Главные вкладки

    уроки по ОРКСэ
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    Дерябина Анна Михайловна

    уроки по ОРКСэ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_urok.rar596.81 КБ
    Файл 2_urok_po_orkse.rar20.91 КБ
    Файл 3_urok.rar13.64 КБ
    Файл urok_6_4_kl.rar17.36 КБ
    Файл 4_urok.rar21.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по ОРКСЭ

    4 класс

    Тема: «Россия –   наша Родина»               

                   

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                   Подготовила и провела:

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                    Дерябина А. М.

                                         

                                                                 

    Сентябрь 2012 г

    Тема урока: «Россия – наша Родина»

    Цели урока: 1.Знакомство с главной ценностью человека - Родиной, с ценностями, традициями людей и для чего они существуют;

               2.Формирование понимания единства многоликой России

    Задачи урока

    В области ценностей:

    Уважение к Родине и ее традициям; уважение к многочисленным народам нашей Родины.

    В области опыта:

    Ученики получат опыт сотрудничества, умения представить свою точку зрения.

            

    В области знаний:

    Ученики будут знать, что такое Родина и Отечество, малая родина, культурные традиции, духовные ценности.

            

    В области умений и навыков:

    Работать с текстом и понятиями, общаться в группе и вырабатывать одно мнение, высказывать свое мнение перед аудиторией.

    Основные термины и понятия:  Россия,  родина, патриот, отечество, столица,    президент, государственные символы.

       Виды деятельности: беседа,

                                               комментированное чтение,

                                               устный рассказ на тему,  

                                               работа  с иллюстративным материалом,

                                               самостоятельная  работа  с источниками информации.

                                               работа  группами и в парах

    Средства наглядности и оборудование:

                                             

                                              музыкальное оформление:
    1. Песня «С чего начинается Родина»  сл.  М. Матусовского, муз. В.Баснера

    2. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару.

    3. Презентация

    Используемый учебный материал

    Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных  учреждений/Б.Х.бражников, О.В.Воскресенский, А.В.Гольцер и др.; под ред.   В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.- М.:Просвещение, 2010.

    Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.-М.:Просвещение,2010.

    Основы религиозных культур и светской этики. Основы  светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

    4.Основы религиозных культур и светской этики. Основы  светской этики: электронное     учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

     Краткое описание последовательности этапов урока.

    1.Организация урока.

        Приветствие. Создание эмоционального настроя.

       2. Сообщение темы урока.

        Постановка цели и задач.

    3. Работа над новым материалом.

        Работа с понятием «родина» ,«культурные традиции».

        Работа над синонимами Отчизна, Отечество.

        Выработка понятия «малая родина».

        Работа с текстом.

       Обсуждение в группах.

       Отличия России от других государств.

     Ознакомление с государственными и культурными символами России.

     Объяснение их значений.

    Россия- многонациональная страна.

    Прослушивание стихотворений, песен.

    Обсуждение.

    Коллективная работа.

    О культурных традициях.

    Мнения учащихся.

    4.Самостоятельная работа.

    5. Подведение итогов.

    6.Подготовка к домашнему заданию. Домашнее задание.

     Ход урока:

    Организация урока.

    Приветствие.

    - Добрый день. Мы с вами начинаем изучение нового предмета  «Основы  светской этики». Предмет этот необычный. Во-первых, нет оценок. Во-вторых, каждый может высказывать мнение и давать оценку какому – либо рассказу, ситуации.

    Слайд 1

     Создание эмоционального настроя.

    (Звучит песня «С чего начинается Родина».)

    С чего начинается Родина?
    С картинки в твоем букваре,
    С хороших и верных товарищей,
    Живущих в соседнем дворе.
    А может, она начинается
    С той песни, что пела нам мать.
    С того, что в любых испытаниях                    
    У нас никому не отнять.
     
    С чего начинается Родина?
    С заветной скамьи у ворот.
    С той самой березки, что во поле,
    Под ветром склоняясь, растет.
    А может, она начинается
    С весенней запевки скворца
    И с этой дороги проселочной,
    Которой не видно конца.
    С чего начинается Родина?
    С окошек, горящих вдали,
    Со старой отцовской буденовки,
    Что где-то в шкафу мы нашли.
    А может, она начинается
    Со стука вагонных колес
    И с клятвы, которую в юности
    Ты ей в своем сердце принес.

    Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

    -Правильно, о Родине.

     Откуда же берет начало слово «Родина»

    2.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.

