Семинар-практикум «Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности»
методическая разработка
Цель занятия: активизировать деятельность педагогического коллектива по повышению эффективности и качества образовательного процесса через применение современных подходов и педагогических технологий к организации образовательной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности»
Цель занятия: активизировать деятельность педагогического коллектива по повышению эффективности и качества образовательного процесса через применение современных подходов и педагогических технологий к организации образовательной деятельности
Задачи:
1. определить наиболее эффективные образовательные технологии в работе учителя по повышению качества знаний обучающихся;
2. формировать у членов педагогического совета следующие компетенции: умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию, осуществлять самоанализ профессиональной деятельности;
3. определить пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения качественного образования.
Форма проведения: практикум
Оборудование: раздаточный материал
ПЛАН
1. Оргмомент. Слово ведущего семинара.
2 . Практическая часть. Работа в группах:
2.1. Мозговой штурм «Что значит урок современный, актуальный, эффективный…»
2.2. Работа в группах: Как сделать урок эффективным и интересным?
Работа над этапами урока «Педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если…» (конструирование этапов урока)
3. Рефлексия. Коллективная работа
4.Подведение итогов.
Ход занятия
1.Организационный момент. Слово ведущего семинара.
СЛАЙД 1-2
Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. И.С. Якиманская
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.Н.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода.
Особое место, роль и значение занимает в этом процессе урок.
СЛАЙД 3
Здесь уместны слова Симона Львовича Соловейчика: «Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль... В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст».
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Когда урок интересен?
СЛАЙД 4
Как для учащихся, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
2.Практическая часть занятия. Работа в группах
2.1.Метод «Мозговой штурм»
СЛАЙД 5 Что значит урок:
Современный – (это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.)
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени
Эффективный- имеет несколько значений
- Действенный, позволяющий достигнуть желаемого результата.
- Оптимальный, позволяющий достигнуть желаемого результата с минимальными затратами, наименьшими нежелательными эффектами.
Помимо этого, если урок – современный и эффективный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Учебный труд, как всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения какого-либо предмета в целом и отдельных его разделов. Обучение должно быть трудным, но посильным. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на учащегося, на его отношение к предмету.
Занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными, но настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.
У каждого учителя свои методические подходы, методические приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. Но при подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.
Результат эффективности и качественной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: знания предмета, культуры общения, любви к детям.
Перед нами встает вопрос: Как сделать урок эффективным и интересным?
ПРИМЕРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ
- Применение разных педагогических технологий - совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.
СЛАЙД 6 Педагогическая технология или технология обучения, является основной (процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение следующих задач:
1. Чему учить?
2. Зачем учить?
3. Как учить?
то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: Как учить результативно?
СЛАЙД 7
Выделены следующие технологии и как они влияют на качество образования:
– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;
– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;
– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной и трудовой деятельности для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;
– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций;
- Здоровьесберегающие технологии для снятия общего или локального утомления
– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.
- Применяются следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, технология формирования типа правильной читательской деятельности.
• Игровые
• Тренинг
• Мозговая атака
• Круглый стол
Использование эпиграфа, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить эмоциональный настрой и хорошую атмосферу.
- Для развития мышления учащихся на уроке использовать приёмы: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, конкретизация, систематизация, создание условий для развития творческого мышления.
- Один вид работы на уроке сменялся бы другим.
- Этапы урока должны быть логично связаны между собой и вытекать один из другого.
- С целью повышения качества урока, мотивации познавательного интереса учащихся к уроку, использовать различные формы урока, в том числе нетрадиционные, такие, как (уроки –погружения, уроки-соревнования уроки-путешествия с применением всех форм учебной работы учащихся (коллективные, индивидуальные, групповые и т.д.)
