Отечественная война 1812года в произведении И.С. Никитина "Русь"
методическая разработка (4 класс) по теме

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе.по программе "Школа России"

Знакомство со стихотворением И.С. Никитина "Русь" с историей Отечественной войны 1812 года, показать взаимосвязь литературного произведения с историческим событием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx58.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Чойская общеобразовательная школа

Республики Алтай

Зорина Нина Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «Чойская СОШ»

Приложение 1.

Пояснительная записка для педагога.

Автор материала (ФИО)

Зорина Нина Владимировна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «Чойская СОШ»

Название материала

Отечественная война 1812 года в произведении И. С. Никитина «Русь».

Виды ресурса(текстовый документ)

Текстовый документ

Цели

учить анализировать литературное произведение во взаимосвязи с историческими событиями.

Задачи материала

Образовательные

1.Ознакомить со стихотворением И.С.Никитина «Русь», с историей Отечественной войны 1812 года, показать взаимосвязь литературного произведения с историческим событием;

2.Отрабатывать навык работы с литературными терминами,  находить цитаты из литературного текста, описывающие исторические события;

Развивающие

1.Развивать эмоционально-чувствительное отношение к прочитанному;

2.Развивать навык выразительного чтения;

Воспитательная

1.Воспитывать патриотическое чувство к своей Родине.

Список использованной литературы.

Используемые материалы: учебник литературного чтения 4 класс,

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Ученик окружающего мира А.А. Плешакова.

Приложение №1. Биография Наполеона.

Приложение№2. Биография Кутузова.

Приложение №3 Факты войны 1812года.

Энциклопедия серия  «Эрудит» История ХV – ХХ веков  ООО «ТД  «Издательство Мир книги» 2007 взят материал о войне 1812 года с.114-115.,

Наполеоновская эпоха с.108-111.

Наполеон и Россия с.112-113.

Ссылки на интернет ресурсы

http://www.abc-people.com/data/kutuzov/bio-1.htm

http://all-biography.ru/alpha/k/kutuzov-mixail-illarionovich-kutuzov-mikhail-illarionovich

http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Mihail-Kutuzov/bio/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

                                                                                                                     Зорина Нина Владимировна

Учитель начальных классов

МОУ «Чойская СОШ»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе

    Автор учебника: литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Окружающий мир- А.А. Плешаков.

Тема: Отечественная война 1812 года в произведении И. С. Никитина «Русь».

     Вид урока: Урок новых знаний

 

Цель: учить анализировать литературное произведение во взаимосвязи с историческими событиями.

Задачи:

Образовательные

1.Ознакомить со стихотворением И.С.Никитина «Русь», с историей Отечественной войны 1812 года, показать взаимосвязь литературного произведения с историческим событием;

2.Отрабатывать навык работы с литературными терминами,  находить цитаты из литературного текста, описывающие исторические события;

Развивающие

1.Развивать эмоционально-чувствительное отношение к прочитанному;

2.Развивать навык выразительного чтения;

Воспитательная

1.Воспитывать патриотическое чувство к своей Родине.

Оборудование:

  1. учебник литературного чтения 4 класс
  2. презентация урока Power Point  
  3. компьютер
  4. проектор
  5. карточки на доску
  6.  диск мр3

Ход урока:

1.Организационный момент

Сегодня урок необычен тем, что будем работать одновременно с двумя учебниками: литературное чтение, окружающий мир.

 Прозвенел звонок,

 Начинаем наш урок.

2. Ввод в тему.

Звучит музыка М.П. Мусорского «Рассвет на Москве-реке»

Слайд 1-3

Слайд 3

В. Крючков

РОССИЯ

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода - неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги - нет половинок.
И если волна- то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.

- Что для вас означает Родина?

(Ответы учеников)

- Подберём синонимы к слову Родина.

Ученики называют, на доску вывешиваются карточки – Отечество, Отчизна, Россия.

- Тема нашего урока Слайд 4

Русь могучая,

Русь державная!

3. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И.С. Никитина «Русь» и обратимся к истории нашего государства. Произнося  такие слова как Русь могучая, Русь державная слова сами о себе говорят что-то могучее, величественное сильное. Отечественная  война 1812 года  важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы. Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали  свое Отечество все: от мало до велика.

Слайд 5

           Иван Саввич Никитин родился в1824 году, учился в духовном училище, затем в семинарии, но её не окончил из-за материальных трудностей. В 1859 году он открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которая стала центром литературной жизни общества. На его стихи положено более 60 песен и романсов.