    - Сегодня мы начинаем изучение нового предмета, и мне хотелось бы, чтобы изучение его мы начали со знакомства с учебником. Посмотрите учебник, какой он красочный и яркий. Прочитайте оглавление  учебника, какие темы мы будем изучать?

    - Найдите первую тему. Как она звучит?

    Тема сегодняшнего занятия «Россия – наша Родина». Мы с вами должны понять, что такое Родина и Отчизна, что такое малая родина.

    Слайд 2

    3.Работа над новым материалом.

    1.Работа с понятием «родина»

    Как вы понимаете, что такое РОДИНА?

    С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

     — Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
    — Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
    — Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
    — Земля, которую наши предки защищали от врагов.
    — Родина – это наш край, город, поселок.
    — Родина – это место, где живут близкие и дорогие
    — нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
    — Это место, где стоит, наша школа.
    — Это место, по которому люди скучают, находясь
    — в далеком краю, на чужой стороне.

    Слайд3.

    Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:

    «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

    -    А теперь предлагаю обратиться к словарям. Что же там говорится об этом слове?

    (Работа в группах. У каждой группы свой словарь)

    Посмотрим, какие же толкования вы нашли и с какими вашими понятиями схоже найденное значение.

    (Выступления представителей групп и дополнения желающих)

    Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.

    Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

     А теперь подберите синоним к слову Родина.

    Почему можно заменить словом Отчизна, Отечество? (ответы –предположения детей)

    Подберите однокоренные слова.

    С каким понятием слова Родина схожи наши размышления.(Родина- место , где жили наши отцы, отцы отцов)

    А что значит «малая родина»? (Ответы учащихся)

    Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

    Как называется наша Родина? (Россия)

    Предлагаю прочитать первые два абзаца на странице 4, они подведут итог нашей работы.

    – Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине.  

    Я предлагаю вам «Собрать пословицу»(Работа в группах)

    Родина - мать, умей за нее постоять

    Человек без родины - соловей без песни

    На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

    Где кто родится, там и пригодится.
    Своя земля и в горсти мила

    Дети  собирают пословицы, а затем зачитывают их и объясняют  ее смысл.

    Слайды4,5

    2.Отличия России от других государств.

    Чем же наше государство отличается от других?

    (Учащиеся называют особенности)

    Слайд 6

              3. Государственные символы

    Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

    Гимн – символ нашего государства.

    Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.

    А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы наверняка можете вспомнить некоторые из них.

    Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев.

    Первым гимном российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И.Глинки, который жил в 19 веке

    Российский флаг – это трёхцветное полотнище

    с белой, голубой и красными    полосами. 

    Что же символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?

    По одной версии, это единство моря, земли и неба.

     По другой – это содружество трёх славянских народов.

    По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

    Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

    Какие символы России вы еще знаете? (Обсуждение в группах и объяснение)

    Гимн, герб, флаг, валенки, сарафан, каравай, береза, матрешка.

                                                         

    Почему эти предметы стали символами?

    Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать текст стр.4-5 (Чтение и обсуждение в группах)

    О какой черте России говорится в стихотворении?

    Россия - Родина моя,
    Прекрасна ты и многолика.
    Твои поля, леса, луга
    И на речной равнине блики
    Я восхваляю!

    Знай же, люд!
    Хакас, татарин и якут,
    Бурят, тувинец здесь живут!
     

     Россия - родина моя
    Детьми своими ты богата.
    Традиции, обряды предков
    Узнают все из нас когда-то.

    Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
    Русский, татарин, башкир и якут.
    Разных народов большая семья,
    И этим гордится должны мы друзья.

     Россией зовется общий наш дом,
    Пусть будет уютно каждому в нем.
    Любые трудности мы осилим
    И только в единстве сила России

    Особенность – это многонациональность.

                 4.Россия многонациональная страна.

     Живут в России разные

    Народы с давних пор

    Одним тайга по нраву,

    Другим степной простор.

                  У каждого народа

                 Язык свой и наряд.

                 Один черкеску носит,

                 Другой надел халат.

                Одним милее осень,

    Другим милей весна.

    А Родина Россия

    У нас у всех одна

    Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.

    Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации

    А количество наций и национальностей не сосчитать. Даже в вашем классе ребята разных национальностей.  

    А у кого в семье есть другие национальности.(Желающие ученики рассказывают о составе своих семей).

