Использование ИКТ для визуализации и демонстрации математических понятий.
электронный образовательный ресурс (1, 2, 3, 4 класс)

Сергеева Елена Дмитриевна

Использование ИКТ для визуализации и демонстрации математических понятий.

Как на уроках можно использовать ИКТ?
Дидактические возможности средств ИКТ на уроках математики.
Критерии выбора программных средств и требования визуальной среды.
Обзор популярных программ для создания презентаций.
Он-лайн сервисы для создания презентаций
Использование интерактивной доски.
Сетевые сервисы как средства визуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование МКТ на уроках.375.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование        ИКТ        для        визуализации        и        демонстрации математических понятий

  • Дидактические возможности средств ИКТ на уроках математики
  • Критерии выбора программных средств и требования визуальной среды
  • Обзор популярных программ для создания презентаций.
  • Он-лайн сервисы для создания презентаций
  • Использование интерактивной доски.
  • Сетевые сервисы как средства визуализации.

Дидактические возможности средств ИКТ на уроках математики Для развития математического мышления необходимо специальным образом организовывать разнообразную учебную деятельность. Основной акцент вдеятельности на уроке математики всегда переносился раньше и переносится сейчас на решение задач, их разбор, обсуждение способов решения и полученных ответов. Но что подразумевается под задачей? Только ли задачи из математических задачников? Что меняется, когда задача

попадает в цифровую среду - с новыми свойствами и возможностями?

Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит, в большей степени, от методики её преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного

интереса.

Информационные технологии на уроках математики привлекательны тем, что направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, делая при этом работу учителя более продуктивной. Так, компьютерные технологии на уроке математики: экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.

Направление использования ИКТ для визуализации процесса обучения становится особенно актуальным в связи с переходом основной школы на ФГОС, в которых предусмотрена обязательная компьютерная поддержка предметного обучения, в частности математики.

Существуют различные типы уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д.

Информационныетехнологии могут быть использованы на различных этапах урока математики:

  • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
  • самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
  • частичная замена        (фрагментарное, выборочное использованиедополнительного материала);
  • использование тренинговых (тренировочных) программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • использование информационно-справочных программ.

Наиболее эффективно применять на уроках математики информационные технологии при мотивации введения нового понятия, демонстрации моделей,моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знаний.Уроки с применение ИКТ эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связейголовного мозга.

Оптимизация использования средств обучения на базе ИКТ обусловлена реализацией следующих дидактических возможностей:

  • интерактивность, незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ;
  • компьютерная визуализация информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов и явлений как реально протекающих, так и «виртуальных»;
  • использование достаточно больших объёмов информации с возможностью её передачи, лёгкого доступа и обращения к информационному ресурсу, в том числе посредством сети Интернет;
  • автоматизация процессов вычислительной, информационно- поисковой деятельности, обработки результатов демонстрационных и лабораторных экспериментов как реально протекающих, так и представленных на экране, с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.

Критерии выбора программных средств и требования визуальной среды

Выделим некоторые критерии выбора программных средств, которые целесообразно использовать при обучении математике:

  • распространённость        и        доступность        в        образовательных учреждениях;
  • дружественный русифицированный интерфейс;
  • широкие графические возможности для создания качественной визуализации;
  • наличие инструментов, позволяющих использовать в учебных материалах различные виды интерактивности;
  • возможность        работы        без        специальных        знаний        и        навыков программирования.

Для усиления роли наглядности желательно соблюдать основные требования создания визуальной учебной среды, к которым относятся:

  • лаконичность представления информации;
  • точность воспроизведения ее структуры и элементов;
  • акцент на главные детали образов, равноправное использование разных способов представления информации (вербального, визуального);
  • учёт возможностей и индивидуальных особенностей обучаемого в восприятии визуальной информации.
  • наличие большого количества текстовой информации на структурной единице мультимедиа приложения (страница, слайд) сильно нагружает слушателя
  • Рекомендуется «разбавлять» текст различной графической, аудио – и видеоинформацией. Также при создании мультимедиа ресурса следует придерживаться наиболее удобочитаемых с мониторов компьютеров шрифтов, не имеющих засечки (типа Arial).
  • Следует обратить внимание на цветовую гамму, где рекомендуется применять темный цвет шрифта на светлом фоне – это позволит меньше утомляться человеческому глазу, что происходит из-за яркого светового потока, исходящего с поверхности монитора (экрана).

