Первые итоги работы по программе общеобразовательных учреждений « Планета знаний » ( начальная школа ) - новый стандарт начального образования, 2 – ое поколение.
статья по теме

Копеина Людмила Васильевна

Выступление на педсовете. Сравнение традиционной программы с УМК "Планета знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_24.03.2012_g.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Выступление  на  педсовете  

                                                                                            27.03.2012 г.

 

     Тема:  Первые  итоги  работы  по  программе  общеобразовательных  учреждений  « Планета  знаний »  ( начальная  школа )  -  новый  стандарт  начального  образования,  2 – ое  поколение.

             Сравнительная  характеристика  традиционной  программы  и  ФГОС  

( программа,  учебники,  восприятие  новой  программы  учителем  и  

детьми ).

              В  программах  по  каждому  предмету  раскрываются  цели  и  задачи  курса,  особенности  структуры,  общие  подходы  и  принципы,  содействующие  достижению  поставленных  целей  и  задач;  представлено  содержание  курса.

              Целью  образования  становится  общекультурное,  личностное  познавательное  развитие  обучающихся,  обеспечивающее  такую  ключевую  компетенцию,  как  умение  учиться.

              В  программе  дано  описание  ключевых  понятий  содержания  образования  и  учебной  деятельности  учащихся  в  соответствии  с  Программой  развития  универсальных  учебных  действий  ( УУД )  и  способов  их  реализации  в  рамках  учебных  предметов;  даны  планируемые  результатов  освоения  программ.

             

            Учебники  и  рабочие  тетради  обеспечивают  освоение  обучающимися  предметного  содержания,  формирование:

            -  познавательных    ( общеучебных  и  логических ),  – извлечение  информации;  

            -  коммуникативных  -  адекватно  понимать  собеседника;    

            -  регулятивных  -  умение  работать  по  плану;

            -  личностных  -  обеспечивают  ценностно – смысловую  ориентацию  детей  ( знание  моральных  норм,  умение  соотносить  поступки  и  события  с  принятыми  этическими  принципами,  умение  выделить  нравственный  аспект  поведения  )  и  ориентацию  в  социальных  ролях  и  межличностных  отношениях  

универсальных  учебных  действий.

             Кардинально  изменилась  форма  календарно – тематического  планирования  ( показать ).    

Традиционная  программа

ФГОС

1.  Программа    В. Г.  Горецкий,

                               В. А. Кирюшкин.

     Обучение  грамоте  и  русский  язык:  3 – и взаимосвязанных  учебных  курса:

- обучение  грамоте,  развитие  речи,  внеклассное  чтение;

- литературное  чтение  и  развитие  речи;

- фонетика,  лексика,  грамматика  и  развитие  речи.

     Программа  нацелена  на  развитие  речи  ( основное ),  которое  придает  процессу  изучения  русского  языка  практическую  направленность,  учит  осмысленно  читать,  говорить  и  писать.

     



     Программа  построена  на  принципах  доступности,  преемственности,  самостоятельности,  индивидуальности.

     Обучение  грамоте  - 8  месяцев  до  апреля.









     


     Всего  207 часов  в  год.

     



     Содержание  программы:

-  подготовительный  период  36 ч.;

-  букварный  основной  период  143 ч.;

-  развитие  культурной  речи на  протяжении  года;

-  послебукварный  период:  письмо,  чтение  развитие  речи  -  

28 ч. ( 25 – 30  слов  в  мин. );

-  чтение  28 ч.;

-  русский  язык  35 – 40 ч.



     

     






     Требования:  должны  знать  и  уметь.




     Математика     М. И. Моро

     Содержание  программы:

-  сравнение  предметов  и  групп  предметов,  пространственные  и  временные  представления  8  ч.;

-  числа  от  1  до  10  и  число  0  72 ч.;

-  числа  от  1  до  20  36 ч.;

-  повторение  4 ч.

Всего  120 ч.










     Требования:  должны  знать  и  уметь.




     Окружающий  мир  

                            Н.Ф. Виноградова

     Цель  предмета

 –  формирование  социального  опыта  школьника;

-   осознание  элементарного  взаимодействия  в  системе  « человек – природа – общество »;  

-  воспитание  правильного  отношения  к  среде  обитания  и  правильного   поведения  в  ней.

