Оценивание математической грамотности
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья раскрывает некоторые аспекты оценивания математической грамотности у младших школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.64 КБ | |
| 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Основные подходы к оценке математической грамотности
обучающихся начальной школы
Математическая грамотность — компетенция, необходимая каждому человеку в повседневной жизни: при покупке продуктов, приготовлении еды, оплате счетов. К математической грамотности относят навыки вычисления, знание и понимание фундаментальных понятий, пространственное мышление, умение решать задачи в повседневном контексте, способность разработать сложные алгоритмы решения и проанализировать данные на графике. Однако, в настоящее время отсутствует единый подход к оцениванию у учащихся математической грамотности, которую можно было бы определить через данный набор знаний и умений.
Сложность оценивания заключается в том, что критерий сформированности МГ указывает не только на то, какими знаниями владеет учащийся, но и на то, как и в каких ситуациях он может их использовать. Кроме этого, сложность определения уровня сформированности тесно связаны с читательской грамотностью. Математические способности ученика, измеряемые с помощью текстовых задач и графиков, в значительной степени зависят от его навыков чтения. Поэтому комплексный характер МГ и его связь с другими интеллектуальными навыками усложняют задачу измерения математической грамотности.
Но как же оценить МГ у школьников, тем более у обучающихся начальной школы, особенно в 1 классе, где навык чтения еще не сформирован?
Какими знаниями и умениями должен обладать школьник, чтобы можно было оценить его уровень сформированности МГ?
Во – первых, ученик должен понимать десятичную систему счисления.
2. Школьник должен уметь складывать, вычитать, умножать и делить числа.
3. Оперировать геометрическими понятиями: знать основные геометрические фигуры и понимать их свойства.
4. Знать таблицу умножения и деления наизусть, быстро умножать и делить числа.
5. Уметь обрабатывать информацию: читать графики и таблицы. Проводить простейшие статистические расчеты, работать с алгоритмами.
Для определения у старших школьников математической грамотности существуют 6 уровней.
1 уровень – самый низкий. Школьник, обладающий 1 уровнем математической грамотности, может отвечать на вопросы в знакомых контекстах со всей необходимой информацией и ясно сформулированными вопросами.
2 уровень. Школьник, обладающий 2 уровнем математической грамотности, способен интерпретировать и распознавать в контекстах ситуации с прямым выводом; извлекать нужную информацию из единственного источника и использовать ее.
3 уровень. Школьник, обладающий 3 уровнем математической грамотности, способен выполнять четко описанные процедуры с принятием решения на каждом шаге; выбирать и применять простые методы решения на основе здравой интерпретации.
4 уровень. Школьник, обладающий 4туровнем математической грамотности, способен эффективно работать с четко определенными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций с определенными ограничениями.
5 уровень. Школьник, обладающий 5 уровнем математической грамотности, способен создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать допущения, выбирать, сравнивать и оценивать стратегии решения комплексных проблем.
6 уровень – самый высокий. Школьник такого уровня математической грамотности способен осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций.
Какие уровни МГ можно выделить в начальной школе?
ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ УРОВНЯ:
#1042;оспроизведение. Привычные формы представления информации. Прямое применение фактов, методов и приемов.
2. Связи. Обладая данным уровнем МГ школьник применяет различные методы к решению задач, близких к известным.
#1056;азмышления. Сложные проблемы, применение творческого подхода, разработка нового способа решения задачи.
Задания на оценку математической грамотности отличаются комплексным подходом: в рамках мониторинга проверяется готовность использовать мыслительные процессы, владение математическим инструментарием в рамках возможностей конкретной возрастной группы и способность решать учебные и практические математические задачи, которые основаны на событиях из повседневной жизни.
Какие виды задач следует включать в оценивающие материалы?
1) задача, сформулированная вне предметной области и решаемая с помощью математических знаний;
2) контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим
в повседневной жизни;
3) задания для решения которых требуются перевод с обыденного языка на математический язык
Для формирования и оценки МГ я использую учебное пособие «Математическая грамотность». Математика. Развитие. Диагностика. Оксаны Анатольевны Рыдзе. Это пособие состоит из трех частей :
- – учебное пособие для 1 – 2 класс,
- – для 3 класс
- - для 4 класс.
В эти пособия включены задания, которые формируют у детей способности выполнять задания на применение математики в непривычных для урока практических ситуациях, а также тренируют в выполнении групп заданий с общим реальным сюжетом и неочевидными подходами к решению.
