ПК 4.3
материал

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии

В образовании ИКТ выполняют следующие функции:

1) образовательную (формирование знаний и навыков для подготовки учеников к дальнейшему освоению программы и к осознанному приобретению новых знаний);

2) развивающую (развитие у школьников восприятия, концентрации, внимания, памяти, мыслительных процессов, фантазии и творческих способностей);

3) воспитательную (создание благоприятных условий для освоения детьми и подростками нравственных, эстетических, культурных, экологических и правовых норм, принятых в обществе, развитие познавательной активности).

Основная цель ИКТ в образовании – облегчить работу учителя и повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам.

С помощью ИКТ можно решить следующие задачи:

1. обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

2. получить широкий доступ к учебно-методической и научной информации; электронным образовательным ресурсам;

3. повысить мотивацию к обучению;

4. способствовать формированию универсальных учебных действий (личных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Чаще всего педагоги в учебном процессе прибегают к следующим средствам информационных технологий:

  1. электронным учебникам, пособиям, которые можно демонстрировать при помощи ноутбука, компьютера или мультимедиа-проектора;
  2. тренажерам и программам, позволяющим провести тестирование;
  3. электронным справочникам и энциклопедиям;
  4. образовательным ресурсам в интернете;
  5. аудио- и видеотехнике;
  6. интерактивной доске (панель с сенсорным экраном, которую учитель подключает к компьютеру);
  7. дискам для хранения картинок и иллюстраций.



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалоговые технологии

Проблемно-диалоговая технология — это образовательная методика, которая предполагает активное участие учащихся в учебном процессе через постановку и решение проблемных вопросов и задач.

Эта технология помогает развивать критическое мышление, умение анализировать информацию и делать выводы.
Главным отличием проблемно-диалоговых технологий от традиционного

обучении в том, что при традиционном обучении преподаватель сообщает

школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые

положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами,

экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с

уже изученным, проверяет степень усвоения. Их деятельность носит

чаще репродуктивный характер.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо

дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и

навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода

задач и вопросов, называемых проблемными.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения

ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог. Состоит из отдельных стимулирующих реплик,

которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе

постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики

осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и

сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает

учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие»

знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог. Представляет собой систему вопросов и заданий,

которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление

учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит

учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает

логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Проблемно – диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Cуществует всего три основных метода постановки учебной проблемы:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

- сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Это наиболее сложный для учителя метод, который требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий: создания проблемной ситуации, побуждения к осознанию противоречия, побуждения к формулированию учебной проблемы и принятия предлагаемых учениками формулировок проблемы. [6]

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Этот метод проще, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. [6,7]

Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приёмов: «яркое пятно» (сообщение классу интригующего материала, связанного с темой урока) и «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

Побуждающий к гипотезам диалог.

В ходе использования данного метода предлагаю вопросы, стимулирующие учеников выдвигать и проверять гипотезы. (-Подумайте! Какие есть гипотезы? Согласны ли с предложенной гипотезой? Почему? Выскажите свое мнение). 

Подводящий к знанию диалог.

Он содержит систему вопросов и заданий, позволяющих ученикам самостоятельно открывать новые знания. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся, он оказывает эффективное влияние на воспитание личности школьников.



Предварительный просмотр:

Технологии разноуровневого обучения

Разноуровневое обучение — это инновационный подход в педагогике, направленный на учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей и уровня подготовки. Одним из главных разработчиков данной технологии является В.В. Фирсов, который предложил систему, позволяющую каждому ребенку развиваться в комфортном для него темпе, не испытывая перегрузки или недостатка вызова.

Технология разноуровневого обучения В.В. Фирсова основана на принципах дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В ее основе лежит идея учета индивидуальных особенностей учеников, их когнитивных способностей, темпа усвоения материала и уровня подготовки.

В традиционной системе обучения все ученики работают по единому учебному плану, выполняя одинаковые задания и осваивая материал в одном темпе. Однако практика показывает, что такой подход не всегда эффективен:

  1. Сильные ученики могут терять мотивацию, так как материал кажется им слишком простым.
  2. Слабые ученики испытывают трудности, отстают и теряют интерес к обучению.

Методика Фирсова решает эту проблему путем разделения учебных заданий на уровни сложности, давая каждому ученику возможность работать в своем темпе и переходить на следующий уровень по мере освоения материала.

Принципы технологии Фирсова включают индивидуализацию, вариативность, развитие самостоятельности и саморегуляции, а также гибкость образовательного процесса. Рассмотрим их подробнее.