     Задачи:  

-  воспитание  правильного  отношения  к  объектам  природы  и  результатам  труда  людей;

-  формирование  элементарной  экологической  культуры;

-  воспитание  гуманных  взаимоотношений  со  сверстниками  и  взрослыми;

-  развитие  интереса  к  окружающей  жизни;

-  формирование  умения  рационально  организовывать  свою  жизнь  и  деятельность  в  соответствии  со  знанием  своего  организма.


   








      Учебники.

     Азбука  В.Г. Горецкого

     Учебник  составлен  в  соответствии  с  программой:

-на  подготовительном  этапе  много  заданий  логического  характера  и  иллюстраций  по  сказкам,  бытовым  сценкам;

-  уже  на  2  уроке  идет  знакомство  со  схемами  предложений;

-  цветная  лента  букв,  которая  помогает  детям  выполнять  звуко – буквенный  анализ  слов  и  является  подсказкой  для  анализа  гласных  и  согласных  звуков  на  протяжении  обучения  всего  начального  периода;

-  небольшие  и  понятные  тексты;

-  преобразование  слов  на  основе  перестановки  букв;

-  выделение  новых  твердых  и  мягких  звуков  по  рисункам  с  определением  их  места  в  слове.

     В  учебнике  есть  исторические  сведения  о  возникновении  речи,  об  истории  возникновении    букварей,  о  первопечатнике  Иване  Федорове;

о  Кирилле  и  Мефодии  много  загадок,  пословиц,  поговорок.

     Даны  интересные  иллюстрации  к  урокам.
























     

К  букварю  прилагаются  прописи  1 – 4,  в  которых  дети  учатся  писать  буквы,  слова  и  предложения:

-  все  то  же  самое,  но  нет  сравнения  написание  новой  буквы.

 









































     
























Учебник  русского  языка

                                   В.Г. Горецкий,

                                   Н.А. Федосова

     Учебник  составлен  в  соответствии  с  программой  на  40  часов.

     Все  письменные  задания  выполняются  в  самом  учебнике.

     Правила  в  учебнике  как  таковыми  не  являются.  Они  объясняются  на  примерах.  Задания  понятны  и  интересны  для  детей.



































Математика  М.И. Моро,

                          С.И. Волков,

                          С.В. Степанов

     Учебник  составлен  в  соответствии  с  программой:

-  подготовка  к  изучения  чисел;

-  упражнения  для  закрепления  с  рисунками  и  вопросами  стр. 16 – 18;

-  нумерация  чисел  1 – 10  с  заданиями  для  подготовки  к  решению  задач;

-  введение  геометрического  материала  и  единиц  измерения  длины;

_  упражнения  для  закрепления  стр.  68 – 69;

-  сложение  и  вычитание  чисел  1 – 10;

-  знакомство  с  текстовыми  задачами.

     К  учебнику  покупались  тетради  на  печатной  основе.  







   

 









     Учебник  окружающий  мир

                      Виноградова  Н.Ф.

      Составлен  в  соответствии  с  программой:

-  цели  -  образовательная,  развивающая,  воспитательная;

-  ты – первоклассник;

-  твое  здоровье;

-  ты  и  вещи;

-  природа  вокруг  нас;

-  твоя  страна;

-  экскурсии.  

     Покупали  тетрадь  на  печатной  основе  с  заданиями.

     Менее  насыщен  материалом,  успевали  подробно  разобраться  с  новым  материалом,  опросить  детей  по  домашнему  заданию,  поработать  с  рабочими  тетрадями.  


   





 

1.  Программа.

                                  Л.Я. Желтовская,

                                  Т.М. Андрианова,

                                   В.А. Илюхина

     Обучение  грамоте  и  русский  язык.






     Программа  нацелена  на  формирование  универсальных  учебных  действий,  УУД:  общих  учебных  умений,  обобщенных  способов  действий,  ключевых  умений,  обеспечивающих  готовность  и  способность  к  овладению  компетентностью  « уметь  учиться ».

     Программа  построена  на культурологическом  ( язык  и  общество ),  познавательно – коммуникативном,  информационном,  деятельностном  подходах;

  и  принципах  развития  вариативности,  концентричности,  которые  формируют  прочные  знания,  умения  и  навыки  в  каждой  предметной  области  и  универсальных  ( метапредметных )  умений;  развитию  способностей,  готовности  к  обучению,  сотрудничеству,  саморазвитию,  решению  важных  воспитательных  задач.

     Всего  257  часов  в  год.

     



     Содержание  программы:                                                                                                                                                                

-  речевое  общение  в течение  года;

-  обучение  грамоте  207 ч.;

-  основной  букварный  период  175 ч.