В данном пособии даны стартовая и итоговая работа по классам, которые оценивают уровень сформированности МГ с 1 п 4 класс.
Каждая диагностическая работа отражает реальный жизненный сюжет. Все задания характеризуются способностью младшего школьника обнаруживать и понимать математическую суть житейской ситуации, пользоваться средствами предмета – числами и арифметическими действиями, величинами и измерениями, расчетами и алгоритмами для решения разнообразных проблем.
Далее рассказ по слайдам о своей работе.
Целью мониторинга уровня сформированности МГ является убеждение в том, что школьники имеют четкий набор знаний, который поможет ему продолжить свое образование в будущем или в том, что нужна дополнительная работа по формированию МГ. Для этого необходимо проводить тренировочные упражнения, которые будут формировать необходимые навыки. При этом очень важно, чтобы учитель в учебной деятельности предлагал разнообразные задания, обращая внимание на методы решения и объясняя математические принципы. Главной особенностью в этой работе является не количество правильно решенных задач, а понимание математических терминов и способов решения, а также важно понимать, что МГ требует постоянной практики и тренировки.
В заключении своего вступления хочу описать портрет школьника, у которго уровень сформированности МГ достиг высокого уровня - уровня РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира и сформулировать ее на языке математики. Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным. Это один из навыков XXI века.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» Иоганн Генрих Песталоцци Что такое математическая грамотность? МГ - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
П редметные знания МГ младшего школьника 1. Понимание десятичной системы счисления. 2. Умение складывать, вычитать, умножать и делить числа. 3. Умение оперировать геометрическими понятиями: знать основные геометрические фигуры и понимать их свойства. 4. Знание таблицы умножения и деления. 5.Умение обрабатывать информацию : читать графики и таблицы. 6. Умение проводить простейшие статистические расчеты , работать с алгоритмами.
Уровни сформированности МГ у младшего школьника Воспроизведение Привычные формы представления информации. Прямое применение фактов, методов и приемов. Связи Применение различных методов к решению задач, близких к известным. Размышления Сложные проблемы, применение творческого подхода, разработка нового способа решения задачи.
Ключевые особенности заданий для диагностики уровня сформированности МГ Задача , поставленная вне предметной области и решаемая с помощью математических знаний. 2. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. 3. Задания для решения которых требуются перевод с обыденного языка на математический язык.
Учебное пособие по формированию и диагностике МГ Математическая грамотность. Развитие. Диагностика. 1 – 2 классы Математическая грамотность. Развитие. Диагностика. 3 класс Математическая грамотность. Развитие. Диагностика. 4 класс
Оценивание уровня сформированности МГ в 1 классе Стартовая диагностика (сентябрь) Задания читает учитель
Критерии оценивания 0 баллов - задание не выполнено 1 балл – выполнено частично 2 балла - выполнено верно Уровни сформированности МГ 1 – 6 баллов - уровень воспроизведения 7 – 24 баллов - уровень связи 25 – 26 баллов – уровень размышления
Математическая грамотность. Развитие. Диагностика. 1 классы
Итоговая диагностика (май) З адания читает учитель
Критерии оценивания 0 баллов - задание не выполнено 1 балл – выполнено частично 2 балла - выполнено верно Уровни сформированности МГ 1 – 6 баллов - уровень воспроизведения 7 – 20 баллов - уровень связи 21 – 22 баллов – уровень размышления
Уровень сформированности МГ в 1 класс Стартовая диагностика Итоговая диагностика
Стартовая диагностика во 2 классе
Критерии оценивания 0 баллов - задание не выполнено 1 балл – выполнено частично 2 балла - выполнено верно Уровни сформированности МГ 1 – 6 баллов - уровень воспроизведения 7 – 24 баллов - уровень связи 25 – 26 баллов – уровень размышления
Итоги стартовой диагностики 2 класс
Математическая грамотность. Развитие. Диагностика. 2 класс
Математическая грамотность. Развитие . Диагностика. 3 класс
Математическая грамотность. Развитие . Диагностика. 4 класс
Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала увидит математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, а затем формулирует ее на языке математики. Это преобразование требует математических рассуждений является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным. Это один из главных навыков XXI века. Портрет школьника с высоким уровнем сформированности МГ (уровень размышления)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность".
Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность"....
Статья "Математическая грамотность - как одна из составляющих функциональной грамотности"
Одна из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся: способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обос...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...