Слайд 6

Это дом-музей, в котором жил И.С. Умер поэт в 1861 в Воронеже. В родном город ему поставлен памятник.

Физминутка

Работа над темой

1.Чтение стихотворения учителем с объяснением лексического значения слов.

ШАТЁР – большая палатка, крытая тканью.

МУРАВА – молодая трава.

РАЗГУЛ – (в данном произведении) свобода

КАЗНА – деньги

КУРГАН – см. в словарь.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Как удалось Никитину описать бескрайние просторы Руси? Найдём в тексте.

Под большим шатром                           Подымает грудь

Голубых небес                                        Море синее,

Вижу – даль степей                                И горами лёд

Зеленеется                                               Ходит по морю;

    И на гранях их                                  Посмотрю на юг –

Выше тёмных туч                                   Нивы зрелые

Цепи гор стоят                                        Что камыш густой,

Великанами                                              Тихо движется;

По степям в моря                                     Мурава лугов

Реки катятся                                             Ковром стелятся,

И лежат пути                                            Виноград в садах

Во все стороны                                          Наливается.

Гляну к северу -                                         И пожар небес

Там, в глуши пустынь,                              Ярким заревом

Снег, что белый пух,                                 Освещает мглу

Быстро кружится;                                      Непроглядную.

- В этих строках автор описал просторы русской земли.

Далее по тексту нужно найти эпитеты, изображающие силу и мощь Руси.

        Эпитет – образное определение, прибавляемое к названию предмета для большей выразительности.

  1. Русь державная
  2. Родина православная
  3. В красе царственной
  4. Поля чистого
  5. Воля смелая
  6. Богатырских сил
  7. Старины святой
  8. Громких подвигов

В своём стихотворении Иван Савич восхищается мужеством и героизмом  русского народа, рассказывая о историческом событии.

Слайд 7

Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика. Сын бедного крестьянина. В 16 лет Наполеон окончил военную академию в Париже. В 24 года он уже был генералом + текст на слайде 7.

К войне с Россией Наполеон готовился серьёзно. Он собрал 600-тысячную «Великую» армию; прекрасно вооружённую и обученную. Наполеон был уверен в своей победе.

Слайд 8

Найти в тексте строки, повествующие о войне. Ученики читают строки.

И давно ль было,

Когда с запада

Облегла тебя

Туча чёрная?

Под грозой её

Леса падали,

Мать сыра-земля

Колебалася,

И зловещий дым

Отгоревших сёл

Высоко вставал

Чёрным облаком!

         Слайд 9

На западной границе располагались три русских армии. Наполеон рассчитывал разбить их по одиночке. Но русские военоначальники  разгадали план неприятеля. Уклоняясь от окружения и сражения, русские армии отходили на восток. Война приняла затяжной характер, все планы Наполеона рушились.

Давайте обратимся к стихотворению и найдём строки, в которых говорится как русский народ откликнулся на призыв  защитить Россию.

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань –

Вдруг со всех концов

Поднялася  Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир.

Слайд 9

И теперь, когда Наполеон взял Смоленск и стал приближаться к Москве, царь Александр 1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русской армии. Кутузову было 67 лет Слайд10

Новый главнокомандующий прибыл в армию. Солдаты с нетерпением ждали боя, но был дан приказ отступать. На расстоянии 100 верст ( км) от Москвы, близ села Бородино, Кутузов остановился. Здесь 26 августа  он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч. Битва происходила на тесном пространстве, ни одна из сторон не хотела уступать победу. Слайды 11-12

Жители спешно покидали Москву. Французские войска входили в пустой город. Это было впервые.

Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс.

Слайд13

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 300 тысяч своих солдат. Наполеон понимал, что армия разлагается. Не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон покинул Москву.

 Слайд14

Когда его спросили про его армию, он сказал: «Армии больше нет!»

Найдём строки в стихотворении, рассказывающие об этом событии.

И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!

Наступает долгожданная победа (Читает учитель )

И теперь среди

Городов твоих

Муравьём кишит

 Православный люд.

В Петербурге построен Казанский собор. Перед собором стоит памятник Кутузову. А  в самом Казанском соборе находится гробница Кутузова.

 Слайд15

         Далее по тексту выбрать цитаты доказывающие, что Русь могучая и  державная.

