ПК 4.4
материал


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра  гуманитарных дисциплин

Байгильдина Карина Фанилевна

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЬЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2023 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 25

Руководитель: Кошкарова Л.С.,

преподаватель МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания, высшей квалификационной  категории, канд.пед.наук, доцент

                                                     

                                                        Челябинск, 2023

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ       ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ  ГРАМОТНОСТИ   МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ  С ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЬЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1.1. Понятие «функциональная грамотность», «функциональная информационная  грамотность» в современном начальном образовании...7

1.2. Периодическая печать в круге чтения современных младших школьников…………………………………………………………………...13

1.3. Особенности работы с периодической печатью как условие  освоения функциональной информационной  грамотности младшими школьниками на уроках литературного чтения……………………………………………16

Выводы по первой главе…………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………23

                               


ВВЕДЕНИЕ

Термин «функциональная грамотность» в педагогике понятен многим. В самом общем виде он означает способность человека применять приобретённые знания и навыки за пределами урока, в общественной и частной жизни для адекватного восприятия действительности и активного взаимодействия с обществом. [15]

На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.  

Выпускник начальной школы должен обладать:

  1. готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  2. возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  3. способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  4. совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Важной составляющей стало формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Для этого педагог должен формировать особый тип грамотности – информационную. В процессе общего развития младших школьников формирование информационной грамотности особенно не выделяется, но на всех уроках в начальной школе для учителя начальных классов формирование информационной грамотности учащихся должно стать сверхзадачей.

Под термином «информационная грамотность» в начальной школе понимается совокупность умений работать с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов. В начальной школе реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. Поэтому мы считаем основным фактором, способствующим формированию информационной грамотности младшего школьника, – создание информационно-образовательной среды, позволяющей в учебной деятельности создавать модели реального информационного поведения ребенка, что определяет подготовку учащихся к самостоятельному взаимодействию с естественной информационной средой. [13]

Понятие «функциональная грамотность» было изучено с разных сторон такими учеными, как Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Б.С. Гершунским, С.Г. Вершловским, O.E. Лебедевым и др. [14]

Проблема в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.

В наше время очень ощущается недостаточная подготовка учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов, но именно на учителей возлагается большая ответственность за воспитание, обучение, развитие учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. А это не что иное, как функциональная грамотность.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности развивает у младшего школьника инициативу, нестандартность мышления, самостоятельное добывание знаний с опорой на опыт.

Почему же этой проблеме уделяется столько внимания? Причина в том, что эта необходимость продиктована сегодняшней моделью мира. Ни для кого не секрет, в чём недостатки современного начального образования: трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез, не владеют смысловым чтением разных типов текстов, низкий уровень работы с информацией.

Таким образом, на основе актуальности проблемы сформулирована тема исследования: «Проблема формирования функциональной информационной грамотности младших школьников в процессе работы с периодической печатью»
           Цель исследования: изучение проблемы формирования функциональной информационной грамотности младших школьников в процессе работы с периодической печатью на уроках литературного чтения.
             Задачи исследования:

  1. изучить понятия «функциональная грамотность» и «функциональная информационная грамотность», «периодическая печать»;
  2. определить возрастные особенности младших школьников в формировании функциональной информационной грамотности;
  3. определить возможности уроков литературного чтения в формировании функциональной информационной грамотности в процессе работы с периодической печатью;
  4. подвести итоги и обозначить пути решения проблемы формирования функциональной информационной грамотности у младших школьников в процессе работы с периодической печатью.

Метод исследования: теоретический анализ, обобщение, сравнение, классификация, моделирование.

Структурно работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ       ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ  ГРАМОТНОСТИ   МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ  С ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТЬЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

  1. Понятие «функциональная грамотность», «функциональная информационная  грамотность» в современном начальном образовании

Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – «чтение и письмо») был предложен и введён в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

А.А. Леонтьев определяет «функциональную грамотность» как «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». На уровне начального общего образования, ссылаясь на определение А. А. Леонтьева, расширяя его содержательное наполнение и компоненты, Н. Ф. Виноградова предлагает следующее определение: «Функциональная грамотность – это целесообразный минимум содержания образования, его ядро, без усвоения которого невозможна реализация двух функций: во-первых, успешной адаптации ребенка к изменяющимся условиям окружающей среды; во-вторых, продолжения образования. Сформированность функциональной грамотности предполагается у любого учащегося начальной школы, независимо от места нахождения образовательной организации, условий обучения, уровня индивидуального развития ребенка. Функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта обучающегося, то есть ее сущность составляют не сами знания, а три главные развитые способности младшего школьника: применять полученные знания; добывать новые знания; адекватно оценивать свое знание/незнание, готовность к самообразованию. [4]

Это понятие является обширным и включает в себя несколько видов: коммуникативная грамотность, информационная грамотность и деятельностная грамотность.

Информационная грамотность – это система знаний, умений и ценностных установок, которые обеспечивают поиск, обработку и хранение информации для решения элементарных учебно-информационных задач, возникающих в процессе языкового образования.

