Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
методическая разработка
Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (в межаттестационный период)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.47 КБ | |
| 33.6 КБ |



Предварительный просмотр:
Тема: «Искусственный интеллект в начальной школе: конкретные инструменты и кейсы для учителя»
Уважаемые коллеги!
Мы все слышали про ИИ, но как он может помочь именно нам, учителям начальных классов, здесь и сейчас? Сегодня я покажу не абстрактные идеи, а конкретные инструменты и приёмы, которые можно применять уже завтра.
1. Персонализация обучения: не на словах, а на деле.
Представьте ситуацию на уроке математики в 3 классе. Тема: «Решение уравнений». Обычный сценарий: даём 5 уравнений на доске. Кто-то справляется за 2 минуты и сидит без дела, а кто-то только на втором примере запутался.
Сценарий с ИИ: каждый ученик заходит на адаптивную платформу, например, Учи.ру или ЯндексУчебник. Система даёт ему первое уравнение. Пример: Вася решил его быстро и правильно. ИИ тут же предлагает ему усложнённое задание: (x * 4) + 10 = 46.
Петя допустил ошибку, неправильно перенеся слагаемое. ИИ не просто говорит «неправильно», а показывает короткий анимированный ролик, объясняющий правило переноса, и даёт похожее, но более простое уравнение: x + 5 = 12.
Таким образом, в течение 15 минут урока каждый ребёнок решает свою собственную подборку заданий, чтобы закрыть именно свои пробелы. Учитель в это время может подойти к Пете и помочь индивидуально, пока Вася не скучает.
2. Разгрузка учителя: берём рутину на аутсорс ИИ.
Вот реальные команды, которые я ввожу в бесплатный чат-бот (например, ChatGPT или YandexGPT), чтобы сэкономить час вечернего времени:
- Создание карточек для групповой работы по русскому языку (2 класс, тема «Безударные гласные»). Мой запрос: «Придумай 8 карточек для работы в парах. На каждой карточке должно быть 4 слова с пропущенной безударной гласной в корне. И отдельно — 4 карточки с проверочными словами. Слова должны быть из лексикона 2 класса». Результат за 10 секунд: готовый материал для распечатки. Я потратила время не на придумывание, а на выборку лучшего варианта.
- Составление разноуровневых заданий по литературному чтению (1 класс). Мой запрос: «По сказке "Репка" составь три типа вопросов: 1) простые на фактическое понимание (для слабых учеников), 2) вопросы на объяснение ("Почему?") для средних, 3) творческий вопрос ("Что бы ты сделал на месте...?") для сильных». Результат за 10 секунд: дифференциация готова. Я могу сразу раздать карточки разным группам.
- Подготовка к родительскому собранию. Мой запрос: «Напиши краткий проект решения родительского собрания в 1 классе на тему "Развитие навыков самостоятельности у ребёнка". Внеси пункты про организацию рабочего места, выполнение домашних заданий без напоминаний и распределение обязанностей по дому. Добавь список литературы для родителей из 3-х пунктов». Результат: каркас документа готов, остаётся только адаптировать его под свой класс.
3. Развитие мягких навыков: используем ИИ как "оппонента" для мозга.
Кейс на уроке окружающего мира (тема "Экология"):
Задание: «Мы хотим убедить жителей города не мусорить в лесу. Давайте вместе с нейросетью создадим листовку».
Действия: дети предлагают аргументы ("Это вредит животным!", "Лес станет некрасивым!"). Я ввожу их идеи в нейросеть с запросом: «Сформулируй кратко и убедительно эти тезисы для листовки». ИИ выдает 3-4 варианта текста. Мы всем классом обсуждаем, какой вариант самый удачный и почему. Как итог дети не просто пассивно слушают, а учатся критически оценивать информацию, сотрудничать и аргументировать свою точку зрения.
Кейс на уроке ИЗО или технологии.
Задание: «Придумаем сказочного героя».
Действия: дети описывают героя: "У него три глаза, он фиолетовый, умеет летать и разговаривать с растениями". Я ввожу это описание в нейросеть для генерации изображений (например, Kandinsky 3.0). Через 20 секунд мы видим на экране созданный образ. Это мощный стимул для развития фантазии и связной речи.
Важно! О рисках конкретно.
Мы не просто говорим детям "не верьте ИИ". Мы действуем так:
Упражнение "Найди ошибку ИИ". Даю детям текст, сгенерированный нейросетью, с фактической ошибкой. Например, про медведей: "Медведи впадают в спячку в июне". Задача детей — найти и исправить ошибку. Это лучший урок критического мышления.
Используем только разрешённые ресурсы. Официальные платформы «Сферум», «МЭШ», «Российская электронная школа» гарантируют безопасность данных наших учеников. Мы не вводим имена и фамилии детей в случайные зарубежные чат-боты.
План действий на ближайшую неделю — конкретно и по шагам.
1. Шаг 1 (5 минут). Зарегистрируйтесь в YandexGPT или аналогичном бесплатном сервисе.
2. Шаг 2 (10 минут). Попробуйте дать ему простую задачу. Например: напиши 5 загадок про геометрические фигуры для 1 класса.
3. Шаг 3 (на уроке). Выберите один из сгенерированных вариантов и используйте его на уроке в качестве разминки. Посмотрите на реакцию детей.
4. Шаг 4 (рефлексия). Спросите себя: сэкономило ли это мне время? Было ли детям интересно?
ИИ — это как калькулятор. Мы же не запрещаем детям считать в уме, но учим их пользоваться калькулятором для сложных вычислений. Так и здесь: мы учим детей думать, творить и общаться, а ИИ становится нашим помощником для рутины, персонализации и вдохновения.
Давайте начнём с малого, и вы увидите, насколько это облегчит наш труд и сделает уроки интереснее!
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
методического объединения учителей начальных классов
