Главные вкладки

    Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
    статья (1,2,3,4 класс) на тему

    Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_sreda_v_nachalnoy_shkole.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века»

    для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

                                                              

    Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России.

    Начиная с середины XIX века ряд врачей, физиологов и педагогов России посвящают свои работы изучению состояния здоровья школьников, разработке рекомендаций по его сохранению и укреплению.

             По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. В исследованиях, проведённых под руководством В.Ф.Базарного утверждается, что источником отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу факторы (недостаток физической активности, особенности питания, неудовлетворительное состояние классных комнат) но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности. Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но  использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья  в своей педагогической деятельности.

    По выражению академика Д.В.Колесова, «… только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование».

     Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижает интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

     Как показывает опыт, наибольшей эффективностью при организации здоровьесберегающего образовательного процесса на учебных занятиях обладает технология личностно-ориентированного обучения.

     Личностно-ориентированное обучение обеспечивает право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

     Личностно-ориентированное обучение предполагает:

    - сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;

    - предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе;

    -  обязательную успешность деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития ( Л.С.Выготский);

    -  предоставление права выбора деятельности, партнёра, средств обучения;

    создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка;

    - демократичный стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся.

             Педагогический  коллектив учителей начальной школы уже пятый год работает по УМК  «Начальная школа XXI века». Выбор неслучайный, так как  

    УМК  «Начальная школа XXI века» предоставляет достаточно возможностей для реализации личностно-ориентированного обучения. Средства обучения УМК дают возможность индивидуально подойти к ученикам, готовым выполнить задание самостоятельно, без указания и инструкции педагога (высокий уровень самостоятельности); работать с учащимися, способными

    проявить самостоятельность при соблюдении определённых педагогических условий (средний уровень), а также предложить свою помощь ученикам, которые способны сделать самостоятельно лишь отдельные действия (низкий уровень). Такая возможность предоставляется при работе с коррекционно – развивающими тетрадями, а также с разноуровневыми заданиями рабочих тетрадей.

    Учебники и рабочие тетради по всем предметам дают возможность работать в условиях совместной деятельности разного типа (в группах, парах, индивидуально).

             Говоря о  личностно-ориентированном обучении нельзя не затронуть проблему дифференцированного обучения как учёта индивидуальности школьников, имеющий разный темп продвижения и различный уровень развития. На какие положения обращают особое внимание педагоги нашей школы?

    1. Дифференцированное обучение проводится в структуре гетерогенного (разнородного) класса, где благоприятным фактором развития для детей становится разный интеллектуальный уровень учебного коллектива.

    2. В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности. Например, неграмотные учащиеся обычно не владеют звуковым анализом, не умеют найти место, где должно быть применено правило, не видят допущенную ошибку и т.п., а причиной неумения решать  математические задачи является недостаточное развитие логического мышления, зрительного и пространственного восприятия.

    3. Исходя из сказанного, учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволяет ему установить уровень  интеллектуального развития ребёнка, сформированность умений учиться. Такая педагогическая диагностика для 1- 4 классов создана группой сотрудников Центра начальной школы (руководитель разработок Л.Е.Журова).

    4. На основе результатов диагностики учителя используют дополнительные дидактические материалы - коррекционно – развивающие  тетради по каждому учебному предмету, что позволяет вовремя устранять причины возникающих или возможных ошибок.

    5. Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного  фона, дополнительной, интересной для младших школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, дающую возможность развивать общую культуру и эрудицию ребёнка.

              С этой целью учителя используют такие рубрики  урока как «Для любознательных», «Спрашивай – отвечаем», «Этот удивительный мир», «Путешествие в прошлое», «Что, где, когда?» и др. Включение в урок таких рубрик как «Сочинялки», «Соображалки», «Выскажи предположение», «Жил на свете человек…» имеют важное значение для развития ребёнка: совершенствуют связную образную речь, развивают воображение, помогают понять целостность окружающего мира, снимают усталость и напряжение.

             Конечно, личностно-ориентированное обучение связано с удовлетворением потребностей ребёнка в различных  деятельностях, интересных ему. Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остаётся игра.