Данная проблема выдвигает в качестве приоритетной задачи обучения младших школьников в аспекте требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – формирование информационной грамотности. В настоящее время в нашей стране отсутствует целостная концепция формирования информационной грамотности. Часто она ассоциируется с технико–технологическими аспектами информации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Но это не так. Информационная грамотность включает в первую очередь развитие навыков работы с информацией. Вопросами формирования информационной грамотности младшего школьника занимались С.А. Бешенков, А.В. Горячев, B.В. Дубинина, А.А. Дуванов, Н.Л. Королева, А.Л. Матвеева, М.А. Плаксин, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, С.Н. Тур, Е.Н. Челак. [13]

    Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных:

  1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
  2. грамотно работать с информацией;
  3. самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  4. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Овладение информационной грамотностью характеризуется:

  1. осознание необходимости в расширении своего информационного поля;
  2. способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
  3. совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой. Чтобы расширить  информационное поле, обучающемуся нужно: работать с рубриками учебника, использовать справочники, знакомиться с дополнительными источниками.

Главной отличительной особенностью новой (2016) учебной программы «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы является то, что она охватывает помимо навыков функциональной грамотности навыки широкого спектра: критическое мышление, проведение исследовательских работ, функциональное и творческое применение знаний, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Программа отличается подходами к обучению: она сочетает в себе и традиционные подходы (деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный, ценностно-ориентированный подходы) и инновационные подходы(исследовательский подход, проектная технология, технология творческого обучения, технология критического мышления, диалоговое и рефлексивное обучение, информационно-коммуникационная технология.). Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающем активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Особая роль отводится самостоятельному «добыванию» знаний, что позволяет осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Программа ориентирована на осознанное усвоение учащимися знаний и умений по предметным областям. Исходя из этого, можно выделить особенность построения учебного материала в программе: в отличие от календарного принципа построения предыдущих программ, в новой программе структуру составляют сквозные темы, что обеспечивает интеграцию с другими предметами. При этом изменился и круг чтения. Требования и ожидаемые результаты в программе представлены в виде системы целей, определяющих содержание учебного предмета.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения , это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, уроков –отчетов по прочитанным произведениям помогают в этом. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. В наше время понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными текстами современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.

В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

  1. описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
  2. повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, материалы различных сайтов);
  3. рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

           К несплошным текстам относятся:

  1. графики;- диаграммы;- схемы (кластеры);- таблицы;- географические карты и карты местности;
  2. план помещения, местности, сооружения;- входные билеты;- расписание движения транспорта;
  3. карты сайтов.

На уровень сформированности навыков функциональной грамотности влияет и профессионализм учителя. Важно то, какие методы, технологии и формы организации применяет учитель, функционально грамотен ли он. В практике обучения в школе навыкам функциональной грамотности помимо традиционных подходов обучения предлагается использовать инновационные подходы в преподавании и обучении, а именно проектную и исследовательскую деятельность, умение ориентироваться в социокультурном пространстве. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

На формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное.

  1. Периодическая печать в круге чтения современных младших школьников

Детская периодическая печать - важная и непременная часть чтения младших школьников. В современных условиях, по мнению О.И. Горбатковой и А.А. Князева, возникновение в детско-юношеской журналистике изданий, ориентированных на аудиторию дошкольного и школьного возраста, обусловлено несколькими причинами:

  1. подвижность возрастных границ – при переходе от одной возрастной границы к другой отношение ребенка к действительности подвергается изменению;
  2.  некоторые издания «взрослеют» из-за различного рода экономических обстоятельств (детская и юношеская пресса не может функционировать и развиваться без государственной или спонсорской поддержки).

Периодические издания – издания, выходящие через определенные промежутки времени, с постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат. Целевым назначением периодического издания является выполнение определенных заданных общественных функций посредством распространения информации. Именно благодаря целевому назначению, возможно разграничить различные типы газет и журналов.

Читательским адресом издания представляется его целевая аудитория. Каждый уважающий себя журнал должен содержать уникальную информацию, предназначенную для потребителя, которую будет невозможно отыскать в других источниках. Периодические издания по читательскому адресу подразделяются на два вида. К первому относятся «массовые» издания, ориентированные на любительские интересы читателя, ко второму «специальные», предназначенные для удовлетворения читательских запросов в какой-либо сфере. Характер информации включает в себя тематику материала, присущей изданию. Благодаря этому фактору все печатные СМИ можно разделить на общественно-политические, спортивные, научные, развлекательные, литературно-художественные.

Периодичность представляется в выходе однотипно оформленного печатного СМИ в определенные заявленные сроки. Для периодических изданий существуют некоторые характерные черты: 1) разноплановость и актуальность содержания; 2) оперативность и регулярность выхода в свет; 3) соответствие заголовка характеру издания, который не меняется на протяжении длительного времени; 4) наличие одной или нескольких организаций, объектом которых выступает издание.

Первый в Российской империи детский журнал назывался «Детское чтение для сердца и разума». Журнал издавали с 1785 по 1789 год. Цель журнала отражена в его названии — радовать сердце и развивать разум ребёнка. В «Детском чтении…» публиковали статьи о науке и природе, короткие художественные произведения для детей и шутки.

