Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
методическая разработка

Морозова Ирина Васильевна

Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (в межаттестационный период)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Искусственный интеллект в начальной школе: конкретные инструменты и кейсы для учителя»

Уважаемые коллеги!

Мы все слышали про ИИ, но как он может помочь именно нам, учителям начальных классов, здесь и сейчас? Сегодня я покажу не абстрактные идеи, а конкретные инструменты и приёмы, которые можно применять уже завтра.

1. Персонализация обучения: не на словах, а на деле.

Представьте ситуацию на уроке математики в 3 классе. Тема: «Решение уравнений». Обычный сценарий: даём 5 уравнений на доске. Кто-то справляется за 2 минуты и сидит без дела, а кто-то только на втором примере запутался.

Сценарий с ИИ: каждый ученик заходит на адаптивную платформу, например, Учи.ру или ЯндексУчебник. Система даёт ему первое уравнение. Пример: Вася решил его быстро и правильно. ИИ тут же предлагает ему усложнённое задание: (x * 4) + 10 = 46.

Петя допустил ошибку, неправильно перенеся слагаемое. ИИ не просто говорит «неправильно», а показывает короткий анимированный ролик, объясняющий правило переноса, и даёт похожее, но более простое уравнение: x + 5 = 12.

Таким образом, в течение 15 минут урока каждый ребёнок решает свою собственную подборку заданий, чтобы закрыть именно свои пробелы. Учитель в это время может подойти к Пете и помочь индивидуально, пока Вася не скучает.

2. Разгрузка учителя: берём рутину на аутсорс ИИ.

Вот реальные команды, которые я ввожу в бесплатный чат-бот (например, ChatGPT или YandexGPT), чтобы сэкономить час вечернего времени:

  • Создание карточек для групповой работы по русскому языку (2 класс, тема «Безударные гласные»). Мой запрос: «Придумай 8 карточек для работы в парах. На каждой карточке должно быть 4 слова с пропущенной безударной гласной в корне. И отдельно — 4 карточки с проверочными словами. Слова должны быть из лексикона 2 класса». Результат за 10 секунд: готовый материал для распечатки. Я потратила время не на придумывание, а на выборку лучшего варианта.
  • Составление разноуровневых заданий по литературному чтению (1 класс). Мой запрос: «По сказке "Репка" составь три типа вопросов: 1) простые на фактическое понимание (для слабых учеников), 2) вопросы на объяснение ("Почему?") для средних, 3) творческий вопрос ("Что бы ты сделал на месте...?") для сильных». Результат за 10 секунд: дифференциация готова. Я могу сразу раздать карточки разным группам.
  • Подготовка к родительскому собранию. Мой запрос: «Напиши краткий проект решения родительского собрания в 1 классе на тему "Развитие навыков самостоятельности у ребёнка". Внеси пункты про организацию рабочего места, выполнение домашних заданий без напоминаний и распределение обязанностей по дому. Добавь список литературы для родителей из 3-х пунктов». Результат: каркас документа готов, остаётся только адаптировать его под свой класс.

3. Развитие мягких навыков: используем ИИ как "оппонента" для мозга.

Кейс на уроке окружающего мира (тема "Экология"):

    Задание: «Мы хотим убедить жителей города не мусорить в лесу. Давайте вместе с нейросетью создадим листовку».

  Действия: дети предлагают аргументы ("Это вредит животным!", "Лес станет некрасивым!"). Я ввожу их идеи в нейросеть с запросом: «Сформулируй кратко и убедительно эти тезисы для листовки». ИИ выдает 3-4 варианта текста. Мы всем классом обсуждаем, какой вариант самый удачный и почему. Как итог дети не просто пассивно слушают, а учатся критически оценивать информацию, сотрудничать и аргументировать свою точку зрения.

Кейс на уроке ИЗО или технологии.

Задание: «Придумаем сказочного героя».

 Действия: дети описывают героя: "У него три глаза, он фиолетовый, умеет летать и разговаривать с растениями". Я ввожу это описание в нейросеть для генерации изображений (например, Kandinsky 3.0). Через 20 секунд мы видим на экране созданный образ. Это мощный стимул для развития фантазии и связной речи.

Важно! О рисках конкретно.

Мы не просто говорим детям "не верьте ИИ". Мы действуем так:

Упражнение "Найди ошибку ИИ". Даю детям текст, сгенерированный нейросетью, с фактической ошибкой. Например, про медведей: "Медведи впадают в спячку в июне". Задача детей — найти и исправить ошибку. Это лучший урок критического мышления.

Используем только разрешённые ресурсы. Официальные платформы «Сферум», «МЭШ», «Российская электронная школа» гарантируют безопасность данных наших учеников. Мы не вводим имена и фамилии детей в случайные зарубежные чат-боты.

План действий на ближайшую неделю — конкретно и по шагам.

1.  Шаг 1 (5 минут). Зарегистрируйтесь в YandexGPT или аналогичном бесплатном сервисе.

