Речевая компетенция как одно из условий самореализации младших школьников в процессе обучения
статья по теме


Предварительный просмотр:

Речевая компетенция как одно из условий самореализации младших школьников в процессе обучения

1.Введение  

 

               Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие,  подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

    Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс его будущей взрослой жизни. Учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.

            Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Коммуникативно-речевая компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.

Актуальность моей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи  учащихся. Между тем, задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся и вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.

Так, например, у моих учащихся на момент поступления в 1-й класс были следующие показатели:

•                        У 30% детей преобладал игровой мотив деятельности.

•                        У 40% детей низкий уровень развития речи.

•                        У 48% - слабо развит фонематический слух.

•                        У 35% - узкий кругозор.

 Таким образом, возникает проблема:

- Как преодолеть противоречие между реальным уровнем речевого развития младших школьников и программными требованиями?

- Как научить ребёнка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию речи, какие виды работ являются наиболее эффективными?

- Как реализовать потенциал речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов?

Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.

        

ЦЕЛЬ моей работы:  

определить эффективные возможности  для формирования коммуникативно – речевой компетенции  младших школьников в процессе обучения на основе создания коммуникативных ситуаций.

Задачи

  1. изучить  проблемы формирования речевой компетенции младших школьников и возможности урока по данному направлению;
  2. способствовать расширению и обогащению активного словаря младших школьников;
  3. использовать возможности уроков  и внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции;
  4. способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика

Объект исследования - процесс формирования  речевой деятельности младших школьников с учетом возможностей  программы и внеучебной деятельности

Предмет исследования -  устная и письменная речь как составные компоненты коммуникативной компетенции

Гипотеза исследования - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения повышает уровень сформированности речевой культуры, уровень развития мышления, способствует дальнейшей самореализации учащихся младших классов как в школе, так и вне ее.

 2. Основная часть

Компетенция –

1) круг полномочий какого-либо лица, предоставленный законом;

 2) набор ЗУН по кругу вопросов, в которых хорошо осведомлен, для выполнения определенных работ (знания, навыки, способности, умения, усилия, стереотипы поведения).                            (Из словаря иностранных слов)

Если совсем коротко:

Компетенция -  есть действие, приводящее к нужному результату.

Говоря о компетенциях, следует помнить, что они не всегда (а точнее довольно редко) подразумевают нечто видимое. Как правило,  компетенция описывает личностные особенности, обеспечивающие достижение результата.

Речевая компетенция - умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

 Последние три года уделяю большое внимание развитию языковой и речевой компетенции учащихся. Как утверждает ученый – линвист В.В. Виноградов: «Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

Этапы развития речевой коммуникации

Развитие речевой коммуникации младших школьников осуществляется поэтапно. На 1 этапе учащиеся могут под руководством учителя (1-2 кл)

  1. участвовать в урочном общении;
  2. давать полные ответы на вопросы и задавать вопросы;
  3. комментировать;
  4. делать простые сообщения логично и последовательно.

•        Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

На 2 этапе:

  1. присутствует простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться ярко,
  2. прослеживается умение вступать в общение с собеседником.

•        Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

На 3 этапе:

  1. умение вести беседу в паре, в группе;
  2. умение вести диалог;
  3. строить дискуссию;
  4. умение участвовать в конференции, игре и т.д.

•        Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Источники приобретения коммуникативной компетентности

  1. Опыт народной культуры.
  2. Знание языков общения, используемых народной культурой.
  3. Опыт межличностного общения.
  4. Опыт восприятия искусства.

Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой.

Одна из главных особенностей программ по русскому языку и литературному чтению- коммуникативная направленность. Это проявляется в следующем:

 1) у детей формируется умение общаться в устной и письменной форме, строить высказывания разных жанров;

 2) школьники учатся чтению учебной книги, обращению к ней как к источнику знаний;

 3) изучение каждой из сторон языка, во-первых, направляется коммуникативным мотивом (выявляется значение того или иного языкового средства, смысл и причины соблюдения определенных  правила его использования), а во-вторых, способствует осознанному применению в речевой практике полученных знаний;

 4) обращается пристальное внимание на значение изучаемых единиц языка, ребята учатся умело использовать их в речи.

Основные формы учебной коммуникации.

Развитие коммуникативных навыков младших школьников напрямую зависит от уровня развития активного и пассивного словарного запаса, развития умения строить предложения, высказывания различных видов.

 Письма, поздравления или записки позволяют выявить трудные для детей задания (ведь чаще всего  им не нравится то, что трудно), что позволяет планировать дальнейшую работу на уроках русского языка.

С 1 класса я начала учить учеников работе в паре и в группе. Эти виды работы, на мой взгляд, является одним  наиболее эффективными. Они обеспечивают регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышают речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.

Работая в группе, ученики учатся вступать во взаимодействие , учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

 Далее в центре внимания – речевые вопросы. Работа начинается с изучения предложения как языковой и речевой единицы, дети учатся строить ответы на вопросы, вслушиваться в интонации, задумываться о предмете речи, строить предложения, соблюдать правила культуры общения. За это время дети делают заметный шаг в формировании умений, обеспечивающих речевую деятельность.

