ПК 4.3
материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.89 КБ | |
| 20.92 КБ | |
| 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии
В образовании ИКТ выполняют следующие функции:
1) образовательную (формирование знаний и навыков для подготовки учеников к дальнейшему освоению программы и к осознанному приобретению новых знаний);
2) развивающую (развитие у школьников восприятия, концентрации, внимания, памяти, мыслительных процессов, фантазии и творческих способностей);
3) воспитательную (создание благоприятных условий для освоения детьми и подростками нравственных, эстетических, культурных, экологических и правовых норм, принятых в обществе, развитие познавательной активности).
Основная цель ИКТ в образовании – облегчить работу учителя и повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам.
С помощью ИКТ можно решить следующие задачи:
1. обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
2. получить широкий доступ к учебно-методической и научной информации; электронным образовательным ресурсам;
3. повысить мотивацию к обучению;
4. способствовать формированию универсальных учебных действий (личных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Чаще всего педагоги в учебном процессе прибегают к следующим средствам информационных технологий:
- электронным учебникам, пособиям, которые можно демонстрировать при помощи ноутбука, компьютера или мультимедиа-проектора;
- тренажерам и программам, позволяющим провести тестирование;
- электронным справочникам и энциклопедиям;
- образовательным ресурсам в интернете;
- аудио- и видеотехнике;
- интерактивной доске (панель с сенсорным экраном, которую учитель подключает к компьютеру);
- дискам для хранения картинок и иллюстраций.
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалоговые технологии
Проблемно-диалоговая технология — это образовательная методика, которая предполагает активное участие учащихся в учебном процессе через постановку и решение проблемных вопросов и задач.
Эта технология помогает развивать критическое мышление, умение анализировать информацию и делать выводы.
Главным отличием проблемно-диалоговых технологий от традиционного
обучении в том, что при традиционном обучении преподаватель сообщает
школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые
положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами,
экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с
уже изученным, проверяет степень усвоения. Их деятельность носит
чаще репродуктивный характер.
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо
дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и
навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода
задач и вопросов, называемых проблемными.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения
ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог. Состоит из отдельных стимулирующих реплик,
которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе
постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики
осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и
сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает
учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие»
знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог. Представляет собой систему вопросов и заданий,
которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление
учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит
учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает
логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Проблемно – диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.
Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Cуществует всего три основных метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Это наиболее сложный для учителя метод, который требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий: создания проблемной ситуации, побуждения к осознанию противоречия, побуждения к формулированию учебной проблемы и принятия предлагаемых учениками формулировок проблемы. [6]
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Этот метод проще, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. [6,7]
Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приёмов: «яркое пятно» (сообщение классу интригующего материала, связанного с темой урока) и «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.
Побуждающий к гипотезам диалог.
В ходе использования данного метода предлагаю вопросы, стимулирующие учеников выдвигать и проверять гипотезы. (-Подумайте! Какие есть гипотезы? Согласны ли с предложенной гипотезой? Почему? Выскажите свое мнение).
Подводящий к знанию диалог.
Он содержит систему вопросов и заданий, позволяющих ученикам самостоятельно открывать новые знания. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся, он оказывает эффективное влияние на воспитание личности школьников.
Предварительный просмотр:
Технологии разноуровневого обучения
Разноуровневое обучение — это инновационный подход в педагогике, направленный на учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей и уровня подготовки. Одним из главных разработчиков данной технологии является В.В. Фирсов, который предложил систему, позволяющую каждому ребенку развиваться в комфортном для него темпе, не испытывая перегрузки или недостатка вызова.
Технология разноуровневого обучения В.В. Фирсова основана на принципах дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В ее основе лежит идея учета индивидуальных особенностей учеников, их когнитивных способностей, темпа усвоения материала и уровня подготовки.
В традиционной системе обучения все ученики работают по единому учебному плану, выполняя одинаковые задания и осваивая материал в одном темпе. Однако практика показывает, что такой подход не всегда эффективен:
- Сильные ученики могут терять мотивацию, так как материал кажется им слишком простым.
- Слабые ученики испытывают трудности, отстают и теряют интерес к обучению.
Методика Фирсова решает эту проблему путем разделения учебных заданий на уровни сложности, давая каждому ученику возможность работать в своем темпе и переходить на следующий уровень по мере освоения материала.
Принципы технологии Фирсова включают индивидуализацию, вариативность, развитие самостоятельности и саморегуляции, а также гибкость образовательного процесса. Рассмотрим их подробнее.