Обзор популярных программ для создания презентаций

Рассмотрим сервисы, которые может использовать учитель, для разработки мультимедиа презентаций.

Подобного программного обеспечения очень много, при этом каждая программа имеет свой функционал и возможности для создания того или иного формата презентации. За педагогом остается только выбор наиболее подходящего инструмента в зависимости от будущей презентации. Проведём обзор современных программ для создания мультимедийных презентаций, которые помогут разработать эффектные презентации.

Наиболее удобными в данной области считаются средства продукта Microsoft Office, известные своей совместимостью со всеми составляющими мультимедиа – текстом, графикой, видео и звуком. Наиболее простой способ создания мультимедиа ресурса реализуется при помощи использования программы Microsoft Office PowerPoint, реализующей приложения в виде мультимедиа презентаций. Именно эта программа получила широкое распространение в области образования, в том числе в школе.

Внедрение мультимедиа составляющих (анимации, графики, звука и видео) также находится на допустимом для начинающего пользователя

уровне, что даёт возможность применения и изучения Microsoft Office PowerPoint не только учителями, но и школьниками. Широкий спектр предоставляемых средств позволяет создавать мультимедиа приложения различных уровней сложности. К тому же полученные результаты свободно конвертируются в html-формат.

Подобными же возможностями обладают бесплатные аналоги OpenOffice Impress, LibreOffice Impress, которые становятся все более актуальными в свете происходящих событий и санкционной политики.

ProShowProducer является популярной программой для презентаций и слайд-шоу, позволяет создавать качественные и эффектные презентации с добавлением мультимедийных элементов, анимации и различных эффектов. Программа позволяет составлять слайды из неограниченного количества слоев. Каждый файл можно редактировать, добавляя различные эффекты и применять стандартные операции обработки (настройка яркости, контраста и т.д.). Готовую презентацию можно сохранить в одном из 14-ти поддерживающихся форматов.

Он-лайн сервисы для создания презентаций

В последнее время программы для презентаций уходят на второй план – популярными инструментами создания презентаций становятся онлайн- сервисы. Их использование освобождает пользователей от установки какого- либо программного обеспечения. Достаточно только зарегистрироваться в понравившимся сервисе, чтобы бесплатно создавать презентации в онлайн- режиме. Плюсом таких сервисов считается возможность работать с одной и той же презентацией в любой точке планеты, где присутствует интернет.

Рассмотрим несколько таких сервисов.

  1. Первый        сервис        –        это        Google        Docs        –        отличная        альтернатива

программам для создания презентаций на компьютере. Сервис является абсолютно бесплатным, позволяет создавать, кроме презентаций, текстовые документы и электронные таблицы. Для работы понадобится аккаунт Google, который по умолчанию уже должен иметься у пользователей андроид – устройств. Созданные презентации, как и другие документы, можно экспортировать в файлы различных форматов. Также с созданными в компьютерных программах документами можно работать в Google Docs, предварительно загрузив их. В целом сервис предлагает весь необходимый функционал для создания презентаций и других электронных документов.

  1. Следующий сервис – PowToon представляет собой бесплатный сервис для создания красочных анимированных презентаций. Библиотека содержит шаблоны, анимированные изображения и инфографику для быстрого создания профессионального слайд-шоу или видеоролика. Готовой презентацией можно делиться в социальных сетях или встроить её в страничку на сайте. В общем, набор предоставляемых инструментов и создаваемые презентации могут впечатлить любого пользователя.

Онлайн-сервис предлагает несколько платных тарифов с наиболее расширенными возможностями. Ограничения бесплатного использования сервиса: максимальная продолжительность презентации ограничена 5 минутами, нет возможности скачать созданную презентацию, ограничено число музыкальных композиций (максимум 10) и стилей (максимум 11).

  1. Один из самых стремительно набирающих популярность сервисов для создания презентации – это онлайн-сервис Prezi, как альтернатива программе для презентаций на компьютере, по своей сущности имеет кардинально другой процесс создания презентаций. Презентации Prezi яркие, красочные, оригинальные, масштабные и просто запоминающиеся, выглядят необычно, лучше, чем в PowerPoint. С помощью Prezi получаются очень

оригинальные презентации, позволяющие отойти от надоевших всем традиционных презентаций.