- Использование игровых моментов, кластеров (схем), фронтальный опрос помогают учащимся быстрее вспомнить материал, четко и грамотно его озвучить.
- Использование разнообразных средств обучения позволяют создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания).
Эффективные средства обучения (дидактические средства) —помогают достигать учебных целей, ускорить усвоение материала, стимулируют познавательный процесс.
Некоторые виды средств обучения:
- Материальные — учебники, наглядные пособия, модели и макеты, учебно-лабораторное оборудование.
- Идеальные — усвоенные ранее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний (речь, письмо, схемы, диаграммы).
- Электронные — сайты, учебные онлайн-платформы, электронные учебники, энциклопедии, аудио-, видеозаписи, программы.
- Важно не использовать все средства сразу — лучше остановиться на нескольких из них. Одно и то же средство можно применять в разных методах, так же как в рамках одного метода могут работать разные средства.
ВЫВОД: Чтобы учебный процесс проходил эффективно, нужно не только правильно выбрать технологии, методы, приемы и средства обучения, но и грамотно их применять.
Системность в работе, насыщенность материала, использование различных форм и методов работы позволяют достичь поставленных целей урока и сделать урок более продуктивным, эффектным и полезным для детей.
При выборе эффективных средств обучения учитывают, например:
Цели и задачи урока — средство должно напрямую способствовать достижению поставленных образовательных целей.
Особенности учебного материала — содержание и сложность изучаемого материала влияют на выбор подходящего средства.
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся — учёт когнитивных возможностей, доминирующего типа восприятия, уровня подготовки.
Условия и ресурсы — временные рамки, материально-техническое обеспечение, размер группы.
2.2. Когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?
(Участники составляют перечень причин )
Предположим, что выделены следующие проблемы:
1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.
2.3. Работа в группах: Как сделать урок эффективным и интересным?
Одной из составляющих образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного урока - это и есть основа качественного образования.
Работа над этапами урока «Педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если…» (конструирование этапов урока)
1 группа - Мотивационно-целевой этап урока;
Каждый день, приходя в класс, необходимо создать на уроке атмосферу доброжелательности и зарядить всех хорошим настроением. Лишь находясь на волне радости и эмоционального подъёма дети быстрее включаются в работу и активны на уроке. В данном случае хорошую службу служит, удачно подобранный «Мотивационный момент» на уроке, а также стиль общения, не авторитарный, а дружеский. Здесь помогут стихотворения, игровые моменты, элемент сказки, когда нужно привлечь внимание детей.
2 группа – Рефлексивный этап урока.
Взаимодействие учителя и учеников происходит на каждом этапе урока. Урок пришёл к завершению, а учителю важно, с каким настроением ребёнок уйдёт на перемену, затронули его проблемы, решаемые на уроке, понял ли он новый материал или ему нужна помощь. Очень важно подвести итог урока. Ведь в этот момент дети озвучивают самое главное, к чему шли весь урок, чему научились, что понравилось, что вызвало затруднение.
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова?
Вывод: По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.
2.4. Представление полученного продукта
3. Рефлексия. Коллективная работа (Технологии, которые я применяю…)
4. Подведение итогов.
- «Что я получил от проведённого занятия?»
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный», а нам с вами надо идти по всем трем дорогам сразу. Это требование нашей профессии.
Заключительное слово ведущего занятия
И в завершении хочу сказать:
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:
СЛАЙД 8
«Учить всегда, учить везде,
До дней последних донца!
Учить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства повышения эффективности и качества урока музыки
Этот материал можно использовать для выступления на педагогическом совете...
Из опыта работы: «Повышение эффективности и качества урока через использование современных технологий».
сообщение из опыта работы...

Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.
Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....
Пути и средства повышения эффективности и качества занятий в группе продленного дня .
Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адоптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний....

Обобщение опыта по теме «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий».
В данной статье я обобщила опыт работы над темой «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий». Внедрение в образовательный...

презентация курсовой работы по теме:Пути повышения эффективности и качества уроков математики в школе.
ull;Урок – основная форма организации учебного процесса«Нужно, чтобы дети, по возможности,учились самостоятельно, а учительруководил этим самостоятельным процессом и давал для ...
«Повышение эффективности и качества урока через использование современных технологий».
В данной работе рассматриваются вопросы повышения эффективности и качества урока через использование современных технологий...