-  послебукварный  период  50 ч.;

-  систематический  курс  русского  языка  50 ч.;

-  язык  как  средство  общения:  фонетика  ( изучение  звуков,  ударения,  слогов ),  орфоэпия  ( совокупность  правил  литературного  произношения  звуков  и  звукосочетаний,  правила  постановки  ударения,  графика  18 ч.;

слово  и  его  значение  ( лексика )  7 ч.,  предложение  и  текст  4 ч.,  орфография  9 ч.

-  знакомство  со  схемами  предложения  с  7  урока.  

     Требования:  должны  знать  -  могут  знать;  должны  уметь  -  могут  уметь.


     

Математика
    Содержание  программы:

-  общие  свойства  предметов  и  групп  предметов  10 ч.;

-  числа  и  величины  30 ч.;

-  арифметические  действия  45 ч.;

-  текстовые  задачи  15 ч.;

-  геометрические  фигуры  и  величины  20 ч.;

-  работа  с  данными  ( виды  информации:  текст,  рисунок,  схема,  символьная  запись;  сопоставление  информации,  представленной  в  разных  видах;  таблица  (  строка,  столбик,  табличная  форма  представления  данных;  чтение  и  заполнение  таблиц )  12 ч.  


     Требования:   должны  знать  -  могут  знать;  должны  уметь  -  могут  уметь.



      Окружающий  мир

                              Г.Г. Ивченкова,

                              И.В. Потапов

      Цель  предмета  -  формирование  знаний  о  природе,  человеке  и  обществе,  осознание  характера  взаимодействий  между  ними  и  на  этой  основе  воспитания  правильного  отношения  к  окружающему  миру.

     

 Задачи:  ( на  отдельном  листе ).



     

       





















 Учебники.

       Букварь  Т.М. Андрианова

      Учебник  составлен  в  соответствии  с  программой  :

-  маршрутная  карта  по  темам  « Наша  речь »,  « Алфавитинск »;

-  4  читальных  зала  ( слоги  -  слова,  слоги  -  слова -  предложения,  слова – предложения – рассказы  -  стихи,  рассказы );

-  основная  часть  и  вариативная,  разные  цвета,  разный  объем;

-  работа  в  паре  стр.  88;

-  творческие  задания  стр.  64  ;

-  поиск  информации  стр.  69;

-  задания  по  выбору  стр.  67;

-  интеллектуальный марафон  стр.  66;

-  схема  звука,  гласного,  звуковая  схема  слова,  твердого,  мягкого,    границы  слога  и  знака  ударения,  буквенная  схема  слова  с  пропущенными  буквами,  предложения;

-  лента  букв  отсутствует;

-  текст  заданий  читает  учитель.

     В  учебнике  есть  исторические  сведения  о  возникновении  речи,  об  истории  возникновении    букварей,  о  первопечатнике  Иване  Федорове;  много  загадок,  пословиц,  поговорок,  скороговорок,  которые  даны   в  вариативной  части.

     На  страницах  учебника  красочные  рисунки,  помогающие  лучше  понять  материал  урока.

     Есть  тексты,  перекочевавшие  из  букваря  Горецкого  В.Г.  стр.  82.

     Много  внимания  уделяется  обучению  детей  общению  друг  с  другом  ( речь,  мимика,  жесты ).

     Повторение  по  темам  « Наша  речь »  и  « Алфавитинск »  заканчивается  выяснением  источников  информации  стр.  20 – 21,  104 – 105  и  проектными  работами.

     Спутник  букваря  -  приложение                    Андрианова  Т.                                        М.  для  читающих  детей  и  для  семейного  чтения  с  последующим  обсуждением  прочитанного  и  выполнением  различных  заданий.

       Материалы  подобраны  в  соответствии  с  темами  урока.

      Имеется  пропись  к  букварю  В.А. Илюхиной  1 – 4:

-  дается  поэлементное  написание  новой  буквы;

-  пустая  строчка  для  задания  учителя;

-  написание  по  пунктирам  новой  буквы;

-  сравнение  написания  новой  буквы;

-  написание  слогов  и  слов,  а  в  дальнейшем  и  предложений.

     Особенность  работы  в  прописи  -  знакомство  с  основным  алгоритмом  написания  буквы:

-  ставим  ручку  на  верхнюю  линеечку  рабочей  строки,

-  опускаемся  по  наклонной  линии,

-  поднимаемся  по  наклонной  линии  до  середины,

-  « бугорком »  уходим  вправо  вверх,

-  коснувшись  линеечки,  опускаемся  по  наклонной  до  1/3,

-  « отрываем »  ручку,

-  ставим  на  середину  и  выписываем  « стульчик »,  « качалочку »,  крючок  до  середины.