    Посмотрите, разве можно народам нашей родины воевать, враждовать с другими. Нет. Все должны жить в мире, согласии и решать все споры мирным путем. Все народы равны.

    Звучит песня «Широка страна моя родная…»

    О какой особенности России рассказала нам песня?

    Россия очень обширная страна. Бескрайни ее поля, моря. И мы должны любить и беречь все, что нам дала наша РОДИНА.

    Читается стихотворение Сергея  Есенина

    Берегите РОССИЮ

    Берегите Россию!

    Без неё нам не жить.

    Нет России другой. 

    Берегите её,

    Берегите её тишину и покой,

    Чтобы вечно ей быть.

    Это небо и солнце,

     Нашей правдой и силой.

    Этот хлеб на столе

    Всею нашей судьбой

    И родное оконце.

    Берегите Россию

     В позабытом селе…

    Нет России другой

    Берегите Россию.

    5.О культурных традициях.

      Отличием любого государства, любой страны становятся культурные традиции.

    Давайте послушаем, что же это такое – культурные традиции.

    Мы с вами назвали целый ряд символов России. Как вы думаете, какие из них связаны с культурными традициями?(Ответы учащихся)

     Какие культурные традиции вы знаете? (Рассказы учащихся)

     

    Самостоятельная работа

          Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

          «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.

     Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»

     (Дети работают в парах)

       5. Подведение итогов. 

    - Что вам сегодня понравилось,  что вы узнали?

    Россия  - наша Родина – многонациональная страна. У каждого народа свой язык, своя вера, свои традиции. Мы должны знать, понимать и помогать друг другу. Мы – одна большая семья.  Чтобы поддерживать и заботится друг о друге, люди должны относиться друг к другу нравственно.

         Мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы  тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.

    -Что вы расскажите  дома членам семьи о нашей Родине, после сегодняшнего урока?    

    Чем богата наша страна? (красота природы, люди).

    Люди в ответе за то, какой будет наша Россия!

        В заключение урока дети совместно изготовили солнышко, на лучиках которого дети писали о своей родине, продолжая начало фразы: «Родина – это…»

        Я благодарю всех за активную  работу.

    Звучит песня "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

    6. Подготовка к домашнему заданию

    - Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

                      7. Задание на дом

    Оформить работу о выдающихся людях страны

       Самоанализ урока «Основы светской этики», 4 класс

       Урок №1 «Россия - наша Родина»

                С началом 3  четверти в школах нашего района, стартовал новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», который включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.  Из предложенных шести модулей родители четвероклассников Новоарбанской  средней общеобразовательной  школы выбрали «Основы светской этики ». Курс носит светский характер.
           Выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

     Состоялся  первый  урок по теме «Россия – наша Родина» 

       При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие цели и  задачи:

    Цели урока:   1.Знакомство с главной ценностью человека - Родиной, с ценностями,   традициями людей и для чего они существуют;

                             2.Формирование понимания единства многоликой России.

    Задачи урока:

    В области ценностей:

    Уважение к Родине и ее традициям; уважение к многочисленным народам нашей Родины.

    В области опыта:

    Ученики получат опыт сотрудничества, умения представить свою точку зрения.

    В области знаний:

    Ученики будут знать, что такое Родина и Отечество, малая родина, культурные традиции, духовные ценности.

    В области умений и навыков:

    Работать с текстом и понятиями, общаться в группе и вырабатывать одно мнение, высказывать свое мнение перед аудиторией.

        Для достижения поставленных целей и задач я использовала следующие приёмы и методы:

    • словесные (рассказ учителя, беседа, работа с текстом учебника, комментированное чтение);

    • наглядные (работа с иллюстративным материалом);

    • самостоятельная  работа  с источниками информации;

    В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:

    - коллективная;

    - индивидуальная, с учётом дифференциации;

    -работа в парах.

    На  уроке использовались  наглядность и оборудование:

                                               • выставка книг о России,

                                               • флаг, герб, карта,

                                               • портреты государственных деятелей,

                                               • героев России, великих людей,

                                               •  картины  c  изображением русских пейзажей, городов.

                                                           • пословицы народов мира на тему: «Родина»

                             • музыкальное оформление:
    - песня «С чего начинается Родина»  сл.  М. Матусовского, муз. В.Баснера.

    - песня «Широка страна моя родная…»

    - песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару.

              Урок проводился с целым классом.   На  уроке  по теме «Россия – наша Родина» шел разговор о России, о народах, населяющих ее бескрайние просторы, о символах государства, о малой родине, разбирались понятия «духовность», «духовный мир», «традиции», «национальная гордость»,   Россия,  родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.  

