Реализация ФГОС начального общего образования
статья (1 класс) по теме

Из  опыта  работы  по  реализации  ФГОС  начального  общего  образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_novogo_pokoleniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

С  1  сентября  2011  года  наша МБОУ  Сосновская СОШ  №2,  как  и  все  образовательные  учреждения  России,  перешли  на  новый  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования.

        Отличительной  особенностью  нового  стандарта  является  его  деятельный  характер,  ставящий  главной  целью  развитие  личности  учащегося.

Сегодня  начальное  образование  призвано  решать  главную  задачу:

  1. закладывать  основу  формирования  учебной  деятельности  через  систему  учебных  и  познавательных  мотивов; умения  принимать,  сохранять,  реализовывать  учебные  цели;  планировать, контролировать  и оценивать  учебные  действия  и  результат.        

Учитель  не  только  ставит  перед  собой  вопрос: «Что  ученик  должен  знать?» (запомнить,  произвести),  а  как  сформировать  УУД  в  личностных,  коммуникативных, познавательных, регулятивных  сферах,  которые  будут  обеспечивать  способность  к  организации  самостоятельной  учебной  деятельности.

Опыт  первого  года  реализации  ФГОС  позволяет  сделать  вывод,  что  такого  рода  реформирование  будет  способствовать  позитивным  изменениям  в  системе  образования.

Сегодня  мне  хотелось  бы  поделиться  своим  опытом  работы  по  реализации  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования.

Поддержка  и  развитие  способностей

обучающихся

Обучение  учащихся  в  моём  классе  ведётся  по  УМК  «Планета  знаний»,  в  котором  полностью  реализован  ФГОС  начального  общего  образования  и  воплощены  идеи  модернизации  российского  образования.

Содержание, структура, организация  учебного  материала  направлены  на  достижение  личностных, метапредметных  и  предметных результатов  развития  ученика  на  основе  усвоения  УУД  и  обеспечивают  важнейшее  требование  новых  образовательных  стандартов  - сформировать  положительную  мотивацию  к  получению  знаний.

Система  заданий  предоставляет  учащимся  реализовывать  право  на  выбор,  на  ошибку, на  помощь, на  успех,  тем  самым  способствует  созданию  психологического  комфорта  при  обучении.

Принцип  выбора  (заданий, вида  деятельности, партнёра) позволяет  каждому  учащемуся  обучатся  на  максимально  посильном  для  него  уровне,  реализовывать  свои  интересы  и  склонности.

Дифференцированный  подход  в  обучении  реализуется:  на  уровне  материала – базового  и  повышенной  сложности,  дифференцированных  заданий  по  видам  деятельности: поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная.

Проектная  деятельность, которой  уделяется  много  внимания  на  уроках   и  внеурочных  занятиях, позволяет  сформировать  умение  вести  исследовательскую  работу,  формирует  коммуникативные  умения. Дети  охотно  включаются  в  самостоятельный  поиск  новой  информации. В  результате  этой  работы  учащиеся   подготовили  проекты: «Наша  речь», «Любимое  число», «Я и моё имя»  и  другие. В настоящее  время  идёт   работа  над  проектом  «Алфавит».  Активное  участие  в  этой  деятельности  принимают  и  родители, становясь  нашими  союзниками  в  деле  воспитания  и  обучения.

Реализация  в  УМК  традиционных  и  инновационных  педагогических  наработок  помогает  младшему  школьнику  удерживать  и  воссоздавать  целостность  картины  мира,  видеть  разнообразные  связи  между  объектами  и  явлениями,  обеспечивает  его  целостное  развитие  с  учётом  возрастных  и  психологических  особенностей.

Средством  стимулирования  творческого  роста, развития личностных качеств  каждого  ребёнка  является, на  мой  взгляд,  участие  в  различных   общественных  мероприятиях, конкурсах  и  олимпиадах,  проводимых  на  разных  уровнях.

Учащиеся  моего  класса  приняли  участие   в  V  Всероссийском  дистанционном  конкурсе  «Первые  шаги. Зимний  сезон», во  Всероссийском  конкурсе – игре  по  математике  «Слон».  В  настоящее  время  у  нас  идёт  подготовка  к  участию  в  творческом  конкурсе  «Подарок  для  мамы»   и  дистанционной  олимпиаде  по  окружающему  миру. Мне  хочется  отметить,  что  дети  проявляют  большую  активность  и  инициативность.

Помогает  решать  задачи  выявления  и  развития  индивидуальных  творческих  способностей  ребёнка  «Портфолио  учащегося».  Безусловная  ценность  заключается  в  том,  что  оно  способствует  повышению   самооценки  ученика,  максимальному  раскрытию  индивидуальных  возможностей, развитию  мотивации  для  дальнейшего  творческого  роста.

Информационно – образовательная  

среда

Требования  к  информационно – образовательной  среде  является  составной  частью  ФГОС.  Подобная  информационная  среда  создана  и  функционирует  в  нашей  школе.  В  моём  классе  имеется  ноутбук,  мультимедийные  устройства,  мультимедийное  программное  обеспечение,  существует  техническая  возможность  выхода  в  Интернет.  Ребята  с  интересом  пользуются  информационным  поиском   для  выполнения  заданий,  которые  предлагают  наши  учебники.

Отличительной  особенностью  начала  обучения  является  то,  что  наряду  с  традиционным  письмом  ребёнок  начинает  осваивать  клавиатурный  набор  текста.