В первых периодических изданиях для детей довольно редко встречались развлекательные материалы, какие мы видим в современных журналах. Они больше походили на сборники текстов — рассказов, стихов и статей. И всё же периодические издания тех лет нельзя назвать простыми сборниками. В отличие от них, журналы и газеты напрямую обращались к читателю, в них авторы поднимали темы и проблемы современности.

В начале 1920-х годов в Петрограде (Санкт-Петербурге) писатель Самуил Яковлевич Маршак возглавил группу писателей, стремящихся приобщить детей к чтению. Самуил Маршак стал главным консультантом легендарного детского журнала «Ёж» и приложения к нему «Чиж». Позднее «Чиж» стал самостоятельным журналом. «Ёж» издавали с 1928 по 1935 год, его материалы были предназначены для подростков. В 1930 появился «Чиж» для дошкольников. Там трудились такие известные писатели, как Борис Житков, Виталий Бианки, Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Николай Олейников, Даниил Хармс и другие.

Создатели забавно назвали издание «Чиж» — чрезвычайно интересный журнал. И на этом не остановились. Сотрудники журналов «Чиж» и «Ёж» публиковали свои работы под смешными псевдонимами: Петрушка (Евгений Шварц), Иван Торопышкин (Даниил Хармс), Умная Маша и фокусница тётя Анюта (за этими именами скрывалась целая группа писателей).

Эти журналы уже совсем не походили на своих предшественников: в них было много юмора, нарушений логики, загадок и каламбуров. Авторы журналов говорили с читателями не свысока, как взрослые с детьми, а на равных.

Николай Чуковский так говорил об изданиях «Чиж» и «Ёж»: «…Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов».

В современный период активно издаются журналы учебно-познавательной направленности (их выходит значительно больше, чем художественных). Так, детям в возрасте от 6 до 10 лет предназначены журналы «Колокольчик», «Веселые уроки, «АБВГД», в которых проходят проверку новые формы подачи учебного материала, позволяющие сделать учебу легким и приятным занятием. Материал о природе и животных содержат «Чудеса и тайны планеты Земля», «Неугомонные детки». Получают распространение журнальные «семейства»: например, журнал экологической направленности «Свирелъка» имеет своим адресатом малышей, «Свирель» - учеников начальных классов, «Лазурь» - подростков. Помимо журналов, для современного детского читателя издаются газеты («Жили-были», «Детская газета», «Незнайка», «Шапокляк», «Зорька», «Пионерская правда»). Возрождается традиция дореволюционных гимназий и школ - издание газет, авторами которых являются дети и подростки.

Современной детской периодике приходится выдерживать нелегкую конкуренцию с рекламными образами западных журналов (Барби, Микки Маус, Принцесса и др.), ее естественное развитие «тормозится» интересами торгово-издательского бизнеса, ориентированного на продвижение «проекта», легко продаваемого «литературного продукта» (имеющие гендерную направленность «гламурные» журналы, издания с чисто развлекательной направленностью). Желание издателей соответствовать современным технологиям приводит к появлению веб-журналов, использующих возможности виртуальной игры («Загадочный мир», «В гостях у Золушки», «Почитай-ка»). [11]

  1. Особенности работы с периодической печатью как условие  освоения функциональной информационной  грамотности младшими школьниками на уроках литературного чтения

Е. А. Колосова отмечаетэнциклопедические, справочные и прикладного характера издания сегодня пользуются большим спросом среди младших школьников, чего не было в советское время в силу немногочисленности такого рода изданий и большей ориентированности книгоиздателей на взрослое сообщество. Интерес к такого рода изданиям связан, с одной стороны, с тем, что издательства, в том числе детские, предлагают разнообразные энциклопедические серии для малышей, школьников, специальные программы современной литературы для подростков и многое другое. С другой стороны, младшим школьникам легче воспринимать структурированный текст, краткое описание того или иного явления или события, о котором ребенок хочет узнать в данный момент. Такой тип литературы выполняет функцию побуждения познавательного интереса читателей, расширения их кругозора, что очень важно, с точки зрения социализации подрастающего поколения, происходящей посредством чтения. В свою очередь, О.И. Горбаткова и А.А. Князевев утверждают, что периодические издания вырабатывают у детей привычку к систематическому чтению, формируя, при этом, желание взаимодействовать с литературой. Ведь, «углубляясь в историю развития детской периодики, можно заметить, наличие активного стремления со стороны детских редакций, привить подрастающему поколению морально-этические, нравственные ценности, передать систему знаний из различных областях деятельности, просветить детей в сфере культурных достижений. На сегодняшний день детские и юношеские газеты и журналы занимают прочную позицию самостоятельного звена в общей системе средств массовой информации. Эти периодические издания способствуют приобщению подрастающего поколения к интеллектуальному, духовному «запасу» социума, выступают в качестве одного из основных каналов трансляции информации от старшего поколения к младшему, и становятся одним из важных средств коммуникации.