В чём я вижу повышение эффективности урока для развития речи?

 Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся, что должно быть ими усвоено, чем они должны владеть на уроке практического применения. Эта целенаправленность определяет композиционную структуру урока, этапы и связи между ними, отбор материала, форму обратной связи. Применение всех компонентов учебной деятельности направляю на конечный результат.

Чтение и письмо — естественные продукты непрерывно растущей речевой компетентности ребенка.

Сочинения

Развитие речевой компетенции невозможно без текстовой деятельности.

Начиная с 1 класса, в первую группу упражнений, направленных на  точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковую правильность отношу следующие упражнения:

-       подбери слова по теме «Зима», «Зимние забавы», «Лес» т.п.

-       найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа;

-       составь предложение по картине;

-       составь несколько предложений по картине, по серии картинок;

-       придумай своё название текста.

-      Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своём котике (устно).

-      Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

-      Составь ещё одно предложение, чтобы получился текст. Запиши его.

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.

Виды творческих упражнений:

- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;

- даются опорные слова или сочетания;

- задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

1.У меня есть кот. Его зовут Барсик. Он весь белый, только носик и лапки черные. Барсик очень послушный и умный Я его очень люблю. Мы с ним играем в компьютер: я играю, а он смотрит.

 2. У меня есть кукла по имени Алиса. Она может сидеть, стоять, лежать. У нее белые волосы, синие глазки. Я делала Алисе  разные причёски. Но я пошла в 1 класс. Школа важнее!

3. Пришла зима. Накрыла все белым  покрывалом. Стало светло и всюду сугробы. Озеро замёрзло. На небе виднеется блеклое солнце, но оно не греет. На деревьях  ветви покрыты пушистым снегом. Вот подлетела птичка с  красивыми пёрышками. Она с удивлением посмотрела на меня. Я люблю снежную зиму.

Сочинения указывают на результаты по всем трем основным показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства.

ДОСОЧИНЯЛКИ

Литературное чтение в 3 – 4 кл. предоставляет широкие возможности  учащимся для  формирования речевой деятельности. С  успехом мои ребята осваивали «ДОСОЧИНЯЛКИ». Это либо рифмование, либо задания и на продолжение текста

(зачитать из приложения «И снилось мне, что мы, как в сказке…»)

На уроках по «рисованию словесных этюдов» вводится понятие «этюд», идет обучение тому, как  различать этюды-описания и этюды-повествования, создавать словесные зарисовки. Работая над этюдами, третьеклассники учатся выделять признаки объектов, строить предложения, отбирая для этого нужные слова, употреблять сравнения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ

1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех

СИНКВЕЙНЫ

СИНКВЕЙНЫ – форма свободного творчества

При проведении уроков, включающих занятия словесным творчеством, я столкнулась с некоторым их однообразием. Хотелось чем-то увлечь, заинтересовать ребят. Такой темой, по-моему, стало составление синквейнов.

В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры – хокку.

   На уроках с аналогичной тематикой ставлю для себя следующие задачи:

    -научить пользоваться моделью составления синквейна, формировать мыслительные действия ребёнка,

   -развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, обобщать; овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

Синквейн пишеся по определенным правилам.

1. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка -одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

 В нем ученик выражает свое отношение к проблеме.

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К концу 4 класса отмечаю существенные изменения в поведении детей как участников коммуникативного акта, в уровне и качестве их речевой компетенции, произошедшие в результате совершенствования коммуникативной компетенции. Особенно заметны результаты детей с изначально низким уровнем развития исследуемых умений и навыков. Результаты итогового тестирования в 4 классе  подтверждают возможность и необходимость совершенствования коммуникативной компетенции младших школьников как  в ходе театрализованной деятельности, так и в ходе занятий спецкурса «Разговор о правильном питании».

Богатый материал, собранный моими учениками в ходе исследовательской деятельности, (старинные рецепты и м.др.) позволил поучаствовать  в краевом конкурсе и  в районной научно – практической конференции по теме «Вкусная, нежная каша полезная» (1 место)

Заключительная часть

Решены основные задачи. Определено, что коммуникативная (речевая) компетентность – это умения и навыки, необходимые для формирования программ речевого поведения сообразно целям, сферам и ситуациям общения.

Итак, проводимая мною работа по формированию у учащихся потребности вступать в общение, создавать высказывания в соответствии с собственными коммуникативными мотивами способствует дальнейшей самореализации учащихся младших классов как в школе, так и вне ее.

Литература

1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.

2. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с

 4. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников  . Журнал «Логопед», №5 (2005).

5. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.

6.Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя Дрофа 2002  

7. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М., 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

Создание условий для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения.

В  настоящее  время  остро  стоит  вопрос  о  сохранении здоровья  школьников.  В  последние  годы  резко   ухудшилось  состояние ...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения"...