Prezi является современной и эффектной программой для создания и демонстрации презентаций на сегодняшний день, она разработана в 2009 году специалистами венгерской компании Prezi.

Главное достоинство Prezi в том, что существует возможность легко подготовить нелинейные, многоуровневые презентации. Prezi позволяет использовать любой тип информации – текст, звук, видео, картинки, схемы, объекты с флэш-анимацией и т.д. В наличии сервиса имеется большое количество шаблонов, что создаёт удобство и комфорт при работе с программой.

Элементы всей презентации находятся на одном слайде, которые в своё время увеличиваются. Таким образом, пользователь работает только с одним слайдом, программируя порядок увеличения определенных элементов и устанавливая необходимые эффекты и подписи. Для начала работы над презентацией достаточно зарегистрироваться на сервисе Prezi.com. Зарегистрированный пользователь получает 100 Мбайт сетевого пространства, и может сразу же приступить к созданию интерактивных онлайн-презентаций, сохранять их для просмотра на локальном компьютере, а также размещать на персональных сайтах для просмотра другими пользователями. Начинать творить можно как с использованием шаблона, так и с чистого листа.

Оригинальность программы заключается и в том, что вся презентация имеет одно большое рабочее поле – виртуальный лист. Его можно масштабировать, вращать в любую сторону, приближать и отдалять, переносить, группировать в кадрах, выстраивать в определенной последовательности для показа.

Все картинки, подписи и видеоролики составляют единое пространство, по которому можно динамично и эффектно передвигаться. Prezi позволяет всю презентацию свернуть в одну картинку и в тоже время

акцентировать внимание на отдельном элементе презентации, использовать 3D-эффекты изображений.

Применение таких презентаций на уроке позволяет выделить главное и второстепенное при подаче материала, а группировка навигации между объектами установить причинно-следственные связи. Впоследствии это будет способствовать развитию не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления обучающихся.

Следует обратить внимание на тот факт, что из своей презентации легко сделать раздаточный материал. С помощью команды «Export to PDF» презентация будет преобразована в PDF-документ, в котором каждый шаг пути будет одной страницей документа.

Кроме всего прочего, Prezi.com является социальным сервисом, то есть создавать презентации можно коллективно, и это свойство можно с успехом использовать при работе над совместными проектами. Группа учеников может работать одновременно или же в разное время и вносить свой вклад в работу. Именно здесь неплохо формируется умение работать в группе. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, её дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения.

Таким образом, Prezi позволяет по-новому использовать на уроках математики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию – презентации обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень.

Программа GeoGebra

В процессе обучения алгебре и геометрии все большую популярность среди учителей математики приобретает программа GeoGebra – свободная образовательная математическая программа, соединяющая в себе геометрию, алгебру и математические исчисления. Программа переведена на 52 языка и

в настоящее время активно совершенствуется и обновляется.

Созданная изначально для ВУЗовского курса математики, на сегодняшний день среда GeoGebra охватывает практически все разделы из школьной математики. В программе существуют следующие рабочие области (перспективы): алгебра и графики; геометрия; spreadsheet (аналог электронных таблиц); CAS (система компьютерной алгебры, способная выполнять элементарные символьные вычисления); 3D-графика; теория вероятности и статистика.

Всё возрастающий интерес учителей математики к применению GeoGebra в обучении можно объяснить рядом преимуществ этой программы:

  • Простой и интуитивно понятный интерфейс программы.
  • Возможность установки программы на множества устройств: компьютеры, планшеты, смартфоны.
  • Свободно распространяемое программное обеспечение.
  • Возможность работать в онлайн-режиме, в том числе поддержка апплетов, встраиваемых на страницу сайта или блога.
  • Широкие исследовательские возможности и средства визуализации объектов исследования.
  • Наличие виртуального сообщества, позволяющего обмениваться опытом и материалами.
  • Возможность интеграции с другим программным обеспечением (с MS PowerPoint с помощью приложения OfficeMix, со SmartNotebook версии 14 и выше).
  • Интерактивные инструменты и дружественный интерфейс программы позволяют использовать ее без предварительного обучения как ученику, так и учителю (рисунок 1).

Перечисленные возможности программы позволяют органично дополнить традиционные уроки математики современными динамическими средствами визуализации.

