Статья "Особенности работы с детьми с ОВЗ: выявление, поддержка и создание условий для развития. Сочетание индивидуального и инклюзивного обучения."
статья

Кулакова Наталья Алексеевна

В данной статье анализируются особенности работы с детьми ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rpo_osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с ОВЗ:

выявление, поддержка и создание условий для развития.

Сочетание индивидуального и инклюзивного обучения.

Директор, учитель высшей

 квалификационной категории

МКОУ «НОШ «Радуга»

2025 год

    Выступление хочу начать с определения понятий, которые ложатся в основу организации работы с детьми с ОВЗ. Эти понятия рассматриваем не в толковом словаре, а в законе об образовании в РФ. В ст.2 ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» можно прочитать:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Статья 79 закона содержит основные постулаты организации получения образования обучающимися с ОВЗ. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в настоящем Федеральном законе понимаются:

1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья.

    В нашей школе на сегодняшний день 7 детей с ОВЗ. Это дети с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, для обучения которых используются адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР вариант 7.2, АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 1 и 2, АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.1.

      2) Следующее специальное условие, которое прописано  в законе, это  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Такие занятия у нас с этого учебного года планирует и проводит штатный педагог-психолог.

3) Одним из важных условий организации обучения детей с ОВЗ является обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования. Что касается учебников и учебных пособий, то в школе имеются те из них , которые соответствуют ФГОС НОО ОВЗ и рекомендованы федеральным перечнем учебников и учебных пособий, утвержденным Приказом Министерства Просвещения РФ от 05.11.2024 № 769. Для реализации вышеуказанных АООП не требуется специальных технических средств. Но в 2015 году, когда школу включили в программу «Доступная среда» были приобретены учебное место для инвалида-колясочника, мобильный подъёмник-ступенькоход, для детей с проблемами опорно-двигательной системы, электронный ручной видеоувеличитель для слабовидящих детей.

4) Ещё одним специальным условием считается обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника, тьютера), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. В нашей практике было требование родителей предоставить ребёнку тьютера. Такое условие мы выполнили, включив в штатное расписание данную должность. Но по своему не знанию некоторых моментов в организации обучения детей с ОВЗ совершили ошибку, которую исправили благодаря онлайн-совещанию, организованному комитетом по образованию,  с руководителем Центральной ( областной) ПМПК Сорокиной Еленой Павловной. Общение с которой  всё расставило на свои места и стало понятно, что тьютер и тьютерское сопровождение это разные понятия. Если в протоколе ПМПК прописано тьютеское сотпровождение, то это всего лишь педагогическая деятельность, направленная на индивидуальную работу с учеником. Тьютер – специалист для  ребёнка, который не может получать образование без индивидуального сопровождения в образовательном учрежднии.

5) В ФЗ «Об образовании в РФ» отмечается и обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть входные группы (ворота, калитки, двери) должны быть приспособлены для детей с проблемами в здоровье, это дети с нарушениями опорно-двигателного аппарата, зрения, слуха.

       Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Для детей с ОВЗ  в нашей школе организовано инклюзивное образование: учебные предметы, требующие больших усилий, отличающиеся от предметов ООП НОО, изучаются детьми индивидуально, предметы, направленные на развитие творческих или физических способностей осваиваются вместе с учащимися класса, в который ребёнок зачислен. Многие дети  с ОВЗ, конечно зависит от сложности, тяжести заболевания,   посещают вместе со своими одноклассниками внеурочные занятия, внеклассные мероприятия, группу продлённого дня.

   Оформление отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) детей с ОВЗ осуществляется следующим образом: на общих основаниях родители подают заявление в школу, где указывают, какая программа требуется его ребёнку (общеобразовательная или адаптированная). Если адаптированная , то предъявляется протокол ПМПК и пишется отдельно заявление на организацию индивидуального обучения. После этого издаётся приказ, в котором прописывается индивидуальный учебный план, часовая нагрузка учителей, которые будут работать с данным ребёнком, заключается с родителями (законными представителями) договор на обучение по адаптированной программе, составляется расписание уроков, с которым родитель ознакамливается под роспись.

         Таким образом, поэтапное сближение систем общего и специального (коррекционного) образования, создание законодательной базы, правильное, должное финансирование позволяет интегрировать, развивать  инклюзивное образования в нашем государстве.  

В настоящий момент уже сложилась система организации деятельности ОУ, в которой могут обучаться дети с различными стартовыми возможностями. В соответствии с нормативными регламентами детям с ОВЗ, детям-инвалидам в ОО создаются условия для обучения в соответствии с уровнем психофизического развития, при постоянном мониторинге уровня достижений в освоении образовательной программы, а также проведении процедур промежуточной и итоговой аттестации.

  Нельзя сказать, что всё отлично, на высшем уровне, конечно ещё много трудностей, проблем, вопросов у родителей, у школ в  обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Но успешность  опыта работы многих школ в нашей стране, и нашей в том числе, не постесняюсь это сказать, дает надежду на то, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, а все окружающие его люди (учащиеся школы, однокласснники, педагоги, просто сотрудники школы) будут ему в этом помогать.

    Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский в течение 20 лет занимался проблемой изучения индивидуальных особенностей детей малоспособных и медленномыслящих, воспитанием умственно отсталых детей. Это была середина 20 века. Его опыт, работа его школы в этом направлении могут быть и сегодня примером для нас. Не могу не согласиться со словами Сухомлинского:

   «Я убежден, что учить и воспитывать таких ребят надо в обычной школе: полноценная интеллектуально насыщенная и постоянно обогащающая среда— одно из важнейших условий их спасения».

   «Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»

Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий  развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". ...

Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.

оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...

Создание условий для развития индивидуальных способностей младших школьников как ключевой принцип преемственности образования

Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, кото...

Создание условий для развития индивидуальных способностей и интересов неслышащих младших школьников через участие в предметных олимпиадах и конкурсах

В основу организации образовательного и инновационного процессов положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенци...

Доклад по теме самообразования: «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития в начальной школе»

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях.

В этом материале доступна информация для учителя,учителя - логопеда ,как мотивировать школьника для успешной логопедической деятельности....

"Особенности развития с одаренными детьми в начальной школе: выявление, поддержка и создание условий для их развития"

laquo;Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду»....