Практический опыт использования периодических изданий в педагогической деятельности был описан такими авторами, как: Ю. А. Магафурова, Н.В. Сейдниязова и А.А. ЖигореваН. П. Мясоедова. [6]

По мнению Ю. А. Магафуровой широкий спектр тем журнала «Мурзилка» помогает при подготовке уроков и даёт пищу для внеурочных занятий. Журнал пробуждает читательские интересы детей, даёт им направления. Чтобы удовлетворить этот интерес, ребёнок вынужден обратиться к книгам, чтобы найти ответы на вопросы, возникшие у него при чтении журнала. Разнообразить уроки помогают кроссворды, посредством которых ребенок удовлетворяет свой познавательный интерес, развивает мышление. В целом, по мнению Ю. А. Магафуровой применение журнала «Мурзилка» на уроках гуманитарного цикла, позволяет: развивать интерес к чтению; обогащать мир чувств, эмоций детей. [9]

Согласно Н. В. Сейдниязовой и А. А. Жигоревой, можно выделить следующие положительные стороны современных журналов для детей:

  1. читая детские периодические издания, у детей формируется смысловое чтение, как осмысление цели чтения. Учащиеся извлекают необходимую информацию из прочитанных текстов разных жанров. Постепенно формируется понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  2. в современных периодических изданиях детям предлагаются: большое количество различных ребусов и загадок на угадывание слов; картинок – раскрасок; различных игр, чертежи и схемы, по которым можно самим смастерить игрушку; интересные рубрики и др., что способствует формированию знаково-символических и логических действий;
  3. ребенок, заинтересовавшись прочитанным в журнале, будет искать более подробную информацию в энциклопедиях и книгах, захочет поделиться этой информацией с товарищами по классу, сверстниками, учителем и родителями.

Кроме этого, как отмечают Н. В. Сейдниязова и А. А. Жигоревадетская периодика: расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт; формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение.

Так анализ психолого-педагогической литературы показал, что чаще всего периодические издания используются в учебно-воспитательном процессе в контексте приобщения к культуре и ценностям, расширения кругозора и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования результатов обучения.  

В силу своих индивидуально-возрастных особенностей учащиеся младшего школьного возраста не могут самостоятельно ликвидировать негативные моменты периодических изданий. В этом им необходимо помощь взрослых. Так задача педагога и родителей – помочь выстроить учащимся младшего школьного возраста круг своего чтения, помочь в выборе периодических изданий.

Выводы по первой главе

 В первой главе рассмотрены вопросы:

  1. понятия «функциональная грамотность», «функциональная информационная  грамотность» в современном начальном образовании;
  2. периодическая печать в круге чтения современных младших школьников;
  3. особенности работы с периодической печатью как условие  освоения функциональной информационной  грамотности младшими школьниками на уроках литературного чтения.

Проанализированы исследования ученых: Е. А. Колосова,  О.И. Горбаткова, А.А. Князевев, Ю. А. Магафуровой, Н. В. Сейдниязова, А. А. Жигорев
           Теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это понятие является обширным и включает в себя несколько видов: коммуникативная грамотность, информационная грамотность и деятельностная грамотность.
  2. функциональная информационная грамотность – это система знаний, умений и ценностных установок, которые обеспечивают поиск, обработку и хранение информации для решения элементарных учебно-информационных задач, возникающих в процессе языкового образования. Информационная грамотность включает в первую очередь развитие навыков работы с информацией. Вопросами формирования информационной грамотности младшего школьника занимались С.А. Бешенков, А.В. Горячев, B.В. Дубинина, А.А. Дуванов, Н.Л. Королева, А.Л. Матвеева, М.А. Плаксин, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, С.Н. Тур, Е.Н. Челак;
  3. детская периодическая печать – важная и непременная часть чтения младших школьников. Периодические издания – издания, выходящие через определенные промежутки времени, с постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта обучающегося, то есть ее сущность составляют не сами знания, а три главные развитые способности младшего школьника: применять полученные знания; добывать новые знания; адекватно оценивать свое знание/незнание, готовность к самообразованию. А.А. Леонтьев определяет «функциональную грамотность» как «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». На уровень сформированности навыков функциональной грамотности влияет и профессионализм учителя. Важно то, какие методы, технологии и формы организации применяет учитель, функционально грамотен ли он. В практике обучения в школе навыкам функциональной грамотности помимо традиционных подходов обучения предлагается использовать инновационные подходы в преподавании и обучении, а именно проектную и исследовательскую деятельность, умение ориентироваться в социокультурном пространстве. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Целевым назначением периодического издания является выполнение определенных заданных общественных функций посредством распространения информации. Именно благодаря целевому назначению, возможно разграничить различные типы газет и журналов. В силу своих индивидуально-возрастных особенностей учащиеся младшего школьного возраста не могут самостоятельно ликвидировать негативные моменты периодических изданий. В этом им необходимо помощь взрослых. Так задача педагога и родителей – помочь выстроить учащимся младшего школьного возраста круг своего чтения, помочь в выборе периодических изданий.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что чаще всего периодические издания используются в учебно-воспитательном процессе в контексте приобщения к культуре и ценностям, расширения кругозора и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования функциональной информационной грамотности и в целом, результатов обучения .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования». —  Москва: Просвещение, 2021. – 59 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

