Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".
план-конспект урока (4 класс) на тему

Комарчук Ольга Александровна

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komarchuk_o.a._konspekt_po_svetskoy_etike.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дружба»

Цель и задачи:   раскрытие понятий «дружба», «настоящий друг», «дружеские отношения»,                       дружелюбность»; формирование о личностных качествах, которыми обладают друзья; определение значения дружбы в жизни каждого человека, ее ценности и необходимости; развитие умений анализировать поступки свои и других людей, соотносить их с общепризнанными ценностями; воспитывать чувство дружелюбности, доброжелательности, сопереживания, отзывчивости.

Виды деятельности: беседа, взаимообъяснение, составление словаря терминов и понятий, памяток, работа в группах.

Основные термины и понятия: дружба, друзья, приятели, недруг, дружеские отношения, дружелюбность.

Оборудование: мультимедийный проектор, смарт доска, учебник, карточки с заданиями..

этапы

содержание

примечание

1.

Организационный момент.

2.

Актуализация знаний.

  • Может ли человек быть один? Почему?
  • Какие люди окружают человека?
  • На какие группы можно разделить всех людей, которые окружают человека? (семья, одноклассники, соседи, друзья, знакомые,  родственники, пассажиры, незнакомые  и так далее).
  • Как вы думаете, какие из этих групп самые важные для человека?

3.

«Открытие нового».

  • Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном понятии в жизни каждого человека! Послушайте притчу…

СВЕТЛЯЧОК

Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.

Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно.

А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.

Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):

– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.

– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.

– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.

Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком.

Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.

Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал...

Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:

– Что случилось? Я так по тебе соскучился.

– А разве ты не видишь?

– Нет, – честно ответил мальчик.

– Ну, и ладно, – сказал светлячок.

– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.

– Что? – удивился светлячок.

– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву... Вот бы хоть разок взглянуть на это.

И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!

– Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.

– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.

– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

ОБСУЖДЕНИЕ:

  • Назови персонажей этой притчи?
  • Для чего светлячок все время возвращался на поляну, где сидел мальчик?
  • Какой был светлячок в начале притчи? А в конце?
  • Почему светлячка перестали замечать?
  • Как изменилось отношение мальчика к светлячку в начале притчи? А в конце?
  • О чем светлячок захотел рассказать мальчику в конце? Почему?
  • Почему не рассказывал об этом раньше?
  • Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить? (о дружбе)

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно? 
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?

С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

4.

Выяснение сути понятия «дружба» и понятий, связанных с понятием «дружба».

1. Давайте обратимся к словарю Ожегова и узнаем, что обозначает понятие «дружба»!

Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

  • Что значит «близкие отношения»?
  • Что значит «взаимное доверие»?
  • Как вы понимаете фразу «общность интересов»?

2. Подбор слов-ассоциаций!

  • Какие слова приходят на ум, когда мы слышим слово «Дружба»? (друг, подружка, дружный, взаимопомощь, порядочность, дружелюбие, друзья, приятель, товарищ, знакомый, бескорыстие, дружеские отношения, теплота, привязанность, общие интересы, уважение, доверие)
  • Что обозначает каждое из слов?
  • Насколько тесно они связаны с понятием «дружба»?
  • На какие группы можно разбить эти слова?

(«Личностные качества людей», « Название людей-друзей»,  «Названия отношений между людьми»).

Разложим эти слова в свои «мешочки»!

  • Игра «Найди лишние слова»!!! Рассмотрим более подробно «мешочек» «Название людей-друзей»!
  • Какие слова будут лишними? (приятель, товарищ, знакомый) Почему? Что обозначает каждое из слов?

 

5.

Физкультминутка.

  1. Дружба – это тёплый ветер, 
    Дружба – это светлый мир, 
    Дружба – солнце на рассвете, 
    Для души весёлый пир. 
    Дружба – это только счастье, 
    Дружба – у людей одна.

(При чтение стихотворения дети повторяют движения за учителем. Движения можно подобрать любые, соответствующие тексту.)

  1. Представьте, что вы давно не видели лучшего друга. И вот сегодня состоится ваша встреча!

Как при помощи мимики, жестов вы выразите свою радость?

А теперь представьте, что друг уезжает надолго!

