Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальной школе »
компьютерная программа (1, 2, 3, 4 класс)

«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках  в начальной школе »

 

                                             

 

 

Успешное применение цифровых технологий-важнейшая задача образования ХХІ века, с которым сегодня связано обучение, развитие, построение успешной жизненной траектории. Учитывая это, важным направлением образовательной политики являются процессы информатизации обучения. В этом контексте владение цифровой грамотностью, цифровыми навыками и компетентностями всех участников данного процесса является целью образования и важным фактором полноценного и успешного развития общества и экономики государства. Для России, где идет образовательная реформа, особенно важным является использование информационных и коммуникационных технологий в учреждениях образования, в частности в процессе развития цифровой грамотности учителей и учеников начальной школы в условиях использования средств ИКТ и создание условий для их интеграции в учебный процесс.В условиях, когда технологический мир современного общества ежедневно меняется и развивается, а компьютерные технологии становятся все более простыми в использовании и направляются на хранение больших объемов информации, предназначенных для того, чтобы человек имел возможность использовать их для собственных учебных, профессиональных потребностях и для организации досуга, особую актуальность приобретает проблема внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему современного образования [1, с. 382-387].

В соответствии с ФГОС внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий становится одним из путей развития современного образования в современных условиях. Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - это необходимость сегодняшнего дня, поскольку большинство детей знакомятся с современными технологиями гораздо раньше, чем это им может предложить школа. Ни для кого уже не новость необходимость широкого применения электронных средств обучения при изучении любого предмета. Но в повседневной жизни компьютер может стать преградой для обучения, когда у ребенка возникает игровая или Интернет зависимость, поэтому именно учитель должен воспитывать желание применять любимую игрушку для обучения.

Опыт работы учителей в работе с младшими школьниками позволяет утверждать, что применение современных информационных технологий в начальной школе:

способствует более активному и сознательному усвоению учащимися учебного материала по математике, естествознанию, русского языка и предметов эстетического цикла;

не вызывает существенных трудностей у младших школьников в работе с компьютерными технологиями;

создает положительное эмоциональное отношение учащихся к деятельности;

помогает детям избежать трудностей в общении со сверстниками (в игре против компьютера они, как правило, бессознательно помогают друг другу);

стимулирует интерес младших школьников к учебной деятельности;

активизирует формирование логического, творческого мышления;

способствует развитию способностей учащихся;

обеспечивает дифференцированный подход к изучению предмета [2, с. 77-79].

Следовательно, есть основания считать, что компьютер позволит более глубоко развить резервы ребенка, позволит учителю работать творчески, инициативно, повысить профессиональное мастерство.

Настоящее требует от педагога умения распределять тренды технологий, ориентироваться в информационных средах, быть не только учителем, но и учеником. Современное информационное общество побуждает учителя работать на перспективу, владеть инновационными методиками и новейшими технологиями, быть координатором и проводником для ученика в образовательном информационном пространстве.

Современные педагоги владеют навыками использования ИКТ, умеют ориентироваться в информационном пространстве, получать информацию и оперировать ею в соответствии с собственными потребностями и требованиями современного высокотехнологичного обществ.

Презентации можно использовать на различных этапах урока: актуализации знаний, проверки домашнего задания, ознакомление с новым материалом, закрепление, обобщение и систематизации знаний. Учителя, которые систематически используют презентации, убеждаются, что на таких уроках целесообразно увеличить время на проведение этапа мотивации, ведь благодаря презентации можно увеличить его познавательное нагрузки. А, как известно, правильно мотивированы ученики легче и охотнее приобретают знания, стремятся к творческой деятельности. Следует помнить, что презентации - это лишь инструмент (один из многих других инструментов учителя на уроке), а потому нецелесообразно презентацию делать важнее урок, искусственно «подгонять» весь урок под презентацию [3, с. 4-9].

Кроме того, в своей деятельности учителя начальной школы могут использовать ряд компьютерных программ:

учебно-информирующие: энциклопедии, электронные учебники;

кинофильмы;

контролирующие - тестовые программы;

графический редактор Paint; (работа с графическим редактором Paint способствует развитию пространственного воображения детей, моторики, координации движений, внимания. Кроме того, обеспечиваются межпредметные связи с математикой, естествознанием, изобразительным искусством.

программа презентаций Power Point;

учебно-игровые программы;

электронные учебно-методические комплексы.

Электронные конструкторы, которые являются интегрированными на уровне содержания обучения и преследует цель - формирование у младших школьников устойчивого интереса к учебе. Они содержит несколько модулей из разных предметных областей:

• логика:

свойства, сравнение, классификация объектов;

поиск закономерностей и дополнения рисунка.

