Краткая характеристика и собенности итоговой комплексной работы для 1 класса
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Нефедова Антонина Викторовна

Проверка и оценка достижений школьников является важной составляющей процесса обучения. В современной школе итоговая комплексная работа является наиболее актуальной и востребованной формой диагностики достижений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая характеристика и особенности итоговой комплексной работы для 1 класса

Проверка и оценка достижений школьников является важной составляющей процесса обучения. Система контрольно-оценочных мероприятий охватывает все возрастные категории учащихся и включает в себя самые разные виды и формы диагностики и мониторинга знаний. Итоговая аттестация учащихся позволяет дать оценку результатов обучения для выявления положительных и отрицательных тенденций усвоения учащимися федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В современной школе итоговая комплексная работа является наиболее актуальной и востребованной формой диагностики достижений учащихся.

Структура работы

Итоговая комплексная состоит из двух частей – основной и дополнительной.

В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по русскому языку, чтению, математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

 Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе, так как имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребёнком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребёнка.

В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.

Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.

Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.

Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовый диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвёртый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

Детям, которые к концу 1 класса ещё недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, кто не умел читать при поступлении в школу, или ребятам, у которых не было возможности получить элементарную подготовку к школе. Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

Индивидуальный подход учителя к подбору варианта поможет каждому ребёнку получить посильное задание и, как следствие, вполне заслуженный успех.    

Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.

Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.

В зависимости от уровня подготовки класса целесообразно затратить на проведение работы два, три или даже четыре урока, в течение которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе по 20-25 мин на каждом уроке.

Характеристика заданий итоговой комплексной работы.

Задания основной части

Первое задание каждого варианта направлено на установление темпа чтения про себя. Оно одинаково для всех учащихся (во всех вариантах) и носит исключительно диагностический характер. Результаты его выполнения фиксируются, но не оцениваются в баллах.

Во втором задании каждого варианта учащийся должен списать предложение. Умение правильно, без ошибок и искажений списывать текст – одно из базовых умений, необходимых при формировании основ правописания.

Формулировка второго задания идентична во всех вариантах. Учащимся предлагается выбрать в тексте любое предложение, списать его и проверить написанное, исправив допущенные ошибки, если это необходимо.

Максимальная оценка за задание – 1 балл.

В сильных классах учитель при необходимости может усложнить это задание, связав его, например, со знанием порядковых числительных (предложив учащимся выписать из текста не любое, а какое-либо определённое предложение – первое, второе, предпоследнее и т.д.), или со структурой текста (например, предложив учащимся выписать первое предложение второго абзаца), или с пунктограммами, которые, не являясь обязательными для изучения в начальной школе, тем не менее встречаются учащимся в учебных текстах и книгах.

В третьем задании каждого варианта проверялась осознанность чтения, понимание прочитанного.

Максимальная оценка за задание – 1 балл.

В различных вариантах учащимся было необходимо определить героев текста, восстановить его содержание или событийный ряд.

В первых трёх вариантах в задании предлагается выбрать один или несколько правильных ответов и отметить галочкой в специально отведённом для этого месте (пустом квадратике рядом с ответом).

В четвёртом варианте в задании нужно указать цифрами последовательность событий в тексте.

В четвёртом и пятом заданиях проверялись умение «перевести» текст на язык математики, сформированность навыков работы с числами (пересчёт, сравнение, установление числовых закономерностей). Владение понятиями «больше», «меньше», «столько же».

Формулировка четвёртого задания во всех вариантах (с выбором ответа) довольно близка.

Максимальная оценка за четвёртое задание -1 балл. 

Формулировка пятого задания тождественна во всех вариантах. В этом задании, которое состоит из двух частей, требуется записать цифрами результаты пересчёта объектов (первая часть), установить и продолжить закономерность, записав число (вторая часть).

Максимальная оценка за пятое задание -2 балла: по одному баллу за каждую из позиций (пересчёт и установление закономерности).

В шестом задании, состоящем из двух частей, проверяются умения выделить буквы мягких согласных звуков и определить количество звуков и букв в слове.

Формулировки этого задания во всех вариантах тождественны, задания различаются только подбором слов.

