Программа "Краеведение"
рабочая программа (4 класс) по теме

Ушакова Ирина Рызеевна

Занятия по данной программе познакомиться с историей края, традициями северного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kraevedenie.docx136.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодёжной политики администрации МР «Княжпогостский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Емвы.

Программа в начальной школе

                               «Краеведение»

Программа рассмотрена и предложена к утверждению на заседании  методического совета МБОУ «СОШ №1» г.Емвы (протокол № 4  от 27 апреля 2012); утверждена  директором  МБОУ «СОШ №1» г.Емвы Салуян О. А.

Сведения об авторе.

Ф.И.О. автора

Ушакова Ирина Рызеевна

Квалификационная категория

Первая

Стаж педагогической работы

18 лет

Адрес учреждения

Р.Коми г.Емва ул.Дзержинского,102

Контактный телефон

(82139)21938

Дата рождения

28.09.1975г.

                Срок реализации программы :   2012 – 2013 учебный год.

                                                           г.Емва

                                                             2012 г.

Оглавление

1.Пояснительная записка                                                         стр.1

2.Цели и задачи ,                                                                       стр.1

3.Особенности программы                                                       стр. 2- 3

4.Средства достижения цели                                                    стр.3

5. Материально –техническое

   оснащение программы                                                           стр.4

6.Ожидаемые результаты                                                          стр.4

7. Содержание программы                                                       стр.5

8.Тематическое планирование                                                 стр.6 – 8

9. Литература                                                                              стр.9            

                                                     Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

  •  Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
  • Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  • Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

3. Особенности программы.

 Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание в начальной школе, 34 часа в год (1 час в неделю) содержит четыре раздела:

«Устное творчество коми народа»

В этот раздел включены народные сказки, загадки, пословицы и поговорки. Необходимо познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, показать особенность, самобытность, связанную с условиями жизни северного коми народа, подчеркнуть связь коми народа с природой. Надо выявить жанровые особенности произведений, поэтичность языка, раскрыть нравственную сущность произведений, показать связь, сходство с произведениями других народов. На уроках должна присутствовать словарная работа. Затем желательно использовать языковой материал на других уроках: чтения, русского языка. Уроки следует строить так, чтоб ученики были активными участниками процесса познания: читали, рассказывали, сравнивали, объясняли. С этой целью многие уроки проходят в форме групповой работы. Важно побудить детей работать самостоятельно, дома: перечитать или прочитать новое, выучить наизусть, проиллюстрировать, составить викторину.

 «Как жили коми в давние времена»

В этот раздел включены темы, связанные с бытом коми народа, с устройством жилища, украшением дома, изготовлением одежды. Раскрывая перечисленные темы, важно проводить сравнения с современностью, показывать трудолюбие, мастерство ремесленников, научить детей видеть эстетическую красоту  в старинных предметах. Многие темы желательно проводить в комплексе на разных уроках, включая уроки изобразительного искусства и технологии.

Возможные темы уроков изобразительного искусства и технологии.

ИЗО

Технология

1.

Орнамент коми народа.

Обработка бумаги. Вырезывание. Резные наличники

2.

Роспись носка, варежки.

Работа с пластилином. Изготовление посуды.

3.

Орнамент на одежде.

Обработка бумаги. Плетение.

4.

Эскизы орнаментов для карниза.

Желательно пригласить на уроки работников краеведческого музея и посетить музей.

 «Природа республики»

Уроки этого раздела помогут обогатить и углубить знания детей, полученные на уроках окружающего мира. Следует больше внимания уделить животному и растительному миру нашего ближайшего окружения. Важно привлечь внимание учащихся к самостоятельному поиску познавательного материала по теме.

«История города, района»

Уроки этого раздела помогут углубить знания детей об истории района, города в котором  они родились и выросли.

Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Вид программы – модифицированная

Средства достижения цели:

  • Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
  •        Основные формы занятий: В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы.

           Материально- техническое оснащение программы:

  • Учебный кабинет,  библиотека с читальным залом.
  • Мультимедийный проектор, компьютер.

                           

К концу  обучения дети должны знать:

в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии  России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  • работать в семейных архивах;
  • сравнивать и обобщать факты;
  • воспитывать бережное отношение к своему городу.

воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков

                                                 

                                             

                                                     Содержание программы

№ п/п

Тема

Кол – во часов

1

Устное творчество коми народа.

9

2

Как жили коми в давние времена.

12

3

Природа республики.

8

4

История города, района.

5

                                   

Календарно – тематическое планирование.

Тема раздела

Количество часов по разделу

Тема урока

Количество часов по теме.

1.Устное творчество коми народа.

2. Как жили коми в давние времена.

3. Природа республики.

4. История города, района.

9 ч.

12 ч.

8 ч.

5 ч.

Что изучает краеведение?

Коми народные сказки о животных.

 Волшебные коми сказки.

        

 Ёма, Гундыр, Ворса – отрицательные персонажи коми сказок.

Яг-морт – лесной человек.

 Бытовые сказки коми народа.

 Коми народные пословицы и поговорки.

 Коми народные загадки.

 Обобщающий урок по теме.

 Жилище коми народа.

 В коми избе.

 Народные мастера.

Уроки – встречи с работниками краеведческого музея.

 Материал для изготовления одежды и обуви.

Как рукодельница семью одевала? (Урок-встреча  с работником краеведческого музея.)

Народный костюм коми.

 Украшение одежды.

 Народный коми орнамент.

( Краеведение + изо).

 Обобщающий урок по теме.

Растения леса.

Дары леса. Грибы.

Дары леса. Ягоды.

 Ядовитые растения леса.

 Животный мир тайги.

 Рыбные богатства республики.

 Природа республики в произведениях коми поэтов и писателей.

(Краеведение + внеклассное чтение).

 Обобщающий урок по теме.

Населённые пункты нашего района.

 Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.

 Государственные символы города, республики.

Урок – экскурсия по улицам города.

 

Обобщающий урок по теме.                    

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Литература:

1.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980.

2.Коми народные загадки. Сыктывкар.1975.

3.Коми народные сказки. Сыктывкар.1996.

4.Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар.1983.

5.Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов. Сыктывкар.1985.

6.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994.

7.Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997.

8.Журавлёв С. Азбука пармы. Сыктывкар. 1995.

9.Моисеев К.А., Волкова Г.А., Мартынов Л.Г. Декоративные растения на севере.Сыктывкар.1984.

10.Климова Г. Текстильный орнамент коми.