Книги одного автора

  1. Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для СПО/ под ред. Т.И. Зиновьевой.–Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 468с. – Серия: Профессиональное образование
  2. Кубасова О. В. Выразительное чтение: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144с.
  3. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Начальная школа: плюс – минус. – 1999. – № 10. – С. 5.
  4. Методика обучения чтению. Учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений ( по специаольности «Учитель начальных классов») / Сост. Т.П. Сальникова. – М.: «Сфера», 2000. – 240с.
  5. Методические рекомендации по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий посредством использования детской периодической печати в урочное и внеурочное время / авт.-сост.: Н.В. Сейдниязова, А.А. Жигорева, МО РМ, МРИО. – Саранск, 2015. – 41 с.
  6. Светловская Н.Н., Пиче – оол Т.С. Детская литература в современной начальной школе: учебное пособие для СПО. - М.: «Юрайт», 2018. – 193 с. (глава 3. Круг чтения младшего школьника)
  7. Шмелёв, О.И.  Формирование информационной грамотности младшего школьника  – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/11/20/formirovanie-informatsionnoy-gramotnosti-mladshego

Книги двух авторов

  1. Горбаткова О. И., Князев А. А.Что читают наши дети? (их интересы в области прессы) / О. И. Горбаткова, А. А. Князев; под ред. О. И. Горбатковой. – Таганрог: Издатель Ступин С.А., 2014. – 116 c.

Методические пособия

  1. Методические рекомендации PISA. -URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/19/metodicheskie_rekomendatsii_pisa.pdf

Интернет – источники

  1. Из истории детских периодических изданий. О журналах «Чиж» и «Ёж» URL: https://clck.ru/34THkN официальный сайт. (Дата обращения: 10.05.2023)
  2. Работа над развитием функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе URL: https://clck.ru/34THgB Автор: Наталия Викторовна Качанова (Дата обращения: 20.04.2023)
  3. Словарь по образованию и педагогике Полонский В.М. https://clck.ru/34WAiS (Дата обращения: 16.03.2023)
  4. Статья «Определение и анализ концепции современных периодических изданий», авторы: Савченко Любовь Васильевна, Приймак Анатолий Анатольевич (Дата обращения: 13.04.2023)
  5. Статья «Учёт возрастных особенностей младших школьников при использовании информационных технологий», автор: Иванова Ангелина Валерьевна
  6. Формирование информационной грамотности младщих школьников в образовательном процессе Данилкина Д.С. / Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова URL: https://clck.ru/34ULPw (Дата обращения: 12.04.2023)
  7. Формирование информационной грамотности в начальной школе – URL: https://urok.1sept.ru/статьи/612161/ Автор: Судина Светлана Вячеславовна (Дата обращения: 21.04.05)
  8. Формирование функциональной грамотности младших школьников URL: https://clck.ru/34THi7 Автор: Еремеева Ирина Михайловна (Дата обращения: 14.04.2023)
  9. Формирование функциональной грамотности младших школьников URL: https://clck.ru/34ULAP (Дата обращения: 21.05.2023)



Предварительный просмотр:

Защитное слово к реферату

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые преподаватели, студенты!

Я Байгильдина Карина Фанилевна 25 группы, представляю исследование по теме «Проблема формирования информационной функциональной грамотности младших школьников в процессе работы с периодической печатью на уроках литературного чтения».

Руководитель: Кошкарова Любовь Сергеевна.

Слайд 2

 На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.

Слайд 3

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.

Слайд 4

На основе актуальности проблемы исследования сформулирована тема исследования: «Проблема формирования информационной функциональной грамотности младших школьников в процессе работы с периодической печатью на уроках литературного чтения».

Слайд 5

Цель исследования: изучение проблемы формирования функциональной информационной грамотности младших школьников в процессе работы с периодической печатью на уроках литературного чтения.

Слайд 6

ТЕМА И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗВОЛИЛИ ПОСТАВИТЬ ЗАДАЧИ:  ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ (не читать)

Слайд 7

ОПРЕДЕЛИТЬ МЕТОДЫ (не читать)

Слайд 8

В содержании первой главы нами рассмотрены

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ…… (название главы)

вопросы, связанные с понятиями «функциональная грамотность» и «функциональная информационная грамотность».

Слайд 9

Раскрыть понятие функц. грамотность

Что включает

Слайд 10

Анализ периодической печати показал, что чаще всего периодические издания используются в учебно-воспитательном процессе в контексте приобщения к культуре и ценностям, расширения кругозора и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования результатов обучения.  

Слайд 11

Формирование информационной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. (Приём «Кластер», «Верный и неверные утверждения) 

Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Таким образом, мы выяснили, что функциональная информационная грамотность все сильнее вводится на уроках и помогает развивать как можно больше качеств личности.

Слайд 12

(читать то что на слайде)

Слайд 13

В курсовой работе мы планируем продолжить исследование данной темы – РАССМОТРЕТЬ МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ информационной функциональной грамотности младших школьников в процессе работы с периодической печатью на уроках литературного чтения.

Спасибо за внимание. Мы готовы ответить на ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Жанровый подход в обучении младших школьников устной и

письменной речи»

Т.А. Налимовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры

педагогики и методики начального образования

Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского

государственного университета, г. Новокузнецк

Работа посвящена актуальной теме формирования у младших школьников

навыков построения высказываний в различных речевых жанрах.