На поклон к тебе

Корабли идут.

          И лежат в земле

Груды золота.

Про тебя идёт

Слава громкая.

Слайд 15

Прочитаем последние 2 строфы.

Слайд 16

И уж есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

В этих строфах автор выражает своё отношение к Родине

А какая она? Слайд 17

Акростих

Р – родная

О – отважная

С – святая

С – славная

И – известная

Я – яркая

         И в наше время

В этом году уже который  раз, придёт на нашу землю весна после последней Отечественной войны. Войны, которая навсегда стала для нас эталоном величия подвига и страданий,  мерилом цены жизни. И это вы должны помнить.

Используемые материалы: учебник литературного чтения 4 класс,

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Ученик окружающего мира А.А. Плешакова.

Приложение №1. Биография Наполеона.

Приложение№2. Биография Кутузова.

Приложение №3 Факты войны 1812года.

Энциклопедия серия  «Эрудит» История ХV – ХХ веков  ООО «ТД  «Издательство Мир книги» 2007 взят материал о войне 1812 года с.114-115.,

Наполеоновская эпоха с.108-111.

Наполеон и Россия с.112-113.

Биографические данные с сайтов интернет.

                                                                            Приложение 2.

Биография        Наполеона

          Наполеон… Его имя, безусловно, знакомо каждому из нас. Этот человек замахнулся на господство над всем миром, и едва не добился своей цели. Великий деятель, настоящий француз, блестящий полководец и знаменитый император - Наполеон Бонапарт (Наполеон Бонопарт, Наполеон Банопарт, Наполеон Буонопарте) до сих пор будоражит умы историков, психологов и даже обычных людей. Он необычен, эксцентричен, нелинеен - в нём много привлекательного, но немало и отталкивающего. Хотите узнать о Наполеоне всё? Всё, начиная от мелких слухов и неподтверждённых фактов, заканчивая монументальнейшим трудом Великого Тарле «Наполеон». Если да - значит, вы к нам заглянете не на пять минут. Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte), живший с 1769 по 1821 года, является одним из самых выдающихся французских военачальников и государственных деятелей. Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 года в городе Аяччо, который расположен на острове Корсика. Абсолютно невыдающееся детство и юность Буонапарте никак не предрекали ему незабвенную славу. Сын небогатого дворянина, невысокий корсиканец с громким именем Наполеон даже учился достаточно посредственно. Но это, вкупе с многочисленными насмешками над его бедностью и неуклюжестью, не помешало Наполеону выработать свою точку зрения и стать ярым патриотом. Он постепенно становился всё тверже и увереннее в себе. Молодой лейтенант, поставленный сначала командующим артиллерией, дождавшись удобного случая, блеснул своим талантом полководца, что и принесло ему долгожданную известность. Революционные веяния, царившие во Франции, нашли своё отражение в этом человеке. Ещё несколько лет – и вот уже Наполеон наречен императором! Стремительно растущая популярность среди всех слоёв населения подтолкнула Наполеона к тому, чтобы попробовать завоевать весь мир… 
     
Наполеон имел просто исключительную память и работоспособность, тонкий ум, полководческий и дипломатический гений, артистизм и необыкновенное обаяние. Удивительный человек в непременном сером сюртуке и известной ныне треуголке накрепко записал своё имя в историю, и именем его нарекли целую эпоху. Да, он не сумел зафиксировать созданную им Империю, но многочисленные повороты его судьбы и трагичность конца Наполеона подвигли многих современников великого Буонапарте на создание художественных произведений, давших жизнь новому направлению в европейской культуре – романтизму. О том, как сражался Наполеон за право обладать всем и быть свободным, написано в каждом учебнике, а «Наполеоновское право» стало догмой европейской демократии, и применяется до сих пор.