              Россия  - наша Родина – многонациональная страна. У каждого народа свой язык, своя вера, свои традиции. Мы должны знать, понимать и помогать друг другу. Мы – одна большая семья.  Чтобы поддерживать и заботится друг о друге, люди должны относиться друг к другу нравственно.

                Особенно привлекательным получилось яркое, совместно изготовленное солнышко, на лучиках которого ребята писали о своей Родине, продолжая начало фразы. Вот что у нас получилось:
       
    Родина – это
       – «Россия, страна, в которой мы родились, живём»;
       – «единая страна, которую мы очень любим и она очень сильная»;
       – «это наш родной край, где мы живём».

    Я люблю Родину, потому что
       – «она самая замечательная, хорошая, красивая»    

       – «она гордая, необъятная, замечательная»;
       – «она самая добрая, трудолюбивая, мы в ней живём».

          Я считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.



    Предварительный просмотр:

    Урок 3. Религия и культура

    Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .

    Задачи урока:

    Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.

    Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

    Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

    Оборудование:

    учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;

    электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;

    карточки для игры «Собери пазлы»;

    демонстрационные карточки-термины;

    карта «Религии мира»;

    слад-шоу «История религий»;

    тетради учащихся.

    Ход занятия.

    Оргмомент. Учащиеся под музыку входят в класс, получив от учителя посадочные талоны зеленого и розового цвета и рассаживаются по секторам (зеленый сектор и розовый сектор).

    Актуализация ранее полученных знаний.

    Как вы понимаете слово «религия»?

    Какие религии называются национальными?

    Какие религии называются мировыми?

    Какие религии считаются традиционными для России?

    Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем селе?

    Игра «Собери пазлы».

    Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

    Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

    Национальные религии – это иудаизм, индуизм.

    Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

    Выступление учителя «Что такое культура?»

    Каждая из религий внесла свой вклад в развитие культуры. В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

            В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

            Культура бывает материальная и духовная. К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда  мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

    Задание детям: рассмотрите фотографии учебника на страницах 8, 9 и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, - они относятся?

    Чтение рубрики «Это интересно» (с.9)

    Игра.

    Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка. 

    1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.

    Беседа с учащимися:

    Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

    Что входит в понятие «культура поведения»?

    Выполнение творческого задания.

    Придумайте свои правила культурного поведения за столом (для 1-й команды).

    Придумайте свои правила культурного поведения  в гостях (для 2-й команды).

    Выступление учителя «Влияние религии на культуру».

    Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

            В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.  (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман – мечети. Сейчас буддистские, христианские храмы и мечети можно встретить повсюду.

            В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9) 

    Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах. В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. Наконец, религия нашла свое отражение в языке, на котором мы с вами разговариваем, и в нашем повседневном поведении.

    Закрепление основных понятий урока (работа с тренажером).

     Домашнее задание:

     Перескажи родителям  или другим взрослым материал урока  3 «Культура и религия».

    Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.

    Индивидуальное задание: подготовить книгу-раскладушку или папку-презентацию по теме:

    1)«Памятники духовной культуры»,

    2)«Памятники материальной культуры».

    МОУ СОШ №2

    Степновский район

    Ставропольский край

    Урок основ мировых религиозных культур в 4 классе по теме

    Учитель: Ласлова В.А.,

    учитель истории и обществознания

    1-й квалификационной категории

    С. Иргаклы,2011г.

    Правила культурного поведения за столом:

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    Правила культурного поведения в гостях:

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    Правила поведения в храме:

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    Церковь

    Лезгинка

    Карета

    Мечеть

    Знания

    Буддизм

    Кукла

    Ислам

    Народная песня

    Монета

    Копье

    Законы

    Платье

    Сказка



    Предварительный просмотр:

    Урок 3.

    Человек и Бог в православии

    Ключевые понятия: спасибо, Творец

    Цель урока. Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры

    ^ Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры

    презентация

    Ход урока

     I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

    Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими.

    Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

     Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

     2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

     На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

     3. Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

     4. Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись?

     Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?

     II. Работа с текстом учебника.

     1.Чтение статьи учебника про себя.

     2. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий.

     2.1. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:

     Для Вани Бог        

     Для Леночки Бог        

     Для учителя физики Бог        

     Для учительницы литературы

    Для тебя Бог .......