Актуальность темы обусловлена требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего

образования, где подчеркивается необходимость формирования у

школьников умения осознанно строить речевые высказывания. В

современных условиях, когда школьники активно осваивают новые формы

коммуникации, включая интернет-жанры, особую важность приобретает

системное обучение их жанровому разнообразию речи.

В рецензируемой статье автор рассматривает специфику речевых жанров как

особого лингвистического явления, опираясь на труды М.М. Бахтина.

Подчеркивается, что младшие школьники интуитивно осваивают некоторые

жанры через подражание, но при отсутствии целенаправленного обучения

могут испытывать затруднения в создании текстов. Автор приводит обзор

различных жанровых разновидностей детской речи: разговорные, бытовые,

художественные жанры, а также научные и учебные высказывания.

Одним из ключевых аспектов статьи является рассмотрение жанрового

подхода как методической основы для обучения младших школьников. В

работе анализируются методические приемы, используемые в рамках

школьного курса «Детская риторика», разработанного под руководством Т.А.

Ладыженской, а также подходы современных методистов к обучению

сочинению.

Особое внимание уделено практическому аспекту обучения: представлен

подробный алгоритм работы с жанром экскурсионной речи. Автор

показывает, как с первых классов можно формировать у школьников навыки

построения устных и письменных текстов этого жанра, интегрируя такие

занятия в уроки русского языка, литературного чтения и окружающего мира.

Статья представляет собой серьезное исследование, основанное на анализе

педагогической литературы и наблюдений за речевой деятельностью

младших школьников. Среди сильных сторон работы можно выделить:

четкую структуру изложения, аргументированное обоснование

необходимости жанрового подхода, широкую эмпирическую базу,

включающую примеры высказываний младших школьников, подробное

описание методики обучения жанру экскурсионной речи, что может быть

полезным для практикующих педагогов.

Несмотря на высокое качество исследования, в статье можно отметить

некоторые моменты, требующие уточнения. В частности, хотелось бы

увидеть более детализированное описание критериев оценки успешности

формирования жанрового мышления у младших школьников. Также можно

было бы рассмотреть возможные трудности, с которыми сталкиваются дети

при освоении жанров, и предложить пути их преодоления.

Оценивая работу в целом, можно заключить, что статья Т.А. Налимовой

представляет собой значимый вклад в методику обучения младших

школьников речевым жанрам. Работа обладает теоретической и

практической ценностью, может быть полезна для педагогов и методистов,

занимающихся развитием речи школьников. Статья полностью отвечает

требованиям научных публикаций и может быть рекомендована к

публикации.

Байгильдина Карина Фанилевна, 45 группа, ЧПК №1.



Предварительный просмотр:

Анализ сайта МАОУ «ОЦ «Ньютон» г. Челябинска»

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г.

№ 1802 устанавливает подробные требования к содержанию и обновлению

официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет.

Документ направлен на обеспечение прозрачности и доступности

информации об образовательных учреждениях для всех заинтересованных

лиц.

1. Оформление сайта

Сайт МАОУ Образовательный центр «НЬЮТОН» г. Челябинска обладает

современным и привлекательным дизайном. Основные цвета — красный и

белый — создают приятную визуальную гармонию, способствующую

комфортному восприятию информации. Логотип учреждения размещен в

верхней части страницы, подчеркивая индивидуальность и узнаваемость

бренда. Фотографии высокого качества, используемые на сайте, отражают

атмосферу учебного процесса и жизни центра, делая ресурс более живым и

динамичным.

2. Удобство работы с сайтом и информацией

Навигация по сайту интуитивно понятна благодаря четко

структурированному меню, расположенному в верхней части страницы.

Основные разделы, такие как «О нас», «Программы», «Новости», «Контакты»,

позволяют быстро найти необходимую информацию. Шрифты оптимального

размера и контрастности обеспечивают легкость чтения. Для пользователей с

ограниченными возможностями здоровья предусмотрены функции

увеличения шрифта и изменения контрастности, что соответствует

требованиям доступности, установленным в Постановлении № 1802. Кроме

того, сайт корректно отображается на различных устройствах, что

обеспечивает удобство использования в любых условиях.

3. Информативность сайта

Сайт предоставляет обширную информацию об образовательной

организации:

-Общие сведения: история учреждения, миссия, цели и задачи, что позволяет

посетителям получить полное представление о деятельности центра.

-Образовательные программы: детальное описание доступных курсов и

программ обучения, включая учебные планы, расписание занятий и условия

поступления.

-Преподавательский состав: квалификации и достижения педагогов, что

способствует повышению доверия со стороны родителей и учащихся.

-Документы: устав, лицензии, свидетельства об аккредитации и другие

официальные документы, доступные для скачивания в формате PDF, что

соответствует требованиям Постановления № 1802 о размещении копий

документов в электронном виде.

-Новости и объявления: регулярно обновляемые сведения о мероприятиях,

успехах учащихся и важных событиях, позволяющие оставаться в курсе

последних событий центра.

Информация представлена в структурированном виде, что облегчает ее

восприятие и поиск.

4. Регулярность работы с сайтом

Раздел «Новости» обновляется регулярно, отражая актуальные события и

мероприятия, что свидетельствует о динамичной жизни образовательного

центра. Нормативные документы обновляются своевременно, что

подтверждает внимательное отношение администрации к поддержанию

актуальности информации. Такой подход соответствует требованиям

Постановления № 1802, предписывающего обновление информации не

позднее 10 рабочих дней со дня внесения изменений.