        Биография Наполеона полна витиеватостей и неожиданных поворотов. Вся противоречивость личности Бонапарта, его поведение и поступки - всё это говорит нам о том, что мы имеем дело с гением. Они же ведь такие – не от мира сего, и иногда просто невозможно понять, что хотел сделать Наполеон в той или иной ситуации, и почему он поступил именно так, а не так как поступил бы на его месте любой другой человек! Наш ум рационален, ум гениев – иногда иррационален, благодаря чему они могут выходить за рамки обычных человеческих возможностей. Это сложно объяснить, но ещё сложнее – попытаться это понять. Еще в детстве он отличался своим дерзким характером и неустанной жизненной энергией, от которой страдали не только все мальчишки, но и его учителя. Когда его наказывали, Наполеон Бонапарт яростно кричал до хрипоты в голосе. Этого человека невозможно было заставит попросить прощение. И как у всех корсиканцев, у него правили такие качества, как гордыня, упрямство и тщеславие. Маленький корсиканец Бонапарт был, к тому же, очень самолюбивым. Считалось, что гордые корсиканцы в своей жизни думали только о двух вещах – это месть своим врагам и любовь к женщинам. 
        Наполеон Бонапарт не уважал никого, кроме своей матери и заботливой няни. Одна легенда гласит, что мать Бонапарта Летисия родила его на входе в церковь под громы пушек. В биографии Бонапарта был отмечен факт его детства, в котором рассказывалось, как маленький Наполеон поджог большой лиственный куст, чтобы просто насладиться языками пламени, взвивающимися в небо. Это зрелище пленило его своим величием. Уже теперь биографы сравнивают этот эпизод его детства с будущими творениями во всей Европе, как предзнаменование. 
 Наполеон Бонапарт ненавидел французов с детства, когда те его постоянно дразнили за его имя. Как известно имя «Наполеон» было созвучно с французским словосочетанием «солома в нос». Это выражение стало его прозвищем, за которое он дрался с каждым обидчиком и мечтал поквитаться со всеми французами, как только ему представиться такая возможность. Бонапарт желал оградить Корсику от власти французской армии. Для этого Наполеон после завершения учебы в военном училище поступил в военную академию Парижа, закончив ее по сокращенному курсу. Вскоре Наполеон Бонапарт был уже лейтенантом полка артиллерии, проведя пять лет в гарнизонах. В то время его отец Карло скончался, и, умирая, он напомнил его старшему сыну Жозефу, что он - «старший сын, но не главный». А главным сыном для него был Наполеон Бонапарт. Семья Наполеона бедствовала, все свои деньги Бонапарт отправлял в помощь матери. Сам он ел один раз в день и никуда не выходил, так как стеснялся своей изношенной одежды. 
   
Пытаясь заработать, Бонапарт написал трактат «Законы и указания для счастья людей». В этом творении он впервые дал определение человеческому счастью. Согласно трактату Бонапарта: «Счастье – это наслаждение жизнью во всей ее полноте». Трактат был награжден денежной премией. Биографы считают, что именно с этого сочинения начался нравственный и физический рост природы Наполеона Бонапарта. Опьянение властью лишило Наполеона здравого смысла. Для войны с Россией находилось много предлогов, но главной причиной столкновения стала приверженность Наполеона силовой политике. В его представлении, высшая власть не могла принадлежать двум державам, ибо баланс между ними всегда ненадежен и любое действие соперника таит в себе потенциальную угрозу. Наполеон стремился показать Александру, что на континенте должен быть один господин, волю которого следует принимать как закон. Раскол прошел по вопросу о блокаде Англии. Вопреки предчувствиям, руководствуясь безумной логикой властвования, Наполеон двинул свою великую армию к границам России, надеясь устрашить Александра, но царь не проявил уступчивости. В июне 1812 громадная армия из 600 000 человек, в которой французы составляли едва ли половину, переправилась через р.Неман. 
       
Наполеон надеялся на «одну хорошую битву» – новый Аустерлиц, но русские поначалу непрерывно отступали. Наконец они решили дать бой при Бородино недалеко от Москвы. В ходе этой битвы 7 сентября обе стороны понесли большие потери, но полководец Кутузов смог отвести свои войска, сохранив их боевые порядки. Наполеон не решился использовать гвардию для решающего удара. 
       
 14 сентября французы вступили в Москву. Вечером того же дня город охватило пламя. Неизвестно, что вызвало четырехдневный пожар. Французы были убеждены, что русские подожгли город, чтобы сделать его необитаемым. Наполеон обратился к царю с предложением о мире, но не получил никакого ответа. Признав провал всей кампании, он вынужден был 19 октября начать отступление из Москвы. К поражению Наполеона привели не гений Кутузова, не «генерал-зима», которая наступила в положенное время и оказалась не такой уж морозной, а невозможность снабжать громадную армию на враждебной территории, где единственная линия коммуникации оказалась предельно растянутой. 
     

