Урок - творческий проект "Осенние мотивы"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Герасимова Наталья Николаевна

Урок-творческий проект "Осенние мотивы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок - творческий проект
« Осенние мотивы»        

 4 класс

               Герасимова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 34 г. Владимира

Методический паспорт:

          По содержанию – межпредметный

          По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект

          По форме организации – групповой

          По срокам выполнения среднесрочный

          По результатам выполнения – практический

 

Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.

Задачи:

          Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

          Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

          Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

          Формирование коммуникативных навыков.

Творческие группы:

          Фотокорреспонденты

          Издатели

          Художники

          Дизайнеры 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Группы приветствуют гостей, занимают свои места.

II. Подготовительный этап.

        Над землей туман клубится,

        Вяжет сети паучок.

       Вот и рыжая лисица

       Красит листья в жёлтый цвет.

       Красит рыжим, алым, синим,

       Разбавляет краску ливнем.

       Отгадать загадку просим:

       Кто лисица эта?

- Осень !

- По каким признакам узнали это время года?

- Почему осень сравнивают с лисицей?

- У кого из поэтов есть подобное сравнение?

- Д. Кедрин « Осенняя песня»

- Чёрно – бурою лисицею под горой улёгся лес.

- Ребята, мы втечении долгого времени на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Мы выбрали общее название.

Прочитаем: Осенние мотивы!

- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?

- Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?

 

В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!

Наполнить себя красотой и поделиться с другими.

- Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства.

III. Работа по группам. Задания:

Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма.

1. Осень пёстрая ……….(пришла)

    И рябины подожгла.

    Возле них дрозды снуют

    И плоды – огонь ……….(клюют)

 

2.        ……. В роще листопад (бродит)

По кустам и кленам,

Скоро он …… в сад (заглянет)

Золотистым звоном.

 

Потерялась первая буква.

     

3.        ….синку красила

….сень

….синка мне нравится

….чень.

….на позолотой блестает,

….дно только жаль –

….блетает.

4.        …леет за лесом закат

…лые

…исты к лесу летят.

…стры зарделись на клумбах в саду

…лые тени дрожат на пруду.

Всем группам. Подобрать рифмы.

   Утром мы во двор идем

  Листья сыплются дождем.

  ………………….. листопад

  ………………….. сад.

- Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.

Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

IV.Анализ художественных произведений.

- Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею?

А.С.Пушкин. «Унылая пора!»

- Поэт, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени.

Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня»

- Какое настроение передаёт автор?

- Какой образ вам особенно нравится и почему?

- Кто такие духи осени?

- Что позволило нам так ярко представить эту картину?

- Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение)

- Прочитайте стихотворение С.Есенина.

- Назовите общие понятия, слова?

- Одинаково ли пишут поэты?

Как поэты говорят об осени?

(Солнце спряталось за ситцевой

Занавескою небес.

                                                          Д. Кедрин.

           Колесом за сине горы

           Солнце тихое скатилось.

                                          С. Есенин.

          Солнце реже смеётся…

                                          К. Бальмонт

          И редкий солнца луч.

                                          А.С.Пушкин

- Для чего используются олицетворения?

- Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки.

V. Творческий отчёт групп.

- Слово вам издатели книги. (Выступление детей).

- Спасибо за труд.

Художники

- Нетолько поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.

( Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)

Выступления детей:

1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.

2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)

 Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.

3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

- Что объединяет все картины?

- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?

- Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин?

- Лес, точно терем расписной…

                                    И.Бунин.

- Что изображали вы на своих рисунках?

- Кому машет дерево последним листом?

- В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения.

И. Бунин « Листопад»

«…Последний день в лесу встреча»

Музыканты

- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи.

- Когда впервые звучала музыка?

- Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта.

Выступления детей:

Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.

Слушаем музыку. ( Анализ услышанного).

Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по – своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и  щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей  неповторимой багряной красой.

- « Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.

Фотокорреспонденты.

- Нам было интересно сфотографировать в нашем городе приметы осени.

Выступления детей:

1.       Мы с мамой были на даче и сфотографировали осенние астры, грозди калины, на этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев.

2.       А мы сфотографировали центральную площадь города. Краснеют гроздья рябины и много золота – каштаны, тополя одели жёлтые наряды.

- В нашем городе живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическим произведением Софьи Пилипенко «Ах, эта осень!»

Ах, эта осень! Как прекрасна!

Сошла таинственно с небес,

Зажгла огонь калины красной

И превратила в сказку лес.

На клёны брызнула багрянцем,

Дубы растрогала до слёз,

Позолотив листву их с глянцем.

Поколдовала у берёз.

За косы потрепала иву,

Склонённую уже ко сну.

И улыбнувшись шаловливо,

Рукой взъерошила сосну.

И как всепризнанный маэстро,

Способный снять с других накал,

Перед невидимым оркестром

Взмахнув рукой, открыла бал.

Печально музыка звучала.

Рыдали скрипки в унисон.

Природа грустью отвечала,

Танцуя вальс « Осенний сон».

Ну, а потом бродила долго

С глазами мокрыми от слёз,

И шаль её из супершёлка

Рвал сильный ветер и мороз.

Внезапно сделавшись бесцветной,

Часами вглядывалась в даль.

И всё ждала тепла. Но тщетно!

Пора её прошла! А жаль!?

- Какое чувство? Какое настроение?

Дизайнеры

- Нам очень захотелось используя различные материалы создать свои осенние картины.

- Эту работу мы назвали « Королева осеннего бала». Ажурное бальное платье, шляпа, всё сделано из осенних листьев. Использовали цветную бумагу. Это вырезная аппликация.

-Эту работу мы назвали  «Осенний букет». Выполнена композиция в технике обрывной аппликации. В этой же технике мы выполнили ещё одну работу, которую назвали « Золотая осень плачет дождями».

- Осень так красиво разукрасила листья деревьев и кустарников! Гуляя в школьном дворе мы любовались осенним убранством, собирали коллекцию листьев. А затем создали образы животных и птиц. Вот что получилось.

Вывод:

- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?

- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

«Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.

- Чему научились мы, работая над этим проектом?

-В заключении нашей работы мы исполним песню «Найди свой путь».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок творческая мастерская

урок творческая мастерская...

Урок-творческий отчет по литературному чтению "Снег летает и сверкает"

Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе  по итогам изучения раздела "Снег летает и сверкает". УМК "Гармония". Уроку предшествовала серьезная исследовательская работа детей в группах по ин...

Урок - творческий проект "Как нам жить в дружбе с природой" (3 класс)

Интересный урок - творческий проект "Как нам жить в дружбе с природой!" окажется незаменимым помощником для моих коллег. Делюсь свои педагогическим мастерством....

Урок- творческая мастерская "В каждом человеке солнце"

Урок- творческая мастерская "В каждом человеке солнце" для учащихся 2 класса. УМК "Планета Знаний"....

Уроки творческого развития - залог успешной подготовки к олимпиадам.

Данная методическая разработка предлагает ряд развивающих упражнений, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного вообр...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Предложение. Урок-закрепление по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"

Третий урок /русский язык/ метапредметного дня по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"....