Выразите свою печаль!

6.

Закрепление.

1.  Послушайте рассказ «Велосипед»!

ВЕЛОСИПЕД

Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. Ведь дружат не только они, но их папы и мамы. Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. Они очень любят друг друга. Поэтому всё у них ладится. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как ни друг поймёт и утешит. Это большое счастье иметь настоящих друзей.

Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком. Первым об этом, конечно же, узнал Женя. Он был очень рад за друга, так как такого велосипеда у него ещё не было. Ведь в семье у Жени растёт ещё много маленьких братиков и сестрёнок. А Саша у своих родителей единственный.

– Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – Хочешь, дам тебе покататься? Вот, держи. Будем ездить по очереди. Давай вокруг нашего дома. Ты первый, а я пока на лавочке посижу.

Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.

– Здорово! Даже сердце замирает от радости.

– Ох, попробовать бы побыстрее. Вот это да! Вот это велосипед!

И вдруг – бабах!

Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. Врезался в посаженное посредине дерево и упал. С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь. Ныло и щипало плечо, опухал разбитый нос. Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём. Да и ещё и красивый блестящий щиток лопнул и тоскливо свисал над колесом. У Жени от ужаса замерло сердце. Что же теперь делать? Как быть?

А к клумбе уже спешил встревоженный долгим отсутствием друга Саша.

– Саша, я не специально. Ты меня прости, пожалуйста! Я что-нибудь придумаю, ты только не переживай. Ладно?!

Но глаза Саши наполнились слезами. О, если бы он знал, что так случится. Ведь он даже ещё не успел накататься на своём велосипеде.

Тут, откуда ни возьмись, к мальчикам подбежал их сосед Стёпа. Его давно уже злила их дружба. Или, может быть, завидовал мальчишка, так как не имел своих друзей.

– Вот это да. – Стёпа удивлённо присвистнул. – Говорил я тебе Саша, зря ты с Женей дружишь. Он же это специально сделал. Ведь у него такого велосипеда нет. Что ты теперь своим родителям скажешь?

Женя, чуть не плача, возмутился:

– Неправда. Я не мог специально. Не верь ему, Саша.

Жене из-за всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и пошёл к дому. А рядом с ним, громко крича, шёл Стёпа:

– Да, я сам в окно видел, как он разогнался и в клумбу заехал. Вот тебе и дружок.

Женю душили слёзы обиды и бессилия. Когда он вернулся домой, мама была на кухне. Мальчик потихонечку шмыгнул в свою маленькую комнату. Жене сейчас так хотелось побыть одному, обо всём подумать, ... Как бы хотелось Жене, чтобы Саша ему поверил и простил, чтобы всё было, как и прежде. Да, такого между друзьями ещё не бывало.

Всю ночь Женя плохо спал. Он часто встревожено просыпался. Только под утро Женя крепко заснул, и тут его разбудил будильник: пора в школу. Вчерашние события врезались в память, как острый нож. Как же быть?

Женя заглянул в комнату папы. Отец читает. Лицо спокойное и доброе. Папе можно верить.

Женя шагнул к нему, еле сдерживая слёзы.

– Папа, помоги, у меня беда.

Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

– Сегодня я работаю. Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе. Деньги, сынок, я даю тебе взаймы. Летом в трудовом лагере заработаешь и отдашь. Согласен?

– Согласен, папочка! Спасибо тебе!

– Собирайся быстрее, чтоб тебе успеть в школу.

В свой класс Женя вошёл радостный. Взглядом поймал хмурые Сашины глаза. Улыбнулся ему.

После уроков Женя бежал домой как на крыльях. Новый блестящий уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. Какой же чудесный у Жени папа. Он всегда готов выручить сына из беды. Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. Удивилась. Женя быстро поздоровался, как можно короче и понятней всё объяснил, хотя ему показалось, что тётя Клара ничего не поняла.

– А кто разбил велосипед? Ты? Разве не Саша? Странно.

Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. Как всё удачно! Женя успел до возвращения Саши из школы. Повезло. Теперь у них с папой впереди интересное дело – технику ремонтировать. Вдвоём они обязательно справятся. В этом Женя не сомневался. Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. Не выдал его родителям. Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. Досталось же бедняге, наверное. Ничего. Женя этого никогда не забудет. Зря, выходит, старался Стёпа. Слава Богу!

Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. У двери стоял Саша. Молчит. И Женя молчит. Сейчас они только смотрят друг на друга. Да и зачем им слова? И так всё ясно.

Великая вещь – дружба.

  • О ком этот рассказ?
  • Как вы думаете, ребята – друзья? Докажите!
  • Что произошло?
  • Почему Саша молча ушел домой?
  • Почему Женя не спал всю ночь?
  • Какой выход нашел Женя? Кто ему помог?
  • Почему Сашина мама удивилась, увидев Женю с новым велосипедом?
  • Кто из ребят поступил как настоящий друг?
  • Как вы понимаете фразу «Сейчас они только смотрят друг на друга. Да и зачем им слова? И так всё ясно».
  • Кто же такой – настоящий друг? Можно ли назвать мальчиков настоящими друзьями?

Кто такой настоящий друг?

  • Всегда сможет помочь  в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей.
  • искренне порадуется вашим успехам, а не будет делать вид, что он рад, и при этом в душе завидовать.
  • Найдёт для вас нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям
  • Может пожертвовать своими нуждами, чтобы помочь вам.
  • На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами и  всегда рад оказать Вам помощь.

 

2. Работа в группах «Собери пословицу»!

На столе разложены карточки с частями пословиц о дружбе! Класс разделить на 4 группы! Дети выбирают необходимые карточки, собирают пословицу и объясняют ее смысл!

Пословицы:

  • «Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдёшь».
  • «Человек без друга, что земля без воды».
  • «Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает».
  •  «Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года».
  •  «Старый друг лучше новых двух».
  • «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью».
  • «Друзья познаются в беде.
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
  •  «У друга пить воду слаще неприятельского мёду».
  • «Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг».
  • «Взаимное доверие – основа дружбы».
  • «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придётся опять её связать, то останется узел».

3. Высказывание известных людей о дружбе.

В разные времена многие известные люди высказывались о дружбе. Давайте попробуем разобраться в смысле их высказываний, а также согласиться с ними или нет!

  • «Дружба не такой жалкий огонёк, чтобы потухнуть в разлуке» (Иоганн Шиллер)
  • «Друг – это тот, кто всякий раз, когда ты в нём нуждаешься, об этом догадывается» (Ж. Генан)
  •  «Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок» (Фрэнсис Бэкон)
  • «Не спешите подружиться; но если подружились, будьте в дружбе постоянны и тверды» (Сократ)
  • «Упрекай друга наедине, а хвали – публично» (Солон)
  •  «Дружба есть равенство» (Пифагор)

7.

Итог урока.

Итак, сегодня мы с вами говорили об очень важном понятии в жизни каждого человека – о дружбе!!!

Давайте попробуем сформулировать и составить памятки о дружбе:

  • Особенности дружбы:

  бескорыстна;
  является привязанностью;
  устойчива (дружеские отношения длятся долго, а чувства являются стабильными);
  может испытываться по отношению к нескольким людям (обычно  немногим);

  • Личные качества, необходимые для дружбы:

  искренность, открытость;
  сочувствие;
  умение выслушать;
  интерес к делам и переживаниям другого;
  готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;
  готовность прощать;
  умение признавать свои ошибки;
  умение принимать советы;
  умение хранить секреты.

  • Правила дружбы:
  • Один за всех и все за одного.
  • Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  •  Радуйтесь вместе с друзьями.
  • Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.\
  •  Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
  • Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

Ежегодно 9 июня мир отмечает День друзей. Эта праздничная дата считается неофициальной, но повод для её создания не теряет актуальности.

Международный день друзей просто создан для того, чтобы мы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас, и порадовали их.

Про этот праздник в России знают совсем немногие. Между тем Международный день друзей с каждым годом становится всё популярнее.

Каждый год 30 июля отмечается Международный день дружбы. Этот праздник считается одной из самых молодых дат в календаре событий.

Она была утверждена во время 65-й сессии генассамблеи ООН 27 апреля 2011 года.

 

 

      Если Вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким настоящим другом! Всегда нужно начинать с себя, а не требовать от других того, чего Вы сами не делаете

Resource id #1686

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...