5. Соответствие нормативным документам

Сайт полностью соответствует требованиям Постановления № 1802:

-Обязательные сведения: размещены все необходимые данные об

образовательной организации, включая структуру, органы управления,

образовательные программы и условия их реализации.

-Доступность информации: обеспечен свободный доступ к информации для

всех категорий пользователей, включая лиц с ограниченными

возможностями здоровья, что соответствует требованиям доступности,

установленным в Постановлении.

-Структурированность данных: информация представлена в логически

выверенной структуре, что упрощает навигацию и поиск необходимых

сведений.

6. Востребованность информации для родителей

Для родителей предоставлена исчерпывающая информация:

-Программы обучения: подробное описание курсов, учебных планов и

методик преподавания, что помогает родителям выбрать оптимальный путь

обучения для своих детей.

-Расписание занятий: актуальные данные о времени и месте проведения

уроков, что позволяет эффективно планировать время.

-Условия приема: информация о правилах и сроках поступления, перечне

необходимых документов и этапах отбора.

-Контактные данные: способы связи с администрацией и преподавателями

для оперативного решения возникающих вопросов.

7. Востребованность информации для детей

Учащиеся могут найти на сайте:

-Расписание занятий: позволяет своевременно подготовиться к урокам и

планировать внеучебное время.

-Дополнительные кружки и секции: информация о внеурочной деятельности,

что способствует развитию интересов и талантов детей.

-Образовательные материалы: доступ к методическим пособиям,

презентациям и другим ресурсам для самостоятельного изучения и

подготовки к занятиям.

-Интерактивные элементы: онлайн-тесты, викторины и другие инструменты,

делающие процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Вывод: Сайт МАОУ «Образовательный центр НЬЮТОН» г. Челябинска

является образцом современного, информативного и удобного веб-ресурса,

полностью соответствующего нормативным требованиям. Он обеспечивает

прозрачность деятельности образовательной организации и предоставляет

необходимую информацию для всех участников образовательного процесса.

Личный опыт взаимодействия с сайтом подтверждают его высокое качество

и полезность.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Структура методической службы ОЦ «Ньютон» г.

Челябинска»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию

выступление по итогам обобщения педагогического опыта на тему

«Структура методической службы ОЦ «Ньютон» г. Челябинска».

1.История

История создания образовательного центра «Ньютон» в Челябинске

начинается с 2014 года, когда застройщик «Легион» (сейчас он называется

«Голос») приступил к работе над проектом жилого комплекса «Ньютон».

В 2017 году появился «Ньютон Безопасность» с Единым центром

мониторинга.

В 2017 году открылся первый в городе соседский центр «Ньютон Club».

Территория добрососедства, где жители общаются, учатся, работают,

отмечают праздники и отдыхают.

В 2018 году открылся «ОЦ №4», рассчитанный на 1 100 детей. Школа

оснащена самым современным оборудованием для проектной и научно-

исследовательской деятельности, а также помещениями для реализации

программы полного дня.

22 сентября 2017 года в едином государственном реестре юридических лиц

была зарегистрирована организация — муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение «Образовательный центр „Ньютон“ г.

Челябинска».

2. Структура методической службы в образовательном учреждении.

ОЦ «Ньютон» с каждым годом повышает уровень деятельности в различных

направлениях, в том числе и в рамках работы методической службы, которую

регулирует директор ОЦ «Ньютон» Малицкий Артем Евгеньевич, его

заместитель по научно-методической работе Константинова Татьяна

Геннадьевна, руководителем научно-методического совета на постоянной

основе являются директор ОЦ «Ньютон» его заместители по учебно-воспитательной работе Кесарева Елена Геннадьевна, Мурзабаева Асель

Алтынсаровна и воспитательной работе Постол Анастасия Алексеевна, и

руководители кафедр и методический объединений, кураторы направлений

работы.

В состав научно-методического совета могут включаться руководители

временных творческих групп, научные руководители инновационных и

исследовательских проектов.

Компонентами методической службы также являются методические

объединения учителей и методическое объединение классных

руководителей, их координируют руководители МО, которые подчиняются

заместителям директора по НМС.

В педагогический состав ОЦ входят учителя, которые также являются

неотъемлемой частью работы методической службы.

Структура методического совета ОЦ «Ньютон»

Основные элементы методического совета:

Научно-методический совет:

-руководит методической работой всего центра;

разрабатывает стратегию образовательного развития;

Внедряет новые методики обучения.

Малый педагогический совет:

-решает текущие вопросы методического характера;

-обсуждает образовательные инициативы.

Предметные кафедры и методические объединения (МО):

-объединяют учителей по предметным направлениям;

-руководители МО управляют работой учителей в своих направлениях.

Служба информатизации:

-внедряет цифровые технологии в учебный процесс;

-обеспечивает техническую поддержку преподавателей.

Творческие группы учителей:

-занимаются разработкой новых методик;

-участвуют в конкурсах и педагогических проектах.