на 2022-2023 учебный год
Цель работы МО: создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Задачи:
- Создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
- Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися с учетом возрастных, психологических особенностей.
- Создание оптимальных условий для формирования и развития полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
- Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС НОО 3-го поколения.
- Совершенствование работы учителей, направленной на формирование у учащихся ключевых компетентностей.
- Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, для развития мотивации к профессиональному и творческому росту.
Направления методической работы:
- заседания МО;
- аттестация учителей;
- повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка
- участие в семинарах, конференциях, мастер-классах);
- участие учителей в конкурсах педагогического мастерства;
- обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях;
Формы методической работы:
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- семинары, мастер-классы, презентация опыта;
- индивидуальные консультации с учителями-предметниками;
- целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
- развитие метапредметных компетенций учащихся;
- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся
ключевых компетентностей, УУД.
Деятельность работы МО учителей начальных классов на
2023- 2024 учебный год:
1. Аналитическая деятельность:
- Анализ методической деятельности за 2022 - 2023 учебный год и планирование на 2024 - 2025 учебный год.
- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
- Знакомство с педагогическими технологиями и методиками в сфере дистанционного обучения в соответствии с примерными программами ФГОС третьего поколения на уровне начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
- Организационная и учебно-воспитательная деятельность:
- Заседания методического совета.
- Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования. Отбор содержания и составление учебных программ.
- Утверждение индивидуальных программ по предметам.
- Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.
- Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом.
- Организация и проведение предметных недель в школе.
- Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов.
- Выступления учителей начальных классов на МО, семинарах, педагогических советах.
- Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
- Развитие системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
- Оказание социально – педагогической поддержки детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
4.Методическая деятельность:
- Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам третьего поколения в начальной школе.
- Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
- Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
- Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
- Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
- Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
- Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
- Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
- Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ:
5.Консультативная деятельность:
- Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования по примерным программам ФГОС третьего поколения на уровне начального общего образования.
- Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Межсекционная работа:
- Открытые уроки.
- Внеклассная работа (проведение экскурсий, школьных олимпиад и т.д.).
- Работа с родителями (родительские собрания, консультации, привлечение к сотрудничеству).
- Работа кабинетов (пополнение учебно-методической базы).
- Взаимопосещение уроков (в течение года с последующим обсуждением, рекомендациями).
- Самообразование педагога (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары).
План работы МО учителей начальных классов:
1. Организационно-педагогическая деятельность.
Задачи:
-повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи;
-создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Утверждение плана работы МО на 2022-2023 учебный год. | Август | Руководитель МО Зам. директора по УВР |
2 | Проведение заседаний МО. | В течение года | Руководитель МО |
3 | Участие в работе МО, педсоветах, методических семинарах, предметных недель. | В течение года | Учителя начальных классов |
4 | Актуализация нормативных требованиях СанПиНа, охраны труда для всех участников образовательного процесса. | Август, январь | Учителя начальных классов |
5 | Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс. | В течение года | Учителя начальных классов |
6 | Создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя; корректировка банка данных об уровне профессиональной компетенции педагогов. | Постоянно | Зам. директора по УВР Руководитель МО |
Учебно-методическая деятельность.
Задачи:
-формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, методическая);
-организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Изучение нормативных документов, | В течение года | Зам. директора по |
программ учебных предметов. | УВР Руководитель МО Учителя начальных классов | ||
2 | Изучение и систематизация методического обеспечения учебных программ по ФГОС. | В течение года | Зам. директора по УВР Учителя начальных классов |
3 | Подборка дидактического обеспечения учебных программ. | В течение года | Учителя начальных классов |
4 | Разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности по ФГОС. | Июнь-август | Учителя начальных классов |