Во время отступления французские войска подвергались атакам русских армейских и нерегулярных частей, жестоко страдали от голода и холода. Эпическую переправу через р.Березину, несмотря на ее ужасы, можно считать фактической победой, поскольку остатки французской армии избежали окружения. В боевых порядках при повторном вступлении в Вильно сохранилось 24 000 человек из 600 000. Знаменитый 29-й бюллетень из армии в Париж зафиксировал катастрофический конец «Великой армии» («Божье деяние»).

                                                                                                      Приложение 4

Отечественная война 1812 года для России была переломом в череде войн России с Францией в XIX веке.
      А начались они в конце XVIII века, после Великой французской революции. Свержение короля послужило причиной войн с европейскими монархами. В ходе войн политика Франции из революционной плавно перетекала в имперскую. В ноябре 1799 года Наполеон руководит государственным переворотом, в результате которого он становится первым консулом, а 18 мая 1804-го провозглашает себя императором. Традиционная борьба с Англией за первое место в Европе и мире приобретает все более антагонистические черты. Во Франции еще силен дух свободомыслия, равенства и совсем уж непонятного им «братства». В марте 1804 года по приказу Наполеона расстрелян герцог Энгиенский, член королевской семьи Бурбонов. Во всех европейских столицах идут демарши, особенно в Петербурге, и 17 мая Наполеон отзывает своего посла из России.
     Русский император смотрит на правительство Наполеона как на «вертеп разбойников», а Наполеон спокойно управляет Германией и Италией, все более укрепляясь в Европе. Недовольные его усилением группировались вокруг Англии и России, со времен Екатерины II привыкшей, чтобы с ней считались.

         Наполеон, зная беспредельность земель неприятеля, жаждал военного триумфа невдалеке от границ. Он хотел разбить армии Барклая и Багратиона поодиночке, а затем навязать России выгодный для себя мир. Главной целью французов была 1-я русская армия, которая ускользнула от них под Витебском и 22 июля под Смоленском соединилась с армией Багратиона. Здесь 4 — 6 августа две русские армии впервые по-настоящему вступили в сражение с противником и отступили только после трех дней непрерывных боев. Отсюда Наполеон предложил России мир, но ответа не получил — для русских это была не обычная военная кампания, а Священная война. Тогда Наполеон решает новый раунд переговоров начать из Москвы. Его войско вновь двинулось на восток вдогон русским армиям, в которых все более и более роптали против стратегии «немца» Барклая.
     Характер войны требовал иной фигуры главнокомандующего: им должен был стать национальный герой, признаваемый всеми. Так 20 августа 1812 года командующим стал один из любимых учеников Суворова Михаил Кутузов.
     Одобрив стратегию предшественника, Кутузов все же решает дать еще одно сражение Наполеону — у деревни Бородино, около Можайска, в 120 км от Москвы. Сражение началось с боя за Шевардинский редут 24 августа, непосредственно же битва — 26 августа ранним утром и длилась 12 часов. 135 тысяч солдат армии Наполеона противостояли 155 тысячам русских. Ни одна из сторон не добилась победы, но каждая о ней говорила.
       Через пять дней на совете генералов в деревне Фили было принято решение оставить Москву, и 2 сентября в нее вошли французские войска.
      С этого момента стремительно начинает шириться партизанское движение, в котором участвуют все слои населения России — свободные и крепостные, военные и штатские, мещане и священники.
      Наполеон пробыл в Москве до 7 октября 1812 года. Его армия таяла в каждодневных стычках с партизанами, люди умирали от голода и непривычного климата, а русские вновь отказались от предложенного им мира.

     Занятие Москвы стало роковым для Наполеона. Он толком и не знал, что делать дальше. Французскую армию каждый день, каждую ночь, донимали партизаны. Война 1812  года поистине была Отечественной.  В Армии Наполеона начались разброд и шатания, нарушилась дисциплина, солдаты пьянствовали. Наполеон пробыл в Москве до 7 октября 1812 года. Французская армия решила отступать на юг, в хлебные, не разоренные войной области. Русская армия дала бой французам у Малоярославца. . 12 октября в ходе боя город переходил из рук в руки, но Наполеон здесь так и не прошел. Он был вынужден отступать к Неману по Старой Смоленской дороге. Французская армия таяла под ударами летучих отрядов Кутузова и партизан. Бои под Вязьмой, Красным (05.11.1812) и переправа через Березину (с 14 по 16 ноября) лишили Наполеона армии — с ним сумели вырваться чуть более десяти тысяч человек. Город погряз в ожесточенных боях, но французы дрогнули. Наполеон был вынужден отступать по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой он пришел.  Бои под Вязьмой, Красным и у переправы через Березину, положили конец Наполеоновской интервенции.

