Анализ качества знаний учащихся начальной школы по итогам года
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Нургалиева Ольга Андреевна
Материал к итоговому педсовету, отображающий качество работы учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Analiz_kach_znaniy_po_2009-2010.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ качества знаний

учащихся начальной школы

по итогам 2009-2010 учебного года

Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.

Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

В 2009-2010 учебном году начальная школа работала на основе нормативных документов МО РК; в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Уставом школы».

Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме двух смен шестидневной недели в 18 классах – комплектах.

Напряжённая, целенаправленная  работа всех учителей по совершенствованию методов обучения, воспитания и развития дала хорошие результаты.

Учебный год закончили 493 обучающихся 1-4 классов, из них  78 отличников, 227 хорошистов, не усвоивших базисный компонент Госстандарта нет.

Успеваемость по начальной школе составила 100%, качество знаний - 62%.

Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний

по начальной школе по учебным годам

Количественный показатель по годам:    

Учебный год

Число учащихся на конец года

Успеваемость, %

Качество знаний, %

Число второгодников

Отсев

Прибытие

2005-2006

542

99,8

65

1

16

16

2006-2007

476

99,4

62

2

21

11

2007-2008

484

99,8

64

1

11

9

2008-

2009

469

99,8

62

1

19

14

2009-2010

493

100%

62

0

10

13

1 – 4 классы

2006-2007

2007-2008

2008-2009 

2009-2010

Всего

476

484

469

493

Отличн.

82

98  

98

78

Хорош.

212

224

224

227

Неуспев.

1

1

1

0

Неаттест.

1

0

0

0

% усп.

99,6%

99,8%

99,8%

100%

% кач.

62%

64%

62%

62%

                    На основании сравнительно-цифрового анализа можно констатировать:

  • В целом, по 1-4 классам за последние три года отсутствует выраженная динамика как повышения, так и снижения показателей состояния качества знаний и успеваемости. Наблюдается стабильность. Показатель качества относительно стабилен и на сегодняшний момент, и составляет 62%. Показатель успеваемости колеблется от 99,6% до 100%, что связано с уменьшением количества неуспевающих учащихся на 1.
  • Количество отлично успевающих учащихся также характеризуется позитивной стабильностью: в течение двух лет процент данной категории учащихся составляет от 16% до  17% от общего количества аттестуемых учащихся. Хотя, на конец I полугодия количество отличников составляло 13%, то на конец года - уже 16% (тяготеет к повышению за счёт большого количества отличников в 1-ых классах).
  • По числу хорошистов результат также тяготеет к повышению: от 44% в 2006-2007уч.г. до 46% в 2009-2010 уч.году от общего количества учащихся.

 Следует отметить, что этот учебный год по наполняемости начального звена преломил  тенденцию к уменьшению (численность детей увеличилась на 24 человека за счёт увеличения количества 1-ых классов). Последние годы работы показали явную тенденцию к повышению набора детей в классы предшкольной подготовки, и, соответственно, первые классы. Это объясняется увеличением количества детей по микрорайону, а также предпочтение родителей обучению детей в нашей школе.

Успеваемость и качество знаний по начальной школе

в разрезе учителей

2009-2010 учебный год

Ф.И.О.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

усп-

ть

кач-

во

усп-ть

кач-во

усп-ть

кач-во

усп-ть

кач-во

усп-

ть

кач-

во

1-ые классы

100

65

100

69

100

68

Григорьева Инна Владимировна

100

70

100

73

100

73

2.

Перминова Раиса Павловна

100

57

100

71

100

66

3.

Белкина Елена Александровна

100

63

100

63

100

63

4.

Полетаева Маргарита Витальевна

100

81

100

82

100

82

5.

Гаффарова Татьяна Дмитриевна

100

52

100

52

100

52

2-ые классы

100

58

100

68

100

60

100

65

100

65

6.

Пирогова Татьяна Юрьевна

100

66

100

68

100

57

100

68

100

68

7.

Новикова Татьяна Ивановна

100

62

100

69

100

66

100

69

100

69

8.

Голимчук Елена Александровна

100

61

100

68

100

61

100

61

100

61

9.