Использование интерактивной доски

Наиболее эффективно интерактивные презентации могут быть представлены с помощью интерактивного оборудования, в частности интерактивной доски. Интерактивная доска и система оперативного контроля знаний совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, кодоскопы и т.д.).

Являясь универсальными средствами по отношению ко всем учебным предметам, указанные средства при обучении математике должны обладать некоторыми особенностями, в частности, в программном обеспечении должны присутствовать:

  • интерактивные математические инструменты (циркуль, линейка, транспортир и т. п.);
  • редактор формул;
  • интерактивные модели математических объектов.

В соответствии с указанными особенностями, стоит выделить программное обеспечение SmartNotebook для интерактивных досок Smart. Данное приложение обладает всеми перечисленными свойствами. В SmartNotebook предусмотрены четыре интерактивных математических инструмента, есть встроенный редактор формул, включая распознавание формул, написанных вручную. Начиная с четырнадцатой версии, в SmartNotebook есть возможность внедрять апплет GeoGebra что позволяет строить интерактивные математические модели.

Данное программное и техническое оборудование некоторое время назад поставлялось в московские школы и используется до сих пор. Однако, более современным и актуальным оборудованием являются интерактивные доски с встроенной системой МЭШ.

Доски производителя Promethean наиболее часто встречаются.

В функционале данного оборудования есть возможность создания интерактивных презентаций с тремя одновременными потоками данных – на компьютере учителя, на специальных планшетах для учеников и непосредственно на самой доске. Таким образом учитель может вывести на доску слайд с информацией для учащихся, одновременно – с комментариями для себя на свой компьютер и, например, тест по теме для учеников на учебных планшетах.

Большую помощь учителю оказывает обширная библиотека МЭШ с большим количеством разнообразных материалов, в первую очередь – готовых сценариев уроков по любой теме. Сценарий можно изменить под собственные нужды, а также создать свой собственный.

В арсенале средств – интерактивные задания, возможность внедрения заданий learningapps (о нем поговорим позже), тестирований, а также различные лаборатории, позволяющие моделировать различные процессы и объекты, строить графики и модели геометрических тел и т.д.

Использование лабораторий позволяет учителю существенно сократить время как при подготовке, так и во время проведения урока и более наглядно изобразить математические объекты, их взаимное расположение, рассмотреть их с разных точек.

Сетевые сервисы как средства визуализации

Широкими возможностями для создания интерактивных визуализированных задач обладают сетевые сервисы, которые среди всех перечисленных видов программных средств обладают рядом преимуществ:

  • для их использования не требуется установка программного обеспечения, поэтому задачи открываются на любом компьютере, имеющем доступ в Интернет;
  • задачи могут решать сразу несколько учащихся, даже находящихся удаленно друг от друга;
  • преимущественно бесплатные сервисы;
  • учитель имеет возможность удалённо просматривать результаты выполнения задач.

Рассмотрим подробнее сервис learningapps.org. Это приложение Web

  1. для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Русскоязычный дружественный интерфейс сервиса позволяет достаточно легко создавать как различные интерактивные задачи для учащихся (задачи на классификацию объектов, сортировку, определение порядка, оценивание, заполнение пропусков и т. д.), так и дидактические игры, предполагающие одновременное участие в решении задачи нескольких обучающихся с возможностью общения в игровом чате.

В данном шаблоне есть возможность вставки изображения, что позволяет представлять информацию в различных видах. В частности, в в виде таблиц, графов и графиков.

Не        подписывая        поля        и        предъявляя        сразу        все        элементы,        можно усложнить        задачу,                побуждая        обучающихся                сначала        выделить классификационный признак, по которому производится деление на группы.

Чтобы проследить правильность выполнения задач, учитель имеет возможность создать он-лайн журнал для нескольких классов.

К основным недостаткам данного сервиса можно отнести следующие:

  • не        позволяет        просмотреть        учителю        ошибки,        допущенные учащимися при решении задач;
  • не позволяет проследить за количеством попыток решения задачи учащимся;
  • отсутствует редактор формул (не во всех задачах можно внедрить формулы).

Ввиду указанных недостатков, затрудняется процесс оценивания учащихся. Поэтому задачи носят больше тренировочный характер. Тем не менее, они могут быть успешно применены на уроке (фронтальная и

самостоятельная работы обучающихся) и дома (в качестве альтернативного домашнего задания на домашнем компьютере обучающегося).