    Учителя нашей школы в своей практике широко используют как дидактические игры так и сюжетно- ролевые. Предпочтение отдают последним. Связано это с особенностями ролевой игры: ребёнок борёт на себя роль, действует в воображаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками. Вместе с ними создают сюжет игры. Всё это он делает по своему разумению, самостоятельно. Дети свободны в выборе партнёров, действий, сюжета и аксессуаров игры. Например, на уроках Окружающего мира в теме «Семья» дети разыгрывают телефонные диалоги: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», « Вызовем к больному врача», «Поговори с другом» и пр. В теме «Осень» организуется «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том,  как они готовятся к зиме. Очень интересны игры – путешествия, которые проходят с использованием карты, глобуса, иллюстраций, и игры- экскурсии (например, «На ярмарку», «В музее», «Экскурсия по родному городу» и др. Интересно проходят и игры на основе литературных произведений – разыгрывание литературных отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений, народных песенок, потешек и пр.

    Полюбились детям и такие известные игры, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умницы», где дети берут на себя роль как ведущих, так и игроков команд.

             Не следует забывать при организации учебно – воспитательного процесса о создании ситуации успеха. Первым условием педагогического создания ситуации успеха является атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всех минут учебных занятий, но особенно в первые минуты интеллектуальной работы. Слагаемые атмосферы доброжелательности – улыбка, добрый взгляд, мягкие жесты, внимание друг к другу. Интерес к каждому, приветливость, расположенность, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку.

     Снятие страха – второй шаг к успеху ребёнка. Вербальное сопровождение такого рода, как «Ничего страшного, если не получится…всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать, как не надо делать..» снимает психологическую зажатость, позволяет субъекту мобилизовать все силы и способности.

             Использование приёма авансирования позволяет ребёнку увеличить меру уверенности в себе. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены: «Я не сомневаюсь в успехе… Именно вы хорошо справитесь с заданием, потому что серьёзно и вдумчиво работали весь урок…».

             Ключевым моментом проживаемой ситуации успеха выступает высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Педагоги, зная это, обязательно подготовят мотивировку, аргументируя надобность действий: «Это нам всем очень полезно…» или «Тебе важно, чтобы…» и т.д.

     Реальной в движении ребёнка к успеху становится так называемая скрытая инструкция.  Например, первоклассникам педагог помогает так: «Мне кажется, что достаточно вести линию на себя… у меня всегда так лучше получается…». Или перед тем, как пригласить ученика читать стихотворение: «если видишь то, о чём говоришь, то получается выразительно».

    Нельзя не сказать о роли физкультминуток разных видов: оздоровительных, физкультурно – спортивных, двигательно – речевых, креативных, которые являются обязательными на каждом уроке. Систематически проводим игры на внимание, пальчиковый игротренинг. Для профилактики близорукости зрения, снятия усталости глазных мышц проводим офтальмологические минутки по таблице В.Ф.Базарного. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

     Опыт внедрения в учебный процесс современных здоровьесберегающих технологий показывает, что дети себя чувствуют на уроках комфортнее, снижается уровень тревожности, уменьшается утомляемость детей.

             По мнению учителей  нашей школы  УМК «Начальная школа XXI века» создаёт благоприятную образовательную среду, стимулирующую коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, оказывает существенное влияние на формирование интеллектуального и  личностного компонента психического здоровья школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.

    Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...

    Система методов работы по созданию здоровьесберегающей среды в начальных классах

    Реализация здоровьесберегающих технологий обучения....

    Система работы учителя в создании здоровьесберегающей среды в начальной школе

    «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов Начальная ступень образования ...

    "Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе в условиях использования ИКТ"

    Данный документ содержит материал для выступления на педагогическом совете по работе городской экспериментальной площадки. Раскрыты направления работы площадки и представлены результаты....

    Создание здоровьесберегающей среды на начальном уровне общего образования

    Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника – утрата интереса ребёнка к учёбе, столь явного в начальных классах. Ученик, для которого посещение школы – тяжёлое и неприя...