Савенкова Наталья Анатольевна

100

56

100

64

100

57

100

61

100

61

3-и классы

100

63

100

54

100

56

100

59

100

60

10.

Гребенькова Ирина Юрьевна

100

58

100

56

100

52

100

52

100

56

11.

Шабанова Елена Александровна

100

81

100

58

100

61

100

77

100

77

12.

Чабан Людмила Валентиновна

100

56

100

65

100

58

100

58

100

58

13.

Работягова Елена Фёдоровна

100

69

100

54

100

59

100

59

100

59

14.

Гусева Татьяна Михайловна

100

50

100

36

100

52

100

52

100

52

4-ые классы  

100

50

100

50

100

45

100

52

100

54

15.

Грибанова

Людмила

Александровна

100

71

100

61

100

52

100

68

100

74

16.

Прыщенко Светлана Викторовна

100

46

100

50

100

50

100

50

100

50

17.

Черябкина Ирина Петровна

100

33

100

37

100

36

100

41

100

39

18.

Еремеева Вера Александровна

100

47

100

50

100

43

100

50

100

50

1-4 классы

100

58

100

57

100

57

100

62

100

62

                   Данный сравнительно-цифровой анализ свидетельствует:

  • Показатели качества обученности учащихся по предметам, в целом, имеют тенденцию к стабильности.
  • Данные результаты достигают среднестатистических показателей по городу.

Рассматривая уровень обученности обучающихся начальных классов по параллелям в динамике за четыре четверти 2009-2010 учебного года, видна стабильность или рост качества по всем классам и параллелям в течение года. Из таблицы следует, что учителя начальной школы добиваются достаточно высокого качества знаний, приложив максимум усилий, знаний и терпения для достижения полученных результатов. Высокое качество знаний обеспечивают следующие учителя 1-4 классов:

Рейтинг классов по качеству обучения:

Место

Класс

Классный руководитель

%

1

2

3

4

5

6

7  

8

9-10          

1 "Г"

3 "Б"

4 "А"

1 "А"

2 "Б"

2 "А"

1 "Б"

1 "В"

2 "В", "Г"

Полетаева М.В.

Шабанова Е.А.

Грибанова Л.А.

Григорьева И.В.

Новикова Т.И.

Пирогова Т.Ю.

Перминова Р.П.

Белкина Е.А.

Голимчук Е.А., Савенкова Н.А.

82 %

77 %

74 %

73 %

69 %

68 %

66%

63%

61%

Этому способствует стабильность и слаженность работы МО, что происходит благодаря тесному контакту учителей между собой, их открытости по отношению друг к другу в работе, доверительности, обмену опытом и очередными находками,  новыми методическими наработками.  

Анализ ПГК  показал следующее:

  • учащиеся 4-ых классов на высоком уровне усвоили базисный компонент Госстандарта (100%);
  • по данному содержанию достигнут высокий уровень качества знаний – 92%;
  • степень обученности учащихся составляет 87%, средний балл – 4,3.

Таким образом, учителям, работающим в параллели 4-ых классов, удалось полностью реализовать программу Госстандарта по предмету.

          На протяжении последних пяти лет учащиеся начальной школы постоянно достигают высоких результатов, участвуя в городской олимпиаде младших школьников, ежегодно занимая призовые места (2004-2005уч.год – II место, 2006-2007 уч.год –III место, 2007-2008уч.год- I место в районной олимпиаде, 2008-2009 – участие, 2009-2010 – по району – 5 место, по городу – 18 место). В этом учебном году учащиеся 2-4 кл. принимали активное участие в различных конкурсах, играх: «Акбота»-41 ч., «Русский медвежонок»-20 участников – 3 призовых места, «Золотое руно»-18 участников-2 призовых места, «Кенгуру-лингвист», «Кенгуру-математик»-36 участников.

Успеваемость и качество знаний по начальной школе

в разрезе предметов

2009-2010 учебный год

Предметы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

усп-ть

кач-во

усп-ть

кач-во

усп-ть

кач-во

усп-ть

кач-во

усп-ть

кач-во

Казахский язык

100

67,9

100

67,9

100

78,8

100

68,1

100

69,7

Русский язык

100

66,8

100

70,9

100

81,1

100

68,4

100

68,1

Литературное чт.

