Доклад «Мотивационные методы повышения эффективности обучения у младших школьников ».
материал

Шалимова Елена Борисовна

«Мотивационные методы повышения   эффективности обучения у младших школьников ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мотивационные методы повышения   эффективности обучения у младших школьников ».

1.Многие считают, что проблема мотивации к учебе у первоклассников не стоит. Природная любознательность, новизна обстановки, первые школьные успехи – все это само по себе должно стимулировать новичков заниматься с  усердием . Но это не всегда так и именно поэтому мамы и папы оказываются в полной растерянности, столкнувшись с равнодушием семилеток к учебе. И главную роль берёт на себя учитель.

2.Мотивация – залог успеха в любом деле.  Интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний, которым мы успели «наполнить» ребёнка перед школой. Если ребёнок познавательно активен, он быстро выйдет на нужный учебный уровень. Если мотивация слаба, ему будет намного сложнее.

Интерес к умственной деятельности возникает у школьника лишь в том случае, если она доставляет ему удовольствие. Первоначальные сложности в учёбе преодолеваются гораздо легче, если ребёнок хочет учиться, позитивно относится к школе и стремится к ней.

3.Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.
Впечатления, которые переживают школьники, побуждают к познавательной деятельности – усиливают или, наоборот, ослабляют положительное отношение к учению. Изучая понятие деятельности , можно объяснить, почему дети с хорошими умственными способностями показывают низкий результат в усвоении знаний. И наоборот: почему ученики со средними способностями радуют педагогов своими успехами.

4.Особенности мотивации младших школьников

Учитывая это трудно переоценить значимость  первого этапа обучения. Ведь именно в этот период значительно расширяются возможности педагогов в корректировке поведения младших школьников, характерной чертой которых является безусловное желание выполнять все требования и задачи учителя. Иначе говоря,  первоклассники стремятся быть такими, какими их хочет видеть педагог. Эта важная возрастная особенность – благоприятная почва для педагогического воздействия.
5. Показательным для мотивации учения является тот факт, что она формируются чуть раньше, чем ребенок переступит порог школы. Это происходит в повседневной жизни, в дошкольный период, тогда как осознание самого процесса обучения, его содержания и направленности формируется позже. 

Тревожат дети, у которых мотивационная сфера за небольшой период времени претерпевает существенные изменения. Имеется в виду негативное отношение к учебе. Оно проявляется у них при посещении школы.

6.Этот процесс сложен и имеет немало трудностей. Здесь необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития психики, индивидуальные черты каждого ученика, психологический климат класса, а также семейные условия. Но самым важным компонентом обучения  является интерес к усвоению знаний. Итак, первоочередная задача – не допустить, чтобы исчезло положительное отношение к школе.

  1. Существует достаточное количество приемов, пользуясь которыми учитель не только сохраняет естественное желание детей учиться, но и выводит их из сферы эмоциональных впечатлений  из того состояния, когда ребенок не просто не хочет учиться, а не может учиться.

Разнообразные игровые моменты занятий, проблемные ситуации, необычная форма задач, игровое оформление вопросов, интересные упражнения усиливают познавательную активность младших школьников. Кроме того, педагогу надо систематически учить детей правильным приемам работы, которые помогут им успешно справляться со всеми задачами.

  1. Таким образом, для формирования положительного отношения ученика к учебной работе педагогу необходимо приложить немало усилий, чтобы его все привлекало в школе, стало лично значимым для него.  Только несколько позже, когда социальные мотивы учения укрепляется, школьник овладеет необходимыми интеллектуальными умениями и навыками, можно приступать к формированию его познавательных интересов и самостоятельности.
  2. Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен обеспечивать  только учитель. В этом процессе многое, действительно, зависит и от учителей, и от родителей.

Поэтому очень большую работу проводится с родителями в том, что они главные помощники в успешности первоклассника. Главное, настроить их  на то, что им, родителям, предстоит быть рядом, пока у первоклассника не сформируются самостоятельные навыки обучения. Верная последовательность действий, определение времени для занятий и перерывов, радость от любого, даже мельчайшего достижения – всё это должно стать частью «первоклассной» жизни.

Они  уже делает по ней свои первые шаги. Главное  – ничего не испортить! И вместе с ребёнком получить удовольствие от творчества, успехов и поощрений, которые есть у каждого учителя начальных классов. Очень важно,  чтобы родители с первых месяцев понимали общую цель взаимодействия, установления общих правил, целей, творческих замыслов в классе. 

  1. Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес первоклассников к учебной деятельности?

При поддержке родителей дети мл. школьного возраста обязательно перейдут на новый уровень – ученический.

– Чтение весёлых книг о школе с первоклассником.

 – Собственный пример. 

– Поддержка «огонька любознательности». 

– Общий интерес или хобби. 

– «Достойное» окружение.

 – Оптимальные нагрузки. 

 – Самостоятельности – да. 

– Отмена сравнений.  

 – Поддержка интереса к знаниям. 

  1. Мотивация – Сотрудничество. Проучившись 5-6 месяцев дети проходят огромный опыт установок на сотрудничество и представление своего собственного результата. Помощью и участием родителей гордимся. И  в этом самая большую ценность общения в семье, которого сейчас очень не хватает. Родители рядом с ребёнком. Они показывают результат взаимодействия и дают уверенность ребёнку, что всё по силам. 
  2. В современной начальной школе постоянно актуальной является задача повышения эффективности обучения, что обусловливает необходимость поиска таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. 

Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у первоклассников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

  1. Мотивация к обучению  – не постоянная величина, она изменяется  в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. Но нет ни одного ребёнка, которого не удалось бы «заинтересовать» школьной жизнью в первом классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...

Педагогический проект «Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику:  и сильному, и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации диф...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Методы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье приведены компоненты коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Приказ об участие в городском семинаре "Мотивационноые методы повышения эффективности обучения в начальной школе"

Выступила на тему "Организация проектноисследовательской деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников"...

Приказ об организации и проведении городского семинара «Мотивационные методы повышения эффективности обучения в начальной школе»

Об организации и проведении семинара «Мотивационные методы повышения эффективности обучения в начальной школе»...

Теоретический семинар "Нетрадиционные методы и приемы обучения грамоте младших школьников с ТНР "

Семинар связан с нетрадиционными методами обучения грамоте. Задача семинара показать, как традиционные методы обогащаются нетрадиционными приемами и методиками работы, современными и с другой стороны,...