2].

Как известно, урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся. В результате это дает более эффективное усвоение знаний и улучшение уровня наглядности.

Цели использования информационных технологий в школе достаточно

разнообразны, однако главные из них:

  1. Всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность;

  1. Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  2. Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  3. Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  4. Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  5. Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  6. Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Использование информационных и коммуникативных технологий, технологий дистанционного обучения – это необходимость, диктуемая нам сегодняшним днем, нынешним уровнем развития образования. С помощью ИКТ можно решить следующие задачи:

1. обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

2. получить широкий доступ к учебно-методической и научной информации; электронным образовательным ресурсам;

3. повысить мотивацию к обучению;

4. способствовать формированию универсальных учебных действий (личных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Использование ИКТ средств способствует переходу к целенаправленному формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, которые широко применяются при оценке сформированности УУД. В данном случае исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды (ИОС), в которой планируют, фиксируют свою деятельность, последующие результаты учитель и учащиеся. Выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание дополнительного образования, внеурочной деятельности, организации классных часов, интеллектуальных встреч.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, т.е. в современной информационно-образовательной среде.

Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) является важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, который обеспечивает его результативность.

Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса, способствуя его модернизации и повышению качества. Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества [3].


2. Виды информационно-коммуникационных образовательных

технологий

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в современном образовании, обеспечивая новые возможности для обучения и преподавания. Они способствуют созданию интерактивной, доступной и эффективной образовательной среды. Информационная культура – неотъемлемая часть результата образования. Человек может делать с информацией следующее: хранить, обрабатывать и передавать. Это основные информационные процессы. Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание и тиражирование) и использовать ее для получения, обработки и передачи средствами информатизации и информационных технологий.  Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

К средствам ИКТ относятся программные, аппаратные и технические современные устройства, предназначенные для обмена, накопления, хранения, обработки, передачи различной информации.

Тот прорыв в области информационно-компьютерных технологий, который происходит в наши дни, предполагает пересмотр способов организации уроков в образовательных учреждениях. Чаще всего педагоги в учебном процессе прибегают к следующим средствам информационных технологий:

  1. электронным учебникам, пособиям, которые можно демонстрировать при помощи ноутбука, компьютера или мультимедиа-проектора;
  2. тренажерам и программам, позволяющим провести тестирование;
  3. электронным справочникам и энциклопедиям;
  4. образовательным ресурсам в интернете;
  5. аудио- и видеотехнике;
  6. интерактивной доске (панель с сенсорным экраном, которую учитель подключает к компьютеру);
  7. дискам для хранения картинок и иллюстраций.

Все средства ИКТ подразделяются на следующие виды в зависимости от своего назначения:

1. Для решения педагогических задач используются:

  1. системы, которые обеспечивают получение базовых знаний (например, электронный учебник, система обучения, средства для контроля результатов учеников);
  2. практические средства (например, практикумы и задачники, виртуальный конструктор, тренажер, программа для моделирования);
  3. программно-технические средства для обучения онлайн (СДО);
  4. вспомогательные материалы (например, энциклопедия, словарь, развивающая компьютерная игра, мультимедийное занятие).

 2. По функциональным свойствам:

  1. обучающе-информационные (к примеру, электронная библиотека, электронная книга, электронный справочник, обучающая компьютерная программа и другие);
  2. коммуникационные (электронные чаты, почта или конференция);
  3. для поиска информации (например, поисковая система или каталог).

3. В зависимости от типа информации.

Цифровые ресурсы могут включать:

  1. текстовую информацию (учебник, пособие, тест, справочник и другие);
  2. визуальную информацию (фотография, изображение, график, видеофрагмент, демонстрация эксперимента, экскурсия);
  3. аудиоинформацию (звукозапись, дидактический речевой материал, музыкальное произведение, живое звучание и т. п.);
  4. видеоинформацию (предметная экскурсия или видео с изучаемым объектом).

4. В зависимости от форм применения технологий:

  1. на уроке;
  2. на внеурочных занятиях [2].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют созданию более интерактивной и доступной образовательной среды, позволяя учащимся и преподавателям эффективно взаимодействовать, обмениваться знаниями и опытом. Интеграция ИКТ в образовательный процесс не только повышает его эффективность, но и способствует развитию ключевых компетенций у обучающихся, таких как критическое мышление, сотрудничество и цифровая грамотность.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии значительно изменили подход к обучению и преподаванию. Они обеспечивают разнообразие форматов, методов и средств обучения, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию ключевых компетенций у учащихся. Важно продолжать исследовать возможности ИКТ, адаптируя их под нужды современного образования, чтобы максимально эффективно использовать их потенциал.