AhaSlides

AhaSlides - это интерактивная платформа для создания и проведения презентаций, опросов, викторин и других интерактивных мероприятий в реальном времени. Она предоставляет пользователям возможность создавать интерактивные слайды с вопросами, изображениями, видео и аудио для учебных занятий, конференций, семинаров и других мероприятий, проводимых в школе.

Участники могут присоединиться к презентации через уникальный код доступа и отвечать на вопросы, а также задавать их или высказывать свои мнения.

AhaSlides обладает простым и интуитивно понятным интерфейсом, а также многочисленными функциями, такими как возможность добавления более 20 типов вопросов, анонимное голосование, аутентификация участников и многое другое. (см. рис. 1)

Рисунок 1 – Пример интерактивного опроса

Для того чтобы создавать свои интерактивные презентации необходимо зарегистрироваться или войти через аккаунт Google.

После входа в свою учетную запись AhaSlides вы увидите список готовых шаблонов в верхней части панели инструментов. Вы можете щелкнуть любой из этих шаблонов, чтобы загрузить их. После загрузки он

автоматически добавится в ваш список презентаций, а шаблон откроется в редакторе.1

Коллекция различных тем, неограниченное количество вопросов, поддержка разных языков, в том числе и русского, облегчает работу с платформой. Всё, что нужно для обратной связи с обучаемыми — любое мобильное устройство (смартфон, планшет, ноутбук), имеющее доступ в интернет.2

Очень интересный шаблон — «Spinner Wheel». В центре слайда находится колесо, вращение которого можно запустить. На секторах колеса написаны вопросы. Участники викторины отвечают на вопрос, который выпадает случайным образом.

Вопросы на колесо добавляются прямо на слайде: колесо небольшое, поэтому вопросы подойдут только самые короткие.3 (см. рис. 2)

Рисунок 2 – Упражнение Spinner Wheel

В целом, AhaSlides является прекрасным инструментом для создания и проведения интерактивных презентаций и мероприятий, который позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. С его помощью учителя могут легко получить обратную связь и проанализировать результаты, что делает обучение более эффективным и результативным.

1 Ahaslides. URL: https://www.expert.itmo.ru/ahaslides?ysclid=lshmst1 bvb825471805 (дата обращения: 11.02.2024)

2 Ahaslides — отличная программа онлайн презентаций с обратной связью. URL: http://didaktor.ru/ahaslides- otlichnaya-programma-onlajn-prezentacij-s-obratnoj-svyazyu/?ysclid=lshl0b835i295120920 (дата обращения: 11.02.2024)

3 AhaSlides. Создаём квизы и «живые» презентации. URL: https://ikt-masterilki.ru/ahaslides/ (дата обращения: 11.02.2024)

Достоинства AhaSlides:

  • Бесплатное пользование;
  • Большой выбор интерактивных заданий;
  • Легкая процедура создания упражнений;
  • Быстрая проверка правильности выполнения задания;
  • Во многих шаблонах можно изменить цветовое оформление;
  • Возможность получить обратную связь от учеников в реальном времени.

Особенности:

  • Возможность возникновения проблем с доступом к сервису из-за технических сбоев;
  • Не всегда стабильная работа сервиса в онлайн-режиме;
  • Ограничения в функциональности бесплатной версии.

Wordwall.net

Wordwall.net – это многофункциональный инструмент, благодаря, которому можно создать интерактивные задания и воспроизводить их на любом устройстве с доступом в интернет, включая, компьютеры, планшеты, телефоны и интерактивные доски.

Данный сайт доступен как для преподавателей, так и для обучающихся. Wordwall        предоставляет        большое        количество        уже        созданных упражнений по различным темам и предметам, как для начальной, так и для

средней школы.

Отличительной особенность данного сервиса является то, что у уже созданного упражнения можно изменить шаблон, при этом суть самого задания не изменится. (см. рис. 3)

Рисунок 3 – Изменение шаблонов в упражнении Пользователю доступны до 33 интерактивных шаблонов и до 21

шаблона для печати — их количество зависит от выбранного тарифного плана. Чтобы сделать свою игру, требуется выбрать формат, заполнить шаблон учебным контентом и добавить в онлайн-урок, или распечатать материалы, если занятие проходит офлайн. 4 (см. рис. 4)

Рисунок 4 – Шаблоны упражнений

Сервис предлагает создавать не только простые интерактивные задания по типу «Найди пару», но и викторины со множественным выбором и ограниченным временем, несколькими «жизнями» и бонусным раундом. 4

Личный кабинет на платформе Wordwall предоставляет пользователям ряд полезных возможностей для управления, сохранения и создания интерактивных заданий, а также можно редактировать их, добавлять новые материалы, удалять или делиться ими с другими пользователями.