1. Принцип индивидуализации
Принцип индивидуализации означает, что каждый ученик получает образовательные задания, соответствующие его уровню знаний, умениям и когнитивным способностям.
Индивидуализация в рамках технологии Фирсова достигается за счет:
- Разделения учеников на уровни подготовки, но без жесткого закрепления за конкретной группой. Учащиеся могут менять уровень в зависимости от своего прогресса.
- Выбора учащимся уровня сложности заданий. На каждом уроке предлагаются задания разных уровней, и ребенок может выбрать тот, который ему по силам.
- Индивидуальных консультаций учителя. Педагог помогает ученику ориентироваться в материале, направляя его на оптимальный уровень сложности.
2. Принцип вариативности
Вариативность означает, что учащимся предлагаются разные формы заданий, подходящие к их стилю обучения. У всех детей разные способности к восприятию информации:
- Одни лучше запоминают материал на слух (аудиалы).
- Другие – через зрительное восприятие (визуалы).
- Некоторым важно потрогать или выполнить действие (кинестетики).
В связи с этим разноуровневое обучение включает разные форматы подачи информации:
- Текстовые задания (для визуалов).
- Объяснение и обсуждение (для аудиалов).
- Практические упражнения (для кинестетиков).
- Игровые элементы – помогают детям легче воспринимать информацию.
3. Принцип развития самостоятельности
Технология Фирсова направлена на формирование у ребенка способности самостоятельно регулировать свою учебную деятельность. Ученик получает возможность:
- Самостоятельно выбирать уровень заданий в зависимости от своих возможностей.
- Оценивать свои успехи и анализировать ошибки.
- Постепенно повышать сложность заданий, переходя на новый уровень.
Этот принцип помогает воспитать у детей чувство ответственности за свое обучение и развить навык самостоятельной работы.
4. Принцип саморегуляции
Принцип саморегуляции предполагает, что ученик учится контролировать свою учебную деятельность, оценивая свой прогресс. В этой системе ребенок не просто выполняет задания, но и анализирует, насколько хорошо он усвоил материал.
Для этого используются:
- "Лестница успеха" – каждый ученик отмечает свой уровень выполнения заданий и стремится подняться выше.
- Диагностические работы – позволяют ученику понять, на каком уровне он находится.
- Обратная связь от учителя – педагог дает рекомендации, куда двигаться дальше.
5. Принцип динамичности и гибкости
Данный принцип означает, что уровни сложности не являются статичными. Ученик может переходить с одного уровня на другой в зависимости от своего прогресса.
Основные механизмы реализации:
- Гибкость в выборе заданий – ученик может попробовать выполнить более сложное задание, а если не справится, вернуться к базовому уровню.
- Постепенное усложнение материала – задания организованы так, чтобы ребенок мог двигаться от простого к сложному.
- Индивидуальные маршруты обучения – ученики работают в своем темпе, а не подстраиваются под средний уровень класса.
6. Принцип сотрудничества
Технология Фирсова учитывает важность социального взаимодействия в обучении. Дети работают не только индивидуально, но и в группах, помогая друг другу осваивать материал.
Формы работы:
- Работа в парах – ученик может обсудить задание с одноклассником.
- Групповые задания – учащиеся объединяются по уровням или выполняют задания разного уровня сложности в одной группе.
- Обсуждение решений – ученики могут сравнивать свои ответы и анализировать, какие методы лучше использовать.
Для эффективного применения технологии разноуровневого обучения важно учитывать особенности психофизиологического развития детей 6–10 лет:
1. Разный уровень готовности к обучению
Дети приходят в школу с разной степенью подготовки: одни уже умеют читать и считать, другие только осваивают эти навыки.
У одних учеников сформированы усидчивость и внимание, у других — высокая подвижность и импульсивность.
2. Непостоянная концентрация внимания
Средняя продолжительность концентрации внимания у младших школьников — 10–15 минут.
Необходимо часто менять виды деятельности, чередовать умственные и
двигательные упражнения.
3. Высокая эмоциональная чувствительность
Дети остро реагируют на успехи и неудачи. Важно создавать ситуацию успеха, мотивировать каждого ученика к обучению.
4. Преобладание наглядно-образного мышления
Дети лучше запоминают информацию через иллюстрации, схемы, игровые задания. Разноуровневый подход должен включать задания, соответствующие этому виду мышления.
Исходя из этих особенностей, разноуровневое обучение в начальной школе должно быть организовано так, чтобы учитывать различия в темпе обучения, давать возможность каждому ребенку осваивать материал на своем уровне и создавать комфортную образовательную среду.