Максимальная оценка за задание-2 балла: по одному баллу за каждую из  позиций (выделение букв мягких согласных звуков и определение количества звуков и букв в слове).

Максимальная оценка в баллах за все шесть заданий основной части составляет 7 баллов (результаты задания 1 не подлежат оценке в баллах, а пятое и шестое задания оцениваются двумя баллами каждое).

Задания дополнительной части.

Данные задания носят скорее пропедевтический характер и оценивают не столько успешность освоения базовых представлений по математике, русскому языку и окружающему миру, сколько готовность первоклассников к овладению основными темами этих курсов при дальнейшем обучении.

В седьмом и восьмом заданиях (восьмое задание состоит из двух частей) проверяется сформированность первичных представлений учащихся о природных объектах. Успешное выполнение этих заданий требует активного привлечения жизненного опыта детей.

Седьмое задание во всех вариантах, за исключением четвёртого варианта, представляет собой задание с выбором ответа. При этом, выбирая нужный ответ, необходимо проанализировать, предлагаемые объекты по одному или двум основаниям. В четвёртом варианте учащимся нужно дать свободный краткий ответ, записав его в виде цепочки слов.

Максимальная оценка за седьмое задание- 1балл.

Формулировка восьмого задания во всех вариантах идентична, задания различаются выбором групп объектов, подлежащих анализу (живая/неживая природа, растения/животные, деревья/травянистые растения, объекты природы/то, что сделано человеком). Задание предполагает умение классифицировать объекты природы, установить принадлежность объектов к выделенным группам (первая часть) и умение привести свой пример представителя той или иной группы (вторая часть).

Основную сложность в том задании представляет его формат, требующий прочитать информацию, заданную в виде схемы, а также наличие лишнего объекта, который необходимо установить, самостоятельно.

        Максимальная оценка за восьмое задание- 2 балла: по одному баллу за каждую из позиций (классификация и умение привести свой пример).

Девятое задание во всех вариантах направлено на анализ готовности к решению математических задач. В нём оценивается сформированность умений перевести словесную информацию на язык математики и выполнить необходимые  вычисления (в пределах 10).

Формулировка задания во всех вариантах предполагает краткий свободный ответ (результат вычислений). В четвёртом варианте, кроме этого, требуется выбрать вопрос, отвечающий условию и предложенной записи решения задачи.

Максимальная оценка за это задание-1 балл.

В десятом задании во всех вариантах проверяется готовность учащихся к формированию и развитию такого важнейшего универсального умения, как умение строить свободное высказывание.

В этом задании во всех вариантах учащимся предлагается дать в письменной форме свободный развернутый ответ на вопрос по содержанию прочитанного текста. Задания различаются вопросом.

Кроме того, в задании оценивается сформированность навыков письма в ситуации свободного высказывания.

Максимальная оценка за это задания-1 балл: за содержание высказывания.

С этим заданием успешно справилось около половины учащихся.

В одиннадцатом задании во всех вариантах оценивается готовность ребёнка понять и объяснить  в свободной форме лексическое значение конкретного слова.

Формулировка задания тождественна во всех вариантах, задания различаются подбором слов для объяснения.

Максимальная оценка за это задание- 1 балл.

Таким образом, максимальная оценка в баллах за все пять заданий дополнительной части составляет 7 баллов (два задания - восьмое и десятое - оцениваются двумя баллами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая комплексная работа 3 класс

Контрольная работа в соответствии с ФГОС....

Итоговая комплексная работа 1 класс

Интегрированная контрольная работа для 1 класса, подойдёт для любого УМК, по ФГОС....

Итоговая комплексная работа 1 класс

Итоговая комплексная работа 1 класс  по УМК "Школа 2100"...

Итоговые комплексные работы 2 класс

В комплект входят четыре варианта итоговой комплексной работы для второклассников и методические рекомендации для учителя.Итоговая комплексная работа — это система заданий по чтению, русскому языку,ма...

Итоговая комплексная работа 4 класс

Итоговая комплексная работа для 4 класса.Цель  – определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 4 классов по итогам освоения программы за 4 класс начальной школы.Задачи...

Итоговая комплексная работа (1 класс)

Данный материал - вариант итоговой комплексной работы для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....

итоговая комплексная работа 1 класс

примеры комплексных работ 1 класс...