От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке
статья (1,2,3,4 класс) по теме

 

Воспитание ответственности за своё поведение включает в себя развитие у школьников ценностного отношения к дисциплине и навыка саморегуляции поведения. Школьная дисциплина- это определённый порядок поведения школьника, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно можно выделить внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешней дисциплиной называют послушание, повиновение и подчинение. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к саморегуляции, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоенные правила и нормы, выступающие как внутренняя потребность, устойчивая предрасположенность личности к дисциплинированному поведению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке ».

Автор работы: Матюнина Марина Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 18г. Краснодар

2012 г.


От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке.

Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе ответственности за своё поведение. Условия ускоренного развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня народа, достижения психолого-педагогической науки обуславливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения, начиная с начальной школы.

Воспитание ответственности за своё поведение включает в себя развитие у школьников ценностного отношения к дисциплине и навыка саморегуляции поведения. Школьная дисциплина- это определённый порядок поведения школьника, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно можно выделить внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешней дисциплиной называют послушание, повиновение и подчинение. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к саморегуляции, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоенные правила и нормы, выступающие как внутренняя потребность, устойчивая предрасположенность личности к дисциплинированному поведению.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинированное поведение школьников на уроке,- тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, чётко спланированы все его моменты, если все дети заняты делом, они не будут нарушать дисциплину. Это положение широко известно. Механизм данного явления достаточно прост: саморегуляция поведением становится частью интересной познавательной  деятельности. Ребёнок регулирует своё поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает. Учитель не всегда может сделать урок интересным, секреты педагогического мастерства познаются не сразу. Дисциплина же нужна на каждом уроке, с самого первого дня пребывания ребёнка в школе.

Для того чтобы поддерживать дисциплину на уроке я использую различные методы управления поведением школьников. Именно в методах заложено психологическое содержание отношений. Из многообразия методов управления поведением можно выделить основные: убеждение, требование (принудительное и побудительное) и внушение (доброжелательное).

Метод убеждения доводит до сознания школьников нормы и правила поведения. Убеждение направлено на развитие мотивации дисциплинированного поведения: ребёнок должен чувствовать и осознавать ценность и значимость дисциплины для себя и окружающих.

Требование  выполнения правил поведения на уроке обычно выражается в категоричных формах: приказания (короткое требование, относящееся к ученику); запрещения (требование в отрицательной  форме); распоряжения (требование, относящееся ко всем учащимся класса).

Требование по эмоциональному тону может быть агрессивным, подавляющим и тёплым, доброжелательным, побуждающим. Эмоциональный тон выражается интонациями голоса. Агрессивное требование принимает форму принуждения, а доброжелательное требование-форму побуждения. На уроках, применяя эмоционально - доброжелательное требование, я вижу положительные результаты воздействия на детей.

Метод внушения состоит в эмоциональном воздействии учителя на бессознательную и сознательную сферы ребёнка. Этот метод приводит к появлению у ребёнка состояния, чувства, отношения, готовящего его к определённому типу поведения. Действенной мерой является внушение в формах наставления (указания на соответствие или несоответствие правилам поведения), мотивированное разъяснение, опирающееся на чувства ребёнка, напоминания (повторения), предостережения или предупреждения (от совершения какого-то поступка), осуждения. Доброжелательный тон выражен как в содержании словесных форм внушения, так и в интонациях голоса мимике и жестах учителя. Учитель должен следить за своей речью, тоном и жестами.

Основываясь на демократический стиль отношений, опираясь на методы убеждения, побудительного требования и доброжелательного внушения я нахожу решение многих проблемных ситуаций связанных с дисциплиной. Разъясняя детям, полезность соблюдения правил, приводя логические доводы и аргументы («Смотри, когда ты не отвлекаешься, и буквы красивые получаются. А когда вертишься и буквы скачут », «Если кто-нибудь захочет что-то спросить, пусть поднимет руку. Нельзя кричать с места и мешать товарищам. Они заняты работой, они думают »). Метод убеждения постепенно формирует убеждённость ребёнка в ценности правил поведения. Он начинает понимать, что правила для учащихся полезны и необходимы. Ребёнок начинает ощущать ответственность за своё поведение на уроке. Стремится управлять им.

Обычные формы требования: приказы, распоряжения, запреты превращаются при демократическом стиле в побудительное требование. Это достигается тем, что, предъявляя требование, обращаюсь ко всему классу ласково, называю учеников по имени. Кроме того побуждение выражается тёплыми интонациями голоса, предупреждающей спокойной мимикой и жестами. Осуждение выражается покачиваниями головы.