• комбинаторика:

задание на раскрашивания;

числовые квадраты;

• изобразительное исскуство:

тематическое рисование;

геометрические орнаменты;

• математические задачи:

периметр и площадь многоугольника;

конструирование многоугольников;

задачи с «сорняками»;

задачи о «паркеты»;

• моделирование окружающего мира:

силуэты [4, с. 90-93].

«Миксике» - образовательная онлайн-среда, которая дает возможность учителям, ученикам и родителям создавать и использовать собственные учебные онлайн материалы, а также использовать онлайн-коллекцию учебных материалов, которую совместными усилиями создали педагоги-участники проекта. Также образовательная онлайн-среда позволяет организовывать и проводить учебные соревнования среди учащихся школы. Здесь можно создавать собственную коллекцию дидактического материала, который дает возможность ученикам изучать новые термины и понятия, проверить свой уровень знаний в интересный для них образом. В основу каждого упражнения положено соревнования, как элемент совместной работы учеников, который, как правило, превращает обучение в увлекательный процесс. На сегодня для создания и использования учителям доступны семь видов упражнений:

«Варианты»,

«Слова»,

«Иллюстрации»,

«Буквы»,

«Живые буквы»,

«Сортировщик».

Каждый инициативный учитель может реализовать свои креативные идеи, приобщившись к сотрудничеству в этой онлайн-среде.

Для создания тестов можно использовать как тестовый, так и табличный редактор и программы MyTest.

У учителя начальных классов является возможность работать в онлайн сервисе, который предлагает разрабатывать ребусы. Ребусы помогут скучный учебный материал превратить в яркий, привлекательный и у детей активизируется мышление, воображение [5, с. 133-135].

Интеллект-карты, которые ранее создавались на бумаге (оригинальный способ) сегодня есть возможность строить с помощью программного обеспечения. Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Интеллект-карты имеют следующие свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность просмотра. Просмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Весь материал можно изложить в виде схемы, где добавляют ссылки, вставляют видео, аудио и тому подобное 

Применение ЦОР на уроках в начальных классах — это самый простой и действенный способ заложить основы информационной грамотности у младших школьников.

«ЯКласс» Существующая с 2013 г. платформа представляет собой коллекцию интерактивных задач и видеоуроков по широкому спектру предметов и классов. Включает более 30 тыс. заданий. По заявлению платформы, в системе зарегистрировано более 2 млн учеников, 100 тыс. учителей, подключено 40 тыс. школ. Целевая аудитория — учителя и ученики 1–11-х классов. Сервис используется учителями и учениками как в общем, так и в дополнительном образовании.

Одним из таким является платформа ЦОС Моя школа , которая представляет совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения . Она позволяет не только входить в электронный журнал , но и предоставляет возможность использовать цифровой образовательный контент. Это разработки уроков, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями, включающие использование таких типов  материалов, как :"Диагностическая работа", "Изображение или фото", "Кейсы по работе с информацией", "Обучающие видеоролики", "Самостоятельная работа» и ряд других в зависимости от специфики предмета. Это разработки классных часов . В рамках которых для учащихся 3-4 классах представлены диагностические материалы по финансовой грамотности на каждом этапе урока ( на этапе освоения, применения, проверки ЗУНов, на этапе подведения итогов и домашнего задания)  ЦОС Моя школа предоставляет возможность быстро переходить на другие образовательные платформы, такие как РЭШ

Регистрация на сайте РЭШ дает доступ к материалам по всем учебным предметам.Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.

Основная часть представлена видео-фрагментами  ,которые в наглядной красочной  форме способствуют формированию новых знаний. Материал сопровождает дикторский текст и анимационные упражнения.

     Образовательная платформа «Учи.ру» -это онлайн-платформа,которая также позволяет изучать школьные предметы в интерактивной форме. Здесь много интересных заданий по математике и окружающему миру, русскому и английскому языкам. Все задания соответствуют школьной программе. Удобный интерфейс, увлекательные задания, игры, мультфильмы.

 

Благодаря использованию ИКТ учебную среду можно дополнить видео, звуком, анимацией. Введение этих технологий способствует рационализации умственной и практической работы младших школьников, запоминанию и воспроизведению учебного материала, усиливается мотивация их познавательной деятельности, повышается интерес к обучению, помогает активнее и эффективнее воспринимать новую информацию, развивает познавательные интересы младших школьников. Тем более, что они уже готовы к работе с ИКТ знают, что такое компьютер, в основном умеют им пользоваться, у них отсутствует психологический барьер: дети не боятся, что сломается машина, хватит знаний справиться с ней и тому подобное.

