Доклад по теме: Ключевые отличия федеральной адаптированной образовательной программы (ФАОП НОО) для обучающихся с ЗПР по предмету «Окружающий мир» от федеральной образовательной программы (ФОП НОО)
методическая разработка

Боровик Мария Анатольевна

В связи с введением новых федеральных образовательных программ для обучающихся с нарушениями развития перед педагогом неизбежно возникают вопросы о том, насколько необходимо изменить подход к обучению категории учеников с ОВЗ и что следует учесть при построении образовательной тректории в содержательном аспекте преподавания предметов. Материал содержит описание ключевых отличий ФАОП НОО и ФОП НОО по предмету "Окружающий мир". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме: Ключевые отличия федеральной адаптированной образовательной программы (ФАОП НОО) для обучающихся с ЗПР по предмету «Окружающий мир» от федеральной образовательной программы (ФОП НОО).

Подготовила:

Боровик Мария Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ с УИОП № 16

 г. Комсомольск – на - Амуре

Вашему вниманию, уважаемые коллеги,  представляю  краткий сравнительный анализ ФОП и ФАОП по предмету «Окружающий мир».

ФОП

ФАОП

Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.

ФАОП  по предмету "Окружающий мир" на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

О целях изучения предмета:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно - этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
  • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
  • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
  • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения.

Согласно пояснительной записки проекта ФАОП НОО для учащихся с ЗПР 7.2. изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • формировании начальных ( а не целостных, как в ФОП) знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир,
  • начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
  • на освоение элементарных естественнонаучных,обществоведческих нравственно-этических понятий

Пояснительная записка ФАОП отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. 

Содержание предмета «Окружающий мир» в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования (ФОП НОО) более детализировано и объемно по сравнению с федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФАОП). В ФАОП подчеркивается необходимость расширения знаний об окружающем мире для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уровне, доступном для их понимания. Основная идея разработки содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру заключается в том, чтобы раскрыть роль человека в природе и обществе, ознакомить с правилами поведения в окружающей среде и сформировать общечеловеческие ценности взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Ключевым элементом всех упомянутых систем является содержание, усвоение которого обеспечивает формирование у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) основ здорового и безопасного образа жизни. Это происходит на основе развивающейся способности предвидеть последствия своих действий и оценивать возникающие ситуации.

О формировании универсальных учебных действий: базовые логические и исследовательские действия, как часть познавательных универсальных учебных действий, формируются с помощью учителя в учебных и игровых ситуациях, с опорой на образец и предложенный план, схемы, а также – с использованием дидактических наглядных материалов.

В 1, 1 дополнительном и 2 классах предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных учебных действий, так как их становление на уровне начального общего образования только начинается.

В ФАОП делается акцент на коррекционно-развивающий потенциал предмета: педагогу необходимо стремиться к развитию у обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) способности применять сформированные представления о мире для решения различных предметно - практических и коммуникативных задач, а также к стимулированию  активности, любознательности и проявлению  разумной инициативы ребёнка к взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Жизнь насекомых весной» Предмет «Окружающий мир» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова

Цель: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, способствовать развитию речи, описывать насекомыхЗадачи урока:  Образовательные: познакомить учащихся с изменениями в жизни нас...

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1)

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе примерной АООП НОО....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...

Федеральная адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету "Ручной труд"

Эта программа будет полезна педагогам школ-интернатов, работающим с детьми младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 24.11.2022

Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  предназначена для сопровождения деятельности образовател...