100

90,2

100

88,9

100

88,6

100

90,6

100

90,3

Математика

100

74,3

100

74,0

100

99,2

100

75,4

100

75,4

Познание мира

100

86,3

100

81,4

100

97,8

100

87,0

100

87,2

Музыка

100

100

100

99,4

100

100

100

100

100

100

ИЗО

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Физкультура

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Труд

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

         1/3 часть обучающихся 1-4 классов имеет «3» по итогам года в силу своих слабых интеллектуальных возможностей, часть этих детей из социально-неадаптированных семей, что приводит к пропускам без уважительных причин, невниманию родителей к успеваемости детей.

Анализируя причины плохой успеваемости, выделили 2 группы:

  1. Наличие детей с низкими интеллектуальными способностями.
  2. Отсутствие помощи  со стороны родителей, бесконтрольность (социально-неадаптированная семья).

Пути решения:

               - индивидуальная работа педагога, осуществление дифференцированного подхода, коррекционно-развивающие занятия с психологом;

  • создание для ребёнка ситуации успеха;
  • привлечение родителей к воспитанию детей;
  • определение детей в специальные образовательные учреждения.

Хочется надеяться, что результаты будут в дальнейшем более стабильными и высокими, т.к. предрасположенность к этому наблюдается. С одной «4»  закончили учебный год 6 учащихся 1 классов, 9 второклассников, 8 третьеклассников и 1 ученик из 4-ых классов. Также есть резерв и среди детей, закончивших учебный год с одной «3»: 12 учащихся 1 классов, 8 человек в параллели 2 классов, 10 человек – в параллели 3-их классов, 8 четвероклассников.

По итогам 2009-2010 учебного года СОУ достигла высокого уровня по всей начальной школе (75%), в том числе и в каждой параллели: 1 класс – 77%, 2 класс – 75%, 3 класс – 75%, 4 класс – 74% (СОУ на высоком уровне у следующих учителей: Полетаева М.В. – 82%, Пирогова Т.Ю. – 78%, Перминова Р.П.,Шабанова Е.А. – 77%, Грибанова Л.А., Новикова Т.И., Григорьева И.В., Белкина Е.А. - 76%). Допустимый уровень степени обученности учащихся у остальных учителей.

    О сформированности ЗУН свидетельствуют результаты итогового контроля. По результатам тестирования за 4 четверть практические умения и навыки по математике сформированы на качественном уровне у учащихся  1-ых классов – 68% (1г-87%, 1б-71%, 1в- 65%, 1а,д-57%), в параллели 2 – ых классов – 75% качество знаний (2г – 82%, 2а – 80%, 2в-74%, 2б –64%), у учащихся 3 классов – 81% (3в – 96%, 3б,г – 88%, 3д – 68%, 3а– 65%), у учащихся 4-ых кл. – 65% (4а – 79%, 4б – 71%, 4в – 56%, 4г – 50%).    

Вывод: Программный уровень по результатам контрольного тестирования выполнили 97% учащихся 1-4 классов, качество знаний составило – 72%, СОУ- 78%, средний балл- 3,9. В следующем учебном году необходимо:

  • вести индивидуальный контроль за уровнем знаний учащихся;
  • анализировать систему формирования вычислительных навыков, обращая особое внимание на обратные арифметические операции;
  • внедрять в практику приёмы преподавания, способствующие развитию логического мышления, развитию умений применять знания на практике;
  • классифицировать вычислительные ошибки и проводить работу по их устранению.  

                   

По русскому языку: Анализ результатов тестирования первоклассников показал, что качество знаний по обучению грамоте находится на достаточно высоком уровне –61% (1г-83%, 1а,б-57%, 1в,д-52%). По русскому языку качество знаний по 2 классам составило 77% (2в – 96%, 2а – 77%, 2г - 70%, 2б – 64%), по 3 классам – 85% (3в – 100%, 3б,г – 92%, 3а – 81%, 3д – 60%), по 4-ым классам  – 83% (4б – 96%, 4а – 86%, 4г – 85%, 4в – 64%).