Каждая игровая сессия появляется на странице «Мои результаты», и когда ученики проходят упражнение, подразумевающее верные или неверные ответы, их результаты записываются в статистику. Если вы выбрали неанонимное прохождение задания, то можно будет увидеть личные результаты каждого участника: общие баллы, которые он заработал при прохождении, а также его ответы на отдельные вопросы. 5

Достоинства Wordwall:

  • Бесплатное пользование;
  • Большой выбор интерактивных заданий;
  • Легкая процедура создания упражнений;
  • Быстрая проверка правильности выполнения задания;
  • Статистика с результатами упражнений;
  • Во многих шаблонах можно изменить цветовое оформление;
  • Можно использовать для создания онлайн-уроков;
  • Возможность распечатать, созданные задания или воспроизвести их на интерактивной доске.

Особенности:

  • Ограниченный бесплатный доступ;
  • Ограниченный выбор игровых шаблонов;
  • Отсутствие возможности добавления мультимедийных элементов.

Wizer.me

Wizer.me - это образовательная онлайн-платформа, которая позволяет учителям создавать интерактивные уроки, тесты и задания для учеников. На сайте можно настроить различные типы заданий добавить мультимедийные материалы, создать группы учеников и отслеживать их прогресс.

Wizer может использоваться педагогами с целью реализации технологий

«перевернутого» урока, формирующего оценивания, смешанного обучения

5 Как создавать интерактивные упражнения в Wordwall. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-sozdavat- interaktivnye-uprazhneniya-v-wordwall/?ysclid=ls7kzdjznl267054258 (дата обращения: 10.02.2024)

(интерактивных рабочих листов для практической работы или домашних заданий, бланков для итоговой оценки, анкет и форм обратной связи). 6

Отличительной особенностью платформы является то, что с ним можно работать не только в классе, но и удаленно.

Целью данного конструктора является проверка и укрепление знаний учащихся различными способами.

Для доступа ко всем ресурсам сайта необходимо зарегистрироваться. Сначала необходимо выбрать роль учитель, ученик, или родитель. После этого выбора можно перейти к регистрации, которая осуществляется несколькими способами: через учетную запись Google, Microsoft или электронную почту.

Интерактивный рабочий лист представляет собой веб-страницу, на которой можно разместить учебный материал и различного типа задания для учащихся. Например, это может быть видео, картинка, текст на основе которых учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания.7 (см. рис. 6)

Выбор готового шаблона можно настроить по языку, на котором он будет, по возрасту детей и по предмету.

Рисунок 6 – Пример заданий в интерактивном рабочем листе

6 Инструкция по работе с социальным сервисом Wizer. URL: https://clck.ru/38jvyF (дата обращения: 06.02.2024)

7 Wizer интерактивные рабочие листы. URL: https://sites.google.com/site/internetservisynauroke/wizer (дата обращения: 05.02.2024)

При разработке своего рабочего листа можно: выбрать фон, указать заголовок, а также изменить шрифт напечатанного текста.

В рабочий лист можно добавить такие задания как:

Open Question. Это упражнение предоставляет учащемуся поразмышлять над ответом на поставленный вопрос. У него есть несколько вариантов, как ответить на него. При помощи текста, аудио или картинки. Для данного вопроса учитель может выбрать количество строк, которые должен занимать ответ ученика.

Multiple Choice. Это задание предлагает ученику выбрать ответ на вопрос. Количество ответов может быть разным. Варианты ответов могут быть в виде текста и в виде картинок, которые загружаются с компьютера.

Blanks. В данном задании можно добавить текст с пропусками, которые обучающимся нужно будет заполнить.

Fill On An Image. В данном задании учащемуся необходимо подписать отмеченную на изображении метку. (см. рис. 7)

Рисунок 7 - Задание Fill On An Image

Matching. В данном задании необходимо составить пару из слов, предложений, изображений или аудио.