    2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:

    Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

     Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

     Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

     Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

     Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

    III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

     Осмысление данного в дополнительной информации

     К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».

     К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю»?

     Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами.

    Происхождение слова Бог

     В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

    Знаешь ли ты?

     Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

     Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?

     Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – .

     Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?

    IY.Чтение стихотворения А.К. Толстого

     Осмысление стихотворения по следующим вопросам:

     Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения.

     Почему слово ^ Слово в стихотворении написано с большой буквы?

    Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова... к нему вернуться жаждет снова»?

     Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»?

     Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос.

     Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа?

    Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы.

    – Какую силу имела в виду учительница русского языка

     – Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение?

     – Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить?

     – Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.

     Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:

     Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может –то как он это делает?

    Дорисовать кадры из мультика



    Предварительный просмотр:

    Урок 6

    Тема: « Нагорная проповедь»

    Слайд 1. Название урока

    Вы узнаете

    - Чему учил Христос

    - Что такое Нагорная проповедь

    - Какое сокровище нельзя украсть

    Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.

    О МЕСТИ

    Слайд 2. Месть

    Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить? (по щелчку - месть)

    Как вы думаете, что означает слово «месть». (по щелчку) Месть – мести – место - удалять, возвращать на место, выметать, метать, возмещать (ст=щ). Т.е. вас обидели – вы «вернули» обиду, обозвали –«вернули» обидное слово, ударили –«вернули» удар… Вроде бы все справедливо. Но так ли это на самом деле?

    Как вам кажется, на какую игру похожа месть?

    Слайд 3. Месть

    На перекидывание мячом. Вспомните ссорящихся людей, которые бросают друг другу обвинения (по щелчку – ссора). Только уже не мяч они кидают друг другу, а злые слова. Зло же подобно грязи – темное и липкое. Запачкан тот, кто кидает, и тот, в кого кидают. Как если играть грязным мячом. И как грязь от мяча пачкает наши руки, одежду, лицо… так и зло внешне отражается на наших лицах неприятным выражением (по щелчку – злые лица). А внутренне человек каменеет, становится все более бесчувственным.

    Но откуда мы берем злые слова, чтобы кинуть их другому? Из собственного сердца.

    Слайд 4. Сердце

    А в сердце откуда зло? Мы растим его там сами.

    (по щелчку – сердце-сад) Сердце подобно саду. Часто так и говорят: сердце – сад души. Что взрастим – то и получим. Если сад ухоженный, то и одаривает нас богатым урожаем (по щелчку – цветущий сад). А если сад заброшенный (по щелчку – заброшенный сад)? (Заметка «на полях» 1*)

    Вот также и наше сердце. Если мы следим за ним, за его действиями, то сердце становится добрым, чистым и мягким (по щелчку – доброе сердце). От человека с таким сердцем исходит свет и радость. А если допускаем злу селиться в сердце, то оно становится темным, заросшим колючками и каменеет (по щелчку – злое сердце). Рядом с таким сердцем неуютно, холодно и страшно.

    Как же избежать окаменелости сердца?

    Слайд 5. Проповедь Христа (ГенрикОлрик. «Нагорнаяпроповедь» из церкви Святого Матфея в Копенгагене).

    А вот этому и учил Иисус Христос учил в своих проповедях: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, - наш мир стал бы менее человечным.

    Если отвечать злом на зло – зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что «Лучший бой – это тот, которого удалось избежать!».

    Слайд 6. Обида в сердце - сорняк.

    Как так, спросите вы?

    Наши обиды – это семена зла. Попадая в сердце и, не встречая сопротивления, обида, как сорняк, начинает очень быстро расти, цвести и рассеивать дальше семена зла. Поэтому все обиды нужно сразу вырывать из сердца (по щелчку – чистое сердце). Сеять же в сердце надо семена любви и добра, ухаживать за ними и оберегать от сорняков зла (по щелчку – стража). А для этого нам дан ум. И надо держать его в трезвости, не позволять злым чувствам овладевать нашим сердцем. А доброе чистое сердце будет просветлятьи наш ум.

    Слайд 7. Ум и сердце.

    Как в пожелании своим друзьям известный поэт Самуил Яковлевич Маршак сказал (заметка «на полях» 2*):

    Пусть добрым будет ум у вас,

    А сердце умным будет.

    Слайд 8. Боткин М.П. Беседа Христа с учениками.

    Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?».

    Слайд 9. Любовь или одиночество.

    Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно оттого, что он окружен лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться.