Вывод: Программный уровень по результатам контрольного тестирования выполнили 97% учащихся 1-4 классов. Лишь 3% учащихся не справились с работой. Поэтому практически все учащиеся начальных классов имеют достаточный для продолжения обучения уровень знаний, умений, навыков и познавательных интересов по русскому языку: %успеваемости составил 97%, качество знаний – 76,5%, СОУ- 83%, средний балл- 4,1.

По познанию мира: 

Вывод: Базисный компонент по результатам контрольного тестирования усвоили 98% учащихся 1-4 классов. Лишь 2% учащихся не справились с работой. Поэтому практически все учащиеся начальных классов имеют достаточный для продолжения обучения уровень знаний, умений, навыков и познавательных интересов по познанию мира: %успеваемости составил 98%, качество знаний – 74%, СОУ- 79%, средний балл- 3,9. В следующем учебном году необходимо:

  • вести индивидуальный контроль за уровнем знаний учащихся;
  • внедрять в практику приёмы преподавания, способствующие развитию логического мышления, развитию умений применять знания на практике;
  • следует уделить большее внимание изучению трудных тем по познанию мира, где допущено наибольшее количество ошибок.

По литературе: 

Вывод: Программный материал по результатам контрольного тестирования выполнили 99% учащихся 2-4 классов. Качество знаний – 79%, СОУ- 81%, средний балл- 4,0. В следующем учебном году следует больше внимания уделить дополнительному чтению учащихся, словарной работе, обучению специальной терминологии по предмету.

Учителями начальных классов в каждой параллели достигнуты достаточно высокие результаты сформированности навыков чтения у детей. В целом, 99% учащихся получили необходимый уровень базовых знаний, умений и навыков; у 86% уч-ся 1-4 классов высокий уровень сформированности всех сторон навыка чтения (способ, темп, правильность, осознанность, выразительность). СОУ составляет 89% (оптимальный уровень).

В сравнении с результатами на конец 1 полугодия все учащиеся 1-ых классов овладели навыком чтения (ниже нормы читают 6 уч.в 1д классе и единичное количество учащихся в 1а,в,г классах).  В параллели 2-ых классов качество чтения составило 88%, что на 2% ниже результатов 1 полугодия: на 2 человека больше прочитало ниже нормы-13чел., выше нормы читает большая часть второклассников 61%. В параллели 3 классов 80% учащихся прочитали по норме и выше. В основном это чтение целыми словами. На 7% выше стало качество чтения в параллели 4-ых классов (было 81%, стало 88%): количество читающих ниже нормы уменьшилось на 4 человека, а также, увеличилось количество читающих выше нормы (с 75 четвероклассников до 86 уч-ся). Конкретный анализ причин повышения и понижения результатов дан в справке по итогам проверки техники чтения за II полугодие.

Решение:

  1. Продолжать целенаправленную работу по формированию ОУУН по всем предметам.
  2. Взять под контроль качество преподавания предметов в классах, показавших снижение результатов.
  3. При конструировании урока продумывать отбор методов для реализации ТДЦ в плане формирования учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов.
  4. Более глубоко и качественно индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
  5. Каждому учителю совершенствовать формы и методы мониторинга за состоянием преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества преподавания и степени обученности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый праздник для учащихся начальной школы. Подведение итогов учебного года. Награждение.

Каждый год в нашей гимназии проводится  общешкольный итоговый Праздник Всех Наук. На празднике мы стараемся отметить призами, грамотами и кубками как можно больше детей. Сценарий это...

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

Мониторинг успеваемости и качества знаний в начальной школе

Эта работа – попытка показать учителям, что система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны. Нам и раньше все время приходилось накапливать информационный материал, а при анализ...

Тестирование как один из методов контроля качества знаний учащихся начальной школы

Тест - это средство, позволяющее выявить уровень качества усвоения материала. Различают несколько видов тестов.Избирательный тест, и его виды....

«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технолог...

Способы повышения качества знаний учащихся начальной школы.

Использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):здоровьесберегающие технологии;технологии дифференцированного обучения;информационные технологии;технология проблемного обучения;иг...