Table. В данном задании обучающемуся нужно заполнить таблицу, одним из вариантов. Первый – самостоятельно. Второй – выбрать из списка правильный вариант ответа.

Sorting. В данном задании ученику необходимо сгруппировать объекты в нужные колонки.

Draw. Суть упражнения состоит в том, что учащемуся нужно изобразить свой        ответ        на        поставленный        учителем        вопрос.        Для        этого        он        может воспользоваться карандашом и кистью. У них можно изменить форму и цвет. Text. В данном задании можно составить задания к тексту. Например,

озаглавь текст или ответь на вопросы по тексту.

Image. Данный шаблон можно использовать для создания заданий с описанием изображенного объекта

Video. В данном задании можно добавить видео из YouTube. К выбранному видео можно составить вопросы, на которые детям нужно ответить.

Discussion. Это инструмент позволит создать чат с учеником или несколькими учениками для обсуждения вопроса по конкретной теме. Помимо текста, в чат можно добавлять картинки.

Рабочие листы, созданные на данном сайте могут быть использованы на уроках, в качестве домашнего задания, а также на родительских собраниях, воспитательных мероприятиях, внеклассной работе, в дополнительном образовании и так далее.

Достоинства Wizer.me:

  • Возможность бесплатного использования;
  • Большое количество шаблонов заданий, что позволяет воплотить в жизнь практически любую задумку;
  • Бесплатный;
  • Простая регистрация;
  • Возможность организовать совместную работу;
  • Наличие готовых рабочих листов. Особенности:
  • Отсутствие возможности работать offline, для работы необходимо подключение к сети интернет;
  • Мало готовых рабочих листов на русском языке.

Заключение

Вопросы использования мультимедиа – ресурсов для демонстрации материала учителем являются многоаспектными и не простыми. Выбор сервиса или программы для представления информации остается за пользователем. В интересах педагога остаётся заинтересовать слушателей – обучающихся, поэтому в ход идут всё более изощренные методы подачи информации и используются всё более современные, с большими возможностями и эффектами мультимедийные пособия.

Следует, однако, отметить, что используемые учителями и обучающимися презентации реализуют в основном реактивную интерактивность и ориентированы на пассивное зрительное восприятие и запоминание информации. Чтобы применение указанных средств для визуализации процесса обучения математике было эффективным, необходимо выполнение ряда условий, в частности:

  • оптимальное сочетание трёх видов представления учебной математической информации (вербальный, аналитический и визуальный);
  • создание учебных ситуаций, развивающих познавательные УУД.

Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь - результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Безусловно, эффективность урока во многом зависит от применения технических средств обучения (ТСО), но при этом следует помнить о здоровье

обучающихся. . Их использование не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: обучающиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у обучающихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации.

Частота использования таких средств влияет на эффективностьпроцесса обучения. Если технические средства использовать очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста.

Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Целесообразное количество уроков с применением технических средств обучения - не более 3-4 раз в неделю. При использовании ТСО необходимо сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради.

Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ на уроках математики является одним из способов оптимизации учебного процесса за счёт создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические понятия

Презентация поможет учителю в объяснении материала по теме " Математические понятия"...

Формирование элементарных математических понятий младшего школьника

Формирование элементарных математических понятий младшего школьника...

Статья на тему «Математические игры как средство пропедевтики математических понятий»

Статья посвящена математическим играм – одной из разновидностей дидактических игр. Описана методика работы с математическими играми....

Статья на тему: "Использование аналогии при изучении математических понятий в начальных классах"

Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже ...

Формирование математических понятий и представлений у первоклассников на примере изучение темы «Длина и её измерение»

Описание методики введения понятий "длина", "измерение длины" в первом классе УМК "Школа России". Алгоритм подготовки учителя к уроку. Упражнения по развитию приёма классификации на примере изучения т...

Курс для дошкольников по математике "Формирование математических понятий"

Курс «Формирование математических понятий» предназначен для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе....

МНЕМОТЕХНИКИ: Приём «Метод ключевых слов» и использование схемы цветовой визуализации. На примере темы "квартира" на английском языке

Материал будет полезен изучающим и преподающим  английский язык, вы узнаете, что такое мнемотехники, а также, как с их помощью запоминать те или иные слова. Именно в этом материале работаем с тем...