Развитие, формирование и воспитание личности.
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Развитие, формирование и воспитание личности на занятиях ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие, воспитание и формирование личности

                              в начальных классах.

    Современное общество должно осуществлять всестороннее развитие личности. Это задача может быть успешно решена при условии внимательного и глубокого изучения того, что накоплено наукой по проблеме растущего человека. Она уже давно находится в центре внимания многих наук: возрастной физиологии и анатомии, психологии и педагогики, социологии.

    В целостной личности сочетаются биологические черты и особенности личности, как общественного существа. Эти черты неотделимы друг от друга и активно влияют на личность. Однако определяющими являются социальные характеристики личности, её мотивы, интересы, цели. Чтобы стать личностью, человек должен достичь определённого уровня психического развития и быть в состоянии воспринимать себя как едино целое, отличное от других людей. Становление личности и её совершенствование в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания принято называть формированием. Формирование личности – сложный, противоречивый процесс. Он включает процессы роста и созревание организма, стихийные влияния, целеустремлённое, организованное воспитание. Формирование личности начинается с момента рождения и особенно интенсивно протекает в пору детства, отрочества и юности, достигая относительной завершённости взрослом состоянии. Важно также раскрыть понятие личности.

    Развитие личности – это процесс её духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, к людям, в познавательных процессах. Развитие и совершенствование личности, особенно в детские годы, происходит главным образом под влиянием воспитания. Но степень и характер воздействия воспитания во многом зависят от того, на сколько воспитание учитывает закономерности развития. Важнейшими условиями развития детей являются общение и деятельность. С поступлением ребенка в школу, одним из основных видов деятельности становится учение. Оно неизмеримо расширяет кругозор детей, обеспечивает формирование понятий, способствует их углублению и уточнению. В ходе обучения школьники овладевают способами учения и получают возможность узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, бесед с взрослыми. В ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится все более мощным стимулом их разностороннего развития. Формирование растущего человека как гражданина осуществляется в процессе общественной деятельности. По мере развития школьника его участие в общественной жизни возрастает и поднимает на новую ступень. Многие  качества и свойства личности растущего организма ребенок приобретает в ходе спортивной, художественной и других видов деятельности. Изменение характера деятельности, обогащение ее содержания, форм, организации в процессе воспитания, привлечение самих учащихся к руководству деятельностью - одна из закономерностей их воспитания. Воспитание поведет за собой развитие детей, если оно будет строиться на основе организации их деятельности, подчиненной определенным воспитательным задачам.

    Начало обучения ребенка в школе вносит коренные качественные изменения во всю его жизнь. В жизнь ребенка входит новый вид деятельности – учение. Учение является обязательным, оно требует от ребенка определенной ответственности и затраты труда.    

Поступление в школу приводят к изменению положения ребенка в обществе и семье, налагает на него целый ряд новых обязанностей (ходить в школу, заниматься тем, что определено программой, соблюдать режим и др.), а также дает ему некоторые права (рабочее место дома, серьезное отношение к его занятиям и др.). Всё это приводит к изменению положения ребенка в обществе, и он постепенно осознает это изменение. Быть готовым к школьному обучению - значит уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное. Уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Если ребенок не способен следить за рассуждением учителя и приходить к простейшим выводам, его нельзя считать готовым к обучению. Не менее важным показателем готовности к обучению является наличие у детей определенного уровня развития познавательных интересов. Развитие познавательных интересов протекает у детей неодинаково. У одних интерес имеет теоретическое направление, у других он связан с практической активностью. Это различие обусловлено воспитанием. Учителю начальных классов важно знать, как в условиях школьного обучения с учётом особенностей ребёнка преодолеть неравномерность развития детей. Одним детям в начале обучения он даёт дополнительные задания, другим, наоборот, облегчение, третьим советует немного отдохнуть после выполнения задания. Так постепенно школьники вовлекаются в учебную деятельность, в многообразную жизнь школы, расширяют круг своих представлений, пополняют словарный запас, учатся читать, писать, считать. С первых дней обучения значительно расширяется их жизненный опыт. В учебном процессе создаются условия для формирования коллективных отношений между детьми. Эти отношения, а также отношение и оценки учителя формируют самосознание школьника, отношение к себе, как к личности. В первые недели учёбы это отношение ещё очень неустойчиво и зависит от каждой оценки учителя. Ребёнок – первоклассник овладевает новым источником познания действительности – чтением, письмом, счётом. В процессе выполнения учебных действий формируется подконтрольность, упорядоченность движений ребёнка, что ведёт к точности восприятия им объектов. Овладение своим поведением, своей умственной деятельностью происходит в процессе усвоения способов этой деятельности. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы вооружить младшего школьника наиболее совершенными способами учебной работы. Большое значение имеет учёт некоторых общих особенностей, присущих учащимся младших классов. Они очень любознательны, их жажду больше узнать о явлениях природы, о жизни людей, о свойствах предметов трудно утолить. Именно этим объясняются тысячи разнообразных вопросов, которыми они засыпают учителя, родителей. Эта особенность умело направляется педагогом, может стать основой для воспитания широты интересов, кругозора, стремление и желания постоянно узнавать новое.  Важной особенностью младших школьников является и высокая эмоциональная возбудимость. Яркое слово учителя, прочитанная книга или рассказ захватывают детей. Вызывают отклик в их душе и создают благоприятные предпосылки для формирования высоких нравственных чувств: любви к нашей Родине, её прошлому и настоящему, чуткости, отзывчивости.      

    Деятельность учителя направлена на формирование личности растущего человека. Результаты её находят отражение в облике воспитанника, в чертах его личности, в характере и поведении. Полноценное развитие личности осуществляется при условии, если воспитание наиболее полно отражает требования общества, определяющие цель воспитания.

       

 

.  

       

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль чтения в формировании и нравственном воспитании личности

В этой статье раскрываются приемы обучения чтению, развития интереса к чтению....

Воспитание личности ребенка посредством формирования общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе

Материал опубликованный в данной статье отработан на практике и имеет стабильные положительные результаты....

Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность"

Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность" написана, как методический материал, рекомендующий педагогу учитывать возрастные и личностные особенности детей...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ВОСПИТАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В  статье раскрываются подходы к решению задач экологического образования младших школьников в курсе «Окружающий мир» в условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарт...

Формирование нравственного воспитания – одна из важнейших сторон развития личности учащихся

Формирование нравственного воспитания – одна из важнейших сторон развития личности учащихся...