Мастер-класс .Проектный семинар для педагогов «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»
методическая разработка

Гребенщикова Галина Викторовна

Мастер-класс .Проектный семинар для педагогов «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_proektnyy_seminar_dlya_uchiteley_.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс .Проектный семинар для педагогов «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»

Учитель и ученик растут вместе: 
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

Цель: обеспечение условий для проектирования педагогами уроков с использованием форм и методов формирования УУД.

Задачи:

1. Сформировать представление о изменениях, связанных с проведением современного урока,  о видах и содержании универсальных учебных действий.

2. Познакомить с методическими приемами «Конструктор урока» и «Технологическая карта урока»

3.  Спроектировать урок с позиции формирования универсальных учебных действий командами ШМО.

Материально-техническое обеспечение:

- ПК, проектор, экран, презентация;

- столы для 6-7 групп педагогов ( по количеству ШМО);

- распечатанные карточки «Приемы педагогической техники», бланки для классификации приемов по количеству команд;

- бланки «Конструктор урока» по количеству команд;

- бланки «Технологическая карта урока».

Время проведения: 1 час 30 мин.

1 этап. Установочный, мотивационный.

Добрый день, коллеги. Сегодня мы с Вами находимся в эпоху перемен в образовании, которая началась десять лет назад и с каждым годом претерпевает новые и новые изменения.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий и планирующий реализовывать ФГОС.

Методическая разминка: Игра “В школе животных”.

Ведущий рассказывает притчу:

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

А.Б.Воронцов, один из консультантов и разработчиков стандартов нового поколения говорит о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 2 этап. Основной.

Задание 1. Сейчас вашему вниманию будет предложено следующее задание. Будут предложены  педагогические техники,  которые вам предстоит классифицировать на группы в соответствии с основными видами УУД. На это группам дается 20 минут. Затем каждая группа называет номер карточки  и вместе заполняем таблицу педагогических приемов, формирующих УУД.

Выступления групп. Ведущий в презентации заполняет таблицу приемов.

 Задание 2.  У нас у всех есть представления о уроке, его этапах. Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Перед вами лежит бланк конструктора урока, из набора ваших приемов составьте свой конструктор. При этом впишите названия педагогической техники в соответствующие колонки.

Таким образом в методической копилке вашего ШМО появляется свой конструктор урока. Хотелось бы продемонстрировать как эта идея нашла отражение в методическом пособии Института повышения квалификации Восточно-казахстанской области.

Демонстрация «Конструктора».

Слайд «Технологическая карта урока».

 Приступая к проектированию урока с позиции формирования УУД, важно внести изменения и внести собственно сами УУД в технологию подготовки к уроку. Вашему вниманию предлагаем технологические карты урока. Технологическая карта пришла к нам из производства. Она позволяет технологизировать тему, урок.

3. Заключительный этап.

Нам предстоит спроектировать уроки, которые будут продемонстрированы коллегами на Методической неделе. Это коллективный проект и каждый несет ответственность за то, как пройдет сделанный нами урок. Поэтому для меня важно понимать – появилось ли представление о том, что внести в урок, чтобы понимать его предназначение по развитию УУД.

Подведение итогов. Рефлексия.

Упр. «Незаконченные предложения»

Уважаемые коллеги, ответьте на следующие вопросы о

Таблица-конструктор

 Начало урока

Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.

Нестандартный вход в урок.

Отсроченная отгадка.

Ассоциативный ряд.

Удивляй.

Фантастическая добавка.

Необъявленная тема.

 

 Актуализация знаний

Учитель организует:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.

 Цепочка признаков.

Я беру тебя с собой.

 Да - нет.

Шаг за шагом.

Жокей и лошадь.

Толстый и тонкий вопрос.

Вопросительные слова.

Согласен - не согласен.

До -после.

Игровая цель.

Корзина идей, понятий, имен.

Развивающий канон.

Ложная альтернатива.

 Изучение нового материала

На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

 

Пинг-пон «Имя – Значение».

Лови ошибку.

Инсерт.

Послушать-сговориться-обсудить.

ЗХУ

Хорошо -плохо.

Связи.

Зигзаг

Стратегия «ИДЕАЛ».

Своя опора.

Целое—часть. Часть—целое.

Изобретательская задача.

Конструктор ТРИЗ «Событие»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей» 

 Обсуждение и решение проблем

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 

«Маша-растеряша».

Стратегия «ИДЕАЛ».

Стратегия «Фишбоун».

Хорошо -плохо.

Силовой анализ.

Генераторы-критики.

Диаграмма Венна.

Обратный мозговой штурм.

 Решение учебных задач

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 

Морфологический ящик.

Создай паспорт.

Ситуационные задачи.

Изобретательские задачи.

 Контроль знаний, обратная связь

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

 

Метод интеллект-карт.

Жокей и лошадь.

Цепочка признаков.

Диаграмма Венна.

Рюкзак

 Формирование умения задавать вопросы

Формируется умение задавать вопросы.

 

Хочу спросить.

Толстый и тонкий вопрос.

Вопросительные слова.

Вопрос  к тексту.

Ромашка Блума.

 Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 

«Телеграмма».

Цветные  поля.

Мысли во времени.

Шесть шляп.

Синквей.

Райтинг.

Хайку.

Диаманта.

До -после.

ЗХУ

Сообщи свое Я.

Рюкзак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личн...

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий.

 Одной из приоритетных задач начального образования во все врмена была задача "научить учиться".В школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса....

Доклад на педсовете «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»

«Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»...

"Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий обучающихся."

Составление урока с позиции основных дидактических требований к уроку. Формирование УУД на разных этапах урока. Работа в парах, самоконтроль, самооценка....

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личн...