    Слайд 10.

    (из методических рекомендаций - http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/6)

    Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Объясните свою позицию.

    - Худой мир лучше доброй ссоры.

    - Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит.

    - Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.

    О БОГАТСТВЕ

    Слайд 11. Христос и богатый юноша.

    Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

    Слайд 12. Сердце и земное богатство.

    «Сокровища на Небе» - это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть, потерять. Оно не испортится, не сломается…У тебя могут украсть деньги или телефон. Одежда может порваться, дом разрушится… Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим. Поэтому вещи не должны заслонять ближнего в твоем сердце – человек дороже всего на свете.

    Слайд 13. Душа и Суд.

    Духовные сокровища Евангелие связывает с «Небом» потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Богатство, успех, слава – все останется в этом мире: богатство достанется другим или истлеет, слава померкнет. Но свои «нажитки» (добрые и плохие дела) она душаприносит на Небо – пред лицо Бога.

    Слайд 14. Богатства и радость (М.В. Нестеров. Больная девушка).

    Земные богатства и радость - не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.

    Слайд 15. Полевая лилия.

    Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».

    Слайд 16. Равнодушие.

    Тот, кто поймет эти слова как разрешение ничего не делать, не работать, не учиться, будет неправ. Просто иногда забота о своем завтрашнем дне мешает поступить по-человечески уже сегодня. Мол, если я сегодня вступлюсь за слабого, то могу навлечь на себя гнев кого-то большого и сильного. Такой человек решает: чтобы мне и завтра было хорошо, я сегодняшний день проживу по присказке «моя хата с краю».

    Это ложная мудрость. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.

    Слайд 17.

    Выберите, какие сокровища никогда не исчезнут: слава, вера, богатство, красота, милосердие, знания, здоровье, успех, скромность, сила.

    НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

    Слайд 18. Нагорная проповедь. Карл Генрих Блох.

    Эти слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

    Слайд 19. Храм на месте Нагорной проповеди. Гора Блаженств.

    Швец С.С. Нагорная проповедь.

    Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг ко другу. Еще Он говорил об отношениях Бога и людей. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим».

    Слайд 20. Храм на месте Нагорной проповеди. Гора Блаженств.

    Басин В.П. Нагорная проповедь.

    Он говорил о том, что, полюбив Бога,  душа может сродниться с Ним уже здесь, на земле: «Царство Божие внутри вас». Христос даровал людям радостное переживание Бога. Благодать, Дух Святой в Евангелии назван Утешителем, то есть тем, кто несет утешение и радость даже в беде. Утешитель, по слову Христа, «пребудет с вами вовек», то есть и во времяжизни апостолов и во все последующие века земной истории, но, кроме того, и за ее пределом,тоестьв  Божественной вечности. Этого Утешителя «мир не видит и не знает; а вы знаете Его, ибо Он в вас будет». Речь идет не о книге или посылке, а о внутренней перемене в человеке. Если она произошла, то, по слову Христа, смерть, коснувшись тела, не коснется души: «Верующий  в  Меня не увидит смерти во век».

    ЗАВЕТ ХРИСТА

    Слайд 21. Икона «Распятие», Дионисий, 1502 г.

    Лебедев К.В. Принесение первосвященником ветхозаветной жертвы.

    Ранее религиозные проповедники говорили о том, какие жертвы люди должны приносить Богу или богам. А Новый Завет сказал о том, какую жертву Бог Сам приносит людям и ради людей. Христос не просто говорил о такой жертве, Он Сам этой жертвой и стал.

    Слайд 22. Поленов В.Д. Христос и грешница (Кто из вас без греха).

    Христос говорил о том, что Бог любит людей и Сам стал человеком, чтобы быть вместе с ними. Бог, ставший человеком, – это и есть Иисус Христос. Он говорил, что пришел в мир не для того, чтобы подчинять и наказывать людей, а для того, чтобы послужить людям.

    Слайд 23. Глазунов И.И. Распни Его.

    Некоторые люди сочли это оскорблением своей веры в Бога. По их мнению, Бог не мог сотворить такого чуда и стать столь близким к людям. Они объявили Христа преступником и стали добиваться Его казни. Христос же не стал уклоняться от суда.

    Слайд 24. Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос.