Изучение  окружающего  мира  предполагает  не  только  изучение  материалов  учебника,  но  и   наблюдения  и  опыты,  проводимые  с  помощью  цифрового  аппарата. Эти  наблюдения  фиксируются,  результаты  обобщаются  и  представляются  в  цифровом  виде.

ИЗО  предполагает  изучение   традиционных видов    искусства наравне  современными.  В  частности  цифровой  фотографии,  видеофильма, мультипликации.

Родители  проявляют  активное  участие  в  социальной  сети «Дневник. ру».  Это  позволяет  оперативно  решать  возникающие  вопросы,  сообщать  необходимую  информацию.  

Внеурочная  деятельность

Содержание  занятий   внеурочной  деятельности  формируется  с  учётом  пожеланий  учеников  и  их  родителей.

Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития  личности:

  1. Интеллектуально- познавательное  – кружок  «Хочу  учиться  шахматам!»
  2. Художественно-эстетическое

 На  базе  ДМШ  создан  «Хоровой  класс».  Дети  моего  класса  2  часа  в  неделю  изучают  сольфеджио  и  занимаются  хоровым  пением.

     Посещают  «Танцевальный»  и  «Вокальный»  кружки

     В   ЦДТ   учащиеся  занимаются  в   кружках   «Оригами»,

               «Бумагопластики».

        Внеурочная  деятельность  также  включает:

  1. Индивидуальные  занятия  с  детьми,  требующими  психолого – педагогической  и  коррекционной  поддержки  (в т.ч. индивидуальные  занятия  по  постановке  устной  речи)
  2. Индивидуальные  и  групповые  консультации
  3. Экскурсии
  4. Олимпиады, конкурсы
  5. Поисковые  исследования
  6. Проектная  деятельность

Здоровье

Сохранение, укрепление  физического  и  психического  здоровья – дело  не  только  семьи,  но  и  нас,  педагогов.

В  нашей  школе  соблюдаются  санитарно – гигиенические  нормы  образовательного  процесса  (требования  к  водоснабжению, освещению, воздушно - тепловому  режиму)

 В  моём  классе  оборудован  гардероб  для  учащихся, место  для  личной  гигиены.

Для  психологической  разгрузки  создана    зона   отдыха.

В  этом  учебном  году  администрацией  школы   была  приобретена  новая  мебель.  Для  учащихся  это стулья и   двухместные  столы,   регулируемые  по  высоте. Для  детей, которые  устают  работать  сидя,  есть  конторки.

Систематически  проводятся  спортивные  занятия.  Школьные  рекреации   и спортивный  зал   предоставляют  возможность  для  двигательной  активности.  Прогулки  на  свежем  воздухе  позволяют  восстановить  сниженные  после  учебной  деятельности  показатели  умственной  работоспособности.

Для  формирования  у  детей  основных  представлений   и  навыков  рационального  питания,  связанных   с  соблюдением  режима,  правил  гигиены  в  классе    реализуется  образовательная  программа  «Разговор  о  правильном  питании»

В  школе  сбалансированное  горячее  питание.  100%  учащихся  моего  класса  с  удовольствием  питаются  в  школьной  столовой.  

Материальная  образовательная

среда

        Новые  государственные  стандарты  могут  быть  осуществлены  только  в  условиях  образовательной  среды, обеспечивающей  как  ученику,  так и  учителю  комфортность  и  личностные  перспективы.  

Основная  масса  детей  моего  класса  - семилетки,  ведущей  деятельностью  для  которых  остаётся  игра. Поэтому,  я  считаю, что  среда  образовательного  учреждения  должна  быть  насыщена  средствами,  побуждающими  ребёнка  к  игровой  деятельности  и  позволяющими  решать  в  ходе  игры  образовательные  задачи.

        Наша  классная  комната  имеет  не  только  традиционное  учебное,  но  игровое  пространство,  где  дети  могут  заниматься  настольными,  сюжетно-ролевыми  играми,  удовлетворять  свою  двигательную  подвижность.

        Учебное  пространство  оснащено  дидактическим  и  цифровым  оборудованием,  позволяющим  организовать  разные  виды  образовательной  деятельности,  работать  с  детьми  фронтально,  в  парах,  в  малых  и  больших  группах.

        Каждый  ребёнок  обеспечен  бесплатным   комплектом  учебников  «Планета  знаний». Рабочее  место  учащегося  оборудовано  подставкой  для  книг,  органайзером.

Безусловно,  существует  и  ряд  проблем  и  сложностей  на  этапе  внедрения  ФГОС:

  1. В  классе  есть  учащиеся,  которые  имеют  низкий  уровень  мотивации
  2. Некоторые  испытывают  трудности  в  обучении,  связанные  с несформированной  психологической  готовностью  к  обучению.  В  результате,  способность  к  организации  самостоятельной  деятельности  формируется  на  недостаточном  уровне.
  3. Конечно,  хотелось  бы,  чтобы  у  каждого  ребенка  на  рабочем  столе  был  ноутбук

 Мы  стараемся   решать  эти  и  другие   проблемы,  потому  что  понимаем, что  школа  должна  стать  иной,  современным  детям  нужно  современное  образование.  И  я  думаю,  что у  нас  получится,  потому  что  есть  команда  единомышленников – родители,  дети,  педагоги.