2.  Шаг 2 (10 минут). Попробуйте дать ему простую задачу. Например: напиши 5 загадок про геометрические фигуры для 1 класса.

3. Шаг 3 (на уроке). Выберите один из сгенерированных вариантов и используйте его на уроке в качестве разминки. Посмотрите на реакцию детей.

4.  Шаг 4 (рефлексия). Спросите себя: сэкономило ли это мне время? Было ли детям интересно?

 ИИ — это как калькулятор. Мы же не запрещаем детям считать в уме, но учим их пользоваться калькулятором для сложных вычислений. Так и здесь: мы учим детей думать, творить и общаться, а ИИ становится нашим помощником для рутины, персонализации и вдохновения.

Давайте начнём с малого, и вы увидите, насколько это облегчит наш труд и сделает уроки интереснее!



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ

методического объединения учителей начальных классов

                             на 2022-2023 учебный год

                                                                                                                                                 

 

Цель работы МО: создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
  2. Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися с учетом возрастных, психологических особенностей.  
  3. Создание оптимальных условий для формирования и развития полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.  
  4. Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.  
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС НОО 3-го поколения.  
  6. Совершенствование работы учителей, направленной на формирование у учащихся ключевых компетентностей.  
  7. Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, для развития мотивации к профессиональному и творческому росту.

 

Направления методической работы:

  • заседания МО;  
  • аттестация учителей;  
  • повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка  
  • участие в семинарах, конференциях, мастер-классах);  
  • участие учителей в конкурсах педагогического мастерства;  
  • обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях;

 

Формы методической работы:

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • семинары, мастер-классы, презентация  опыта;  
  • индивидуальные консультации с учителями-предметниками;  
  • целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.  

Ожидаемые результаты работы:

  • рост качества знаний обучающихся;  
  • развитие метапредметных компетенций учащихся;  
  • создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся

ключевых компетентностей, УУД.  

Деятельность работы МО учителей начальных классов на

2023- 2024 учебный год:

      1. Аналитическая деятельность: 

  • Анализ методической деятельности за 2022 - 2023 учебный год и планирование на 2024 - 2025 учебный год.
  • Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
  • Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.  

      2. Информационная деятельность:  

  • Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.  
  • Знакомство с педагогическими технологиями и методиками в сфере дистанционного обучения в соответствии с примерными программами ФГОС третьего поколения на уровне начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.  
  1. Организационная и учебно-воспитательная деятельность: 
  • Заседания методического совета. 
  • Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования. Отбор содержания и составление учебных программ. 
  • Утверждение индивидуальных программ по предметам. 
  • Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов. 
  • Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена  опытом. 
  • Организация и проведение предметных недель в школе. 
  • Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов.
  • Выступления учителей начальных классов на МО, семинарах, педагогических советах.  
  • Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров. 
  • Развитие системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности. 
  • Оказание социально – педагогической поддержки детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся. 
  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, воспитание потребности в здоровом образе жизни. 

          4.Методическая деятельность:  

  • Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам третьего поколения в начальной школе. 
  • Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес. 
  • Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя.  Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы 
  • Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности. 
  • Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах; 
  • Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе; 
  • Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов. 
  • Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
  • Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ:

5.Консультативная деятельность:  

  • Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования по примерным программам ФГОС третьего поколения на уровне начального общего образования.  
  • Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.  

Межсекционная работа:  

  1. Открытые уроки.  
  2. Внеклассная работа (проведение экскурсий, школьных олимпиад и т.д.).  
  3. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, привлечение к сотрудничеству).  
  4. Работа кабинетов (пополнение учебно-методической базы).  
  5. Взаимопосещение уроков (в течение года с последующим обсуждением, рекомендациями).  
  6. Самообразование педагога (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары).  

 

 

План работы МО учителей начальных классов:

1. Организационно-педагогическая деятельность.

Задачи:  

-повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи;  

-создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.

 

п/п 

Содержание деятельности 

Сроки проведения 

Ответственные 

1

Утверждение плана работы МО на 2022-2023 учебный год.

Август

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

2

Проведение заседаний МО.

В течение года

Руководитель МО

3

Участие в работе МО, педсоветах, методических семинарах, предметных недель.

В течение года

Учителя начальных классов

4

Актуализация нормативных требованиях СанПиНа, охраны труда для всех участников образовательного процесса.

Август, январь

Учителя начальных классов

5

Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс.

В течение года

Учителя начальных классов

6

Создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя; корректировка банка данных об уровне профессиональной компетенции педагогов.

Постоянно

Зам. директора по

УВР

Руководитель МО

 

Учебно-методическая деятельность.

Задачи: 

-формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, методическая);  

-организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.

 

п/п 

Содержание деятельности 

Сроки проведения 

Ответственные 

1

Изучение нормативных документов,

В течение года

Зам. директора по

программ учебных предметов.

УВР

Руководитель МО Учителя начальных классов

2

Изучение и систематизация методического обеспечения учебных программ по ФГОС.