    Он поучал – не избирать

    Путей широких, врат пространных,

    Вводящих в пагубу, –  входить

    В сень жизни узкими вратами

    И трудно – тесными путями;

    Не осуждать, благотворить,

    Радеть о скорбных, неимущих,

    Благословлять врагов, клянущих

    И ненавидящих любить…

                              Лев Мей, 1855

    ВРЕЗКА

    Как исцеляла людей любовь Христа

    Слайд 25. Исцеление расслабленного в Капернауме. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.

    Однажды, когда Христос учил людей, принесли к Нему парализованного («расслабленного») человека. Но дом, где учил Христос, был переполнен слушателями. И даже снаружи, у окон и двери стояло столько народа, что пронести носилки с больным было невозможно. Тогда родственники расслабленного залезли на крышу дома, разобрали кровлю, а в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа. И Он, видя такую их веру, сказал расслабленному: «дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

    Слайд 26. Исцеление расслабленного в Капернауме.

    И тогда ранее неподвижный человек встал, взял носилки, на которых лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

    Слайд 27. Исцеление расслабленного в Капернауме (икона).

    ВОПРОСЫ и задания:

    Слайд 28. Нагорная проповедь. Гравюра Гюстава Доре.

    1. Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

    Слайд 29..

    2. Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

    (то, что способно растопить ледяное сердце)

    Слайд 30. Схема.

    3. Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ (ответы по щелчку на вопросе).

    Слайд 31. Крест.

    4. На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание? Если напоминание, то о чём? (по щелчку – Распятие. Нестеренко В.И.)



    Предварительный просмотр:

    Урок 4 по ОРКСЭ

    4 класс

    Учитель: Дерябина А. М.

    Тема: «Православная  молитва»

    Цель  урока: осмысление  детьми  значения  для православных  христиан молитвы.

     Задачи  урока:

      помочь  учащимся  осмыслить  понятие  молитвы  как  разговора  человека  с  Богом,  познакомить  с  видами  молитв.

     научить  осознавать  разницу между  материальными  и  духовными  благами.

     воспитывать доброту,  терпение,  умение  благодарить.

     Оборудование: листы  с  распечаткой  таблицы, слов молитвы,  предлагаемой  для  работы  на  уроке, презентация, Цветик-семицветик.

     Ключевые  понятия: молитва,  благодать.

    Ход  урока

    1.Орг. момент.

    Чтение учителем стихотворения.

    Какой огромный этот мир,

    Как велика ты матушка – Земля!

    А в этом мире разве мы одни?

    Прислушайтесь, что говорит религия.

    Рядом с человеком есть мир невидимый,

    Разумный и духовный, его не видим мы.

    Но чувства, мысли,  убеждения,

    Влияют на поступки и наше поведение.

    И если совесть с разумом не рядом,

    То получается невежество и зло,

    А где добро, любовь, отрада,

    Там хорошо, там людям повезло.

    Кто дал такие нам дары,

    Что можем верить и любить?

    Кто создал этот чудный мир,

     Где так прекрасно жить?

     

    - Как считают православные христиане, кто дал такие нам дары, как совесть, доброта, любовь? (Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир, дал такие дары, как совесть, любовь, доброта. Он создал этот мир и любит своё творение.)

     -А как вера в Бога может влиять на поступки и мысли человека? ( Верующий человек чувствует Бога и все свои поступки сверяет с его заветами).

    2.Подведение к новому материалу.

    У меня есть волшебный Цветик – семицветик. Разделимся на 6 групп. Каждая группа получит всего 1 лепесток. Я тоже возьму 1 лепесток . Загадайте всего одно желание. Постарайтесь придти к общему мнению. Это желание запишите на листок.

    Ученики высказываются. Я зачитываю свое желание: «чтобы все мои родные были здоровы».

    Учитель:

     Волшебные вещи существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.

    Мы подошли к теме урока: « Православная молитва».

    3. Работа над новым материалом.  

    1) Прочитайте в учебнике, что означают  слова  ПРАВОСЛАВИЕ и МОЛИТВА. ( Дети читают и отвечают)

    Сегодня вы узнаете, какие бывают молитвы. Но сначала давайте прочитаем замечательную пословицу  ( слайд 1)

    Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы. 

    - Объясните, пожалуйста, ее смысл.

    Еще раз вспомните, что означает слово МОЛИТВА. А теперь давайте прочитаем определение ( слайд 2) МОЛИТВА – установленный текст, читаемый при обращении к БОГУ, к святым.

    (Слайд 3)

    Бог любит свое творение, любит каждого из нас.

    « И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями»

    И мы так же , как к своему родному отцу, можем всегда обращаться к богу – к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом.