       Отечественная Война 1812 года – важное событие в Российской Истории. Война 1812 года  вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика.  Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю.

     Русская армия погнала неприятеля со своей земли. 23 декабря 1812 года Александром I  был издан манифест об окончание Отечественной ВойныОтечественная Война 1812 года закончилась, а вот кампания Наполеоновских войн была только в самом разгаре. Бои продолжались до 1814 года.

     Она продолжалась уже в составе коалиции. Россия и Пруссия 15 февраля 1813 года подписали договор о совместной борьбе с Наполеоном. Объединенная армия составляла около 200 тысяч человек, почти столько же за короткое время сумел собрать противник.

   19 марта 1814 года столица наполеоновской империи сдалась. А месяц спустя император подписал отречение и был сослан на остров Эльбу.

                                                                                      Приложение 3

Михаил Илларионович Кутузов (Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский)(1745 - 113) – величайший полководец, генерал-фельдмаршал.

Родился Михаил в семье сенатора Иллариона Голенищева-Кутузова. Первое обучение в биографии Михаила Кутузова проходило дома. Затем же в 1759 году он поступил в Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу. Окончив школу, остался преподавать математику, вскоре стал флигель-адъютантом, а позже – капитаном, командиром роты.

Недолго покомандовав отрядами, в биографии Кутузова настал чрезвычайно важный период – его перевели в армию Румянцева, которая вела войну с Турцией. Под руководством генерал-фельдмаршала, а также Суворова, Кутузов получил несравненный военный опыт. Начав войну офицером, вскоре он получил звание подполковника..

В 1772 году его перевели во 2-ю армию князя Долгорукого. Если рассматривать дальнейшую краткую биографию Кутузова, то следует отметить его возвращение в Россию в 1776 году, получение чина полковника. В 1784 году Кутузов получил звание генерал-майора за успешную деятельность в Крыму. 1788-1790 года в биографии Кутузова отличались военной насыщенностью: он принимал участи в осаде Очакова, боях под Каушанами, штурме Бендер, Измаила, за что получил звание генерал-поручика. Также Кутузов принимал участие в русско-польской войне, много преподавал военные дисциплины, служил военным губернатором.

Для Кутузова Михаила Илларионовича биография в 1805 году ознаменовала началом войны с Наполеоном. Будучи главнокомандующим армии, совершил марш-маневр к Ольмюцу. Затем же был разгромлен в Аустерлицком сражении. В 1806 году стал военным губернатором Киева, в 1809 – литовским губернатором.

В 1811 году в биографии М. Кутузова снова были начаты военные действия с Турцией. Турецкие войска были разгромлены, а Кутузов получил графское достоинство. Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов назначен главнокомандующим всех русских армий, а также получил титул светлейшего князя. Вначале отступив, Кутузов показал великолепную стратегию во время Бородинской, а также Тарутинской битвы. Армия Наполеона была уничтожена.

Отечественная война 1812 года

     В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран в июле начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. На начальном этапе Отечественной войны 1-я и 2-я Западные русские армии откатывались под натиском превосходящих сил Наполеона. Неудачный ход войны побудил дворянство требовать назначения командующего, который бы пользовался доверием русского общества. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска Александр I вынужден был назначить генерала-от-инфантерии Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. За 10 дней до назначения царь пожаловал (29 июля) Кутузова титулом светлейшего князя (минуя княжеский титул). Назначение Кутузова вызвало патриотический подъем в армии и народе. Сам Кутузов, как и в 1805 году, не был настроен на решительное сражение против Наполеона. По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем.»] 17 (29) августа Кутузов принял армию от Барклая-де-Толли в селе Царёво-Займище Смоленской губернии.

 Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступать вглубь страны, следуя стратегии своего предшественника Барклая де Толли. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил очевидно не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях (ныне район Москвы), оставил Москву. Тем не менее русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа произведён в генерал-фельдмаршалы.

А.С. Пушкин

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм — в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон...
1831

     После выхода из Москвы Кутузов скрытно совершил прославленный фланговый Тарутинский манёвр, выведя армию к началу октября к селу Тарутино. Оказавшись южнее и западнее Наполеона, Кутузов перекрыл ему пути движения в южные районы страны.