В течение года

Зам. директора по УВР Учителя начальных классов

3

Подборка дидактического обеспечения учебных программ.

В течение года

Учителя начальных классов

4

Разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности по ФГОС.

Июнь-август

Учителя начальных классов

5

Обновление тем и планов самообразования, анализ работы по теме самообразования.

Август, май

Учителя начальных классов

6

Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных способностей учащихся.

Систематически

Учителя начальных классов

7

Организация и проведение входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся.

Сентябрь

Декабрь Май

Зам. директора по УВР Учителя начальных классов

8

Организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

В течение года

Учителя начальных классов

9

Организация и проведение предметных недель.

Сентябрь-май

Учителя начальных классов

10

Организация и проведение открытых уроков, внеурочных занятий.

В течение года

Учителя начальных классов

Мероприятия по усвоению базового уровня НОО.

Задачи:  

-обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению базового уровня

НОО;  

-повышение эффективности контроля уровня обученности.

 

п/п 

Содержание деятельности 

Сроки проведения 

Ответственные 

1

Организация и проведение контроля выполнения учебных программ.

1 раз в четверть

Зам. директора по УВР

2

Корректирование прохождения программ по предметам.

1 раз в четверть

Зам. директора по УВР

3

Анализ входного, промежуточного и

итогового контроля знаний учащихся Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися.

Сентябрь.

Декабрь. Май. В течение года.

Учителя

начальных классов

4

Осуществление контроля выполнения практической части рабочей программы.

Декабрь Май

Зам. директора по УВР

5

Анализ качества обученности учащихся по предметам за 1,2,3,4 четверти, за год.

1 раз в четверть

Учителя начальных классов

6

Оказание консультационной помощи педагогам. Посещение уроков.

В течение года

Руководитель МО

 

Повышение качества образовательного процесса.

Задачи:  

-обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению базового уровня НОО;  

-повышение эффективности контроля уровня обученности;  

-повышение качества урока.

 

п/п 

Содержание деятельности 

Сроки проведения 

Ответственные 

1

Мониторинг предметных достижений учащихся.

В конце каждой четверти.

Учителя начальных классов

2

Использование активных технологий на уроках, во внеурочной деятельности (обмен опытом). Взаимопосещение уроков с последующим анализом и самоанализом.

В течение года

Учителя начальных классов

3

Выполнение единых требований к ведению и проверке ученических тетрадей, объему домашних заданий, выполнению практической части программы по ФГОС.

Систематически

Учителя начальных классов

4

Выполнение единых требований к системе оценок, формам и порядку проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования по ФГОС.

Систематически

Учителя начальных классов

 

5. Профессиональный рост учителя. 

Задачи: 

-создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов;  

-выявление и распространение передового педагогического опыта.

 

Содержание деятельности 

Сроки

Ответственные 

п/п 

проведения 

1

Составление тем и планов самообразования.

Август

Учителя начальных классов

2

Организация и проведение предметных недель.

По плану школы

Руководитель МО Учителя начальных классов

3

Аттестация учителей.

В течение года

Зам. директора по УВР

4

Открытые уроки, внеклассные мероприятия.

В течение года

Учителя начальных классов

5

Изучение и внедрение активных методов обучения.

В течение года

Учителя начальных классов

6

Курсовая подготовка.

По плану

Зам. директора по УВР

7

Выступления на педсоветах, семинарах, совещаниях и конференциях.

В течение года

Учителя начальных классов

8

Участие в профессиональных педагогических конкурсах.

В течение года

Учителя начальных классов

9

Публикации на сайтах, в методических журналах.

Систематически

Учителя начальных классов

10

Обобщение и распространение опыта работы.

В течение года

Учителя начальных классов

11

Изучение передового педагогического опыта.

В течение года

Учителя начальных классов

 

                                        6. Поиск и поддержка одаренных детей.

Задачи: 

     -создание условий для творческой активности обучающихся;  

-выявление и поддержка одаренных детей.

 

п/п 

Содержание деятельности 

Сроки проведения 

Ответственные 

1

Выявление одаренных детей

Сентябрь

Учителя начальных классов

2

Организация и проведение предметных недель, конкурсов, олимпиад.

По плану школы

Руководитель МО Учителя начальных классов

3

Составление графика проведения олимпиад

Сентябрь

Зам. директора по УВР

4

Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Сентябрьоктябрь

Учителя начальных классов

5

Участие в заочных и дистанционных олимпиадах.

В течение года

Учителя начальных классов

6

Участие в заочных и дистанционных конкурсах.

В течение года

Учителя начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Критерий 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации

5.1. Активная методическая работа5.2. Использование в деятельности новых образовательных технологий...

Критерий 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурса...

Критерий 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

5.1. Активное участие в работе методических объединений, профессиональных сообществ, создаваемых органами управления образованием, образовательными организациями5.2. -5.3. Разработка комплек...