    2) Чтение стихотворения в учебнике М. Лермонтова «Молитва». (Выразительное чтение в парах)

    3)Какие молитвы вы знаете?

    Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.. Давайте почитаем молитвы. Какие из них вам знакомы?

    Здесь были разные молитвы. Прочитайте в учебнике, какие 3 вида молитвы есть у православных людей. Выберите 1 вид и расскажите о нем. (Работа в группах)

    Дети читают и отвечают ( Молитва-просьба, молитва - благодарение, молитва-славословие)

    Слайд 14. Молитва-это полет сердца к Богу.

    4). О святых

    -Ребята, кто знает что-нибудь о святых? ( ответы детей)

    - Найдите в учебнике о святых. Расскажите друг другу. (Работа в парах).

     Давайте прочитаем некоторые высказывания святых о Молитве.

    Слайд 15

    Мать всех добродетелей - молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобным солнцу искренне молящихся.

    Св. Нил Синайский.

    Слайд 16

    Кто может усердно молиться, тот богаче всех,

    Хотя он был бы беднее всех.

    Напротив, кто не прибегает к молитве,

    Тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех.

    Св. Иоанн златоуст.

    Слайд 17

    Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасаемый.

    Св. Иоанн Златоуст.

    5) Работа с таблицей.

    Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.

    Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.

    Много читает, ходит в театры и музеи, может  рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.

    Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;

    не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.

    Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.

    Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.

    Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает

    Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения

    Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.

    Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники,  что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.

    Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви,  не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.

    Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.

    Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно.

    Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья,  одежды и обуви.

    Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.

    Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.

    Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.

    За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.

    Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

    Сделай вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

    6) Знакомство с молитвой «Отче наш».

    - Послушайте главную молитву. Её называют Молитва Господня.

    ( Молитву читает ученик, который ходит в Воскресную школу)

    - Кто её передал людям? (Её дал людям Сам Господь Иисус Христос).

    6)  Чтение статьи учебника.

    Отче – «отец».

    Иже – «который».

    Еси – «ты есть»....

    На небесех – «на небесах».

    Да святится имя Твое - свято, дорого.

    Да придет Царствие Твое - любовь царит в сердце.

    Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли - человек доверяет Богу.

    Насущный - необходимый.

    Долги наша - прощение.

    Искушение - выбор в ситуации.

    Лукавый - лживый.

    7)  Дополнительное задание.

    - Вспомни одну хорошо известную сказку, где слова «Отче наш» помогли одержать победу одной маленькой девочке Герде над могущественными злыми силами.

    - Как называется эта сказка?

    - Кто главные герои сказки?

    - Кто её автор?

    - В какой стране жил Андерсен?

    - Какие ещё сказки Андерсена вы знаете?

    Все, конечно, вспомнили сказку Андерсена «Снежная королева».

    Мы все её знаем.

    Но всё ли мы в ней понимаем?

    15. Финал сказки.

    В финале сказки Герда на пороге Ледяного дворца.

    «Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и на нём пылало северное сияние.

    Герда принялась читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.

    Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки.

    Когда Герда окончила молитву, вокруг неё собралось целое ангельское войско.

    - Какое же слово в конце концов составилось из льдин?

    - Чем же искушала Кая Снежная Королева?

    - Чем вам кажется странным обещание подарить «весь мир и новые коньки?»

    - Чего не хватало прекрасному дворцу Снежной Королевы? (любви и радости, игры и веселья).

    Герда это принесла с собой.

    8) Рефлексия.

    - Как вы думаете, знания, полученные на этом  уроке  вам пригодятся в жизни или нет?

    У вас есть лучи 3 цветов: Желтый, красный, оранжевый. Прикрепите 1 лучик к солнцу.

    Желтый- очень много узнал на уроке, было очень интересно.

    Оранжевый – было интересно на уроке, много узнал нового.

    Красный – было не очень интересно на уроке, много было непонятного.

    Солнце засияло. Я очень рада.

    9). Итог урока.

    - В чём состоит значение православной молитвы в христианстве?

    10. Домашнее задание.

    1) Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать, как «Отче наш».

    2)Выучите молитву Отче наш ( по желанию)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

    Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

    Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур» .Тема урока: "Семья"

    Представлен конспект урока и презентация для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"). Тема урока: "Семья"...

    Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

    Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

    Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

    Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

    Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

    Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...


     

    Комментарии

    Спасибо за материал. Уроки очень интересные.