        Потерпев неудачу в своих попытках заключить мир с Россией, Наполеон 7 (19) октября начал отход из Москвы. Он пытался провести армию в Смоленск южным путём через Калугу, где имелись запасы продовольствия и фуража, но 12 (24) октября в сражении за Малоярославец был остановлен Кутузовым и отступил по разорённой Смоленской дороге. Русские войска перешли в контрнаступление, которое Кутузов организовал так, чтобы армия Наполеона находилась под фланговыми ударами регулярных и партизанских отрядов, причем Кутузов избегал фронтального сражения большими массами войск.

        Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. Особо следует отметить, что победа была достигнута ценой умеренных потерь в русской армии. Кутузов в досоветское и послесоветское время подвергался критике за его нежелание действовать более решительно и наступательно, за его предпочтение иметь верную победу в ущерб громкой славе. Князь Кутузов, по отзывам современников и историков, ни с кем не делился своими замыслами, его слова на публику часто расходились с его приказами по армии, так что истинные мотивы действий прославленного полководца дают возможность различных толкований. Но конечный результат его деятельности неоспорим — разгром Наполеона в России, за что Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-го кл., став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером.

       Наполеон часто презрительно высказывался о противостоящих ему полководцах, при этом не стесняясь в выражениях. Характерно, что он избегал давать публичных оценок командованию Кутузова в Отечественной войне, предпочитая возлагать вину за полное уничтожение своей армии на «суровую русскую зиму». Отношение Наполеона к Кутузову просматривается в личном письме, написанном Наполеоном из Москвы 3 октября 1812 с целью начала мирных переговоров:

        «Посылаю к Вам одного из Моих генерал-адъютантов для переговоров о многих важных делах. Хочу, чтоб Ваша Светлость поверили тому, что он Вам скажет, особенно, когда он выразит Вам чувства уважения и особого внимания, которые Я с давних пор питаю к Вам. Не имея сказать ничего другого этим письмом, молю Всевышнего, чтобы он хранил Вас, князь Кутузов, под своим священным и благим покровом.»
       В январе 1813 года русские войска перешли границу и к концу февраля достигли Одера. К апрелю 1813 войска вышли к Эльбе. 5 апреля главнокомандующий простудился и слёг в небольшом силезском городке Бунцлау (Пруссия, ныне территория Польши). Александр I прибыл проститься с очень ослабевшим фельдмаршалом. За ширмами около постели, на которой лежал Кутузов, находился состоявший при нём чиновник Крупенников. Последний диалог Кутузова, подслушанный Крупенниковым и переданный гофмейстером Толстым: «Прости меня, Михаил Илларионович!» — «Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит». На следующий день, 16 (28) апреля 1813, князя Кутузова не стало. Тело его было забальзамировано и отправлено в Петербург, где погребено в Казанском соборе.

       Передают, что народ тащил на себе повозку с останками народного героя. Царь сохранил за женой Кутузова полное содержание мужа, а в 1814 году велел министру финансов Гурьеву выдать более 300 тысяч рублей на погашении долгов семьи полководца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война 1812год.

Используется на уроке окружающий мир, 4 класс, тема: "Отечественная война 1812года", УМК "Школа России"...

«Недаром помнит вся Россия….».( К 200 летию Отечественной войны 1812года)

создать условия для мотивированного  и осознанного чтения произведенияМ.Ю.Лермонтова «Бородино» так, чтобы опыт переживания событийвойны 1812г.и героев стихотворения был  соотнесён с л...

Отечественная война 1812 года в произведении И. С. Никитина «Русь».

Отечественная война 1812 года в произведении И. С. Никитина «Русь»....

Статья "Воспитание гражданской позиции патриота России на произведениях о Великой Отечественной войне"

Описание опыта по мной составленной программе: «Героизм и мужество наших прадедов и прапрадедов, проявленные в годы Великой Отечественной войны»....

Отечественная война 1812года

Презентация к уроку окружающего мира...

Тест " Великая Отечественная война в произведениях для детей"

Данный тест можно использовать на заключительном уроке после изучения темы "Великая Отечественная война в произведениях для детей"...

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812года"

Предоставленный материал позволит учителю сформировать знания учащихся об этапах, событиях, героях Отечественной войны 1812 года и значения для России Бородинского сражения через использование совреме...