5 | Обновление тем и планов самообразования, анализ работы по теме самообразования. | Август, май | Учителя начальных классов |
6 | Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных способностей учащихся. | Систематически | Учителя начальных классов |
7 | Организация и проведение входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся. | Сентябрь Декабрь Май | Зам. директора по УВР Учителя начальных классов |
8 | Организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися. | В течение года | Учителя начальных классов |
9 | Организация и проведение предметных недель. | Сентябрь-май | Учителя начальных классов |
10 | Организация и проведение открытых уроков, внеурочных занятий. | В течение года | Учителя начальных классов |
Мероприятия по усвоению базового уровня НОО.
Задачи:
-обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению базового уровня
НОО;
-повышение эффективности контроля уровня обученности.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Организация и проведение контроля выполнения учебных программ. | 1 раз в четверть | Зам. директора по УВР |
2 | Корректирование прохождения программ по предметам. | 1 раз в четверть | Зам. директора по УВР |
3 | Анализ входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися. | Сентябрь. Декабрь. Май. В течение года. | Учителя начальных классов |
4 | Осуществление контроля выполнения практической части рабочей программы. | Декабрь Май | Зам. директора по УВР |
5 | Анализ качества обученности учащихся по предметам за 1,2,3,4 четверти, за год. | 1 раз в четверть | Учителя начальных классов |
6 | Оказание консультационной помощи педагогам. Посещение уроков. | В течение года | Руководитель МО |
Повышение качества образовательного процесса.
Задачи:
-обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению базового уровня НОО;
-повышение эффективности контроля уровня обученности;
-повышение качества урока.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Мониторинг предметных достижений учащихся. | В конце каждой четверти. | Учителя начальных классов |
2 | Использование активных технологий на уроках, во внеурочной деятельности (обмен опытом). Взаимопосещение уроков с последующим анализом и самоанализом. | В течение года | Учителя начальных классов |
3 | Выполнение единых требований к ведению и проверке ученических тетрадей, объему домашних заданий, выполнению практической части программы по ФГОС. | Систематически | Учителя начальных классов |
4 | Выполнение единых требований к системе оценок, формам и порядку проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования по ФГОС. | Систематически | Учителя начальных классов |
5. Профессиональный рост учителя.
Задачи:
-создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов;
-выявление и распространение передового педагогического опыта.
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
п/п | проведения | ||
1 | Составление тем и планов самообразования. | Август | Учителя начальных классов |
2 | Организация и проведение предметных недель. | По плану школы | Руководитель МО Учителя начальных классов |
3 | Аттестация учителей. | В течение года | Зам. директора по УВР |
4 | Открытые уроки, внеклассные мероприятия. | В течение года | Учителя начальных классов |
5 | Изучение и внедрение активных методов обучения. | В течение года | Учителя начальных классов |
6 | Курсовая подготовка. | По плану | Зам. директора по УВР |
7 | Выступления на педсоветах, семинарах, совещаниях и конференциях. | В течение года | Учителя начальных классов |
8 | Участие в профессиональных педагогических конкурсах. | В течение года | Учителя начальных классов |
9 | Публикации на сайтах, в методических журналах. | Систематически | Учителя начальных классов |
10 | Обобщение и распространение опыта работы. | В течение года | Учителя начальных классов |
11 | Изучение передового педагогического опыта. | В течение года | Учителя начальных классов |
6. Поиск и поддержка одаренных детей.
Задачи:
-создание условий для творческой активности обучающихся;
-выявление и поддержка одаренных детей.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Выявление одаренных детей | Сентябрь | Учителя начальных классов |
2 | Организация и проведение предметных недель, конкурсов, олимпиад. | По плану школы | Руководитель МО Учителя начальных классов |
3 | Составление графика проведения олимпиад | Сентябрь | Зам. директора по УВР |
4 | Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников | Сентябрьоктябрь | Учителя начальных классов |
5 | Участие в заочных и дистанционных олимпиадах. | В течение года | Учителя начальных классов |
6 | Участие в заочных и дистанционных конкурсах. | В течение года | Учителя начальных классов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Инновационная деятельность....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Поощрения за профессиональную деятельность.Инновационная деятельность....

5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Критерий 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации
5.1. Активная методическая работа5.2. Использование в деятельности новых образовательных технологий...

Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (в межаттестационный период)...

Критерий 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурса...

Критерий 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
5.1. Активное участие в работе методических объединений, профессиональных сообществ, создаваемых органами управления образованием, образовательными организациями5.2. -5.3. Разработка комплек...