Учителю применения ИКТ позволяет экономить время и максимально эффективно выполнять повседневные дела и обязанности, как специалисту:

готовиться к урокам (составлять конспекты, подбирать дидактические материалы), родительских собраний, воспитательных часов, различных выступлений на педсоветах, заседаниях МО, семинарах;

оформлять документацию;

в оперативном режиме отслеживать результаты учебной деятельности учащихся;

налаживать общение с родителями своих учеников;

обмениваться с коллегами опытом работы, собственными методическими достижениями;

обсуждать с ними актуальные вопросы обучения и воспитания школьников;

быстро получать и систематизировать нужную информацию.

Использование современных информационно-компьютерных технологий в обучении соответствует социальным и психологическим особенностям младших школьников, позволяет внести кардинально новое в обычные формы работы учителя, способствует интересному, всестороннему раскрытию, понятнее представлению сложного учебного материала, а также облегчает работу учителя, обучения делает интересным и эффективным. Поэтому внедрение их в учебно-воспитательный процесс начальной школы является целесообразным и перспективным.

Убеждены, что использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе-это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока.

Работая с этими информационными программами наши дети отныне могут сказать: «За это время мы научились работать в программах: OffiseWord,  PowerPoint, Paint, e-Learning Class, Иnternet. Для нас компьютер - не роскошь, а необходимость».

Список литературы

Innovative ICT Education for Social-Economic Development (IESED) № 574283-EPP-1-2016-1-LTEPPKA2-CBHE-JP // IESED website [Электронный ресурс]. – 2018 – Режим доступа: http:// http://iesed.esy.es/ – Дата доступа: 26.08.2020.

Батакова Е.Л. Интерактивные средства обучения как часть ЭОР / Е.Л.Батакова, Н.В.Батакова. Интерактивные средства обучения как часть ЭОР //Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2016. – 1 (166). 

Ключевые навыки 21 века [Электронный ресурс]. – 2014. http://www.p21.org/storage/documents/1.__p21_frame... – Дата доступа: 26.08.2020.

Левенцов В.А. Качество образования в эпоху цифровой экономики / В.А.Левенцов, Н.В.Муханова // Санкт-Петербургский международный экономический форум: сб. ст. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 77-79.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Дмитровского городского округа  Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Черновская средняя общеобразовательная школа

141875, Московская область, Дмитровский г.о, р.п. Некрасовский, мкр.

Строителей, д.10,  тел/факс (495) 993-86-07 e-mail: dmit_cher@mosreg.ru

 

«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках  в начальной школе »

                                             

                                                                 

                                        Подготовила : Сидорова Р.В.,

                                                                    учитель начальных классов

 

 

       

      СЛАЙД

     В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень  давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял.

     Вовлечь в процесс обучения ребенка без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.

Пришло время цифровых технологий в школе. Одной из таких новаций является использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

         СЛАЙД

  В содержание ЦОР входят:

          - демонстрационные материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики);

        -учебные модули;

        - материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы, тренажеры) ;

        -материалы для контроля и аттестации (тесты, контрольные работы)

СЛАЙД

            Использование Цифровых Образовательных Ресурсов имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:

-позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учащихся;

-создает условия для формирования практических навыков анализа информации и интереса к различным ее источникам, , формирования универсальных учебных действий. 

         Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

        Как учителю, так и ученику важно найти тот сетевой информационный ресурс, который будет способствовать более прочному усвоению учебного материала; ориентированию на инновационное развитие ребенка .

         

            СЛАЙД

В своей педагогической деятельности  в течение последних   лет я использую  

  • Интернет ресурсы:
  • - видеосюжеты, видеоролики  (имея возможность с помощью щелчка мыши остановить показ или вернуться назад, запустить заново.)
  • - демонстрация  учебных презентаций (где, можно настраивать показ слайдов с использованием эффектов переходов между слайдами, времени показа слайдов, звуков, гиперссылок и управляющих кнопок, чтобы презентация выглядела более живой и интересной)
  • - создание интерактивных упражнений в MS PowerPoint  (использование таких упражнений помогают разнообразить занятия, мотивировать и заинтересовать обучающихся в освоении предмета.)
  • Pedsovet.su- Всероссийский учебно-методический портал

Инфоурок. ру –  образовательный портал для учителей, учеников и их родителей.