     

     Второй  особенностью  работы  в  прописи  -   написание  над  буквами  и  между  ними  своеобразных  значков,  позволяющих  запомнить  место  написания  каждого  элемента  буквы:

-  точка  ставится  в  шалашике,  образованном  элементами  букв  или  самими  буквами  -  погода;

-  горизонтальная  черта  ставится  в  середине  соединения  элементов  в  буквах  или  букв  между  собой  -  солнце;

-  галочкой  обозначается  просвет  между  верхними  закруглениями  в  гнездышках  (  ф,  п,  т,  р,  к,  д,  а,  в,  б);

-  крестиком  отмечается  1/3  часть  сверху  или  снизу  высоты  рабочей  строки  в  соединениях  элементов  в  букве  ( учительница ).      

      Учебник  предлагает  проектные  работы  стр.  20 -  21,  104 – 105.


     

















Учебник  русского  языка  

                                 И.В.   Клюхина

     Учебник  составлен  в  соответствии  с  программой:

-  на  каждой  стр.  учебника  написана  тема  урока;

-  новое:  изучение  слов  с  непроверяемым  написанием;

-  с  первой  страницы  в  учебнике  имеются  правила,  которые  дети  заучивают  наизусть;

-  все  виды  работы  проверяются  самим  учеником  для  развития  самоконтроля;

-  использование  словаря  в  конце  учебника  и  др.  словарей,  что  расширит  кругозор  ребенка,  сделает  урок  интересным  и  насыщенным.

     К  учебнику  русского  языка  прилагается  тетрадь  Т.М.Андриановой  и  В.А. Илюхиной,  в  которой  имеются  строчки:

-  чистописание  с  частичным  объяснением  алгоритма  написания  буквы  для  формирования  графического  навыка  написания  букв,  начатого  в  период  обучения  письму;

-  слоги,  слова,  предложения;

-  задания  к  текстам.

     Учебник  литературы Э.Э. Кац  с  тетрадью  на  печатной  основе  Э.Э. Кац.

     Учебник  составлен  в  соответствии  с  программой.

     Он  содержит  темы:

-  страна  Вообразилия, в  которую  входят  необычные  стихи,  песенки,  рассказы;

-  сказки  народные  и  авторские;

-  семейное  чтение;

-  природа  и  мы.

     Данные  произведения  формируют  у  школьников  умение  и  стойкий  навык  учиться.  

     Математика  М.И.Башмаков,  

                         М.Г. Нефедова.:

-  маршрутные  карты  « Числа  1 -10   »,  стр.  10 – 11;

-  основная  часть  и  вариативная  разные  по  объему;

-  мозаика  заданий  стр.  68 – 69,  124 -  125;

-  тема  « Любимое  число »  стр.  126 – 127 »;

-  проекты  по  теме  стр.  126 -  127;

-  работа  в  паре  стр.  54;

-  задания  по  выбору  стр. 79;

-  творческие  задания  стр. 45,  продолжи  рис.,  вырежи  разные  фигуры  стр.  118;

-  интеллектуальный  марафон  стр.111;

-  поиск  информации  стр.  63, 84;

-  текстовые  задачи.

     В  учебнике  есть  задания:

-  сделай  вывод;

-  докажи  свою  правоту;

-  много   заданий  геометрического  характера,  логических  заданий.

      Даны  правила.

     Задания  сопровождаются  красочными  иллюстрациями.


     









     Учебник  окружающий  мир

                                Г.Г. Ивченкова,

                                 И.В. Потапов

     Составлен  в  соответствии  с  программой.

      Задачи  курса  ( на  отдельном  листе ).

      Учебник

-  имеет  основную  и  вариативную  части,  окрашенные  в  желтый  и  зеленый  цвет;

-  маршрутные  листы  « Пришла  пора  учиться »,  « Человек »,  « Природа  в  жизни  человека »,  « Человек  среди  людей »

-  повторение  тем  « Школа »,

 « Одежда »,  « Растения »  с проектной  деятельностью»;

-  по  каждому  разделу  мозаика  заданий.

     Основная  часть  темы  « Природа  в  жизни  человека  перенесена  из  учебника  2 класса  традиционной  программы.

     К учебнику  прилагается  тетрадь  на  печатной  основе  с  заданиями  по  каждому  уроку.