Руководители методических объединений (МО):

Руководители МО управляют педагогическими коллективами в своих

дисциплинах. Они:

-организуют заседания методических объединений;

-контролируют качество преподавания;

-помогают коллегам в освоении новых методик;

-разрабатывают учебные планы и программы.

Руководит:

Директор образовательного центра → контролирует всю методическую

работу через заместителей директора.

Заместители директора → курируют методический совет, предметные

кафедры и МО.

Руководители МО и кафедр → управляют методической деятельностью

внутри своих дисциплин.

Учительский актив → принимает участие в реализации методических

инициатив.

Методический совет играет ключевую роль в развитии учебного процесса,

обеспечивая высокое качество образования и профессиональный рост

учителей.

3. Основные направления деятельности методической службы.

1. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса;

2. Обеспечение методической поддержки педагогов;

3. Внедрение инновационных образовательных технологий;

4. Организация мероприятий по повышению квалификации и

профессиональному развитию педагогического состава;

4. Формы методической работы в образовательном учреждении.

На сайте представлены различные формы методической работы,

реализуемые в центре:

1. Семинары и практикумы: проводятся для обмена опытом и обсуждения

актуальных педагогических вопросов.

2. Открытые уроки и мастер-классы: позволяют демонстрировать и

анализировать современные методики преподавания.

3. Участие в конкурсах профессионального мастерства: стимулирует

педагогов к профессиональному росту и внедрению инноваций.

5. Условия эффективности организации методической работы учителя

Для повышения эффективности методической работы администрация центра

предпринимает следующие шаги:

1. Стимулирование педагогов: предусмотрены положения о премировании и

других формах поощрения за активное участие в методической деятельности.

2. Повышение квалификации: организуются курсы и тренинги для

постоянного профессионального развития учителей.

3. Информационная поддержка: предоставляется доступ к современным

образовательным ресурсам и методическим материалам.

6. Выводы

Образовательный центр «Ньютон» демонстрирует стремление к развитию и

совершенствованию методической работы. Однако для более полного

понимания и оценки эффективности методической службы рекомендуется

предоставить на сайте:

-Подробную историю учреждения с ключевыми этапами развития.

-Детальные описания направлений и форм методической работы.

Это позволит не только повысить прозрачность деятельности учреждения, но

и станет полезным ресурсом для педагогов, родителей и всех

заинтересованных сторон.

Благодарю за внимание.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей
  2. Средний педагогический стаж
  3. Стаж работы в данном учреждении
  4. Примерная методическая тематика учителя
  5. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия
  6. Формы повышения профессионального мастерства
  7. Используемые педагогические технологии
  8. Образовательные программы
  9. Занятость во внеурочной деятельности учителей
  10. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям
  11. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности

Мною было проведено тестирование среди учителей начальных классов с целью анализа их профессиональной деятельности, методических предпочтений, участия в образовательных мероприятиях, а также выявления трудностей в работе. В исследовании приняли участие четыре педагога, данные которых представлены ниже.

Образование учителей:

Из четырех опрошенных учителей трое имеют высшее образование, один — среднее специальное.

Средний педагогический стаж:

Средний педагогический стаж составляет 28 лет, что свидетельствует о высокой квалификации педагогического коллектива и значительном опыте работы с младшими школьниками.

Стаж работы в данном учреждении:

В среднем учителя работают в данном образовательном учреждении 26 лет, что подтверждает их приверженность школе и стабильность кадрового состава.

Примерная методическая тематика учителей:

Методические интересы педагогов сосредоточены на следующих аспектах:

-развитие орфографической зоркости;

-технология инклюзивного образования младших школьников;

-развитие функциональной грамотности в начальной школе;

-использование дидактических игр на уроках русского языка.

Темы исследований соответствуют современным образовательным вызовам, ориентированы на повышение качества обучения и развитие ключевых компетенций младших школьников.

Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия:

Учителя активно участвуют в педагогических советах, семинарах (в том числе городского уровня), конференциях и вебинарах. Некоторые педагоги посещают открытые уроки и курсы повышения квалификации.

Формы повышения профессионального мастерства:

Все опрошенные учителя проходят курсы повышения квалификации. Дополнительно используются онлайн-семинары, открытые уроки и другие образовательные форматы.

Используемые педагогические технологии:

Педагоги применяют различные методики обучения:

-развивающее обучение (используют все учителя);

-системно-деятельностный подход;

-здоровьесберегающие технологии;

-проблемное обучение;

-проектная деятельность.

Данные технологии направлены на развитие познавательной активности учащихся и повышение эффективности учебного процесса.

Образовательные программы:

Все учителя работают по программе «Школа России», которая ориентирована на достижение высоких образовательных результатов у младших школьников.

Занятость во внеурочной деятельности учителей

Все педагоги участвуют во внеурочной деятельности, реализуя программы «Разговоры о важном» и «Орлята России».

Качество обученности учеников:

Средний уровень обученности составляет 78%, что свидетельствует о достаточно высокой успеваемости учащихся.

Трудности, возникающие в профессиональной деятельности:

Учителя сталкиваются со следующими проблемами:

-недостаточное взаимодействие с родителями;

-невыполнение домашнего задания некоторыми учениками;

-низкий уровень читательской активности у детей;

-сложности в использовании электронных образовательных ресурсов.