 (которые содержат разнообразные образовательные материалы как для учителя, так и для учеников и родителей)

            СЛАЙД (перечисляю)

Слайд

Использую цифровые образовательные ресурсы:

     Одним из таким является платформа ЦОС Моя школа , которая представляет совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения . Она позволяет не только входить в электронный журнал , но и предоставляет возможность использовать цифровой образовательный контент. Это  разработки уроков, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями, включающие использование таких типов  материалов, как : "Диагностическая работа", "Изображение или фото", "Кейсы по работе с информацией", "Обучающие видеоролики", "Самостоятельная работа» и ряд других в зависимости от специфики предмета. Это разработки классных часов . В рамках которых для учащихся 3-4 классах представлены диагностические материалы по финансовой грамотности на каждом этапе урока ( на этапе освоения, применения, проверки ЗУНов, на этапе подведения итогов и домашнего задания)  ЦОС Моя школа предоставляет возможность быстро переходить на другие образовательные платформы, такие как РЭШ

   Хочу отметить , что одним из поставщиков образовательного контента  является Академия Минпросвещения России.

       

        СЛАЙД

Образовательный онлайн-сервис Online Test Pad использую для  создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.

   Сервис даёт возможность выполнять готовые задания, а можно создавать свои, пользуясь шаблонами.

    В своей работе я использую как готовые тесты, тренажёры, а так и мною созданные. Для этого детям отправляю ссылку и пройдя по ней, ребёнок выполняет задание.

         Использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Они  помогают мне разнообразить урок, пробудить интерес у детей к изучаемому материалу и сформировать положительную мотивацию к учению. Стало привычным, что урок закрепления изученного материала строится на основе тестирования. Учащиеся выполняют тестовые задания, получив их в индивидуальное пользование в распечатанном виде, сами  тесты проектируются на экране через мультимедийную систему, а учащиеся заполняют только карточку ответов. Ребенок по окончанию выполнения теста видит свой результат и это занимает немного времени.

      СЛАЙД

Сервис LearningApps.org    (лёрнинг апс)  поддерживает процессы обучения и преподавания с помощью небольших интерактивных мультимедийных компонентов.

  Ребенок имеет возможность отвечать и управлять. Доступен ряд шаблонов, по которым учитель может создавать свои интерактивные задания. Сами блоки не являются самостоятельными учебными единицами, предназначены для отработки и углубления навыков. Материалы представлены по классам, по предметам и темам.

      СЛАЙД

  Эффективно   использую Общеобразовательные платформы  (UCHi.RU, РЭШ) для  дистанционного образования и в качестве домашнего обучения и домашнего задания.

 

САЙТ РЭШ

   Регистрация на сайте РЭШ дает доступ к материалам по всем учебным предметам. Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.

 Основная часть представлена видео-фрагментами  , которые в наглядной красочной  форме способствуют формированию новых знаний. Материал сопровождает дикторский текст и анимационные упражнения.

      Образовательная платформа «Учи.ру» -это онлайн-платформа,которая также позволяет изучать  школьные предметы в интерактивной форме. Здесь много интересных заданий по математике и окружающему миру, русскому и английскому языкам. Все задания соответствуют школьной программе. Удобный интерфейс, увлекательные задания, игры, мультфильмы.

     СЛАЙД

Платформа позволяет проводить диагностику и мониторинг

    Я выдаю задание по предмету и получаю детальную статистику об образовательных результатах по каждому ученику. В любой момент можно узнать, сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на их выполнение, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность.

      СЛАЙД

1.Учащиеся моего класса участвуют в олимпиадах, марафонах.

2. Все успехи можно посмотреть в портфолио для детей и учителя.

       

         Набор цифровых образовательных ресурсов можно использую  на всех этапах обучения : при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

       Таким образом, можно сделать вывод, что использование информационных цифровых инструментов даёт возможность разнообразить уроки и внеурочные занятия, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность.

   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Эффективное испол...

Статья "Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе".

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержан...

Цифровые образовательные ресурсы для учащихся начальной школы

Данный перечень цифровых образовательных ресурсов поможет учащимся в обучении по предметам начальной школы....

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе

Актуальность. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс,...

Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе.

Статья отражает роль цифровых образовательных ресурсов при использовании их в начальной школе. Дано краткое описание некоторых ресурсов для использования их в работе....

Использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы « Школа России»

Знания и навыки, которые я получила на курсах "Я Учитель" , помогают соответствовать новым профессиональным стандартам ― применять современные образовательные технологии и цифровые образоват...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к урок...