1. Принцип индивидуализации

Принцип индивидуализации означает, что каждый ученик получает образовательные задания, соответствующие его уровню знаний, умениям и когнитивным способностям.

Индивидуализация в рамках технологии Фирсова достигается за счет:

  1. Разделения учеников на уровни подготовки, но без жесткого закрепления за конкретной группой. Учащиеся могут менять уровень в зависимости от своего прогресса.
  2. Выбора учащимся уровня сложности заданий. На каждом уроке предлагаются задания разных уровней, и ребенок может выбрать тот, который ему по силам.
  3. Индивидуальных консультаций учителя. Педагог помогает ученику ориентироваться в материале, направляя его на оптимальный уровень сложности.

2. Принцип вариативности

Вариативность означает, что учащимся предлагаются разные формы заданий, подходящие к их стилю обучения. У всех детей разные способности к восприятию информации:

  1. Одни лучше запоминают материал на слух (аудиалы).
  2. Другие – через зрительное восприятие (визуалы).
  3. Некоторым важно потрогать или выполнить действие (кинестетики).

В связи с этим разноуровневое обучение включает разные форматы подачи информации:

  1. Текстовые задания (для визуалов).
  2. Объяснение и обсуждение (для аудиалов).
  3. Практические упражнения (для кинестетиков).
  4. Игровые элементы – помогают детям легче воспринимать информацию.

3. Принцип развития самостоятельности

Технология Фирсова направлена на формирование у ребенка способности самостоятельно регулировать свою учебную деятельность. Ученик получает возможность:

  1. Самостоятельно выбирать уровень заданий в зависимости от своих возможностей.
  2. Оценивать свои успехи и анализировать ошибки.
  3. Постепенно повышать сложность заданий, переходя на новый уровень.

Этот принцип помогает воспитать у детей чувство ответственности за свое обучение и развить навык самостоятельной работы.

4. Принцип саморегуляции

Принцип саморегуляции предполагает, что ученик учится контролировать свою учебную деятельность, оценивая свой прогресс. В этой системе ребенок не просто выполняет задания, но и анализирует, насколько хорошо он усвоил материал.

Для этого используются:

  1. "Лестница успеха" – каждый ученик отмечает свой уровень выполнения заданий и стремится подняться выше.
  2. Диагностические работы – позволяют ученику понять, на каком уровне он находится.
  3. Обратная связь от учителя – педагог дает рекомендации, куда двигаться дальше.

5. Принцип динамичности и гибкости

Данный принцип означает, что уровни сложности не являются статичными. Ученик может переходить с одного уровня на другой в зависимости от своего прогресса.

Основные механизмы реализации:

  1. Гибкость в выборе заданий – ученик может попробовать выполнить более сложное задание, а если не справится, вернуться к базовому уровню.
  2. Постепенное усложнение материала – задания организованы так, чтобы ребенок мог двигаться от простого к сложному.
  3. Индивидуальные маршруты обучения – ученики работают в своем темпе, а не подстраиваются под средний уровень класса.

6. Принцип сотрудничества

Технология Фирсова учитывает важность социального взаимодействия в обучении. Дети работают не только индивидуально, но и в группах, помогая друг другу осваивать материал.

Формы работы:

  1. Работа в парах – ученик может обсудить задание с одноклассником.
  2. Групповые задания – учащиеся объединяются по уровням или выполняют задания разного уровня сложности в одной группе.
  3. Обсуждение решений – ученики могут сравнивать свои ответы и анализировать, какие методы лучше использовать.

Для эффективного применения технологии разноуровневого обучения важно учитывать особенности психофизиологического развития детей 6–10 лет:

1. Разный уровень готовности к обучению

Дети приходят в школу с разной степенью подготовки: одни уже умеют читать и считать, другие только осваивают эти навыки.

У одних учеников сформированы усидчивость и внимание, у других — высокая подвижность и импульсивность.

2. Непостоянная концентрация внимания

Средняя продолжительность концентрации внимания у младших школьников — 10–15 минут.

Необходимо часто менять виды деятельности, чередовать умственные и

двигательные упражнения.

3. Высокая эмоциональная чувствительность

Дети остро реагируют на успехи и неудачи. Важно создавать ситуацию успеха, мотивировать каждого ученика к обучению.

4. Преобладание наглядно-образного мышления

Дети лучше запоминают информацию через иллюстрации, схемы, игровые задания. Разноуровневый подход должен включать задания, соответствующие этому виду мышления.

Исходя из этих особенностей, разноуровневое обучение в начальной школе должно быть организовано так, чтобы учитывать различия в темпе обучения, давать возможность каждому ребенку осваивать материал на своем уровне и создавать комфортную образовательную среду.