Доброжелательное внушение может принимать формы доверительного наставления («Саша, ты разговариваешь и мешаешь нам заниматься», «Оля, ты не исправляешься!»), просьбы («Ты мешаешь нам, Витя. Я боюсь, что из-за тебя мы не успеем решить задачу»)

Смешанный авторитарно-демократический стиль руководства наиболее продуктивен для воспитания дисциплинированности. При этом стиле отношений всё подчинено работе. Он убеждает учащихся в том, что дисциплина – залог успешной учёбы. Урок расписан по минутам, интересно построен. Дисциплинированное поведение детей стабильно. Развивается навык саморегуляция поведения и навык подчинения учителю.

Оптимальное управление поведением ребёнка осуществляется через демократический стиль отношений. По своему механизму он ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания, однако не исключает и обособленности, то есть эмоциональной холодности как временного приёма воздействия на фоне обоюдной доброжелательности. Демократический стиль отношений, несмотря на то, что он не исключает эпизодическое использование методов принуждения и агрессивного внушения, вызывает у детей положительные эмоции, создает эмоционально-волевую готовность ребенка присваивать те образы дисциплинированного поведения, которые я предлагаю им. Демократический стиль развивает у ребенка способность соотносить своё поведение с последующими результатами, заинтересованность в успешной работе всего класса и самого ребенка.

Основное достоинство демократического стиля руководства состоит в том, что в возникающих отношениях ребенку обеспечивается развитие мотивации и навыка целенаправленного управления своим поведением. Школьник имеет возможность пережить и осознать, какое значение имеет его умение управлять своим поведением для него лично и для окружающих его людей.

Мотивация и навык целенаправленного управления своим поведением  развиваются тогда, когда учитель специально обучает школьников произвольному (осознанному, волевому) дисциплинированному поведению. В этом случае дисциплинированное поведение ученика выступает не как самоцель, а как условие достижения какой-то определенной общественно значимой цели (например, успешного усвоения знаний, экономии учебного времени, помощь в работе учителю, возможность порадовать родителей, завоевать уважение учителя и товарищей и т. д.). Вышеперечисленное и составляет общественно значимую мотивацию дисциплинированного поведения на уроке.

На одних уроках дисциплина выступает условием успешного усвоения трудного учебного материала, на других она становится помощью в работе учителя, на третьих – возможностью порадовать родителей и т. д. При этом учитель должен подать цель, чтобы само её достижение выглядело для ребенка максимально привлекательным, чтобы он сам стремился к выполнению поставленной задачи. Здесь учителю помогают игры, сказки, стихи. На уроках неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача красных карточек, доска позора и т.п. Конечно, можно поставить в журнал двойку, но вряд ли это надолго решит проблему дисциплины. Так, когда целью дисциплинированного поведения на уроке выступает забота о сохранении здоровья родителей, можно напомнить детям, что их плохое поведения в школе заставляет родителей переживать и нервничать. Когда целью дисциплины на уроке выступает сохранение учебного времени, можно напомнить детям стихи А. Барто, С. Маршака. Они содержат убедительный материал, который поможет школьникам осознать, что нарушение правил поведения – это зло, дисциплинированное поведение есть условие сохранения внимания и сосредоточенности на уроке.

Обучение ребенка дисциплинированному поведению требует высокого уровня профессионального мастерства учителя, которое не сводится к требованию неукоснительного подчинения, манипулированию классом. Оно должно обеспечить ребенку активную позицию, являющуюся залогом развития позитивных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "От чего зависит урожай зерновых?"

Данная презентация знакомит детей с главными зерновыми культурами: пшеница, овёс, рожь, кукуруза. Дети смогут увидеть  продукты, которые  делают из зерна. В презентации представлены иллюстра...

Конспект открытого урока по окружающему миру "От чего зависит урожай зерновых?"

УМК "Перспективная начальная школа". Урок был дан на конурсе "Педагогический дебют"...

Презентация к открытому уроку по окужающему миру "От чего зависит урожай зерновых?"

Мультимедийная презентация для использования на уроке по УМК "Перспективная начальная школа"...

От чего зависит успешность ученика в учёбе?

Советы родителям будущих первоклассников....

От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке.

Школа  призвана  воспитывать  подрастающее  поколение  в  духе  высокой  ответственности  за  своё  поведение. Условия  ускоренного  со...

Правила поведения ученика на уроке и перемене.

Данные правила являются  локальным    актом,  регламентирующим поведение учащихся в помещении  школы,  на занятиях,  перерывах  и  после  о...