3. Использование информационно-коммуникационных

технологий на уроках в начальной школе

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Поэтому возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

- учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ИКТ: комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки; формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет; стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи. Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся. Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа — это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность учащихся.  Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, так как в этом возрасте доминирующим составным является наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Это является важным аспектом современного образования. ИТ предоставляют учителям и ученикам множество инструментов и ресурсов, которые делают процесс обучения более интерактивным и увлекательным. Интерактивные доски и проекторы позволяют учителям демонстрировать учебный материал в визуально привлекательной форме, а ученики могут участвовать в обсуждениях, отвечая на вопросы прямо на доске. Проекторы помогают визуализировать сложные концепции, используя графики, анимации и видео. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера, с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Цифровые ресурсы позволяют учителям разнообразить уроки, используя мультимедийные элементы, которые делают обучение более наглядным и увлекательным. Например, видеоматериалы могут иллюстрировать сложные концепции, а интерактивные задания вовлекают учеников в процесс обучения, позволяя им активно участвовать в обсуждениях и выполнять практические задания. Использование цифровых образовательных ресурсов также способствует развитию навыков работы с информацией и критического мышления. Ученики учатся находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, что является важным аспектом их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.). Однако важно помнить о необходимости обучения учащихся основам цифровой грамотности и безопасности в интернете. Это включает в себя понимание авторских прав, умение различать достоверные и недостоверные источники информации, а также защиту личных данных. В целом, интеграция цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс значительно обогащает образование, делая его более интерактивным, доступным и ориентированным на потребности учащихся.

Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:

1. Презентация:

- наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий;

- быстрая проверка самостоятельных заданий учащихся в опорных конспектах: формул, схем, выводов;

- решение задач и просмотр результата;

- коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах, оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т. д. Обсуждение этих искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у учащихся критическое мышление.

2. Видеофрагмент:

- позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.

3. Анимация:

- реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.

4. Тест на компьютере:

- даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;

- позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;

- сразу же сделать работу над ошибками.

5. Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем.

Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать

подобный электронный продукт.

Также один из методов – эмоциональное погружение. Прежде всего – аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение и лежит в основе новых возможностей.

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы. Структура презентации обычно включает три основных части: начало, основную часть и заключение. В начале важно ввести слушателей в тему, обозначить цели и задачи. Основная часть должна содержать ключевые идеи, факты и примеры, а заключение подводит итоги и предлагает возможные вопросы для обсуждения.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока. Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме [3].

Применение ИКТ в начальной школе открывает множество возможностей для обогащения учебного процесса. Многие издательства предлагают доступ к электронным версиям учебников, что удобно для использования в классе и дома. Интерактивные задания и игры позволяют учителям создавать увлекательные задания и игры, которые делают обучение более интересным. Обучение детей правильному поиску информации в интернете предоставляет учащимся возможность находить книги и статьи по интересующим их темам. В рамках проектной работы учащиеся могут использовать интернет для сбора информации и создания проектов на основе полученных данных, таких как презентации или видеоролики. Виртуальные экскурсии, предлагаемые многими музеями и историческими местами, позволяют учащимся «посетить» различные места, не выходя из класса. Важно также обучать детей основам безопасного поведения в интернете, включая защиту личных данных и критическую оценку информации. Интернет-ресурсы могут значительно улучшить процесс обучения в начальной школе, делая его более интерактивным и доступным. Учителя должны направлять детей в использовании этих ресурсов, обучая их не только академическим знаниям, но и навыкам критического мышления и безопасности в сети.

ИКТ также способствуют внедрению интерактивных методов обучения, таких как геймификация и проектное обучение, что делает процесс более увлекательным и способствует лучшему усвоению материала. Преподаватели могут использовать видеолекции, что позволяет разнообразить учебный процесс. Внедрение ИКТ требует от преподавателей постоянного обновления своих навыков и знаний, чтобы эффективно использовать новые инструменты. В целом, ИКТ открывают новые горизонты для образования, но их успешное применение зависит от способности образовательных учреждений адаптироваться к изменениям и обеспечивать равный доступ ко всем ресурсам для всех студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в современном обществе. Их использование не только облегчает доступ к информации, но и значительно улучшает качество взаимодействия между людьми. В образовательной сфере ИКТ способствуют более эффективному обучению, обеспечивая интерактивные и адаптивные методы преподавания. Однако, несмотря на множество преимуществ, внедрение информационно-коммуникационных технологий также сопряжено с определенными вызовами. Информационно-коммуникационные технологии оказали значительное влияние на сферу образования, трансформируя традиционные методы обучения и предоставляя новые возможности для студентов и преподавателей.

Таким образом, для успешной интеграции ИКТ в повседневную практику необходимо не только осваивать новые инструменты, но и развивать критическое мышление, навыки работы с информацией и понимание этических аспектов цифровой среды. В будущем ожидается дальнейшее развитие ИКТ, что открывает новые горизонты для их применения и создает возможности для улучшения качества жизни в целом. Поэтому важно продолжать исследовать и внедрять инновационные решения, которые помогут максимально эффективно использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебные пособия

1. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе [Текст]: учебник для вузов / О.Ф. Брыксина, Е.С. Га- ланжина, М.А. Смирнова. — М.: Академия, 2015. — 208 с.

Интернет-ресурсы

Сайты в сети интернет

2. Информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовании URL: https://nadpo.ru/academy/blog/informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-i-ikh-primenenie-v-obrazovanii/#0 

3. «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе» URL: https://goo.su/WUjSug 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: